Научная статья на тему 'ВКЛАД ПРОФЕССОРА Л.А. СЫРКИНА В РАЗРАБОТКУ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ВКЛАД ПРОФЕССОРА Л.А. СЫРКИНА В РАЗРАБОТКУ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
школьники / физическое развитие / Л.А. Сыркин / антропометрия / school children / physical development / L.A. Syricin / anthropometry

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т.Ш. Миннибаев, К.Т. Тимошенко

В историческом аспекте рассмотрено влияние социальной дифференциации на физическое развитие детей и подростков. Представлен анализ научного вклада проф. Льва Абрамовича Сыркина (1894—1951) в становление и развитие системы антропометрических исследований в России в первой половине XX века (1920— 1950-е годы), разработку принципов стандартизации инструментариев, унификации антропометрических исследований, нормативных показателей физического развития у детей дошкольного и школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR L.A. SYRKIN'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF METHODICAL BASES FOR ANTHROPOMETRIC STUDIES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The paper historically considers the impact of social differentiation on the physical development of children and adolescents. It analyzes the scientific contribution of Prof. Lev Abramovich Syricin (1894-1951) to the formation and development of a system for anthropometric studies in Russia in the first half of the twentieth century (1920s to 1950s), to the elaboration of principles in the standardization of tools, and to the unification of anthropometric studies and standards for the physical development of preschool and school children.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ПРОФЕССОРА Л.А. СЫРКИНА В РАЗРАБОТКУ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

нальных союзов, по гигиене при Президенте АМН СССР, заместителем председателя проблемной комиссии "Научные основы гигиены труда и профпатологии", членом бюро отделения гигиены, эпидемиологии и микробиологии АМН СССР, председателем специализированного ученого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, членом редколлегии Большой медицинской энциклопедии, журнала "Гигиена труда и профессиональные заболевания", заместителем председателя Всероссийского общества гигиенистов и санитарных врачей, членом пленумов Всесоюзного, Всероссийского и Московского обществ гигиенистов и санитарных врачей.

Выдающиеся достижения Наталии Ювенальевны Та-расенко в развитии гигиенической науки, профилактики заболеваний, ее педагогическая работа и общественная деятельность отмечены почетными званиями лауреата

Ленинской премии СССР (1963), заслуженного деятеля науки РСФСР (1971), правительственными наградами: орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, семью медалями.

Наталия Ювенальевна как требовательный, энергичный руководитель, крупный ученый, отзывчивый человек пользовалась большим авторитетом, уважением и любовью среди научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, практических врачей, студенчества и научной общественности. Память о ней до сих пор жива в сердцах ее учеников и коллег.

Российская академия медицинских наук, Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, НИИ медицины труда РАМН

СТ. Ш. МИННИБАЕВ, К. Т. ТИМОШЕНКО, 2011 удк 613.95:572.511:92 сыркин

Т. Ш. Миннибаев, К. Т. Тимошенко

ВКЛАД ПРОФЕССОРА Л. А. СЫРКИНА В РАЗРАБОТКУ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова

В историческом аспекте рассмотрено влияние социальной дифференциации на физическое развитие детей и подростков. Представлен анализ научного вклада проф. Льва Абрамовича Сыркина (1894—1951) в становление и развитие системы антропометрических исследований в России в первой половине XX века (1920— 1950-е годы), разработку принципов стандартизации инструментариев, унификации антропометрических исследований, нормативных показателей физического развития у детей дошкольного и школьного возраста. Ключевые слова: школышки, физическое развитие, J1. А. Сыркин, антропометрия

T. Sh. Minnibayev, К. Т. Timoshenko. - PROFESSOR L. A. SYRKIN'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF METHODICAL BASES FOR ANTHROPOMETRIC STUDIES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The paper historically considers the impact of social differentiation on the physical development of children and adolescents. It analyzes the scientific contribution of Prof Lev Abramovich Syrkin (1894-1951) to the formation and development of a system for anthropometric studies in Russia in the first half of the twentieth century (1920s to 1950s), to the elaboration of principles in the standardization of tools, and to the unification of anthropometric studies and standards for the physical development of preschool and school children.

