Научная статья на тему 'ВКЛАД САЙИД АХМАД - ХАНА В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИНДИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

ВКЛАД САЙИД АХМАД - ХАНА В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИНДИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / АЛИГАРХСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИТЕРАТУРА / ЗАПАДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гоибова Фируза Махмадовна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты просветительской деятельности Сайид Ахмад - хана, и его вклад в развитие просвещения, культуры, литературы и общественной мысли народов Индии. Основным результатом его общественной и просветительской деятельности было открытие в 1878 году мусульманского колледжа в Алихархе, который впоследствии, в 1920 году, получил статус университета. Сайид Ахмад - хан очень хотел, чтобы этот колледж действовал как мост между Востоком и Западом, так как стремился увидеть Восток таким же развитым, как и Запад. В рамках своей просветительской деятельности Сайид Ахмад - хан организовал школы в Морадабаде и Газипуре, по его инициативе начал издаваться журнал «Тахзиб ул - ахлак», основной задачей которого являлась борьба против всего того, что затрудняет путь продвижения мусульман к цивилизации. Следует особо отметить, что издание этого журнала положило начало журналистике на языке урду в Индии и проложило путь просветительскому движению среди мусульман. В 1863 году сэр Сайид учредил Научное Общество в Газипуре, чтобы пробудить научный интерес среди мусульман и сделать западные знания доступными для индийцев на их родном языке. Данное общество занималось переводом стандартных классических работ с английского языка на урду и фарси и таким образом знакомило людей с английской литературой. Также одним из объектов деятельности Научного Общество было изучение наиболее эффективных методов сельское хозяйство, т.к. просветитель считал, что торговля и сельская хозяйства являются ключом к прогрессу Индии. Несомненно, организация данного Научного Общества являлась одной из ступенек для претворения в жизнь просветительской программы сэра Сайида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF SAYID AHMAD - KHAN TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL IDEOLOGY IN INDIA ATTHE END XIX - BEGINNING XX CENTURY

This article examines some aspects of the educational activities of Sayyid Ahmad Khan, and his contribution to the development of education, culture, literature and social thought of the peoples of India. The main result of his social and educational activities was the opening in 1878 of a Muslim college in Aligarh, which later, in 1920, received the status of a university. Sayyid Ahmad Khan really wanted this college to act as a bridge between East and West, as he strove to see the East as developed as the West. As part of his educational activities, Sayyid Ahmad Khan organized schools in Moradabad and Gazipur, on his initiative the magazine «Takhzib ul - ahlak» began to be published, the main task of which was to fight against everything that hinders the advancement of Muslims and civilization. It should be emphasized that the publication of this magazine marked the beginning of Urdu journalism in India and paved the way for the educational movement among Muslims. In 1863, Sir Sayyid established the Scientific Society in Gazipur to spark scientific interest among Muslims and to make Western knowledge available to Indians in their own language. This society was engaged in the translation of standard classical works from English into Urdu and Farsi, and thus introduced people to English literature. Also, one of the objects of activity of the Scientific Society was the study of the most effective methods of agriculture, since the educator believed that trade and agriculture were the keys to India's progress. Undoubtedly, the organization of this Scientific Society was one of the steps for the implementation of Sir Sayyid's educational program.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД САЙИД АХМАД - ХАНА В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИНДИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

содержимого, сфера воображения, романтические явления, разбивка строк, система аруза, уклонение от многословия.

SOME FEATURES OF GULNAZARS FREE POEMS

In this given article the author researched the problems of some features of Gulnazar's free poems. The Tajik national Poet, laureate of Governmental Prize by name Abuabdullohi Rudaki, author of the National Anthem Gulnazar is recognized in both traditional and modern forms ofpoetry. With the aim of an accurate diagnosis, we have divided the currency of his modern form and his creation, into two parts: the free poetry and the white poetry. This article discusses some features of the free poetry of Gulnazar.

