Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКИСТАНА В 20-40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

РАЗВИТИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКИСТАНА В 20-40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / НАРОДНЫЕ МАСТЕРА / КЕРАМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АРТЕЛИ / КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / СОЮЗ / КЕРАМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одинаев Бахтиер Эмомалиевич

В статье рассматриваются вопросы развития керамического производства в Таджикистане в 20-40-е годы ХХ века. Анализируется состояние ремесленной, художественной и производственной керамики того времени в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CERAMIC PRODUCTION OF TAJIKISTAN 20 - 40-S OF THE 20TH CENTURY

This article devoted to analyze of the problems of development of the ceramics production in Tajikistan, artistic and industrial ceramics of 20-40-s of the 20th century in Tajikistan

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКИСТАНА В 20-40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

РАЗВИТИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАДЖИКИСТАНА В 20-40-е годы ХХ века

Бахтиёр ОДИНАЕВ,

кандидат исторических наук

Исторический период 1929-1940 годы был одним из самых сложных для Таджикистана, так как он только что получил статус Советской Социалистической Республики и вышел из состава Узбекской ССР. В то время он практически не располагал производственными мощностями, развитой образовательной системой, кадрами.

В 30-х-40-х гг. ХХ в. шел процесс объединения мастеров, как ремесленников, так и первых художников европейской школы в единый союз. В стране пока еще не сформировалась художественная школа, основывающаяся на европейской академической традиции. Однако под влиянием новых политических и социально-экономических условий в таджикской культуре постепенно происходили значительные изменения, главным образом, в области европеизации и модернизации традиционной культуры. Что касается новой фабричной и профессиональной художественной керамики Таджикистана, то она не получила значительного развития в 1 -й половине ХХ века. В прессе достаточно жестко критиковали все ведомства, которые были ответственны за укрепление основ советской культуры.

В 1932 г. Правительство Таджикистана принимает решение об открытии в Сталинабаде (Душанбе) Республиканской изо-фабрики. Ее основными задачами стали «осуществление творческого труда художников его организация на производственной основе, превращение художника из кустаря-одиночки в активного работника предприятия». Фабрика оказалась рентабельной, она смогла консолидировать творческие силы страны. Среди ее цехов, живописного, декоративно-конструктивного, скульптурного и др., был и графический цех. При каждом цехе было организовано обучение представителей местного населения, что было, несомненно, положительным фактом, поскольку работа «давала постоянную занятость и заработок художнику».

В 1932 г. были созданы Государственный историко-краеведческий музей и Музей изобразительного искусства, при котором в 1935 г. открылась картинная галерея. В 1934 г. начал работать Художественный комбинат. В декабре 1938г. делопроизводство художественной продукции было передано в руки одного ведомства и централизовано в производственную организацию «Всекохудожник», созданной Союзом художников. Она должна была заниматься изготовлением художественной продукции, в том числе памятников, плакатов, лозунгов, оформлением массовых зрелищ.

Страна испытывала большой недостаток в художественных кадрах. К этому времени в столице существовали только изо-учебные мастерские, открытые в1933 г. Данной проблеме, была посвящена статья В. Мокеева, в

которой он указывает, как это было принято в те годы, основные задачи по организации образовательных институтов. По его мнению, открытие учебного центра весьма важно, так как «станковая картина, скульптура, рисунок-графика, стенная живопись имеют значение фактора, мобилизующего массы вокруг текущих задач социалистического строительства и освещающего эти задачи в свете исторических предпосылок и перспектив развития социалистического

п

общества. В соответствии с поставленными задачами в 1936 г. в Душанбе было открыто художественное училище (сейчас Государственный художественный колледж им. М. Олимова).

В целях пропаганды традиций народного художественного мастерства (резьба по дереву, керамика и роспись) Союз советских художников республики добился восстановления ранее действовавших мастерских в г. Истаравшане (Ура-Тюбе) и Гиссаре, стал инициатором создания художественных кружков в отдельных госпиталях и при Доме Красной Армии в Сталинабаде. В 1944г. распахнула двери студия в Кулябе, которая должна была со временем быть преобразована в училище. И уже в августе 1945 г. открылась декада искусства Кулябской области в Душанбе.

