Научная статья на тему 'ВКЛАД РУССКИХ МИССИОНЕРОВ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ'

ВКЛАД РУССКИХ МИССИОНЕРОВ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКАЯ АМЕРИКА / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азова Анастасия Михайловна

Политика просвещения являлась важным компонентом процесса закрепления российской короны на Северо-Американском континенте: повышение уровня грамотности местного населения и привлечение образованных кадров из числа автохтонного населения к работе в Русской Америке способствовали установлению дружественных отношений с коренным населением Аляски и, как следствие, закреплению власти России в регионе. Однако развитие светского и духовного образования легло на плечи русских миссионеров. В статье рассматриваются вопросы учреждения и финансирования школ, разработки учебных программ и основные типы школ и училищ в русский период истории Аляски (вторая половина XVIII в. - 1867 г.) через призму влияния русских миссионеров на систему образования Русской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF RUSSIAN MISSIONARIES OF THE AMERICAN ORTHODOX MISSION TO THE FORMATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIAN AMERICA

The policy of education was an important component of the process of consolidating the Russian hold on the North American continent: raising the level of literacy of the local population and attracting educated cadre from among the autochthonous population to work in Russian America contributed to the establishment of friendly relations with the indigenous population of Alaska and, as a result, consolidation of Russian power in region. However, the development of secular and theological education fell on the shoulders of Russian missionaries. The article examines the establishment and financing of schools, the development of curricula and the main types of schools and colleges in the Russian period of the history of Alaska (the second half of the 18th century to 1867) through the prism of the influence of Russian missionaries on the education system of Russian America.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД РУССКИХ МИССИОНЕРОВ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

А. М. Азова

Вклад русских миссионеров Американской православной миссии в формирование системы образования в Русской Америке

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_17

Аннотация: Политика просвещения являлась важным компонентом процесса закрепления российской короны на Северо-Американском континенте: повышение уровня грамотности местного населения и привлечение образованных кадров из числа автохтонного населения к работе в Русской Америке способствовали установлению дружественных отношений с коренным населением Аляски и, как следствие, закреплению власти России в регионе. Однако развитие светского и духовного образования легло на плечи русских миссионеров. В статье рассматриваются вопросы учреждения и финансирования школ, разработки учебных программ и основные типы школ и училищ в русский период истории Аляски (вторая половина XVIII в. — 1867 г.) через призму влияния русских миссионеров на систему образования Русской Америки.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Православие, образование, Русская Америка, миссионерская работа, святитель Иннокентий (Вениаминов).

Об авторе: Анастасия Михайловна Азова

Магистрант Института педагогики СПБГУ, преподаватель ГБОУ лицей №410 Пушкинского

района Санкт-Петербурга.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Ссылка на статью: Азова А. М. Вклад русских миссионеров Американской православной миссии в формирование системы образования в Русской Америке // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 17-25.

* Изображения взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

A. M. Azova

The Contribution of Russian Missionaries

of the American Orthodox Mission to the Formation of the Education System in Russian America

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_17

Abstract: The policy of education was an important component of the process of consolidating the Russian hold on the North American continent: raising the level of literacy of the local population and attracting educated cadre from among the autochthonous population to work in Russian America contributed to the establishment of friendly relations with the indigenous population of Alaska and, as a result, consolidation of Russian power in region. However, the development of secular and theological education fell on the shoulders of Russian missionaries. The article examines the establishment and financing of schools, the development of curricula and the main types of schools and colleges in the Russian period of the history of Alaska (the second half of the 18th century to 1867) through the prism of the influence of Russian missionaries on the education system of Russian America.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, education, Russian America, missionary work, St. Innocent (Veniaminov).

About the author: Anastasia Mikhailovna Azova

Master's Student at the Institute of Pedagogy, St. Petersburg State University, Teacher at the Lyceum

No. 410 of the Pushkin District of St. Petersburg.

E-mail: karambolaka@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8562-7958

Article link: Azova A. M. The Contribution of Russian Missionaries of the American Orthodox Mission to the Formation of the Education System in Russian America. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 17-25.

