Научная статья на тему 'Начало правления нового v халифа исламского движения "Ахмадия"'

Начало правления нового v халифа исламского движения "Ахмадия" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипов Урал, Хазанов Анатолий

"Обозреватель-Observer", М., 2005 г., № 6, с. 115-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начало правления нового v халифа исламского движения "Ахмадия"»

Есть одно обстоятельство, которое, по-видимому, и заставило международный терроризм включить Британию в стан своих врагов и нанести по ней удар. За такими важными событиями, как избрание Лондона столицей Олимпийских игр 2012 г. и совещание «большой восьмерки», наблюдатели не заметили того, что начался суд над Абу-Хамзой аль-Мисри, руководителем группировки «Сторонники шариата», которого, насколько можно судить, британские власти настроены выдать Соединенным Штатам.

Это — знаковое событие, которое может свидетельствовать о том, что Британия, стремясь получить право на проведение Олим-пиады-2012, взяла на себя перед мировыми державами обязательство осуществить «зачистку» территории от экстремистско-террористи-ческих группировок.

«РГ-религии», М, 13 июля 2005 г.

Урал Шарипов,

доктор политических наук,

Анатолий Хазанов,

доктор исторических наук

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ НОВОГО

V ХАЛИФА ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ «АХМАДИЯ»

Ислам — одна из важнейших мировых религий единобожия. Возникнув на территории Аравийского полуострова в VII в., он нес в себе уровень развития и специфику местных племенных отношений того времени. Получив широкое распространение в мире, ислам как религиозная догма был принят различными народами, каждый из которых обладал своим специфическим менталитетом, национальными особенностями, что на протяжении веков нередко вызывало проблемы в адаптации местного населения к канонам, заложенным в Коране и в других основополагающих документах этой религии. Принимая их в принципе, они, вместе с тем, вносили в «свой ислам» определенные коррективы, которые отражали их национальную специфику. В данной связи, представляется интересным рассмотреть этот исторический феномен, приобретший характер закономерности, на примере движения «Ахмадия».

Индостанский субконтинент — плотно населенный регион, родина древнейших цивилизаций. Поэтому, естественно, здесь среди

местных мусульман предпринимались попытки как-то приблизить воспринятые ими исламские каноны к их обычаям и мировосприятию. Однако в целом на протяжении многих веков внесенные поправки были весьма незначительными и по существу носили непринципиальный характер. И вот, наконец, в конце XIX в. на севере Индостана, в местечке Кадиана, появилась харизматическая фигура — Мирза Гулям Ахмад, который провозгласил, что является Обетованным Мессией и Реформатором Мира, чье пришествие в свое время предсказали древние священные писания всех мировых религий (прежде всего имеются в виду Коран, Ветхий и Новый Заветы). Таким образом, на основе его проповедей, писаний и организаторской деятельности в 1889 г. была основана Ахмадийская община в Исламе (Джамаат Ахмадийя, или короче — «Ахмадия», ахмадият). Говоря о сути учения Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада и активности его последователей, можно констатировать, что это направление в исламе по одному важнейшему постулату вышло за рамки консервативно-застывшего толкования положений Корана, т.е. Слова Божьего (Аллаха). Так, признавая Пророка Мухаммада (Хиджаз, Аравийский полуостров) последним Посланником Аллаха, «Ахмадия», вместе с тем, заявляет, что на этом феномен появления Пророков не прекратился. Наоборот, Его (или Их) рождение объективно предопределено самим многовековым процессом развития как человечества в целом, так и отдельных народов в частности. Причем, данное обстоятельство не исключает и сам Коран.

Несмотря на то, что духовенство традиционного (консервативного) ислама обладало господствующим контролем над индостан-скими мусульманами, авторитет «Ахмадии» и учения нового Пророка — Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада стремительно вырос в глазах местных народов.

Целесообразно отметить, что в тот же период (конец XIX в.) возникло параллельно движение «джадидов» — «обновленцев», которое получило наибольшее развитие в России. Появление «Ахмадии» и «джадидов» было показателем того, что общественность неарабских стран не устраивали законсервированные и во многом ориентированные на арабов рамки исламской догматики. Поэтому в среде мусульманских стран, не отходя от исламских принципов единобожия и положений Корана, стали искать варианты обновления трактовки исламских священных текстов как пути к раскрепощению национальной общественной мысли. Следует сказать, что больших успехов

в этом достигли «джадиды» России, особенно среди поволжских тюркских народов, которые, подхватив и развив идеи Джамалетдина Афгани и новаторство Исмаила Гаспринского, в итоге вышли на рубежи светско-мусульманского мышления и приблизились к требованиям современного «европейского» образования и науки. В качестве примера, можно назвать известных выходцев из «джадидов»: Г.Исхаки, С.Максуди, З.Валиди, Г.Ибрагимова и многих других.