В 40-е гг. ХХв. творчество народных мастеров, в том числе и керамистов, по-прежнему было в центре внимания, как властей так и профессиональных художников нового искусства. Так, в 1940г. народное искусство республики было представлено, наряду с новым искусством, во время декады таджикского искусства в Москве, а в 1943 г. и 1945г. оно соответственно демонстрировалось также в столице на выставке изобразительного искусства республик и областей СССР, а также Всесоюзной выставке.

Истоки современной таджикской пластики, основанной на принципах европейской художественной школы, начали формироваться в 20-30-е гг. ХХв. Она стала играть важную роль в архитектурных ансамблях. Тема революции и труда нашла свое воплощение не только в станковой, но и монументальной пластике, первые памятники которой начали появляться в Душанбе (тогда Сталинабаде) в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ века частично с использованием глиняных элементов в декоре. Они представляли собой временные монументы, воздвигнутые видным общественным деятелям, что соответствовало государственному плану монументальной пропаганды, утвержденной в 1918г.

В конце 20-30х гг. XX в. керамика ведущих школ Центральной Азии все еще сохраняла локальное художественное своеобразие. В известных керамических центрах стали организовываться новые артели, курсы, школы. Народные гончары продолжали изготавливать традиционные виды изделий, главным образом, посуду в их вековых формах. Для росписи они в основном использовали кистевую роспись, гравировку и штамп. С начала ХХ в. ремесленники орнаментировали в основном только внутреннюю сторону керамических изделий, но при орнаментации чаш декорировали иногда и лицевую наружную поверхность.

7 Редакционная статья в газете «Коммунист Таджикистана». - 1932. - 8 июля. ......................... МУАРРИХ.............................. 65 .........................ИСТОРИК

В то же время в 30-е гг. ХХ в. в новой идеологической системе ведется поиск синтеза традиционных и новых художественных решений. Наиболее яркими их примерами могут служить образцы с портретными и сюжетными изображениями на керамических изделиях. Подобные же характеристики отличали произведения других видов народного ремесла.

Основными центрами керамического производства таджиков 1 -й половины ХХв. продолжали оставаться Бухара, Самарканд, Худжанд, Истаравшан, Канибадам, Исфара (дехаи Чоркух), Каратаг и др.

Для производства керамики в самом Таджикистане существовало немало источников хорошего исходного материала. Красноватая глина хоки сурх, как считали таджикские гончары, настолько хороша, что в предварительной обработке и выдерживании совершенно не нуждается. Для изготовления ангоба они применяли жирные глины из Исфары.

Мастера-керамисты работали в артелях и отделении Художественного фонда республики и успешно развивали традиции местных школ. Кроме разнообразной посуды, выделывали детские игрушки: фигурки лошадки -аспак, льва - шер, обезьянки - маймун, свистульки - ууштак, фантастических зверей. Подобного рода произведения отличаются разнообразием и монументальностью форм, богатством орнаментальных мотивов и красок.

Согласно историческим данным, небольшой городок Каратаг был основан в начале ХУШв. ишаном Махмад-Ризо-Ходжой и его мюридами, выходцами из Дахбида близ Самарканда. За короткое время Каратаг стал важным центром ремесел не только Гиссарского края, но и Среднего Востока, судя по тому, что изделия каратагских ремесленников были широко известны в различных его областях.

Гончарами (кулолгар), ремесленниками по металлу (оуангар, рехтагар, мехчагар, кордсоз, наългар) литейщиками (дегрез, мисгар, заргар), деревообделочниками (чубтарош, харрот, дуредгар), кожевенниками (чармгар), пекарями, кондитерами в Каратаге были исключительно мужчины. Мужским занятием было и производство гончарных изделий на круге с использованием поливы (ранг). Ремесленники активно использовали роспись по подглазурному ангобу. В конце Х1Х-начале ХХвв. каратагская керамика все

о

еще отличалась изяществом, а ее черепок и форма были достаточно изящны.

