Научная статья на тему 'Совершенствование методов гигиенической оценки физического развития детей и подростков'

Совершенствование методов гигиенической оценки физического развития детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское население / физическое развитие / метод гигиенической оценки / метод баллов / child population / physical development / method of hygienic evaluation / method of points

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврюшин Михаил Юрьевич, Березин Игорь Иванович, Сазонова Ольга Викторовна

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с гигиенической оценкой физического развития детей и подростков, возникающие у врачей в ходе комплексной оценки состояния здоровья детского населения. Цель исследования: разработка методики оценки физического развития детей и подростков, обобщающая результаты трех наиболее распространенных в использовании методов – сигмальных отклонений, регрессионного и центильного. Материалы и методы. Нами было проведено медицинское обследование 4837 детей в средних общеобразовательных учреждениях Самарской и Пензенской областях. На основании результатов медицинского обследования были созданы современные стандарты физического развития детского населения для каждого из известных методов оценки. При помощи созданных стандартов, была произведена гигиеническая оценка физического развития обследованных детей методом сигмальных отклонений, регрессионным и центильным методами. Статистическая обработка результатов исследования проводилась методами вариационной статистики, корреляционного анализа с использованием пакета статистических программ Statistica 10.0, Microsoft Excel (2010). Результат и выводы. Описаны случаи несоответствия результатов оценки физического развития различными методами при медицинском обследовании 4837 детей Приволжского федерального округа. Предложена унифицированная методика оценки физического развития детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврюшин Михаил Юрьевич, Березин Игорь Иванович, Сазонова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article describes the main problems with the hygienic evaluation of the physical development of children and adolescents, which arises from doctors during the comprehensive assessment of the state of health of the child population. Background: the development of methodology for assessing the physical development of children and adolescents which generalized the results of three of the most common methods in use sigma deviations, regression and centile methods. Materials and methods. The authors carried out a medical examination 4837 children in secondary institutions of Samara and Penza regions. Based on the results of the medical examination were created modern standards of physical development of the child population for each of the known methods of evaluation. Using established standards, hygienic assessment was made of the physical development of the children surveyed by sigma deviations, regression and centile methods. Statistical analysis of the results of research carried out by methods of variation statistics, correlation analysis using a statistical software package Statistica 10.0, Microsoft Excel (2010). Result and conclusion. The article presents the cases of non-compliance evaluation results of physical development using different methods under medical examination 4837 children of the Volga Federal District. Author proposed the unified method of evaluation of the physical development of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов гигиенической оценки физического развития детей и подростков»

40

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

пластмасс для базисов протезов. Журнал Кафедра №50, 2014 стр. 26-29.

3. Воронов И.А., Митрофанов Е.А., Калинин А.Л., Се-макин С.Б., Диденко Л.В. Автандилов Г.А. Разра-

ботка нового покрытия из карбида кремния для защиты зубных протезов от биодеструкции. Российский стоматологический журнал №1 2014, с 4-9.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гаврюшин Михаил Юрьевич

Аспирант кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара

Березин Игорь Иванович

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара

Сазонова Ольга Викторовна

Доктор медицинских наук, доцент, директор научно-исследовательского института гигиены и экологии человека ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, г. Самара

THE IMPROVEMENT OF METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Gavryushin Mikhail Yurievich, Post-graduate department of general hygiene “Samara State Medical University " Ministry of Health of the Russian Federation, the city of Samara

Berezin Igor Ivanovich, Doctor of Medical Sciences, professor, head of Department of General hygiene “Samara State Medical University" Ministry of Health of the Russian Federation, the city of Samara

Sazonova Olga Victorovna, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Director of the Research Institute of Hygiene and Human Ecology Medical University "Samara State Medical University" Ministry of Health of the Russian Federation, the city of Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с гигиенической оценкой физического развития детей и подростков, возникающие у врачей в ходе комплексной оценки состояния здоровья детского населения.

Цель исследования: разработка методики оценки физического развития детей и подростков, обобщающая результаты трех наиболее распространенных в использовании методов - сигмальных отклонений, регрессионного и центильного.

