Научная статья на тему 'ВКЛАД Н. Н. ЕРШОВА В ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЕЛ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАТАГА)'

ВКЛАД Н. Н. ЕРШОВА В ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЕЛ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАТАГА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТАГ / РЕМЕСЛА / ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭТНОГРАФИЯ / КЕРАМИКА / Н.Н.ЕРШОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураева Нигора

Николай Николаевич Ершов внёс большой вклад в изучение таджикской этнографии советского периода. Свидетельством тому его многочисленные работы. В одной из своих монографий «Каратаг и его ремёсла» он даёт краткую историко-этнографическую характеристику и подробное описание его ремесленного производства до середины 60-х годов ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF N. N. YERSHOV TO THE STUDY OF CRAFTS TAJIKISTAN (ON THE EXAMPLE OF KARATAG)

Nikolay Nikolayevich Yershov made a great contribution to the study of Tajik Ethnography of the Soviet period. This is evidenced by his numerous works. In one of his monographs "Karatag and its crafts”, he gives a brief historical and ethnographic description and a detailed description of its craft production until the mid-60s of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД Н. Н. ЕРШОВА В ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЕЛ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАТАГА)»

УДК:902. 7(47) (092)

ВКЛАД Н. Н. ЕРШОВА В ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЕЛ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАТАГА)

ДЖУРАЕВА Н., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

С давних пор народы Таджикистана славятся творениями своих народных умельцев, ремесленников. Обыденные вещи, изготовленные умелыми руками мастеров, несут в себе глубокий смысл и имеют удивительную историю происхождения. Эти умелые руки в течение многих веков создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и др. В Таджики[ стане существуют целые династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение.

Многие советские и таджикские этнографы посвятили свои работы народным ремёслам. Одним из них является Николай Николаевич Ершов. Большую часть своих исследований он посвятил культуре и ремёслам Северного и Центрального Таджикистана, их современному состоянию, национальному костюму. С 1951 по 1979 гг. он проводил большую работу по сбору экспонатов для коллекции Музея этнографии.Прирождённый лингвист и этнограф - первые годы по приезду в республику занимался главным образом переводами с таджикского на русский и с русского на таджикский языки. Этнографией он занимался со студенческих лет, выезжая с профессором Л.В.Ошаниным в антропологические экспедиции, а полностью переключился на этнографические исследование и комплектование этнографических коллекций сектора этнографии с 1951 г. - после учреждения АН Тадж.ССР и создания в Институте сектора этнографии.

В одной из своих работ «Каратаг и его ремесла» вышедшей в 1984 г. Н.Ершов дал его краткую историко-этнографическую характеристику и, насколько позволяли имеющиеся источники, подробное описание и характеристику его ремесленного производства до середины 60-х годов ХХ столетия. В ней содержится большой полевой материал, систематизированный, проанализированный и научно обработанный, значительно пополняющий знания об этом старом центре таджикского ремесла. Работа освещает ткачество, гончарство, кузнечное, сапожное и другие ремесла Кара-тага тех лет [1].

Гончарное производство таджиков, уходящее своими корнями в глубокую древность продолжает жить и в настоящее время. Оно делится на мужское - изготовление керамики на гончарном круге и на женское-изготовление лепной керамики без гончарного круга. Ареалы того и другого можно приблизительно определить так: к северу от Гиссарского хребта распространено мужское гончарство, а к югу - женское. Исключе-

нием являются расположенный к югу от Гиссарского хребта Каратаг с его мужским гончарством и лежащая севернее хребта долина Ягноба, где до последнего времени бытовало женское гончарство.

Изучению современного гончарства Средней Азии посвящено много работ, по этому вопросу существует обширная литература. Обзор её с краткими аннотациями приведён в двух вышедших больших монографиях: в работе Е.М.Пещеровой «Гончарное производство Средней Азии» [2] и в работе М.К.Рахимова «Художественная керамика Узбекистана [3]. В 1974 г. вышел альбом «Современная керамика народных мастеров Средней Азии» где представлена керамика Каратага, которая по своей технологии, цветовой гамме и орнаменту включена в бухаро-самаркандскую группу зе-лёно-коричневой керамики [4].

