Научная статья на тему 'ВКЛАД СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ВКЛАД СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СПОРТСМЕНЫ / СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деговцев Николай Сергеевич, Горская Галина Борисовна

В последнее время усилился интерес к средовым условиям, сказывающимся на становлении самооценки, особенно, в подростковом возрасте. Этот фактор становления самооценки относится к недостаточно исследованным. Цель исследования заключается в установлении специфики роли различных групп ближайшего социального окружения в становлении самооценки спортсменов-подростков. В исследовании приняли участие 140 спортсменов подросткового возраста, занимающихся единоборствами. Самооценка устанавливалась по методике Дембо-Рубинштейн, отношения со сверстниками семейным окружением по методике Н.В. Кузьминой. отношения с тренером по методике «Тренер-спортсмен». Полученные данные подвергались корреляционному анализу. Установлена ведущая роль родителей и семейного окружения в формировании самооценки спортсменов-подростков. Значимость сверстников сопряжена с тенденцией к снижению уровня притязаний. Удовлетворенность гностическим и эмоциональным компонентом отношений с тренером сопряжена со снижением уровня притязаний и увеличением расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Результаты исследования подтверждают ведущую роль родителей юных спортсменов и их семейного окружения в формировании основанной на реалистичной самооценке уверенности в своих силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деговцев Николай Сергеевич, Горская Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE SOCIAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF SELFESTEEM OF ADOLESCENT ATHLETES

Recently, there has been an increase in interest in environmental conditions affecting the development of self-esteem, especially in adolescence. This factor of the formation of self-esteem belongs to the insufficiently researched. The purpose of the study is to establish the specificity of the role of various groups in the immediate social environment in the development of self-esteem among adolescent athletes. The study involved 140 adolescent athletes involved in martial arts. Self-esteem was established according to the Dembo-Rubinstein method, relations with peers and the family environment according to the method of N.V Kuzmina. relationship with the coach according to the "Trainer-athlete" method. The obtained data were subjected to correlation analysis. The leading role of parents and family environment in the formation of self-esteem of adolescent athletes has been established. The importance of peers is associated with a downward trend in the level of aspirations. Satisfaction with the gnostic and emotional component of the relationship with the coach is associated with a decrease in the level of aspirations and an increase in the discrepancy between the level of aspiration and self-esteem. The results of the study confirm the leading role of parents of young athletes and their family environment in the formation of self-confidence based on realistic self-esteem.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9.07

ВКЛАД СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Николай Сергеевич Деговцев, преподаватель, Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и. туризма, Краснодар

Аннотация.

В последнее время усилился интерес к средовым условиям, сказывающимся на становлении самооценки, особенно, в подростковом возрасте. Этот фактор становления самооценки относится к недостаточно исследованным. Цель исследования заключается в установлении специфики роли различных групп ближайшего социального окружения в становлении самооценки спортсменов-подростков. В исследовании приняли участие 140 спортсменов подросткового возраста, занимающихся единоборствами. Самооценка устанавливалась по методике Дембо-Рубинштейн, отношения со сверстниками семейным окружением по методике Н.В. Кузьминой. отношения с тренером по методике «Тренер-спортсмен». Полученные данные подвергались корреляционному анализу. Установлена ведущая роль родителей и семейного окружения в формировании самооценки спортсменов-подростков. Значимость сверстников сопряжена с тенденцией к снижению уровня притязаний. Удовлетворенность гностическим и эмоциональным компонентом отношений с тренером сопряжена со снижением уровня притязаний и увеличением расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Результаты исследования подтверждают ведущую роль родителей юных спортсменов и их семейного окружения в формировании основанной на реалистичной самооценке уверенности в своих силах.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, подростковый возраст, спортсмены, средовые факторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p474-481

CONTRIBUTION OF THE SOCIAL ENVIRONMENT TO THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF ADOLESCENT ATHLETES Nikolay Sergeevich Degovtsev, the teacher, Galina Borisovna Gorskaya, the doctor of psychological sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Abstract

Recently, there has been an increase in interest in environmental conditions affecting the development of self-esteem, especially in adolescence. This factor of the formation of self-esteem belongs to the insufficiently researched. The purpose of the study is to establish the specificity of the role of various groups in the immediate social environment in the development of self-esteem among adolescent athletes. The study involved 140 adolescent athletes involved in martial arts. Self-esteem was established according to the Dembo-Rubinstein method, relations with peers and the family environment according to the method of N.V. Kuzmina. relationship with the coach according to the "Trainer-athlete" method. The obtained data were subjected to correlation analysis. The leading role of parents and family environment in the formation of self-esteem of adolescent athletes has been established. The importance of peers is associated with a downward trend in the level of aspirations. Satisfaction with the gnostic and emotional component of the relationship with the coach is associated with a decrease in the level of aspirations and an increase in the discrepancy between the level of aspiration and self-esteem. The results of the study confirm the leading role of parents of young athletes and their family environment in the formation of self-confidence based on realistic self-esteem.