According to our research, the free poems of Gulnazar gradually have been beyond the length and brevity (according to modern Iranian scholars - the ups and downs) of wide line of the poetry, and along the horizontal and vertical of the most developed and the bestfree poetry andperfect in modern Tajikistan. He entered to the middle of free poetry through the imagination. Romantic events in his poems are numerical strength. If in this kind of poetry weight will be an important element, in this type of poetry, rhyme can only be used when necessary. In additional, line or verse does not have a decisive role, but the decisive role is reflected in the paragraph (paragraph or thought).

Poet had been achieved in many creative experiences and gradually works. It should be noted, that he did not write the poem in the form of a rhyme, but in accordance with the need for content and substance he followed it. That is why in the line, freedom andform do not narrow the place of content. Only in axial is the horizontal or vertical expression of the content important in the poet's work, but the expression of the content in both axes is equally important. The unity of content and harmony is clearly visible in his free lines. To perfect hisfree poetry, Gulnazar were used the poems ofcontemporary Iranian poets and contemporary poets.

Traditionally, in Gulnazar's free poems, the weight of the day is kept to a minimum, except for breaking lines or lengthening them, but the most interesting thing that makes us explore and criticize is that the poet avoided eloquence and generalizations and tried to present, fresh content in the format of this type of poem.

Keywords: traditional and modern form, free poetry, length and brevity of line, creative experiments, horizontal and vertical axis, verse, byte, paragraph (thought), unity of content and content, the path of imagination, dream, dream phenomenon, romantic phenomenon. from eloquence and generality.

Сведение об авторе:

Хамроев Равшанкул Замонович — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры таджикского языка и литературы факультета дошкольного и начального обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Адрес: Республика Таджикистан, проспект Рудаки 121. E- mail: ravshan 60 @ mail.ru. Тел.:(+992) 927692017.

About the author

Hamroev Ravshanqul Zamonovich - Tajik state pedagogical University named after Sadriddin Aini, candidate of philological Sciences, senior lecturer of the Department of language and literature. Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe, Dushanbe, Rudaki Avenue, 121. E-mail: ravshan 60 @ mail.ru. Phone: (+ 992) 927692017.

УДК: 070.1 (575.3)

ВКЛАД САЙИД АХМАД - ХАНА В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

ИНДИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

Гоибова Ф.М.

Таджикский национальный университет

Сайид Ахмад - хан - один из самых динамических и просвещённых деятелей XIX столетия. Он как богослов, учёный, социальный реформатор, педагог, публицист и политический деятель внёс существенный вклад в развитие истории Индии. Один из его хорошо осведомлённых современников писал: «Среди могущественных сил, которые тихо и незаметно изменяли положение дел в Индии в течение прошлых сорока лет, имя Сайид Ахмад - хана занимает заметное место» [9, с.132]. В целом он стал социальной и моральной силой, которая ускорила процессы перехода от средневековья к нашему времени. Сайид Ахмад - хан в своих работах пытался примирить исламские достижения Востока с научными исследованиями Запада.

Английская газета «Академия» от 19 декабря 1885 года пишет о сэре Сайиде: «Довольно странно, что человек с благородными арабскими генами и который не владеет английским языком, проявляет такой явный интерес к западному образованию и западной мысли». Сайид Ахмад - хан является идеологом реформы образования и одним из основоположников исламского модернизма в Индии.

Наибольшую известность ему принесла общественная и просветительская деятельность, основным результатом которой было открытие в 1878 году мусульманского колледжа в Алигархе, организованного по образцу британских университетов Оксфорда и Кембриджа. Этот колледж впоследствии, в 1920 году, получил статус университета. Сайид Ахмад - хан очень хотел, чтобы этот колледж действовал как мост между старым и новым, Востоком и Западом. По мнению этого просветителя, который стремился увидеть Восток таким же развитым, как Запад, необходимо для достижения этой цели изучать, осваивать практику других передовых государств, поскольку, разумеется, нет других причин процветания западных стран, кроме широкого освоения передовой современной науки [3, с.90]. Естественно, считал мыслитель, процесс взаимоотношения европейской культуры и науки в странах Востока должен проходить с учётом специфики национального восприятия.

