Научная статья на тему 'Путешествие в ахмадийят: к вопросу об истории одной религиозной общины'

Путешествие в ахмадийят: к вопросу об истории одной религиозной общины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
388
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ахмадийят / ислам / халифат / Махди / Мессия / Джалса Салана / Ahmadiyyat / Islam / caliphate / Makhdi / Messiah / Jalsa Salana

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мартыненко Александр Валентинович

Статья посвящена международной религиозной общине ахмадийя, зародившейся в Индии во второй половине XIX века. В основу статьи также легли личные впечатления автора от поездки на ежегодный съезд (Джалса Салана) данной общины в Великобританию в августе 2015 г. Анализируются особенности истории и учения ахмади, а также негативное отношение к ним в отдельных мусульманских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNEY TO AHMADIYYAT: ON THE HISTORY OF A RELIGIOUS COMMUNITY

Article is devoted to the Ahmmadiyya international religious community, which arisen in India in the second half of the 19th century. Article basis was also formed by personal impressions of the author of a trip on annual congress (Jalsa Salana) of this community to Great Britain in August, 2015. Features of history and the doctrine of Ahmadi, and also negative attitude to them in the certain Muslim countries are analyzed.

Текст научной работы на тему «Путешествие в ахмадийят: к вопросу об истории одной религиозной общины»

УДК 21(091)(045) ББК 86.2 М 294

Александр Мартыненко

ПУТЕШЕСТВИЕ В АХМАДИЙЯТ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ

Аннотация: Статья посвящена международной религиозной общине ахмадийя, зародившейся в Индии во второй половине XIX века. В основу статьи также легли личные впечатления автора от поездки на ежегодный съезд (Джалса Салана) данной общины в Великобританию в августе 2015 г. Анализируются особенности истории и учения ахмади, а также негативное отношение к ним в отдельных мусульманских странах.

Ключевые слова: ахмадийят, ислам, халифат, Махди, Мессия, Джалса Салана.

Исследователю, который не является приверженцем ахмадийята, писать об этом международном религиозном движении и легко, и трудно одновременно. Легко, потому что у стороннего наблюдателя, которому довелось так или иначе общаться с ахмади, эта многомиллионная община не может не вызвать симпатии и сочувствия. Симпатию вызывает их масштабная благотворительная и филантропическая деятельность по всему миру, непритворная готовность прийти на помощь людям, оказавшимся в беде, будь то стихийное бедствие, голод, эпидемия или вооруженный конфликт. Симпатию вызывает и сам образ жизни и поведения верующих-ахмади - людей, как правило, доброжелательных, стремящихся руководствоваться их небезызвестным принципом: «любовь ко всем, ненависть ни к кому». Сочувствие же вызывает та ситуация гонений и преследований, которая сложилась в отношении этой общины в ряде азиатских государств. Верующие ахмади подвергаются узаконенной дискриминации в Пакистане и Саудовской Аравии, а если взять внесудебные расправы, на которые власти, как правило, закрывают глаза, то список стран можно продолжить...

С другой стороны, автор этих строк сталкивался и с негативным отношением к ахмади со стороны своих знакомых мусульман - совсем не экстремистов и далеко не религиозных фанатиков, но, на-

против, людей интеллигентных и, как сейчас модно стало говорить, «продвинутых», разбирающихся в различных направлениях и течениях мирового исламского сообщества. В беседах с такими людьми - мусульманскими религиозными деятелями, или исповедующими ислам учеными востоковедами, или простыми верующими - доводилось слышать, что ахмадийят это опасная «еретическая» «секта», призванная внести раскол и смуту в мировую исламскую общи-ну-умму. Во многом именно поэтому объективный и беспристрастный анализ истории и доктринальных особенностей международного ахмадийского движения является непростой задачей, поскольку исследователь в данной ситуации с равной долей вероятности может попасть как под обаяние ахмадийской общины, так и под влияние аргументов ее непримиримых оппонентов.

