Научная статья на тему 'История русской Православной церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX В. )'

История русской Православной церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович, Галаган Вячеслав

В статье рассматривается организация и специфика миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Северной Америке в конце XVIII второй половине XX века, проанализированы основные направления миссионерского дела; определена роль и место миссионерских организаций и отдельных миссионеров; выявлены результаты миссионерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История русской Православной церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX В. )»



УДК 271.22+94(7)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (КОНЕЦ XVIII - ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В.)

Данилов Вячеслав Леонидович, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Омской Духовной Семинарии;

Иерей Вячеслав Галаган, выпускник Омской Духовной Семинарии

Аннотация. В статье рассматривается организация и специфика миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Северной Америке в конце XVIII - второй половине XX века, проанализированы основные направления миссионерского дела; определена роль и место миссионерских организаций и отдельных миссионеров; выявлены результаты миссионерской деятельности.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, миссионерская деятельность, Северная Америка.

THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN NORTH AMERICA (THE END OF THE 18TH - THE SECOND PART OF THE 20TH C.)

Summary: The article discusses the organization and the peculiarities of missionary activities of the Russian Orthodox Church in North America in the end of the 18th - the second half of the 20th century. The main strands of the missionary activity are described, the role and place of certain missionary organizations and particular missionaries is defined. The results of this missionary activity are determined. Key words: the history of the Russian Orthodox Church, missionary activity, North America

иссионерская деятельность была одной из сторон политики, которую осуществляла Русская Православная Церковь (РПЦ) среди неправославного [населения страны и за ее пределами. Христианизация не русских народов -сложная и противоречивая проблема, поскольку миссионерская деятельность затрагивала важнейшие стороны жизни этноса, такие как мировоззрение, традиции, обычаи. Надо также учитывать тот факт, что миссионерская деятельность РПЦ в России и за границей поддерживалась государством. Таким образом, это не только история миссий РПЦ, но и история Российской империи. Здесь гражданская история тесно переплетается с церковной историей. РПЦ за рубежом имеет свою собственную историю. Наиболее интересной, с исследовательской точки зрения, является история РПЦ в Северной Америке.

Рассмотрим организацию и специфику миссионерской деятельности РПЦ в Северной Америке в конце XVIII - второй половине XX века, в частности необходимо проанализировать основные направления миссионерского дела; выяснить роль и место миссионерских организаций и отдельных миссионеров; определить результаты миссионерской деятельности.

Начало распространения православия в Северной Америке органически совпадает с процессом открытия и колонизации Алеутских островов и северо-западного

№ 1, 2016 (1)

В.Л. Данилов, Иерей Вячеслав Галаган «История Русской Православной Церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX в.)»

побережья Американского континента русскими мореплавателями и промышленниками. По мере того, как у берегов Америки начали возникать русские поселения, появляются сведения о церковных службах, проводившихся совместно с принявшими православие местными жителями. Хотя богослужение проводилось не в храме, а в обычном жилом помещении, очевидно, что русские уже в то время познакомили островитян с началами христианской веры. Промышленники были вынуждены сами крестить аборигенов, хотя и находя в этом свою выгоду: «Крещенные ими алеуты, уважая их как отцов, служили им исключительно и усердно, и никто другой из русских не мог переманить их к себе».1

Православное население Америки в октябре 1994 года торжественно отметило 200-летие пребывания РПЦ на этом континенте. 24 сентября (5 октября) 1794 г. в гавань Св. Петра и Павла на острове Кадьяк прибыла первая и единственная в истории Русской Америки официальная Православная духовная миссия, главной задачей которой было приобщение к христианской вере местного населения Аляски.

Православие распространялось, особенно на начальной стадии общения русских с алеутами, самотеком, усердием русских мореходов и промышленников. Несколько позже распространение православия началось и через крещеных алеутов, побывавших в Сибири и даже в таких крупных городах, как Москва и Петербург.

