Научная статья на тему 'О ПРОТИВОРЕЧИИ САЙИД АХМАД-ХАНА И МУХАММАД ИКБАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ'

О ПРОТИВОРЕЧИИ САЙИД АХМАД-ХАНА И МУХАММАД ИКБАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / КОЛЛЕДЖ / ВОСТОК / ЗАПАД / ИСЛАМ / НАЦИЯ / СИНТЕЗ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ENLIGHTENER / CONCEPTION OF EDUCATION / CONTRADICTION / COLLEGE / EAST / WEST / ISLAM / NATION / SYNTHESIS / ENLIGHTEN MOVEMENT / МАЪРИФАТПАРВАР / ФАРЗИЯИ ТАЪЛИМӣ / ИХТИЛОФ / КОЛЛЕЦ / ШАРЦ / ГАРБ / ИСЛОМ / МИЛЛАТ / ТАЦЗИЯ / ҳАРАКАТИ ТАЪЛИМӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоибова Фируза Махмадовна

В данной статье рассматриваются некоторые противоречия между взглядами двух из самых влиятельных мыслителей конца XIX начало XX веков сэра Сайид Ахмад-хана и Мухаммада Икбала по поводу существующей системы образования среди мусульман в Индии и их отношения к религии.Сэр Сайид работал над радикальным толкованием богословия и отвергал те аспекты религии,которые не совместимы с современным секуляризмом, а М. Икбал защищал традиционные формы религии и считал её необходимой для осмысления жизнеспособного политического будущего. Основной целью Сайид Ахмад-хана было вывести мусульман из болота бедности, культурного застоя и неграмотности.Просветитель считал, что образование было единственной панацеей от всех недугов общества.По его инициативе 24 мая 1875 года на севере Индии был основан Алигархский Мусульманский колледж. Продолжателем прогрессивных идей концепции образования Сайид Ахмад-хана является Мухаммад Икбал, который получил своё образование в Европе. Не совсем одобряя программу образования Алигархского колледжа, который был составлен с чрезмерным уклоном на западную литературу и цивилизацию М. Икбал считал, что истинное развитие общины, или нации состоит в поисках критерия развития его по собственному пути, а не в имитации моделей развития других. Развитие «истинно национального характера», подчёркивал Икбал, зависело от осуществления «истинно национального образования». М. Икбал призывал к созданию новых учебных заведений, которые могли бы придать форму синтезу исламского и западного образования и обеспечить преемственность между мусульманской культурой и современными знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRADICTION OF SAYED AHMAD KHAN AND MUHAMMAD IQBAL ABOUT MUSLIMS EDUCATION IN INDIA

The article under consideration dwells on certain contradiction between sights of two very influential thinkers (scholars) referring to the end of the XIX-th - the early years of the XX-th centuries, sir Sayed Ahmad Khan and Muhammad Iqbal about systems of education among Muslims in India and their relationship to religion. Sir Sayed worked on a radical interpretation of theology and rejected those aspects of religion, which does not compatible with modern secularism, M. Iqbal protected traditional form religion and thought it necessary for comprehension of viability political future. The main goal of Sayed Ahmad Khan was to deduce Muslims from swamp of poverty, culture stagnant and illiteracy. The enlightener thought, that education was the only panacea of all malady society. On his initiative the 24th of May 1875 Aligarh Muslims college was built on North of India. Sayed Ahmad Khan’s continuator progress ideas of conception of education was M. Iqbal, who got education in Europe. He did not approve educational program of Aligarh college which was compilation overwater of skew on West literature and civilization. M. Iqbal thought, that concrete development of society or nation is in search of development criteria on own way, not in simulating the development patterns of others. The «truly national development», emphasizes Iqbal, depends on the implementation of «truly national education». M. Iqbal invoked to create new universities, which can impart form synthesis of Islamic and West education and ensure continuity between Muslim culture and modern knowledge.

