Научная статья на тему 'Международное мусульманское движение «Ахмадия» сегодня'

Международное мусульманское движение «Ахмадия» сегодня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное мусульманское движение «Ахмадия» сегодня»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

У. Шарипов,

доктор политических наук (ИВ РАН) МЕЖДУНАРОДНОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «АХМАДИЯ» СЕГОДНЯ

Религии - это внутриобщественная и международная деятельность догматических школ, идеологическим орудием которых выступает вера в единого Бога либо в божества.

В современном мире созданы и продолжают активно функционировать многочисленные светские и религиозные структуры, которые противоречат друг другу, образуют коалиции, союзы. В своей деятельности они активно шлифуют свои идеологические постулаты, а также используют идеологические и физические методы в противоборстве с оппонентами, ставя перед собой задачу отстоять и расширить масштабы своих интересов и увеличить контингент приверженцев. Такая же острая борьба происходит и внутри монотеистических религий ближневосточного происхождения - в иудаизме, христианстве и исламе, несмотря на то что они возникли в древности.

Периодически религиозные системы переживают период «обновления», причины которого могут быть различными. Характерно, что движущей силой подобного движения зачастую становятся не религиозные разногласия, а чисто прагматические цели. Судьба и сроки существования у каждого движения различны. В христианской Европе это были гугеноты, протестанты - сторонники Мартина Лютера, англиканская церковь и т.д., в исламском ареале в XVIII-XIX вв.: бахаиты в Иране и Индии, лже-Махди в Судане, Рахмани и Илахи Бакш в Индии, Дови в Америке и т.д.1

Как известно, так называемый традиционный (или иначе -классический) ислам, будучи арабского происхождения, во многом не соответствовал психологии, национальным особенностям неарабских народов, да и ряда арабских племен, проживавших вне

Хиджаза (на Аравийском полуострове). Древние семитские религиозные воззрения в условиях развития пестрого в этническом и цивилизационном отношении мирового сообщества вызывали в государственных образованиях, в границах которых в качестве ведущей религии утвердился ислам, потребность скорректировать эти догмы в соответствии с нормами местного национального уклада. Поэтому в исламе уже на его ранней стадии возникли два крупных направления - суннизм и шиизм. На этом поиски вариантов для корректировки традиционных воззрений в исламе не прекратились.

Особенно реформаторским оказался XIX в., в течение которого весьма ускорился технологический и гуманитарный прогресс международного сообщества. И вот именно в этом веке, наконец, появились в религиозных средах жизнеспособные секты (фракции, новые течения, школы реформаторов и т.д.), которые активно функционируют и сегодня. Так, в частности, в США в первой половине XIX в. появилось «Движение святых последних дней», члены которого более известны как мормоны (Солт-Лейк-Сити, штат Юта). Тогда же в Индии, в штате Пенджаб (ныне Пакистан) возникла община, созданная Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835-1908), «Анджуман-и ахмадийа», члены которой называют себя ахмадийцами. Долговременность существования первых (мормонов) определяется могуществом США в мировом масштабе и колоссальным финансовым богатством ведущих сторонников этой секты.

Ситуация с общиной ахмадийцев несколько иная. С самого основания «Ахмадии» против нее выступили лидеры общин и государств, придерживающихся классического ислама. Однако «Ах-мадия» не только выстояла, но и превратилась в международное идеологическое течение.

Возникнув во второй половине XIX в. на полуострове Индостан в период колониального господства там Великобритании, «Ахмадия» первоначально охватывала регион, который в настоящее время располагается в южной части Пакистана и в СевероЗападной Индии. Родиной ее основателя - Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада, или, как он провозгласил себя (и его последователи приняли эти титулы), «Обетованного Мессии» («Избранный -Тот, Кто, Благовествует») и Махди («Ведущий - Тот, Кого Направляют»), - явилась деревушка Кадиана, находящаяся на севере Индии. После последовавшего во второй половине 1940-х годов разделения Индостана на два государства - Республику Ин-

дия и Исламскую Республику Пакистан основная масса индостан-ских ахмадийцев сосредоточилась в Пакистане, где их религиозным центром стал город Рабва.

В чем заключаются особенности учения Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада, основателя «Ахмадии»? Как известно, в исламской традиции Мухаммад считается последним Пророком Аллаха, появившимся после ряда предшествовавших пророков, начиная с Адама. В их числе признаны Авраам, Моисей, Иисус и многие другие. Мухаммада называют последним Законодателем, Печатью Аллаха и Вершиной всех пророчеств. После него, утверждает традиционное исламское духовенство, не может быть никакого пророчества, ниспосланного Свыше.

