Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКОВ'

ИЗ ИСТОРИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ИСТОРИЯ / ДРЕВНОСТЬ / ГОНЧАРСТВО / ГЛИНА / МАСТЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бахтиёр Одинаев

Керамика - важный компонент традиционной культуры Таджиков, каждый элемент которой имеет определенную цель. Реконструкция различных периодов в истории Таджикского традиционного керамического искусства может служить важным источником информации в самом широком смысле слова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF CERAMIC PRODUCTION OF THE TAJIKS

Ceramics is an important component of the traditional culture of the Tajiks, in which all elements have a specific purpose. Reconstruction of different periods in the history of the Tajik traditional ceramic art can serve as an important source of information in the broadest sense of the term.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКОВ»

49 years was available among women of republic. For January 1st 1951, 22,4 % from the general number of women of the country were illiterate.

One of the major reasons of considerable number illiterate among rural population was lack of training at schools during years of war. In the first post-war years also not all children of school age have been captured by study. So, in 1949/1950 educational year this number reached up to 25 thousand, and in 1950/1951 educational year it got to 20, 3 thousand.

Key words: training, war, woman, illiterate, rural population, post-war years, liquidation.

Сведения об авторе: Фозилова Махсуда Зулфикоровна - кандидат исторических наук, докторант кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддин Айни, e-mail: makhsudah_faz@mail.ru

Information about the author: Fozilova Mahsuda Zulfikorovna - Ph.D. in history sciences, doctoral of the Chair of History of Tajik People, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКОВ

Одинаев Б.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

На протяжении всей истории человечества керамика играла важную роль в развитии его технологий, поскольку составляла одну из главных областей его производственной и творческой деятельности. Она играла определяющую роль в развитии цивилизации, служа, например, развитию письменности (клинопись на глиняных плакетках), при строительстве различных архитектурных объектов, а ее типовые клеймы и надписи на изделиях, служат атрибутивными признаками при исследовании тех или иных объектов. В свою очередь художественная керамика составляет основу ремесленного производства и изобразительного искусства.

Керамика подразделяется на несколько видов: терракота, майолика, фаянс, шамот, каменная масса и фарфор. Технология обработки глины и производства изделий из нее на протяжении тысячелетий менялись и совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил. Керамика является важным компонентом традиционной культуры таджиков, в котором все элементы имеют конкретное назначение. Реконструкция отдельных периодов эволюции традиционного таджикского керамического искусства может рассматриваться как исторический источник информации в широком понимании этого термина.

Проблема происхождения гончарства неразрывно связана с вопросом о том, как шло освоение человеком свойств глины и глиноподобных материалов для своих хозяйственных, ритуальных и других нужд. В своей статье Ю.И. Цетлин указывает, что, несмотря на независимость друг от друга разных «очагов» возникновения гончарства и своеобразие его развития, процесс его происхождения в разных регионах мира подчинялся одной общей закономерности [5, с. 80].

Он, в частности утверждает, что полное исследование того, как возникло гончарство, включает выяснение происхождения таких аспектов, как 1) гончарная технология, 2) формы глиняной посуды, 3) орнамент на сосудах. В настоящее время можно считать доказанным, что традиции использования разных видов глинистого и глиноподобного сырья, как и традиции целенаправленного введения в формовочную массу различных искусственных примесей, сформировались в человеческих коллективах, обитавших в разных природно-климатических и хозяйственных условиях

Согласно изысканиям Ю.И. Цетлина, ранненеолитическая посуда изготавливалась, во-первых, из готовых природных материалов (различных илов или глин) без искусственных добавок, во-вторых, из специально приготовленной формовочной массы с минеральными добавками (дресва, песок или шамот), в-третьих, также из специально приготовленной формовочной массы с органическими добавками (помет птиц или навоз животных). Причем находясь в районах, где местные глины были не так обогащены примесями, ремесленникам приходилось самим создавать необходимый состав пластичной массы, для чего они добавляли в нее, внешне очень похожие, измельченные обломки своих глиняных сосудов (то есть шамот).

По мнению автора, в ранней истории гончарства выделяются три вида производства: догончарные, протогончарные, археогончарные.

На первой стадии догончарного производства сосуды изготавливались из равнинных или горных илов сложного состава (то есть из глиноподобного сырья) или только из навоза животных без специальной термической обработки изделий. Этот факт был зафиксирован известным исследователем Пещеревой [4, с. 76]. Для придания сосудам прочности и влагонепроницаемости использовались специальные органические растворы.