Концепция образования, которую развивал Сайид Ахмад - хан, вытекала из характера его мировоззрения. Образование, считал мусульманский реформатор так же как и его европейские предшественники, является критерием, определяющим ценность личности, её общественное значение, и средством формирования достойного человека. «Цель образования, - писал реформатор, - состоит в том, чтобы пробудить в человеке сознание, способность различать добро и зло, понимать явление окружающей его природы. Овладевая знаниями, мы совершенствуем нравы, легче можем заработать на жизнь, приобретаем умение правильно оценивать свою жизнь» [3, с.50]. Сайид Ахмад - хан утверждал, что в основу содержания обучения необходимо ввести позитивные знания, данные естественных и гуманитарных наук, а не слепую веру и схоластику. Таким образом, реформатор противопоставляет светскую науку схоластической религиозной системы образования. В связи с этим просветитель в 1859 году организовал персидское медресе в Морадабаде и написал небольшую брошюру на урду и на английском языках о потребности и ценности образования. Система образования многих западных стран, в том числе буржуазной Англии, представлялось Сайид Ахмад -хану воплощением просветительского идеала в этой области. Он считал, что эти страны решили многие свои экономические задачи путём всеобщего образования. Здесь вполне уместно было бы привести слова видного деятеля и поэта Индии Абул Калам Азада, который сказал: «Мне попались работы сэра Сайид Ахмад - хана. Его взгляды на образование произвели на меня большое впечатление. Я понял, что теперь нельзя быть по-настоящему хорошо образованным, если не изучать современные естественные науки, философию и литературу. И я решил, что должен непременно выучить английский язык» [8, с.3].

Нужно отметить, что в эти годы, на основе идей национально - освободительного движения, продолжалось развитие национальных литератур. Возникла литература нового типа на урду, хинди и фарси. Становлению прозы и публицистики на данных языках в огромной степени способствовала просветительская деятельность Сайид Ахмад - хана и созданного им журнала «Тахзиб ул - ахлак» («Совершенствование нравственности»). Данный журнал начал издаваться по инициативе Сайид Ахмад - хана в период с 1870 по 1897 годы. на создание этого журнала Сайид Ахмад - хана вдохновили два английских журнала - «Зритель» и «Татлер», с которыми он ознакомился в 1869 году в Лондоне, и в них обсуждались вопросы социальной реформации. Ещё в письме своему другу Мохсин - уль - Мулку из Англии сэр Сайид обсудил с ним идею создания такого же журнала в Индии. В первом номере журнала «Тахзиб ул - ахлак» Сайид Ахмад - хан писал: «Этот журнал основан с целью возбудить среди мусульман желание овладеть высшей ступенью культуры, с тем, чтобы цивилизованные народы не имели оснований относиться к мусульманам с презрением, и чтобы во всех странах мира они также могли считаться культурным и образованным народом... Устремления всего человечества, мораль, жизнь, общество, культура и пути её развития, наука и искусства всех времён - все это должно стать предметом глубокого изучения» [2]. Далее он отмечает, что основной задачей этого журнала является борьба против всего того, что затрудняет путь продвижения мусульман к цивилизации. Из 459 статей, которые были опубликованы в этом журнале, 208 были написаны непосредственно самим реформатором. Эти статьи дают, в основном, общее представление о природе и воздействии его деятельности в области социальных реформ, и в них больше затрагивались социальные образовательные вопросы, чем политические. В журнале «Тахзиб ул -ахлак», известном в Англии под названием «Мусульманский Социальный Реформатор», особое место занимали вопросы морали и нравственности, где Сайид Ахмад - хан, как великий гуманист, отстаивал самые благородные нормы поведения в обществе [4, с.30].