Данная статья представляет собой попытку такого анализа, целью которого является создание краткого и если не полного, то хотя бы адекватного портрета международного ахмадийского движения - истории его зарождения, формирования и развития, а также различных сторон его вероучения и направлений его деятельности на современном этапе.

Ахмадийя - мусульманская община, которая сформировалась на территории Британской Индии в конце XIX - начале ХХ вв. Основателем общины стал пропо-

ведник Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835 - 1908 гг.), провозгласивший себя новым пророком и Махди (мусульманским Мессией - Божьим посланником, который явится человечеству в день

75

Страшного суда) . Свое учение он изложил в ряде работ, таких как «Иисус в Индии», «Философия исламских учений», «Послание мира», «Британское прави-

76

тельство и джихад».

Необходимо признать, что ахмади, в целом, придерживаются основных идей и предписаний ислама. Так, они следуют пяти столпам мусульманской веры (араб. «аркан аль-ислам хамса»): признают ша-хаду («Нет Бога, кроме Аллаха, и Му-хаммад - посланник Аллаха»), читают ежедневную пятикратную молитву, держат пост в священный месяц рамазан, оказывают помощь бедным и считают важной обязанностью совершение хаджа в Мекку. Как все без исключения мусульманские общины и течения, ахмади верят в Аллаха как единого и единственного Бога, а также в священные писания, в ангелов, пророков и в Судный день.

В то же время важной частью учения ахмади является вера в то, что Мирза Гулам Ахмад является пророком, обетованным Мессией и Махди, появление которого предрекал и пророк ислама Му-хаммад. Они верят в то, что Мирза Гулам Ахмад был подлинным отражением пророчества Мухаммада и был ниспослан для того, чтобы вновь отстоять принцип таухида - единства и единственности Бо-

75 Dard A. R. Life of Ahmad (a. s.), founder of Ah-madiyya Movement. - Tilford, 2008; Мартыненко А. В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ). - Ульяновск, 2005. - С. 247-253.

76 Хазрат Мирза Гулам Ахмад Кадиани. Иисус в Индии. - Islamabad, 1991; Hadrat Mirza Ghulam Ahmad (a. s.). A Message of Peace. - Tilford, 2007; Hadrat Mirza Ghulam Ahmad, the Promised Messiah and al-Imam al-Mahdi (May peace be upon him). The British Government and Jihad. - Tilford, 2006. См. также: Tadhkirah. English rendering of the divine revelations, dreams and visions vouchsafed to Hadrat Mirza Ghulam Ahmad of Qadian, the Promised Messiah and Mahdi, on whom be peace. Published under the auspices of Hadrat Mirza Masroor Ahmad. - Tilford, 2009.

га-Аллаха, то есть, по сути, принцип строгого монотеизма.

Ахмади считают, что основатели всех религий, так или иначе, содействовали созданию ислама в самом широком значении, декларируя тем самым универсальность всех религиозных откровений, учений и традиций. В связи с этим, в отличие от остальных мусульман, ахмади утверждают, что Веды индуистов и Авеста зороастрийцев, то есть книги, находящиеся за пределами авраамистической традиции, тоже имеют божественное происхождение. Более того, помимо пророков, упоминаемых в Коране, ахмади почитают в качестве таковых Зороастра, Кришну, Будду, Конфуция. Согласно взглядам ахмади, понятия «пророк» (араб. «наби») и «посланник» (араб. «посланник») являются синонимами. В то же время они различают два вида пророков. Во-первых, это пророки, которые принесли новый закон, такие как Моисей, принесший людям Тору, и Мухаммад, передавший человечеству Коран. Во-вторых, это пророки, пришедшие без нового религиозного закона (Иеремия, Иисус Христос). К их числу ахмади относят и основателя своей общины - Мирзу Гу-лама Ахмада из Кадиана. На основе данного тезиса ахмади объясняют, почему явлению миру нового пророка - Мирзы Гулама Ахмада - не противоречит известному исламскому положению о Му-хаммаде как «хатм ан-наби» (араб. «печать пророков»). Ахмади, как и все остальные мусульмане, считают, что пророк ислама дал окончательный и совершенный закон для всего человечества, который уже не будет изменен. Однако это, по их мнению, не исключает возможности появления пророков и после Мухаммада. Эти пророки полностью подчинены Мухаммаду и не могут изменить норм ислама, или создать какую-либо иную вероучительную систему. Именно таким пророком и стал Мирза Гулам Ахмад, согласно ахмадийскому вероучению. В этом смысле Мирза Гулам Ахмад Кадиани воспринимается как

