УДК: 61:378 (09) ББК 63.3.2
ВКЛАД Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.А. КАШАПОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинска, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается вклад Николая Васильевича Склифосовского в систему высшего медицинского образования в России. Проведен обзор его работ, созданных в императорской медико-хирургической академии, а также на медицинском факультете императорского Московского университета и Клинического института Великой княгини Елены Павловны.
Ключевые слова: Н.В. Склифосовский, высшее медицинское образование, история.
Актуальность. Н.В. Склифосовский принадлежал к блестящей плеяде прогрессивных ученых дореволюционной России. Его имя стоит в одном ряду с именами крупнейших ученых XIX века - Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, труды, которых высоко подняли знамя отечественной науки. В России целая историческая эпоха связана с деятельностью Н.В. Склифосовского. Пожалуй, нет такой области хирургии и общественной медицины, в которой не проявился бы яркий и многогранный талант этого замечательного ученого, клинициста и общественного деятеля.
В период с 1871 по 1880 г. Н.В. Склифосовский работает в Санкт-Петербурге -в императорской медико-хирургической академии в должности заведующего кафедрой хирургической патологии и терапии, а также руководителя хирургическим отделением 2-го Военно-сухопутного госпиталя. В академии Н.В. Склифосовский организует институт полевых хирургов, который имел задачу подготовки врачей-хирургов к работе в военно-полевых условиях. Работая в академии, Н.В. Склифосовский много оперирует,
разрабатывает технику ряда операций и реализует их у пациентов. На протяжении 13 лет Н.В. Склифосовский являлся руководителем факультетской клиники, одновременно он был назначен консультантом Московского военного госпиталя. Понимая всю важность клинической практики для обучения врача, Н.В. Склифосовский широко привлекал студентов к практической работе с больными. В учебный процесс он внедрил собственное изобретение -"институт кураторов": каждого больного курировала группа из 2-4 студентов под
руководством опытного хирурга. Студенты имели возможность не только общаться с курируемым больным, наблюдать за течение болезни и результатами лечения, но и работать с историей болезни, делать перевязки, выполнять посильные им лечебные манипуляции, а участие в операциях было неукоснительным правилом.
По мысли Н.В. Склифосовского, для целей обучения, разработки и внедрения новых идей, методов лечения и профилактики университет должен располагать собственной мощной учебно-клинической базой. Совместно с группой энтузиастов и сподвижников из числа профессорско-преподавательского состава Н.В. Склифосовский начал активно строить базу на Девичьем Поле в Москве.
Строительство Клинического городка -весьма масштабного по тому времени - явилось в известной мере вершиной организаторского таланта Н.В. Склифосовского. Согласно данному проекту было возведено 13 зданий, где разместилось 15 клинических учреждений на 710 коек и 6 учебно-научных институтов. В 90-е годы XIX века клиники Московского университета, принадлежащие ему на правах собственности, были признаны лучшими в Европе, представляли собой по замыслу и его реализации уникальное явление. Реализация проекта Н.В. Склифосовского позволила медицинскому факультету обеспечить успешное выполнение учебного плана (заложенных в нём идей Н.В. Склифосовского по подготовке новых поколений врачей в России), в значительной мере активизировать подготовку научных кадров высшей квалификации, научную и лечебную работу профессорско-преподавательского состава.
Именно благодаря усилиям Н.В. Склифосовского и руководимого им коллектива факультетская хирургическая клиника Московского университета стала лучшим научно-исследовательским, педагогическим и лечебным учреждением в России.
Вклад Н.В. Склифосовского в развитие высшего медицинского образования, сопровождавшийся практической реализацией многих его новаторских идей, продолжился в Санкт-Петербурге, когда ему было предложено стать директором Клинического института Великой княгини Елены Павловны. Задача института состояла в том, чтобы восполнить пробелы в знаниях врачей из провинций страны, дать врачам возможность освоить новые методы диагностики, лечения и реабилитации, отвечающие высоким требованиям современной науки. Институт был открыт в 1805 году и являл собой реализацию системы усовершенствования российских врачей, которую впервые предложили известные профессора медицины XIX века Н.И. Пирогов, Э.Э. Эйхвальд и др. Во вверенном ему институте Н.В. Склифосовский руководит кафедрой хирургии и хирургическим отделением. Верный своему принципу анатомического обоснования хирургии, Н.В. Склифосовский ввел преподавание
топографической анатомии на более высокий уровень. В дальнейшем этот раздел преподавания стал до такой степени самостоятельным курсом, что из него вырастает кафедра оперативной хирургии.
Накопленные знания, приобретённый опыт и энергия Н.В. Склифосовского и в этом новом назначении находят реализацию на путях
дальнейшего развития учреждения. Н.В. Склифосовский успешно добивается от властей увеличения финансирования на содержание института, что позволило ему реорганизовать работу клинических отделений в соответствии с требованиями современной науки, открыть новые кафедры: нервных болезней, офтальмологии, гинекологии.
Новатор в хирургии, Н.В. Склифосовский активно внедрял в институте последние достижения медицинской науки своего времени. При нем была создана база для широкого применения физических методов лечения. Эти нововведения существенным образом усилили учебно-научный потенциал института, расширили приём слушателей в институт. В институте Н.В. Склифосовский читал полный курс хирургических болезней, активно проводил хирургическое лечение пациентов, выполнял приёмы ухода, передавая свой богатый опыт и знания слушателям института.
В заключение отметим, что приведённые в настоящей работе факты из жизни и творчества Н.В. Склифосовского свидетельствуют о крупном вкладе учёного и искусного врача-хирурга в развитие отечественной медицинской науки и высшего медицинского образования, характеризуют его незаурядную, талантливую, целеустремлённую личность, качества которой, соединённые с самоотверженным трудом, позволили учёному внести весьма весомый и истинно новаторский вклад в хирургическую науку, облегчить страдания и спасти жизнь многим тысячам раненых на полях сражений, в том числе и за счет воспитания высококлассных и грамотных специалистов.
Список литературы
1. Земляной В.П. Памяти Н.В. Склифосовского /В.П. Земляной - Эффективная терапия, 2004 г., том 10, №4. - с. 8587
2. Тарасов В.А. Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904) /В.А. Тарасов, Е.С. Побегалова - Вестник хирургии, 2005 г., том 164, №2. - 91 с.
3. Хубутия М.Ш. Н.В. Склифосовский - врач, ученый, педагог, общественный деятель ( к 175-ти летию со дня рождения) /М.Ш. Хубутия, С.А. Кабанова - История неотложной медицины и юбилейные даты, 2011, №1. - с. 48-49
THE SKLIFOSOVSKY'S CONTRIBUTION TO THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL
EDUCATION*
J.A. KASHAPOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
* Научные руководители: доц., к.м.н. Тарасова И.С., асс. Березина А.М.
Abstract
This article discusses the contribution of Nikolai Sklifosovsky in higher medical education in Russia. His works, created in the Imperial Medico-Surgical Academy and the Faculty of Medicine of the Imperial Moscow University and the Clinical Institute of Grand Duchess Elena Pavlovas, are reviewed.
Keywords: Sklifosovsky, higher medical education, history.