Однако большинство указанных работ являются обзорными и посвящены мужскому гончарному ремеслу на территории современного Узбеки-

стана. Имеются однако, краткие сведения в немногих работах о мужском гончарстве на территории Таджикистана относящиеся к концу XIX началу ХХ вв. К числу последних можно отнести небольшую статью А.Кушакевича о керамике Ходжентского уезда [5] и очерк Н.А.Кирпичникова [6], а также статью М.С. Андреева [7] с перечнем предметов собранной им коллекции керамики уратюбинских и ферганских мастеров.

В своей работе «Каратаг и его ремёсла» [1] Н.Н.Ершов опирался на монографию Е.М.Пещеревой написанной на основе этнографических материалов, где отражён процесс производства неполивной женской ручной, т.е. лепной керамики, изготавливаемой без гончарного круга, характерной для керамики горных районов Таджикистана. Процесс мужского производства керамики на гончарном круге в семи пунктах Средней Азии - в Риштане, Шахрисябзе, Гиждуване, Ташкенте, Самарканде, Катта-Кургане и Каратаге, шесть из которых находятся в Узбекистане, только Каратаг - в Таджикистане.

Каратаг является самым юго-восточным пунктом бытования мужского гончарного ремесла в Таджикистане. Южнее и восточнее мужского гончарного производства нет, только женское, не знающее ножного гончарного круга.

По-видимому, мужское керамическое производство было принесено сюда выходцами из округа Самарканда. По преданию старожилов, последние стали основателями Каратага.

Собирая сведения по гончарству Н.Н.Ершов наблюдал работу гончаров в Каратаге в 1958-1959 и 1961-1962 гг. В то время гончары были объединены в производственной артели, правление которой находилось в Шахринауском, а потом в Регарском районах. Гончары работали у себя на дому, сдавая продукцию в артель для реализации, а в 1961 г. в центре Ка-ратага была построена мастерская и гончары перешли работать туда. Там были установлены металлические гончарные станки, краскотёрка и два приводившихся в движение электричеством круга для формовки цветочных горшков [1,80].

Н.Н.Ершов отмечает, что не все мастерские выглядели так, как они описаны Е.М.Пещеревой. Это описание относится скорее только к мастерской Бобо-Саида Расулева, теперь уже не существующей.

По-видимому, устройство мастерской Бобо-Саида, описанной Е.М.Пещеревой, можно считать образцовым, но для более позднего времени необязательным.Такое устройство имело преимущество над другими, так как большая площадь мастерской давала возможность сушить посуду в холодное время года на полках (раф) и на полу, а гончарная печь внутри мастерской обогревала помещение, облегчая работу и ускоряя сушку сырой посуды.

К описанию гончарного станка, сделанному Е.М.Пещеревой [2,138139]. Н.Н.Ершов добавляет, что доска, на которой во время работы мастер сидит верхом, называется не «аспчуб», а «аспакчуб», а лежащий на

земле камень, в углубление которого упирается конец оси станка, кроме приведённого Е.М.Пещеревой названия «сумба» имеет также название «сандон». Доску, для вымешивания глины, укреплённую перед гончарным станком, наши информаторы назвали «пештахтаи лоймолй».

К описанию Е.М.Пещеревой инструментария гончара, Н.Н.Ершов добавил, что «товонча» - лопаточки-колотушки для выколачивания (разбивания) стенок больших кувшинов «куза» не обязательно украшаются только одним орнаментом в виде вариантов четырёхлепесткового цветка «бо-домча» [1, 81].

Кроме указанного Е.М.Пещеровой инструментария гончаров, весьма несложного по составу, Н.Н.Ершов перечислил ещё несколько орудий их труда. Это «гаргара» - насаженное на ручку деревянное колёсико с вырезанными на его ободе зубчиками, служащее для нанесения орнамента на тулово сосудов. Для нанесения орнамента на сосуды употреблялись также штампы (цолиб), из обожжённой глины. Для обтачивания с внешней стороны дня мисок (коса) и блюд (табоц) употребляли ножи с загнутыми концами «кацкорд». Для выравнивания краев блюд, мисок и других сосудов употреблялась узкая полоска материи (цамарча), которую намочив, клали на край вертящегося на круге сосуда. Она удаляла с краев сосуда все шероховатости.