своеобразный пророк-отражение - отра-

77

жение Мухаммада.

Особое место в вероучении ахмади занимает личность Иисуса Христа, который в исламе почитается как пророк Иса. Ахмади верят в спасение Иисуса от смерти на Голгофе. Об этом, ссылаясь на авторитет коранического текста, пишет, например, ахмадийский богослов Хазрат Маулана Абуль-Ата Джаландхари в своей книге «Смерть на кресте. Десять аргументов из Священной Библии»: «Но Священный Коран провозглашает, что Христос не умер на кресте. Бог спас его от смерти от распятия точно так же, как Он спас его возлюбленных соратников от

78

расправы». Хазрат Маулана Абуль-Ата Джаландхари поясняет, что на Голгофе Иисус только потерял сознание и очнулся, когда был снят с креста. При этом данный ахмадийский автор категорично и даже эмоционально отрицает общехристианскую трактовку событий: «Христианская версия его смерти не только является неаккуратной, но противоречит историческим свидетельствам и самой логике. Они верят, что Иисус действительно умер на кресте, а на третий день воскрес и вознесся на небеса. Что за пара-

79

докс! Что за миф!».

Ахмади верят в то, что Иисус затем совершил путешествие в Индию, где он, согласно их представлениям, прожил до глубокой старости и умер в возрасте ста двадцати лет в Кашмире, в городе Шри-нагар. Целью же путешествия Иисуса в Индию был поиск «десяти потерянных колен Израиля», то есть еврейских родов, не вернувшихся на родину в Палестину после ассирийского плена в VIII столетии до н. э.

Согласно ахмади, могила Иисуса Христа под названием Юз Асаф находится в городе Шринагар.

77 Farhad Iqbal. With love to Muhammad (s.a.), the Khatam-un-Nabiyyin. - Tilford: Islam International Publications Ltd, 2014. - 367 p.

78 Hadrat Maulana Abul-Ata Jalandhari. Death on the Cross. Ten Arguments from the Holy Bible. -Tilford: Islam International Publications Ltd, 2015. -P. 4.

79 Ibid. P. 6.

Ахмади воспринимают христианские и исламские пророчества о втором пришествии Иисуса не в буквальном, а в метафорическом плане. По их убеждению, пророчество о втором пришествии уже исполнилось в лице основателя их общины - Мирзы Гулама Ахмада из Ка-диана, который воплотил в себе Обетованного Мессию христиан и Махди мусульман (два этих понятия трактуются ими как синонимы).

Ахмади верят в божественное предопределение, которое контролирует все действия во вселенной. В то же время человек обладает определенной свободой воли. Примечательно также, что с точки зрения сторонников ахмадийята, ад не является вечным наказанием. В этом смысле ад сравнивается с больницей, в которой души грешников излечиваются «очистительным» огнем.