Текст научной работы на тему «О ПРОТИВОРЕЧИИ САЙИД АХМАД-ХАНА И МУХАММАД ИКБАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ»

УДК 070.1 (575. 3) ББК 76,12

О ПРОТИВОРЕЧИИ САЙИД Гоибова Фируза Махмадовна, кандидат

АХМАД-ХАНА И МУХАММАД филологических наук, ассистент кафедры ИКБАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО иностранных языков, Таджикского национального МУСУЛЬМАНСКОГО университета (Таджикистан, Душанбе) ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ

ИХТИЛОФИНАЗАРИ САЙИД Fоибова Фируза Махмадовна, н.и.ф. ассистенти

А^МАДХОН ВА МУХАММАД кафедраи забощои хориции, Донишгоуи миллии

И^БОЛДАР МАВРИДИ Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе) ДОНИШАНДУЗИИ МУСУЛМОНОН ДАР ^ИНДУСТОН

THE CONTRADICTION OF SAYED Goibova Firuza Mahmadovna, candidate of philological

AHMAD KHAN AND MUHAMMAD science, assistant of the department of foreign languages

IQBAL ABOUT MUSLIMS attached to the faculty of journalism under the Tajik

EDUCATIONININDIA National University (Tajikistan, Dushanbe)

E-mail: Gaibova_firuza@list.ru.

Ключевые слова: просветитель, концепция образования, противоречие, колледж, восток, запад, ислам, нация, синтез, просветительское движение

В данной статье рассматриваются некоторые противоречия между взглядами двух из самых влиятельных мыслителей конца XIX начало XX веков сэра Сайид Ахмад-хана и Мухаммада Икбала по поводу существующей системы образования среди мусульман в Индии и их отношения к религии.Сэр Сайид работал над радикальным толкованием богословия и отвергал те аспекты религии,которые не совместимы с современным секуляризмом, а М. Икбал защищал традиционные формы религии и считал её необходимой для осмысления жизнеспособного политического будущего. Основной целью Сайид Ахмад-хана было вывести мусульман из болота бедности, культурного застоя и неграмотности.Просветитель считал, что образование было единственной панацеей от всех недугов общества.По его инициативе 24 мая 1875 года на севере Индии был основан Алигархский Мусульманский колледж. Продолжателем прогрессивных идей концепции образования Сайид Ахмад-хана является Мухаммад Икбал, который получил своё образование в Европе. Не совсем одобряя программу образования Алигархского колледжа, который был составлен с чрезмерным уклоном на западную литературу и цивилизацию М. Икбал считал, что истинное развитие общины, или нации состоит в поисках критерия развития его по собственному пути, а не в имитации моделей развития других. Развитие «истинно национального характера», подчёркивал Икбал, зависело от осуществления ««истинно национального образования». М. Икбал призывал к созданию новых учебных заведений, которые могли бы придать форму синтезу исламского и западного образования и обеспечить преемственность между мусульманской культурой и современными знаниями.

Вожа^ои калиди: маърифатпарвар, фарзияи таълимй, ихтилоф, коллец, шарц, гарб, ислом, миллат, тацзия, уаракати таълимй

Дар мацола баъзе аз ихтилофи ацидауои ду мутафаккири барцастаи охири асри XIX ва аввали асри ХХ Сайид Аумадхон ва Мухаммад Ицбол оид ба низоми мавцудаи маърифати мусулмонони Хиндустон дар робита бо дин баррасй мешавад. Цаноби Сайид дар асоси тафсири тагйирнопазири каломи илоуй кор карда, он цанбауои диниро, ки бо цанбауои дунявии муосир мувофицат намекунанд, рад кард. М.Ицбол бошад, шаклуои анъанавии диниро уифз карда, онро барои дарк намудани ояндаи босуботи сиёсй зарур шумурд. Хадафи асосии Сайид Аумадхон аз он иборат буд, ки мусулмононро аз вартаи фацру бесаводй берун орад. Маърифатпарвар боварй дошт, ки илм ягона роуи баромадан аз цаулу бесаводи аст. Бо ташаббуси у 24 майи соли 1875 дар шимоли Хиндустон Коллеци мусулмонии Алигарх таъсис дода шуд. Вориси гояуои тарацципарвари таълимии Сайид Аумадхон, Мухаммад Ицбол ба шумор меравад, ки дар Аврупо таусил кардааст. М. Ицбол барномаи таълимии Коллеци Алигархро, ки бо таваццууи зиёд ба адабиёт ва тамаддуни гарбй тауия шудааст, комилан дастгирй намекунад, у чунин ацида дорад, ки рушди воцеии цомеа ё миллат аз цустуцуи меъёри рушди он аз худи цомеа иборат аст, на дар пайравй ба тарзу усулуои рушди дигарон. Рушди «хосияти воцеан миллй», аз амалисозии «таълими воцеии миллй» вобаста аст, таъкид менамояд Ицбол. М.Ицбол ба ташкили муассисауои нави таълимй даъват мекунад,

ки ин метавонад тацзияи маърифати исломи ва гарбиро дар якцояги ташкил дщад ва миёни фар^анги мусулмони ва илмуои муосир муттасилиятро таъмин кунад.

