УДК 930.2:94(047).031 DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-2.366-377
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ХИВИНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Ж.М. Тулибаева
Университет имени Сулеймана Демиреля Каскелен, Республика Казахстан zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz
Цель исследования: исследование материалов хивинских исторических сочинений, в которых излагается история Золотой Орды.
Материалы исследования: анализируются сведения хивинской историографии и мнения придворных историков, их оценка происходивших событий в Дешт-и Кыпча-ке. В статье особое внимание уделено известиям хивинских сочинений, где авторами излагаются различные версии исторических событий, происходивших в улусах Чингизидов. Например, сведения об участии Бату хана в походе Угедай каана в Китай, принятие мусульманской веры Берке ханом, встреча Джанибек хана с казийем Мухи ал-Дином и др. Следует отметить, что, несмотря на краткое изложение истории Золотой Орды, хивинские историки приводят оригинальные сведения, отсутствующие в других исторических трудах.
Результаты и научная новизна: становление и развитие хивинской историографии условно можно разделить на несколько периодов. Каждый период связан с определенными историческими условиями в Хивинском ханстве, существовавшими при создании и написании исторических сочинений. Первоначальный период хивинской историографии связан с правлением представителей династии Шибанидов, её отдельной ветви Арабшахидов (1511-1740), последний период - правлением династии Кунгратов (1804-1920).
Ключевые слова: Хивинское ханство, Золотая Орда, хивинская историография, Кара таварих, Шаджара-йи турк ва мугул, Фирдаус ал-икбал
Для цитирования: Тулибаева Ж.М. История Золотой Орды в хивинской историографии // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 2. С. 366-377. DOI: 10.22378/23136197.2020-8-2.366-377
Примечание: Статья подготовлена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в рамках научного проекта № AP05132796 «История казахов и Казахстана в хивинских письменных памятниках XVI - начала XX века».
© Тулибаева Ж.М., 2020
THE HISTORY OF THE GOLDEN HORDE IN KHIVAN HISTORIOGRAPHY
Zh.M. Tulibayeva
Suleyman Demirel University
Kaskelen, Kazakhstan zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz
Abstract: Research objectives: This article is devoted to the study of the materials of Khivan historical works, which describe the history of the Golden Horde.
Research materials: The author discusses the information of Khivan historiography and the opinions of court historians, along with their assessment of the events in Desht-i Kipchak. The article focuses on the information from Khivan writings in which authors outline various versions of historical events that took place in the Chinggisid uluses. For example, information about the participation of Batu Khan in a campaign of Ogedei Qaan in China, the conversion to Islam of Berke Khan, the meeting of Janibeg Khan with qaziy Muhi al-Din, etc. It should be noted that even though they outline the history of the Golden Horde in a concise manner, Khivan historians cited original information that is absent in other historical works.
Results and novelty of the research: The formation and development of Khivan historiography can be conditionally divided into several periods. Each period is associated with certain historical situations in the Khivan Khanate that existed during the creation and composition of historical works. The initial period of Khivan historiography was connected with the rule of representatives of the Shibanid dynasty, its separate branch of the Arabshahids (1511-1740), and the last period was connected with the rule of the Kungrat dynasty (1804-1920).
Keywords: Khivan Khanate, Golden Horde, Khivan historiography, Qara Tavarikh, Shajara-yi Turk va Mugul, Firdaus al-Iqbal
For citation: Tulibayeva Zh.M. The History of the Golden Horde in Khivan Historiography. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 366377. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-2.366-377
Notes: This article was prepared with the financial support of the Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan in the framework of the scientific project no. AP05132796 "The history of Kazakhs and Kazakhstan in Khivan written sources of the 16th - the beginning of the 20th centuries".
Хорезмское хянство, больше известное в русской историгряфии кяк Хивинское хянство, было основяно в 1511 г. и просуществовяло до 1920 годя. Первонячяльной столицей госудярствя становится город Ургенч, зятем с 1598 г. - Хивя. По сложившейся в регионе политико-прявовой трядиции, ня престол Хорезмя, был пригляшён из Дешт -и Кыпчякя Чингизид Илбярс хян (911/1511-932/1518), потомок Шибяня, сыня Джучи хяня [20, с. 151]. Зя более чем четырехвековую историю Хорезмское хянство остявило после себя богятое культурное няследие в виде рукописных сочинений, няписян-ных ня чягятяйском языке (среднеязиятский тюрки).
Исторические сочинения хивинских явторов всегдя привлекяли вни-мяние ученых, тяк кяк были няписяны ня основе устных сообщений осведомленных лиц, степной устной историологии, многочисленных персидских,
арабских и тюркских источников. Отдельные материалы хивинских исторических трудов были использованы в исследованиях ученых для освещения истории Хивинского ханства [20, с. 295-313], истории туркмен [9], каракалпаков [8] и казахов [7, с. 435-475].
