Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА'

ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА / ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО / ПАМИР / САМАРКАНД / БУХАРА / ГЛАЗУРЬ / ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО / ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА / МЕСТО ДОБЫЧИ ГЛИНЫ / ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВА ГОНЧАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одиназода Бахтиёр Эмомали, Хостихудоева Ойша Хамидовна

Статья посвящена гончарному искусству таджикского народа в разные исторические периоды с его отличительными чертами в регионах республики, а также использованию этого искусства в жизни и быту народа. Свидетельства о художественной обработке глины найдены в различных древних районах Таджикистана: в Истаравшане, Канибадаме, Исфаре. В этих местах керамическое искусство отличалось обработкой и формой. В керамике северного Таджикистана (Худжанд, Истаравшан, Исфара, Канибадам), выполненной на гончарном круге, пребладали, главным образом, растительные мотивы, иногда подражающие росписям китайского фарфора. В колорите глазурованной керамики Истаравшана и Пенджикента акцент делался на совмещение желтого и зеленого цветов. В Канибадаме отдавали предпочтение белому, бирюзовому, зеленому, а в Худжанде - розовому и изумрудному тонам. Мастера к праздникам Навруз, Рамазан и Иди Курбон изготовляли свистульки в виде фантастических раскрашенных птиц и животных, а также другие игрушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF POTTERY AND ITS FEATURES IN ANCIENT RASLIANI REGIONS OF TAJIKISTAN

The Article is devoted to the pottery art of Tajikistan at different times and their distinctive features, as well as the use of this art in the life of the people. Certificate of artistic processing of clay found in various ancient areas of Tajikistan: in Ura-tube, Kanibadam, Isfara. In these places, ceramic art differed from each other in processing and form. Ceramics of Northern Tajikistan (Khujand, Istaravshan, Isfara, Kanibadam), executed on a Potter's wheel, has in the main image plant motifs, sometimes imitating the painting of Chinese porcelain. The color glazed ceramics of Istaravshan and Penjikent are more based on a combination of yellow and green. In Kanibadam to give preference to white, turquoise, green, and in Khujand-pink and emerald tones. Masters for the holidays-Navruz, Ramadan and Edie Kurbon - made whistles in the form of fantastic painted birds and animals or toys.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА»

ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА

ОДИНАЗОДА Б.Э., ХОСТИХУДОЕВА О.Х.

Государственный институт изобразительного искусство и дизайна

Таджикистана

Слышал я: под ударами гончара, Глина тайны свои выдавать начала: "Не топчи меня! - глина ему говорила, Я сама гончаром была только вчера".

Омар Хайям.

С давних времен у оседлых жителей Средней Азии - таджиков выработались художественные принципы в обработке глины «гил», «лой». Керамика народов Средней Азии изменяется веками. То, что выглядит восхитительным в одну эпоху, уже не удовлетворяет вкусы иного времени. Поиски нового приводят к отказу от укрепленных традиций керамических типов, обработанных предшествующими керамическими образами, в результате появляются абсолютно новые формы и новые художественные совершенства.

Древняя керамика Средней Азии в изобилии получена при раскопках городищ, поселений, могильников. Она продукт высокоразвитого городского мастерства.Как правило, эта керамика произведена на гончарном круге и обозначена высоким качеством технологии -тонкостенна, несложна и прочна. Она дает многообразные варианты -керамику всей Средней Азии первых веков до и после начала нашей эры: простота и ясность форм, четкость профилей, необычная «керамичность» сосудов, в которых словно бы запечатлен ход рук гончара и вращение гончарного круга. Красота среднеазиатских древних сосудов в самой их форме, в тонкости черепка, в великодушии фактуры и цвета, в интенсивности вишнево-красных ангобных покрытий, иногда бархатно-матовых, иногда залощенных до блеска [2, 120].

При археологических раскопках различных старых городищ Таджикистана-Варахши, Шахристана, Ашта, Пенджикента отыскали много примеров художественной отделки глины. Одно из таких исследований проводилось в 1952 году в Пенджикенте. Здесь был обнаружен скульптурный фриз, проходящий понизу двух стен южной половины помещения. Полуфантастические существа на фоне условно

изображенной воды представлены в высоком рельефе, выполненном из необожженного кирпича [1 ,76].

Глиняные стены были бы одинаковыми, серыми и унылыми, если бы не их орнаментальная резьба. Судя по характеру орнамента, техники и композиции можно говорить, что народные мастера Самарканда не только восхитительно владели искусством построения орнамента, но и были осведомлены о достижениях других видов архитектурной декорации.

Замечательным примером искусства резьбы по глине предыдущего века является усадебная стена на правой стороне пенджикентской улицы квартала Кафтархона г. Самарканда. Как и в других самаркандских усадьбах, плоскость этих стен разделена на прямоугольные сетки. А каждая ячейка, в свою очередь, наполнена косоугольниками.

