ВКЛАД АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ В РАЗВИТИЕ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
1 2 Журабоев Н.Ю. , Рахимова М.И.
1Журабоев Носир Юсупович - кандидат исторических наук, доцент;
2Рахимова Машхура Иномжановна - старший преподаватель,
кафедра социальных наук, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: рассматривается характер философской мысли средневекового Востока. Анализируются социокультурные предпосылки формирования натурфилософии Абу Райхана аль-Беруни. Приводятся примеры естественнонаучного обоснования Беруни своих философских взглядов и подчёркивается его роль в развитии методологии современной философии. Ключевые слова: натурфилософия, деизм Беруни, Аристотель, категория времени, геометрический атомизм.
Мировоззрение Абу Райхан аль-Беруни формировалось в эпоху восточного средневековья, когда философия представала неким синтезом культурного наследия народов Средней Азии доисламского периода, передовой арабской философской мысли и натурфилософским учением греков. Учитывая огромный вклад учёного в изучение и структурирование явлений природы с позиций философа, Абу Райхана аль-Беруни считают родоначальником одной из натурфилософских школ Востока [1]. Поясняя своему ученику связь между философией и естествознанием, Беруни подчёркивал важность опыта как способа постижения «божественных наук» через освоение естественных наук. Логический склад ума учёного сформировался под влиянием его хорезмийского наставника - Абу Насра ибн Ирака. Беруни, вслед за учителем, считал, что философия подчиняется принципам доказательства2 и противопоставлял экспериментальное познание умозрительному, критикуя концепцию Аристотеля о «естественном месте» и его аргументацию об отсутствии пустоты в переписке с Ибн-Синой [2].
Отличительной чертой натурфилософской школы аль-Беруни является его деистический взгляд на мироздание. Признавая существование Бога, мыслитель отрицал слепое подчинение религиозным догматам и задействовал логику и разум в наблюдении за природой, считая подобный подход истинным средством познания воли Всевышнего [3]. Научные труды Бируни способствовали раскрытию философских проблем естествознания:
• непрерывности и дискретности в природе,
• сущности и передачи движения,
• строения материи,
• превращения материи.
В «Науке звёзд», опровергая Эвклида, который сначала определяет точку, линию, поверхность и только затем тело, Беруни движется в обратном порядке, определяя:
• тело как реальность, которую можно обнаружить с помощью чувств,
• поверхность как границу тела,
• линию как край поверхности, точку как конец линии.
Благодаря решению теоретических задач гномоники и сферической астрономии, связанных с тригонометрией, Беруни приблизился к идее движения Земли, в частности, в измерении угла наклона эклиптики к небесному экватору.
В определении «времени» Беруни стоял на атомистических позициях и апеллировал в своих рассуждениях к учению индийских астрономов, которое описано им в «Каноне Мас'уда». Отправной точкой доказательства он брал стоянки Луны на эклиптике: если такие стоянки распылить на мельчайшие частицы знаков Зодиака, это окажется подобным
их равенству. Относительно высказывания Аристотеля о том, что время представляется отдельными «теперь», Беруни замечал, что индийские астрологи допускают расширение времени и преобразование его из «теперь» в конкретные временные промежутки, обозначенные началом и концом. По-видимому, эта точка зрения подтверждалась его выводами из бесконечного деления величин на примере приближающихся, но никогда не встречающихся линий [4].
Философ сопоставлял принципы естественного движения Аристотеля (лёгкого тела к огню, тяжёлого - к Земле) с иными утверждениями, согласно которым «естественное место» (объект тяготения) связывался с одной из четырёх стихий:
• вода и земля движутся к центру,
• воздух и огонь - от центра.
Подобные сопоставления часто становились отправной точкой его опытов. Отрицая тезис о том, что телам в круговом движении не свойственны ни тяжесть, ни лёгкость, Беруни поставил под сомнение всю космологическую систему Аристотеля и пришёл к убеждению, что движение абсолютно всех тел направлено к центру земли, которое и считал единственным «естественным местом». Сегодня с ним согласится любой школьник, знакомый с земным притяжением как частным случаем закона о всемирном тяготении, открытого Ньютоном в 1666 году [5]. Примечательно, что мысли античных авторов выжили только благодаря тому, что были поддержаны арабскими мыслителями в то время, когда взгляды Платона и Аристотеля отвергались христианскими богословами Средневековья.
Из вышесказанного следует вывод, что достижения Абу Райхана аль-Беруни в философии и науке средневековой культуры Востока являются ключевыми звеньями в развитии общечеловеческой цивилизации. Разработав научный метод, отталкивающийся от постановки проблемы с последующим анализом, обоснованием и поиском вариантов решения, учёный утвердил принцип научно-логического обобщения, которым руководствуется современная философия в получении достоверного знания:
• Объективность.
• Эксперимент.
• Наблюдение.
• Сопоставление.
• Анализ.
• Беспристрастность и критический подход.
• Синтез.
Сегодня изучение философских и научных произведений Беруни помогает оценить прогрессивность стиля его мышления и развить собственное творческое мышление в лучших традициях философов восточного средневековья.
Список литературы
1. Умарова Р.Ш., Абдукаримова Г.Б., Тухтабоев Э.А. Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки // Проблемы науки, 2019. № 12 (48).
2. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44).
3. Маджидов Д.Х. Натурфилософия Абу Рейхана Бируни: дис. Ин-т философии, политологии и права им. А.М. Баховаддинова, 2015.
4. Гордиенко В.А., Старкова М.В. Физические аспекты философии познания. МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010.
5. Умарова Р.Ш. Роль натурфилософии Абу Райхана Бируни в развитии современной науки // Экономика и социум, 2020. № 3. С. 685-688.