В 1-й половине ХХ века новая фабричная и профессиональная художественная керамика Таджикистана не получила значительного развития. Промышленность в стране только зарождалась, а кустарные промыслы еще не были способны дать начало производству новых изделий, необходимых в различных областях народного хозяйства, быту, а также для демонстрации на различных выставках, хотя существовали и отдельные исключения. Так, например, в 1937г. Касым Рахматуллаев из артели «Красный труд» в Истаравшане завоевал золотую медаль на выставке в Париже.

8Ершов Н.Н. Каратаг и его ремесла (историко-этнографический очерк).-Душанбе, 1984. - С.48- 87; Таджикистан. Полевые этнографические исследования 2013г./Авторы-составители Л.Додхудоева, З. Юсуфбекова, М. Шовалиева, Н. Васитова. - Душанбе, 2014. - С.40-42.

Таким образом, под влиянием новых политических и социально-

экономических условий в таджикской культуре произошли значительные

изменения, главным образом в области европеизации и модернизации

традиционной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наджафов А. Некоторые письменные источники к истории изобразительного искусства Таджикистана советского периода (19301945гг.). -Душанбе, 1964г. Архив СХТ. Оп. №1.

2. Протокол заседания бюро ЦК КП(б) Таджикистана от 8 мая 1935г. Партийный архив Республики Таджикистан (Оп № 7.1Х.№ 2444)

3. Этнографический архив Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Таджикистана. Фотоколлекции №№ 27, 76, 102.

4. Андреев М.С.Краткие сведения об этнографической экспедиции, предпринятой летом 1924г. к горным таджикам Матчи, Каратегина, Гиссарского края и Ягноба.// Изв. Туркестан. Отд. рус.геогрф.об-ва.-Т.17, 1924.- С.121-140.

5. Атаханов Т.М. Глазурованная керамика Гиссара Х1У-ХУШвв.// По следам древних культур Таджикистана. -Душанбе,1978. - С.168-176.

6. Бурдуков Н. Гончарные изделия Средней Азии. - СПб,1904.

7. Одинаев Б. Из истории развития керамического производства таджиков// Вестник Педагогического университета. Издание Таджикского государственного педагогического института им. С.Айни. - №6(61), -2014.-С. 70-73.

8. Додхудоева Л.Н. Полиэтническое общество советского Таджикистана (по материалам Кулябской этнографической экспедиции 1948-1949гг.) //Центральная Азия. Человек-общество-государство. - М., 2014.- С. 158162.

9. Ершов Н.Н. Каратаг и его ремесла. - Душанбе: Дониш, 1984.

10. Музей изобразительных искусств им. К. Бехзода. Путеводитель. -Душанбе,1981.

11. Мухторов А. История Ура-Тюбе (конец XV-начало ХХ вв). Вт. Дополн. изд. - Душанбе: Ирфон, 1999.

12. Народное искусство Таджикистана. / Ред Р. Масов. Составители: Р.Масов, Н. Юнусова, Л. Додхудоева.- Душанбе, 2012.

13. Писарчик А.К. Народная архитектура Самарканда XIX-XX вв. - Душанбе: Дониш, 1974.

14. Рузиев М. Народные умельцы. -Душанбе: Ирфон,1983.

15. Таджикистан. Нуробод и Рогун: этнографические исследования (зона первой очереди затопления Рогунской ГЭС). /Ред Р.М.Масов. Авторы -составители Л.Додхудоева, З. Юсуфбекова, М. Шовалиева, Н. Васитова -Душанбе, 2015.

В статье рассматриваются вопросы развития керамического производства в Таджикистане в 20-40-е годы ХХ века. Анализируется состояние ремесленной, художественной и производственной керамики того времени в Таджикистане.

Ключевые слова: Таджикистан, исторический период, народные мастера, керамическое производство, артели, кустарные промыслы, союз, керамические центры.

Сведении об авторе: Одинаев Бахтиёр Эмомалиевич - кандидат исторических наук, проректор по науке и творчеству Государственного иниститута изобразительного искусства и дизайна Таджикистана, преподаватель спец-дисциплин кафедры декоротивно-прикладного искусства. design 2013@list.ru Телефон: 981032601.

