МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Борисова Е.Г.
к.э.н., доцент, МГИМО
ВКЛАД МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, стратегия развития, государственная поддержка, критерии малого бизнеса, вклад в экономику.
Keywords: enterprise, small and medium business, development strategy, government support, the criteria for small business, contribution to economy.
В большинстве стран мира, занимающих лидирующие позиции по показателям роста ВВП, малый и средний бизнес является важной составляющей экономики, влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, способствует повышению конкуренции на потребительском рынке и приносит максимальный доход стране. Состояние и развитие малого бизнеса напрямую зависят от темпов, которые присущи экономике в целом, и от уровня поддержки, которая оказывается сектору государственными структурами.
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие определенным условиям (см табл. 1) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Кроме того, принятый в 2018 году Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ, установил новые критерии малого бизнеса в России. Федеральным законом снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий. Ограничения снимаются для случаев, когда иностранное юрлицо само относятся к малым или средним компаниям. Также к субъектам малого бизнеса могут относиться хозяйственные товарищества.
Кроме того можно отметить, что если ранее предприятия и индивидуальные предприниматели самостоятельно рассчитывали объем выручки от реализации товаров (выполнения работ или оказания услуг), то теперь налоговые органы рассчитают новый показатель - доход от предпринимательской деятельности. Показатель рассчитывается на основе данных деклараций по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2019 году
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Среднесписочная численность работников, человек * Предельные значения дохода ** Независимость происхождения
Средние предприятия 101-250*** 2 млрд. руб. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не более 25%, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав: • активов акционерных инвестиционных фондов; • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов; • общего имущества инвестиционных товариществ.
Малые предприятия 16-100 800 млн. руб.
Микропредприятия До 15 120 млн. руб.
* Среднесписочная численность работников учитывается за предшествующий календарный год.
** Предельные значения дохода устанавливаются Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Учитывается доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.
*** Правительство Российской Федерации вправе с 06.08.2017 установить предельное значение численности работников свыше 250 человек для средних предприятий, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» ОКВЭД). Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 №1412 осуществляющие указанные виды деятельности предприятия относятся к средним при условии, что среднесписочная численность работников не превышает 1000 человек.
Источник: Федеральный закон 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2018 № 185-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Основные статистические данные, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства России за 2016 и 2018 годы, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели состояния малого и среднего предпринимательства (МСП) России за 2016 и 2018 гг.
2016 год 2018 год
Всего Микро Малые Средние Всего Микро Малые Средние
Субъекты МСП - всего (на 10.12), тыс.* 5841,5 5551,9 268, 9 20,6 6042 ,9 5772,3 251,7 18,9
Списочная численность работников, тыс. 15 922,4 6519,7 7427,1 1975,6 15 917,1 7547,9 6553,9 1815,3
* Предприятия, осуществлявшие и приостановившие деятельность.
Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся и юридические лица и индивидуальные предприниматели, увеличилось в рассматриваемом периоде на 201,4 тыс. только за счет роста числа микропредприятий (на 220,4 тыс.), при этом и численность субъектов малого, и численность субъектов среднего предпринимательства снизилась (на 17,2 тыс. и 1,7 тыс. соответственно). Таким образом, доля субъектов, относящихся к микропредприятиям, выросла на 0,5% и составила в 2018 году 95,5% от всего сектора МСП.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам РФ на 10 декабря 2018 года представлено на рис. 1.
Дальневосточный ФО —
Сибирский ФО -
Уральский ФО -
Приволжский ФО -
Северо-Кавказский ФО -202
Южный ФО -
Северо-Западный ФО -
260 372
698 046
518 408
386
Центральный ФО
713 142
705 229
1 081 441
1 863 874
0 200 000400 000500 00С800 000 000 000200 000400 00.0500 000300 000000 000
Источник: составлено автором по данным сайта ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. -https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Рисунок 1.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам РФ
на 10 декабря 2018 года, единиц
Как видно из рисунка, большая часть субъектов малого и среднего бизнеса сосредоточена в Центральном ФО -31%, меньшая в Северо-Кавказском ФО и Дальневосточном ФО - 3 и 4% соответственно.