На второй стадии догончарного производства сосуды изготавливались уже из специально приготовленной формовочной массы, состоявшей из неглинистых материалов органического или минерального происхождения.

Такие сосуды уже могли подвергаться специальной термической обработке с использованием огня, что нередко имело ритуальный, сакральный характер.

Весьма важно утверждение Ю.И. Цетлина о том, что в период догончарных производств происходит постепенное разрушение полностью сформированных представлений о роли глиноподобного (илистого) и органического (навоз) пластичного сырья как единственного сырья, и складывание нового его типа, при котором оба этих вида соединялись в одной формовочной массе.

Изделия первой и второй стадии протогончарные производства характеризуется тем, что сосуды изготавливались из тех же самых составов, что и в догончарных производствах за исключением навоза. На третьей стадии происходит переход от использования глиноподобного илистого сырья сначала к изготовлению сосудов из илистых глин, а затем из настоящих природных глин [1, с. 93]. В составе формовочной массы большую половину составляют искусственно введенные пластичные органические материалы (прежде всего, помет птиц, навоз животных, раковины с телом моллюска, шерсть животных и т.п.). Четвертая стадия характеризуется примерно равным соотношением в формовочной массе глинистого сырья и органических или минеральных искусственных добавок. Термическая обработка изделий включала в себя режим низкотемпературного обжига изделий при условии, что обжигаемые сосуды перекрыты достаточно толстым слоем золы, или же посредством постепенного повышения температуры до степени каления глины.В условиях догончарных и протогончарных производств изготавливалась почти исключительно простая посуда, предназначенная для бытовых и иных нужд населения.

Археогончарные производства керамики уже целиком базируются на использовании природных глин в качестве основного пластичного сырья Формовочная масса такого состава использовалась для изготовления простой, глазурованной и майоликовой посуды. Образцы этого времени отражают частично сформированные представления древних гончаров о глине как сырье для изготовления посуды и о приемах термической обработки сосудов для достижения прокаленных черепков.

Таким образом, Ю. Б. Цетлин при рассмотрении проблемы происхождения и начального развития гончарства отмечает, что, во-первых, этот процесс имел полицентрический характер, так как гончарство в древнейшую эпоху многократно возникало в разных районах Земного шара, но потом эти следы были основательно скрыты последующим повсе-местным распространением глиняной посуды. Во-вторых,

процесс формирования древнейшего гончарства шел не изолированно, а в тесной связи с другими сферами человеческой культуры, из которых были заимствованы многие традиции работы с пластичными видами природного сырья [5, с. 82].

Керамика позволяет решить отдельные проблемы происхождения и этногенеза народов в древности. Так, известная статья Е.Е. Кузьминой о гончарном производстве племен андроновской культурной общности и происхождении индоиранцев убедительно показала индоиранские истоки ведического гончарства и подтвердила свои предположения лингвистическими данными. Например, санскритское название сосуда кумбха точно соответствует авестийскому хумб, таджикскому хум, а также ягнобскому хумб, что означает в разных языках и сосуд, и огороженную площадку для обжига керамики. В свою очередь, санскритское куллала («горшечник») соответствует таджикскому калал — «горшечник», кулла — «миска» — согдийскому калла — «глина, кувшин», ягнобскому калла — «глина, сосуд». В свою очередь таджикское слово бунук — нижняя часть заготовки сосуда с дном — восходит авестийскому буна — «низ», «основание», ведическому бундхья — «дно», «нижний мир». В свою очередь в Авесте встречается слово тонур — печь для обжига керамики, которое Е.Е. Кузьмина, принимая определение Э. Херцфельда, рассматривает не как исконно иранское , а заимствование из шумерского через аккадский или семитский [3, с. 174]

Таким образом, сопоставление лингвистических и этнографических материалов со свидетельствами ведической литературы и археологическими данными позволяет, с одной стороны, установить, родство ведической технологии керамического производства с современной северопакистанской и горнотаджикской, с другой — выявить генетическую связь с более древним гончарством пастушеских племен Средней Азии и Казахстана [3, с. 175].

