УТЕМИШ-ХАДЖИ И ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЗ БАШКИР
Утемиш-хаджи ибн Маулана Мухаммад До-сти жил в первой половине XVI века (точные годы жизни неизвестны) при дворе ургенчских ханов из династии Шибанидов (Арабшахидов). Он был приближенным Иш-султана, претендовавшего на хивинский трон, но погибшего в 1558 г. в междоусобной войне. Утемиш-хаджи является автором исторического сочинения «Чин-гиз-наме».
Первые сведения об этом произведении были приведены в каталоге Е.Ф. Каля (так называемый ташкентский список) в 1889 г. В дальнейшем «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи упоминается в отчете известного востоковеда В.В. Бартольда о командировке в Туркестан летом 1902 г. В 1915 г. вышла статья Ахмет-Заки Валидова «Восточные рукописи в Ферганской долине», где он писал о приобретении им в Оренбурге в 1913 г. списка «Чингиз-наме», который оказался «несравненно полнее ташкентского» [1, с. 320]. Впоследствии А.-З. Валиди Тоган использовал свой список в работе «История башкир». Он называет сочинение Утемиш-хаджи «Тарих-и Дост-Солтан» [2, с. 35, 37, 38, 261—263, 280]. В своих «Воспоминаниях» Валиди упоминает еще об одном произведении Утемиш Хаджи — «Мангытские аулы» [3, с. 361].
В 1976 г. в Стамбуле вышла книга М. Кафа-лы «Эпоха образования и распада Золотоордынского ханства», где использовался также вали-довский список «Чингиз-наме» (автор именовал
ее «Историей Утемиш-хаджи»). Под названием «Тарих-и Дуст Султан» список А.-З. Валиди То-гана продолжает использоваться и изучаться в новейших работах, например, в книге американского историка Д. Девизе «Исламизация и исконная религия в Золотой Орде: Баба Туклес и обращение в ислам в исторической и эпической традиции» (Пенсильвания, 1994).
Советский историк В.П. Юдин (1928—1983) лишь после смерти А.-З. Валиди Тогана узнал, что более полный список произведения Утемиш-хаджи находится в Стамбуле (наверное, в архиве ученого). Им были предприняты меры по получению копии списка, но в те 1970-е годы из этого ничего не вышло. В конце концов, В.П. Юдин подготовил ташкентский список «Чингиз-наме» к изданию. Однако данный труд вышел лишь в 1992 г. после смерти ученого [4]. В данном списке повествуется история улуса Джучи от Чингиз-хана до воцарения в 1380 г. Тохтамыша.
Для нас особый интерес представляет шестая глава (по делению В.П. Юдина), где излагается история царствования хана Золотой Орды Тох-ты1 в 1291—1312 гг. и прихода к власти Узбека, его племянника. Тохта (или Токтага-хан, как написано в тексте) полностью истребил своих родственников, готовя своего сына Эль-Басара2 для занятия трона. Но жена брата Келин-Байа-лин3 (затем ее взял в жены сам Тохта по обычаю левирата) сумела отправить своего малолетнего
1 Токтага-хан — Тохта (Токта, Тохтогу, Гийас ад-Дин Токта, в русских летописях — Токтай, Итоктя, в китайских источниках — Тото, умер в 1312 г.), хан Золотой Орды в 1291—1312 гг., сын Менгу-Тимура, внук Тукана, правнук Батыя. В 1299 г. разгромил своего троюродного дядю Ногая, в 1304 г. номинально признал власть великого хана — кагана. По Утемиш-хаджи, истребил своих родственников — представителей династии Бату (Батыя).
2 Эль-Басар — Ильбасар (Ильбасмыш), сын Тохты, по другим данным, пережил своего отца, опирался на те круги, которые поддерживали языческие традиции в степи. Погиб в ходе борьбе за престол со сторонниками Узбека.
3 Келин-Байалин — византийская принцесса, жена Тогрула, затем Тохты. Рашид ад-Дин упоминает о двух женах Тохты: Булуган и Тукульче из племени кунграт.