Созданная Мирзой Гулямом Ахмадом община быстро крепла и расширялась, чем стала вызывать усиливающееся противодействие со стороны традиционного мусульманского духовенства и властей. Однако ряды сторонников «Ахмадии» множились не только в колониальной Индии, но и за ее рубежами. Этот процесс продолжился и после образования в 1947 г. на Индостанском полуострове двух независимых государств — Пакистана и Индии.

Что касается Исламской Республики Пакистан, то здесь количество приверженцев «Ахмадии», несмотря на усиливавшиеся репрессии со стороны правящих кругов страны, нарастало наиболее быстрыми темпами, составив миллионы человек, и продолжает увеличиваться в настоящее время. Следует отметить, что такая массовость общины делает очевидной неприемлемость определения «секта», которое навешивают на «Ахмадию» так называемые «традицион-ники». Наоборот, ахмадият является крупным, мирового масштаба исламским движением, включающим в себя большие массы представителей различных народов всех континентов мира. Наконец, противоборство между режимом президента Зия-уль-Хака, сторонника «традиционалистов», и руководством «Ахмадии» достигло той крайней критической стадии несовместимости, что IV халиф «Ахмадии» Хазрат Мирза Тахир Ахмад был вынужден в 1984 г. покинуть не только свою родную Рабву, но и Пакистан. Он поселился в Великобритании, где община ахмадийцев начала действовать с 1913 г. Таким образом, руководящий центр религиозного движения «Ахмадия» с этого момента переместился в Лондон. Данное событие внесло новшества в миссионерскую работу «Ахмадии». Сохраняя сильные позиции в Пакистане и Индии, ахмадийская община расширила свою работу среди пакистанцев-эмигрантов во многих странах мира. Более того, стали возникать и расти ахмадийские миссионерские структуры и среди других народов разных континентов.

Они появились в Африке, Европе, Америке, Азии, Австралии, Океании. Особенно крупные общины сформировались: в Африке —

Гане, Кот-д'Ивуаре, Габоне, Гвинее; в Европе — Германии, Англии; в Северной Америке — Канаде и США. Всего в мире построено и функционирует более 8 тыс. мечетей ахмадийцев. За время руководства общиной IV халифа Хазрата Мирзы Тахира Ахмада (1982— 2003) общая численность членов «Ахмадии» в мире (то есть в 175 странах, где действуют ее миссии), по утверждению центрального руководства ахмадията в Лондоне, достигла 150 млн. человек и продолжает расти. Возможно, это завышенные данные. Однако не подлежат сомнению активизация миссионерской деятельности общины на местах и высокий авторитет ее харизматического руководителя.

Хазрат Мирза Тахир Ахмад за период своего пребывания во главе общины написал ряд монументальных трудов в различных областях исламской идеологии, гомеопатии, фитотерапии, а также в светской науке. Так, им опубликованы монографии по международным отношениям в Азии, на Ближнем Востоке, о взаимоотношениях между светскими обществами и религиями. Он постоянно активно участвовал в диалогах по различным проблемам международных отношений, проводил круглые столы и пресс-конференции с участием журналистов ведущих СМИ мира и авторитетных политологов. Благодаря Хазрату Мирзе Тахиру Ахмаду, в ежегодных съездах «Ахма-дии», проводимых обычно в конце июля в районе Гилфорда (городок к юго-западу от Лондона) на закупленном общиной обширном участке, названном «Исламабадом», принимали участие делегации из многих стран мира, выступали президенты и премьер-министры африканских стран, а также члены парламентов Великобритании, Евросоюза и многие другие официальные лица различных государств. Надо отметить, что ежегодные съезды «Ахмадии» проводятся в Англии уже 38 лет, из них последние 19 — в «Исламабаде».

В апреле 2003 г., после кончины на 75 году жизни Хазрата Мирзы Тахира Ахмада, на верховный пост в общине Халифатуль Ма-сиха V — Обетованного Мессии, или, иначе, новым V (пятым) халифом «Ахмадии», был избран Хазрат Мирза Масрур Ахмад, племянник предыдущего халифа. Ему 54 года, он имам ахмадийской общины в Рабве (город в Пакистане), глава всех зарубежных миссий «Ахмадии». В прошлом на протяжении многих лет Мирза Масрур Ахмад возглавлял миссии как в Пакистане, так и во многих зарубежных странах. Особенно плодотворной, по оценкам современников, была его миссионерская деятельность в Гане и соседних африканских странах, где он, будучи специалистом-агрономом по сельскому хозяйству, создал

новые сорта пшеницы и других злаков, способствовавших резкому росту урожайности этих культур в местных условиях жаркого климата.

