УДК 378.147 ББК 63
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО
П.С. РЕШЕТОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия ПЛ. СЕМЕНОВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: reshetova.polina@mail.ru
Аннотация
В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии.
Ключевые слова: хирургия, врачебная деятельность, новаторство, медицинское образование.
Актуальность. Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904 гг.) - великий врач-новатор, крупнейший педагог. Его достижения в науке, хирургической практике, руководителя ряда медицинских учреждений в стране - суть ступени в неустанном труде, в самосовершенствовании, которые, в свою очередь, обогащали его творческий потенциал, предоставляли реальные пути в новые неизведанные области врачебной деятельности для решения проблем, предоставляемые самой судьбой.
Н.В. Склифосовский воздал в свое время крупнейшую клиническую школу, его имя находится в одном ряду с такими знаменитыми учеными-медиками XIX века как: Н.И. Пирогова, Е.О. Мухина, И.В. Буяльского, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, чьи труды создавали большой авторитет в отечественной медицине.
Многолетний постоянный труд во время военных действий сделал возможным успешное решение вопросов о выборе в наибольшей степени целесообразных хирургических доступов к различным органам, а также разработку и внедрение в практику рациональных приемов ведения операций, что в итоге дало свои результаты. Дело Н.В. Склифосовского стало подлинно передовым в области разработки и реализации принципиально новых для того времени и эффективных методов хирургического лечения болезней. У него действительно получилось приобрести ценнейшее качество в его врачебной деятельности - универсальность
профессиональных возможностей как врача-хирурга [1].
Усиленный труд в период различных военных конфликтах и личностные качества Н.В. Склифосовского, как жизнестойкость [4, 5,
6], волевой характер, упорство в работе позволили ему выработать собственную технику операций, которая приобрела черты истинного мастерства, отличалась новаторским путем, обеспечивала минимизацию затрат времени и была в высшей степени эффективной по конечному результату.
Н.В. Склифосовский считал себя учеником Н.И. Пирогова и продолжал его идеи по внедрению асептики и антисептики, развитию военно-полевой хирургии. Внедрение асептики и антисептики в хирургическую практику (наряду с обезболиванием и открытием групп крови) относится к одним из фундаментальных достижений медицины XIX века. До появления антисептики хирурги практически никогда не шли на риск операций, связанных со вскрытием полостей человеческого тела, так как вмешательства в них сопровождались почти стопроцентной летальностью от хирургических инфекций. [3].
В течение нескольких лет он находился за рубежом. Посещал передовые медицинские клиники и учился новым методам в области хирургии как челюстно-лицевой, так и гинекологической.
С 1871 по 1880 гг. Н.В. Склифосовский работает в Санкт-Петербурге - в императорской медико-хирургической академии заведующим кафедрой хирургической патологии и терапии, и является руководителем хирургического отделения 2-го военно-сухопутного госпиталя. В академии Николай Васильевич организует институт полевых хирургов, который имел цель в подготовке врачей-хирургов к работе в военно-полевых условиях. В этот период Н.В. Склифосовский много оперирует,
разрабатывает и оттачивает технику различных операций и реализует их у пациентов:
экстирпация гортани по поводу рака; резекция обеих половин верхней челюсти с последующим протезированием (протез изготавливался из твёрдого каучука); операции на мочевом пузыре и разработка глухого шва мочевого пузыря; операции по поводу ущемлённой грыжи и удаление мозговой грыжи; операции при переломах костей конечностей; операция соединения отломков костей при ложных суставах бедра ("русский замок", или "замок Склифосовского") и ряд других [1].
В 1880-1893 года Н.В. Склифосовский был руководителем факультетской клиники и деканом медицинского факультета
императорского Московского университета; одновременно он был консультантом Московского военного госпиталя. В это же время Н.В. Склифосовский значительно расширил охват оперативных вмешательств и диапазон исследований в хирургической науке. Полученный опыт и результаты научного труда явились началом для новых его целедостижений в деле хирургического лечения больных, обучения студентов на медицинском факультете императорского Московского университета [2].
Н.В. Склифосовский с радостью обучал практическим навыкам студентов, потому что хотел выработать у них разнообразные умения для будущей работы. Не забывал он и о своих коллегах - делился с тактиками и основными правилами по уходу за больными после операций [1].