Идея создания церкви на Аляске, то есть постройки храма и назначения туда священника, принадлежала покорителю острова Кадьяк и восходит корнями к 17861788 гг. В начале 1793 г. официальное прошение компаньонов Голикова и Шелихо-ва было в руках Гавриила, митрополита С.-Петербургского, первенствующего члена Священного Синода2, который и представил его на рассмотрение обер-прокурору Синода в апреле 1793 г. В этом прошении упор был сделан на необходимость быстрого распространения православия среди аборигенов. Представляя прошение Голикова и Шелихова, митрополит Гавриил добавил, что они также «просят дозволения устроить церкови и одну походную для чего отпустить с избранным иеромонахом антиминсом... Устроение церквей и снабжение их ризницей также и содержание клира берут на себя»3.

Дело было направлено на рассмотрение императрицы Екатерины II, и уже 13 мая последовал ее указ с принципиальным разрешением создать церковь на Аляске и с указанием, чтобы решение было проведено в жизнь митрополитом Гавриилом. Со своей стороны, Гавриил обратился к настоятелю Валаамского монастыря старцу Назарию с просьбой назначить для этих целей четырех иеромонахов, двух диаконов и двух послушников из братии монастыря4. Принимая во внимание огромную территорию Аляски и количество населения, среди которого должна была вести свою работу миссия, Гавриил решил назначить на Аляску еще двух иеродиаконов: «Я их избрал из пустынных монастырей, и они по привычке к уединенной жизни ничего не требуют». Гавриил искал иноков, которые бы шли на подвиг без робости и коле-

1Цит. по: Ляпунова Р.Г. Алеуты. - Л., 1987. С. 93.

2Галкин А.К. Правящие архиереи Санкт-Петербургской - Петроградской - Ленинградской епархии // Христианское чтение. - СПб, 1991, № 2. С. 59.

3Цит. по: История Русской Америки (1732-1867): В 3 тт.: Т. 1. Основание Русской Америки (1732-1799) / Отв. ред. акад. Н. Н. Болховитинов. — М.: Международные отношения, 1997. С. 260.

4Тальберг Н. История Русской Церкви. - Псков, 1994. Ч. 2. С. 647.

бания. Вскоре монахи, избранные для миссии, оставили свои обители, Валаамский и Коневский монастыри, и прибыли в Петербург.

Главой миссии был назначен Иоасаф (Иван Болотов), сын сельского священника, подвизавшийся на Валааме с 1782 г. и принявший монашеский сан в 1786 г. Как глава миссии Иоасаф был возведен в сан архимандрита. Гавриил предлагал, чтобы ему разрешили выдать Иоасафу на путевые расходы 400 рублей, «...а прочим пятерым по двести из палестинской суммы», но императрица приказала выдать Иоасафу 500, а остальным священнослужителям по 250 рублей. Таким образом, миссия получила из «палестинских сумм» 1750 рублей на дорогу и иные нужды.5

Помимо этого, по личному распоряжению императрицы Иоасафу была выдана инструкция по образцу инструкции 1769 г. для Тобольской епархии. Инструкция, содержащая введение и 19 пунктов, была составлена Синодом, и будущие аляскинские миссионеры были приведены к присяге «...проповедникам отправляемых для обращения иноверных к христианской вере». Митрополит Гавриил дал еще раз от себя Иоасафу личное наставление, в нем содержалось 24 пункта. Большая часть «Наставления», так же как и инструкция, посвящена методике представления православного вероучения местным жителям и тому, что нужно иметь большое снисхождение к новообращенным: достаточно, если они понимают, что Бог один и человеколюбив. Совершенно особо по своей значимости стоит пункт 24: Иоасаф имел «духовное правление» над всеми сынами церкви, включая вновь присоединенных к православию, мог «...по духовным делам чинить разбирательства, обиди-мых защищать». Протоколы или отчеты разбирательств должны были записывать под специальной печатью в особую книгу, и детальный рапорт «неупустительно» направлять прямо в Синод.6

Митрополит Гавриил принимал самое деятельное участие в подготовке миссии к отправке. Богатая ризница была выдана им из фондов, собранных для греческих церквей, перед отправлением миссии из Петербурга 25 декабря 1793 г. Богослужебные книги, молитвенники, поучения и творения Святых отцов, например, Дмитрия Ростовского (более 45 томов), по распоряжению Синода были заказаны в синодальной типографии в Москве. Иоасаф лично принял эту церковную библиотеку 18 января 1794 г., когда миссия была уже в пути.