Keywords: self-esteem, level of claims, adolescence, athletes, environmental factors.

ВВЕДЕНИЕ

Самооценка является предметом интереса исследователей и практиков в течение длительного времени [1, 4]. Постоянный интерес к ее исследованию объясняется уста-

новленным влиянием самооценки на уверенность в своих силах, на уровень тревожности и риск развития депрессии. Она взаимосвязана с внутренним локусом контроля и, в конечном счете, является предпосылкой успешности различных видов деятельности [1, 5]. Исследования самооценки на данный момент выходят на новый этап развития. При этом крайние позиции оценки собственных возможностей одинаково негативно влияют на поведение человека [4].

Значимость реалистичной самооценки как ресурса успешности деятельности привлекает внимание исследователей к факторам ее становления В последнее время усилился интерес к средовым условиям, сказывающимся на становлении самооценки, особенно, в подростковом возрасте. В связи с этим рассматривается роль сверстников в формировании самооценки подростков [2, 11]. Рассматривается и роль родителей, и стиля родительского воспитания как фактора становления самооценки подростков [7, 10]. Однако изучение взаимосвязи особенностей самооценки лишь с одним из компонентов социального окружения, как это происходит во многих исследованиях, не дает возможности получить целостную и отражающую реальный процесс формирования самооценки картину средо-вых факторов этого процесса.

Особую значимость имеет изучение факторов становления самооценки в спорте. Спорт, как показывают исследования, способствует формированию реалистичной самооценки и связанной с ней уверенности спортсменов в себе [3, 6, 8]. В то же время даже у спортсменов высокого класса наблюдаются особенности самооценки, которые снижают их уверенность в себе и результативность выступлений в соревнованиях [5]. К ним относится, в частности, сильное расхождение уровня притязаний и самооценки.

Недостаток научных данных о средовых факторах самооценки спортсменов подросткового возраста не позволяет вести целенаправленную, проактивную работу по формированию ресурсных параметров самооценки, соответствующих самореализации спортсменов. Именно эта проблемная ситуация побудила проведение излагаемого в статье исследования. Цель исседования - выявить взаимосвязи компонентов самооценки и показателей средовых факторов ее формирования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 140 спортсменов подростков в возрасте 12-16 лет, занимающихся единоборствами.

Для решения поставленной задачи исследования были использованы такие методики психодиагностики как методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, методика диагностики значимости социального окружения и типов взаимоотношений с ним «Социально-психологические связи» Н.В. Кузьминой, методика диагностики взаимоотношений с тренером «Тренер-спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуло-вым., методика диагностики восприятия родительского отношения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Важной опорной точкой исследования является выявление связей показателей значимости лиц ближайшего социального окружения подростков и уровня самооценки спортсменов-подростков. Полученные данные методики «Социально-психологические связи» позволят определить важность в становлении самооценки лиц семейного и внесе-мейного круга общения, а так же типов взаимоотношений с ними. По данным исследования (таблица 1) мы видим преобладание корреляционных взаимосвязей лиц семейного круга с самооценкой подростков.

Среда семейного общения способствует формированию у подростков важных качества оценки собственных возможностей. Взаимосвязи прослеживаются как с общим уровнем самооценки, так и с такими частными показателями как умелые руки, внешность и уверенность в себе.