Материалы и методы. Нами было проведено медицинское обследование 4837 детей в средних общеобразовательных учреждениях Самарской и Пензенской областях. На основании результатов медицинского обследования были созданы современные стандарты физического развития детского населения для каждого из известных методов оценки. При помощи созданных стандартов, была произведена гигиеническая оценка физического развития обследованных детей методом сигмальных отклонений, регрессионным и центильным методами. Статистическая обработка результатов исследования проводилась методами вариационной статистики, корреляционного анализа с использованием пакета статистических программ Statistica 10.0, Microsoft Excel (2010).

Результат и выводы. Описаны случаи несоответствия результатов оценки физического развития различными методами при медицинском обследовании 4837 детей Приволжского федерального округа. Предложена унифицированная методика оценки физического развития детей и подростков.

ABSTRACT

The article describes the main problems with the hygienic evaluation of the physical development of children and adolescents, which arises from doctors during the comprehensive assessment of the state of health of the child population.

Background: the development of methodology for assessing the physical development of children and adolescents which generalized the results of three of the most common methods in use - sigma deviations, regression and centile methods.

Materials and methods. The authors carried out a medical examination 483 7 children in secondary institutions of Samara and Penza regions. Based on the results of the medical examination were created modern standards of physical development of the child population for each of the known methods of evaluation. Using established standards, hygienic assessment was made of the physical development of the children surveyed by sigma deviations, regression and centile methods. Statistical analysis of the results of research carried out by methods of variation statistics, correlation analysis using a statistical software package Statistica 10.0, Microsoft Excel (2010).

Result and conclusion. The article presents the cases of non-compliance evaluation results of physical development using different methods under medical examination 4837 children of the Volga Federal District. Author proposed the unified method of evaluation of the physical development of children and adolescents.

Ключевые слова: детское население, физическое развитие, метод гигиенической оценки, метод баллов.

Key words: child population, physical development, method of hygienic evaluation, method ofpoints.

Одним из условий обеспечения здоровья нации яв- населений [9]. Физическое развитие является важнейшим ляется сохранение и укрепление здоровья детей и под- показателем здоровья детей и подростков [11]. Контроль ростков [5]. Современный этап развития общества харак- за состоянием физического развития детей является од-теризуется снижением уровня здоровья детского

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

41

ним из основных разделов профилактической работы педиатра. Важность этой работы заключается, прежде всего, в том, что именно в детском возрасте формируется физическое здоровье человека, его устойчивость к влиянию различных факторов окружающей среды и социальных условий жизни.

Первое научное представление о важности изучения показателей физического развития детей сложилось еще в середине XIX века благодаря научным работам французского ученого П. Брока (Pierre Paul Broca, 1824 -1880) и бельгийского ученого Адольфа Кетле (Lambert-Adolph-Jacques Quetelet, 1796-1874). Предложенная

П.Броком формула идеальной, т.е. нормальной, массы тела стала основой для становления антропометрической методики изучения развития человеческого организма [1]. В тоже время А.Кетле предложил способ измерения частей тела (антропометрию) с целью идентификации преступников и других лиц. Также А.Кетле заложил фундамент социальной статистики, сформулировав основные методологические принципы, используемые в настоящее время для разработки стандартов физического развития детей и подростков [7]. Методика антропометрии получила дальнейшее развитие в работах немецкого антрополога Робина Мартина, который в 1925 г. предложил антропометрический инструментарий: металлический штанговый составной антропометр для определения роста и пропорций тела, а также скользящий и толстотный циркули для измерения головы и лица человека [2]. В России изучение физического развития получило широкое распространение в 1879 году, когда Федор Федорович Эри-сман в своих исследованиях выявил закономерности роста детей в зависимости от пола и условий воспитания, а также разработал оценочный показатель физического развития - «индекс Эрисмана». Также, методам исследования физического развития посвятил свои исследования врач-гигиенист Валентин Владиславович Гориневский (1857-1937). В результате долгих медицинских обследований детей и подростков В.В. Гориневский пришел к выводу, что недостаток движения негативно складывется на физическое развитие и умственную способность детей и подростков [8].

