Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОДУКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА)'

САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОДУКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ / SELF-ESTEEM / SELF-ESTEEM LEVEL / LEARNING ACTIVITY / LEARNING ACTIVITY'S PRODUCTIVITY / ADOLESCENCE / CONDITIONS OF ADEQUATE SELF-ESTEEM FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоренко Алла Владимировна, Швацкий Алексей Юрьевич

Проблемы, связанные с самооценкой личности всегда привлекали внимание ученых, так как она затрагивает глубинные основы обусловленности социального поведения. Наибольший интерес изучение самооценки представляет в подростковом возрасте, в период, когда развитие самосознания и самооценки претерпевает значительные качественные изменения и становится одним из новообразований данного возрастного периода. Для педагогов и родителей наиболее острой проблемой подросткового возраста является снижение школьной успеваемости, поиск путей мотивации подростков к учебной деятельности. Самооценка относится к числу значимых личностных факторов продуктивности учебной деятельности. В статье рассмотрены возрастные особенности, основные источники и характеристики самооценки подростков; конкретизировано представление о продуктивности учебной деятельности, выделены эмпирические показатели продуктивности учебной деятельности, предложен перечень психодиагностических методов и методик. Данное исследование самооценки как личностной детерминанты продуктивности учебной деятельности подростков основано на сборе и анализе эмпирических данных об уровне самооценки и продуктивности учебной деятельности подростков, выявлении корреляции между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности. При помощи математических методов обработки данных обнаружена корреляционная взаимосвязь между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности. Доказано, что уровень самооценки подростка влияет на отдельные показатели продуктивности учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоренко Алла Владимировна, Швацкий Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ESTEEM AS A PERSONAL DETERMINANT OF LEARNING ACTIVITY'S PRODUCTIVITY (THROUGH THE EXAMPLE OF ADOLESCENCE)

Problems concerning personality self-esteem always attract the attention of scholars as it involves the analysis of deepest foundations of social behaviour causality. Studying self-esteem in adolescence is of most interest due to the fact that adolescent's self-consciousness and self-esteem undergo serious structural alterations and become main features of the age period. It is the most acute issue for teachers and parents to overcome the decline in academic performance of adolescents and find new ways to motivate them to study. Self-esteem is one of the significant personal factors to determine the learning activity's productivity. In this article characteristic features and sources of the adolescent self-esteem development are presented, the notion of productivity in learning activity is specified and the empirical indicators of such productivity and a list of its diagnostic methods are suggested. The current research of the self-esteem as a personal determinant of learning activity's productivity is based on collecting and analysing the data concerning the adolescent's self-esteem level and his academic performances, detecting correlations between the self-esteem level and the indicators of learning activity's productivity. With the help of methods of mathematical statistics such correlation has been ascertained. It has been proved that the adolescent's self-esteem level affects some productivity indicators of his learning activity.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОДУКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА)»

психологические науки

Федоренко Алла Владимировна, Швацкий Алексей Юрьевич САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ...

УДК 159.99:316.4.066

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0087

САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОДУКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА)

© 2019

Федоренко Алла Владимировна, кандидат психологических наук, преподаватель

Орский колледж искусств (462422, Россия, Орск, ул. Советская, 65, e-mail: allochka-zoloto@mail.ru) Швацкий Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология и педагогика» Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орск (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15а, e-mail: alexuysh@mail.ru)

Аннотация. Проблемы, связанные с самооценкой личности всегда привлекали внимание ученых, так как она затрагивает глубинные основы обусловленности социального поведения. Наибольший интерес изучение самооценки представляет в подростковом возрасте, в период, когда развитие самосознания и самооценки претерпевает значительные качественные изменения и становится одним из новообразований данного возрастного периода. Для педагогов и родителей наиболее острой проблемой подросткового возраста является снижение школьной успеваемости, поиск путей мотивации подростков к учебной деятельности. Самооценка относится к числу значимых личностных факторов продуктивности учебной деятельности. В статье рассмотрены возрастные особенности, основные источники и характеристики самооценки подростков; конкретизировано представление о продуктивности учебной деятельности, выделены эмпирические показатели продуктивности учебной деятельности, предложен перечень психодиагностических методов и методик. Данное исследование самооценки как личностной детерминанты продуктивности учебной деятельности подростков основано на сборе и анализе эмпирических данных об уровне самооценки и продуктивности учебной деятельности подростков, выявлении корреляции между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности. При помощи математических методов обработки данных обнаружена корреляционная взаимосвязь между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности. Доказано, что уровень самооценки подростка влияет на отдельные показатели продуктивности учебной деятельности.