К описанию печей для обжига посуды (хумдон), данному Е.М.Пещеровой, Н.Н.Ершов добавил, что в Каратаге существовало и существует два типа печей. Это гончарная печь для обжига крупных сосудов «зарф» (куза, кугача, хурма и т.д.). Она называется «хумдони куза» и делается более крупного размера. Печь этого типа и описана Е.М.Пещеровой. Печь второго типа делается меньшего размера и служит для обжига мисок и блюд «хумдони косаву табац».

В старину существовали печи ещё более крупных размеров. Они служили для обжига больших корчагообразных сосудов (хум), служивших для хранения воды и разных продуктов, а также для разведения в них кубовой краски - индиго в красильных мастерских. Производство хумов давно уже прекратилось, и таких обжигательных печей не сохранилось.

Говоря о заготовке глины (хок) и составе теста, нужно добавить, что за глиной ездили обычно по четвергам и понедельникам. Глинище называют «хокканак». Копают глину тешой, старясь при этом отбирать и выбрасывать попадающиеся под руки камешки. Для работы одного мастера в течение недели достаточно двух ослиных вьюков глины (ду хар хок), которую возят в корзинах (кацова) из ивовых прутьев.

В Каратаге в глину, из которой собирались делать сосуды средней величины, например «куза», подмешивали коровий волос, который покупали у кожевников. За неимением его кладут и овечью шерсть. При изготовлении более мелких сосудов, особенно блюд и мисок, в глину добавляют пух из созревших головок рогоза, называемый «лух», а при выделке крупных

тануров для выпечки хлебных лепёшек в глину добавляют козью шерсть

(муи буз).

Для ангобирования посуды перед обливкой её глазурью употребляют глину грязновато белого цвета, комки которой выбирают из отвалов каменного угля на станции железной дороги «Чептура». Раньше глину для ангобирования, называвшуюся «гилбута», брали в горах выше по ущелью Каратагдарьи.

Каратагская керамика 60-х гг. не отличалась особым изяществом, была груба по форме и черепку. Поливой, или глазурью, называемой «ранг», пользовались при изготовлении мисок и блюд, а также детских горшочков, вставляемых в колыбель, изредка, при изготовлении некоторых сосудов хозяйственного назначения - для хранения жиров, сладостей и пр.

Каратагские гончары применяли только два красителя. Это-окись меди, дающую при свинцовой поливе зелёный цвет и окалин железа (о^ан-пуки), дающий золотисто-жёлтый цвет, при удачном обжиге получающийся с муаровым отливом.

Обжиг посуды, как отметила Е.М.Пещерева, производился гончарами Каратага в один и тот же день, а именно в среду, и посуду вынимали через двое суток после обжига, в пятницу, т.е. накануне базарного дня, приходившего тогда на субботу [2,145]. Во время обследования Н.Н.Ершова обычай обжигать посуду в один и тот же день соблюдался гончарами, но обжиг они проводили по пятницам и субботам и по воскресеньям вывозили для продажи на базары Гиссара,Регара.

Посуду продавали на базарах сами гончары. Позже ремесленники стали сдавать её правлению артели, которая занималась её реализацией [1,91].

В работе Е.М.Пещеревой имеется материал о кувшине (куза), кувшинчике (кугача), кружке «обхурак», горшках (хурма, дудаста), горшок «чах-дег» для пахтанья масла, «табоци гулоби» - чашки для пищи, т.е. восемь названий хозяйственной посуды, «тувак» - детские горшочки для колыбели, «цубур» - водопроводные трубы и «%уштак» - свистульки в форме птиц и зверей. Из необожжённой глины в Каратаге выделывались, по её же сведениям, «танур» - печи для выпечки лепёшек.

Ассортимент керамических изделий каратагских гончаров зафиксированный Ершовым Н.Н. во время полевых работ, оказался несколько шире, главным образом за счёт разновидностей посуды. Так, сосудов для хранения и питья воды в форме кувшина с одной ручкой зафиксировано гораздо больше. Это совсем маленькие кувшинчики «гицбул»* до одного литра вместимостью, кувшины такой же формы с большими объёмами называемые «сархуми» или «кугичаи майда», потом «нимкугича», «кугичаи калон», «куза-ча» и «куза». Все они, за исключением большого кувшина «куза», имеют

* Это название можно перевести как малютка. Оно образовано от слова «гичбулак» -маленький, взятого из местного диалекта таджикского языка.