Хотя Ахмадият полностью признает и соблюдает предписания Корана, а также чтит шариат и другие священные тексты ис-лама2, традиционное мусульманское духовенство ближневосточных режимов, особенно Саудовской Аравии, объявили «Ахмадию» сектой, которая оскорбляет ислам. По их мнению, ее руководство посмело присовокупить к кругу Пророков Аллаха нового Обетованного Мессию и к тому же с дополнительной функцией Махди. Сам Хазрат Мирза Гулям Ахмад провозгласил, что Божественное Откровение будет продолжаться вплоть до Судного Дня. Здесь Ахмадия вошел в противоречие одновременно с двумя традиционными направлениями ислама - суннизмом и шиизмом, а также с христианством. В соответствии с суннизмом и христианством, в будущем произойдет второе пришествие Иисуса в качестве Мессии, как предвестника наступления Судного Дня. В шиизме же считается, что предвестником Судного Дня выступит так называемый 12-й Имам, потомок Пророка Мухаммада, а Иисус, как Мессия, будет осуществлять предписания Судного Дня. Хазрат Мирза Гулям Ахмад заявил, что он, будучи вдохновлен Аллахом на донесение Его нового Откровения всему человечеству, стал новым пророком с двуединой функцией - Обетованным Мессией и Махди. Вот почему так отрицательно и враждебно традиционное исламское духовенство (как суннитское, так и шиитское) подходит к идеологии «Ахмадии».

Еще одной неприемлемой особенностью «Ахмадии» явилось то, что она ввела в сонм пророков в качестве Мессии не выходца из рода Пророка Мухаммада (в том числе потомков от его дочери Фатимы и ее мужа Али) и даже не араба (и даже не исторического Пророка Иисуса-христианина), а представителя из индостанского рода персидских Моголов, которые в XVI в. пришли в Пенджаб

вместе с Бабуром и поселились в местечке Ислампур (в 120 км к югу от Лахора), которое впоследствии получило название Кадиан3. То есть была возведена на высший святой уровень этнически и даже цивилизационно посторонняя (с точки зрения традиционалистов) личность. Кроме того, Мирза Гулям Ахмад был провозглашен последним имамом ислама, который знаменует собой приход Судного Дня.

Прошло уже более 100 лет после прихода Махди в образе Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада, но так называемый Конец Света не наступил, и к тому же дела у человечества идут более или менее благополучно. Ахмадийский пророк предусмотрительно заявил, что «исламу, в отличие от других религий, предопределен триумф на всей земле прежде, чем истекут три столетия, начиная с XIV в. после хиджры (т.е. после XIX в. н.э. предусмотрены еще три века -до XXIII в. н.э.)4. Таким образом, в Ахмадияте задействован весьма гибкий аргумент - сравнительно длительная отстрочка. Причем идеологи Ахмадията заявляют: «Да, Махди (Пророк Мирза Гулям Ахмад) - последний имам, но он одарил человечество так называемым халифатом, который возглавляется потомками Мессии и Махди. И только с уходом халифата с мировой арены наступит Судный День для человечества». В соответствии с вышеприведенными принципами была выстроена концепция «Ахмадии», которая на основе проповеднической инициативы Хазрата Мирзы Гуляма Ахмада превратилась во второй половине XX в. в активно развивавшееся религиозно-общественное движение в рамках мирового ислама.

Сегодня «Ахмадия», будучи объявленной еретической сектой, не допускается в какие-либо международные исламские организации и на соответствующие форумы. В декабре 1985 г. Совет Исламской академии правоведения при Организации Исламская конференция в Саудовской Аравии принял резолюцию, в соответствии с которой «притязания Мирзы Гуляма Ахмада на пророчества, посланничество и получение Откровения свыше ... выводят его за рамки Ислама и ставят в один ряд с вероотступниками»5. Поэтому ОИК считает, что «Ахмадия» не является законным исламским движением, а бытует «в качестве неправедной и ложной секты».

Такая анафема еще более стимулируется тем, что ее поощряет господствующее в Пакистане мусульманское духовенство, которое полностью придерживается аравийско-суннитской догмы ислама. Не желая делить идеологическую власть в стране с другой религиозной концепцией, традиционное духовенство потворствует

преследованию ахмадийцев в собственной стране со стороны государственных органов, а также требует запрещения «Ахмадии» в международном масштабе. На этом поприще оно достигло определенных успехов: власти в Пакистане неоднократно репрессировали лидеров «Ахмадии» и запрещали массовые акции данного движения; периодически на религиозной почве совершаются погромы ахмадийцев с многочисленными жертвами.