Key words: school children, physical development, L. A. Syrkin, anthropometry

Создание санитарно-гигиенического факультета было обусловлено объективной необходимостью улучшения санитарного благополучия населения, подготовки квалифицированных кадров, развития гигиенической науки. К моменту создания в 1930 г. санитарно-гигиенического факультета в недрах 1-го и 2-го МГУ выросли выдающиеся ученые-гигиенисты по основным направлениям профилактической медицины: социальной и школьной гигиены, эпидемиологии, микробиологии, гигиены труда, окружающей среды и т. п. В первой половине XX века на основе творческой деятельности педиатров и гигиенистов детства Д. Д. Бекарюкова, Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, А. В. Молькова, Л. А. Сыркина, А. Г. Цейтлина, А. Я. Гуткина, С. С. По-знанского, П. М. Ивановского и других закладывались научные основы гигиены детей и подростков. Среди плеяды выдающихся деятелей отечественной профилактической медицины, социальной и школьной гигиены 1920—1950-х годов ярко выделяется имя проф. Льва Абрамовича Сыркина.

Лев Абрамович Сыркин (1894—1951) — гигиенист, антрополог, крупный специалист по изучению физиче-

Миннибаев Т. Ш. — д-р мед. наук, проф., зав. лаб. университетской гигиены (minnibaev@mma.ru); Тимошенко К. Т. — канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. университетской гигиены (camilla_t@rambler.ni)

ского развития, совершенствованию системы антропометрических исследований у детей и подростков, соратник Н. А. Семашко, ближайший ученик А. В. Молькова [3]. Его основные работы посвящены изучению закономерностей физического развития детей школьного и дошкольного возраста с учетом социального статуса их родителей, научному обоснованию системы антропометрических исследований.

В современном понимании физическое развитие обусловлено влиянием комплекса биологических и социально-экономических факторов [1, 5, 7, 8, 16]. В историческом аспекте изучение соотношения влияния указанных многоаспектных двух групп факторов порой носило острый, иногда драматический характер с политическим акцентом. Суть проблемы заключалась в том, что со второй половины XVIII и на протяжении XIX века в Англии, Германии, Франции, позже в США, России в процессе антропометрических измерений стали отмечаться существенные различия в ростовых показателях у детей и подростков из семей с различным социальным статусом. Еще в шумерских текстах (3500 г. до н. э.) указывается на определенную связь между социальным статусом и ростом, состоянием здоровья человека [17]. При анализе данных реконструирования длины тела по костным материалам из средневековых погребений отмечалась аналогичная закономерность [18].

Возникновение антропометрии как научной методики (XIX век) связано с именами французского антропо-

лога П. Брока, немецкого ученого Р. Мартина [19]. В систематическом виде объективные материалы о различиях между ростовыми показателями у детей и социальным статусом их родителей начинают накапливаться с середины XIX века. Четко зафиксировано, что новобранцы в регулярную армию из рабочих семей в росте в среднем на 12 см уступали представителям аристократических семей, поступающим в привилегированные военные училища (21]. Аналогичные данные выявлены при антропометрических измерениях подростков в Карлшуле (Штутгарт) в Германии (20]. В период бурного роста промышленного производства получило широкое распространение применение дешевого детского труда, что не могло не сказаться на показателях физического развития. Постепенно ростовые исследования (оценка биологического развития) приобретали социальное значение и отчетливую политическую окраску. Рост стал рассматриваться как зеркало социально-экономических условий жизни. Выявленные закономерности по степени различий в ростовых показателях у детей разных слоев населения рассматривались как проявление социального неравенства.

В России первые измерения детей и подростков с учетом социального статуса их родителей проведены в Петербурге в XIX веке Н. Н. Виллямовским. Затем последовали измерения И. А. Веревкина, П. Ильинского, П. Ф. Лесгафта, Н. В. Зака, И. Старкова, Ф. Ф. Эрисма-на и многих других (Зак Н. В., 1892, цит. [12]). Отмечены, в частности, различия между мальчиками, учащимися средних учебных заведений Москвы, из богатых, средних и бедных семей. По длине тела и обхвату груди мальчики из более обеспеченных семей превосходили своих сверстников из семей менее обеспеченных. Сформировалось общепризнанное представление о том, что физическое развитие в определенной степени характеризует социальный статус человека.