* Images are taken from open sources. 18

Историко-культурное наследие Русской Америки активно выявляется современными исследователями в разных формах. Но одно объединяет и изменение семейного уклада автохтон, и сохранение православной веры, русских имен и русских заимствований в языках коренных народов Аляски — всё это наследие было сформировано и сохранилось сквозь столетие американизации благодаря деятельности Русской Православной Церкви. В сферу деятельности православного духовенства в Русской Америке входили не только миссионерская деятельность среди автохтонного населения и поддержание нравственного облика русских переселенцев и промышленников, но и просвещение жителей Аляски.

Политика просвещения являлась важным компонентом процесса закрепления российской короны на Северо-Американском континенте: учреждение школ и училищ, где автохтоны изучали грамоту и обучались разным ремеслам для работы в Русской Америке, способствовало установлению дружественных отношений с коренным населением Аляски и, как следствие, содействовало продвижению и закреплению власти России в регионе.

Однако за неимением учителей в Русской Америке развитие и светского, и духовного образования легло на плечи русских миссионеров.

Школьное дело зародилось на северо-западе Северо-Американского континента до прибытия в регион первых миссионеров — первыми учителями автохтонного населения стали российские промышленники. Г. И. Шелихов, соучредитель торгово-промышленной Северо-Восточной Американской компании, основал школу на острове Кадьяк в 1784-1786гг. В школе изначально обучались только мальчики-автохтоны и изучали основные науки: русскую словесность, арифметику, Закон Божий. После развития основных навыков в школе мальчиков отправляли в качестве аманатов в Иркутск для продолжения обучения в русскоязычной среде, а по возвращении на Алеутские острова они делились обретенными знаниями с соплеменниками. Девочек учили ведению домашнего хозяйства и рукоделию вне стен школы.

С прибытием в российские заокеанские владения 24 сентября 1794 г. Первой духовной (Кадьякской) миссии во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) школьное дело стало частью миссионерского служения в Русской Америке.

Однако по приезде на остров Кадьяк миссионеры столкнулись с сопротивлением А. А. Баранова и сотрудников Северо-Восточной Американской компании. В частности, Баранов и сотрудники компании оказали яростное сопротивление образовательной деятельности миссионеров: компания настаивала на обучении только аманатов.

Американский исследователь М. Олекса на основании писем архимандрита Иоаса-фа отметил, что архимандрит «был категорически против отправки детей для обучения в Россию»1. Но не стоит думать, что архимандрита Иоасафа не заботил уровень образования автохтонного населения. Система изъятия аманатов для их обучения в России, несмотря на очевидные плюсы — в частности, обучение в русскоязычной среде эффективнее, — на практике завершалась чаще всего гибелью учащихся-автохтонов из-за резкого изменения природно-климатических условий, системы питания и отсутствия иммунитета ко многим болезням2. Можем предположить, что архимандрит Иоасаф настаивал на обучении автохтонного населения в естественных условиях для сохранения их жизни. Архимандрит, выступая в Синоде, отмечал необходимость учреждения на Кадьяке учебной школы с установленной учебной программой и учителями, однако, получив одобрение Синода, план не успел реализовать.

После гибели епископа Иоасафа деятельность миссионеров пошла на спад: например, школа на Кадьяке пребывала в упадке3. А с 1802 г., когда ведение школы

1 Alaskan Missionary Spirituality / edited by Michael Oleksa. NY., 1987. P. 11.

2 Наследов В.Г. Система образования в Русской Америке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2015. № 1-2 (21). С. 17.

3 Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры о. Гедеона // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). СПб., 1900. С. 278.

временно перешло в руки РАК, успехи школы «были ничтожны, ибо они [дети] нисколько не начав говорить по-русски, а учителя их <...> не разумея по-островитянски, не могли сообщать взаимных понятий»4.

Положение школьного дела изменилось с прибытием в Русскую Америку в 1805 г. первой кругосветной экспедиции. Синод, получавший свидетельства о притеснении аборигенов и миссионеров администрацией РАК, направил в составе этой экспедиции иеромонаха Александро-Невской лавры Гедеона (Федотова) с двумя задачами: изучить положение местного населения и миссионеров и возобновить миссионерскую работу. А со стороны российского правительства на Аляску был направлен Н. П. Резанов для изучения положения дел в компании, миссии и колониях в целом.