Следует особо отметить, что издание этого журнала положило начало журналистике на языке урду в Индии и проложило путь просветительскому движению среди мусульман. Затем намного позже, в 1881 году, верный сторонник движения Алигарх и выпускник Алигархского Университета Сайид Хамид, тогдашний вице - канцлер Алигархского Мусульманского Университета, возобновил издание «Тахзиб ул - ахлак» в качестве двухмесячного частного журнала. В апреле 1885 года под руководством вице - канцлера Сайид Хашима Али Алигархский Университет приобрёл «Тахзиб ул -

ахлак» и выделил необходимый административный персонал и здание, и с тех пор данный журнал публиковался регулярно.

Сэр Сайид был не только одним из величайших социальных реформаторов, но также был и великим национальным строителем современной Индии. Он начал готовить базу для образования мусульманского университета, открывая различные школы. Также в 1863 году учредил Научное Общество в Газипуре, чтобы пробудить научный интерес среди мусульман и сделать западные знания доступными для индийцев на их родном языке. Данное Общество занималось переводом стандартных классических работ с английского языка на урду и фарси и таким образом знакомило людей с английской литературой. По этому поводу известный американский учёный Дж. Грэм, близко знакомый с Сайид Ахмад - ханом, писал: «Впервые в истории Индостана один только мусульманский джентльмен без какой - либо помощи организовал Общество, чтобы принести знания и литературу Западного мира в пределы досягаемости огромных масс людей Востока» [6, с.38].

Кстати, это была честная попытка сэра Сайида привести индуистов и мусульман на одну общую мирную платформу. Лейтенанты - губернаторы Пенджаба г - н Маклеод и Северо - Западных областей г - н Драммонд стали вице - покровителями этого Общества. В 1864 году Сайид Ахмад - хан переехал в Алигарх. Его Научное Общество тоже переместилось туда. В. Дж. Бримли, судья Алигарха, был избран президентом Общества. Он проявил огромный интерес к работе Общества и дал толчок его литературной деятельности. Для Научного Общества было построено новое здание, и сам Сайид Ахмад - хан контролировал строительство этого здания. 14 февраля 1866 года специальный уполномоченный г-н Уильямс выполнил церемонию открытия нового здания и в своей речи отдал дань уважения искренним усилиям Сайид Ахмад - хана в популяризации знаний в Индии. Научное общество развило очень активную деятельность, несколько раз в месяц проводились встречи, читались лекции на популярные темы. У общества был свой ежемесячный бюджет, довольно большой. Благодаря усилиям Сайид Ахмад - хана очень много важных и ценных работ английских авторов было переведено на урду. Предметы, на которых он сделал большой акцент, включали математику, механику, философию и современное сельское хозяйство. Только по математике было переведено более 17 книг. Особенный интерес он проявлял к истории, так как одной из важных проблем, которые занимали его ум после восстания 1857 года, был анализ факторов, которые привели к взлёту и падению стран Британского содружества наций. «Зная различные повороты всемирной истории, можно предотвратить много кризисов», - говорил Сайид Ахмад - хан. Под его руководством на урду были переведены «История Персии» Малкольма, «История Древнего Египта» Родена. Он сам лично контролировал всю эту работу по переводу и часто просил переводчиков дать дополнительные указания, и чтобы добавили иллюстрации к этим работам. Непосредственно при участии мыслителя на язык фарси была переведена его историческая работа «Ч,оми Чдм» («История Могольских Императоров»), а также на фарси был переведён трактат аль - Газали «Кимиёи саодат» («Химия счастья») [1, с.80].