одну и ту же форму и отличаются только размерами. Каждый вид сосуда соответствовал определённому объёму жидкости (0.5 л, 1.0 л, 1.5 л, 2.0 л).

Когда-то в Каратаге некоторые наиболее опытные гончары выделывали «машрафа» - кринкообразные с округлым туловом горшки с четырьмя ручками по бортику и с плотно прилегающей ручкой. Ручки, вернее ушки, делались небольшие, скорее не для держания сосуда, а для подвешивания его за верёвочки. Сосуды поливные снаружи и внутри, часто богато орнаментировались. К крышке делалась ручка, иногда в виде птички (тути). Машрафа использовалась для хранения сладостей, в том числе варенья.

В Каратаге изготовлялись изделия производственного назначения, применявшиеся в различных ремёслах. Это были двух размеров формы для отливки мыла - «собункоса», напоминающие цветочные горшки, но без отверстия в дне; сопла кузнечного горна - «булбул»; водопроводные трубы -«цубур»; «цолиб» - чашка, служившие при выделке кувшинов «куза» для формовки тулова разбивкой его лопатками-колотушками «товонча» и др.

Для любителей куропаток (кабк) и перепелов (бедона) делались подвешивавшиеся к клеткам спаренные чашечки для зерна и воды, называвшиеся «донкосаи кабк», и поменьше размером - «донкосаи бедона» [1, 99].

Без услуг гончаров не обходились и музыканты, для которых изготавливались «мехтар» - трубы типа зурны и «нацора» или «тавлак» - резонаторы для ручных барабанов, обтягиваемые кожей. К этой же категории изделий относятся и «буги осиё» - мельничная труба-резонатор, в которой трубили давая знать, что мельница свободна. В 60-е гг. ХХ в. к праздникам Навруз, Курбан и Рамазан гончары, чаще их подмастерья, делали из обожжённой глины «^уштак»-свистульки в форме птиц (тути, мусича), лошадок (аспакуо), барашка (кушцорча), какого-то называемого «львом» фантастического зверя «шер». Игрушки покрывали зелёной глазурью, иногда же раскрашивали после обжига жёлтой краской из травы «испарак» (живокость) с красными полосами и точками по ней. Иногда свистульки соединялись с маленьким игрушечным кувшинчиком для воды и назывались «кугича^ушток».

К изделиям, выделываемые каратагскими гончарами, Н.Н.Ершов добавил неполивные цветочные горшки (гултувак), которые прочно вошли в состав гончарных изделий: от полулитровых (нимлитри) до пятилитровых (панцлитри) и даже больше [1, 101].

Все перечисленные виды изделий каратагских гончаров делались из обожжённой глины. Кроме них гончары делали из необожжённой глины с примесью козьей шерсти печи для выпечки хлебных лепёшек (танур) в форме сужающегося к одной стороне цилиндра с венчиком в этом конце. Такие тануры делались для пекарен и бывали большого размера, высотой свыше метра и около метра в диаметре широкого конца. В пекарне они устанавливались на возвышении на бок, широким краем вплотную к стене. Такие же печи, но меньшего размера «дегдони нонпази», делались для вы-

печки хлебных лепёшек в домах и ставились они вертикально. Такой же примерно формы, но ещё меньшего размера, делались и печи «дегдони сан-далй»-ддя углубления в полу комнаты, в которое зимой насыпают горящие угли для обогревания помещения и сидящих около него людей. В них хлеб не пекут, и вообще для приготовления пищи их не используют.

Таков обзор гончарного ремесла в Каратаге 60-х гг. ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов Н.Н. Каратаг и его ремёсла. Душанбе, Дониш, 1984.

2. Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. - Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. Серия, т. 42, М.; Л., 1959.

3. Рахимов М.К. Художественная керамика Узбекистана. Ташкент, 1961.

4. Современная керамика народных мастеров Средней Азии. М.: Изд-во Советский художник, 1974. - С. 14, 51.

5. Кушакевич А. Гончарный промысел в Ходжентском уезде. - Турк. ведомости, 1871, №4.

6. Кирпичников Н.А. Краткий очерк некоторых туземных промыслов в Самаркандской области. Справ. Кн. Самарк. обл. на 1897 год. Самарканд, 1897.