Свидетельства о художественной обработке глины найдены в различных древних районах Таджикистана: Истаравшане (Ура-Тюбе), Канибадаме, Исфаре. В этих местах керамические изделия отличались друг от друга обработкой и формой. Орнамент наносился двумя-четырьмя пальцами по еще невысохшей штукатурке или деревянным трафаретом.

Основным центром ремесленного производства в Кабадианском бекстве считался Кабадиан, а затем большой кишлак Бешкент. Почти в каждом более или менее большом кишлаке была развита, та или иная область домашнего промысла или мастерства [5 стр. 110].

История свидетельствует что, наравне с мужчинами гончарным искусством занимались также и женщины. Женское гончарное производство было распространено среди таджиков особенно в пределах южного Таджикистана, в основном в различных местностях горных районов. Важным аспектом для развития производства керамического искусства является наличие хорошей гончарной глины.

Гончарную глину-хок-берут часто в специальных местах, избегая брать ее прямо с поверхности земли.В поиске хорошего сырья - глины женщины преодолевали несколько километров и несли ее на своей спине. По какой-то причине если менялось место получения глины, то ее обязательно проверяли, из этой глины изготавливали небольшой сосуд, если получался сосуд хорошего качества, то в дальнейшем использовали глину из этого источника.

Выбором места для добычи глины занимались самые опытные из мастериц, поэтому место, в котором находили хороший сорт глины называли в честь той мастерицы, которая нашла его [3, 24].

Гончарное искусство было не сильно развито. На гончарном круге с последующим обжигом производили глазурь с искусным орнаментом в тонах. Все это требовало большого мастерства.Производство глиняной посуды нередко становилось наследственной профессией.

В квартале Сарай-кишлак Кабадиана жили гончары. Отчасти гончарным промыслом занимались также жители окрестных кишлаков Кабадиана.

Гончарное производство было развито и в крупных населенных местах бекства. Некоторая часть населения кишлаков Бешкентской долины также занималось гончарным мастерством.

В выделке гончарных изделий обычно принимали участие и подростки, они перемешивали глину. Гончар создавал изделия уже из готовой глины, причем один мастер мог делать всякого рода изделия, узкая специализация по тому или иному виду не практиковалась. Он же производил и окраску глиняных предметов.

В конце XIX в. гончарные изделия вырабатывались в большом количестве, потому что другой посуды не было.

Техника производства гончарных изделий оставалась такой же, как и несколько веков тому назад. Никаких улучшений не было.

Чаще всего изготовлением гончарных изделий занимались осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, особенно когда были теплые дни, потому что не было нужды укрывать посуду от дождя или заносить ее в помещения.

Ученые пишут о том, что при археологических раскопках в Истаравшане был найден фасад с керамическими вставками одного из жилых домов, а также в интерьере некоторых помещений мазара Ходжа Такровут (Канибадам) были отмечены рисунки, нанесенные пальцами. Растительный узор напоминает стилизованные изображения кустов и деревьев.

Обозначая художественные достоинства отделки необожженной глины, широко применявшейся в архитектурной декорации гражданских и культовых построек городов Самарканда, Исфары, Канибадама, Гиссара и в район Шахритуза нельзя не упомянуть лепную глиняную орнаментацию закромов у жителей Каратегина и Дарваза.

Лепная керамика-одна из самых первых техник изготовления глиняной посуды, изобретенная в эпоху раннего неолита.

Такая керамика, до сих пор есть в горных районах Таджикистана, выполненная вручную, она украшается рельефными орнаментами, покрытыми ангобом. Эта керамика очень архаична, изготавливается, в основном не для продажи, а для собственных нужд.

Лепная керамика на Памире считается домашним ремеслом, и в основном этим занимались женщины на неподвижной подставке, которая позволяла медленно поворачивать заготовку [4, 21].

Изделия создавались в два, три приема, что позволяло нижним слоям подсохнуть перед наложением следующих.

Благодаря появлению гончарного круга повышается скорость изготовления сосуда, постепенно сосуды становятся товарными продуктами, и керамическое искусство переходит к гончарам-мужчинам. Изделия, изготовленные на гончарном круге, получаются легче и изящнее, их черепок более тонкий, а стенки идеально округлые, благодаря чему главным их украшением становится роспись. Этот тип керамических изделий характерен для северных и центральных районов Таджикистана.

Археологические находки лепной керамики на территории Памира многочисленны, ранние её образцы относятся к I тыс. до н. э. Это котлы, горшки, кувшины, миски домашнего производства. В раннее средневековье значительно развивается новая технология. Глиняная посуда, которую по-прежнему изготавливали ручным способом, стала более интересной по форме. Также стали расписывать наружные части сосудов красным и черным цветами [4, 23].