Интересно отметить, что один из объектов деятельности научного общества, которое он создал, состоял в том, чтобы выявить наиболее эффективные методы сельского хозяйства. С этой целью он обратился к правительству Англии с просьбой нанять специалиста для него, который помог бы подготовить книгу по сельскому хозяйству, так как считал, что торговля и сельское хозяйство являются ключом к прогрессу Индии. Все, кто имеет какое - либо отношение к земле, сельскому хозяйству, утверждает Сайид Ахмад - хан, хорошо осведомлены о производительной способности почвы и должны знать, что она постепенно уменьшается. Одна из причин необходимости устранения этого зла заключается в том, что следует проводить культивирование почвы или применять некоторые новые изобретения для улучшения её плодородия. И поэтому, естественно, настало время перевода необходимых трудов по сельскому хозяйству и земледелию. Эти проблемы были обсуждены на встрече по вопросам сельского хозяйства, проведённой в Бенаресе, а также на такой же встрече, проведённой в Калькутте через несколько дней Вице - губернатором Бенгалии, которые являются первыми мероприятиями такого рода в Индии. Орган Научного общества, бюллетень Института Алигарха, известный под названием «Aligarh Institute Gazette» («Алигархская Институтская газета») был издан в марте 1866 года. Вначале это был еженедельник, но впоследствии он издавался два раза в неделю. Передовая статья всегда писалась Сайид Ахмад-ханом. Это была двуязычная газета. Статьи печатались в смежных колонках на урду и на английском языке. Наряду с отчётами и обзорами текущих политических и социальных событий, в газете также печатались тексты лекций, прочитанных членами Научного общества. В течение тридцати двух лет её существования «Алигархская Институтская газета» была хранителем политического и общественного сознания индийской интеллигенции. Являясь правдивым репортёром, проникающим аналитиком, бесстрашным критиком и мудрым консультантам, это газета не только знакомила народ и правительство с сообщениями обо всех важных событиях, имеющих влияние на прогресс страны, но также помогала каждому понять

точку зрения и проблемы других, и как сотрудничать друг с другом в решении задач развития своей страны [10, с.143-145].

В своей речи, посвящённой открытию Научного общества, Сайид Ахмад - хан особо отмечает, что это начатое им движение предназначено, естественно, в соединении со многими другими мерами, чтобы сделать Индию более богатой, чем она есть в настоящее время, и что гораздо важнее превратить её в просвещённую страну, так как, подчёркивает он, увеличение просвещения эквивалентно увеличению богатства. И здесь же он призывает не только к изучению английского языка, но также считает, что его изучение нужно поддерживать на высоком уровне для достижения поставленной высокой цели. Научное Общество, в свою очередь, приложит все свои усилия, чтобы вывести эту страну из столетнего сна, и кто будет рьяно содействовать этому, будет награждён заметным местом в списке благотворителей его страны [6, с.45]. В целях усовершенствования знаний своих соотечественников Сайид Ахмад - хан приложил немало усилий для того, чтобы Научным Обществом были переведены книги по древней и современной истории. Правда, некоторые небольшие выпуски работ по истории были переведены Департаментом общественного обучения для использования в школах; однако большинство из них не содержало необходимых деталей или полного описания нравов, достоинств и недостатков тех стран, которые были необходимы, чтобы выявить реальную картину. Хотя Научное Общество только начинало свою работу, Сайид Ахмад - хан настоятельно рекомендовал перевести одну из частей книги о древней истории Египта, состоящую только из ста страниц, которая являлась одной из старейших историй мира в области развития искусств и наук. Сайид Ахмад - хан перевёл и опубликовал в частной прессе две статьи из газеты «Edinburgh Review» («Эдинбургское обозрение») члена палаты лордов Дэлхоузи, и на свой запрос в Лондон относительно автора этих эссе получил ответ, что их автором является герцог Аргайл, и что он был очень доволен переводом своих статей на язык урду. Это, естественно, сильно повлияло на сэра Сайида, и он написал письмо герцогу Аргайлу о том, что мог бы получить помощь от герцога как покровителя Научного Общества и получил его согласие. Это был первый английский аристократ который предоставлял поддержку Обществу, основанному индийским джентльменом. По любопытному и счастливому совпадению шесть лет спустя именно из рук герцога Аргайла в 1888 году Сайид Ахмад - хан получил орден Звезды Индии Британской короны II степени.

Приводим следующий краткий список переводов, изданных Обществом с самого начала его деятельности: «Древняя история Египта»; «Персидский перевод Истории Китая»; «Древняя История Китая»; «Современное сельское хозяйство» Скотта Бума; «Политическая Экономия»; «История Персии» сэра Джона Малькольма; Тодхантер Айзек. «Тригонометрия»; «Алгебра Евклида»; Бернард Смит. «Арифметика (для школ)»; Уильям Гэлбрейт. «Простая Тригонометрия»; Тодхантер Айзек. «Интегральное исчисление».

