Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского'

Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
650
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЯ / ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВАТОРСТВО / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SURGERY / MEDICAL PRACTICE / INNOVATION / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Решетова П. С., Семенов П. А.

В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY

The article highlights the chronological development of teaching activities N. V. Sklifosovsky, accomplishments and innovative approach in the field of surgery.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского»

УДК 378.147 ББК 63

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО

П.С. РЕШЕТОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия ПЛ. СЕМЕНОВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: reshetova.polina@mail.ru

Аннотация

В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии.

Ключевые слова: хирургия, врачебная деятельность, новаторство, медицинское образование.

Актуальность. Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904 гг.) - великий врач-новатор, крупнейший педагог. Его достижения в науке, хирургической практике, руководителя ряда медицинских учреждений в стране - суть ступени в неустанном труде, в самосовершенствовании, которые, в свою очередь, обогащали его творческий потенциал, предоставляли реальные пути в новые неизведанные области врачебной деятельности для решения проблем, предоставляемые самой судьбой.

Н.В. Склифосовский воздал в свое время крупнейшую клиническую школу, его имя находится в одном ряду с такими знаменитыми учеными-медиками XIX века как: Н.И. Пирогова, Е.О. Мухина, И.В. Буяльского, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, чьи труды создавали большой авторитет в отечественной медицине.

Многолетний постоянный труд во время военных действий сделал возможным успешное решение вопросов о выборе в наибольшей степени целесообразных хирургических доступов к различным органам, а также разработку и внедрение в практику рациональных приемов ведения операций, что в итоге дало свои результаты. Дело Н.В. Склифосовского стало подлинно передовым в области разработки и реализации принципиально новых для того времени и эффективных методов хирургического лечения болезней. У него действительно получилось приобрести ценнейшее качество в его врачебной деятельности - универсальность

профессиональных возможностей как врача-хирурга [1].

Усиленный труд в период различных военных конфликтах и личностные качества Н.В. Склифосовского, как жизнестойкость [4, 5,

6], волевой характер, упорство в работе позволили ему выработать собственную технику операций, которая приобрела черты истинного мастерства, отличалась новаторским путем, обеспечивала минимизацию затрат времени и была в высшей степени эффективной по конечному результату.

Н.В. Склифосовский считал себя учеником Н.И. Пирогова и продолжал его идеи по внедрению асептики и антисептики, развитию военно-полевой хирургии. Внедрение асептики и антисептики в хирургическую практику (наряду с обезболиванием и открытием групп крови) относится к одним из фундаментальных достижений медицины XIX века. До появления антисептики хирурги практически никогда не шли на риск операций, связанных со вскрытием полостей человеческого тела, так как вмешательства в них сопровождались почти стопроцентной летальностью от хирургических инфекций. [3].

В течение нескольких лет он находился за рубежом. Посещал передовые медицинские клиники и учился новым методам в области хирургии как челюстно-лицевой, так и гинекологической.

С 1871 по 1880 гг. Н.В. Склифосовский работает в Санкт-Петербурге - в императорской медико-хирургической академии заведующим кафедрой хирургической патологии и терапии, и является руководителем хирургического отделения 2-го военно-сухопутного госпиталя. В академии Николай Васильевич организует институт полевых хирургов, который имел цель в подготовке врачей-хирургов к работе в военно-полевых условиях. В этот период Н.В. Склифосовский много оперирует,

разрабатывает и оттачивает технику различных операций и реализует их у пациентов:

экстирпация гортани по поводу рака; резекция обеих половин верхней челюсти с последующим протезированием (протез изготавливался из твёрдого каучука); операции на мочевом пузыре и разработка глухого шва мочевого пузыря; операции по поводу ущемлённой грыжи и удаление мозговой грыжи; операции при переломах костей конечностей; операция соединения отломков костей при ложных суставах бедра ("русский замок", или "замок Склифосовского") и ряд других [1].

В 1880-1893 года Н.В. Склифосовский был руководителем факультетской клиники и деканом медицинского факультета

императорского Московского университета; одновременно он был консультантом Московского военного госпиталя. В это же время Н.В. Склифосовский значительно расширил охват оперативных вмешательств и диапазон исследований в хирургической науке. Полученный опыт и результаты научного труда явились началом для новых его целедостижений в деле хирургического лечения больных, обучения студентов на медицинском факультете императорского Московского университета [2].