Совместными усилиями иеромонаха Гедеона как представителя Американского православной миссии и Резанова как представителя российского монарха в Русской Америке на острове Кадьяк в 1805 г. школа была преобразована в двухклассное училище. По учебной программе в первом классе изучали письмо, чтение, краткий Катехизис и правила обучения в училище. Со второго класса предполагалось изучение русской грамматики, арифметики, географии, истории Церкви и истории России. Кроме того, учащиеся изучали основы ведения хозяйства: огородничество, собирательство, рыболовство, сапожное и башмачное искусство — предметы, которыми ученики занимались вместо отдыха5.

Согласно письму иеромонаха Гедеона в Синод, в первый год в училище обучалось 50 учеников: 30 учащихся в первом классе и 20 учащихся во втором классе. Учеников для второго класса отбирали на основании освоенной ими ранее грамоте, и во втором классе давали более глубокие знания, как советовал Резанов: «Ежели юношество там обучено уже грамоте, дайте им истинное понятие о законе Божием и Естественном, займитесь между тем показанием им правил Правописания, Арифметики, и положите первоначальные основания прочим наукам»6. Первый выпуск училища успешно сдал публичный экзамен, а отличившиеся «за прилежание, успехи в науках и благомерное поведение» были награждены7.

Кроме иеромонаха Германа, учителем в Кадьякском училище был назначен также иеродиакон Нектарий (Попов), самостоятельно выучивший русскую грамматику и научившийся столярному мастерству во время миссионерского служения на Кадьяке.

Российский исследователь В. Г. Наследов отмечает, что иеромонах Нектарий учил автохтонное население еще в Кадьякской школе при архимандрите Иоаса-фе — т.е. до 1799 г.8 Однако в письме иеромонах Гедеон от 1 июня 1805 г. сообщал, что самостоятельно подготовил Нектария как учителя для училища во время своего пребывания в колониях — т.е. в 1805-1808гг.: в свободное время от миссионерского служения «приуготовил учителем для Кадьякского училища иеродиакона Нектария, который имел великую охоту и способность к наукам, особенно к Механике. <...> Я ему показал первоначальные основания прочих наук: Арифметики, Истории и Географии.»9.

Впоследствии к миссионерам — отцам Нектарию (Попову), Гедеону (Федотову), Герману (мирское имя неизвестно) и Иоасафу (Евсееву) присоединились первые выпускники училища: с 1807 г. в училище преподавали автохтоны Парамон Чумовиц-кий, Иван Кадьякский, Христофор Прянишников, Алексей Котельников10.

4 Наследов В.Г. Система образования в Русской Америке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2015. № 1-2 (21). С. 16.

5 Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. С. 241-242.

6 Там же. С. 254.

7 Там же. С. 262.

8 Наследов В.Г. Система образования в Русской Америке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2015. № 1-2 (21). С. 16.

9 Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. С. 241.

10 Там же. С. 280-288.

Кадьякские миссионеры успешно развивали школьное дело в Русской Америке: в 1807 г. в училище обучалось более 100 мальчиков и девочек11. Ареал получавших школьное образование автохтонного населения расширялся — так, с 1806 г. в училище обучались не только алеуты и эскимосы, но и индейцы-тлинкиты, которых направляла компания с юго-восточной части Аляски12.

С 1807 г. миссию возглавил инок Герман, на его же попечение перешло училище. Но РАК продолжала препятствовать развитию школьного образования: компания не желала финансировать проекты миссионеров и, как следствие, численность обучающихся сокращалась. Стоит заметить, что проекты миссионеров не были такими уж крупнозатратными, РАК не понесла бы колоссальных убытков, — миссионеры даже не просили компанию прислать учителей и сами обучали коренное население богословию. В конечном итоге, в 1811г. администрация РАК принимала в училище только детей русских промышленников и креолов, а детей-автохтон в училище более не принимали. При этом преподавателями в школе были лучшие ученики миссионеров из числа местных жителей. А в 1825 г. Кадьякское училище было переведено в столицу российских заокеанских владений — в Новоархангельск.

Стоит заметить, что конфликтные ситуации между миссионерами и Барановым сменялись активным взаимодействием сторон. В частности, в 1807 г. Баранов лично поблагодарил отца Германа за эффективность учебной деятельности Кадьякского училища и подготовку образованных кадров для Русской Америки и выделил из личных средств 500 рублей на нужды училища и еще 200 рублей школьникам, преуспевшим в науках и готовым делиться знаниями и навыками с соплеменниками13. В качестве другого яркого примера смягчения накала противоречий между администрацией РАК и участниками Духовной миссии можно назвать поручение от Баранова лично иноку Герману в 1809 г. воспитания своих детей — сына Антипатра и дочери Ирины в Кадьякском училище.