Исянгулов Шамиль Наилевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН
© Исянгулов Ш.Н., 2009
сына Узбека4 в Черкесские горы (на Кавказ). О существовании Узбека его дядя не догадывался. Случилось так, что Эль-Басар умер раньше своего отца. Наследников Тохты — потомков Батыя к моменту его смерти практически не осталось. Келин-Байалин рассказала находившемуся при смерти хану о своем сыне. Тохта отправляет за Узбеком сорокатысячное войско во главе с беками Исатаем5 и Алатаем6. Однако последние не успели привести в столицу 14-летнего царевича — Тохта скончался. И в это время трон занял человек, вышедший из народа, не являющийся чингизидом — некто Баджир Ток-Буга7 из аймака уйгур.
А.-З. Валиди Тоган пишет, что Токбуга бий жил в период правления Токтага-хана, был великим бием, затем являлся диктатором на Сырдарье. Его называли также Башкыр Токбуга. Он был язычником (кяфир), а не мусульманином, поэтому считался вышедшим из уйгурского племени. Его имя взято из книги «Тарих-и Дост-Солтан», оно в работе Хаджи Абдулгафара (Кы-рыми) «Умдет аль-Таварих» (Стамбульское издание, с. 33) также называется «Баджир Тукбуга». В произведении Кадыр Али джалаира «Джами аль-Таварих» (Казань, 1851) указано — «Бадч-кыр Тукбуга». Слово «Баджкыр» в анонимном «Шейбанинаме» (в издании И. Березина) понимается как этноним, племя, подчиняющееся Шейбан хану, то есть подразумеваются «баш-корты», «башкиры». Однако Токбуга отмечен и как уйгур. А.-З. Валиди Тоган в то же время отмечает, что в указанный период слово «уйгур» применялось и в значении «буддист» [2, с. 280].
К подобным же выводам, независимо от Ва-лиди Тогана, пришел и советский историк В.П. Юдин, который отмечает, что Ток-Буга является лицом историческим, ссылаясь на Кадыр Али-бея. Юдин также обращает внимание на имя «Баджир» или «Бачкыр» (у Кадыр Али-бея) и склоняется к точке зрения, что оно означает
этноним «башкир». Как известно, Тохта был язычником и, как написано в «Тарих ал-Бирза-ли», «любил Уйгуров, то есть лам и волшебников, и оказывал им большой почет». Узбек же умертвил большое количество уйгуров, то есть лам и волшебников [6, с. 174]. В.П. Юдин пишет, что «вопросы возникают сразу же, когда знакомишься с именем Баджир Ток-Буга». «Дело в том, что структура собственных имен в «Чин-гиз-наме», а также в «Джами мат-таварих» и некоторых других источниках отлична от структуры имен большинства восточных сочинений. В них племенная принадлежность ставится перед личным именем и является составной частью всего имени, например: Кыйат Мамай, Кан-глы Тулубай, Конграт Нагадай, Кенегес Куган и др.» [4, с. 68]. В других восточных источниках этноним ставится в конце имени. Если первая форма отражает способ формирования личных имен кочевников Дешт-и Кыпчака, то вторая сложилась под влиянием арабо-иранской системы имен. По мнению В.П. Юдина, эти различия в способах формирования имен четко сознавал и проводил Утемиш-хаджи: «В этом смысле его не могло не удивлять имя Баджир Ток-Буги из племени уйгур. Если он был уйгур, то имя его должно было бы быть Уйгур Баджир Ток-Буга. Но в таком виде оно представлялось «неуклюжим», да и Баджир воспринималось, очевидно, как этноним, что подтверждается формой Бачкыр в «Джами ат-таварих». В.П. Юдин предлагает другой способ истолкования имени: «Можно предположить, что оно построено обычным «степным» способом, т.е. Баджир // Бачкыр — это этноним башкир, а Ток-Буга — собственное имя лица. Тот факт, что башкиры играли важную роль в истории междуречья Итил-Йайик, хорошо известен по позднейшим источникам. Что касается отнесения Ток-Буги к племени уйгур, то это может быть понято в свете сообщения «Тарих ал-Бирзали»,
4 Узбек-хан — Узбек (Султан Гийас ад-Дин Мухаммад Узбек-хан, 1283—23.10.1341), хан Золотой Орды в 1312—1341 гг., сын Тогрула, племянник Тохты. Вступил на трон при поддержке мусульманского духовенства. В 1320 г. объявил ислам государственной религией. По Утемиш-хаджи, ему в 1312 г. было 14 лет, также пишет хивинский хан Абульгази. На самом деле Узбеку тогда было около 30 лет.