Одним из результатов многочисленных исследований физического развития детей и подростков стало создание в 1923 году в Москве Межведомственной Комиссии по унификации антропометрических исследований под председательством В.В. Бунака. Далее, в 1926 году, было организовано Центральное антропометрическое бюро, в которое входили выдающиеся антропологи того времени В.В. Бунак, Л.А. Сыркин, В.Г. Штефко, А.В. Моль-ков. Этот период знаменовался для Российского здраво -охранения закладкой научных основ антропометрических исследований, определением принципов статистической обработки данных при антропометрических исследованиях, подборкой единого измерительного инструментария, а также обоснованием основных задач антропометрии во взаимосвязи с различными направлениями медицины - педиатрии, акушерства, социальной гигиены, судебно-медицинской экспертизы и т.д [4].

Впервые научное обоснование необходимости анализа физического развития детей было изложено Сергеем Михайловичем Громбахом (1965). В своих работах С.М. Громбах определял физическое развитие как показатель здоровья детской популяции, легко поддающийся объективному изучению и сопоставлению. В тоже время обобщенные данные о состоянии физического развития детского населения конкретного региона, в качестве

предмета медицинской статистики, позволяют прогнозировать развитие популяции и предпринимать те или иные управленческие решения на законодательном уровне. Сергей Михайлович предлагал оценивать уровень физического развития детей и подростков комплексно, по двум составляющим (баллам): первое - определить соответствие биологического и паспортного возраста, второе -изучить морфофункциональную составляющую физической дееспособности. Таким образом, считал С.М. Гром-бах, будут оценены обе стороны физического развития -состояние и процесс. С.М. Громбах разработал группы здоровья детей и подростков и критерии для определения соответствующей группы: наличие или отсутствие заболеваний, уровень и гармоничность физического развития, состояние основных функций организма ребенка и реактивность организма [6]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) использует критерии, разработанные

С.М. Громбахом, для комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

Со временем, подходы к изучению физического развития детей и подростков постоянно развивались и совершенствовались исходя из целей исследований, накопленного опыта и рекомендаций международных медицинских организаций. В настоящее время, на основании инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 № 621, уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности являются одним из критериев системы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков [10].

Физическое развитие детей подвержено колебаниям в зависимости от социальных, экологических, географических, климатических и множества других факторов, а также от уровня урбанизации [3]. При анализе амбулаторных и медицинских карт детей обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических параметров физического развития, что может способствовать поздней диагностике патологических состояний. В первую очередь, это может быть связано с отсутствием единой всероссийской стандартизации методик по оценке физического развития детей и подростков.

Как известно, методы оценки физического развития основываются на сравнении индивидуальных признаков со средними показателями (нормативами) для данной возрастно-половой группы. Несмотря на это, многие годы на страницах ведущих медицинских изданий ведется дискуссия о преимуществах различных методик оценки физического развития.

В настоящее время наиболее широко используются три метода для оценки физического развития детей и подростков: метод сигмальных отклонений, регрессионный и центильный методы. Каждый из методов имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития предусматривает сравнение каждого индивидуального показателя физического развития ребенка со средней арифметической величиной для этого признака при определенном возрасте, который дает возможность определить ее фактическое отклонение от нормативных значений. Основным недостатком этого метода оценки физического развития является то, что величины показателей оцениваются отдельно, без учета степени их взаимосвязи. Недостаток метода сигмальных отклонений устраняется при использовании метода оценки физического развития по шкалам регрессии.

42

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии использует оценочные таблицы, которые учитывают корреляционную зависимость между длиной, массой тела, окружностью грудной клетки. Метод позволяет дать обоснованную оценку физического развития взаимосвязанных признаков. Недостатком данного метода является то, что уровень физического развития определяется в соответствии с одним признаком - длиной тела.

Центильный метод оценки является непараметрическим и заключается в сопоставлении фактического признака физического развития с упорядоченным рядом, который включает в свою структуру весь диапазон колебаний исследуемого признака, распределенный на 100 интервалов. Недостатком этого метода является отсутствие корреляционной связи между признаками, предусмотренной в методе шкал регрессии (массой тела, ростом и окружностью грудной клетки). Каждый из этих показателей оценивается отдельно, вне связи с другими, так как одномерные центильные шкалы рассчитаны для каждого показателя без учета их взаимосвязи.