В России в начале XX века большой вклад в развитие учения о физическом развитии, методов его оценки наряду с антропологом В. В. Бунаком |4], гигиенистами А. В. Мольковым, В. Г. Штевко и другими внес Л. А. Сыркин |6]. Сформировалось твердое убеждение в том, что провозглашенные принципы государственного строительства в новой России направлены, в частности, на улучшение показателей здоровья и физического развития, прежде всего у детского населения. В связи с этим предпринимаются обширные антропометрические исследования среди разных групп населения. Большую актуальность приобретают проблемы разработки научных и научно-организационных основ антропометрических измерений и оценки степени изменений ростовых и других показателей физического развития у детей школьного возраста и дошкольников. Рабочую гипотезу исследований составляли представления о возможном положительном влиянии социально-экономических изменений на результаты антропометрических измерений у разных групп населения.

В 1926 г. при Государственном институте социальной гигиены Наркомздрава организуется Центральное антропометрическое бюро, заведующий антропометрическим кабинетом — Л. А. Сыркин. По существу, бюро являлось методическим центром страны по разработке теоретических основ учения о физическом развитии, методических материалов, требований к стандартизации измерительных инструментариев, условий проведения антропометрических измерений физического развития, статистической обработке полученных результатов антропометрических измерений. Все это, безусловно, было необходимо для выявления возрастно-половых закономерностей в физическом развитии детей и подростков. При непосредственном участии Льва Абрамовича осуществлены массовые антропометрические измерения школьников и дошкольников из Москвы (Хамовники),

Подмосковья (пос. Глухово, Волоколамск, Руза), Тулы, Поволжья (Удмуртия), горных аулов Кавказа (даргинцы) и т. д. (15]. Большую методическую роль для развития учения о физическом развитии сыграла работа "Материалы к возрастно-половым стандартам роста и веса. "Нормы" роста и веса" Л. А. Сыркина [9]. Автор считал, что оценка физического развития индивидуума на основании антропометрических данных роста, массы тела, окружности грудной клетки "может производиться только путем сопоставления этих данных с некоторыми средними, принятыми за "норму", — с так называемыми штандартами для отдельных возрастно-половых однородных групп населения" (9]. Определяя задачи на ближайшее будущее, он отмечал, что "...одна из существенных очередных задач антропометрии заключается в установлении таких конкретных норм для отдельных характерных групп населения". К условиям проведения антропометрических измерений предъявлял жесткие гигиенические требования, так как нестандартные условия измерений могли существенно повлиять на их результаты. Измерения должны проводиться в первой половине дня "в утренние часы" в теплом светлом помещении на обнаженном теле. В целях унификации сбора, обработки материала разработана специальная карта регистрации показателей — антропометрическая карта ребенка. Лев Абрамович определял "минимальные сведения, необходимые для характеристики антропометрического материала: 1) когда и где он собирался; 2) как устанавливались возрастные классы; 3) как производились измерения (на одетом или обнаженном субъекте и т. п.); 4) каков национальный и социальный состав исследованной группы; 5) число измеренных лиц" (9]. Сопоставляя данные антропометрических исследований российских и зарубежных авторов того времени, Лев Абрамович восторженно заметил "поразительное совпадение" кривых роста московских, харьковских (Николаев А. П.), немецких (Штрац К., Кетле А.), норвежских (Шоц) детей и подростков по генерализующему методу [9]. Автор приходит к важному теоретическому выводу о том, что только при массовом обследовании может обнаружиться нечто закономерное, т. е. "нормы" физического развития детского населения. В 1927 г. по материалам антропометрических измерений 815 детей 4—7 лет Лев Абрамович разработал первые стандарты физического развития детей дошкольного возраста [11]. В этой работе особое внимание уделяется методическим вопросам выведения стандартов. Автор подчеркивает, что в динамических исследованиях "необходимо проведение сравнительных антропометрических измерений унифицированными методами, стандартизованным инструментарием одним и тем же лицом" [11]. Продолжая обсуждение методических аспектов антропометрии, он справедливо критикует работу К. Вуд-бери [22], опубликовавшего в 1921 г. материал о росте и массе тела 160 ООО здоровых американских детей до 6 лет. Лев Абрамович подчеркивает, что автором "...отобраны "здоровые" дети; в нашем же материале исключались из обработки только те дети, явно патологические уклонения которых могли существенно отразиться на измерениях". Анализируя результаты собственных исследований, автор особо указывает на значение учета социально-экономических факторов, оказывающих существенное влияние на физическое развитие детей и подростков. Лев Абрамович уделял большое внимание вопросам статистического анализа результатов антропометрических исследований. Корректно выведенные среднеарифметические величины (M), среднее квадратическое отклонение (8), средняя ошибка измерения (/я), коэффициент вариации (С) позволяют с большей надежностью сопоставлять между собой средние разных рядов. К методу индексов он относился с определенной осторожностью "в силу его относительности и противоречивости". В оценке физического развития большое методическое значение