Таблица 1 - Корреляционные взаимосвязи самооценки с важностью лиц близкого социального окружения_

Значимость лиц из ближайшего социального окружения подростков-спортсменов Здоровье Умственные способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе Инте-граль-ный показатель Диффе-ренциро-ванность

Самооценка

Мать 0,151 0,127 0,124 0,060 0,129 0,141 0,197* 0,244** -0,138

Отец 0,130 0,106 0,141 0,071 0,323** 0,292** 0,427** 0,326** -0,248**

Бабушка 0,025 0,131 0,151 0,071 0,245** 0,118 0,139 0,190* -0,057

Дедушка 0,119 0,112 0,031 0,014 0,241** 0,138 0,193* 0,180* -0,073

Брат/сестра 0,098 -0,044 0,094 0,113 0,186* 0,174* 0,244** 0,206* -0,219**

Родственники 0,002 0,061 0,011 -0,066 0,199* 0,046 0,118 0,112 -0,269**

Друг/подруга из класса -0,075 0,085 0,029 -0,115 -0,097 -0,112 -0,074 -0,121 -0,198*

Друг/подруга из школы 0,024 -0,009 0,145 -0,070 -0,066 -0,058 -0,053 -0,045 -0,162

Друг/подруга вне школы 0,030 0,051 0,016 -0,064 -0,163 -0,103 -0,043 -0,094 0,046

Друг/подруга из секции 0,008 0,120 0,124 -0,036 -0,065 -0,016 -0,014 -0,004 -0,242**

Тренер 0,055 0,040 0,141 0,076 0,096 0,082 0,232** 0,124 -0,196*

Мать/отец товарища -0,105 -0,016 0,151 -0,082 -0,052 0,082 0,073 0,017 -0,359**

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; заливкой выделены достоверные коэ( )фициенты корреляции.

Взаимосвязи с показателями значимости лиц вне семейного круга общения немногочисленны. Прослеживается только положительная корреляционная связь показателя значимости тренера с показателем самооценки уверенности в себе, корреляционные связи показателей значимости сверстников с показателями самооценки не установлено за исключением отрицательных корреляционных связей значимости сверстников с показателем дифференцированности самооценки. Следовательно, оценивая себя, спортсмены-подростки в большей степени ориентируются на семью, чем на сверстников. Важность лиц семейного и вне семейного круга общения отрицательно связана с диффренцированностью самооценки. Можно сказать о том, что социальные взаимодействия способствуют более реалистичному представлению о себе у подростков.

Результаты исследования корреляционных взаимосвязей важности лиц ближайшего социального окружения и уровня притязаний (таблица 2) показывают разнонаправленность корреляционных связей показателей уровня притязаний и значимости семейного и внесемейного круга общения.

Таблица 2 - Корреляционные взаимосвязи показателей уровня притязаний с показателями важностью лиц близкого социального окружения_

Значимость лиц из ближайшего социального окружения подростков-спортсменов Здоровье Умствен ствен- ные способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе Инте-тральный показатель Диффе-рен-циро-ван-ность

Уровень притязаний

Мать -0,031 0,009 0,053 -0,071 0,022 0,007 -0,044 0,020 -0,052

Отец 0,057 -0,016 0,134 0,106 0,187* 0,197* 0,206* 0,173* -0,154

Бабушка 0,016 0,080 0,109 0,015 0,174* 0,070 0,035 0,111 -0,072

Дедушка 0,097 0,105 0,068 -0,022 0,153 0,050 0,056 0,084 -0,081

Брат/сестра 0,044 0,029 0,145 0,053 0,118 0,172* 0,141 0,181* -0,146

Родственники -0,032 0,077 0,029 -0,142 0,025 0,005 -0,026 -0,018 -0,180*

Друг/подруга из класса -0,166* 0,095 0,020 -0,011 -0,137 -0,114 -0,124 -0,089 -0,140

Друг/подруга из школы -0,087 -0,047 0,053 -0,027 -0,088 -0,061 -0,125 -0,088 -0,173*

Друг/подруга вне школы -0,023 -0,074 -0,062 -0,082 -0,187* -0,087 -0,100 -0,152 -0,033

Друг/подруга из секции -0,137 0,042 -0,128 -0,095 -0,159 -0,093 -0,131 -0,116 -0,053

Тренер 0,009 -0,103 -0,041 0,047 0,014 0,104 0,046 -0,009 -0,116

Мать/отец товарища -0,192* -0,068 -0,139 -0,181* -0,178* -0,131 -0,147 -0,194* -0,035

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; заливкой выделены достоверные коэс шциенты корреляции.

Среда семейного общения способствует поддержанию высокого уровня притязаний. В особенности стоит отметить важность отца в формировании общего уровня притязаний и таких частных показателей как умелые руки, внешности и уверенности в себе. Смещение внимания в сторону общения со сверстниками является важным в становлении личности в социуме. Данные корреляционного анализа показали повышение критичности по отношению к себе с повышением важности сверстников и их родителей. Желание быть принятым в обществе заставляет подростков занижать свои возможности, чтобы не отличаться от основной массы людей из близкого социального окружения.