Окончательный состав миссии, выехавшей из Москвы 22 января 1794 г., был таков: архимандрит Иоасаф; иеромонахи: Афанасий (в миру Антоний Михайлов), 1758 г.р., постригся в монахи в 1788 г.; Ювеналий (Яков Говорухин), 1761 г.р., офицер артиллерии, принял постриг в 1791 г.; Макарий (Матвей Александров), крестьянский сын, родился в 1750 г., иеродиакон Нектарий (Федор Панов), 1762 г.р., сын купеческий, монах Герман (год рождения точно не установлен - 1757 или 1759, постригся в монахи в 16 лет)7. В Иркутске были в марте 1794 г., где к миссии присоединился Михаил Говорухин, принявший постриг с именем Стефан и посвященный в иеродиакона. Послушником ехал с миссией Козьма Алексеев, постриженный в монахи уже на Кадьяке (под именем Иоасаф). В качестве переводчика следовал с миссией Осип Прянишников, «знавший три языка туземных или наречия: кенайское, киптакское, аляскинское».

5Цит. по: Смолич И.К. История русской церкви. - М., 1997. Ч. 2. С. 461.

'История Русской Америки... - М., 1997. Т. 1. С. 263.

Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М., 2007. С. 117.

2016 (1)

По дороге из Иркутска в Охотск, через Якутск, миссионеры приобщали к православной вере местное население. Иоасаф в своем письме отмечает, что путь прошел благополучно и «...дорогою, начиная с Якутска, усердно желающих якутов всюду крестили: где река пришла, тут и останавливаемся крестить. Хотя там и есть проповедники, но дорого за крещение берут...».8 Отправку судов из Охотска миссионеры ждали с нетерпением, и 13 августа 1794 г. она состоялась.

Показательно, что когда на пути в Павловскую гавань миссия посетила остров Уналашка, то обнаружилось, что местные жители были «...давно уже готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут». Миссионеры, пользуясь такой возможностью, тут же окрестили «более ста человек.». Сами местные жители, не удовлетворившись кратким пребыванием миссии, просили архимандрита Иоасафа оставить на острове одного из иеромонахов.9

Плавание прошло благополучно, по прибытии на Кадьяк 24 сентября 1794 г. все члены миссии усердно принялись за работу. «За Ваши святые молитвы мне Бог создавал братство доброе и любовное», - писал Иоасаф некоторое время спустя Назарию, -«Отец Макарий сверх моего чаяния по здешнему месту весьма способен. Я думал, что и не доедет, а он половину острова объехал, крестил и венчал... Афанасий тут учится службе, а больше за огородами ходит да землю роет. Отец Нектарий также добрый иеродиакон. Ювеналий довольно рачителен, а брат его, произведенный в Иркутске в иеродиаконы, отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского Братства выбрать, так и днем с огнем наищешся столько способного к здешнему месту».10

Афанасий, Герман, Стефан и послушник Иоасаф трудились на разных работах в гавани: пекли хлеб, ловили рыбу, опекали жителей. Помимо этих занятий, предполагалось привлекать Ювеналия и Стефана для консультации при планирование крепостей, «яко людей служивших в горных заводах.».11 Началась постройка церкви, которая была заложена 21 ноября 1794 г. Почти немедленно Иоасаф отправил иеромонахов Ювеналия и Макария объехать весь остров и посетить селения местных жителей. Иеромонахи поехали с толмачами проповедовать веру Христову, один по северному, а другой по южному берегу Кадьяка, и в два месяца окрестили всех жителей острова.12 Тем же транспортом, на котором Иоасаф посылал свою корреспонденцию в Россию, Макарий отправился на Лисьи острова, где должен был обосноваться в селении в Уналашкинской гавани. В 1795 г. иеромонах Ювеналий отправился из Кадьяка в Нучен, где, окрестив более 700 душ, перешел в Кенайский залив и окрестил всех тамошних жителей.13 Позже он объехал Кенайский залив, перешел к верховью реки Кускоквим и по ее течению вышел на побережье Берингова моря. Но вскоре Ювеналий был убит, в 1796 г. недалеко от поселка Квингагах, во время проповеднических трудов, туземцами и стал первым православным мучеником на американской земле.