РУШДИ ИСТЕХСОЛИ МАХСУЛОТИ КУЛОЛИИ ТОЧИКИСТОН ДАР СОЛХОИ 20-40-УМИ АСРИ ХХ

Бахтиёр ОДИНАЕВ,

номзади илмхои таърих

Дар макола перомуни масъалахои рушди истехсоли махсулоти кулолии Точикистон дар давоми солхои 20-40-уми асри ХХ ва баркарорсозии мероси фархангй-мардумии ниёгон дар асоси чамъоварии маводи мухими муаллиф, тахлили вазъият, хунари косибй, бадей, истехсолоти кулолгарии точикон сухан меравад.

Калидвожах,о: Тоцикистон, давраи таърихи, уунармандони халцй, истехсолоти кулоли, косибй, артел, маусулоти дасти, иттифоц, марказуои кулолгари.

Маълумот дар бораи муаллиф: Одинаев Бахтиёр Эмомалиевич-номзади илмхои таърих, ноиби ректор оид ба илм ва корхои эчодии Донишкадаи санъати тасвирй ва дизайни Точикистон, омузгори фанхои тахассусии кафедраи санъати ороиши амалй. design 2013@list.ru

Телефон: 981032601.

DEVELOPMENT OF CERAMIC PRODUCTION OF TAJIKISTAN 20 - 40-S

OF THE 20th CENTURY

Bakhtiyour ODINAEV,

candidate of historical science

This article devoted to analyze of the problems of development of the ceramics production in Tajikistan, artistic and industrial ceramics of 20-40-s of the 20th century in Tajikistan.

Key words: Tajikistan, historical period folk artists, ceramic production, cooperative, handicraft, alliance, ceramic centers.

ИЧЛОСИЯИ НАЧОТБАХШИ МИЛЛАТ ВА ТА^КИМБАХШИ РУШДИ ЗАБОНИ ДАВЛАТИИ ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН

Солехчон СОБИРЧОНОВ,

номзади илмхои филология, дотсенти кафедраи забони точикии Донишкадаи молия ва иктисоди Точикистон Телефон: 907907003

«Ма%з ба шарофати хираду заковати азали, дурандеши, сабру та%аммул ва цав^ари созандаи миллати тоцик Ицлосияи шонзда%уми Шурои Олии Чумхурии Тоцикистон баргузор шуд, ки он дар таърихи навини тоцикон %амчун огози воцеии раванди сул% ва э%ёи рукн%ои давлатдории милли ма%суб мешавад».

Эмомалй РА^МОН

Дар сарнавишту таърихи миллату халки чумхурии мо Ичлосияи 16-уми Шурои Олии Чумхурии Точикистон хамчун як неруи начотбахш, хаётбахш накшу макоми бузурги таърихй дорад. Ичлосияи таърихии такдирсоз дар вазъияти хеле душвори Чумхурии Точикистон баргузор гардид. Агар мо он рузхоро ба ёд орем, дар назари мо сахнахои нохушу дахшатнок: бародаркушй, сухтани хонахою чойхои обод, гурезо-гурез ва мухочирати мардум, тахдиди марг ва ноумедй аз хаёт намоён мегардид. Дар ин вазъияти душвор чамъ гардидани вакилони халк дар Кдсри Арбоби шахри бостонии Хучанд ва якдилона баровардани карорхои одилона, далели часорату хиссиёти баланди ватандустй доштану дилсузу гамхори халку ватани хеш будани онхо буд.

Мардуми чумхурй тавассути оинаи нилгун чараёни Ичлосияи 16-уми Шурои Олии Чумхурии Точикистонро дидаю шунида, интизори сарваре буд, ки оташи чанги бародаркушию хонумонсузро хомуш намуда, сулху оштиро барпо намояд. Хушбахтона, орзуи мардуми ташналаби сулху оштии чумхурй чомаи амал пушид. Файзу баракати аввалиндарачаи ичлосия хамин буд, ки дар шахси Эмомалй Рахмон рохбари бошучоату бочасорат, бохираду ватандуст ва созандаю бунёдкорро руйи сахнаи сиёсат овард, ки мамлакатро дар як муддати кутох аз вазъияти халокатовару дахшатнок берун намуда, ба холати осудагию оромй оварда расонд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.