Научная статья на тему 'Гончарные вазы кыргызов Енисея и керамическое производство народов Южной Сибири'

Гончарные вазы кыргызов Енисея и керамическое производство народов Южной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА / CERAMICS / ГОНЧАРСТВО / POTTERY / КЫРГЫЗСКИЕ ВАЗЫ / KYRGYZ VASES / КЫРГЫЗЫ ЕНИСЕЯ / YENISEI KYRGYZ / КАГАНАТ / ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ORNAMENTAL CULTURE / KAGANATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутанаев Виктор Яковлевич

Работа посвящена керамическому производству тюрков Хонгорая, которое уходит своими корнями в глубь веков. Рассматривается феномен бытования кыргызских ваз, существовавших во времена Кыргызского каганата в долине Енисея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pottery Vases of the Yenisei Kyrgyz and Pottery Trade of Southern Siberia Peoples

The article is dedicated to the pottery trade of Khongorai Turks, which dates back to the early centuries. The author analyzes the Kyrgyz vases functioning in the time of the Kyrgyz kaganate in the Yenisei valley.

Текст научной работы на тему «Гончарные вазы кыргызов Енисея и керамическое производство народов Южной Сибири»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 903.024+903.23'15.02(571.51/. 52)

ГОНЧАРНЫЕ ВАЗЫ КЫРГЫЗОВ ЕНИСЕЯ И КЕРАМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

В. Я. Бутанаев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Работа посвящена керамическому производству тюрков Хонгорая, которое уходит своими корнями в глубь веков. Рассматривается феномен бытования кыргызских ваз, существовавших во времена Кыргызского каганата в долине Енисея.

Ключевые слова: керамика, гончарство, кыргызские вазы, кыргызы Енисея, каганат, орнаментальная культура.

В XX веке на Саяно-Алтайском нагорье гончарство сохранялось только среди населения Шории в устье р. Мрассу. Культурная общность шорцев долины р. Томи с тюрками Хонгорая не вызывает сомнения. Такой факт даёт повод отождествить их керамическое производство с гончарными изделиями хакасов, бытовавших у них в прошлом в долинах Абакана и Енисея.

В 1985 году во время нашей экспедиции по Шории был записан процесс производства глиняных изделий в аале Усть-Мрассу от гончара А. Акуляковой 1900 года рождения.

Горшки «той кодеш» (рис.) изготовляли из красной глины, которую добывали в одном месте на горе Толай-гы в верховьях р. Томи. Здесь находились многовековые разработки в виде карьера, где залегали пласты качественной глины. Мужчины заготавливали необходимое сырьё летом, а женщины уже зимой занимались изготовлением керамической посуды.

Керамический горшок «той кодеш»

Процесс начинался с работы мужчин, которые первоначально очень тщательно разбивали колотушками комки глины и долго месили её в самодельных деревянных плоскодонных корытах «тосхаар». Длина корыта достигала двух метров, ширина равнялась 35-40 см, высота - 15 см. Эти корыта выдалбливались из цельного куска дерева. В каждом доме гончара имелись такие корыта «тосхаар».

После того, как глину тщательно размяли, в месиво добавляли немного чистого песка и размельчали колотушкой «тохпах». Затем подливали воды и месили до густого тестообразного состояния. Если добавить много песка, то глина не будет хорошо слипаться и горшок при обжиге может потрескаться.

Далее процесс переходил в руки женщин. Горшки лепили ленточным способом. Начинали с венчика. Существовали специальные обручи «шыых» определённого диаметра, которые делались из черёмуховых ветвей. Вокруг обруча начинали лепить венчик горшка.

Сначала брали кусок глины величиной с кулак и вытягивали его лентой. Гончарного круга не существовало. Первую ленту глины прикрепляли к черёмуховому обручу. За ней налепляли следующие полосы шириной в три-четыре пальца «илиг» каждая. После возведения стенок делали дно из глиняного кружка. Затем изготовленный горшок уплотняли и приглаживали.

Шорские гончары применяли следующие инструменты. «Кескиш» - деревянный ножичек, сделанный из черёмухи. Он применялся для отделения венчика готового горшка от обруча. «Чаппас» - плоская лопаточка с цельной рукояткой, служащая для уплотнения пристукиванием внешних стен глиняного горшка. Длина лопаточки была 27,5 см, длина её рукоятки равнялась 8 см, ширина плоской части достигала 13 см, толщина составляла 1 см. На «чаппасе» имеются зарубки для тиснения орнамента. «Тюндюк» - круглая колотушечка для уплотнения внутренней полости горшка. Вырезался «тюндюк» из цельной берёзы в виде грибка, шляпка у него

полусферическая, ножка толстая. Высота инструмента равняется 6 см, диаметр шляпки составляет 8 см. Тюн-дюк берётся в левую руку и им поддерживается горшок изнутри. В это время снаружи похлопывают стенки лопаткой «чаппас».