Самой значительной антиахмадийской репрессивной акцией пакистанских властей в отношении руководства «Ахмадии» явилось то, что в 1984 г. четвертый халиф Хазрат Мирза Тахир Ахмад под угрозой ареста был вынужден покинуть Пакистан и поселиться в Лондоне6. Таким образом, ведущий идеологический центр «Ахмадии» переместился в Великобританию, где в настоящее время располагаются: главная администрация халифа, телецентр с вещанием на нескольких восточных и западных языках через спутник на весь мир и типография. Здесь же проводятся главные ежегодные съезды этого мусульманского движения. При этом Хазрат Мирза Тахир Ахмад, четвертый халиф и харизматический лидер «Ахмадии», ведет активную пропагандистскую деятельность, публикуя религиозные труды. Из наиболее крупных публикаций этого халифа можно отметить монографии «Ислам отвечает на вопросы современности», «Кризис в Персидском заливе и новый мировой порядок...»7, а также ряд других монументальных произведений.

По утверждению администрации «Ахмадии», количественный и национальный состав «Ахмадии» значительно увеличился: за 1990-2005 гг. численность адептов движения возросла с 20 млн до 100 млн человек8. (Впрочем, по мнению светских исследователей, эти данные преувеличены, и численность членов этой организации не превышает 40 млн человек.) Наибольшая масса ахмадийцев проживает на полуострове Индостан - до 30 млн человек (в Пакистане, в Пенджабе и на севере Индии).

В течение последних десяти лет (с 2003 г.), «Ахмадия» возглавляется пятым халифом Хазратом Мирзой Масруром Ахмадом. Он приходится племянником предшествовавшему халифу Мирзе Тахиру Ахмаду. До своего избрания на указанный высший пост он являлся имамом ахмадийской общины в Рабве (Пакистан), главой всех зарубежных миссий «Ахмадии». До этого, на протяжении многих лет, Мирза Масрур Ахмад возглавлял миссии «Ахмадии» как в Пакистане, так и во многих зарубежных странах. Особенно

плодотворной, по оценкам современников, была его миссионерская деятельность в западноафриканских государствах.

Ввиду того что ахмадийские общины в течение XX в. появились на всех континентах мира (данный процесс продолжился и в текущем столетии), первой крупной задачей нового халифа стало его регулярное непосредственное знакомство со всеми общинами в Европе, Америке, Азии и Африке, где находятся особенно крупные общины, насчитывающие более чем по 1 млн человек. Ежегодно он посещает по несколько стран на разных континентах, встречается с президентами, членами правительств и другими высокопоставленными лицами этих государств9. В Канаде (Торонто) усилиями адептов «Ахмадии» построена самая большая мечеть Западного полушария, а в европейских государствах (Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Германии) функционируют ее миссии. Причем, самая крупная в ЕС община «Ахмадии» действует в Германии (более 40 тыс. членов) с центром во Франкфурте-на-Майне. В Великобритании насчитывается более 20 тыс. членов этого сообщества.

Каковыми были конкретные шаги «Ахмадии» в 2012 г.? В сентябре 2012 г. в Оклэнде (муниципалитет Альтон, в 70 км на юго-запад от Лондона) состоялся 46-й съезд («Джилса салана») международного мусульманского движения «Ахмадия», на котором были оглашены итоги деятельности этой организации за последний год. Присутствовало 27 тыс. делегатов и гостей (включая и иностранных). В отчетном докладе говорилось о том, что ныне миссии общины «Ахмадия» организованы и функционируют в 202 странах, в том числе в рамках СНГ: в Казахстане, Киргизста-не, России, Украине, Белоруссии и т.д. Всего в 2012 г. новые ячейки появились в 67 странах, причем в африканских странах многие мусульмане других направлений перешли в «Ахмадию». В 111 государствах «Ахмадия» зарегистрирована официально, в том числе в 2012 г. зарегистрированы отделения сообщества в Панаме и Италии.

Обширная многосторонняя деятельность «Ахмадии» во многих странах мира (преимущественно в африканских и азиатских) заключалась в следующем: социальная помощь беднейшим слоям, беженцам, строительство колодцев, водопроводов, предприятий по переработке и реализации местной сельскохозяйственной и другой продукции, открытие новых школ и профессиональных курсов, строительство новых мечетей (в частности, только в США в 2012 г. были построены храмы в Балтиморе и других городах).

