Научная статья на тему 'ОТВЕТ САЙИДА АХМАД-ХАНА НА РАБОТУ СЭРА УИЛЬЯМА МЬЮРА "ЖИЗНЬ МУХАММАДА"'

ОТВЕТ САЙИДА АХМАД-ХАНА НА РАБОТУ СЭРА УИЛЬЯМА МЬЮРА "ЖИЗНЬ МУХАММАДА" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / РЕФОРМАТОР / ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТИКА / МАТЕРИАЛЫ / ОПРОВЕРЖЕНИЕ / АКЦЕНТ / РЕЛИГИЯ / КОММЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гоибова Фируза Махмадовна

В данной статье рассматриваются разногласия Сайид Ахмад-хана с сэром Уильям Мьюром относительно материалов, изложенных в его книге из биографии Пророка Мухаммада. Уильям Мьюр - британский исламовед, Вице - губернатор штата Уттар - Прадеш и один из основателей Аллахабадского Университета. В 1861 году написал книгу под названием «Жизнь Мухаммада», которая была уничижительным и оскорбительным комментарием относительно жизни и ценностей Пророка Мухаммада, содержала необоснованные нападки и клевету на исламскую мораль и традиции. Как истинный христианин, У. Мьюр не мог принять Мухаммада как Пророка Бога, приносящего послание, которое вытеснило бы Евангелие и тем самым отрицало бы божественную природу Христа. Это предубеждённое и отрицательное изображение Пророка У. Мьюром вызвало бурную и негативную реакцию у индийских мусульманских учёных, таких как Сайид Ахмад-хан. После сбора исламских и западных исходных материалов в библиотеках Лондона Сайид Ахмад-хан смог написать и издать «Серию эссе из жизни Мухаммада», которая содержала опровержение критики и комментариев, сделанных против Пророка Мухаммада сэром У. Мьюром. Книга была издана в 1870 году в Лондоне на английском языке. Позже в 1887 году её исправленная версия была напечатана на урду под названием «Аль-Хутбат-и Ахмадия». Главный акцент этой работы был на то, что «сущность ислама - это любовь к Пророку, и она отражается в Суннах». В своей книге видный просветитель и реформатор призывает всех к более глубокому и внимательному изучению различных религий и проявлению большей терпимости одной религии к другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL VIEWS OF SAYED AHMAD KHAN TO SIR WILLIAM MUIR`S BOOK "THE LIFE OF MUHAMMAD"

The article discusses the critical views of Sayed Ahmad Khan to Sir William Muir regarding the material presented in his book from the biography of the Prophet Muhammad. William Muir was a British Orientalist and scholar of Islam, colonial administrator, and Lieutenant Governor of the North-West Provinces of India and one of the founders of the Allahabad University. In 1861 he wrote a book titled »Life of Muhammad» (The life of Muhammad from original sources), which reviewed the life of the Prophet Mohammed and presented his personality with the insulting comments which contained unfounded attacks and slander against Islamic morality and traditions. As a true Christian W. Muir could not accept Muhammad as a prophet of God, bringing a message that would supplant the gospel, and thereby deny the divine nature of Christ. This prejudiced and negative portrayal of the Prophet W. Muir provoked a violent and negative reaction from Indian Muslim scholars such as Sayed Ahmad Khan. After collecting Islamic and western source materials in the libraries of London, Sayed Ahmad Khan was able to write and publish «Series of Essays from the Life of Muhammad,» which refuses the criticism and comments made against the Prophet Muhammad by Sir Muir. The book was published in 1870 in London in English. Later in 1887, a revised version of it was printed in Urdu under the name «al-Hutba Ahmadiyah». The main emphasis of this work was that «the essence of Islam is the love of the Prophet and it is reflected in the Sunnah.» In his book, a prominent enlightener and reformer calls on everyone to deeper and more attentive study of various religions and to show greater tolerance of one religion for another.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТ САЙИДА АХМАД-ХАНА НА РАБОТУ СЭРА УИЛЬЯМА МЬЮРА "ЖИЗНЬ МУХАММАДА"»

Ключевые слова: белый стих, нынешняя таджикская и персоязычная литература, литература Запада, стихи шомлу, рифма и система, «Книга хусравони», музыкальные социально -философские темы, вьющая интонация, творческие опыты.