В 1883 г. был одобрен его проект на строительство клинического городка на Девичьем Поле. Здесь были задуманы корпуса клиник Московского университета. К 1897 г. городок был построен, благодаря упорству, вере в успех и большому авторитету в обществе Н.В. Склифосовского [1].
Н.В. Склифосовский привносил большой вклад в развитие высшего медицинского образования. И продолжал свои инновационные [7] и оригинальные идеи реализовать в жизни уже в Санкт-Петербурге, после того как в 1893 году ему предложили стать директором Клинического института Великой княгини Елены Павловны.
Первостепенной задачей института стало восполнить пробелы и дать знания всем врачам страны, чтобы они освоили новые методы диагностики и лечения, профилактики и реабилитации, которые отвечают требованиям современной науки. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире
клинический институт для усовершенствования врачей. Здесь Н.В. Склифосовский руководит кафедрой хирургии и хирургическим отделением. Свои знания, опят и энергию Николай Васильевич направляет в дальнейшее развитие учреждения [2].
Н.В. Склифосовский создает все условия, чтобы финансирование учреждения
повышалось. В течение нескольких лет появляются новые отделения в клинике, реорганизация и совершенствование работы были ключевой задачей. Увеличиваются площади помещений, а это приводит к расширению диапазона оперативных вмешательств, которые выполняли в институте. Также улучшаются гигиенические условия института. Благодаря достижениям науки, были открыты новые кафедры, такие как гинекология, нервные болезни, офтальмология [2].
Как новатор и передовой учёный Н.В. Склифосовский в 1888 г. впервые в России успешно внедряет в хирургическую практику методы и технику рентгенологического исследования. Все это время Николай Васильевич читает полный курс лекций по хирургическим болезням. Весь опыт и знания он передавал своим слушателям: хирургическое лечение болезней, приемы и виды ухода за пациентами до и после операций и многое другое [1].
Также он уделял большое внимание практическим занятиям студентов. Клиника Н.В. Склифосовского стала для них прекрасным местом обучения. Занимался со студентами в свободное время от лекций, а по воскресеньям часто делал вместе с ними обход больных в отделениях. Кураторы, которые находились на обходе, должны был докладывать о своих больных. Студенты посещали перевязки, делали перевязки своим больным, делали записи в дневниках (картах), были ассистентами на операциях, активно принимали участие в ночных дежурствах и следили за состоянием больных, которые находились после операции, а в случаи необходимости оказывали помощь [2].
Многие выпускники продолжали свое становление в профессии как врачи-хирурги. За 9-летний период заведования кафедрой хирургии Н.В. Склифосовский создаёт школу высококвалифицированных хирургов. Это не только расширило хирургическую помощь в стране, но и значительно привнесло вклад в развитие хирургической науки [1].
Таким образом, педагогическая деятельность Н.В. Склифосовского была уникальна, нова и направлена на: улучшение медицинского
образования, информированность врачей-специалистов в области хирургии и совершенствование оперативных приемов.
Список литературы
1. Крачун, Г.П. Профессор Н.В. Склифосовский (1836-1904): истоки достижений на жизненном пути - в медицине, в развитии высшего медицинского образования в России /Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8556 (дата обращения: 09.03.2016).
2. Крачун Г.П. Вклад профессора Н.В. Склифосовского (1836-1904) - выдающегося отечественного врача-хирурга, уроженца Приднестровья - в выполнении первых в России полостных операций /Г.П. Крачун // Склифосовские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием, 16 ноября 2012 г. - Тирасполь, 2012. - 160 с.
3. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. - с. 14-16
4. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (37). - С. 84-86.
5. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 2. -№ 5 (37). - [Электронныйресурс]- URL: http://w eb.snauka. ru/issues/2014/05/34519.
6. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. - № 1 (14). - С. 91-94.
7. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - С. 80-82.
TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY*
P.S. RESHETOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia P.A. SEMENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: reshetova.polina@mail.ru
Abstract
The article highlights the chronological development of teaching activities N. V. Sklifosovsky, accomplishments and innovative approach in the field of surgery.
Keywords: surgery, medical practice, innovation, medical education.
* Научные руководители: ст. преп., к.псих.н. Соболева Е.В., доц., к.м.н. Пешиков О.В.