Ключевые слова: самооценка, уровень самооценки, учебная деятельность, продуктивность учебной деятельности, подростковый возраст, условия формирования адекватной самооценки.

SELF-ESTEEM AS A PERSONAL DETERMINANT OF LEARNING ACTIVITY'S PRODUCTIVITY (THROUGH THE EXAMPLE OF ADOLESCENCE)

© 2019

Fedorenko Alla Vladimirovna, candidate of psychological sciences, tutor

Orsk College of Arts (462422, Russia, Orsk, Sovetskaya street, 65, e-mail: allochka-zoloto@mail.ru) Shvatskiy Alexey Yurievich, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair «Psychology and pedagogy» Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira prospect, 15a, e-mail: alexuysh@mail.ru)

Abstract. Problems concerning personality self-esteem always attract the attention of scholars as it involves the analysis of deepest foundations of social behaviour causality. Studying self-esteem in adolescence is of most interest due to the fact that adolescent's self-consciousness and self-esteem undergo serious structural alterations and become main features of the age period. It is the most acute issue for teachers and parents to overcome the decline in academic performance of adolescents and find new ways to motivate them to study. Self-esteem is one of the significant personal factors to determine the learning activity's productivity. In this article characteristic features and sources of the adolescent self-esteem development are presented, the notion of productivity in learning activity is specified and the empirical indicators of such productivity and a list of its diagnostic methods are suggested. The current research of the self-esteem as a personal determinant of learning activity's productivity is based on collecting and analysing the data concerning the adolescent's self-esteem level and his academic performances, detecting correlations between the self-esteem level and the indicators of learning activity's productivity. With the help of methods of mathematical statistics such correlation has been ascertained. It has been proved that the adolescent's self-esteem level affects some productivity indicators of his learning activity.

Keywords: self-esteem, self-esteem level, learning activity, learning activity's productivity, adolescence, conditions of adequate self-esteem formation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Известно, что продуктивность учебной деятельности определяется различными факторами, в число которых входят как социальные, так и психолого-педагогические. Индивидуально-психологические особенности учащихся, влияющие на его возможности к обучению и успешность учебной деятельности, представляют особый интерес [1]. Приоритет на формирование личностных компетенций у учащихся средней общеобразовательной школы, в том числе умение адекватно оценивать свои действия, - обозначен содержанием федерального государственного образовательного стандарта. Обзор соответствующих исследований показывает, что роль индивидуально-психологических особенностей действительно велика, однако эмпирические данные во многом противоречивы и не позволяют делать однозначные заключения о вкладе тех или иных факторов в результа-

ты учебной деятельности. Исследования, проведенные с подростками, имеющими трудности в учебной деятельности подтвердили, что многие из них подвержены влиянию низкой самооценки, которая, как и у взрослых, сопровождается переживанием отрицательных эмоций. Таким образом, проблема низкой самооценки учащихся является одной из важных, требующая своего разрешения в психолого-педагогической практике.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованием влияния процессов воспитания и обучения, а также отдельных социальных условий на развитие самосознания и самооценки занимались Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, У. Джеймс и др. Исследованию самооценки как личностной детерминанты поведения людей в разные возрастные периоды посвящено значительное коли-

Fedorenko Alla Vladimirovna, Shvatskiy Alexey Yurievich psychological

SELF-ESTEEM AS A PERSONAL DETERMINANT OF LEARNING ... science

чество работ отечественных и зарубежных психологов (Л. И. Божович К. А. Абульханова-Славская, Р. Берне, И. С. Кон и др.).

В научной литературе самооценка рассматривается как компонент самосознания, который, помимо системы знаний о себе, включает так же оценку различных сторон личности (нравственных качеств и поступков, способностей,внешних данных) [2]. Самооценка является одной из наиболее существенных сторон самосознания, которую ученые относят к фундаментальным образованиям личности. Проблемы, связанные с самооценкой личности всегда привлекали внимание ученых, так как она затрагивает глубинные основы обусловленности социального поведения. Наибольший интерес изучение самооценки представляет в подростковом возрасте, в период, когда развитие самосознания и самооценки претерпевает значительные качественные изменения и становится одним из новообразований данного возрастного периода.