8Цит. по: Болховитинов Н.Н. У истоков православия в Северной Америке (сер. 18 в. - 1794 г.) // Американский ежегодник. - М., 1994. С. 127.

"История русской Америки. - М., 1997. Т. 1. С. 267.

10Там же. С. 263.

"Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII в. - М., 1948. С. 340. 12Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М., 1996. С. 362. 13Тальберг Н. Указ. соч. С. 647.

история, искусство, философия

В.Л. данилов, Иерей Вячеслав Галаган «История Русской Православной Церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX в.)»

№ 1, 2016 (1)

В течение года были крещены 6740 человек и осуществлено 1573 бракосочетания. «То креститься приходят, то венчаться, кто поучаться закону, и никого оскорбить отказом не хочется, притом же и русские нужды имеют: поговорить и исповедаться...».14

Отношения же миссии с Барановым не сложились изначально, продолжая оставаться напряженными. В письмах Шелихову архимандрит прямо говорит, что Баранов не оказывает поддержки в таком масштабе, как Иоасаф ожидал (по обещаниям Шелихова). «С приезда моего в гавань ничего почти не усматриваю, чтоб было учинено в сходственность Ваших добрых намерений», «получил от Баранова только одни церковные (книги), да и тех малую часть - не более двадцати.».15

Проблемы во взаимоотношениях миссионеров с промышленниками прослеживаются и в письме Германа от 22 мая 1795 г. к Назарию: «.С купцами очень неудобно приводить здешний народ, потому что они только стараются о богатстве и весьма обижают бедных американцев. Вас же, государь батюшка, прошу: пожалуйста, сколько-нибудь своими советами тому моему донесению помозите в пользу здешнего бедного народа.».16 Иоасаф сообщал, что промышленники стараются не допускать американских жителей к крещению: «А причиною тому та, что жизнь их развратна... девок, держат все публично. Да еще и не по одной, что служит к великой обиде американцев». Ходили слухи, будто Баранов говорил, что архимандрита нужно было «на тот свет отправить, а прочих как мух передавим». «Он довольно уж на тот свет отправил людей, - добавлял Иоасаф. - Так не дрогнет рука и на меня. Нынешнею Пасхою одного каюра с барабанным боем загонял китовыми усами сквозь строй до смерти». Иоасаф советовал Шелихову сменить Баранова и прислать более гуманного и порядочного человека. Несколько раз он упоминал, что иначе ему придется рапортовать по начальству, то есть митрополиту Гавриилу и в Синод. Между тем 25 июня 1796 г. в Охотск отправился Макарий вместе с тремя алеутами. Они ехали жаловаться о бесчинствах промышленников по отношению к миссии и о притеснениях местного на-селения.17

Примерно в это же время на рассмотрение Екатерине II было представлено предложение о возведении Иоасафа в епископский сан. В июле 1796 г. императрица личным указом «нашему Синоду» распорядилась, чтобы викарный епископ именовался «Епископ Кадьякский и прочих прилежащих к тому в Америке островов», но сочла недопустимым, чтобы епископ и его штат были на иждивении частных лиц. Екатерина II назначила на содержание епископского дома и прочего «из казны нашей по четыре тысячи тридцать рублей и 80 рублей и по осмнадцати копеек».18 Иркутскому архиепископу и губернатору были посланы инструкции о необходимости найти священников для нового викариатства и приготовиться к совершению хиротонии.