Key-words: Enlightener, conception of education, contradiction, college, East, West, Islam, nation, Synthesis, enlighten movement

The article under consideration dwells on certain contradiction between sights of two very influential thinkers (scholars) referring to the end of the XIX-th - the early years of the XX-th centuries, sir Sayed Ahmad Khan and Muhammad Iqbal about systems of education among Muslims in India and their relationship to religion. Sir Sayed worked on a radical interpretation of theology and rejected those aspects of religion, which does not compatible with modern secularism, M. Iqbal protected traditional form religion and thought it necessary for comprehension of viability political future. The main goal of Sayed Ahmad Khan was to deduce Muslims from swamp of poverty, culture stagnant and illiteracy. The enlightener thought, that education was the only panacea of all malady society. On his initiative the 24th of May 1875 Aligarh Muslims college was built on North of India. Sayed Ahmad Khan's continuator progress ideas of conception of education was M. Iqbal, who got education in Europe. He did not approve educational program of Aligarh college which was compilation overwater of skew on West literature and civilization. M. Iqbal thought, that concrete development of society or nation is in search of development criteria on own way, not in simulating the development patterns of others. The «truly national development», emphasizes Iqbal, depends on the implementation of ««truly national education». M. Iqbal invoked to create new universities, which can impart form synthesis of Islamic and West education and ensure continuity between Muslim culture and modern knowledge.

Сайид Ахмад-хан и Мухаммад Икбал являются двумя из самых влиятельных мыслителей конца XIX - XX веков. Оба они оставили неизгладимый отпечаток на траекториях ислама и его отношениях с Западом. И Сайид Ахмад-хан, и Мухаммад Икбал получили традиционное образование, но вскоре осознали его ограничения по отношению к достижениям современных наук Запада, связали рациональное образование и обучение с подъёмом Запада и упадком мусульман. Эти два мыслителя переосмыслили исламское богословие в свете современных вызовов и по-своему попытались возродить чувства целеустремлённости среди мусульман. Несмотря на это сходство существуют некоторые противоречия между их взглядами по поводу существующей системы образования среди мусульман в Индии и их отношения к религии. Сэр Сайид работал над радикальным толкованием богословия и отверг те аспекты религии, которые не совместимы с современным секуляризмом, а М. Икбал защищал традиционные формы религии и считал ее необходимой для осмысления жизнеспособного политического будущего. Для большего понимания этого вопроса вполне было бы уместно рассмотреть некоторые аспекты этих двух влиятельных личностей относительно их отношений к системе образования в Индии.

Сайид Ахмад-хан-общественный деятель, религиозный реформатор, основатель Мусульманского Алигархского колледжа и движения мусульманского просветительства в Индии. Выходец из знатной мусульманской феодальной семьи сэр Сайид Ахмад-хан родился в 1817 году в Дели (в то время это была ещё столица могольской империи на территории Индостана).Он родился в то время, когда Британия все больше и больше оккупировала Индию и лишались своей независимости различные индийские королевства. И их правители сохраняли лишь номинальный титул. Само существование мусульман в Индостане оказалось под угрозой - их активно вытесняли из экономической и политической жизни страны. Сайид Ахмад-хан получил отличное воспитание и образование в лучших традициях мусульманской могольской знати, читал Коран на арабском языке, знал урду, фарси, дари, математику, астрономию, политологию, юриспруденцию, изучал медицину и литературу.

В 1857 году во время Индийского восстания Северная Индия понесла огромные потери - и человеческие, и экономические, и нужно сказать, что особенно больно оно ударило по мусульманам, которые в своём большинстве населяли именно эти территории. Осудив лидеров восстания за его неподготовленность, Сайид Ахмад-хан оценил его как путь к поражению индостанского мусульманского общества (2,7).

Реформатор провидец Сайид Ахмад-хан может быть расценён как ключевая фигура для того, чтобы восстановить положения индийских мусульман именно в то время, когда они нравственно, и с точки зрения образования и экономики, были на самом низком уровне. По мнению многих его соотечественников, он был одной из ведущих личностей мусульманского возрождения. Целью Сайид Ахмад-хана было вывести мусульман из этого болота бедности,

культурного застоя и неграмотности. Просветитель считал, что образование было единственной панацеей от всех этих недугов общества.