Готовый горшок сушили дня три-четыре дома в прохладном месте, на специальных полках «асхыджах». В завершении изготовления изделий проходил процесс их обжига. Высушенные горшки обжигали докрасна в хорошо протопленной, с горящими углями печи «кебеге». После обжига горячие горшки опускали в жбаны с отрубями, где происходило их чернение. Готовый товар продавали или обменивали на продукты сельского хозяйства. Лепная посуда почти не орнаментировалась.

Этнограф В. П. Дьяконова отмечала: «Образцы из глины у шорцев уникальны по формам и назначению. Приготовление супов шорские женщины производили в толстенных горшках (кодеш) высотой 19 см, а для получения топлёного масла использовали небольшие круглодонные горшки (шенек), у которых имелся носик -слив. Только в культуре шорцев отмечено бытование подойников, сделанных из глины. Из видов «столовой» посуды у них имелись чашки с блюдцами, сливочники в виде высокой цилиндрической кружки с петлевидной ручкой. Солонки (тус урган аяк) имели вид небольших корчаг (высота 9 см) или стаканов» [1, с. 69].

Один из шорских глиняных горшков ныне хранится в музее Томского государственного университета. Он был приобретён в аале Мыски. Горшок «сероглинного обжига, полусферической формы, с уплощённым дном, нешироким сливом и округлой ручкой с отверстием. Высота 10,5 см, диаметр - 13,0 см [2, с. 99].

Приобретённый нами в аале Усть-Мрассу у А. Акуляковой глиняный горшок напоминает керамику баночного типа тагарской культуры. Он имеет следующие размеры: высота - 14 см, диаметр венчика - 17 см, диаметр донца - 10 см. Горшок лощёный, чёрно-серого цвета. Описанная керамика, по всей видимости, сохранилась на Саяно-Алтае со времён тагарской культуры.

Во времена Кыргызского государства народы Южной Сибири широко использовали керамические изделия. Наряду с хозяйственной посудой, создавались прекрасные вазы, называемые в научной литературе «кыргызскими». Они изготовлялись на гончарном круге. Археологи отмечают великолепие их форм, изящество пропорций, наличие своеобразной орнаментики, высокое качество и особую технику изготовления. Секрет производства необычайной по прочности звенящей керамики кыргызских ваз до сих пор остаётся тайной.

В настоящее время в музеях страны насчитывается около 100 целых ваз, из них 25 хранится в Минусинском музее им. Н. М. Мартьянова и 10 - в Хакасском национальном краеведческом музее.

Расцвет производства кыргызских ваз приходится на период Кыргызского каганата 1Х-Х вв. Кыргызские вазы, вероятно, относились к предметам роскоши, так как являются непременной принадлежностью богатых погребений.

На некоторых из них с помощью резьбы наносились тамги - юридические знаки собственности хозяев. Они, как правило, имеют вид двух параллельных изогнутых дуг, соединённых посередине осевой линией. Такие тамги, согласно сведениям китайских источников, принадлежали высшей знати енисейских кыргызов [3, с. 24-25]. Аналогичные знаки имеются на памятниках кыргызской рунической письменности в долине Среднего Енисея. Указанные факты подтверждают принадлежность данной гончарной посуды кыргызам и, несомненно, их местное происхождение.

Как удалось установить археологу Л. А. Евтюховой, эти гончарные сосуды формовались из спирально скручивающейся глиняной ленты с последующей доработкой, прикреплением дна и горловины. Кыргызские вазы различаются по форме и размерам. Большинство из них представляют собой плоскодонные, с яйцевидным ту-ловом и узкой высокой горловиной и отогнутым венчиком сосуды. Средняя их высота равна 27-30 см, диаметр венчика - 12-15 см, диаметр донца - 8-10 см, высота горловины - 8-10 см, ширина тулова - 15-25 см. Редко встречается вид бутылей с яйцевидным туловом и очень узким горлышком и шаровидные сосуды.

Кыргызские вазы украшались по верхней части тулова цилиндрическим штампом, с помощью которого наносился орнамент в виде двух или трёх горизонтальных полос по тулову, соединённых ломаной линией или завитками в виде бараньих рогов. Значительно реже встречаются сердцевидные фигуры.

Как отмечала Л. А. Евтюхова, «орнамент на них обычно располагается следующим образом: вокруг основания горла и посередине тулова нанесены пояса. Между этими поясами имеются ещё зигзаги, образующие треугольники, между двумя поясами нанесены четыре завёрнутых в полукольцо остроконечных языка, возникающие из нижнего пояса. Иногда поясов бывает три, но без зигзагов между ними. Иногда этот орнамент очерчивается контуром, процарапанным по сырой глине после нанесения штампованного узора, вследствие чего получаются несовпадения очертаний узора с контуром» [4, с. 93].