В июле 1797 г. вместе со своими спутниками алеутами в Охотск прибыл иеромонах Макарий и подал жалобу коменданту князю М.И. Миницкому. Он спешил в Иркутск, но, опасаясь репрессий, отправил из Якутска прямо в Синод подробное об-

14Цит. по: История русской Америки. - М., 1997. Т. 1. С. 266.

15Цит. по: Ситников Л.А. Книга в РА в конце XVIII - начале XIX века // Книга в России XVII - начале XIX в. - Л., 1989. С. 109.

16Цит. по: Чекуров М.В. Загадочные экспедиции. - М., 1984. С. 152.

17История русской Америки. - М., 1997. Т. 1. С. 270.

18Там же. С. 272.

змуа&УЗЛ^ 103 Гб

винение в жестоком обращении с алеутами и в оскорбительном поведении по отношению к миссионерам и к нему лично передовщиков компании Шелихова.19

В Иркутске, выслушав Макария, преосвященный Вениамин послал губернатору собственноручную записку о том, что Макарий отпущен в Петербург и чтобы ему выдали документы на свободный проезд. Архиепископ также отослал в Синод рапорт, в котором повторил обвинения и остальные сведения об Алеутских островах, представленные Макарием. Синод между тем был встревожен известиями из каких-то других источников, возможно, от Прянишникова и иных приезжих с Аляски о нежелательном положении вещей. В свою очередь правление компании начало направлять послания, в которых говорилось, что Макарий уехал в Петербург самовольно, без разрешения духовных властей. Но это не помешало Макарию дойти до императора Павла I, а алеутам представить свои жалобы.20 Указом от 18 августа 1798 г. велено было отправить и Макария, и алеутов обратно на Аляску. При этом за попустительство Макарию был сделан выговор митрополиту Гавриилу, преосвященному Вениамину Иркутскому и даже Иоасафу.

Синодом было предложено вызвать Иоасафа в Петербург и совершить хиротонию в Александро-Невской лавре. На это предложение последовала резкая резолюция Павла I, данная 13 октября 1797 г.: «Поездка в Петербург слишком дорого обойдется казне, и нет никакой необходимости Иоасафу быть в Петербурге». Ввиду такого решительного отказа Синод послал в Иркутск опросник из 22 пунктов.21 Хиротония состоялась только 10 апреля 1799 г., и Иоасаф стал первым архиереем, который был рукоположен в сан епископа в Иркутске. Следующее такое же по значимости событие произошло лишь в 1860 г.22 Это долгожданное мероприятие было омрачено прискорбным событием. Судно, на котором в том же 1799 г. отправился Иоасаф на Аляску из Иркутска, погибло в проливе Шелихова со всем экипажем и пассажирами (всего 88 человек), среди которых были и Макарий, и иеродиакон Стефан. Викариат-ство было упразднено, миссия осиротела.

Синод вспомнил об Алеутской миссии лишь в 1803 г., когда на Аляску в составе кругосветной экспедиции в качестве ревизора был отправлен иеромонах Александро-Невской лавры Гедеон. Он прибыл на Кадьяк в 1804 г. и прожил на острове до мая 1807 г. Гедеон нашел Кадьякскую церковь довольно ладной, хотя она была деревянной и открыта в 1796 г. При храме Гедеон обнаружил библиотеку, которую пополнил привезенной с собой литературой23. За время своего пребывания на острове Гедеон создал училище, в котором изучали церковнославянский и русский языки. Он также стремился улучшить взаимоотношения между миссионерами и правлением компании в лице А.А. Баранова. Гедеон разрешил вернуться в Россию по болезни Нектарию, который покинул остров в 1806 г., а скончался в 1814 г.

"История русской Америки. - М., 1997. Т. 1. С. 273.

20Окунь С.Б. Российско-американская компания. - М. - Л., 1939. С. 183-184.

21Избранные труды Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. - М., 1997. С. 244.