имела его установка о том, что "...для растущего организма кроме статистических штандартов, шкал регрессии и комбинированных таблиц необходимо установление и динамических штандартов, т. е. типичных кривых прибавок в росте, весе и т. д." [10].

Антропометрические измерения применялись не только при массовых обследованиях физического развития организованных групп населения (военная, детская, школьная, профессиональная, физкультурная, курортная антропометрия), но и в клинической медицине в связи с развитием в ней учения о конституции. При этом Лев Абрамович большое внимание уделял методической стороне проблемы и осмыслению полученных результатов измерений. Он считал важным внедрение антропометрических измерений в клиническую практику. Вместе с тем, по его мнению, у врачей часто отсутствуют элементарные представления об антропометрии. Считал важным вводить курс антропометрии в медицинское образование. Поэтому многие публикуемые в то время работы (а их по его подсчетам только в отечественной периодике за 1925/1926 г. было 450) он оценивал как малограмотные, воспринимающиеся некритически. В ряде случаев рост сидя считали начиная от пола, а не с уровня сиденья. Из-за погрешностей в измерении дети через год становятся на несколько сантиметров ниже и т. д. "Антропометрией — то слишком увлекаются, то совершенно ею пренебрегают", — отмечал он в тезисах доклада "Антропометрия в медицине", прочитанного в обществе вра-чей-материалистов при 1-м МГУ 13 октября 1928 г. [13].

В 1929 г., будучи заведующим биометрическим отделом Государственного института социальной гигиены Наркомздрава, Лев Абрамович вновь обращается к проблеме унификации и стандартизации антропометрического инструментария, от чего, считал он, в значительной мере зависят результаты измерений показателей физического развития. Участвует в работе московской комиссии (председатель — Бунак В. В.) по разработке методических рекомендаций по унификации антропометрических исследований. Жестко требует пользоваться "точным и выверенным инструментарием" и организовать в России централизованное контролируемое производство (в противовес кустарному) антропометрического инструментария; "...распыленность производства среди множества недостаточно квалифицированных кустарей, отсутствие надлежащего организованного контроля и выверки — привели к крайнему разнообразию и несовершенству антропометрических приборов" отечественного производства [14]. Результаты такой системной и энергичной деятельности привели к тому, что в 1928 г. на основе представленных предложений Палата мер и весов разработала правила об устройстве, поверке и клеймении антропометрических приборов.

При непосредственном участии Л. А. Сыркина под руководством В. В. Бунака и А. В. Молькова разрабатываются унифицированная методика антропометрических исследований, принципы статистического анализа антропометрических данных, выведения норм физического развития детей и подростков.

Рассматривая проблемы применения антропометрии в медицине, Лев Абрамович подчеркивал, что связь антропометрических данных с патологическими симптомами и симптомокомплексами носит характер не функциональной, а более или менее тесной соотносительной (коррелятивной) связи. При этом необходима гарантия научной и научно-практической ценности производимых антропометрических измерений: точность (стандар-тизованность) инструментария, согласованность программ исследования, квалификация персонала, производящего исследования и обрабатывающего его результаты. "Без соблюдения указанных требований антропометрические исследования лишены всякой цены", — указывал мэтр.

В 1936 г. Лев Абрамович защищает докторскую диссертацию "Сдвиги в физическом развитии советского школьника" [15]. С учетом социальных условий жизни детей и их родителей в ней обобщены материалы собственных динамических антропометрических измерений детей (1925-1927 и 1934—1935 гг.) из пос. Глухово Московской губернии в сравнении с данными, полученными ранее там же видным представителем земской медицины Ф. Ф. Эрисманом (1885). Выявлены ясные положительные (закономерные) сдвиги в физическом развитии школьников (увеличение роста, массы тела, окружности грудной клетки) и в соотношениях этих показателей. Исследование имело большое методологическое значение для организации антропометрических исследований и трактовки их результатов.