У ахмади собственная трактовка такого сложного и неоднозначного понятия исламской доктрины, как джихад (араб. «усердие», «старание»). Согласно их учению, джихад делится на три разновидности. Во-первых, это «большой джихад» (араб. «джихад аль-акбар»), который представляет собой борьбу человека против собственных низменных желаний. То есть, по сути, это нравственное самосовершенствование личности. Во-вторых, это «великий джихад» (араб. «джихад аль-кабир»), представляющий собой мирное распространение ислама путем проповеди. Российский ахмади, поэт и эссеист Р. Бухараев образно соединяет эти два, в общем-то близкие друг к другу понятия в одно: «Великий джихад - незримая и никогда не прекращающаяся битва человека со злом в себе и со злом в мире, но не с помощью оружия, а посредством проповеди Истины, посредством слов и убеждения».80 В-третьих, это «малый джихад» (араб. «джихад аль-асгар»). Здесь надо оговориться, что ахмадийская концепция джихада допускает боевые действия только в целях самообороны -

80 Бухараев Р. Дорога Бог знает куда. (Великий Джихад). Книга для брата. - СПб. : Блиц, 1999. -С. 18.

например, в ситуации преследований мусульман за их вероубеждения.

В то же время, согласно учению ах-мади, Мирза Гулам Ахмад отменил военный джихад в принципе как неприемлемый для современной эпохи. Этот тезис аргументируется тем, что ислам как религия более не подвергается вооруженным нападениям. Ислам атакуют его противники посредством написания книг, статей или использования средств массовой информации. И ответ мусульман должен быть адекватным, то есть - таким же. Российский ахмади Р. Бухараев, упомянутый выше, пишет по данному поводу следующее: «Ахмадийская мусульманская община... выступает против всякого, даже вынужденного, насилия. Но она же, Ахмадийская мусульманская община, - это движение истинного, великого джихада в исламе, того джихада, единственным оружием которого является Священный Коран». 81

Соответственно ахмади категорически осуждают любые проявления экстремизма и терроризма как не имеющие ничего общего с истинным исламом. Например, нынешний духовный лидер этой общины, Мирза Масрур Ахмад, выступая в 2008 г. в британском парламенте, по данному поводу сказал следующее: «Ради достижения своих целей, якобы от имени своей религии, некоторые группы мусульман прибегают к незаконным, террористическим методам, считая себя вправе убивать немусульман и наносить им ущерб, причем делать это в отношении как военных, так и гражданских лиц. В то же время они жестоко убивают невинных мусульман, женщин и детей. Подобные жестокие действия совершенно неприемлемы с точки зрения Ислама. Из-за этого безобразного поведения некоторых мусульман в немусульманском мире создалось совершенно неверное представление об Исламе. Как результат, некоторая часть западного общества открыто выступает против Ислама, а другая часть,

хотя и не выступает открыто, все равно

к 82

плохо думает об этой религии».

Ахмади также выступают за гармоничное сосуществование религии и науки, которые, по их мнению, не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В качестве подтверждения данного тезиса ахмади часто приводят пример своего известного единоверца - доктора Абдус Салама, специалиста по ядерной физике и лауреата Нобелевской премии.

После смерти Мирзы Гулама Ахмада Кадиани его общину возглавили особые духовные вожди - халифы (араб. «заместители»), второй титул которых звучит как «сахиб аз-заман» (араб. «повелители времени»). Особенно значительный вклад в разработку доктринального комплекса писаний ахмадийята внесли второй халиф Мирза Башируддин Махмуд Ахмад (род. 1889 г.; руководил об-

83

щиной в 1914-1965 гг.) и четвертый халиф Мирза Тахир Ахмад (род. 1928 г.,

84

руководил общиной в 1982-2003 гг. 2003 г. общину возглавляет пятый халиф Мирза Масрур Ахмад Шах. Ахмади почитают своего халифа, прежде всего, как духовного лидера, хотя он, безусловно, наделен и высшей административной властью в общине.

82 Мирза Масрур Ахмад. Мировой кризис и путь к миру. - Tilford, 2014. - С. 13.