Е. Е. Кузьмина также доказывает, что в технологическом процессе, описанном в ведической литературе, совпадают с археологически реконструируемой технологией андроновского гончарства такие важнейшие детали, как состав глиняного теста и применяемые примеси (кварц, шамот, растения, пух), формовка сосуды на подставке-плитке, донный начин, техника кольцевого налепа, заглаживание травой, орнаментация налепными валиками, обжиг в вымощенной плитками костровой яме, добавка к топливу трав [3, с. 176].

Наиболее важными моментами, позволяющими сопоставлять ведийское гончарство с андроновским, являются специфическая техника кольцевого налепа и трехчастность сосуда по вертикали. На андроновской посуде встречается орнаментация налепными вертикальными валиками и шишечками (разные варианты этой орнаментации присутствуют на посуде петровского типа, родственной посуде культуры многоваликовой керамики Украины, памятников Поволжья и на керамике XII—IX вв. до н. э. 4, 176).

Одними из ранних образцов керамического производства предков таджиков могут служить более сорока видов сосудов поселения протогородского типа Саразма (недалеко от г. Пенджикент в Зеравшане), который является единственным памятником ранней оседлой культуры позднего неолита и ранней бронзы в Мавераннахре (5500 лет). Оно интенсивно обживалось в течение тысячелетия и получило особый расцвет в эпоху позднего неолита и ранней бронзы. Саразм относится ко времени, когда в Египте и Месопотамии возникали древнейшие в истории человечества очаги цивилизации. Здесь сохранилась руины жилого комплекса из пахсы с культовыми, административными и жилыми зданиями, двухъярусная гончарная печь, а также сосуды и фрагменты расписной керамики.

В середине I тыс. до н.э. гончарный круг и двухъярусный обжигательный горн распространяются практически на всей территории регион^ что можно считать начальным этапом становления ремесленного товарного производства керамической посуды на территории Средней Азии. Всего на территории Средней Азии в настоящее время зафиксировано более 70 археологических объектов середины I тыс. до н.э. -

середины I тыс. н.э., непосредственно связанных с керамическим производством [2]. Древнейшие поселения предков таджикского народа с развитым керамическими производством находились в Тохаристане (среднее течение Амударьи и Сурхандарьинская область), Согдиане (долина реки Зеравшана и Кашкадарьи), в Вахшской и Ферганской долинах.

Пройдя развитие в несколько тысячелетий керамика и в настоящее время по-прежнему остается одним из самых востребованных видов сырья, активно используется в строительстве и архитектуре, водном и воздушном транспорте, автомобильной промышленности, производстве гаджетов, бытовых изделий.

Литература:

1. Бобринский А. А. О структуре и происхождении гончарной технологии // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Памяти Василия Дмитриевича Белецкого.- СПб.;Псков, 1997. - Т. 1. - С. 90-96.

2. Болелов С. Б. Гончарные производства Средней Азии во второй половине I тыс.до н.э. - первой половины I тыс. н.э. // Российская археология. - 2006. - № 3. - C. 116127.

3. Кузьмина Е. Е. Гончарное производство у племен Андроновской культурной общности (об одном археологическом аспекте проблемы происхождения индоиранцев) // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур Древнего и Средневекового Востока/ред.Б. Литвинский. - М. - 1986. - С. 173-175.

4. Пещерева Е. М. Гончарное производство Средней Азии // Труды института этнографии. Новая серия. М.; Л., 1959.

5. Цетлин Ю. Б. Современные взгляды на происхождение гончарства // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. № 3 (23).

ИЗ ИСТОРИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКОВ

Аннотация. Керамика - важный компонент традиционной культуры Таджиков, каждый элемент которой имеет определенную цель. Реконструкция различных периодов в истории Таджикского традиционного керамического искусства может служить важным источником информации в самом широком смысле слова.

Ключевые слова: Таджикистан, история, древность, гончарство, глина, мастер, ремесленники, обжиг.

FROM THE HISTORY OF CERAMIC PRODUCTION OF THE TAJIKS

Abstract. Ceramics is an important component of the traditional culture of the Tajiks, in which all elements have a specific purpose. Reconstruction of different periods in the history of the Tajik traditional ceramic art can serve as an important source of information in the broadest sense of the term.

Key words: Tajikistan, history, antiquity, pottery, clay, ceramic, master, craftsman, burn.

Сведении об авторе: Бахтиёр Одинаев - Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: bahri60@mail.ru

Information about the author: Odinaev Bahtyor - Institute of History, Archeology and Ethnography named of A. Donish, Academy of Sciences of the Republic Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.