5 Кыйат Исатай — В.П. Юдин идентифицирует его с Иса-беком, фаворитом хана, его дочь была женой Узбека, сам он, по Ибн Баттуте, был женат на дочери Узбека Иткуджуджуке. Кыйат — этноним.
6 Сиджут Алатай — Али-бек, бек племени сиджут. Этноним сиджут, по В.П. Юдину, тождественен этнониму кунграт.
7 Баджир Ток-Буга — Токбуга из башкир, великий бек, аталык хана (воспитатель), был язычником (уйгуром). Слово «уйгур» здесь, наверное, означает языческого священнослужителя.
что уйгуры Золотой Орды — это ламы и волшебники, т.е. буддисты. Очевидно, Баджир Ток-Буга был беком, который одновременно являлся и священнослужителем» [4, с. 69]. Однако, по мнению ученого, это лишь одна из возможных гипотез, а решение вопроса требует дополнительных источников. Таким образом, точки зрения А.-З. Валиди Тогана и В.П. Юдина по данному вопросу практически совпадают.
Случай с беком Ток-Бугой представляет собой чрезвычайное явление в истории улуса Джу-чи. До и после него ханами становились лишь чингизиды (джучиды). Ни Мамай (фактический правитель западной части Орды в 1361—1380 гг.), ни Едигей (правитель в 1395—1412 гг.) не посмели объявить себя ханами, а носили лишь титулы эмира (военачальник), беклярибека (эмир эмиров), гургена (зять, были женаты на дочерях чингизидов). Даже знаменитый Ногай, будучи, как известно, сыном Тутара (Татара), внуком Бувала (но Бувал родился от другой жены — наложницы, хоть и был, вероятно, старше Батыя), правнуком Джучи, т.е. чингизидом, считался узурпатором, не имеющим законного права на золотоордынский престол. Ногай носил титулы ака (как самый старший в роде Джучидов), эмира и никогда не был ханом. Лишь впоследствии (1495 г.) в Сибири к власти пришли местные беки из династии Тайбугидов, победивших потомков Джучи — Шибанидов. Однако это произошло уже в других условиях, практически в другом государстве. В улусе Чагатая могущественный Тимур (Тамерлан) (1336—1405) также носил титулы эмира и гургена и держал при себе подставных ханов — Чингизидов. Поэтому рассказ Утемиш-хаджи о провозглашении Баджира Ток-Буги — «черного человека»8 — ханом Золотой Орды — это единственный известный прецедент в истории данного государства.
Все приводимые Утемиш-хаджи факты о Ток-Буге и воцарении Узбека требуют переосмысления не только истории Золотой Орды, но и истории башкир, входивших в состав данного государства. Представителю башкирского народа
удалось хоть на короткое время стать ханом Золотой Орды.
Средневековая история башкир на сегодняшний день изучена неудовлетворительно. Малоизвестной остается политико-правовое положение башкирских племен в составе Золотой Орды. Произведение Утемиш-хаджи несколько расширяет наши представления по истории башкир начала XIV в., дает повод для ее переосмысления с новых позиций, помогает, по нашему мнению, освободиться от устаревших марксистских наслоений в историческом сознании.
Ниже приводится текст шестой главы «Чин-гиз-наме» Утемиш-хаджи по книге: Утемиш-хад-жи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование
В.П. Юдина; Комментарии и указатели М.Х. Абу-сеитовой. Алма-Ата: Гылым, 1992. С. 101—104.