Несомненно, организация данного Научного Общества являлась одной из ступенек для претворения в жизнь просветительской программы сэра Сайида.

Объективно оценивая деятельность реформатора, необходимо отметить, что он действительно стремился пробудить «дух независимости» в индийских мусульманах, вдохнуть в них уверенность в своих силах и призвать их к достижению руководящих позиций в индийском обществе [7, с.55]. Подводя итоги рассуждениям о роли и значимости личности Сайид Ахмад - хана, безусловно, надо отметить, что его взгляды оказали огромное влияние на формирование всего комплекса общественно - политических и религиозных идей Нового времени в Индии.

Здесь также уместно вспомнить высказывание писателя Хали Алтаф Хусейна, автора биографии Сайид Ахмад - хана «Хаят - е Джавид», который, подчёркивая личные достоинства этого видного мыслителя, в своей книге приводит старую поговорку о том, что хороший друг похож на лиственное дерево. «Когда дерево в полном расцвете, - пишет он, - оно даёт тень, которая спасает людей от жары, затем его плоды с удовольствием вкушают люди, и когда дерево высыхает, его древесина используется во многих целях. Сэр Сайид был таким же другом для мусульман. Когда он был жив, он трудился для людей своими словами, пером и своими деньгами. Когда он умер, он оставил память о своей работе запечатлённой в их сердцах, чтобы они могли собраться вместе и продолжать благородное дело, основы которого он заложил».

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбаршох, Али. Сэр Сайид Ахмад-хан / Али Акбаршох. - Дарёганч, 2006. - 112 с.

2. «Алигархская Институтская газета» - Специальный выпуск, посвящённый памяти сэра Сайида. - Алигарх, 1953/54 -1954/55.

3. Ахмад-хан, Сайид. Такрири маколат (Речи и выступления) / Сайид Ахмад-хан. - Лахор, 1973. - С.90.

4. Белджон, Дж., младший. Реформы и религиозные идеи сэра Саийд Ахмад-хана / Дж. Белджон [на англ. яз., второе издание]. - Лахор, 1958. - 140 с.

5. Гордон-Полонская, Л.Р. мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика «мусульманского национализма») / Л.Р. Гордон-Полонская. - М., 1963. - С.326.

6. Грэм, Г.Ф.И. Жизнь и работа Сайид Ахмад-хана / Г.Ф.И. Грэм. - Лондон, 1974. - 427 с.

7. Степанянц, М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. / М.Т. Степанянц. - М., 1982. -

248 с.

8. Azad, A.K. Indian Wins Freedom. / A.K. Azad. - New Delhi. 1959. - P. 3.

9. Sir Seyd Speaks to You. / Ed. By K.A. Nizami. / - Aligarh, 1968. - P. 132.

10. Fazale Kareem. Sir Sayed Ahmad Khan. Reformer and First Protagonist of Muslim Nationalist / Kareem Fazael. - Pakistan, Islamabad. - P. 143-145.