Текст рукописи известного сочинения «Шаджара-йи турк» и его переводы издавались в различных странах [3, с. 72-78]. Сочинение Утемиш-хаджи «Кара таварих» вошло в научный оборот и хорошо известно ученым. Издание факсимиле и переводов на русский язык полного [17] и неполного [19] чагатайского текста стали хорошим подспорьем востоковедам и историкам в исследованиях по истории Золотой Орды.
Выявление и изучение хивинских письменных памятников продолжаются. Исследователи различных стран занимаются введением в научный оборот новых сведений из хивинских источников. Однако дошедшие до нас хивинские письменные памятники всё ещё остаются малоизученными. К таким сочинениям относится исторический труд Сайида Хамиджан туре б. Сайид Мухаммад хан «Таварих ал-хаванин» («История ханов») [14]. Значительная часть хивинских арабографических сочинений мало привлекалась для комплексного изучения истории Золотой Орды. Принимая во внимание, что в 1221 г. Хорезм был завоёван Чингизидами и находился в составе Золотой Орды до 1361 г., введение в научный оборот данных хивинских источников имеет важное значение для изучения истории всех народов Евразии.
Основная цель создания первых хивинских исторических сочинений заключалось в обосновании легитимности власти первых ханов Чингизидов Хорезма. История Чингиз-хана и его потомков хивинскими историками излагалась в соответствии со сложившимися в центральноазиатском регионе историографическими традициями. Хулагуидские (654/1256-754/1353) историографы, а затем и тимуридские (771/1370-912/1506) стали включать в исторические сочинения следующие разделы: Народы, происшедшие от Огуза; Тюркские и монгольские племена; Генеалогии предков Чингиз-хана; Славные подвиги Чингиз-хана и его потомков; История четырёх улусов Чингизидов.
Сочинение «Кара таварих» [17], известное также под условным названием «Чингиз-наме» [19] - один из первых исторических трудов, написанных в Хивинском ханстве в середине XVI в. Автор труда, Утемиш-хаджи б. Мавлана Мухаммад Дусти, находился на службе при дворе первых правителей Хивинского ханства. По указанию Иш-султана (пр. 965/1557-58) приступил к написанию своего труда.
«Кара таварих» состоит из введения и многочисленных рассказов. Примечательно, что Утемиш-хаджи во введении с самого начала подчеркивает, что род Саин хана закончился на Бердибек хане [17, с. 14]. Это означало, что труд будет посвящён другой ветви династии Чингизидов. Первые хивинские историографы добавили к принятой структуре изложения истории Чингизидов историю Шибан хана и его потомков, которые после смерти Бердибек хана в 762/1361 г. стали правителями в Золотой Орде. Сохранившийся неполный текст сочинения («Чингиз-наме») прерывается описанием событий, связанных с Токтамыш ханом (782/1380-797/1395). В «Кара таварих» изложение событий доведено до начала 1552 г. Тщательно исследовав сочинение
Утемиша-хаджи, И.М. Миргалеев выявил, что данный список «Кара таварих» содержит продолжение, посвящённое Гиреидам [17, с. 13].
Среди ученых существуют различные точки зрения по оценке научной значимости «Кара таварих» [10, с. 58-67]. Имеются различные мнения и по названию сочинения [10, с. 62, 65; 17, с. 10]. На наш взгляд, арабографиче-ские рукописи центральноазиатского региона часто распространялись под различными названиями. Например, знаменитый труд Шараф ал-Дина 'Али Йазди «Зафар-наме» («Книга о победах») также известен под названиями «Зафар-наме-йи Тимури» («Книга о победах Тимура»), «Фатх-наме-йи Са-хибкиран» («Книга о победах Сахибкирана»), «Тарих-и джахангуша-йи Ти-мури» («История завоевателя мира Тимура»).
По мнению Б.А. Ахмедова, приведенные в «Чингиз-наме» сведения о возвышении Шибандов «заслуживают серьезного внимания» и являются оригинальными [19, с. 8]. Утемиш-хаджи, опираясь на устные рассказы знатоков преданий, подробно описал участие Шибан хана в западных подах Бату хана. Следует отметить замечание автора, что Шибан хан скончался в Курале, который «он покорил» и «сделал его столицей... До сих пор падишах Курала из его потомков» [17, с. 33; 18, с. 119]. К числу оригинальных сообщений Уте-миш-хаджи также относятся сведения источника про смутные времена, наступившие в период ханствования в Дешт-и Кыпчаке Бердибик хана (13571359) [17, с. 47].