Утемиш-хаджи. Чингиз-наме
[глава шестая]
Начало повествования о Токтага-хане
Этот Токтага-хан был очень великий государь. Среди огланов Саин-хана9 мало было [таких] государей, которые могли бы сравниться с ним. Рассказывают, [что] у него был такой пышный стол, [что] ежедневно для него, помимо коней, коров, овец и других животных, готовили девяносто кабанов. Был у него сын по имени Эль-Басар. Он [Токтага-хан] истребил своих родственников и свое потомство, всех их, опасаясь, что после его смерти они затеют с ним [Эль-Басаром] свару за ханствование. Убил даже младшего брата своего Тогрула10. Некоторые, однако, говорят, [что] Тогрул умер сам от болезни. Была у Тогрула жена по имени Келин-Байалин. Красивая была. Когда умер Тогрул, у нее был сын. Увидела она, что из-за сына избивает Токтага-хан своих родственников. С несколькими человеками отправила [ребенка] в бега, отослала в Черкесские горы. Знаменитый Узбек-хан — да будет над ним милость [Аллаха] — [и] есть тот
8 Черный человек — человек, вышедший из народа, не принадлежавший к «белой кости» (аксуяк) — династии Чингизидов.
9 Саин-хан — прозвище, посмертное имя Бату-хана (1208—1256), хана Золотой Орды, сына Джучи, внука Чингиз-хана.
10 Тогрул — Тогрыл (Тогрылча, убит в 1291 г.), правитель Золотой Орды в 1287—1291 гг., сын Менгу-Тимура, брат Тохты. Был соправителем Тула-Буги. Свергнут и умерщвлен Ногаем и Тохтой.
оглан11. Немного спустя взял [Токтага-]хан Ке-лин-Байалин в жены. Очень любил он ее. Прошло несколько лет после этих событий. Рассказывают, [что] хану было девяносто лет: в десять лет стал он ханом, восемьдесят лет ханствовал. Некоторые рассказывают, [что] ханом стал он в двадцать лет, ханствовал семьдесят лет. Когда жизнь его подошла к концу, то, короче говоря, умер раньше него самого сын его, которого оберегал он, чтобы стал он ханом после него. Очень скорбел он, что был [вот] у них сын, а он, опасаясь, что затеют после него свару с ним за хан-ствование, полностью истребил свой уруг12, [а] также [и из-за того, что когда] и сам он от старости достиг предела жизни своей, [то] и сын этот умер раньше него самого, [и] что за страдание и мука от того. В конце концов, от скорби этой заболел он и болезнь его затянулась.
Однажды лежал он в постели, ворочался с боку на бок и стонал. Келин-Байалин поняла, почему он стонет [и] сказала: «Болели вы постоянно. [Но] почему [же именно] сейчас вы стонете?» Когда хан сказал: «Как же мне не стонать?! Истребил я полностью свой уруг, опасаясь, что затеют свару с моим единственным сыном Эль-Басаром за ханствование. И с сыном моим приключилось то же самое, и меня самого настигает смерть. Уйдет [теперь] юрт мой к чужаку. От того мои страдания», — Келин-Байалин сказала: «Сделала я кое-что вопреки вашему же указу. Если простишь ты мой проступок, я расскажу». Хан тут же поднялся, сел и спросил: «Что же ты сделала?» И от радости почувствовал себя [Ток-тага-] хан так, будто и не болел [он вовсе], когда ответила [ему Келин-Байалин]: «В то время, когда умер ваш младший брат, был от него сын. Опасаясь, что вы убьете, отправила я [его] в бега, отослала в Черкесский вилайет13. Теперь ежегодно приходят вести о его благополучии. [Исполнилось] ему в этом году четырнадцать лет. Он приехал бы, наверно, если бы приказали вы и послали [за ним] людей». За радостную весть подарил [Токтага-хан] Келин-Байалин туман14 в
две тысячи [человек]. Наутро созвал он беков, дал Кыйат Исатаю и Сиджут Алатаю сорок тысяч человек и отправил [их] за Узбек-ханом — да будет над ним милость [Аллаха].
[Однако] до того, как они вернулись, Токта-га-хан скончался. Был [некто] по имени Баджир Ток-Буга из омака15 уйгур. [А уйгур] был эль с многочисленными [и] сильными родами [и] племенами, и был он также аталыком хана. Шайтан попутал [его] — ведь был он черный человек — провозгласил себя он ханом. И взял также в жены Келин-Байалин и других жен хана. Некоторые [же так] рассказывают. Баджир был уйгур, [а] Ток-Буга — нутин16. Похоже, [что] это утверждение ошибочно, так как трудно, чтобы в одном месте из двух [разных] родов два [человека] одновременно были ханами. Вернее, что имя его было Баджир, а прозвище — Ток-Буга.