83 Хазрат Мирза Башир-уд-дин Ахмад. Введение в Священный Коран. - Islamabad, 1991; Хазрат Мирза Башир-уд-дин Махмуд Ахмад. Экономическая структура исламского общества. - Islamabad, 1992; Hadrat Mirza Bashiruddin Mahmood Ahmad. Ahmadiyyat or The True Islam. - Tilford, 2007; Ha-drat Mirza Bashiruddin Mahmood Ahmad. With love to the Muslims of the World. The Ahmadiyya perspective. - Tilford, 2004; Hadrat Mirza Bashir-ud-Din Mahmood Ahmad Khalifatul Masih II. Hadrat Ahmad. - Athens, 1998; Mirza Bashir-ud-din Mahmud Ahmad. Invitation to Ahmadiyyat: Being a statement of beliefs, a rationale of claims and an invitation, on behalf of the Ahmadiyya movement for the propagation of Islam. - London, 1980.

84 Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. - СПб., 2004; Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Убийство - во имя Аллаха? -Islamabad, 1991; Mirza Tahir Ahmad. An Elementary Study of Islam. - Tilford, 2010.

Ibid. С. 18.

81

Высшим административным органом общины является Консультативный совет (араб. «Маджлис аш-Шура»), состав которого избирается один раз в год. Председателем консультативного совета является халиф.

В ХХ веке ахмадийское движение распространилось в более чем 200 государствах мира; численность его последователей, по разным оценкам, колеблется от 10 млн. до 20 млн. чел. Особенно широко ахмадийские общины представлены в странах Запада и в Тропической Африке. Небольшие общины бахаи есть в Рос-

85

сийской Федерации , а также в некоторых среднеазиатских государствах постсоветского пространства.86 Ахмади реализуют масштабные благотворительные и социально ориентированные программы - открытие школ и больниц, помощь бедным и пострадавшим в ходе природных катаклизмов, войн и т. п.

С 1984 г. штаб-квартира ахмадийята находится в Великобритании, в Лондоне (резиденция халифа расположена в лондонской мечети «Фазль»). «Духовной» штаб-квартирой ахмадийя является город Кадиан в Индии - родной город основателя движения. Еще одним важным центром общины является пакистанский город Рабва, в котором расположены дополнительные структуры управления общиной - Центральный ахмадийский совет, Совет новой схемы, Совет нового посвящения. Все указанные структуры подчиняются непосредственно халифу.

Община располагает собственным кабельным телеканалом (МТА), вещающим на многие страны мира. Ахмади также создали свою систему образования,

85 Сулейманов Р. Р. Ахмадиты в Республике Татарстан: самоорганизация общины, зарубежное влияние, взаимоотношения с государством и религиозным большинством // Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы. Сб. ст. и докладов. Материалы II конгресса российских исследователей религии. - СПб., 2012. - С. 478-479.

86 Цуркан А. Альтернативный ислам на постсоветском пространстве: особенности распространения ахмадиййата [Электронный ресурс]. URL: www.kestoaorg.uk/_.../03%20Tsurkan%20about%2 0Ahmadiya.html (Режим доступа свободный)

включающую миссионерские университеты (араб «джамиа»). Крупнейшим из них является Ахмадийский университет (араб. «Джамиа Ахмадийя») в Рабве, филиалы которого действуют в странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки.

Финансирование общины осуществляется, главным образом, за счет обязательного добровольного пожертвования каждого ахмади. Пожертвование осуществляется раз в год, его размер определяется самим верующим.

В августе 2015 г. автору данной статьи по приглашению со стороны ах-мади довелось принять участие в их ежегодном съезде (на языке урду «Джалса Салана», «Джальса Салана»), который проходил в Великобритании.

Джалса Салана - очередной ежегодный съезд ахмади, на котором присутствовал автор этих строк, проходил в окрестностях Лондона, в графстве Сёррэй, с 21 по 23 августа 2015 г. В съезде приняли участие около 30 тыс. человек из 95 государств. Несмотря на международный характер общины, бросалось в глаза то, что ее ядро образуют пакистанцы, предки которых образовали движение ахмадийя еще в Британской Индии конца XIX - начала ХХ вв. Так же много представителей стран Тропической Африки, где у ахма-дийята наблюдаются определенные успехи в распространении.