Снижение внутреннего конфликта между реальным и идеальным представлением о себе у подростков так же связано с лицами семейного и внесемейного круга общения (таблица 3).

Таблица 3 - Корреляционные взаимосвязи расхождения самооценки и уровня притязаний с важностью лиц близкого социального окружения_

Значимость лиц из ближайшего социального окружения подростков-спортсменов Здоровье Умственные способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе Интегральный показатель

Расхождение самооценки и уровня п] штязаний

Мать -0,117 -0,088 -0,250" -0,147 -0,088 -0,190* -0,246** -0,236**

Отец -0,089 -0,132 -0,176* -0,010 -0,328** -0,193* -0,360** -0,214*

Бабушка -0,019 -0,082 -0,155 -0,112 -0,179* -0,132 -0,152 -0,144

Дедушка -0,060 -0,036 -0,119 -0,084 -0,161 -0,182* -0,203* -0,146

Брат/сестра -0,075 0,085 -0,099 -0,032 -0,128 -0,062 -0,216* -0,131

Родственники 0,007 0,033 -0,110 -0,053 -0,149 -0,095 -0,157 -0,134

Друг/подруга из класса 0,018 -0,046 -0,050 0,080 0,128 0,011 0,022 0,051

Друг/подруга из школы -0,052 -0,031 -0,052 0,052 0,115 0,020 0,013 0,007

Друг/подруга вне школы -0,053 -0,140 -0,058 0,008 0,045 0,021 0,006 -0,016

Друг/подруга из секции -0,014 -0,100 -0,168* -0,049 0,036 -0,129 -0,070 -0,131

Тренер -0,053 -0,124 -0,218** -0,068 -0,088 -0,088 -0,264** -0,165

Мать/отец товарища 0,101 0,013 -0,079 -0,019 0,048 -0,205* -0,140 -0,059

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; заливкой выделены достоверные коэфициенты корреляции.

Чем более значимо социальное окружение, тем меньше расхождение уровня притязаний и самооценки. По-видимому, это объясняется как восприятием подростками поддержки прежде всего семейного окружения, так и тем, что ориентация на социальное окружение побуждает к более реалистичной постановке целей.

Анализ корреляционных взаимосвязей типов взаимоотношений с социальным окружением и самооценкой, уровнем притязаний и расхождением самооценки и уровня притязаний (рисунок) показал важность социальных взаимодействий в становлении компонентов самооценки у спортсменов-подростков.

Достоверность на уровне р<0,05 имеют 66% представленных корреляционных взаимосвязей, а 34% корреляционных взаимосвязей имеют достоверность на уровне р<0,01. В становлении общего уровня самооценки и таких частных показателей как характер, внешность и уверенность в себе важным является поиск защиты, понимания и поддержки со стороны социального окружения. Тип социального взаимодействия «советуюсь» связан со снижением переживаний по поводу не соответствия реального и идеального представления о себе по показателям характер, внешность и уверенность в себе. Все типы взаимоотношений связаны со снижением дифференцированности самооценки, а со снижением дифференцированности уровня притязаний связаны такие типы взаимоотношений как «уверен, защитит» и «хочу подражать». Снижение внутреннего конфликта также связано с такими типами взаимодействия с социальным окружением, как «советуюсь», «дорожу мнением», «уверен поймет», «уверен поможет», «уверен защитит».

Типы Показатели самооценки Типы

взаимоотношении с взаимоотношений

социальным с социальным

окружением окружением

Советуюсь с Здоровье Р Советуюсь

> У

с Умственные способности Р

Дорожу мнением \ N \ Ч ^ У У у ' 1/ Дорожу мнением

с Характер Р

У \ /// / 4 '

Могу довериться с Авторитет у сверстников Р Могу довериться

N \У/ 4 У \>!>

// с Умелые руки Р Ж

Уверен У Уверен

поймет / Уд \ с Внешность Р поймет

У

Уверен поможет с Уверенность в себе Р (/.' о. Уверен поможет

У

Уверен защитит с Интегральный показатель Уверен защитит

4 Л* У Р

Хочу подражать с Дифференцированность Хочу подражать

= = — - » У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: красные пунктирные линии - отрицательные корреляционные взаимосвязи; черные линии -положительные корреляционные взаимосвязи; С - самооценка; У - уровень притязаний; Р - расхождение самооценки и уровня притязаний.