К оригинальным сведениям источника относится рассказ Утемиш-хаджи о гибели Джучи хана на охоте в горах Улуг-Таг. И хотя в своем предисловии к «Чингиз-наме» Б.А. Ахмедов отмечает, что «охота в те времена была часто практикуемым способом избавления от нежелательного человека» [19, с. 10], на мой взгляд, нет веских оснований считать, что смерть Джучи-хана произошла из-за заговора, а не в результате несчастного случая. В то же время автор «Шаджара-йи турк ва мугул» не приводит никаких сведений в связи с этим событием, только сообщает, что «Джучи хан умер прежде своего отца» [1, с. 169].
В XVII в. хивинские историографы продолжили историю потомков Шибан хана описанием истории ханствования его потомков в Хорезме. Однако для придворных историографов XVII в. основной целью создания их трудов становится описание и восхваление истории правления хорезмской династии Араб-шахидов. Образование Хорезмского государства, исторические события, происходившие в ханстве до середины XVII в., подробно изложены в сочинении «Шаджара-йи турк ва мугул» [3]. Жизнь и деятельность автора сочинения, Абу ал-Гази хан б. 'Араб Мухаммад хан Чингизи Хорезми (1054/1643-1074/1663), всесторонне изучены и освещены в научной литературе [13, с. Ш-XVI; 5, с. 720; 25, p. 120-121]. Абу ал-Гази хан, известный также как и автор сочинений «Шаджара-йи таракима» [21] и «Манафи' ал-инсан» [6], умер в 1074/1664 году, не успев завершить свой исторический труд. По приказу его сына Мухаммада Ануша хана (1663-1685), отдельные главы сочинения были дописаны, включая события 1667 г., Махмудом б. мулла Мухаммад Заманом Урганджи [3, с. 7278]. В рукописном фонде Института востоковедения Академии наук Узбекистана хранится список рукописи «Шаджара-йи турк ва мугул», который содержит продолжение истории Хорезма, включающее правление Абу ал-Гази хана и Мухаммада Ануша хана до 1667 года [2].
«Шаджара-йи турк ва мугул» состоит из введения и девяти глав [1, с. 3-4].
Первая глава: От Адама до Мугул хана (4- ц^ ^1);
Вторая глава: От Мугул хана до Чингиз хана (4— ц^ Ц^«);
Третья глава: От рождения Чингиз хана до его смерти ( и^О^А?
Четвертая глава: Упоминание о царствовании Укдай, третьего сына Чингиз хана и его потомков, а также всех потомков из рода Чингиз хана, в собственно Монголии ( и^О^ J ^^ J ^¿^ и^О^А?
¿3 ^Д .Л ^Аи);
Пятая глава: Упоминание о царствовании Чагатай хана, второго сына Чингиз хана и его потомков, в Мавераннахре и Кашгаре ( и^О^-?
Шестая глава: Упоминание о правлении потомков Тули хана, младшего сына Чингиз хана, в государстве Иран ( ^^ и^ ^^ ^¿^ ^^ и^О^-
Седьмая глава: Упоминание о царствовании Джучи хана, старщего сына Чингиз хана, и его потомков в Дешт-и Кыпчаке ( ^¿^ и^О^-?
Восьмая глава: Упоминание о ханах из потомков Шибан хана, сына Джу-чи хана, [правивших] в Мавераннахре, Крыму, у казахов, Туране ( и^
и^ иО^ J ¿О J ^^ J ^^^^^^^^ ца^А?^^ и^ ^¿^ ^А?'
Девятая глава: Упоминание о царствовании потомков Шибан хана, правивших в государстве Хорезм ( ¿Щй ¿3 и^. иЬ!"
Абу ал-Гази хан во введении пишет, что в его распоряжении были 18 томов сочинений, посвященных истории Чингиз хана и его потомков. Девятая глава сочинения содержит подробный рассказ о жизни и деятельности его автора.
В хивинских исторических сочинениях основное внимание обращено на взаимоотношения между Чингизидами, внутреннему положению в улусах, на обычаи и традиции, которые они соблюдали. В «Шаджара-йи турк» при описании правления Менгу-Тимур хана (1266-1280) сообщается, что правитель улуса «в отношении родственников своих, как старших, так и младших в роду, он действовал согласно прежним распоряжениям Бату хана, а потому [управление] государством, называемое Белой Ордой передал он Бахадур хану б. Шибан хан. Области Кафу и Крым он отдал Уран-Тимуру» [1, с. 174]. Абу ал-Гази хан подчеркивает, что Уран-Тимур был сыном Тукай-Тимура.
Абу ал-Гази хан, в отличие от тимуридских историков, обращает внимание на жестокие притеснения и несправедливость, существовавшие в Дешт-и Кыпчаке во времена ханствования Туда-Менгу хана (1280-1287), в то время как «Так-Тагу хан б. Менгу-Тимур хан», сменивший Туда-Менгу хана, управлял улусом, согласно обычаям своих предков [1, с. 174].