Каждый день съезда халиф Мирза Масрур Ахмад Шах обращался со специальными посланиями-речами к верующим. Данные послания были посвящены успехам распространения ахмадийята в мире и проблеме противодействия в отношении ахмади со стороны мусульман-суннитов; развитию исламской нравственности (отдельное послание было обращено к женщинам - участницам съезда); развитию ислама в современном мире в общем контексте международных отношений. Примечательно, что в ходе одного из своих обращений к участникам съезда халиф позволил себе достаточно резкую антизападную риторику. Он выступил с осуждением политики США и НАТО на Ближнем Востоке, в частности

- военного вмешательства в ливийский конфликт 2011 года. Свержение и убийство Муаммара Каддафи ахмадийский халиф назвал преступлением, целью которого, по его словам, было «не установление демократии, а захват Западом нефтяных ресурсов этой страны». На основе этой критики Мирза Масрур Ахмад Шах сделал вывод об отрицательном влиянии западных государств на ситуацию в современном исламском мире. Не менее резкой критике ахмадийский халиф подверг «Исламское государство» (ДАИШ) как террористическую организацию, порочащую ислам и не имеющую ничего общего с «истинным исламом». Необходимо признать, что международное ахма-дийское движение с его ненасильственными принципами является своеобразной альтернативой ДАИШ и прочим организациям радикального ислама; это - прямо противоположные «полюсы» современного исламского мира.

Кроме того, во время съезда выступали чтецы Корана и исполнители религиозных поэм-гимнов на урду, а также была проведена церемония байята87 -клятвы верности ахмадийскому халифу со стороны прибывших на данное мероприятие новообращенных ахмади.

На человека стороннего, посетившего ежегодное собрание ахмади, производит впечатление особая атмосфера доброжелательности, царящая на данном мероприятии, и, конечно, поистине восточного гостеприимства. После съезда автор статьи был удостоен личной аудиенции у «повелителя времени», V халифа Мирзы Масрур Ахмад Шаха, которая проходила в его лондонской резиденции, в мечети «Фазль». Аудиенция носила протокольный характер: халиф поинтересовался, что думает «русский профессор» об ахмади, а также была сделана официальная фотография «на память».

В целом, по мнению автора статьи, международное движение ахмадийя представляет собой достаточно неоднозначный феномен в исламском мире. С одной стороны, ахмади, исходя из принципа-девиза «любовь ко всем, ненависть ни к кому», полностью отрицают насилие, в том числе вооруженный джихад; широко реализуют по всему миру масштабные благотворительные и социально-экономические программы (особенно в странах Тропической Африки). С другой стороны, ахмади отошли от преобладающей в исламе трактовки завершения цикла пророчеств Мухаммадом, почитая в качестве нового пророка индийского проповедника Мирзу Гулама Ахмада Ка-диани. Именно поэтому мусульманами всех остальных направлений (суннитами-традиционалистами, шиитами, исламскими радикалами) они безапелляционно воспринимаются как «еретики», впавшие в «неверие» (араб. «куфр»). Степень и интенсивность преследования мусуль-ман-ахмади в исламском мире различная. Например, в Исламской Республике Пакистан они подвергаются тюремным заключениям и внесудебным расправам-самосудам - то есть преследуются и государством, и на бытовом уровне. Схожая ситуация наблюдается в Саудовской Аравии (к слову, для ахмади фактически невозможен хадж), в Бангладеш. В последние годы растет напряженность вокруг ахмадийской общины Индонезии, связанная с ростом исламистских настроений в этой стране.

В целом, ахмади заняли свою нишу в конфессиональном ландшафте многих стран и регионов мира. Очевидно, что это религиозное движение будет развиваться и дальше. Как будет и сохраняться противодействие ахмадийяту со стороны других течений и общин ислама.