В октябре 1870 года Сайид Ахмад-хан вернулся в Индию после своей поездки в Англию, где он близко ознакомился с европейской системой образования. Следует отметить, что одним из важных объектов изучения просвещения в Индии выступает Алигархский мусульманский колледж, который был основан 24 мая 1875 года на севере Индии. Данный колледж был одним из первых мусульманских учебных заведений нового образца, который стал центром подготовки научно-педагогических кадров в этом регионе.

Основателем его по праву, считается, Сайид Ахмад-хан. С упорством и большой энергией сэр Сайид популяризировал свои просветительские идеи - сплачивал единомышленников, создавал различные общества, основывал школы и колледжи, издавал газеты и журналы. Он одним из первых в Индии указал на необходимость тесной взаимосвязи обучения и воспитания как процесса формирования личности: «Моё желание не только распространять образование среди мусульман... но и дать нашим детям такое воспитание, которое отвечало бы потребностям настоящего времени. Без этого мы не соберём урожай, которого ожидаем» (10, 200). Просветительские идеи Сайид Ахмад-хана постепенно развивались, и в последствии его представления об образовании приняли форму образовательного движения. Цель образования, считал просветитель, должна состоять в том, чтобы пробудить интеллект народных масс и помочь в создании просвещённого общества. В 1859 году по инициативе Сайид Ахмад-хана было организованно персидское медресе в городе Марадабаде, в 1864 году, сэр Сайид Ахмад-хан организовал школу в Газипуре. В своей вступительной речи при открытии школы мыслитель отмечает, что «это благородное дело полезно не только непосредственно нам, но и будущему нашему поколению, т.е. нашим сыновьям и сыновьям сыновей» (11,222). Занятия в медресе и в школах велись на английском, урду и персидском языках, и этот факт проливает яркий свет на характер, идеалы и цели её основателя.

В 1864 году Сайид Ахмад-хан переехал из Газипура в Алигарх (город на севере Индии). Открытие таких школ, как школа в Марадабаде, медресе в Газипуре, предшествовало созданию просветителем Научного Общества колледжа, которое занималось организационными вопросами для создания Алигархского англо-восточного колледжа. Просветитель давно мечтал о таком учебном заведении, которое могло бы соединить изучение древнего индийского наследия и современных западных наук, религиозное воспитание со светским обучением. Он совместно с созданным им в 1872 году Комитетом по изучению путей наилучшего распространения знаний Среди Мусульман Индии, разработал очень чёткую программу обучения и организационную схему данного учебного заведения.

Продолжателем прогрессивных идей концепции образования Сайид Ахмад - хана является видный просветитель, реформатор, общественно-политический деятель и поэт Мухамад Икбал (1877-1938).

Своё основополагающее образование Мухаммад Икбал получил в начальной школе для маленьких детей. В возрасте 16 лет Икбал поступил в колледж при Шотландской миссии, где преподавал его отец Нур Мухаммад. В колледже преподавали курсы гуманитарных наук, аналогичные тем, которые преподаются в английских университетах, а также курсы на персидском и арабском языках. Получив диплом факультета искусств в этом учебном заведении, Икбал поступил в Государственный колледж в Лахоре, где изучал арабский, английскую литературу и философию. Именно здесь Икбал познакомился с известным учёным и востоковедом и исламоведом Томасом В. Арнольдом (1864-1930) с поддержкой которого в 1905 году он покинул Лахор, чтобы продолжить своё образование в Европе. В течении трёх лет Икбал изучал право и философию в Кембридже, где он получил стипендию правительства Индии и получил докторскую степень в Мюнхенском университете. Позже в своей жизни, однако Икбал стал сетовать, что в своем рвении изучения западных знаний, он не смог полностью реализовать свои умственные способности для служения исламу (5-6, 74). И это, по его мнению, характерно для такого рода образования, предоставляемого такими учреждениями, как Алигархский Университет. Также Икбал утверждал, что форма образования, которая предоставлена в современных учреждениях не смогла представить человека как часть отдельной общины и показать, что его развитие неразрывно связано с развитием «нации» (6,496-497). По его мнению, истинное развитие общины, или нации состоит в поисках критерия развития его по собственному пути, а не в имитации моделей развития других.Образовательные учреждения являются ключевым средством культивирования специфического «национального характера» общин.М.Икбал выступал за целостный подход к образованию, одно из которых отражало