В Кулябе на территории мавзолея Хамадони была обнаружена гончарная печь Ахеменидов, которая могла послужить прототипом для последующих конструкций подобного рода. В средние века мастера обжигали посуду в двухъярусных гончарных печах. В нижнем ярусе располагалась круглая топочная камера, откуда горячий воздух поступал в верхнюю обжигательную камеру.

В ХУШ-Х1Х вв. крупными центрами керамического производства оставались Самарканд, Гиждуван, Бухара, Худжанд, Истаравшан, Дарваз, Куляб, Канибадам, Каратаг. В этот период наступает время нового развития гончарного ремесла. Разнообразие керамических изделий было необыкновенным. Ее ассортимент включал в себя блюда различных форм и размеров, сосуды большие и малые, сложные по конструкции или лаконичные по пропорциям чаши, кувшины, подносы т.д. До конца XIX в., производилась и полуфансовая посуда с высококачественной поливой и богатой орнаментальной росписью.

Керамика северного Таджикистана (Худжанд, Истаравшан, Исфара, Канибадам), исполненная на гончарном круге, обладает, главным образом, растительными мотивами, иногда подражающие росписи китайского фарфора. Колорит глазурованной керамики Истаравшана и Пенджикента больше построен на совмещении желтого и зеленого цветов. В Канибадаме отдавали предпочтение бельму, бирюзовому, зеленому, а в Худжанде-розовому и изумрудному тону. Мастера к праздникам, таким как Навруз, Рамазан и Иди Курбон, изготавливали свистульки в виде фантастически раскрашенных птиц и животных или игрушки [3, 42].

В долине Гиссара еще сохранились обычаи искусства орнаментальной обработки глины. Эти традиции продолжают старые мастерицы- таджички. Основное внимание они обращают на декоративное

оформление национальных печей «дегдон» из глины-сырца. В лепном орнаменте расставлены одинаковые тройные винтовые завитушки.

Важное место занимает глазурованная керамика Гиссара, где поверхность сосудов покрывали красновато-охристым подглазурным ангобом. Внутри сосудов на желтом фоне представляли круги с эпиграфическими вставками и фантастическими мотивами. Каратагские игрушки в основном покрывали зеленой и коричневой поливой без глазури. Лепная керамика южного и восточного Таджикистана прекрасна по форме и орнаменту. Здесь гончарные изделия изготовлялись вручную без гончарного круга и поливы были получены посредством постепенного накладывания валиков глины друг на друга и лепки нужной формы [3, 43].

Древние традиции гончарного дела продолжали дети и внуки Бободжана Мавлянова (г. Канибадам), братьев Сохибовых (к. Чоркух-города Исфара) и усто Гафура Халилова (г. Истаравшан), Рахмата Ходжаева (к. Урметан Айнинского района), Саида Расулова (к. Каратаг-район Шахринау), Саттора Досакова (г. Куляб). Широко практиковалось привлечение народных мастеров к оформлению интерьеров общественных сооружений в национальном стиле (гостиница «Ленинабад», ресторан «Истаравшан», гостница «Пенджикент», чайхана «Саодат»), где наряду с мастерами художественной обработки дерева и ганча трудились профессиональные художники. Произведения народных мастеров широко экспонировались на Всесоюзных и республиканских выставках, находили сбыт на различных художественных ярмарках и в салонах [6, 45].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Н.А., Нурджанов Н.Х. Искусство таджикского народа. -Душанбе, 1979.-215 с.

2. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. -Москва, 1982.- 270 с.

3. Масов Р., Юнусова Н., Додхудоева Л.Н. Народное искусство Таджикистана (Традиционные ремесла).-Душанбе, 2011.-356 с.

4. Масов Р., Юнусова Н., Додхудоева Л.Н. Народное искусство Памира. -Душанбе, 2009.-174 с.

5. Юсупов Ш. Очерки истории Кабадианского бекства в конце XIX -начале XX вв. -Душанбе,1986.-232 с.

6. Одинаев Б. Керамика Таджикистана XX-XXI в. -Душанбе, 2018. -234 с.

ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА И ЕГО

ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ТАДЖИКИСТАНА

Статья посвящена гончарному искусству таджикского народа в разные исторические периоды с его отличительными чертами в регионах республики, а также использованию этого искусства в жизни и быту народа.

Свидетельства о художественной обработке глины найдены в различных древних районах Таджикистана: в Истаравшане, Канибадаме, Исфаре. В этих местах керамическое искусство отличалось обработкой и формой. В керамике северного Таджикистана (Худжанд, Истаравшан, Исфара, Канибадам), выполненной на гончарном круге, пребладали, главным образом, растительные мотивы, иногда подражающие росписям китайского фарфора. В колорите глазурованной керамики Истаравшана и Пенджикента акцент делался на совмещение желтого и зеленого цветов. В Канибадаме отдавали предпочтение белому, бирюзовому, зеленому, а в Худжанде - розовому и изумрудному тонам. Мастера к праздникам Навруз, Рамазан и Иди Курбон изготовляли свистульки в виде фантастических раскрашенных птиц и животных, а также другие игрушки.