EXAMPLES OF GULNAZARS WHITE POETRY

In this article the authr researched the problem of the examples of gulnazar's white poetry. After the free poetry, white poetry entered to the modern Tajik literature. Previously, for the inference to our literature there were objective reasons. White poetry in modern Iranian literature is also well known as «poetry of the night». Therefore its founder is Ahmadi Shomuli (Bomdod). In the Western literature, the white poetry is devoid ofrhyme, but it has a certain weight and tone. Examples of Mansur's poetry in our classical literature can be found. The songs ofBorbad Marwazi's poems are similar to modern white poetry.

It should be noted, that Ustad Gulnazar learned to sing the white poetry mainly from Ahmadi Shamlu. His white poems published in «Daftari khusravoni, Pursisho and Gulbergafshon» and in the book «Tulips in Barely». The poet in creating white poetry has a lot of experience, and those experience gradually improved, which led to the creation of his good poems. The themes of Ustad Gulnazar's white poems are social, philosophical, and criminal. Because this type of poem is not carry out, the poet is more short-sighted.

Naturally, the white poetry is not accepted and understood by everyone, so that it is created for a special category of fans. Apparently, the weight of the white poem is small or unintelligible, and the repetition of the words gives its music. A special place in such poems is occupied by a common or memorable tone. We are confident that Ustad Gulnazar's creative experience in white poetry will continue to be developed by her followers and students.

Keywords: white poetry, modern Tajik and Persian literature, Western literature, poetry, rhyme and weight, «The Book of Khusravoni», social, philosophical and criminal themes, extensive and touching melodies, experiences.

Сведение об авторе:

Хамроев Равшанкул Замонович — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры таджикского языка и литературы факультета дошкольного и начального обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Адрес: Республика Таджикистан, проспект Рудаки 121. Email: ravshan 60@mail.ru. Тел.:(+992) 927692017.

About the autor:

Hamroev Ravshanqul Zamonovich - Tajik state pedagogical University named after Sadriddin Aini, candidate of philological Sciences, senior lecturer of the Department of language and literature. Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe, Dushanbe, Rudaki Avenue, 121. E-mail: ravshan60@mail.ru. Phone: (+ 992) 927692017.

УДК: 070. 1 (575. 3)

ОТВЕТ САЙИДА АХМАД-ХАНА НА РАБОТУ СЭРА УИЛЬЯМА МЬЮРА «ЖИЗНЬ МУХАММАДА»

Гоибова Ф.М.

Таджикский национальный университет

Зарождение просветительской идеологии в Индии в значительной степени связано с именем Сайида Ахмад-хана, который занимает почётное место в истории общественно-политической мысли Индии.

Сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898) был одним из самых выдающихся мыслителей, реформаторов и государственных деятелей XIX века мусульманского Востока. Он является идеологом реформы образования и одним из основоположников исламского модернизма в Индии. Наибольшую известность ему принесла общественная и просветительская деятельность, основным результатом которой было открытие в 1878 году Мусульманского колледжа в Алигархе. Для обеспечения будущего благополучия индийских мусульман необходимыми являются два фактора, считал Сайид Ахмад-хан: во - первых, расширение западного образования среди мусульман, во -вторых необходимо достичь тесного взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания между мусульманами и британцами.

10 апреля 1869 года Сайид Ахмад-хан отбыл в Англию. Решение сэра Сайида посетить Англию было продиктовано двумя соображениями: первое - ознакомиться и провести непосредственный анализ системы образования в британских университетах, особенно в Оксфорде и Кембридже. Второе - он намеривался получить доступ к исламскому и западному исходному материалу в библиотеках Лондона в целях написания опровержения критики и комментариев, сделанных против Пророка Мухаммада сэром Уильямом Мьюром. Дело в том, что в 1861 году Вице-губернатор Уттар-Прадеша, британский исламовед и один из основателей Аллахабадского университета Уильям Мьюр (1819-1905) написал книгу, названную «Жизнь Мухаммада», которая была уничижительным и оскорбительным комментарием относительно жизни и духовных ценностей Пророка Мухаммада, содержала необоснованные нападки и клевету на исламскую мораль и традиции. Это предубеждённое и отрицательное изображение Пророка У. Мьюром вызвало бурную и негативную реакцию у индийских мусульманских учёных, таких как Сайид Ахмад-хан. В письме своему другу Мехди от 20 августа 1869 года из Англии просветитель пишет, что «книга Уильяма Мьюра о жизни Пророка, его несправедливость и предубеждение относительна ислама и Пророка поразили меня в самое сердце, и я решил написать биографию Пророка во что бы ни стало, даже если я потрачу все свои деньги и стану нищим, просящим милостыню» [1, с.219]. И действительно, Сайид Ахмад-хан смог написать и издать своё исследование как «Серию Эссе из жизни Мухаммада», которая была издана в Лондоне в 1870 году на английском языке издателями господами «Трубнер и Ко», а позже он напечатал её исправленную версию на урду как «Аль-Хутбат-и Ахмадия» в 1887 году. В этой своей работе видный просветитель и реформатор призывает всех к более глубокому и внимательному изучению различных религий и проявлению большей терпимости одной религии к другой.