Уважение, каким пользовался Узбек хан (1313-1341) у мусульманских историографов, не могло не найти отражение в трудах хивинских авторов. В «Шаджара-йи турк» полная родословная джучидских ханов не всегда упоминается, однако родословное древо Узбек хана Абу ал-Гази ханом приводится полностью: «Упоминание о ханском правлении Узбек хана б. Тугрул хан б. Менгу-Тимур хан б. Бату хан б. Джучи хан б. Чингиз хан» [1, с. 174]. Абу ал-Гази хан утверждает, что благодаря «содействию этого государя все его подданные были облагорожены верою священного ислама. С того времени подданных [улуса] Джучи стали называть народом узбекским (
и так будут называться до дня Всеобщего Воскрешения (^-Ай). Подданные наслаждались плодами его правосудия» [1, с. 175].
В тимуридских сочинениях отмечается важная роль Шейха Ахмада Саййид-Аты в принятии Узбек ханом мусульманской веры. Абу ал-Гази хан не упоминает его имени, хотя в Хорезме потомки Святого Шейха пользовались особыми привилегиями. Например, в ханском совете всегда одно место предоставлялось его потомкам. Междоусобные конфликты Чингизидов в Хорезме, которые резко осуждались мусульманским духовенством, возможно, стали причиной пропуска имени известного Святого Шейха.
Поход Джанибек хана б. Узбек хана в Азербайджан против Малик Аш-рафа описан многими мусульманскими историографами. Интересен тот факт, что в «Шаджара-йи турк» приводится версия с дополнениями, отсутствующими у других авторов. По словам Абу ал-Гази хана, проповедь казия Мухи ал-Дина, бежавшего от Малика Ашрафа в Сарайчик, «оказали сильное впечатление на хана» и стали причиной его похода в Азербайджан [1, с. 175]. Продолжая рассказ о правлении сына Джанибек хана, Абу ал-Гази хан сообщает, что на Бердибек хане закончилась прямая линия правления детей Бату хана.
Следует отметить, что в зависимости от использованных источников, а также политической обстановки в Хивинском ханстве на момент создания исторического труда, изложение истории Золотой Орды подвергалось частичным изменениям. Выделим некоторые из таких расхождений:
1) История возвращения из плена Бурте-Кучин, матери Джучи хана. Мусульманские историографы при описании Дешт-и Кыпчака, часто упоминают об истории пребывания в плену у меркитов1 Бурте-Кучин, так как считают это причиной вражды между Джучидами и Чагатаидами [16, с. 85]. В «Кара таварих», при описании данного происшествия, автор приводит версию, отличную от тимуридских авторов. Согласно Утемиш-хаджи, Утке хан, в плену у которого находилась Бурте-Кучин, «относился к ней как к почтенному гостю, поскольку считал Чингиз хана своим сыном. С отцом (Чингиз) хана была у него также давняя дружба» [17, с. 16-17]. Авторы тимуридских сочинений сообщают, что хан кераитов Унг хан со своими воинами «преградил мек-ритам путь» и «захватил» Бурте-Кучин [16, с. 85]. После этого происшествия племя кереитов стало занимать особое положение при Чингиз-хане.
В «Шаджара-йи турк» излагается другая версия истории возвращения из плена меркитов Бурте-Кучин: «Старшая сестра Бурте-Кучин была женой Унг
1 Меркиты - центральноазиатское племя, также известное под названием мекриты (ПцЧ [12, ^ 114].
хана. Унг хан находился в дружественных отношениях с ханом меркитов. По этой причине Унг хан выпросил себе Бурте-Кучин и отправил ее к Чингиз хану, так как Унг хан был другом отцу Чингиз хана, Йасукай Бахадуру» [1, с. 169].
Мы можем предположить, что на существование нескольких версий повлияли рассказы сказителей (жырау). Содержание преданий могло подвергаться изменениям, в зависимости от того, к какому роду принадлежал сказитель.
2) История восшествия на престол Дешт-и Кыпчака Бату хана.
При описании истории правления Бату хана (1227-1255) мусульманские историографы подчеркивают, что Бату хан взошел на престол Дешт-и Кыпчака согласно указу его великого деда Сахибкирана Чингиз-хана. В «Кара таварих» и «Шаджара-йи турк» приводятся различные версии данного события.
В «Кара таварих» рассказывается, что после смерти Джучи хана, его сыновья Иджан хан и Саин хан прибыли к «великому деду Чингиз хану» для разрешения вопроса престолонаследия, договорившись между собой, что «каково будет повеление нашего деда, так и поступим» [17, с. 28-30]. В «Шаджара-йи турк» автор, излагая иную версию восшествия на престол Бату хана, приводит детали, отсутствующие в других сочинениях.