Развитие образования в Русской Америки связано с расцветом Американской православной миссии на Северо-Американском континенте в 1820-1850-х гг., когда в Русской Америке служил святитель Иннокентий (Вениаминов).

Отец Иоанн через год после прибытия на пастырское служение на остров Уналаш-ка, в 1825 г., основал школу, где обучались 22 мальчика, «большею частию сирот креол и алеут»14. Отец Иоанн и его брат Степан Вениаминов сами обучали туземцев письму, чтению, техническим наукам и знакомили с Катехизисом.

Главный правитель РАК П. Е. Чистяков также помог отцу Иоанну и его супруге Е. И. Вениаминовой организовать на Уналашке приют для девочек-сирот, по подобию созданного преподобным Германом на острове Еловом, и постановил выплачивать

11 Alaskan Missionary Spirituality. / edited by Michael Oleksa. P. 12.

12 Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры... С. 279.

13 Там же. С. 269-270.

14 Донесение М. И. Муравьева в Главное правление РАК о закладке церкви на Уналашке, открытии там училища для мальчиков, должности смотрителя и учителя в котором исполняет священник И. Е. Вениаминов. № 328. 22 сентября 1825 г. // Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. М., 2005. С. 198.

А. А. Баранов

жалование «супруге священника Вениами-нова по примеру такого же заведения на Кадьяке по 200 рублей в год»15.

На заседаниях Синода в феврале 1840 г. было принято постановление об учреждении духовного училища в Новоархангель-ске. Таким образом, идея российского правительства и Русской Православной Церкви о подготовке священников из числа коренных жителей для Американской миссии была претворена в жизнь.

С 1840 г., когда была учреждена СевероАмериканская Православная епархия, в Русской Америке наступил этап расцвета миссионерского служения: были созданы новые миссии, успешно распространявшие Слово Христово вглубь континента, были учреждены приходские школы и подготовлены священники-миссионеры из числа местных жителей.

Дело святителя Иннокентия на Уналаш-ке продолжил священник Григорий Головин: в школе для мальчиков на Уналашке отец Григорий преподавал Закон Божий, письмо и чтение16.

На Кадьяке, вместо переведенного в Новоархангельск училища, в 1842 г. силами священника Петра Литвинцева и начальника конторы И. С. Костромитинова была построена приходская школа, в которой сначала «обучалось 13 детей, а к 1850 г. число учеников возросло до 25»17.

На острове Атка священник-креол Иаков Нецветов открыл приходскую школу, которую посещали дети со всех ближайших островов. Также усилиями отца Иакова и местных жителей было построено отдельное здание для школы, дом для проживания обучающихся.

В Новоалександровском редуте, в центре расселения автохтон в Нушагаке, в 1842 г. священник Илия Петелин организовал приходскую школу для мальчиков, которую могли посещать также взрослые жители региона.

На полуострове Кенай в Николаевском редуте также была устроена приходская школа, в которой силами иеромонаха Николая (Милитова) автохтоны изучали грамоту, церковное пение и Закон Божий. Эта школа получила название «Игуменская» по содержанию образования, а выпускники школы продолжали дело настоятеля. Так, выпускник школы Василий Орлов служил в Нушагакской миссии диаконом18.

В Квихпакской миссии, самой обширной в территориальном отношении миссии, из-за отсутствия финансирования и необходимого количества миссионеров и помощников школы не было.

15 Предложение П. Е. Чистякова Уналашкинской конторе в связи с учреждением там дома для призрения и воспитания бедных девушек-сирот и участии в этом священника И. Е. Вени-аминова и его жены. № 207. 4 июня 1830 г. // Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. С. 240.

16 Письмо И. А. Купреянова уналашкинскому священнику Г. Н. Головину выражением благодарности за заботу о местной школе. № 142. 23 апреля 1840 года. // Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. С. 387.

17 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. С. 179.

18 Alaskan Missionary Spirituality / edited by Michael Oleksa. P. 383.

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

После 1799 г. финансирование просветительских проектов миссионеров, в том числе школьного дела, ложилось на плечи РАК и Синода.