В своей книге «Жизнь Мухаммада» сэр Уильям Мьюр сделал попытку восстановить историческую биографию Пророка Мухаммада. Вклад Мьюра заключается не только в его новаторском использовании ранних мусульманских источников, но также и в том окружении, в котором он написал и дал немедленную и интерактивную оценку в своем исследовании. Дело в том, что в отличие от многих других европейских учёных Мьюр жил, работал и провел свое исследование в исламском окружении, где он обладал преимуществом взаимодействия с верующими мусульманами, такими как Ахмад-хан, и был также сторонником преобразования классического подхода к религии, благодаря которому она могла бы удовлетворить потребности современного сообщества.

В своей попытке восстановить исторически точную жизнь Мухаммада У. Мьюр к биографическому материалу, найденному им, применил западные критические методы. Как истинный евангельский христианин, он не мог принять Мухаммада как Пророка Бога, приносящего послание, которое вытеснило бы Евангелие и тем самым отрицало бы божественную природу Христа. Следовательно, он начал с предпосылки, что любые описания, которые приписывали удивительные способности Мухаммаду, должны быть подлинными. Таким образом, он старался рационализировать любые сверхъестественные элементы, найденные в традициях, и считал, что их распространение могло быть объяснено только в чисто человеческих терминах [1, с.220].

У Сайид Ахмад-хана было традиционное исламское образование, обусловленное влиянием философской школы Валиуллы-хана. Его собственная оценка традиций была недостаточна в его противоречиях с Мьюром для защиты методологий в акценте подлинности традиционного материала и против критических замечаний Мьюра.

В одном из первых эссе Сайид Ахмад-хана из жизни Пророка, которое состояло из маленького буклета, были описаны рождение, смерть, чудеса и другие события из жизни Мухаммада и более конкретно были изложены традиционные процедуры, которые должны будут проводиться во время мавлид (mawlid), т.е. на торжествах по случаю дня рождения Пророка. Главный акцент этой работы был на то, что «сущность ислама - это любовь к Пророку, и она отражается в Суннах». Как указано в исламском толковом словаре, сунна - арабское слово, означающее путь, образец и пример, который обозначает поступки и высказывания Пророка Мухаммада, описанные его соратниками и являющиеся руководством к действию для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в отдельности [3, с.202].

В вводной главе своей работы У. Мьюр подверг критике традиционный метод анализа подлинности традиций и обрисовал, в общих чертах, свой собственный подход. Он исследовал ислам посредством интерпретации Корана и, что ещё более важно для этого исследования,

сборников адатов [1] и пришёл к выводу о том, как ислам должен определяться и интерпретироваться, и почему ислам как религия всегда был ниже по сравнению с христианством. Для Мьюра, как евангелиста, религия расценивается как определяющая сила в обществе, и эта религия должна быть христианством, чтобы быть действительно выгодной. К. Дж. Льялл отметил, что «Жизнь Мухаммада» У. Мьюра отмечена полемическим характером, и естественно, в определённой степени является антипатичной тем, кто исповедует религию Мухаммада [6, с.877].

Интересно, что Сайид Ахмад-хан, в отличие от Мьюра, для написания своей работы считал необходимым использовать не только восточные, но и европейские источники, чтобы получить надлежащие данные, в то время как Мьюр был мотивирован чтобы использовать только ранние арабские источники.