В разделе «Упоминание о Бату хане б. Джучи хан» Абу ал-Гази хан пишет, что после завершения траура по старшему сыну, Чингиз хан сказал Ут-чикину,2 который пользовался большим уважением и влиянием: «Отправляйся в Дешт-и Кипчак и Бату, второго сына Джучи хана по прозванию Саин хан, возведи на трон отца. Сделай так, чтобы его младшие братья и эмиры были в подчинении у него. Если младшие братья и эмиры не будут придерживаться этого повеления, то ты сам там останься и посылай мне сообщения. Мы сами будем думать, как поступить» [1, с. 170].
С моей точки зрения, версия Абу ал-Гази хана наиболее близка к истине и косвенно подтверждает сообщения Хамдаллаха Казвини [15, 91] и Мирзы Улугбека [16, 86], что смерть Джучи хана произошла за шесть месяцев до кончины Чингиз-хана, т.е. в феврале 1227 г.
3) История принятия ислама Берке ханом (1257-1266).
В «Кара таварих» говорится, что Берке хан «с рождения был мусульманином» и взошел на трон Дешт-и Кыпчака при помощи духовной поддержки Святого Шейха Сайф ал-Дина Бахарзи (1190-1261), который в свою очередь являлся учеником и последователем выдающегося хорезмского богослова и поэта, суфийского шейха Наджм ал-Дина ал-Кубра (1145-1221), основателя тариката Кубравийа [17, с. 33-34].
Абу ал-Гази хан в своем труде в разделе «Упоминание о ханском правлении Берке хана3 б. Джучи хан в Дешт-и Кыпчаке» приводит другую версию данного события. Он пишет, что однажды Берке хан отправился в город «Са-
2 Утчикин - Тэмуге (1161-1246), самый младший из полнородных братьев Чингиз-хана. Как самый младший в семье, он по традиции получил прозвище Отчигин («хранитель очага»), в источниках также упоминается как Тэмуге-Отчигин или Отчигин-нойон. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», Темугэ был на шесть лет младше Чингиз-хана [4, ^ 86].
3 В тексте издания рукописи 1871 г. встречаются два варианта написания имени: Берке-хан (оМ- или Бурке-хан (оМ-
райджик,4 построенный его старшим братом, чтобы поселиться там. Здесь он увидел большой караван, прибывший из Бухары. Из этого каравана он призвал к себе, в уединенное от людей место, двух хороших людей, и спросил у них об учении и правилах мусульманства. Эти люди хорошо объяснили ему, в чем состоит сущность мусульманства. Счастливый государь, этот Берке хан, от искреннего сердца, сделался мусульманином» [1, с. 172-173]. Примечательно, что в этой главе также выделяется и описывается участие Тукай-Тимура в данном событии: «[Берке хан] позвав к себе младшего брата Тукай-Тимура, он поделился с ним своей тайной. Он также сделался мусульманином. После этого он объявил веру в ислам открыто, и как только узнавал о неверующих, то поступал с ними жестоко, притеснял их» [1, с. 172-173].
В «Шаджара-йи турк» Абу ал-Гази хан не упоминает имени Святого Шейха Сайф ал-Дина Бахарзи. Возможно, на создание такой версии повлияла политическая обстановка, сложившаяся в Хорезме во второй половине XVI -первой половине XVII века. Междоусобные войны Чингизидов Хорезма за расширение своих владений за счет друг друга вынуждали отдельных Чингизидов искать убежище и поддержку в Бухаре, у правящей элиты династии Шибанидов и мусульманского духовенства. Некоторые потомки первых правителей Хорезма были вынуждены поступить на службу к Шибанидам. Они подстрекали правителей Бухары к завоеванию Хивинского ханства. В «Шад-жара-йи турк» упоминаются военные походы в Хорезм 'Убайдуллах хана (1533-1539) и 'Абдаллах хана II (1583-1598).
В результате междоусобной и межродовой борьбы, при поддержке городской и земледельческой знати, в 1763 г. к власти пришел Мухаммад Амин инак кунграт (1763-1790). Начиная с этого времени власть ханов Чингизидов постепенно ослаблялась и стала номинальной.
При первом независимом и официальном правителе династии Кунгратов Илтузар хане (1804-1806) было написано одно из лучших произведений хивинской историографии - «Фирдаус ал-икбал» [12; 22; 23; 22]. Автор сочинения - Шир Мухаммад б. амир Авазбий мираб (1778-1829), более известный под литературным псевдонимом Мунис.