Результатом описанных выше недостатков является несоответствие заключений при гигиенической оценке физического развития одного и того же ребенка различными методами.

По результатам медицинского обследования 4837 детей в Самарской и Пензенской областях, были созданы современные стандарты физического развития детского населения для каждого из известных методов оценки. При помощи созданных стандартов, была произведена гигиеническая оценка физического развития обследованных детей методом сигмальных отклонений, регрессионным и центильным методами. Результаты данной оценки являются следующими:

• 382 ребенка, имеющие 2 показателя физического

развития, относящиеся по методу сигмальных отклонений к показателям ниже среднего, по регрес-

сионному методу определяются как дети со средним физическим развитием. В тоже время по центильному методу более половины детей относятся к мезосоматическому типу развития.

• 413 детей, имеющие 2 показателя физического развития, относящиеся по методу сигмальных отклонений к показателям выше среднего, по регрессионному методу определяются как дети со средним физическим развитие. По центильному методу 289 из 413 детей относятся к мезосоматическому типу и только 124 ребенка к макросоматическому типу развития.

• 311 детей, имеющие 1 показатель физического развития, относящийся по методу сигмальных отклонений к показателям выше среднего, 1 показатель -средний, но рост относящийся к показателям ниже среднего, по регрессионному методу определяются как дети с физическим развитием ниже среднего. При этом по центильному методу примерно половина (148 детей) определяются как дети с микросоматическим типом, а 163 ребенка относятся к мезосоматическому типу физического развития.

В связи с выявленными несоответствиями возникает необходимость создания унифицированной методики, обобщающей результаты каждого метода оценки физического развития.

Нами предложено использовать балльный метод для общего заключения, исходящего из оценки физического развития методом сигмальных отклонений, регрессионным и центильным методами. Для этого необходимо соотнести результат исследования по каждому методу к соответствующему баллу исходя из таблицы № 1.

Далее необходимо суммировать полученные баллы и по сумме определить уровень физического развития ребенка в соответствии с таблицей 2.

Таблица 1

Распределение баллов исходя из метода оценки физического развития.

Число баллов Метод оценки физического развития

Сигмальных отклонений Регрессионный Центильный

Показатель ФР Уровень ФР Соматотип

1 низкий низкое микросоматический

2 ниже среднего ниже среднего

3 средний среднее мезосоматический

4 выше среднего выше среднего

5 высокий высокое макросоматический

Таблица 2

Заключение об уровне ( шзического развития исходя из суммы баллов.

Физическое развитие (ФР) Сумма баллов по трем методам оценки

3 показателя ФР 4 показателя ФР 5 показателей ФР

Низкое 5 6 7 8 6 7 8 9 7 8 9 10

Ниже среднего 9 10 11 12 13 10 11 12 13 14 15 11 12 13 14 15 16 17

Среднее 14 15 16 16 17 18 19 20 18 19 20 21 22 23 24

Выше среднего 17 18 19 20 21 21 22 23 24 25 26 25 26 27 28 29 30 31

Высокое 22 23 24 25 27 28 29 30 32 33 34 35

Необходимо учитывать, что суммирование баллов, полученных при оценке методом сигмальных отклонений, осуществляется в соответствии с достигнутым уровнем для каждого показателя физического развития. Методика может быть использована при оценке не менее 3 и не более 5 показателей физического развития. Поэтому сумма баллов и соответствующая оценка физического развития различны при оценке трех, четырех и пяти показателей физического развития.

Разработанная унифицированная методика может быть использована при гигиенической оценке физического развития детей и подростков врачами-педиатрами в детских учреждениях, а также при обучении студентов высших учебных медицинских заведений методике комплексной оценки состояния здоровья детского населения и физического развития в частности.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

43

Список литературы

1. Broca P.P. Memoires d’anthropologie. Paris, 1871/ 1877, v.1, 178 p.

2. Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in syste-matischer Darstellung. 2 Aufl. Jena, 1928.

3. Березин И.И., Гаврюшин М.Ю. Обоснование необходимости создания современных региональных стандартов физического развития детей и подростков Приволжского федерального округа // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16, № 5(2). С. 829.

4. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Наркомпрос РСФСР, 1941. 368 с.

5. Гаврюшин, М.Ю. Оценка качества воды систем питьевого водоснабжения в учреждениях для детей и подростков [Текст] / М.Ю. Гаврюшин // Санитарный врач. - 2014. - № 4. - С. 27-29.

6. Громбах С.М., Ужвии В.Г., Ямпольская Ю.А. Комплексная оценка морфологического развития ребёнка по темпам созревания и физическому состоянию // Вопр. антропологии. 1974. Вып. 47. С. 98108.

7. Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб., 1866. C.100.

8. Кучма В.Р. История гигиены и охраны здоровья детей в России // Вопр. школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 13.

9. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: метод. указания / Е.С. Богомолова [и др.]. Н.Новгород: Изд.-во НижГМА, 2011. 80 с.

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 дек. 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Приложение №1 «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей» [Электронный ресурс] // Техэксперт: проф. справочная система. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901884588, свободный (дата обращения 10.08.2015).

11. Сравнительная оценка условий обучения в средних образовательных учреждениях разного типа / И.И. Березин, И.Г. Кретова, Н.В. Русакова [и др.] // Гигиена и санитария. 2010. № 4. С. 83-86.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА И КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ РЕСПИРАТОРНОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ

Деворова Марифат Бакиевна

Доцент кафедры амбулаторной медицины Ташкентского педиатрического медицинского института

АННОТАЦИЯ

В статье отражаются данные обследования 271 ребенка школьного возраста больных респираторной аллергией. Установлено, что у детей отмечается высокий уровень аллергической реактивности организма, который относительно зависел от клинических форм респираторных аллергозов и вида региональных аллергенов.

ABSTRACT

The article stated the survey data 271 school-age child patients of respiratory allergy. Found that in children there is a high level of allergic reactivity, which is relatively independent of the clinical forms of respiratory allergies and type of regional allergens.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: аллергия, аллергены, дети, реактивность организма.

Key words: аПergies, allergens, children, reactivity.

Актуальность. К респираторным аллергозам относятся заболевания, в патогенезе которых решающая роль принадлежит аллергии, а в клинической картине на первый план выступают симптомы поражения органов дыхания. Аллергические поражения органов дыхания достаточно часто встречаются у детей, особенно раннего и дошкольного возраста. Считают, что аллергические заболевания носа, глотки и уха составляют 50-60% всех случаев заболеваний этих органов у детей [1, с. 53; 5, с. 10; 7, с. 48].

В последние годы успешно развивается учение о реактивности организма [2, с. 257; 4, с. 70]. Под аллергической реактивностью понимают развитие специфической повышенной чувствительности организма на воздействие генетически чужеродных веществ - аллергенов. Определение аллергической реактивности организма больных имеет большое практическое значение [3, с. 110; 6, с. 10]. В связи с этим, возникает необходимость в детальных исследованиях, связанных с уточнением особенностей аллергической реактивности организма при различных заболеваниях.

Цель исследования: изучить роль реактивности организма на клинические формы респироторной аллергии у детей школьного возраста.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования служили дети, посещающие детские садики и школьники, проживающие в условиях города Ташкента. Под наблюдением находились 271 ребенок в возрасте 7-14 лет: мальчиков - 141 (52,0±3,0%), девочек - 130 (48,0±3,0).

После тщательного клинико-аллергологического обследования были выявлены следующие формы репи-сраторной аллергии. Так у 114 детей был установлен аллергический риноконъюнктивит (АРК), у 84 - аллергический рецидивирующий обструктивный бронхит (АРОБ), а у 73 - бронхиальная астма (БА).

Специфический диагноз аллергических заболеваний ставили на основании проведенного комплексного клинико-аллергологического, функционального, лабораторного обследования и постановки специфических аллергических диагностических тестов (in vivo) с учетом Международных Консенсусов.

Результаты исследования. У детей с АРК в этиологии болезни существенное значение имели специфические пыльцевые, бытовые, эпидермальные и инсектные аллергены. Анализ данных скарификационных тестов, то есть аллергических реакций кожи на региональные аллергены позволяют прийти к следующим обобщениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.