Рисунок - Достоверные корреляционные взаимосвязи показателей самооценки и типов взаимоотношений с

социальным окружением

Так как ранее было отмечено, что важность родителей связана с параметрами самооценки был проведен углубленный анализ взаимоотношений, который позволит увидеть тонкости общения в семейном круге и их роль в становлении самооценки. Данные корреляционных взаимосвязей восприятия родительского отношения с компонентами самооценки представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Корреляционные взаимосвязи показателей самооценки восприятия родительского отношения

Показатели самооценки Вовлеченность матери Поддержание матерью Теплота отношения Вовлеченность отца Поддержание отцом Теплота отношения

автономии матери автономии отца

Самооценка

Здоровье 0,045 0,131 0,148 0,139 0,153 0,169*

Умственные способности 0,100 -0,041 0,198* 0,118 0,135 0,101

Характер 0,099 0,181* 0,153 0,342** 0,268** 0,318**

Авторитет у сверстников 0,150 0,089 0,065 0,264** 0,089 0,037

Умелые руки 0,152 -0,058 0,124 0,261** 0,105 0,292**

Внешность 0,187* 0,098 0,338** 0,330** 0,205* 0,271**

Уверенность в себе 0,214* 0,133 0,305** 0,343** 0,285** 0,403**

Интегральный показатель 0,207* 0,086 0,309** 0,409** 0,260** 0,357**

Дифференцированность -0,003 -0,016 0,004 -0,236** -0,127 -0,052

Уровень притязаний

Здоровье -0,144 -0,118 -0,025 -0,037 -0,016 -0,009

Умственные способности -0,107 -0,195* -0,002 0,006 -0,030 -0,087

Характер -0,074 -0,105 0,029 0,065 0,088 0,031

Авторитет у сверстников -0,001 -0,008 0,043 -0,015 0,062 -0,079

Умелые руки -0,002 -0,144 0,028 -0,004 0,048 0,027

Внешность 0,093 -0,050 0,293** 0,154 0,146 0,264**

Уверенность в себе 0,094 -0,102 0,118 0,113 0,135 0,105

Интегральный показатель -0,019 -0,145 0,142 0,069 0,094 0,085

Дифференцированность -0,005 0,096 -0,070 -0,112 -0,097 0,025

Расхождение самооценки и уровня притязаний

Здоровье -0,144 -0,222** -0,164 -0,120 -0,126 -0,118

Умственные способности -0,182* -0,121 -0,211* -0,139 -0,134 -0,127

Показатели самооценки Вовлеченность матери Поддержание матерью автономии Теплота отношения матери Вовлеченность отца Поддержание отцом автономии Теплота отношения отца

Характер -0,145 -0,294** -0,200* -0,238** -0,166 -0,285**

Авторитет у сверстников -0,158 -0,141 -0,108 -0,343** -0,084 -0,178*

Умелые руки -0,201" -0,043 -0,151 -0,327** -0,085 -0,366**

Внешность -0,199* -0,209* -0,241** -0,269** -0,108 -0,123

Уверенность в себе -0,216" -0,224** -0,302** -0,323** -0,238** -0,417**

Интегральный показатель -0,266** -0,255** -0,296** -0,372** -0,152 -0,336**

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; заливкой выделены достоверные коэфициенты корреляции.

В данном случае мы видим большое количество положительных корреляционных взаимосвязей воспринимаемых параметров родительского отношения с самооценкой и отрицательные с расхождением самооценки и уровня притязаний, которые имеют отличительные черты между отношений с матерью и отцом. Как известно в подростковом возрасте важным является приобретение самостоятельности в принятии решений, в связи с чем, подростки стремятся к автономии со стороны родителей.

Данные показали, что в большей степени поддержание автономии со стороны отца способствует становлению частных показателей самооценки, а поддержание автономии со стороны матери способствует снижению переживаний по поводу не соответствия реальный и идеальный представлений о собственных возможностях, как ряда частных показателей самооценки так и интегрального.