«Фирдаус ал-икбал» состоит из введения и пяти глав. В сочинении последовательно излагаются все основные исторические события, происходившие в Хорезмском государстве до 1825 г. включительно. Большое внимание автора уделено истории правления Мухаммада Амина инака (1763-1790), Авазбий инака (1790-1804), Илтузар хана и Мухаммада Рахим хана I (18061825). Шир Мухаммад Мунис довел свой труд до описания событий 1813 года. Мухаммад Риза мираб Агахи написал последующие разделы, посвященные истории правления Мухаммада Рахим хана I (1806-1825), и завершил труд описанием кончины хивинского хана.
Исторический труд «Шаджара-йи турк» стал основным источником для Шир Мухаммада Муниса при изложения истории Чингизидов. Однако в «Фирдаус ал-икбал» были включены отдельные даты, отсутствующие у Абу ал-Гази хана, или давалась иная оценка происходившим событиям. Например, Шир Мухаммад Мунис, завершая рассказ об Узбек хане, утверждает, что
4 В тексте издания 1871 г. встречаются два варианта написания: Сарайджик (¿нЬ") и Сарайчик (^^..Ь").
сам хан приказал: «Пусть все люди в моём государстве, ставшие мусульманами, будут названы в мою честь» [23, p. 23]. Сведения автора о событиях, происходивших в Хорезме, начиная с XVIII в., считаются оригинальными [7, с. 433]. К примеру, история правления Илбарс хана в 1728-1739 гг. содержит сведения, отсутствующие в других сочинениях, авторы которых были современниками Шир Мухаммада Муниса. Следует также отметить, что важные события отмечены датами и сопровождаются объяснениями автора о причинах случившегося [24, с. 162-166]. Все последующие хивинские историографы при описании истории Золотой Орды в основном опирались на сведения Шир Мухаммада Муниса.
Таким образом, история Золотой Орды, правление Чингизидов в Хорезме последовательно были изложены в исторических трудах Утемиш-хаджи, Абу ал-Гази хана и Шир Мухаммада Муниса. Хивинские историки создавали свои труды на основе разнообразных источников и старались включить в свои произведения сведения, которые не упоминались другими авторами. Для хивинского историка XVI в. Утемиш-хаджи было важным показать особую роль Шибанидов в истории сложения империи Чингизхана. Хивинский историк XVII в. Абу ал-Гази хан свой труд посвятил истории Хивинского ханства и его правителям из рода Чингиз-хана. При изложении истории Золотой Орды он особое внимание уделил Тукай-Тимуру и его потомкам. Хивинский историк XIX в. Шир Мухаммад Мунис описывает историю возвышения и правления новой династии в Хивинском ханстве - Кунгратов. При изложении предшествующей истории Хорезма автор отмечает славные деяния предков из рода кунграт, а история Чингиз хана и Чингизидов изложена вкратце. Каждое из хивинских сочинений имело свои особенности, свою идеологическую и политическую направленность, что позволяет нам с разных точек зрения проследить историю Джучидов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абу ал-Гази Бахадур хан. Шаджара-йи турк. СПб., 1287/1871. 386 с.
2. Абу ал-Гази хан б. Араб Мухаммад хан Чингизи Х'аразми. Шаджара-йи турк ва мугул JJi- J ». <ц>оМ мо^ о! ^л'. (Родословное древо тюрок и монголов). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Бе-руни АН РУз, № 851. 194 л.
3. Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии. XVI-XVIII вв. Письменные памятники. Ташкент: Фан, 1985. 259 с.
4. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Мо^го1-ип тгиса йЬауап. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. Т. I. Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии / Ответственный редактор Баранников А.П. Предисловие Поппе Н.Н. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 619 с.
5. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
6. Манафи' ал-инсан ¿а^ (Полезные для человека (средства). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 4107.
7. Материалы по истории казахских ханств в XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: Ибрагимов С.К., Мингулов Н.Н., Пищули-на К.А., Юдин В.П. Ответ. ред. Сулейменов Б.С. Алма-Ата: Наука, 1969. 650 с.
8. Материалы по истории каракалпаков. Труды Института востоковедения. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1935. Том VII. 299 с.
9. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Иранские, бухарские и хивинские источники XVI-XIX вв. Под ред. Струве В.В., Боровкова А.К., Ромаскеви-ча А.А., Иванова П.П. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Том 2. 700 с.
10. Миргалеев И.М. «Кара таварих» Утемиша-хаджи. Список Ризаэтдина Фах-ретдина // Тюркологические исследования. 2018. Том 1. № 2. С. 58-72.
11. Мунис ва Огщий. Фирдавс ул-щбол. Тошкент: Янги аср авлоди, 2010. 520 б.
12. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Книга первая. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 222 с.