Анализ адатов и ряда авторитетных традиций[2, с.162] может быть вторым основным источником после Корана и историческим материалом для описания жизни Пророка, считал У. Мьюр. Но в отличие от Корана, который Мьюр приветствовал как надёжный, современный источник, традиции, по его мнению, могут быть поставлены под сомнение в силу того, что процесс передачи, являющийся в большой части устным, это фактор, который ослабил надёжность традиций из-за зависимости от склонной ошибаться памяти и тенденции к преувеличению. Тем не менее традиции, признавал Мьюр, могут содержать исторические факты, у которых, возможно, был их письменный источник - воспоминания соратников Пророка. И поэтому, в отличие от исламских традиций, Мьюр считал, что история происхождения адата является сомнительной.

В свою очередь, сэр Сайид Ахмад - хан видел важность адатов в биографии Пророка и стремился опровергнуть отрицательную оценку Мьюра, обращаясь к различному набору критериев оценки. Но даже вне простых фактов биографии, традиции, считает сэр Сайид, были также источником Сунны или обычаем, практикой Пророка, и таким образом -стандартом поведения для мусульман, применяемым во все времена.

Уильям Мьюр полагал, что культурные и исторические факторы имели главное влияние на развитие сущности традиций, первой из которых является преданность мусульманского сообщества Мухаммаду как Пророку Бога [8, с.107].

Сайид Ахмад-хан не был согласен с понятием, что мусульмане почитали Мухаммада лишь для того, чтобы не допускать погрешностей в жизни. Сам Пророк, утверждает мыслитель, направил своих последователей для объяснения того, чтобы люди считали авторитетными только те его высказывания, которые он объявил быть показанными, и те - со ссылкой на религиозные догмы к нравам, и к жизни после этого [2, с.190]. Если Мьюр видел политические и культурные основания для создания традиции, то Сайид Ахмад-хан видел его роль строго религиозной.

Уильям Мьюр описал Пророка и его последователей в слепой вере, которая не помогает разрешить сомнение или провести расследование в вопросах, где сказано, что «таким образом говорит Пророк Господа». У более поздних правительств не было выбора, кроме того как заставить замолчать любого, кто будет открыто искать ответы на свои сомнения, так как, по словам Мьюра, «догмы ислама были так тесно связаны с принципами, на которых было воздвигнуто мусульманское правительство», и этот союз духовных и политических элементов привел к «чрезвычайному отсутствию искреннего и бескорыстного расследования происхождения и правды ислама, который так мучительно характерен для мусульманского ума даже и в настоящий момент» [7, с.14].

В своей книге «Жизнь Мухаммада» сэр Уильям Мьюр называет ислам «религией меча», утверждая, что меч - это неизбежная кара за опровержение ислама, что является, по мнению Сайид Ахмад-хана, одним из самых серьёзных обвинений, какие только могут выдвинуть против ислама представители других религий. Подлинная вера, пишет мыслитель, которая проистекает из сердца человека, не может быть утверждена силой или насилием. Согласно исламу, общеизвестно существование одного невидимого Бога. Мусульмане могли бы жить в мире и проповедовать вероисповедание одного - единственного истинного Бога только одним из трёх путей: во-первых, добровольное преобразование людей; во-вторых, установление мира и безопасности посредством союзов для наступления и обороны; и, в-третьих, завоеванием. Как только желаемое будет обеспечено, меч будет немедленно вложен в ножны [2, с.90-93].

И действительно, ислам разрешает применение оружия и войну лишь в двух случаях: при необходимости самозащиты против внешнего врага или для защиты своей веры среди «неверных».

Некоторые писатели, в том числе и Уильям Мьюр, совершая явно грубую ошибку, утверждают, что: «Терпимость неизвестна для ислама». Но история представила нам неисчислимые случаи

терпимости многих мусульманских завоевателей, которые, стремясь действовать согласно доктринам их религии, действительно проявляли терпимость и предоставляли амнистию, безопасность и защиту всем, независимо от их касты и веры.

Обсуждение вопроса в отношении источников и для сэра Сайида Ахмад-хана, и для сэра Уильяма Мьюра не было просто исторической абстракцией. Со своей стороны, Мьюр сильно заинтересован, чтобы найти подлинный материал, на котором можно построить биографию Мухаммада и показать, что, основываясь на своих собственных источниках, мусульмане должны будут отклонить учение Мухаммада. Сайид Ахмад-хан, в свою очередь, взволнованный изображением Пророка и заключениями, выдвинутыми Мьюром в своей книге, подвергает критике и его источники, и его методологию в обработке этих источников.