В 1818-1867-х гг. РАК в целом отличалась четкой линией поддержки уровня образованности служащих компании, креолов и автохтонного населения. В частности, компания брала на свой счет содержание училищ и школ, восполняя все нужды.

Показательным примером заботы Главного правления о просвещении является помощь П. Е. Чистякова Уналашкинской школе. Уналашкинская церковь, изначально существовавшая на средства от Синода и из частных пожертвований (в том числе от Главного правления РАК), в 1820-х гг. претерпевала финансовые трудности. Тогда П. Е. Чистяков, главный правитель компании, предложил поставить школу на содержание РАК, «дабы не разрушить столь полезное заведение и по бедности здешних жителей необходимое»19. Чистяков также составил смету учебных пособий и расходов на каждого учащегося: «Для одежды и обуви на одного мальчика в год 27 рублей 30 копеек <...> Кормовыми колониальными припасами ученики будут от Компании довольствоваться по-прежнему»20.

Компания предлагала свою помощь также в случае, если желаемое обучение на Аляске не могло быть реализовано, но такая квалификация была необходимой для РАК, и брала на себя расходы за содержание и обучение в Петербурге детей служащих компании21.

Получив образование, креолы и автохтоны заключали контракт на работу в РАК сроком на 10 лет. Главное правление РАК признавало, что учреждение учебных заведений в колониях есть полезное дело, поскольку «дети лиц, состоящих там (в Русской Америке. — А.А.) на службе могли получить достойное образование как для занятия должностей по ведомству компании, так и для дальнейшего их существования по выезде в Россию»22. Поскольку специалистов, желающих отправиться на службу на Аляску, в России не находилось, компания самостоятельно воспитывала квалифицированные кадры.

Изменение курса политики РАК в отношении миссии связано с изменением состава Главного правления: с 1818 г. российской колонией управляли морские офицеры с отличным образованием и твердой верой, которых лично утверждал российский император. Правители российской заокеанской колонии уделяли внимание не только торгово-промысловой работе, но и положению коренного населения и креолов, а также уровню их просвещения. Закрепление российской короны на местах было возможно через формирование положительного образа Российской империи и русского человека в среде автохтонов, поэтому интересы автохтонного населения стояли на первом месте для РАК.

Синод также оказывал материальную поддержку образовательным проектам Американской православной миссии. Например, на заседаниях Святейшего Синода в январе-феврале 1840 г., согласно предложениям митрополита Московского Филарета (Дроздова), была составлена новая смета расходов на содержание православных приходов в Русской Америке, которая включала также сумму, необходимую для направления в российскую колонию и содержания при школах учителей23. Синод также

19 Письмо П. Е. Чистякова священнику Вознесенской церкви на Уналашке П. Е. Вениаминову о содержании школы для мальчиков за счет Компании и составлении сметы расходования средств на одного ученика в год и на учебные пособия. № 204. 2 июля 1826 г. // Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. С. 201.

20 Там же.

21 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Чистякову П. Е. о намерении служащего Компании Бензема-на отправить своего сына в Петербург на обучение. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 6. Л. 315.

22 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Фуругельму И. В. об организации в колониях общеобразовательного училища. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 22. Л. 509.

23 Смета издержек на содержание Церкви в Российской Америке, составленная вновь по замечаниям преосв. Митрополита Московского. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 73-74 об.

финансировал миссионерские проекты епископа Алеутского Иннокентия: так, Кенай-ская миссия получала из фонда Хозяйственного Управления при Синоде ежегодное содержание в 881 рублей 42 1/3 копейки серебром24.

Практические шаги построения системы образования в Русской Америке дополнялись теоретическим фундаментом, создаваемым миссионерами. Особый вклад в развитие отечественной педагогики XIX в. внес святитель Иннокентий (Вениаминов).

Педагогические взгляды владыки Иннокентия были нацелены на осуществление христианского воспитания в совокупности с общим школьным образованием — по мнению святителя, сочетание школьного образования и духовного воспитания необходимо для формирования нравственных установок в представителях подрастающего поколения25.