Многие исследователи отмечают такие возрастные особенности самооценки подростков: неустойчивость, противоречивость, ситуативность, зависимость от внешних воздействий, расширение оцениваемых сфер личности, сверхобобщенность [3, 4]. Отмечено, что подростки с завышенной самооценкой проявляют ригидность и ограниченность в выборе видов деятельность, отдавая предпочтение малосодержательному общению. Подростки с заниженной самооценкой часто переживают страх, подавленность, тревожность, депрессивное настроение.

Для подростка характерно стремление предвидеть как окружающие отнесутся к тем или иным проявлениям их личностных особенностей. Знание своих слабых сторон мотивирует подростка к самосовершенствованию, к компенсации имеющихся недостатков. Критичность самооценки проявляется в оценке своих внешних данных, физического развития, интеллектуальных способностей. Самооценка подростка приобретает исследовательский характер. Возникает потребность в сохранении высокой самооценки [5, 6]. В ситуациях отсутствия подкрепления позитивной самооценки и самоуважения в ближайшем окружении у подростка развивается ощущение личного дискомфорта. Стремление избавиться от этого дискомфорта побуждает подростка перейти в группу, которая поддерживает уровень его самооценки или даже превосходит его. Такой способ решения противоречия между внешней оценкой и самооценкой может привести к различного рода девиациям в поведении, в зависимости от вида неформальной группы, ставшей для подростка референтной.

В силу особенностей социальной ситуации развития, для подростка особую значимость представляет составление максимально объективного всестороннего представление о себе в различных сферах личности и областях жизнедеятельности. К числу наиболее значимых сфер относятся: внешность, физические способности, школьная успеваемость, поведение и социальное принятие. Школьная успеваемость и поведение остаются значимыми для оценки со стороны родителей, а другие сферы - со стороны сверстников.

Учебная деятельность - это особый вид активной деятельности учащихся, который направлен на самоизучение, на изменение школьниками самих себя как субъектов обучения. В рамках учебной деятельности происходит формирование у учащихся определенных целостных видов деятельности и соответствующих им способностей (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) [7]. Одним из основных признаков учебной деятельности является ее продуктивность. Под продуктивностью учебной деятельности подразумевается педагогический процесс, способствующий развитию личности в группе и развитию самой группы на основе продуктивно-ориентированной деятельности в реальной жизненной ситуации и при поддержке педагога. Для многих отечественных ис-372

следователей характерно понимание продукта учебной деятельности как внутреннего новообразования психики и деятельности. Так, основным продуктом учебной деятельности признается формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.

По мнению М. В. Дубовик и И. И. Цыркун, продуктивность учебной деятельности учащихся характеризуется такими основными параметрами, как качество обучения, темпы усвоения учебного материала и темпы продвижения в обучении, уровень развития познавательной активности и эмоциональной сферы личности. В качестве основных показателей продуктивности учебной деятельности могут быть приняты: 1) объем и качество приобретенных знаний учащимися; 2) практические умения и навыки; 3) умственное развитие учащихся [8].

Школьники получают информацию о продуктивности своей деятельности посредством оценочной деятельности учителя. Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовленности обучаемых в соответствии с существующими оценочными требованиями. В соответствии с основными положениями теории учебной деятельности, оценочная деятельность вызывает потребность у ученика получать информацию о соответствии качества знаний и умений требованиям программы. Оценочная деятельность служит средством контроля успеваемости учащихся, а также способом формирования их адекватной самооценки. В ходе учебной деятельности у школьников происходит формирование установки на оценку своих способностей. Общим предметом как учебно-познавательной деятельности учащихся, так и оценочной деятельности учителя является знания и умения школьника. Результатом оценочной деятельности учителя является оценка, которая может различной интенсивностью эмоционального переживания, отметкой или оценочным суждением.

На успешность учебной деятельности влияет множество факторов, среди которых: социальный статус семьи школьника, мотивы учебной деятельности, материальная база школы, уровень квалификации учителей, индивидуально-психологические особенности подростка: уровень интеллекта, креативность, учебная мотивация, самооценка [9-19].