Вовлеченность и теплота отношений с родителями является важным показателем становления адекватной самооценки подростков по таким параметрам как характер, уверенность в себе и внешность. Связи прослеживаются как с показателями самооценки, так и с показателями расхождения самооценки и уровня притязаний. Важно отметить, что по количеству и тесноте корреляционных взаимосвязей преобладают показатели вовлеченности и теплоты отношений с отцом. Это может быть связано с особенностью выборки испытуемых, преимущественно состоящих из подростков мужского пола. Отец является эталоном поведения, в связи с чем его роль в жизни юношей является важным показателем становления сильной и уверенной в себе личности. Так же отношения с родителями имеют отличия в связях по некоторым частным показателям самооценки. Так теплота и вовлеченность со стороны отца способствует становления адекватной самооценки показателей умелые руки и авторитет у сверстников, что так же можно расценить как пример мужского поведения. Со стороны показателей отношения с матерью более четко прослеживаются взаимосвязи с оценкой умственных способностей. Вовлеченность и теплота отношения матери поддерживают самооценку и снижают расхождение оценки умственных способностей, а поддерживание автономии увеличивает ее критичность.

Спортивная деятельность имеет свои эталоны, и носителем этих эталонов является тренер. Как показали исследования, тренер важный человек в становлении личности спортсменов. Но при более детальном изучении взаимосвязей деятельности тренера можно увидеть особенности взаимоотношений в системе тренер-спортсмен. В ходе исследования были выявлены корреляционные взаимосвязи гностического показателя деятельности тренера и расхождения самооценки и уровня притязаний показателей «характер» (г= 0,175, р<0,05) и «авторитет у сверстников» (г= 0,206, р<0,05), а так же эмоционального показателя деятельности тренера и уровня притязаний показателей «умственные способности» (г= -0,188, р<0,05), «характер» (г= -0,214, р<0,05), «интегральный показатель» (г= -0,218, р<0,01).

Компетентность тренера и эмоциональный комфорт в общении с тренером является важным показателем взаимоотношений для спортсменов, но по результатам исследования выявлено, что высокий уровень восприятия вышеуказанных компонентов деятельности тренера приводит к повышению критичности спортсменов по отношению к

себе. Это может быть связано с требовательность тренеров по отношению к спортсменам и отсутствием четких целей в области их личностного развития.

ВЫВОДЫ

Картина становления самооценки становится понятной только когда используется комплексный подход в исследованиях социального окружения подростков

Максимальный вклад в становление самооценки спортсменов-подростков вносит семейное окружение, прежде всего, родители юных спортсменов. Семейное окружение поддерживает постановку спортсменами высоких целей, в то время как значимость сверстников сочетается с повышением критичности отношения подростков к себе и к снижению притязаний.

Удовлетворенность подростков гностическим и эмоциональным компонентами взаимоотношений с тренером связана с повышением критичности их отношения к себе.

Круг семейного и внесемейного общения являются двумя противоположными друг другу по качеству связей самооценки и компонентов социального окружения. Семья является главным фундаментом создания устойчивой самооценки. Взаимоотношения, построенные на взаимопонимании и поддержке, являются основой становления самооценки. Среда внесемейного круга связывается у подростков с более критичным отношением к собственным возможностям. В ней проверяется на прочность сформированные в подростке представления о себе.

Тренер, как авторитетное лицо из внесемецного окружения своим профессионализмом и вниманием е ученикам побуждает их к работе над собой. Результаты исследования помогут специалистам, целенаправленно работающим с самооценкой подростков разрабатывать практические рекомендации для родителей и наставников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Бороздина Лидия Васильевна - Москва, 1999. - 45 с.

2. Курбанова З.С. Психологические условия развития самооценки подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Курбанова Зулейхат Салаховна. - Сочи, 2006. - 24 с.

3. Масленникова В.А. Влияние ранней профессионализации на готовность спортсменов к жизненному самоопределению в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Масленникова Вера Анатольевна - г. Краснодар, 2011 - 23 с.

4. Молчанова О.Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки / О.Н. Молчанова //Культурно-историческая психология. - 2010. - № 3. - С. 67-76.

5. Сохликова В.А. Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязаний: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Сохликова Валерия Александровна - Москва, 2020. - 22 с.

6. Collins N.M. Effect of early sport participation on self-esteem and happiness./ N.M. Collins, F. Cromartie, S. Butler, J. Bae // Journal of sport - 2020. - Vol. 41, № 2. - URL: https://thesportjournal.org/article/effects-of-early-sport-participation-on-self-esteem-and-happiness/ (дата обращения: 01.10.2021) .

7. Deshplande A. Parenting style and its effect on adolescents self-esteem. / A. Deshplande, M. Chhabriya // International journal of engineering and technology - 2013. - Vol. 2, № 4. - P. 310-315.