Естественно, и Сайид Ахмад-хан, и Уильям Мьюр во многих областях были под влиянием ограничений их собственных верований в интерпретациях традиционного материала. Мьюр не мог признать учение Мухаммада, как Пророка, не подвергая сомнению окончательное откровение Бога Иисусу Христу, как записано об этом в Библии. Сайид Ахмад-хан считал своим долгом защищать традиционный метод оценки традиций путём их цепной передачи, чтобы дать должную оценку характера и миссии Пророка.

Резкие нападки обоих учёных на более многочисленную общность другой веры указывают, что «противоречие» для них не было ограничено царством интеллектуальной абстракции, но коснулось и ядра их духовности. Однако там, где Мьюр был склонен к консервативным теологическим тенденциям и активно был вовлечён в евангелистское миссионерское движение, Ахмад-хан в своих письмах опровергает положение, где его ортодоксальность была подвергнута сомнению.

Следует отметить, что несмотря на все свои разногласия с Уильямом Мьюром Сайид Ахмад-хан очень высоко ценил его как учёного и писателя. В своей книге «Эссе из жизни Мухаммада» он написал о своём высоком уважении к характеру и достижениям сэра Уильяма Мьюра, подчеркнул его глубокое знакомство с восточной литературой, а также огромные достижения Мьюра как известного учёного - востоковеда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуентэр, Алан М. Ответ Сайид Ахмад-хана сэру Уильяму Мьюру / Алан М. Гуентэр. - Монреаль, 2002. -229 с.

2. Ахмад-хан, Сайид. Эссе из жизни Мухаммада / Сайид Ахмад-хан. -Лондон, 1887. - 191 с.

3. Гогоберидзе, Г.М. Исламский толковый словарь / Г.М. Гогоберидзе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С. 202.

4. Г.Ф.И. Грэм. Жизнь и работа Сайид Ахмад-хана / Грэм Г.Ф.И. - Дели, 1974.

5. Гордон-Полонская, Л.Р. О некоторых особенностях буржуазного просветительства в колониальных условиях / Л.Р. Гордон-Полонская // Идеологические проблемы современной Индии. - Москва, 1970. - С. 151.

6. Льялл, К.Дж. Сэр Уильям Мьюр Некролог / К.Дж. Льялл // Журнал Королевского Азиатского общества Великобритании и Ирландии. - 1905. - №30. - С. 878.

7. Мьюр, Уильям. Жизнь Мухаммада / Уильям Мьюр. - Лондон, 1861. - С. 14.

8. Мьюр, Уильям. Мусульманское противоречие / Уильям Мьюр. - Эдинбург, 1897. - С. 107.

ОТВЕТ САЙИДА АХМАД-ХАНА НА РАБОТУ СЭРА УИЛЬЯМА МЬЮРА «ЖИЗНЬ МУХАММАДА»

В данной статье рассматриваются разногласия Сайид Ахмад-хана с сэром Уильям Мьюром относительно материалов, изложенных в его книге из биографии Пророка Мухаммада. Уильям Мьюр - британский исламовед, Вице - губернатор штата Уттар - Прадеш и один из основателей Аллахабадского Университета. В 1861 году написал книгу под названием «Жизнь Мухаммада», которая была уничижительным и оскорбительным комментарием относительно жизни и ценностей Пророка Мухаммада, содержала необоснованные нападки и клевету на исламскую мораль и традиции. Как истинный христианин, У. Мьюр не мог принять Мухаммада как Пророка Бога, приносящего послание, которое вытеснило бы Евангелие и тем самым отрицало бы божественную природу Христа. Это предубеждённое и отрицательное изображение Пророка У. Мьюром вызвало бурную и негативную реакцию у индийских мусульманских учёных, таких как Сайид Ахмад-хан. После сбора исламских и западных исходных материалов в библиотеках Лондона Сайид Ахмад-хан смог написать и издать «Серию эссе из жизни Мухаммада», которая содержала опровержение критики и комментариев, сделанных против Пророка Мухаммада сэром У. Мьюром. Книга была издана в 1870 году в Лондоне на английском языке. Позже в 1887 году её исправленная версия была напечатана на урду под названием «Аль-Хутбат-и Ахмадия». Главный акцент этой работы был на то, что «сущность ислама - это любовь к Пророку, и она отражается в Суннах».