Успешность ребенка в учебной деятельности является одним из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. Так, по мнению Л. В. Бороздиной и А. Г. Кальченко, формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от его успеваемости. Взаимосвязь самооценки и успешности учебной деятельности в подростковом возрасте менее прямолинейна. Так, в работах, посвященных определению роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности учащегося в своих способностях и знаниях, выявлена взаимосвязь характера самооценки (устойчивость, адекватность) с такими чертами характера, как уверенность или неуверенность, самоуверенность. Самооценка, таким образом, становится чертой характера и, сформировавшись в какой-либо деятельности, распространяется и на другие сферы [20, 21].

Самооценка подростка, его представление об особенностях и уровне реализации своих способностей в учебной деятельности во многом определяет степень уверенности учащегося в своих силах, способность сделать адекватные выводы на основе анализа допущенных ошибок, определение той или иной меры трудности учебной задачи - все это относится к числу личностных факторов, оказывающих влияние на успешность обучения [22].

В современных публикациях по исследуемой проблеме авторами раскрывается взаимосвязь уровня самооценки с успешностью подростка как в социальной, так

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

психологические науки

Федоренко Алла Владимировна, Швацкий Алексей Юрьевич САМООЦЕНКА КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ...

и в учебной сфере. Так, по мнению Н. А. Леушкиной, для подростков с адекватной самооценкой характерен более высокий уровень успеваемости, а также высокий личный и общественный статус. Подростков с адекватной самооценкой отличает широкий кругозор, разносторонность интересов, умеренность и целесообразность социальных контактов, направленность на самопознание и изучение других в процессе общения [23]. Самооценка оказывает воздействие на продуктивность учебной деятельности посредством уровня притязаний, силы и направленности мотивации, уверенности в своих способностях. Подросток, не допускающих в своих представлениях о себе высоких достижений, реализует эти представления и учится соответственно. Подросток с позитивной оценкой своих учебных способностей в различных учебных ситуациях подтверждает сложившееся представление о себе.

Таким образом, на основе обзора литературы по проблеме, мы можем сделать вывод о наличие двусторонней связи между самооценкой и продуктивностью учебной деятельности: с одной стороны, успехи школьника в учебной деятельности способствуют формированию высокой самооценки; с другой стороны, уровень самооценки влияет на степень активности учащегося в учебной деятельности (чем выше подросток оценивает свои умственные способности, тем охотнее он принимается за решение новых учебных задач.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности подростков.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эмпирическое исследование проблемы взаимосвязи самооценки и продуктивности учебной деятельности в подростковом возрасте основано на сборе и анализе эмпирических данных об уровне самооценки и продуктивности учебной деятельности подростков; выявлении статистически значимых различий между группами с высокими и низкими показателями продуктивности учебной деятельности по уровню основных характеристик самооценки; выявлении корреляционных взаимосвязей между уровнем самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности.

С целью диагностики уровня самооценки подростков нами были использованы следующие методики: 1) опросник С. А. Будасси; 2) методика Дембо -Рубинштейн; 3) опросник самооценки учащихся (бланк опросника для учителей был разработан нами на основе критериев высокой и низкой самооценки, выделенных американским психологом и педагогом Р. Бернсом). Для изучения успеваемости учащихся была проанализирована школьная документация (подсчет средних значений по отметкам за текущую четверть как количественное выражение продуктивности учебной деятельности подростков), а также получены сведенья при помощи метода экспертной оценки. Метод экспертной оценки заключался в оценивании учителями степени выраженности показателей продуктивности учебной деятельности. Нами были выделены следующие показатели продуктивности учебной деятельности: 1) в объем и качество знаний учащихся; 2) наличие практических умений и навыков; 3) развитость интеллектуальных способностей: а) способность точно и полно выразить знания в речи; б) способность к логическим рассуждениям, к установлению связей между явлениями; в) умение самостоятельно получать новые знания на основе известных предпосылок, обобщений эмпирических данных.

В исследовании самооценки и продуктивности учебной деятельности подростков приняли участие учащиеся 8 «а» и 8 «б» классов МОУ СОШ № 25 в общем количестве 40 человек.

В результате проведенного исследования было выявлено, что из 40 учащихся низкая самооценка была вы-

явлена у 20% учащихся (8 человек), средняя самооценка характерна для 50% испытуемых (20 человек), для 30% диагностируемых подростков характерна высокая самооценка (12 человек).