87 Ахмадийская клятва байят подробно объясняется в работе Мирзы Масрура Ахмада: Шарайет-э байят ва вазайеф-э ахмади. (Условия байята (клятвы) и обязанности ахмади). - Тилфорд, 2015 (на фарси).

Источники и литература Источники:

1. Бухараев Р. Дорога Бог знает куда. (Великий Джихад). Книга для брата. -СПб., 1999.

2. Мирза Масрур Ахмад. Мировой кризис и путь к миру. Сборник речей и писем. -Лондон, 2014.

3. Хазрат Мирза Башир-уд-дин Ахмад. Введение в Священный Коран. - Islamabad, 1991.

4. Хазрат Мирза Башир-уд-дин Махмуд Ахмад. Экономическая структура исламского общества. - Islamabad, 1992.

5. Хазрат Мирза Гулам Ахмад Кадиани. Иисус в Индии. - Islamabad, 1991.

6. Хазрат Мирза Гулам Ахмад Кадиани. Философия исламских учений. - Islamabad, 1991.

7. Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Ислам отвечает на вопросы современности. -СПб., 2004.

8. Хазрат Мирза Тахир Ахмад. Убийство - во имя Аллаха? - Islamabad, 1991.

9. Dard A. R. Life of Ahmad (a. s.), founder of Ahmadiyya Movement. - Tilford, 2008.

10. Farhad Iqbal, Imtiaz Ahmed. With love to Muhammad (s.a.), the Khatam-un-Nabiyyin. - Tilford, 2014.

11. Hadrat Mirza Bashiruddin Mahmood. Ahmad. Ahmadiyyat or The True Islam. -Tilford, 2007.

12. Hadrat Mirza Bashiruddin Mahmood Ahmad. With love to the Muslims of the World. The Ahmadiyya perspective. - Til-ford, 2004.

13. Hadrat Mirza Bashir-ud-Din Mahmood Ahmad Khalifatul Masih II. Hadrat Ahmad. - Athens, 1998.

14. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad (a. s.). A Message of Peace. - Tilford, 2007.

15. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad, the Promised Messiah and al-Imam al-Mahdi (May peace be upon him). The British Government and Jihad. - Tilford, 2006.

16. Mirza Bashir-ud-din Mahmud Ahmad. Invitation to Ahmadiyyat: Being a statement of beliefs, a rationale of claims and an invitation, on behalf of the Ahmadiyya movement for the propagation of Islam. - London, 1980.

17. Mirza Tahir Ahmad. An Elementary Study of Islam. - Tilford, 2010.

18. Tadhkirah. English rendering of the divine revelations, dreams and visions vouchsafed to Hadrat Mirza Ghulam Ahmad of Qadian, the Promised Messiah and Mahdi, on whom be peace. Published under the auspices of Hadrat Mirza Masroor Ahmad. -Tilford, 2009.

19. Мирза Масрур Ахмад. Шарайет-э бай-ят ва вазайеф-э ахмади. (Условия байята (клятвы) и обязанности ахмади). - Тил-форд, 2015 (на фарси).

Литература:

20. Мартыненко А.В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама. - Ульяновск, 2005.

21. Сулейманов Р.Р. Ахмадиты в Республике Татарстан: самоорганизация общины, зарубежное влияние, взаимоотношения с государством и религиозным боль-

шинством // Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы. Сб. ст. и докладов. Материалы II Конгресса российских исследователей религии. - СПб., 2014. - С.478-479.

22. Цуркан А. Альтернативный ислам на постсоветском пространстве: особенности распространения ахмадиййата [Электронный ресурс]. URL: www.keston.org.uk/_.../03%20Tsurkan%20 about%20Ahmadiya.html (Режим доступа свободный)

Alexander Martynenko

JOURNEY TO AHMADIYYAT: ON THE HISTORY OF A RELIGIOUS COMMUNITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Summary: Article is devoted to the Ahmmadiyya international religious community, which arisen in India in the second half of the 19th century. Article basis was also formed by personal impressions of the author of a trip on annual congress (Jalsa Salana) of this community to Great Britain in August, 2015. Features of history and the doctrine of Ahmadi, and also negative attitude to them in the certain Muslim countries are analyzed.