Согласно педагогической мысли святителя Иннокентия выстраивалась духовно-просветительская работа в Русской Америке: в школах и училищах учили и наукам, и Закону Божьему, воспитывали патриотические чувства и уважение к культурному многообразию государства26. Миссионерами-учителями были «твердые ревнитель-ные люди, деятели искусные, самоотверженные»27, добросердечные и образованные, личным примером наставлявшие учеников и проводившие просветительскую деятельность на языках коренных жителей.

Результаты трудов миссионеров на поприще развития образования выражались в подготовке из числа автохтонного населения квалифицированных кадров, которых РАК, заинтересованная в специалистах из числа коренных жителей, принимала на службу. Главный правитель Русской Америки Ф. П. Врангель отмечал, что «в колониях из служащих-креолов некоторые бухгалтеры и содержатели магазинов — ученики того времени (ученики Кадьякского училища, просуществовавшего до 1825 г. — А. А.)»28. Ученики из числа автохтонов и креолов также становились и миссионерами, и учителями, продолжая дело своих наставников.

Трудами русских миссионеров количество образованных жителей на Аляске росло. Так, за 10-летнее служение отца Иакова Нецветова на Атке четверть населения развила грамотность: «В Атхинском приходе из 714 душ алеутов и креолов умеющих читать 190»29.

Миссионеры Американской православной миссии внесли весомый вклад в формирование крепкой системы образования в Русской Америке. Показательно, что труды миссионеров сохранились и после 1867 г.: на Аляске на рубеже Х1Х-ХХ вв. действовала сеть русских православных школ, обучение в которых строилось по заветам святителя Иннокентия, т. е. проводилась линия религиозно-нравственного просвещения американского населения в духе православия.

Таким образом, Американская православная миссия способствовала развитию грамотности местного населения, формированию системы образования на Аляске и, в конечном итоге, внесла вклад в формирование русского наследия, которое сохранилось сквозь век американизации до наших дней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Розенбергу Н. Я. об отпуске средств на содержание Кенай-ской духовной миссии. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 19. Л. 513.

25 Иннокентий (Вениаминов), митр. Записка о детском воспитании // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Innokentij_Moskovskij/zapiska-o-detskom-vospitanii/ (дата обращения: 10.05.2021).

26 Московский сборник. М., 1896. С. 70.

27 Школьное дело русской православной церкви в Аляске // Американский Православный Вестник. 1900. № 20. С. 402.

28 Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова / Сост., введ. и коммент. Ляпуновой Р. Г. и Федоровой С. Г. Л., 1979. С. 246.

29 Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. С. 195.

Источники и литература

Источники

1. Из рукописи соборного иеромонаха Александро-Невской лавры о. Гедеона // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). СПб., 1900. С. 195-289.

2. Иннокентий (Вениаминов). Записка о детском воспитании. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Innokentij_Moskovskij/zapiska-o-detskom-vospitami/ (дата обращения: 10.05.2021).

3. Московский сборник. М., 1896. 314 с.

4. Смета издержек на содержание Церкви в Российской Америке, составленная вновь по замечаниям преосв. Митрополита Московского. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 73-74 об.

5. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Чистякову П. Е. о намерении служащего Компании Бенземана отправить своего сына в Петербург на обучение. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 6. Л. 315.

6. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Розенбергу Н. Я. об отпуске средств на содержание Кенайской духовной миссии. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 19. Л. 513-514.

7. Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1815-1841: сборник документов / [Рос. АН, Отд-ние историко-филологических наук, Федер. архив. агентство, Рос. гос. архив ВМФ; Сост.: Т. С. Федорова, Л. И. Спиридонова; Редкол.: Н. Н. Бол-ховитинов (отв. ред.) и др.]. М., 2005. 456 с.

8. Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова / Составление, введение и комментарий Ляпуновой Р. Г. и Федоровой С. Г. Л., 1979. 280 с.

9. Письмо Главного правления Российско-Американской компании Главному правителю Российско-Американских колоний Фуругельму И. В. об организации в колониях общеобразовательного училища. РГА ВМФ. Ф. 1375. Оп. 1. Д. 22. Л. 509-517.

Литература

10. Климент (Качалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. 605 с.

11. Наследов В.Г. Система образования в Русской Америке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета. 2015. № 1-2 (21). С. 16-18.

12. Школьное дело русской православной церкви в Аляске // Американский Православный Вестник. 1900. № 20. С. 398-409.

13. Alaskan Missionary Spirituality / edited by Michael Oleksa. NY., 1987. 406 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.