13. Родословное древо тюрков, хивинского хана Абуль-гази // перевод с предисловием Саблукова Г.С. и с примечаниями Катанова Н.Ф. Казань, 1906. xvi + 224 с.
14. Сайид Хамиджан туре б. Сайид Мухаммад-хан. Таварих ал-хаванин jjjlj^l ¿¿jlj' ¿М- О äjj' jW^U (История ханов). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз. № 7717, 217 л.
15. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранные Тизенгаузеном В.Г. и обработанные Ромаскевичем А.А. и Волиным С.Л. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. 307 с.
16. Тулибаева Ж.М. «Улус-и арба-йи Чингизи» как источник по изучению истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей / Ред. изд. Мир-галиев И.М. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. Выпуск 4. С. 79-100.
17. Утемиш-хаджи. Кара-таварих / Транскрипция Миргалеева И.М., Сайфетди-новой Э.Г., Хафизова З.Т.; перевод на русский язык Миргалеева И.М., Сайфетдино-вой Э.Г.; общая и научная редакция Миргалеева И.М. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
18. Утемиш-хаджи. Кара таварих. Факсимиле / Подготовка к изданию Миргале-ев И.М., Сайфетдинова Э.Г. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 160 с.
19. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование Юдина В.П. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.
20. Хорезм в истории государственности Узбекистана. Ташкент: Узбекистон файласуфлари миллий жамияти, 2013. 332 с.
21. Шаджара-йи таракима (Родословное древо туркмен). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 9985, 64 л.
22. Шир Мухаммад б. амир Авазбий мираб Мунис. Фирдаус ал-икбал JbÜVl jà Mj^ ^j^ jb>l ojI ^j^b M^l (Райский сад благоденствия). Рукопись Института востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 821/I, 259 л.
23. Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Firdaws al-iqbаl: History of Khorezm. Translated from Chaghatay and annotated by Yuri Bregel. Leiden: Brill, 1999. lxxviii + 718 p.
24. Shir Muhammad Mimb Munis and Muhammad Riza Mimb Agahi. Firdaws al-iqbаl: History of Khorezm. Edited by Yuri Bregel. Leiden: Brill, 1988. viii + 1281 p.
25. Spuler B. Abu'l-Ghazi Bahаdur Khаn // Encyclopaedia of Islam. New Edition. V. I. Leiden: E.J. Brill, 1986. xix + 1359 p.
Сведения об авторе: Жулдыз Мусяевня Тулибяевя - доктор исторических няук, профессор Университетя имени Сулеймяня Демиреля (040900, ул. Абыляй хяня, 1/1, Кяскелен, Кязяхстян). E-mail: zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz
Поступила 26.01.2020 Принята к публикации 02.06.2020
Опубликована 29.06.2020
REFERENCES
1. Abu al-Gazi Bahadur Khan. Shadjara-yi turk. St. Peterburg, 1287/1871. 386 p. (In Chaghatay)
2. Abu al-Gazi Khan b. Arab Muhammad Khan Chingizi Khwarazmi. Shdjara-yi Turk va Mugul [The Family Tree of Turks and the Mongols]. The manuscript of the Al-Biruni Institute of Oriental Studies of AS RUz, no. 851. 194 fol. (In Chaghatay)
3. Ahmedov B.A. Istoriko-geograficheskaya literatura Sredney Azii. XVI-XVIII vv. Pismennye pamyatniki [Historical and Geographical Literature of Central Asia. From the sixteenth to the eighteenth centuries. Written Monuments]. Tahskent: Fan, 1985. 259 p. (In Russian)
4. Kozin S.A. Sokrovennoe skazanie. Mongol'skaya khronika 1240 g. pod nazvaniem Monggol-un niguca tobciyan. Yuan' chao bi shi. Mongol'skiy obydennyy izbornik. T. I. Vvedenie v izuchenie pamyatnika, perevod, teksty, glossarii [The Secret History. The Mongolian Chronicle of 1240 Called Mongrol-un niruca tobciyan. Yuan chao bi shi, Vol. 1: Introduction to the Study of the Monument, Translation, Texts, Glossaries]. Baranni-kov A.P. (ed.). Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1941. 619 p. (In Russian, Mongolian)
5. Kononov A.N. Rodoslovnaya turkmen. Sochinenie Abu-l-Gazi khana hivinskogo [Genealogy of the Turkmen. The Work of Abu-l-Gazi Khan of Khiva]. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1958. (In Russian)
6. Manaf al-insan [Useful (tools) for Person]. The manuscript of Al-Biruni Institute of Oriental Studies of AS RUz, no. 4107. (In Chaghatay)