Словом, этот Баджир Ток-Буга провозгласил себя ханом, женился на женах [Токтага-]хана и подчинил себе весь народ.
В это время те уехавшие беки вместе с хазрат Узбек-ханом пришли к берегу [реки Идил?17] Получили известие, что [Токтага-]хан умер и [что] Баджир Ток-Буга провозгласил себя ханом и подчинил себе весь народ. Очень они растерялись и встревожились от этого известия и устроили совет относительно того, что можно бы им было предпринять. Когда Кыйат Исатай сказал: «И прежде он был человеком с многочисленными [и] сильными родами [и] племенами, теперь же его признал весь народ. Не выйдет у нас дело, если мы сейчас, отсюда уже, обнаружим враждебность. Давайте попробуем с помощью какой-нибудь уловки добраться до него, а там что придет нам на ум, [то и] сделаем», — все согласились с этими словами и отправили [к Баджир Ток-Буге] гонца. [Так они] говорили: «Наш господин хан посылал [нас] по своему делу. [Сейчас] мы везем сюда того человека. Этот человек также потомок многих поколений ваших повелителей. Не нужно было вам так поступать. Теперь [же] вы сами в соответствии с вашим достоинством
11 Оглан — буквально, сын. Здесь титул, обозначающий принадлежность к чингизидам (джучидам).
12 Уруг — род (ырыу).
13 Вилайет — округ.
14 Туман — тумен, боевая единица в 10 тысяч человек.
15 Омак — аймак, родовое подразделение, здесь термин «омак» означает народ, племя.
16 Нутин — по мнению В.П. Юдина, это не этноним, а искаженное написание буддийского термина тойын / тойун (буддийский монах).
17 Идил — Волга.
провозгласили себя ханом. Вам покорился и подчинился весь народ. И мы точно так [же] покорились [и] подчинились вам. Мы [и] не помышляем о непокорности. Да если и помыслили бы, то откуда у нас силы?! Этот [человек] — мальчишка. Привезем [его] и передадим вам. Как вам заблагорассудится, так, вероятно, вы и поступите». Отправили [гонца], наказав [ему передать Баджир Ток-Буге]: «Нет у нас потому желания разлучаться с нашим домом и элем».
Когда гонец их прибыл, [Баджир Ток-Буга] чрезвычайно обрадовался, встретил [его] и обласкал. И он тут же отослал его [назад] вместе со [своими] людьми. Отослал [он его], сказав: «Я поступил так потому, что опасался, как бы кто-то другой до их прибытия не поднял головы и не пожелал ханства. Допустимо ли, чтобы возжелал я стать ханом, когда есть сын моего повелителя? Пусть государь приезжают. Что ханство это, что народ — все их!» Как только слова эти достигли их, так тут же они пустились в путь. [Но] до их приезда Баджир Ток-Буга и беки его устроили совет и договорились: «Когда войдут они в двери вдовьей ставки, изольют они горе [свое в воплях]. Мы нападем после того, как они изольют горе, [вознеся вопль] «чав-чав» [лишь] дважды».
Одним словом, такой уж обычай у калмаков. Когда умирает у них государь или [какой-то] великий [человек], то приезжают они толпа за толпой каждый род их отдельно и изъявляют скорбь, вознося вопль «чав-чав» трижды. И поныне существует еще тот обычай среди них в Улуг-Таге.
В один из дней Узбек-хан и беки его ехали, когда не наступил еще рассвет. Навстречу им попался какой-то человек, [который] проехал мимо [с] устрашающим криком: «Скажи «чав» и скажи «ча». Произнес один раз и проехал. [Те] не придали значения [его словам]. Когда он вновь произнес [свои слова] вторично, Кыйат Исатай спросил: «Что за слова ты говоришь?» Тот человек ответил: «Мое имя — Сангусун. Поймешь ты остальное».
Кыйат Исатай сказал [про себя: «У него] есть что-то сказать», — поехал следом за этим человеком и сказал: «Расскажи мне. Что это за секрет?». Тот сказал: «Баджир Ток-Буга и беки его
сговорились, посоветовавшись, напасть и перебить вас после того как вы приедете, войдете в двери ставки и изъявите скорбь, дважды возопя «чaв-чaв». Если вы не ринетесь и не нападете на нж, возглася [лишь] один раз «чaв», то конец вам — сгинули все вы. Суть этой тайны моей такова, [как] сказал я тебе». Koroa передал Исатай весть эту бекам своим, решили они, что следует им начать действовать, возгласив «чaв» [лишь один раз].