По показателю «число субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу занятых», в числе лидеров снова оказываются Северо-Западный ФО (92,3 субъекта МСП на тысячу занятых), Южный (90,5 единицы) и Центральный ФО (85,7 единицы). Наименьшее значение показателя наблюдается в Северо-Кавказском ФО (48,8 единицы). Средний показатель по стране составил 80,7 субъектов МСП на 1000 занятых. Среднее число занятых на одном предприятии снизилось за два года на 3,5% и составило в 2018 году 2,63 человек.
В целом, можно отметить, что, несмотря на не самые благоприятные условия, в которых функционирует современная российская экономика, сектор малого и среднего предпринимательства развивается. Мероприятия, которые проводит государство по поддержке малого бизнеса в стране, затрагивают различные аспекты их деятельности. Роль и значение для экономики сектора МСП подчеркивается на самых высоких уровнях власти. Так, в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [3] отмечено, что малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Около 20% валового внутреннего продукта Российской Федерации, а в некоторых субъектах - треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями [4]. Однако и такой вклад сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономику страны нельзя считать удовлетворительным, поскольку аналогичный показатель во многих странах достигает уровня 50% и более [5].
Северо-Кзвказский ФО Южный ФО Северо-Запздный ФО Центральный ФО
Дальневосточный ФО
Сибирский ФО УральскийФО ПриволжскийФО
80
100
Источник: составлено автором по данным сайтов: 1. ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - https://rmsp.nalog.ru/statistics.html 2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/
Рисунок 2.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу занятых в экономике по федеральным округам РФ на конец 2016 года, единиц
О планах дальнейшего развития в стране сектора МСП заявляет и первый вице-премьер - глава Минфина Антон Силуанов: «Мы планируем в текущем 2019 году увеличить количество людей, занятых в малом и среднем бизнесе, на малых и средних предприятиях, до 19,6 миллиона человек»1 Также планируется к увеличению до 23% доля малого и среднего предпринимательства в экономике, при этом целевой показатель в рамках соответствующего нацпро-екта составляет 32% к 2024 году.
Для решения проблемы легализации самозанятых в России с 1 января 2019 года в качестве эксперимента в четырех пилотных регионах (Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане) введен новый налоговый режим регистрации и работы бизнеса в рамках самозанятости - так называемый налог на профессиональный доход. Согласно этому нововведению, предприниматели с доходом не более 200 тысяч рублей в месяц и без наемных работников могут установить на свой смартфон приложение «Мой налог» и платить через него 4% с доходов при работе с физлица-ми или 6% - с компаниями. По оценке Минфина (на 16 января 2019 года) эта инициатива уже привела к регистрации за период с начала года около 10 тысяч самозанятых2 в рамках такого режима.
Можно подчеркнуть, что уровень развития малого бизнеса в стране зависит от множества факторов: макроэкономической ситуации, налоговой и кредитной политики государства, политических и демографических факторов, от региональных и местных социально-экономических условий и особенностей. Соответственно, чтобы улучшить показатели развития сектора малого и среднего бизнеса, необходимо наряду с мероприятиями его государственной поддержки стимулировать и прочие факторы его развития.
1. Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Основные положения проекта «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». Презентация к совещанию. Министерство экономического развития Российской Федерации. - http://economy. gov.ru/
5. Борисова Е.Г. Статистический анализ развития и поддержки малого и среднего бизнеса в России в условиях экономического кризиса // Бухгалтерский учет, статистика и аудит: вызовы времени: сборник научных статей. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Кафедра учета, статистики и аудита. - М.: 2017. - С. 9-19.
6. Борисова Е.Г. Проблемы и особенности интеграции Европейского малого бизнеса в российскую экономику // Россия в европейском и мировом информационном пространстве: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. М.Д. Симоновой. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 156-167.
7. Григорук Н.Е. О проблеме интеграции внешнеторговой статистики и статистики платежного баланса // Бухгалтерский учет, статистика и аудит: вызовы времени: сборник научных статей. Московский государственный институт международных отно-
Список литературы
1 Официальный сайт РИА новости. - https://ria.ru/20190116/1549446757.html
2 Официальный сайт Минфина. - https://www.minfin.ru/ru/
шений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Кафедра учета, статистики и аудита. - М., 2017. -С. 9-19.
8. Ткаченко Т.Ф., Кузнецова М.А. Основные схемы уклонения от исполнения налоговых обязательств, используемые в мировой практике // Аудитор. 2018. - № 8. - С. 47-51.