Исследование уровня самооценки с помощью методики Дембо - Рубинштейн предполагало оценку подростками таких сфер, как: здоровье, ум, характер, внешность, популярность у сверстников, оптимизм. На основе полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся восьмых классов наиболее высоко оценивают развитость у себя такого качества, как оптимизм (65% высоких значений), наиболее критично расценивают собственный характер (30% низких оценок), в целом, удовлетворены собственными умственными способностями и внешними данными (наибольшее число средних оценок отмечено по таким шкалам, как «ум» и «внешность»); собственную «популярность у сверстников» большинство подростков оценивают довольно высоко (45% высоких оценок).

Данные, полученные при помощи методики Дембо - Рубинштейн и опросника Будасси позволяют получить субъективную информацию, для получения объективных сведений о самооценке подростков, необходимо обратиться к исследованию внешне наблюдаемых признаков. Для решения данной задачи мы использовали опросник для учителей, где им предлагалось отметить наличие или отсутствие у конкретного учащегося того или иного признака уровня самооценки. На основе подсчета количества отмеченных признаков, можно сделать вывод об уровне самооценки.

По результатам опроса учителей, для 27,5% учащихся характерно преобладание признаков низкой самооценки в поведении, у такого же количества подростков наблюдаются признаки низкой самооценки, средний уровень самооценки характерен для 45% учащихся (то есть в поведении признаки высокой самооценки преобладают над признаками низкой самооценки). Полученные данные в целом, согласуются с результатами субъективных данных, полученных при помощи предыдущих методик. Однако, следует отметить, что с помощью опроса учителей было выявлено большее количество учащихся с признаками низкой самооценки. Более высокие результаты, обнаруженные при самооценивании, могут свидетельствовать о проявлении защитных механизмов самосознания у подростков, стремления представить себя в лучшем свете.

С целью исследования продуктивности учебной деятельности учащихся 8«а» и 8«б» классов мы обратились к классным руководителям с просьбой оценить степень выраженности показателей продуктивности учебной деятельности подростков. Учителя оценивали по пятибалльной шкале выраженность таких показателей, как: объем и качество знаний учащихся; наличие практических умений и навыков; развитость интеллектуальных способностей; способность точно и полно выразить знания в речи; способность к логическим рассуждениям, к установлению связей между явлениями; умение самостоятельно получать новые знания на основе известных предпосылок, обобщений эмпирических данных.

Наиболее общим показателем продуктивности учебной деятельности послужили средние значения отметок за текущий учебный год. Средние значения отметок по успеваемости были распределены по уровням следующим образом: до 3,5 баллов - низкий уровень успеваемости; от 3,6 баллов до 4,5 балов - средний уровень и выше 4,5 баллов - высокий уровень успеваемости. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства учащихся наиболее сформированы такие показатели продуктивности учебной деятельности, как: «способность точно выразить знания в речи», «способность к логическим рассуждениям», «успеваемость»; наименее сформированы такие показатели, как: «наличие практических умений и навыков», «умение самостоятельно получать новые знания на основе известных

Fedorenko Alla Vladimirovna, Shvatskiy Alexey Yurievich SELF-ESTEEM AS A PERSONAL DETERMINANT OF LEARNING ..

psychological science

предпосылок, обобщений эмпирических данных».

С целью выявления взаимосвязи между показателями самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности подростков мы использовали коэффициент корреляции Спирмена. Результаты проведенных расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Значения коэффициентов корреляции между характеристиками самооценки и показателями продуктивности учебной деятельности.