Наутро двинулись они и прибыли к месту, где нажодилась ставка. Баджир ^к-Буга сидел на троне в ставке, [а] беки его и нукеры стояли на страже перед дверью. Пoдъexaли они, спешились перед дверью и, возопя единожды «чaв-чaв», вскричали «т» и ринулись на Баджир ^к-Бугу. Не успел он подняться [с трона], как подскочил [к нему] Исатай и рубанул его по шее, [да так, что] голова его отлетела на целый шаг. Длатай насадил [ее] на кинжал, поднял высоко [над собой] и когда закричал: «Вот [она] голова вашего повелителя! Не двигайтесь со свож мест!», — все оторопели [и так и] застыли [на свож мecтax]. Потом носили эту голову по куреням и возглашали: «Воцарение черныш людей с этой поры да прекратится!»
Koroa убили Баджир ^к-Бугу, подняли xa-ном xaзpaтa Узбек-xarn, и воссел он на троне. <...>
ЛИТЕРАТУРА
l. Baлuдoв A.-З. Bocтoчныe pyкoпиcи в Фepгaнc-гой дoлинe // Зaпиcки Bocтoчнoгo Oтдeлeния Импє-parapc^ra Pyc^ore Apxeoлoгичecкoгo Oбщecтвa. T. PP. Ч. P. Пг., l9lS. - C. 3O3-32O.
P. Bэлuдu TyeaH Э. Бaшкopттap тapиxы. — 0фе: Kma^ POOS. — 3O4 c.
3. Toгaн Baлuдu З. Bocпoминaния: Kmra I. — Уфa: Kma^ l994. — 4OO c.
4. Уmeмuш-xaджu. Чинг^-жмє / Фaкcимилe, пє-peвoд, тpaнcкpипция, тeкcтoлoгичecкиe пpимeчaния) иccлeдoвaниe B.^ Юдиш; Koммeнтapии и yкaзaтeли M.X. Aбyceитoвoй. — Aлмa-Aтa: Гылым, l99P. — P96 с.
5. Tuзeнгayзeн B.T. Cбopник мaтepиaлoв, oтнocя-щияся к иcтopии Зoлoтoй Opды. T. l. Извлєчєния из точинєний apaбcкиx. — CM., l884. — S6P с.
Ключевые слова: Золотая Орда, башкир, хан, чингизид, бек, уйгур, 3. Валиди Тоган, В.П. Юдин. Key words: the Golden Horde, Bashkir, khan, Chingizid, bek, Uigur, Zeki Velidi Togan, V.P. Yudin.
Shamil N. Isyangulov
UTEMISH-HADJI AND KHAN OF THE GOLDEN HORDE FROM THE BASHKIRS
The work acquaints the reader with the 16th century Central Asian historian Utemish-hadji’s treatise «Chingiz-nameh», in particular. Here the author considers the viewpoints expressed by Z. Validi and V. Yudin concerning the enigmatic character of Tokbuga, who had proclaimed himself Khan of the Golden Horde after Tokta’s demise. Some little-known pages of the history of the Golden Horde and the Bashkirs, pertaining to the reign of Uzbek-khan in 1312, are mentioned. Some extracts from the work of Utemish-hadji published in 1992 are also represented.
К сведению читателей
Вышла книга:
Вахитова А.Г. Башкирско-монгольские языковые связи (на материале лексики) / А.Г. Вахитова. — Уфа: Гилем, 2009. — 216 с.
Монографическое исследование автора представляет собой сравнительноисторическое изучение устойчивых лексических групп и выяснение исконного или заимствованного фонда в соответствующих разрядах. В исследовании установлены и применены критерии выделения монголизмов в лексике башкирского языка и, наоборот, тюркизмов в монгольском языке. Определена степень распространения общих лексических единиц в башкирских говорах, современных тюркских языках и древних письменных памятниках.
Предназначена для студентов, аспирантов и тех, кто интересуется языковыми и культурными контактами башкирского и монгольского народов, а также проблемами алтаистики.