22Троицкая Л.М. История РА на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей» // Американский ежегодник. - М., 1997. С. 173.

23Болховитинов Н.Н. У истоков православия в Северной Америке (сер. 18 в. - 1794 г.) // Американский ежегодник. - М., 1994. С. 130.

история, искусство, философия

В.Л. данилов, Иерей Вячеслав Галаган «История Русской Православной Церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX в.)»

После отъезда в 1807 г. Гедеона миссия, состоявшая теперь только из монахов Германа и Иоасафа и душевнобольного иеромонаха Афанасия, была доверена Герману. Позже здоровье Афанасия несколько улучшилось, и он переехал на остров Афогнак, куда к нему многие ездили за благословением. Он также отправлял службы в церкви и исправлял требы в Павловской гавани. В 1825 г. Афанасий был уволен и выбыл в Россию, по прибытию вновь вернулся в Валаамский монастырь, где в 1831 г. умер. Монах Иоасаф, усердный огородник и эконом, умер в 1823 г. на Кадьяке.24

Навсегда остался на Алеутских островах любимый всеми старец Герман, истинный подвижник Православной веры. В 1823 г. он переселился на остров Еловый, так похожий на мелкие островки Ладожского озера, где первое время жил в простой пещере, в глухом лесу. Позже Герман построил деревянную келью, около которой он разбил огород, где разводил различные культуры: картофель, репу, чеснок, капусту. Питался преподобный раз в день, употребляя в пищу небольшое количество рыбы и овощей, строго постился. Ветхое рубище являлось его одеянием, тело свое сокрушал он веригами. Постелью служила ему доска с изголовьем из кирпичей, одеялом также являлась доска, которой по его завещанию был закрыт его гроб. Для топлива таскал он большие деревья, которые могли снести четверо. На зиму делал запасы грибов и соли.

Герман имел обычай проповедовать всем, приходившим к его хижине. Однажды некая алеутка зашла к отцу Герману узнать от остановившегося у него гостя о своем муже. Герман по своей привычке сказал ей несколько слов о вере и спасении. Вскоре она опять пришла к преподобному с намерением остаться при нем и подражать его жизни. Сначала он не хотел принять ее, но потом, видя искреннее желание женщины спасать свою душу, устроил для нее особый домик на морском берегу. София, таково было христианское имя женщины, научилась писать и читать по-русски. Спустя некоторое время вместе с ней поселилось несколько сирот - девушек из алеуток и креолок. София с девушками с утра до вечера пребывала в трудах.

Община отца Германа имела большое влияние на живших поблизости алеутов, которые наглядным примером наставлялись в вере и благочестии. По воскресеньям и праздникам собирались к старцу святому алеуты, а он объяснял им суть Евангелия. Еще при жизни его в народе шла молва, что он творит чудеса. Раз океан разбушевался, что могло затопить остров, но Герман вынес икону Божией Матери, поставил ее перед волнами, а сам преклонил колена. После краткой молитвы он сказал: «Не бойтесь, вода не пойдет выше того места, где стоит святая икона!», так оно и случилось. В другой раз Герман остановил лесной пожар. Его жертвенная жизнь, простые поучения, готовность помочь туземцам советом и делом, забота о больных и другие добрые дела снискали ему большое уважение со стороны островитян. Он всецело посвятил себя делу христианского просвещения местных жителей, которых поучал не только словом, сколько примером собственной жизни. Алеутов преподобный любил как детей, и они приходили к нему толпами: за советом, наставлением, молитвой, помощью в беде. Особенно его любили дети, Герман ласкал их и угощал лакомствами. Воспитывал он и сирот алеутов, обучая их грамоте, рукоделию и закону Божию.25

24Смолич И.К. История русской церкви. - М., 1997. Ч. 2. С. 272.

25Тальберг Н. Указ. соч. С. 648.