Орнаменты едины по технике выполнения узора. Они изображаются всегда на верхней части тулова, прямо под горлом, между двумя опоясывающими полосами. Узор наносился при помощи прокатывания цилиндрического штампа. На поверхности цилиндра вырезался узор, дающий в отпечатке или параллельные линии пунктира, напоминающие гребёнку, или ряды ёлочек, или треугольники и ромбы. Цилиндр делался небольшой - от 14 до 16 мм, диаметром и шириной 11-16-18 мм, имел окружность 14-16 мм. Лощение поверхности кыргызских ваз производилось до нанесения узора. Как отмечают археологи, в кыргызской орнаментальной культуре керамики совершенно специфичны волютовые и зигзагообразные узоры. Они не имеют аналогов в других регионах Центральной Азии и Южной Сибири. Зигзагообразные узоры и завитки в виде бараньих рогов идентичны современному хакасскому орнаменту «чеек», вышиваемых на рукавах праздничных шуб «хатеениг». По всей видимости, зарождение орнаментальных мотивов культуры Хонгорая относится к эпохе Кыргызского каганата.

По нашему мнению, кыргызские вазы предназначались для хранения масла - как растительного, так и топленого, возможно, также различных бальзамов. Масло имело у кочевников особое значение как один из основных элементов питания. Например, в Хонгорае для закрепления права на летнюю стоянку номады осенью перед откочёвкой на зимник, на месте очага юрты закапывали кутырь топлёного масла, который хранился в естественном холодильнике всю зиму, а в конце весны появлялся бывший хозяин, выкапывал масло и опять ставил свою юрту над прошлогодним очагом [5, с. 58]. Для масла использовали кутырь - желудок овцы, который, надув и высушив, разминали. Затем насыпали туда соли, коптили над дымоходом. Осенью в готовый кутырь наливали масло. В желудок крупной овцы входит один пуд масла, в желудок ягнёнка - полпуда.

О большом значении масла в жизни скотоводов свидетельствуют свадебные обычаи. Например, осенью свадебное угощение носило название «хаяхтыг уча» (букв. «масляное застолье»). На застолье родители жениха готовили девять котлов топлёного и замороженного масла. Когда делали угощение «хаяхтыг уча», то родителям девушки сваты привозили девять котлов топлёного масла, девять кожаных мешков с хакасскими сырцами «пи-чирё» и девять мешков сыра [6, с. 83].

О специально изготовленных сосудах для растительного масла свидетельствуют этнографические материалы Средней Азии. Узбекскими и таджикскими кустарями делались прочные кувшины из водонепроницаемой массы. В Х1Х веке они имелись почти в каждом доме под названием «йаг куза» - кувшин для масла. Наиболее распространёнными были сосуды типа кувшина с носком и ручкой, среднего и малого размеров. Однако прежде делали сосуды большого размера - на пуд больше, для хранения больших запасов масла [7, с. 203-205].

Гончарная посуда появилась на Среднем Енисее ещё во времена таштыкской культуры. Возможно, такая ситуация возникла с фактом продвижения кыргызов сюда под натиском Гуннской державы. По мнению Л. Р. Кызласова, традиция изготовления гончарных ваз была принесена в Южную Сибирь из Центральной Азии в 11-1 вв. до н. э. гяньгунями [8, с. 74-75]. В эпоху Кыргызского каганата она широко создавалась самими кыр-гызами. Л. А. Евтюхова предположила, что кыргызские вазы, вероятнее всего, изготавливались на месте, а не ввозились откуда-то извне. Об этом свидетельствует примесь в тесте щебня у многих сосудов, характеризующая домашнее производство [4, с. 92-95]. В эпоху великодержавия (1Х-Х вв.), в связи с широкой миграционной активностью кыргызского населения, гончарные вазы распространяются на территории Тувы и Западной Монголии. В дальнейшем керамическая посуда теряет своё значение и в археологических памятниках Х-Х1 вв. кыргызские вазы встречаются очень редко.

Библиографический список

1. Дьяконова, В. П. Посуда народов Южной Сибири в собраниях МАЭ / В. П. Дьяконова // Материальная и духовная культура народов Сибири. - Сборник МАЭ.- Т. 42. - Л.: ИЭ АН СССР, 1988. С. 50-70.

2. Каталог этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. - Ч. 1. Народы Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. - 251 с.

3. Васильев, Д. Д. Стела Уйтаг с рунической надписью и тамгой кыргызских правителей / Д. Д. Васильев // Энесайлык данакер этнограф. Хакас элинин чызаан этнографы, тарых илиьдерини доктору, профессор Виктор Яковлевич (Астайбек) Бутанаевдин 70 жылдык маара-кесине арналган жыйнак. - Бишкек, 2016. - С. 24-26.

4. Евтюхова, Л. А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов) / Л. А. Евтюхова. - Абакан: Хакас. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории, 1948. - 109 с.

5. Бутанаев, В. Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в Х1Х - начале ХХ вв. / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2002. - 166 с.

6. Яковлев, Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея / Е. К. Яковлева. - Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. - 354 с.

7. Екимова, В. В. Среднеазиатские кувшины для растительного масла / В. В. Екимова // Сборник Музея антропологии и Этнографии. -Т. Х. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - С. 201-206.

8. Кызласов, Л. Р. История Тувы в средние века / Л. Р. Кызласов.- М.: Изд-во МГУ, 1969. - 212 с.

© Бутанаев В. Я., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.