Ключевые слова: Таджикистан, лепная керамика, гончарное искусство, Памир, Самарканд, Бухара, глазурь, традиционное ремесло, исторические места, место добычи глины, техника производства гончарных изделий.

ТАЪРИХИ Х,УНАРИ КУЛОЛГАРЙ ВА ХУСУСИЯТИ ХОСИ ОН ДАР МИНТАЦА^ОИ ГУНОГУНИ ТОЧИКИСТОН

Макола таърихи хунари кулолгарии Точикистонро дар даврахои гуногун фарогир буда, санъати кулолгарй ва мавкеи онро дар хаёти инсоният муайян месозад.

Шахрхои бостонии Хучанд, Истаравшан, Конибодом, Исфара аз кадимулайём маркази санъати кулолии кадимаи Точикистон ба шумор мераванд.Санъати кулолгарй дар шахру нохияхо гуногун буда, аз якдигар бо шакл, сохт ва ороиш фарк мекарданд.

Зарфхои кулолии кисмати шимолии Точикистон (Хучанд, Истаравшан, Исфара, Конибодом), ки дар чархи кулолгарй омода мешуд, асосан дорои на;шх,ои ислимй ва баъзан таклидан на;шх,ои фарфори чинй буданд.Тобиши рангхои зарфхои сирдори кулолии шахрхои бостонии Истаравшан ва Панчакент бештар бо омезиши рангхои зард ва сабз сохта мешуд. Дар Конибодом ранщои сафед, сабз ва кабудчаро афзалтар медонистанд, дар Хучанд бошад-гулобй ва зумрадй. Дунармандон барои чашни Навруз, Рамазон ва Иди бурбон хуштокх,ои ба шакли хайвону парандахои ранга ва бозичахои гуногун месохтанд.

Калидвожах,о: Тоцикистон, кулолгарии дасти, санъати кулолгарии Помир,Самарцанд, Бухоро, сирдор, ^унармандии анъанави, цощои таърихи, цощои дастрасии гили махсус, техникаи исте^солии санъати кулолгари.

THE HISTORY OF POTTERY AND ITS FEATURES IN ANCIENT RASLIANI REGIONS OF TAJIKISTAN

The Article is devoted to the pottery art of Tajikistan at different times and their distinctive features, as well as the use of this art in the life of the people.

Certificate of artistic processing of clay found in various ancient areas of Tajikistan: in Ura-tube, Kanibadam, Isfara. In these places, ceramic art differed from each other in processing and form. Ceramics of Northern Tajikistan (Khujand, Istaravshan, Isfara, Kanibadam), executed on a Potter's wheel, has in the main image plant motifs, sometimes imitating the painting of Chinese porcelain. The color glazed ceramics of Istaravshan and Penjikent are more based on a combination of yellow and green. In Kanibadam to give preference to white, turquoise, green, and in Khujand-pink and emerald tones. Masters for the holidays-Navruz, Ramadan and Edie Kurbon - made whistles in the form of fantastic painted birds and animals or toys.

Key words: Tajikistan, molded ceramics, pottery of the Pamirs, Samarkand, Bukhara, glazes, traditional craft, molded ceramics, istorichekie places, the place of clay extraction, the technique of pottery.

Маълумот дар бораи муаллифон: Одиназода Бахтиёр Эмомалй-номзади илмх,ои таърих, ноиби ректор оид ба илм ва эчодиёти Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон. Тел:(+992) 904443180, E-mail: odinaevbahtiyor64@mail.ru

Хостихудоева Ойша Домидовна-магистранти соли 2-юми Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон.Тел: (+992) 900832442. E-mail: oysha.h@mail.ru

Сведения об авторах: Одиназода Бахтиёр Эмомали - кандидат исторических наук, проректор по науке и творчеству Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана. Тел: 904443180. E-mail: odinaevbahtiyor64@mail.ru

Хостихудоева Ойша Хамидовна - магистрант 2-го курса Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана. Тел.: (+992) 900832442; E-mail: oysha.h@mail.ru

Information about the author: Odinazoda Bakhtiyor Emomali-candidate of historical sciences, Prorector of the State Institute of the arts and design of Tajikistan, Tel.: (+992) 904443180; E-mail: odinaevbahtiyor64@mail.ru

Khostikhudoeva Oisha Hamidovna-2nd course Master, State Institute of the arts and design of Tajikistan.Tel:(+992) 900832442; E-mail: oysha.h@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.