Н.В. Склифосовский с радостью обучал практическим навыкам студентов, потому что хотел выработать у них разнообразные умения для будущей работы. Не забывал он и о своих коллегах - делился с тактиками и основными правилами по уходу за больными после операций [1].

В 1883 г. был одобрен его проект на строительство клинического городка на Девичьем Поле. Здесь были задуманы корпуса клиник Московского университета. К 1897 г. городок был построен, благодаря упорству, вере в успех и большому авторитету в обществе Н.В. Склифосовского [1].

Н.В. Склифосовский привносил большой вклад в развитие высшего медицинского образования. И продолжал свои инновационные [7] и оригинальные идеи реализовать в жизни уже в Санкт-Петербурге, после того как в 1893 году ему предложили стать директором Клинического института Великой княгини Елены Павловны.

Первостепенной задачей института стало восполнить пробелы и дать знания всем врачам страны, чтобы они освоили новые методы диагностики и лечения, профилактики и реабилитации, которые отвечают требованиям современной науки. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире

клинический институт для усовершенствования врачей. Здесь Н.В. Склифосовский руководит кафедрой хирургии и хирургическим отделением. Свои знания, опят и энергию Николай Васильевич направляет в дальнейшее развитие учреждения [2].

Н.В. Склифосовский создает все условия, чтобы финансирование учреждения

повышалось. В течение нескольких лет появляются новые отделения в клинике, реорганизация и совершенствование работы были ключевой задачей. Увеличиваются площади помещений, а это приводит к расширению диапазона оперативных вмешательств, которые выполняли в институте. Также улучшаются гигиенические условия института. Благодаря достижениям науки, были открыты новые кафедры, такие как гинекология, нервные болезни, офтальмология [2].

Как новатор и передовой учёный Н.В. Склифосовский в 1888 г. впервые в России успешно внедряет в хирургическую практику методы и технику рентгенологического исследования. Все это время Николай Васильевич читает полный курс лекций по хирургическим болезням. Весь опыт и знания он передавал своим слушателям: хирургическое лечение болезней, приемы и виды ухода за пациентами до и после операций и многое другое [1].

Также он уделял большое внимание практическим занятиям студентов. Клиника Н.В. Склифосовского стала для них прекрасным местом обучения. Занимался со студентами в свободное время от лекций, а по воскресеньям часто делал вместе с ними обход больных в отделениях. Кураторы, которые находились на обходе, должны был докладывать о своих больных. Студенты посещали перевязки, делали перевязки своим больным, делали записи в дневниках (картах), были ассистентами на операциях, активно принимали участие в ночных дежурствах и следили за состоянием больных, которые находились после операции, а в случаи необходимости оказывали помощь [2].

Многие выпускники продолжали свое становление в профессии как врачи-хирурги. За 9-летний период заведования кафедрой хирургии Н.В. Склифосовский создаёт школу высококвалифицированных хирургов. Это не только расширило хирургическую помощь в стране, но и значительно привнесло вклад в развитие хирургической науки [1].

Таким образом, педагогическая деятельность Н.В. Склифосовского была уникальна, нова и направлена на: улучшение медицинского

образования, информированность врачей-специалистов в области хирургии и совершенствование оперативных приемов.

Список литературы

1. Крачун, Г.П. Профессор Н.В. Склифосовский (1836-1904): истоки достижений на жизненном пути - в медицине, в развитии высшего медицинского образования в России /Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8556 (дата обращения: 09.03.2016).

2. Крачун Г.П. Вклад профессора Н.В. Склифосовского (1836-1904) - выдающегося отечественного врача-хирурга, уроженца Приднестровья - в выполнении первых в России полостных операций /Г.П. Крачун // Склифосовские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием, 16 ноября 2012 г. - Тирасполь, 2012. - 160 с.

3. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Светя другим, сгораю сам", посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. - Челябинск: изд-во "ЧелГМА". - 25.02.2011. - с. 14-16

4. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (37). - С. 84-86.

5. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 2. -№ 5 (37). - [Электронныйресурс]- URL: http://w eb.snauka. ru/issues/2014/05/34519.

6. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. - № 1 (14). - С. 91-94.

7. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - С. 80-82.

TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY*

P.S. RESHETOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia P.A. SEMENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: reshetova.polina@mail.ru

Abstract

The article highlights the chronological development of teaching activities N. V. Sklifosovsky, accomplishments and innovative approach in the field of surgery.

Keywords: surgery, medical practice, innovation, medical education.

* Научные руководители: ст. преп., к.псих.н. Соболева Е.В., доц., к.м.н. Пешиков О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.