Характеристики самооценки Показатели продуктивности учебной деятельности

П1 П2 ПЗа ПЗб ПЗв Успеваемость

1. R (коэффициент корреляции между между «Я - идеальным» и «Я — реальным») 0,7 0,67 0,6 0,69 0,7 0,77

2.Высота самооценки 0,6 0,56 0.74 0.68 0,64 0,62

3. Уровень самооценки -0,2 -0,1 -0,4 -0,3 -0,3 -0,3

4. Самооценка умственных способностей 0,7 0,6 0,66 0,6 0,66 0,69

5. Уровень притязаний 0,12 0,06 0,08 0,1 од -0,02

6. Уровень общей самооценки 0,63 0,6 0,6 0,57 0,6 0,58

При сопоставлении эмпирических значений с критическими, можно сделать следующие выводы: такие характеристики самооценки, как: высота самооценки (коэффициент корреляции между «Я» - идеальным и «Я» - реальным; высота общей самооценки), высота самооценки умственных способностей значимо коррелируют со всеми выделенными показателями продуктивности учебной деятельности: с объемом и качеством знаний учащихся, с наличием практических умений и навыков, с развитостью интеллектуальных способностей (способностью точно и полно выразить знания в речи, способностью к логическим рассуждениям, к установлению связей между явлениями; умением самостоятельно получать новые знания на основе известных предпосылок, обобщений эмпирических данных), с успеваемостью. Значимых корреляций показателей продуктивности учебной деятельности не было обнаружено с такой характеристикой самооценки как «уровень притязаний». Значимая отрицательная корреляция была выявлена между уровнем самооценки (меньшее числовое значение свидетельствует о более высоком уровне самооценки) и способностью точно и полно выразить знания в речи: то есть с возрастанием уровня самооценки отмечается возрастание уровня выраженности способности точно и полно выражать знания в речи.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе исследования взаимосвязи самооценки и продуктивности учебной деятельности подростков, мы пришли к выводу, что взаимосвязь проявляется в том, что: чем выше уровень общей самооценки подростков, чем больше признаков высокой самооценки они проявляют в своем поведении, чем выше оценивают собственные умственные способности, тем выше их показатели учебной деятельности, а именно: объем и качество знаний, наличие практических умений и навыков, развитость интеллектуальных способностей (способность точно и полно выразить знания в речи, способность к логическим рассуждениям, к установлению связей между явлениями; умение самостоятельно получать новые знания на основе известных предпосылок, обобщений эмпирических данных), успеваемость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности //Концепт. 2015. Спецвыпуск № 01. С. 11-19.

2. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №1. С.73-76.

3. Бартош Т. П., Бартош О. П. Гендерные особенности уровня психической ригидности и самооценки у подростков Магадана // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015. № 4. С. 64-71

4. Леви Т. С., Краснова О. В. Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности (на примере подросткового возраста) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 232-236.

5. Демидова А. Г. Особенности самооценки интеллекта подростка // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. №2. С.361-371.

6. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков // Вестник

Оренбургского государственного университета. 2018. № 3 (215). С. 108-114.

7. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 3-8.

8. Пластинина Ю. Л. Реализация системы формирования у школьников опыта продуктивной учебной деятельности в условиях современной школы //Известия ВГПУ. 2012. № 2. С. 70-76

9. Антипова Л. А., Стадульская Н. А. Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности // European research. 2017. № 2. С. 57-64.

10. Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков //Концепт. 2015. № 03 (март). С. 51-57.

11. Галиуллина О. Ю. субъектная продуктивность человека в учебной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 3-9

12. Колесникова Е. И. Идивидуально-психологические и личностные факторы академической успеваемости студента вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия. Психология. 2014. № 1 (15). С. 3-15.

13. Лазунина Е. А. Роль социального взаимодействия в когнитивной продуктивности личности // Известия Саратовского университета. Серия. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. Вып. 4. С. 73-79.

14. Савин Е. Ю., Фомин А. Е. Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области // Известия Тульского государственного университета. 2011. № 3. С. 396-406.

15. Черенев Д. В., Черенева Е. А. Влияние мотивационных факторов на формирование продуктивности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 175-182.

16. Овчинникова О. Н., Чурекова Т. М. Старшие подростки: мо-тивационная готовность к учебе и познанию. В поиске оптимальных условий //Народное образование. 2010. № 2. С. 195-199.

17. Пустовалова Е. В., Курило О. В. Психологические особенности соотношения самооценки подростков и успешности их учебной деятельности // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2009. № 4. С. 164-166.

18. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова ДА. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

19. Шадрин И. В., Дьячук И. П., Кудрявцев С. В. Самооценка как индикатор рефлексивного самоуправлении учебной деятельности // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т. 16. № 1. С. 647-654.

20. Бороздина Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 3. С 30-38.

21. Кальченко А. Г. Влияние самооценки на эффективность учебного процесса //Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12, № 5 (2). С. 345-349.

22. Каменкова Н. Г., Синельникова В. М. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 1. С. 147152.

23. Леушкина Н. А. Педагогическое прогнозирование успеха на основе анализа личностных характеристик подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 5. С. 120-126

Статья поступила в редакцию 12.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

374

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.