В 2012 г. были осуществлены новые переводы книг «Ахмадии» на русский, китайский, хинди и другие языки. Из Лондона активно велись телепередачи на урду, английском, немецком, арабском, хинди и русском языках через собственную независимую всемирную телетрансляционную систему. Общинами на местах были проведены 19 тыс. бесплатных субботников в домах и местах проживания нуждающихся семей. Таким образом, в 2012 г. были сэкономлены средства этих семей на сумму более 1 млн ф. ст. Ах-мадийская молодежь за счет средств общин обучалась в вузах, в том числе в Оксфорде, Кембридже, а также колледжах Лондона и учебных заведениях других городов Англии, Германии, Франции, США и т.д.

Сегодня активная деятельность «Ахмадии» продолжается. Новый глава общины Хазрат Мирза Масрур Ахмад, осуществляя руководство этим многочисленным и многонациональным религиозным движением, постепенно расширяет и углубляет свою деятельность на данном посту. Его посещения миссий на местах способствуют строительству новых учебных, благотворительных и религиозных объектов. Не последнюю роль играет распространение публикаций его религиозных и публицистических сочинений по наиболее актуальным проблемам современности. Этот факт поддерживает чувство оптимизма среди последователей «Ахма-дии» и способствует росту ее рядов на мировой арене.

Штаб-квартира центрального руководства «Ахмадии» находится в Лондоне (район Уимблдона, улица Грэссэнхолл, 18).

Примечания

1 Ахмад - Обетованный Мессия и Махди. - Тилфорд; Исламад, 1992. - С. 29.

2 Так, основатель «Ахмадии» Хазрат Мирза Гулям Ахмад обнародовал главный принцип этого учения: «Ислам есть единственная живая вера, Священный Коран есть единственное живое Писание и Мухаммад - Единственный Живой Пророк» (см.: Ахмад - Обетованный Мессия и Махди... С. 22).

3 Ахмад. - С. 2

4 Ахмад. - С. 23.

5 Фетвы: Постановления и рекомендации Совета Исламской Академии правоведения (фикха). - М., 2003. - С. 25-26.

6 Следует отметить, что ахмадийская община в Лондоне функционирует с 1913 г., она в 1924 г. первой открыла мусульманскую мечеть «Аль-Фазл» в Англии (в районе Уимблдона, Лондон).

7 Homeophatia. Tilford (UK), 1998: Ислам отвечает на вопросы современности. Тилфорд (Англия), 1997; The Gulf Crisisi and the new World Order. Tilford (UK), 1992

В ряде изданий «Ахмадии» численность членов этой организации достигает 150 млн человек (Transcripts of Speeches by Eminent Guests. Ahmadiyya Muslim Association, UK. - London, 2004. - P. 3. Ahmadiyya Bulletin. - L., 2004. - P. 14-21.

«Страны Востока в контексте мировых процессов», М., 2013 г., с. 169-174.

9

И. Сундиев,

доктор философских наук, А. Смирнов,

кандидат юридических наук (ВНИИ МВД РФ) СЕТЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СЕТЕВЫЕ УГРОЗЫ

В настоящее время одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности любой страны становится широкомасштабное противодействие экстремистской и террористической деятельности. Для нашей страны этот тезис особенно актуален, поскольку острота угроз со стороны терроризма и экстремизма не спадает. В 2012 г. было зарегистрировано 637 преступлений террористического характера (рост - 2,4%), в том числе 24 теракта и 696 преступлений экстремистской направленности (рост - 11,9%). Современный международный терроризм и экстремизм необходимо рассматривать в контексте общемировых политических реалий. Преодолев открытое военное противостояние и «холодную войну», а также скрытое противоборство в рамках «международного сосуществования», мировое сообщество входит в новую эпоху - эпоху информационных войн. В отличие от традиционных вооружений, средства противоборства в информационном пространстве могут эффективно использоваться и в мирное время. Важной особенностью этих средств является то, что они доступны не только государственным, но и террористическим, криминальным структурам, а также отдельным лицам.

В условиях формирования «информационного общества» террористические и экстремистские организации в своей деятельности все шире используют новейшие технологии, создавая угрозу безопасности личности, общества и государства. История террористической деятельности в киберпространстве началась сравнительно недавно. В 1998 г. около половины из 30 иностранных организаций, внесенных США в список террористических, имели Web-сайты, к 2000 г. практически все террористические группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.