Л. А. Сыркин — ученый, педагог, общественный деятель. Он читал лекции, проводил практически показательные занятия со студентами, аспирантами по основным направлениям общей, социальной гигиены, гигиены детей и подростков. В совершенстве знал иностранные языки, прежде всего немецкий. Был блестящим переводчиком научной литературы. При этом особое внимание уделял фундаментальным исследованиям своих немецких коллег по антропологии, проблемам физического развития детей и подростков, стремясь к тому, чтобы новейшие научные данные были доступны для широкого круга отечественных педиатров, гигиенистов детства, антропологов. Автор глав по физическому развитию учебников по школьной гигиене с 1932 по 1948 г.

Лев Абрамович бережно относился к своему учителю Альфреду Владиславовичу Молькову — заведующему кафедрой школьной гигиены I ММИ. Ему посвятил две большие статьи: к 70-летию учителя (1940) и как руководителю молодых научных кадров (1947).

Фундаментальные работы Л. А. Сыркина по проблемам совершенствования методов и унификации антропометрических исследований, стандартизации инструментария, комплексной оценки влияния социальной дифференциации на физическое развитие внесли огромный вклад в развитие учения о физическом развитии, системы санитарного просвещения, подготовки кадров, школьной гигиены.

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2008.

2. Башкиров П. И. Учение о физическом развитии человека.

- М„ 1962.

3. Биографический словарь. Деятели медицинской науки и здравоохранения — сотрудники и питомцы Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова / Сост.: Пальцев М. А., Сточик А. М., Затравкин С. Н. — М., 2008.

4. Бунак В. В. Практическая антропометрия. — М., 1941.

5. Година Е. 3. // Этология человека и смежные дисциплины. Современные аспекты исследования / Под ред. М. Л. Бутовской. - М., 2004. - С. 133-161.

6. Кучма В. Р. А. В. Мольков — земский участковый и санитарный врач, ученый, организатор науки, основоположник советской гигиены детей и подростков. — М., 1996.

7. Кучма В. Р. Гигиенические аспекты социального сиротства. - М., 2006.

8. Саркисяны, Э. Э., Миннибаев Т. 111., Копаева В. Г., Калашников В. Д. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1971. — № 3. — С. 21-23.

9. Сыркин Л. А. // Вопр. гиг. воспитания. Наркомэдрав. — 1926. - № I . - С. 43-51.

10. Сыркин Л. А. // Гиг. и эпидемиол. — 1926. — № 11. — С. 23-29.

11. Сыркин Л. А. Ц Бюл. Центр. Антропометр. Бюро при Гос. Ин-те соц. гиг. Наркомздрава. — М., 1927. — № 3. — С. 12.

12. Сыркин Л. А. Ц Соц. гиг. - 1928. - № 4. - С. 92-93.

13. Сыркин Л. А. // Соц. гиг. — 1928. — Т. 4, № 14. - С. 92-93.

14. Сыркин Л. А. I/ Теория и практика физ. культуры. — 1929.

- № 2. - С. 63-66.

15. Сыркин Л. А. // Гиг. и сан. - 1936. - № 10. - С. 30-35.

16. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников — жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз; методика скрининг — оценки: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — М., 2000.

17. Bogin В. A. Patterns of Human Growth. — 2-nd Ed. — Cambridge, 1999.

18. Human Growth in the Past. Studies from Bones and Teeth / Eds R. D. Hoppa, С. M. FitzGerald. - Cambridge, 1999.

19. Martini R. Anthropométrie. — Berlin, 1925.

20. Tanner J. M. // Human Growth. A Multidisciplinary Review / Ed. A. Demiijan. — London; Philadelphia, 1986. - P. 3—34.

21. Voss L. D. H Perspectives of Human Growth / Eds Parasmani Dasgupta, R. Hauspie. — Dordrecht et al., 2001. — P. 3—15.

22. Woodbury K. Statures and Weights of Children under six Jears of Age. — Washington, 1921, Vol. 2. Umt. no: CbipKHH Si. A., 1927..

nocTymuu IS.02.II

С M. П. КУЗЫБАЕВА. 2011 удк 613.614:069]:93

М. П. Кузыбаева

ВСЕРОССИЙСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕИ

НИИ истории медицины РАМН, Москва

В статье впервые в отечественной историографии собран и проанализирован материал о популяризации гигиены и санитарном просвещении в России второй половины XIX— начала XX веков посредством выставочной и музейной деятельности. Отмечена роль ученых и научных медицинских обществ в этом процессе. Определено значение музейно-выставочной деятельности в этой области для развития медицинской науки.