7. Андреев М.С. К материалу по среднеазиатской керамике. - Запись экспедиции от общества для изучения Таджикистана и Средазкомстариса, работавшей в пределах Таджикистана летом 1925. Ташкент, 1926.

ВКЛАД Н. Н. ЕРШОВА В ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЕЛ ТАДЖИКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАРАТАГА)

Николай Николаевич Ершов внёс большой вклад в изучение таджикской этнографии советского периода. Свидетельством тому его многочисленные работы. В одной из своих монографий «Каратаг и его ремёсла» он даёт краткую исто-рико-этнографическую характеристику и подробное описание его ремесленного производства до середины 60-х годов ХХ столетия.

Ключевые слова: Каратаг, ремесла, гончарное производство, этнография, керамика, Н.Н.Ершов.

СА^МИ Н. Н. ЕРШОВ ДАР ОМУЗИШИ ^УНАР^ОИ МАРДУМИИ ТОЧ,ИКИСТОН (ДАР МИСОЛИ КАРАТОГ)

Дар омузиши мардумшиносии давраи шуравии точикон сах,ми мардумшиноси шинохта Николай Николаевич Ершов бисёр калон мебошад. Асар^ои сершумори ин олим ша^одати онанд.Дар рисолаи «^аратог ва хунарх,ои мардумии он» Н.Н.Ершов дар бораи х,унарх,ои мардумии ин мавзеъ то миёнаи солх,ои 60-уми асри ХХ тавсифи мухтасар додааст.

Калидвожа^о: Каратог, косиби, уунаруои мардумй, мардумшиноси, кулолгари, Н.Н.Ершов.

CONTRIBUTION OF N. N. YERSHOV TO THE STUDY OF CRAFTS TAJIKISTAN (ON THE EXAMPLE OF KARATAG)

Nikolay Nikolayevich Yershov made a great contribution to the study of Tajik Ethnography of the Soviet period. This is evidenced by his numerous works. In one of his monographs "Karatag and its crafts", he gives a brief historical and ethnographic

description and a detailed description of its craft production until the mid-60s of the twentieth century.

Key words: Karatag, crafts, pottery production, ethnography,ceramics, N.N. Ershov.

Маълумот дар бораи муаллиф: Ч,ураева Нигора - ходими хурди илмии шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмдои Ч,умдурии Точикистон. Телефон: 2217716; моб. (+992) 935872028. E-mail: sovkor_nir@mail.ru

Information about the autor: Juraeva Nigora - Junior researcher A.Donish Institute of History, archaeology and ethnography Academy of Science of the Republic of Tajikistan. Telefon: 2217716; моб. (+992) 935872028. E-mail: sovkor_nir@mail.ru.

УДК: 902.7(575.3)

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ

КОБИЛОВА М. П., Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана

Полный комплект костюма у таджиков называется сарупо. В равнинных районах в старину его составляли рубаха и штаны, легкий халат без подкладки, поясной платок, головной убор и обувь.В одежный комплекс могли входить стеганый халат джома чапон или халат чакман на основе домотканины из верблюжьей шерсти, а также, с конца XIX века, камзул со стоячим воротом и застежкой на пуговицах с петлями. Головной убор -тюбетейка или шапка сферической формы на вате, поверх которых навертывали чалму. Старинная обувь, преимущественно,-ичиги из мягкой кожи, поверх них носили резиновые галоши [5,123].

Традиционная мужская одежда таджиков-выходцев из горных районов Средней Азии (верховья Зеравшана, Припамирье, долина Ферганы), по сравнению с одеждой равнинных районов имела, как общие, так и некоторые отличительные особенности. В частности, комплекс одежды горца также состоял из нательной рубахи, шаровар и надеваемого сверху халата. Однако здесь более распространенной была нательная рубаха со сплошным разрезом спереди, по сути, нательный халат. Предметы одежды горцев были более узкими, чем бытовавшие в равнинных районах. Кроме того, в условиях гор в изготовлении одежды большое значение приобретает шерсть.

Так, мужская одежда памирского горца состояла из шерстяного тканого, прочной работы халата чакман, хлопчатобумажной или шерстяной рубахи без воротника и шаровар, широких наверху и несколько суживающихся книзу. На ноги надевали вязаные чулки, которые носили часто по две - по три пары. Сверх чулок мягкие кожаные сапоги, доходящие до по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.