8. Gencer E. The relationship between self-esteem, satisfaction with life and coach-athlete relationship. / E. Gencer, R.F. Evran //Journal of education issues - 2020. - Vol.6. № 2. - URL: https://www.macrothink.org/journal/index.php/jei/article/view/18028/14081 (дата обращения: 01.10.2021) .

9. Masselink M. Self-esteem in early adolescence as predictor of depressive symptoms in late adolescence and early adulthood: the mediating role of motivation and social factors. / M. Masselink, E. Van Roekel, A.J. Oldehinkel // Journal of youth and adolescence - 2018. - Vol. 47 (5) - P. 932-945.

10. Perez-Fuentes, M.C. Parenting practice, life satisfaction, and the role of self-esteem in adolescents. / M.C. Perez-Fuentes, V. V. Jurado, J.J.O. Linares, N.F.O. Ruiz, V.S. Marques, V. Saracostti // Inter-

national journal of environmental research and public health - 2019. Vol.16. - URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/20/4045/htm (дата обращения: 01.10.2021) .

11. Sharmu S. Self-esteem and collective self-esteem amonf adolescents: an interventional approach./ S. Sharmu, S. Agarwada // Psychological thought - 2015. Vol.8, No. 1. - Р 105-113.

REFERENCES

1. Borozdina, L.V. (1999), Theoretical and experimental study of self-esteem, dissertation, Moscow.

2. Kurbanova, Z.S. (2006), Psychological conditions for the development of adolescent self-esteem, dissertation, Sochi.

3. Maslennikova, V.A. (2011), The influence of early professionalization on the readiness of athletes for life self-determination in adolescence, dissertation, Krasnodar.

4. Molchanova, O.N. (2010), "Between Scylla and Charybdis of high and low self-esteem", Cultural and historical psychology, No. 3, pp. 67-76.

5. Sohlikova, V.A. (2020), Psychological models of the success of the performance of highly qualified athletes based on self-esteem and the level of claims, dissertation, Moscow.

6. Collins, N.M., Cromartie, F., Butler, S. and Bae, J. (2020), "Effect of early sport participation on self-esteem and happiness", Journal of sport, Vol. 41, issue 2, available at: https://thesportjournal.org/article/effects-of-early-sport-participation-on-self-esteem-and-happiness/.

7. Deshplande, A. and Chhabriya, M. (2013) "Parenting style and its effect on adolescents self-esteem", International journal of engineering and technology, Vol. 2. Issue 4. pp. 310-315.

8. Gencer, E. and Evran R.F. (2020), "The relationship between self-esteem, satisfaction with life and coach-athlete relationship", Journal of education issues, V. 6. Issue 2, available at: https://www.macrothink.org/journal/index.php/jei/article/view/18028/14081

9. Masselink, M., Van Roekel, E. and Oldehinkel, A.J. (2018), "Self-esteem in early adolescence as predictor of depressive symptoms in late adolescence and early adulthood: the mediating role of motivation and social factors", Journal of youth and adolescence, V. 47 (5), pp. 932-945.

10. Perez-Fuentes, M.C., Jurado, V.V. Linares, J.J.O., Ruiz, N.F.O., Marques, V.S. and Saracostti, V. (2019), "Parenting practice, life satisfaction, and the role of self-esteem in adolescents", International journal of environmental research and public health, Vol. 16, available at: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/20/4045/htm.

11. Sharmu, S. and Agarwada, S. (2015) "Self-esteem and collective self-esteem among adolescents: an interventional approach", Psychological thought, Vol. 8 (1), рр. 105-113.

Контактная информация: nikolai.degovcev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2021

УДК 159.9.072

О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы - синдрома дисморфофобии, его характеристикам, особенностям проявления и путям терапевтического воздействия. Традиционно в классической научной литературе данный синдром квалифицируется как подростковый. Однако за последние десятилетия он распространил свое влияние и на более взрослое поколение. В настоящее время хроническое, болезненное недовольство собственной внешностью переживает большое количество людей - от 14 до 75 лет. Опасность развития данного синдрома заключается в том, что наряду с существующей у человека потребностью в устойчивой надежной эмоциональной связи с близкими, по факту наблюдается противоположная тенденция - отсутствие внутренних ресурсов построения длительных устойчивых партнерских отношений, как между родителями и детьми, так и между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.