В своей книге видный просветитель и реформатор призывает всех к более глубокому и внимательному изучению различных религий и проявлению большей терпимости одной религии к другой.

Ключевые слова: Просвещение, просветитель, реформатор, образование, критика, материалы, опровержение, акцент, религия, комментарий.

CRITICAL VIEWS OF SAYED AHMAD KHAN TO SIR WILLIAM MUIRS BOOK «THE LIFE OF MUHAMMAD»

The article discusses the critical views of Sayed Ahmad Khan to Sir William Muir regarding the material presented in his book from the biography of the Prophet Muhammad. William Muir was a British Orientalist and scholar of Islam, colonial administrator, and Lieutenant Governor of the North-West Provinces of India and one of the founders of the Allahabad University. In 1861 he wrote a book titled »Life of Muhammad» (The life of Muhammad from original sources), which reviewed the life of the Prophet Mohammed and presented his personality with the insulting comments which contained unfounded attacks and slander against Islamic morality and traditions. As a true Christian W. Muir could not accept Muhammad as a prophet of God, bringing a message that would supplant the gospel, and thereby deny the divine nature of Christ. This prejudiced and negative portrayal of the Prophet W. Muir provoked a violent and negative reaction from Indian Muslim scholars such as Sayed Ahmad Khan. After collecting Islamic and western source materials in the libraries of London, Sayed Ahmad Khan was able to write and publish «Series of Essays from the Life of Muhammad,» which refuses the criticism and comments made against the Prophet Muhammad by Sir Muir. The book was published in 1870 in London in English. Later in 1887, a revised version of it was printed in Urdu under the name «al-Hutba Ahmadiyah». The main emphasis of this work was that «the essence of Islam is the love of the Prophet and it is reflected in the Sunnah.» In his book, a prominent enlightener and reformer calls on everyone to deeper and more attentive study of various religions and to show greater tolerance of one religion for another.

Key words: enlightenment, enlightener, reformer, education, critical view, materials, religion, emphasis, refuses, comments.

Сведения об авторе:

Гоибова Фируза Махмадовна - Таджикский Национальный Университет, кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных языков, факультета журналистики. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. E-mail: gaibova__firuza@list ru. Телефон: (+992) 934044447.

About the author:

Goibova Firuza Mahmadovna — Tajik National University, candidate of Philology science, assistant Department of foreign languages of the faculty of journalism. Address 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. E-mail: Gaibova_ firuza(@,list.ru. Tel.: (+992) 934044447.

БИНАНДА ИНТИЗОРИ ТАМОШОИ МУБОХДСА^ОИ КАСБИИ ТЕЛЕВИЗИОНИСТ

Муьминцонов З., Салимзода О.

Донишкадаи давлатии фар^анг ва санъати Тоцикистон ба номи М. Турсунзода

Чахон пеш меравад, ба дарачаи гушношуниду диданашаванд. Ба хусус аз нигохи фаннй. Инсон кайхонро фахт мекунад, имкони басарбарй ва зиндагиро дар сайёрахои дигар месанчад. ^абатхои пажихушнашудаи атмосфераро тахкик ва ру ба гармй овардани иклимро дар сайёраи Замин бо такя бар бардоштхои муътамади илмй бозгу мекунад. Инсониятро аз пайомадхои пуртазод, аммо вокеатдоштаи чанд дахсолаи баъд огох месозад. То битавонад корашро дархури он пайомадхо сомон бидихаду назму низоми зиндагиашро нигох дорад. Тавассути бозёфтхои илму фан.

Вокеан технологияи иттилоотй дар замони чахонишавй бо суръати кайхонй пеш рафта истодааст. Бо Истиклолияти давлатиро ба даст овардани Чумхурии Точикистон шумори воситахои ахбори омма ба хусус воситахои электронии ахбори омма хеле зиёд шуданд. ^абули Конститутсияи Чумхурии Точикистон, аз 6 ноябри соли 1994 ба тарики раъйпурсии умумихалкй ва дар моддаи 30-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.