ВКЛАД САЙИД АХМАД - ХАНА В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

ИНДИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты просветительской деятельности Сайид Ахмад - хана, и его вклад в развитие просвещения, культуры, литературы и общественной мысли народов Индии. Основным результатом его общественной и просветительской деятельности было открытие в 1878 году мусульманского колледжа в Алихархе, который впоследствии, в 1920 году, получил статус университета. Сайид Ахмад - хан очень хотел, чтобы этот колледж действовал как мост между Востоком и Западом, так как стремился увидеть Восток таким же развитым, как и Запад. В рамках своей просветительской деятельности Сайид Ахмад - хан организовал школы в Морадабаде и Газипуре, по его инициативе начал издаваться журнал «Тахзибул - ахлак», основной задачей которого являлась борьба против всего того, что затрудняет путь продвижения мусульман к цивилизации. Следует особо отметить, что издание этого журнала положило начало журналистике на языке урду в Индии и проложило путь просветительскому движению среди мусульман. В 1863 году сэр Сайид учредил Научное Общество в Газипуре, чтобы пробудить научный интерес среди мусульман и сделать западные знания доступными для индийцев на их родном языке. Данное общество занималось переводом стандартных классических работ с английского языка на урду и фарси и таким образом знакомило людей с английской литературой. Также одним из объектов деятельности Научного Общество было изучение наиболее эффективных методов сельское хозяйство, т.к. просветитель считал, что торговля и сельская хозяйства являются ключом к прогрессу Индии. Несомненно, организация данного Научного Общества являлась одной из ступенек для претворения в жизнь просветительской программы сэра Сайида.

Ключевые слова: Просвещение, идеология просветительства, образование, Алигархский Мусульманский колледж, Научное Общество, литература, западное образование, европейская наука и культура, сельское хозяйство, прогресс.

CONTRIBUTION OF SAYID AHMAD - KHAN TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL IDEOLOGY IN INDIA ATTHE END XIX - BEGINNING XX CENTURY

This article examines some aspects of the educational activities of Sayyid Ahmad Khan, and his contribution to the development of education, culture, literature and social thought of the peoples of India. The main result of his social and educational activities was the opening in 1878 of a Muslim college in Aligarh, which later, in 1920, received the status ofa university. Sayyid Ahmad Khan really wanted this college to act as a bridge between East and West, as he strove to see the East as developed as the West. As part of his educational activities, Sayyid Ahmad Khan organized schools in Moradabad and Gazipur, on his initiative the magazine «Takhzib ul - ahlak» began to be published, the main task of which was to fight against everything that hinders the advancement of Muslims and civilization. It should be emphasized that the publication of this magazine marked the beginning of Urdu journalism in India andpaved the way for the educational movement among Muslims. In 1863, Sir Sayyid established the Scientific Society in Gazipur to spark scientific interest among Muslims and to make Western knowledge available to Indians in their own language. This society was engaged in the translation of standard classical works from English into Urdu and Farsi, and thus introduced people to English literature. Also, one of the objects ofactivity of the Scientific Society was the study of the most effective methods of agriculture, since the educator believed that trade and agriculture were the keys to India's progress. Undoubtedly, the organization of this Scientific Society was one of the stepsfor the implementation of Sir Sayyids educationalprogram.

Keywords: Enlightenment, ideology of enlightenment, education, Aligarh Muslim College, Scientific Society, literature, Western education, European science and culture, agriculture, progress.

Сведения об авторе:

Гоибова Фируза Махмадовна — Таджикский Национальный Университет, кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных языков, факультета журналистики. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. E-mail: Gaibova_firuza@list.ru. Телефон: (+992) 934044447.

About the author:

Goibova Firuza Mahmadovna — Tajik National University, candidate of Philology science, assistant Department of foreign languages of the faculty of journalism. Address 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. E-mail: gaibova_ firuza@list.ru. Tel.: (+992) 934044447.

МАКРУ ХДЛАИ ЗАНОН ДАР «ШОХНОМА»-И АБУЩОСИМ ФИРДАВСЙ ВА «ХАМСА»-И НИЗОМИИ ГАНЧАВЙ

Ашурова Н.

Донишгоуи давлатии Кулоб ба номи А. Рудакй

Хаким Фирдавсй дар «Шохнома»-и безавол ва Низомии Ганчавй дар «Хамса»-и худ занро ба сифатхои шоиставу олй ситоиш намудаанд. Чунин андеша хам чой дорад, ки онхо дар симои занони хирадманд ва ёварони подшохон то худуде хамсарони худро бозтоб намудаанд.