Keywords: Ahmadiyyat, Islam, caliphate, Makhdi, Messiah, Jalsa Salana.

Sources and Literature

Sources:

1. Bukharaev R. The way God knows where. (The Great Jihad). Book for brother. -Sankt-Peterburg, 1999 (in Russian).

2. Mirza Masroor Ahmad. World crisis and way to peace. Collection of speeches and letters. - London, 2014.

3. Mirza Bashir-ud-din Mahmud Ahmad. Introduction to the Holy Koran. - Islamabad, 1991.

4. Mirza Bashir-ud-din Mahmud Ahmad. Economic structure of Islam Society. - Islamabad, 1992.

5. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad. Jesus in India. - Islamabad, 1991.

6. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad. Philosophy of Islam teachings. - Islamabad, 1991.

7. Mirza Tahir Ahmad. Islam answer on modern questions. - Sankt-Peterburg, 2004.

8. Mirza Tahir Ahmad. Murder - for the sake of Allah? - Islamabad, 1991.

9. Dard A. R. Life of Ahmad (a. s.), founder of Ahmadiyya Movement. - Tilford, 2008.

10. Farhad Iqbal, Imtiaz Ahmed. With love to Muhammad (s.a.), the Khatam-un-Nabiyyin. - Tilford, 2014.

11. Hadrat Mirza Bashiruddin Mahmood Ahmad. Ahmadiyyat or The True Islam. -Tilford, 2007.

12. Hadrat Mirza Bashiruddin Mahmood Ahmad. With love to the Muslims of the World. The Ahmadiyya perspective. - Til-ford, 2004.

13. Hadrat Mirza Bashir-ud-Din Mahmood Ahmad Khalifatul Masih II. Hadrat Ahmad. - Athens, 1998.

14. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad (a. s.). A Message of Peace. - Tilford, 2007.

15. Hadrat Mirza Ghulam Ahmad, the Promised Messiah and al-Imam al-Mahdi (May peace be upon him). The British Government and Jihad. - Tilford, 2006.

16. Mirza Bashir-ud-din Mahmud Ahmad. Invitation to Ahmadiyyat: Being a statement of beliefs, a rationale of claims and an invitation, on behalf of the Ahmadiyya movement for the propagation of Islam. - London, 1980.

17. Mirza Tahir Ahmad. An Elementary Study of Islam. - Tilford, 2010.

18. Tadhkirah. English rendering of the divine revelations, dreams and visions vouchsafed to Hadrat Mirza Ghulam Ahmad of Qadian, the Promised Messiah and Mahdi, on whom be peace. Published under the auspices of Hadrat Mirza Masroor Ahmad. -Tilford, 2009.

19. Mirza Masroor Ahmad. Conditions of Bai'at and Responsibilities of an Ahmadi. -Tilford, 2015 (on Farsi, on Persian language).

Literature:

20. Martynenko А. V. Baha'i and Ahma-diyyat: new religious communities in the context of modernization of Islam. - Ulyanovsk, 2005. (in Russian)

21. Suleymanov R. R Ahmadi in the Republic of Tatarstan: self-organization of community, foreign influence, relationship with the state and religious majority // Science about Religion in XXI century: traditional

methods and new paradigms. Collection of articles and reports. Materials of II Congress of Russian researchers of Religion. - Sankt-Peterburg, 2014. - P.478-479. (in Russian)

22. Tzurkan А. Alternative Islam in the former Soviet Union: features of distribution of Ahmadiyyat [Internet resource]. URL: www.keston.org.uk/_.../03%20Tsurkan%20 about%20Ahmadiya.html (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.