Ключевые слова: музеи научных медицинских обществ, выставка гигиеническая, музей истории болезни, выставка передвижная, приемы экспонирования медицинских коллекций, музей гигиены

М. P. Kuzybayeva. - ALL-RUSSIAN HYGIENIC EXHIBITIONS AND MUSEUMS

The material about the popularization of hygiene and health education in Russia in the second half of the 19th century to early 20th century through exhibition and museum activities has been collected for the first time and analyzed in the paper. The role of scientists and scientific medical societies in this process is noted. The significance of museum and exhibition activities in this area for the development of medical science is defined.

Key words: museums of scientific medical societies, hygiene exhibition, museum of case histories, traveling exhibition, methods for exposing medical collections, hygiene museum

Во второй половине XIX — начале XX веков в России интенсивно развивалась земская медицина. Устраивались новые больницы и амбулаторные пункты как в городах, так и в сельской местности. Активизировалась деятельность врачебно-санитарных бюро, частных и государственных бактериологических институтов. Проводились масштабные статистические исследования, изучались условия труда и быта различных социальных слоев и этнических групп населения. Одним из результатов бурного развития санитарии и гигиены стало распространение достижений этих наук в обществе. Просвещение россиян велось по нескольким направлениям, одним из которых являлись санитарно-гигиенические выставки, проходившие в различных городах России и за ее пределами и создание музеев. Главным отличием гигиенических выставок от прочих, проходивших в стране и за границей, был тематический показ материала по различным разделам гигиены, активное участие в их проведении российской медицинской профессуры, промышленных предприятий и частных производителей. Инициировали организацию таких специализированных выставок медики-гигиенисты, члены научных медицинских обществ, представители комиссий городского самоуправления. Интенсивная выставочная деятельность затронула развитие науки и многие сферы жизни русского общества, повлияла на рост и функционирование музеев медицинского профиля.

Выставки, как правило, предшествовали созданию большинства крупных музеев в России во второй половине XIX — начале XX веков, что стало особенностью данного периода. Популярность проводившихся выставок и их общественное значение были столь велики, что многочисленные издания не только стремились сообщить общую информацию об их открытии и сроках ра-

Кузыбаева М. П. — науч. сотр. лаб. музееведения (kuz-ibaeva@inbox.ru)

боты, но уделяли также много внимания описанию наиболее значимых экспонатов и достижений [5, 7, 14]. Однако с точки зрения развития музейно-выставочной деятельности в области гигиены и санитарного просвещения в России период второй половины XIX — начала XX веков не получил должного освещения в историко-меди-цинских исследованиях. Монография Е. А. Белицкой [3], посвященная научной школе проф. А. П. Добросла-вина, не затрагивает вопросы музейно-выставочной деятельности. Исследование деятельности Российского общества охранения народного здравия (РООНЗ) было предпринято Е. И. Лотовой [8] в конце 1950-х— начале 1960-х годов и до настоящего времени является единственной работой, объективно раскрывающей направления функционирования общества и его значение в развитии гигиены. Однако музейно-выставочная деятельность РООНЗ не получила всестороннего освещения даже в столь серьезном исследовании. Статьи А. В. Моль-кова, М. Я. Яровинского, Л. П. Голяковой, А. П. Шишкина до настоящего времени остаются единственными публикациями, посвященными данной проблеме [6, 9— 11, 16, 17].

В современной России возникают новые музеи и экспозиции медицинского (гигиенического) профиля, активно работают городские центры медицинской профилактики — наследники первых музеев гигиены. Выявление и анализ данных о предыстории этого процесса, изучение опыта наших предшественников становятся в настоящее время актуальной задачей и помогут определить вектор дальнейшего развития музеев гигиенического направления, в связи с чем автором предпринята данная работа.

Заметную роль в развитии медицинских коллекций в стране в рассматриваемый период сыграли научные общества, их члены — врачи и профессора. Вопрос о роли и значении научных сообществ в деле создания музеев различного профиля и выставочном движении в России всегда являлся актуальным для музеологов и историков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.