7. Materialy po istorii kazahskih hanstv v XV-XVIII vv. (izvlecheniya iz persidskih i tyurkskih sochineniy) [Materials on the History of the Kazakh Khanates from the fifteenth to the eighteenth centuries (extracts from Persian and Turkic works)]. Ibragimov S.K., Mingulov N.N., Pishhulina K.A., Judin V.P., and Suleymenov B.S. (eds). Alma-Ata: "Science", 1969. 650 p. (In Russian)
8. Materialy po istorii karakalpakov. Trudy Instituta vostokovedeniya [Materials on the History of Karakalpaks. Works of the Institute of Oriental Studies]. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1935. Vol. 7. 299 p. (In Russian)
9. Materialy po istorii turkmen i Turkmenii. Iranskie, buharskie i hivinskie istochniki XVI-XIX vv. [Materials on the History of the Turkmen and Turkmenia. Iranian, Bukharan, and Khivan Sources from the sixteenth to the nineteenth centuries]. Struve V.V., Borovkov A.K., Romaskevich A.A., and Ivanov P.P. (eds). Vol. 2. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1938. 700 p. (In Russian)
10. Mirgaleev I.M. "Kara tavarih" Utemisha-hadzhi. Spisok Rizajetdina Fahretdina ["Qara Tavarikh" by Otemish Hajji. The copy of Rizaetdin Fahrendin]. Tyurkologicheskie issledovaniya [Turkological Researches]. 2018, vol. 1, no. 2, pp. 58-72. (In Russian)
11. Munis va Ogahiy. Firdavs ul-iqbol. Toskent: Yangi asr avlodi, 2010. 520 p. (In Uzbek)
12. Rashid al-Din. Sbornik letopisey [Compendium of Chronicles]. Vol. I. Book 1. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1952. 222 p. (In Russian)
13. Rodoslovnoe drevo tyurkov, khivinskogo khana Abul'-gazi [The Genealogy of Turks by Abu-l-Gazi Khan of Khiva]. Sablukov G.S. (tr.). Kazan, 1906. xvi + 224 p. (In Russian)
14. Sayyid Hamidjan ture b. Sayyid Muhammad Khan. Tavarikh al-Khavanin [History of the Khans]. The manuscript of Al-Biruni Institute of Oriental Studies of AS Ruz, no. 7717, 217 f.
15. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy, T. II: Izvlecheniya iz persidskikh sochineniy [Collection of Materials Relating to the History of the Golden Horde, Vol. 2: Extracts from the Persian Works]. Romaskevich A.A. and Volin S.L. (eds). Moscow: USSR Academy of Sciences, 1941. 307 p. (In Russian)
16. Tulibayeva Zh.M. "Ulus-i arba-yi Chingizi" kak istochnik po izucheniyu istorii Zolotoy Ordy ["Ulus-i Arba-yi Chingizi" as a source for studying the history of the Golden Horde]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilization. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2011, no. 4, pp. 79-100. (In Russian)
17. Otemish Hajji. Qara tavarikh. Mirgaleev I.M., Sayfetdinova E.G., and Khafi-zova Z.T. (eds and tr.). Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2017. 312 p. (In Russian)
18. Otemish Hajji. Qara tavarikh. Facsimile. Mirgaliev I.M. and Sayfetdinova E.G. (eds). Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2019. 160 p.
19. Otemish Hajji. Chingiz-name. Yudin V.P. (ed. and tr.). Alma-Ata: Gylym, 1992. 296 p. (In Russian)
20. Horezm v istorii gosudarstvennosti Uzbekistana [Khwarazm in the History of Statehood of Uzbekistan]. Taskent: Uzbekiston fajlasuflari millij zhamijati, 2013. 332 p. (In Russian)
21. Shajara-yi Tarakima [Genealogy of the Turkmen]. The manuscript of Al-Biruni Institute of Oriental Studies of AS Ruz, no. 9985, 64 f.
22. Shir Muhammad b. amir Avazbiy mirab Munis. Firdaus al-ikbal [Paradise Garden of Prosperity]. The manuscript of Al-Biruni Institute of Oriental Studies of AS RUz, no. 821/I, 259 f.
23. Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Firdaws al-iqbal: History of Khorezm. Bregel Yu. (tr.). Leiden: Brill, 1999. lxxviii + 718 p.
24. Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Firdaws al-iqbal: History of Khorezm. Bregel Yu. (ed.). Leiden: Brill, 1988. viii + 1281 p.
25. Spuler B. Abu'l-Ghazi Bahadur Khan. Encyclopaedia of Islam. New Edition. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1986. xix + 1359 p.
About the author: Zhuldyz M. Tulibayeva - Dr. Sci. (History), Professor of Suleyman Demirel University (1/1, Abylai Khan Str., Kaskelen 040900, Kazakhstan). E-mail: zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz
Received January 26, 2020 Accepted for publication June 2, 2020
Published June 29, 2020