заимствования и от традиционной мусульманской концепции адаб и романтичных понятий на образовании. Понятие адаб является широким термином, который по существу относится к дисциплине и обучению и его можно определить как правильное знание и поведение в тотальном процессе, по которым человек становится образованным, руководствуется и формируется в хорошего мусульманина (7,2-4). Также, как и концепция адаб, романтические понятия образования подчёркивали целостный подход к образованию: образовательный идеал, интеллект, чувства и действия. Концепция бильгун (самокультивация или самореализация), которая была синонимом романтических понятий образования, подчёркивала необходимость культивировать все силы человека в единое целое (9,55-73). Следует отметить, что на Икбала также оказали сильное влияние представления об образовании, которые подчёркивали внутреннею связь между образованием и процессом самореализации. При изучении критики Икбала современных подходов к образованию было бы уместно также изучить взгляды таких деятелей, как Томас Арнольд и Шибли Нумани, которые были тесно связаны с Алигархом, но стали критиковать подход Сайид Ахмад-хана к обучению мусульман, который истолковал религиозную ортодоксальность как главное препятствие в своей миссии по установлению современного образования и как ключ к преодолению мусульманского упадка. Его реформистская повестка дня заключалось в том, чтобы переосмыслить религиозные писания таким образом, чтобы они были совместными с современными науками. Томас Арнольд, который изначально был тесно связан с Сайид Ахмад-ханом и Алигархом и с процессом развития современных учебных заведений в Индии, был активным участником дебатов по поводу типа образования, наиболее подходящего для мусульманской общины, в частности дебатов по поводу полезности принятия западного образования. Арнольд подверг резкой критике акцент Алигархского колледжа на экзоцитистных полномочиях западных подданных, и посетовал на то, что данное учреждение не смог культивировать в своих учениках высший «национальный идеал», и предостерёг от «экстравагантного» и необоснованного идолопоклонства «британской» цивилизации.Находясь в Алигархе, Арнольд стремился разработать более широкую культурную основу, в которой основное внимание уделялось культуре и литературе на местных языках, а также их этическому содержанию, в дополнение к своей западной учебной программе. Например, он призывал уделять больше внимания истории, языкам и литературе ислама. Арнольд утверждал, что это необходимо для того, чтобы привить студентам национальный идеал и дать им возможность черпать вдохновение из величия ислама в составлении своего будущего, и это, по его мнению, способствовало бы развитию синтеза исламских и западных знаний. Отражая различные направления мышления, включая концепции специфики общин, Мухаммад Икбал, как и Томас Арнольд, Шибли Нумани предостерёг от принятия университетской модели образования. Он подчеркнул, что образование должно соответствовать потребностям общины и выразил сожаление по поводу того, что образование, представляемое в таких учреждениях, как Алигарх, лишь отвлекает человека и общину от его истинного развития. По его мнению, современные учебные заведения в Индии отвлекают мусульманина от знания собственной истории и культуры, укрепляя западное культурное и политическое господство, т.к. они были направлены исключительно на производство функционеров для колониального государства. Икбал утверждал, что такие учебные заведения как Алигархский колледж, вместо того, чтобы обеспечить систему образования, которая служила бы «истинному развитию» личности и общины, способствуют росту поколения мусульман и индусов, рассчитанных только для службы в государственных учреждениях. Высказывались опасения, что система образования, внедрённая в Индии, существовала лишь для производства западного индивидуала, хорошо разбирающихся в западных идеях и подготовленных для экономической занятности, но без любого национального характера. Развитие «истинно национального характера», подчеркнул Икбал зависело от осуществления «истинного национального образование» (4,81). Поскольку каждая страна имеет свои собственные потребности, образовательные проблемы должны соответствовать этим конкретным потребностям. Чрезмерный уклон на западную литературу и цивилизацию приведёт к тому, что современный образованный мусульманин, который ассимилировал западные привычки, мысли и характер придёт к полному пренебрежению коллективным опытом своей общины. При этом Икбал подчёркивает, что жизнь и преемственность социального разума зависит от упорядоченной передачи его коллективного опыта из поколения в поколение. Роль образования состояло в том, чтобы обеспечить эту упорядоченную передачу и придать единство самосознания или личной идентичности общественному разуму. Однако, следует особо подчеркнуть, что Икбал не был против изучения науки или западных предметов.