2016 (1)

Германа любили все: и простой народ, и чиновники компании, и офицеры флота. Он заслужил доверие и уважение капитана В.М. Головнина, пользовался уважением и у М.И. Муравьева, правителя Русской Америки в 1820-1825 гг.26 Герман привел молодого флотского офицера С.И. Яновского, по его собственным словам, вольнодумца, к вере и многие годы спустя к принятию монашеского сана.27 Ф.П. Врангель, знакомый с Германом, говорил, что мысли монаха беспрестанно пребывали в Библии, которую он знал почти наизусть. Это очень помогло Герману в старости, когда из-за слабого зрения он не мог писать и читать: в памяти его был богатейший источник для духовных бесед и наставлений. Помимо всех вышеперечисленных качеств, обладал Герман и даром прозорливости. Преподобный предсказал, что в Америке будет свой епископ, что в дальнейшем и случилось. Герман предвидел и когда отдаст он Богу душу, и что хоронить его будут ученики его и жители Елового, причем на острове. Сбылось и это. Преподобный никогда не искал почестей и отказывался от многих предложений, которые с радостью принял бы человек, ищущий возвышения в обществе. Видимо, по глубокому смирению своему отказался он от посвящения в иеромонахи, а позже и в сан архимандрита.

Отец Герман тихо отошел к Господу 13 декабря 1836 г. на 81-м году жизни. В момент его кончины лицо преподобного озарилось блеском. Алеуты говорили, что в этот момент в небе над Еловым островом был виден светлый столп. Именно так они узнали, что старец преставился.28

9 августа 1970 г. состоялось открытие мощей и прославление преподобного Германа, Аляскинского чудотворца. Память о преподобном жива до сих пор, в Америке его почитают, ведь для них Герман - заступник перед Богом и людьми. В 1984 г. преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми, его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.

Монахи не построили в Павловской гавани свой монастырь - Новый Валаам, как они мечтали, но скит монаха Германа на Еловом острове стал называться именно так. В 1831 г. главный правитель колоний Ф.П. Врангель объявил это название официальным. И где бы ни оказались волею Божией валаамские монахи, они всегда несли Православную веру и бесстрашно стояли за истину Христову.

Благодаря русской Духовной миссии в Америке была создана база для распространения православия на этом континенте. До сих пор живы русские традиции и на Алеутских островах, и на Аляске. Русские церкви в Никольском и на Уналашке играли большую роль в истории Аляски и Алеутских островов не только как места религиозные, но и как форпосты русского влияния.

Основными направлениями деятельности православных миссионеров было обращение местных жителей в православие, утверждение в вере новообращенных и их просвещение. Но появляются также и другие направления - это здравоохранение, научные исследования. Миссионеры использовали старые и разрабатывали новые методы по обращению иноверных в православие. Применялись беседы, проповеди, богослужение, широко использовался просветительский метод.

В результате деятельности РПЦ в Северной Америке в XVIII - XIX вв. удалось об-

26История русской Америки. - М.., 1999. Т. 2. С. 354 27История русской Америки. - М., 1999. Т. 2. С. 358.

28Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М., 2007. С. 125.

история, искусство, философия

В.Л. данилов, Иерей Вячеслав Галаган «История Русской Православной Церкви в Северной Америке (конец XVIII - вторая половина XX в.)»

ратить в православную веру алеутов, эскимосов, индейцев - тлинкитов. Реальный результат таков: до сих пор на Аляске и Алеутских островах большинство населения православное, при этом являются истинными христианами.

Активность в действиях миссий, появление положительных результатов в деле обращения и утверждения в вере местного населения во многом зависело от личности миссионера. Ярким примером тому может служить преподобный Герман, Святитель Иннокентий. Причины своих неудач миссионеры искали внутри своей системы, объясняя их нехваткой миссионерских кадров, незнанием языков коренного населения, малочисленностью церквей, дальностью расстояний и т. п.

Деятельность РПЦ в Северной Америке была очень продуктивной. Из миссии образовалась отдельная епархия, а в дальнейшем появилась самостоятельная поместная церковь - ПЦА. Православие распространилось на всем американском континенте, во многом благодаря именно миссионерской деятельности РПЦ.

2016 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.