В 38-м съезде «Ахмадии» (30 июля — 1 августа 2004 г.) приняли участие около 25 тыс. делегатов из 75 стран. Кроме того, присутствовали 600 гостей, среди которых были академики, учителя, студенты, мэры городов, члены английского и Европейского парламентов, представители различных конфессий: буддисты, сикхи, индуисты, христиане, католики, протестанты и квакеры, а также атеисты. Для завоевания реального авторитета в такой массовой и многонациональной, разбросанной по всему миру общине, каковой является «Ахмадия», требуется не только принимать участие и выступать на ежегодных форумах в «Исламабаде», но и вести активную работу на местах. Причем руководитель этого движения должен внимательно следить и поддерживать работу местных миссий, а также непосредственно знакомиться с ними, посещая их в своих поездках.

Так, после вступления в должность, Хазрат Мирза Масрур Ахмад (в течение 2004 г.) совершил инспекционные поездки в ряд государств мира. В частности, он посетил в Западной Африке Гану, Бур-кина Фасо, Бенин и Нигерию, где был восторженно принят местными ахмадийцами, посещал школы, дома помощи престарелым, мечети, а также встречался с президентами, членами правительств и другими высокопоставленными лицами этих стран. В середине июля 2004 г. Хазрат Мирза Масрур Ахмад принимал участие в работе ежегодной конференции канадских ахмадийцев в Торонто (провинция Онтарио). Следует отметить, что в Торонто действует самая большая мечеть Западного полушария и она построена ахмадийской общиной. На этой конференции в присутствии тысяч местных ахмадийцев выступали с речами не только представители этой общины, но и члены правительства и парламента Канады. Осенью 2004 г. Хазрат Мирза Масрур Ахмад совершил ознакомительную поездку по нескольким западноевропейским государствам: Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, в которых функционируют миссии ахмадий-цев. Любопытно, что самая крупная в ЕС община «Ахмадии» действует в Германии (более 40 тыс. членов) с центром во Франкфурте-на-Майне.

О том, что «Ахмадия» пользуется высоким авторитетом в политических кругах как Европы, так и других континентов, свидетельствуют заявления руководящих деятелей многих стран. Так, премьер-

министры Великобритании ежегодно поздравляют съезды «Ахмадии» в Англии. В частности, нынешний премьер-министр Тони Блэр, приветствуя конференцию 2004 г., выразил «уверенность, что она достигнет новых больших успехов в своей работе». Член Европейского парламента (член Комитета по иностранным делам и подкомитета по правам человека) баронесса Эмма Николсон заявила на конференции 2004 г.: «Мы, представляя 25 государств Европы, неизменно следуя Уставу ООН и незыблемости прав человека, выражаем наше удовлетворение деятельностью такой религиозной организации, как "Ахмадия", которая неизменно придерживается принципов сотрудничества между различными конфессиями и политическими силами, следует принципу разрешения любых форм противоречий и конфликтов только политическими и мирными средствами. Мы приветствуем лозунг "Ахмадии" "Любовь ко всем, ненависть ни к кому!"».

Таким образом, активная деятельность «Ахмадии» продолжается. Новый глава общины Хазрат Мирза Масрур Ахмад, находясь еще на начальном этапе руководства этим многочисленным и многонациональным религиозным движением, постепенно активизирует и углубляет свою деятельность на данном посту, особенно за счет непосредственного посещения миссий на местах, строительства новых учебных, благотворительных и религиозных объектов. Этот факт вызывает чувство оптимизма среди ахмадийцев. Они считают, что успехи, достигнутые при предшествовавшем IV халифе, будут развиваться и дальше.

«Обозреватель-Observer», М., 2005 г., № 6, с. 115-116.

В.Розин,

культуролог

МУСУЛЬМАНКА И ЕЕ МИР

Книга Г.Р.Балтановой «Мусульманка», которая готовится к публикации в издательстве «Логос», вызывает сложные чувства. Для российского читателя она выглядит отчасти как вызов, отчасти как противоречивый, странный текст. Вызов потому, что, когда вся страна переживает последствия террористических актов, экспансию ваххабитов и «Аль-Каиды», Балтанова ставит под сомнение многие ценности европейской культуры: личность, ее независимость от соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.