Хамсари мехрубони Хаким Фирдавсй дар офариниши «Шохнома» ёру ёвараш буд. Дар миёни андешапешагон чунин фарзия низ вучуд дорад, ки дар офариниши «Шохнома» ба хангоми баргардони матнхои пахлавй хамсари шоир ба у кумак мекардааст. Ин аст, ки Хакими Тус ба ин маънй ишорахо дорад:

Бигуям, пазирам зи Яздон сипос, Аё мехрубон ууфти некишинос. Бихонд он бути мехрубон достон, Зи дафтар навишта гауи бостон [12, с.343].

Пас аз марги бемахали хамсараш - Офок шоири инсондуст Низомии Ганчавй ба хангоми ба назм даровардани киссаи «Хусраву Ширин» хиссиёти дустдории худро нисбат ба завчаи чавонмаргаш дар он бозтоб намудааст. Тахкикотчиёни Низомй тахмин мекунанд, ки дар образи зебои Ширин адиби хушсухан Офокро тасаввур кардааст. Яъне, ба истилохи адабиётшиносии муосир прототипи образи Ширин, завчааш Офок мебошад. Дар баъзе байтхо аз достони «Хусраву Ширин», масалан дар фасли «Гуфтор андар панд ва гардиши фалаки бемадор» ишорахоеро ба ин маънй метавон мушохида кард: Дар ин афсона шарт аст ашк рондан, Гулобе талх бар Ширин фишондан. Ба уукми он ки он камзиндагонй Чу гул барбод шуд рузи цавонй. Сабукрав чун бути ципчоци ман буд, Гумон афтод худ, к-Офоци ман буд. Хумоюнпайкаре нагзу хирадманд Фиристода ба ман дорои Дарбанд [4, с.432].

Низомй баъд аз бист соли вафоти Офок аз у дар «Искандарнома» ба некй ва хасрат ёд кардааст [7, с.273].

Гуфтахои боло далели равшани он андешаанд, ки адибони хирадманду тавоно ва тозаандеши адабиёти форс-точик Абулкосим Фирдавсй ва Низомии Ганчавй ба хангоми зиндагии шахсии худ низ нисбат ба занон мехру садокати бепоён доштаанд ва дар баробари ин хамсарони мушфику гамхорашон низ дар офаридани шохкорхояшон ба онхо мададрасон будаанд.

Аксарияти образи занони «Шохнома»-и Фирдавсй ва «Хамса»-и Низомии Ганчавй одамони солим, окила, чорачуй, далеру тавоно, модарони мушфику мехрубон, ватандуст ва кахрамонони номианд, ки дар хама хол тайёранд, барои максадхои олии халку ватан курбон шаванд, дар рохи ишк аз худ вафодорй нишон дода, барои расидан ба дилдодагони худ то охир талош варзанд. Умуман, аксарияти образхои занони ин ду шохасар мусбат ва дорои хислатхои неки инсонй мебошанд.

Аммо чунин пиндошт иштибох мебуд, агар гумон равад, ки дар «Шохнома» -и Хаким Фирдавсй ва «Хамса»-и Низомии Ганчавй васфи занон яксон аст. Дар хар ду асар гохо метавон ба образхое бархурд, ки дар онхо хислатхои бади инсонй, монанди макру хиллагарй, тухматзанию дуруггуй ва булхавасию хавасронй барин хислатхои зишти инсонй ба мушохида мерасад.

Харчанд дар «Шохнома»-и Фирдавсй ва «Хамса»-и Низомии Ганчавй гах-гохе ба зишткорию табохкории занон метавон дучор омад, лекин наметавонем андешаеро инкор созем, ки дар хар ду достон чунин образхо вучуд надоранд ва ё дар образи занони ин асархо зишткорию ахримантинатй, инчунин холатхои истифодаи макру хилла барои расидан ба максад дида намешавад. Хатто дар баъзан маврид дар асархои мавриди назар метавон амалхои носавобро дар образхои аз чихати характер мусбат хам ба мушохида гирифт.

Мавзуи макру хилаи занон пахлухои зиёд дорад, ки дар доираи муносибатхои гуногуни кахрамонони асосй ва шахсиятхои достонхо зохир мегардад. Бинобар ин, дар ин чо ба таври кутох

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.