Взгляды Икбала были расположены в контексте перестройки мусульманского образования и целесообразности принятия западных образовательных моделей. Икбал всегда утверждал, что образование должно соответствовать потребностям общины и выразил сожаление по поводу того, что образование, предоставляемое в таких учреждениях, как Алигарх, лишь отвлекает человека и общину от его истинного развития. С другой стороны, «чисто религиозные» медресе подверглись критике с его стороны за неспособность обеспечить систему образования, которая могла бы снабдить мусульман знанием наук, необходимых в современном контексте. Икбал призывал к созданию новых учебных заведений, которые могли бы придать форму синтезу исламского и западного образования, а синтез современных знаний и ислама зависел от появления хорошо подготовленных богословов и учёных, которые смогли бы благодаря своим исследованиям, в различных отраслях мусульманской литературы и мысли, проследить преемственность между мусульманской культурой и современными знаниями. Следует отметить, что несмотря на некоторые противоречивые взгляды Сайид Ахмад-хана и Мухаммад Икбала на систему мусульманского образования в Индии эти две выдающиеся фигуры оставили неизгладимый след в истории просветительского движения и развитии общественной мысли стран Ближнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахмад-хан, Сайид. Макалат-и сэр Сайид/Сайид Ахмад-хан.-Алигарх, 1952. -158 с.

2. Баканова, М.В. Исламский реформатор Индии сэр Сайид Ахмад-хан / М.В. Баканова // Самиздат, 08.12.2013. -с. 7.

3. Гордон-Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана / Л.Р. Гордон-Полонская. -М., 1963. -326.с.

4. Икбал, Мухаммад. Ислам как этический и политический идеал / Мухаммад Икбал. - Лахор: Восток, 1955. - с. 81.

5. Икбал, Мухаммад. Макатиб-и Икбал / Мухаммад Икбал [Куллиёт под. ред. С.М. Берни]. -Дели: Академия урду Дели, 1999. - с. 74.

6. Икбал, Мухаммад. Макатиб-и Икбал / Мухаммад Икбал [Куллиёт под. ред. С.М. Берни]. -Лахор, 2002. - с. 496-497.

7. Меткалф, Барбара. Моральное поведение и авторитет: Место «адаб» у южноазиатских мусульман / Барбара Меткалф. - Беркли, 1984. - с. 2-4.

8. Прусакова,Н.Г.Педагогические воззрения Сайид Ахмад-хана/Н.Г.Прусакова.-Москва, 1980.-253 с.

9. Соркин, Давид. Теория и практика самоформирования / Давид Соркин. Дневник истории идей. - 1983, 44 (1) (январь). - с. 55-73.

10.Шан, Мухаммад.Выступления сэра Сайида Ахмад-хана/Мухаммад Шан.-Бомбей,1972.-200 с. ll.Selected Documents from the Aligarh Archives. Ed. Yusuf Husain. Aligarh, 1967. P. 222.

REFERENCES:

1.Ahmad Khan, Sayyid. Makalat-i sir sayyid / Sayyid Ahmad Khan. - Aligarh, 1952. - 158 p.

2.Bakanova, M.V. Islamic Reformer of India Sir Sayyid Ahmad Khan / M.V.Bakanova // Samizdat, 08.12.2013. - P. 7.

3.Gordon-Polonskaya, L.R. Muslim Trends in Public Thought in India and Pakistan / L.R. Gordon-Polonskaya. - M., 1963. - 326.p.

4.Iqbal, Muhammad. Islam as an Ethical and Political Ideal/Muhammad Iqbal.-Lahore:The Orient, 1955.-P.81.

5.Iqbal, Muhammad. Makatib-i Iqbal / Muhammad Iqbal/ Collection of Compositions: under the

editorship of S.M.Bernie. - Delhi: Urdu Academy of Delhi, 1999. - p. 74. 6.Iqbal, Muhammad. Makatib-i Iqbal / Muhammad Iqbal/Collection of Compositions: under the editorship of S.M. Bernie. - Lahore, 2002. - P. 496 - 497.

7.Metcalfe, Barbara. Moral Behavior and Authority: The Place of "Adab" among South Asian Muslims / Barbara Metcalfe. - Berkeley, 1984. -P. 2 - 4.

8.Prusakova, N.G. Sayyid Ahmad Khan's Pedagogical Views /N.G.Prusakov.-M.,1980.-253 p. 9.Sorkin. David. Theory and Practice of Self-Formation/David Sorkin.Diary of the history of ideas.-

1983, 44 (1) (January).-P.55-73. 10.Shan, Muhammad.Speeches by Sir Sayyid Ahmad Khan/Muhammad Shan.-Bombay,1972.-200 p.

11 Selected Documents from the Aligarh Archives/ under the editorship of Yusuf Husain Aligarh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.