Научная статья на тему 'РОЛЬ АБУ РАЙХАН БЕРУНИ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ'

РОЛЬ АБУ РАЙХАН БЕРУНИ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
НАТУРФИЛОСОФИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / БЕРУНИ / ИБН-СИНА / АНТИЧНОСТЬ / АРИСТОТЕЛЬ / ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умарова Рузигул Шералиевна

В статье освещены главные положения натурфилософии аль Беруни, доказанные экспериментальным путём. Автор раскрывает роль фундаментальных работ учёного-энциклопедиста в развитии наук и мировой философии. Отмечается связь между взглядами Беруни на систему «человек-среда» и современным общественным движением инвайроменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АБУ РАЙХАН БЕРУНИ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ АБУ РАЙХАН БЕРУНИ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Умарова Р.Ш.

Умарова Рузигул Шералиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещены главные положения натурфилософии аль Беруни, доказанные экспериментальным путём. Автор раскрывает роль фундаментальных работ учёного-энциклопедиста в развитии наук и мировой философии. Отмечается связь между взглядами Беруни на систему «человек-среда» и современным общественным движением инвайроменталистов.

Ключевые слова: натурфилософия, Средневековье, Центральная Азия, восточная философия, Беруни, Ибн-Сина, античность, Аристотель, инвайроментализм.

Сотни тысячелетий насчитывает культура Центральной Азии. В эпоху просвещения Центральная Азия являлась интеллектуальным центром мира, подобием моста между временами и странами, своеобразным звеном между античностью и современным миром. Средневековый Восток самостоятельно приблизился к пониманию философских проблем естествознания:

• непрерывности и дискретности в природе,

• сущности и передачи движения,

• строения материи,

• превращения материи,

• проблем физики и химии.

Началом разработки восточной натурфилософии стали переводы античных авторов. Трактаты Аристотеля, Платона переводились на арабский язык и помогали понять многие мусульманские концепции, поскольку арабский язык для всего Востока был языком науки. Фактором, предопределявшим научный подход к изучению явлений природы, считались комментарии к сочинениям Аристотеля, составленные аль Беруни. Изучение трудов Беруни позволяет проследить его философские взгляды, тяготеющие к натурфилософии:

• отдельные проявления стихийно-материалистических тенденций,

• представления в рамках системы прогрессивного деизма [1] (он чётко разграничивал понятия религиозные и научные):

о Творец - первопричина,

о Бог не вмешивается в повседневную жизнь общества и природы.

Эссенцией философских взглядов Беруни стала его «Переписка» с Ибн Сино, где Беруни резко возражал против умозрительных положений аристотелеианцев [2].

Критико-аналитический подход в научном методе учёный сформулировал в трактате «Хронологии», а в «Геодезии» объяснил причины неизбежной дифференциации научных направлений, которые разветвились сообразно потребностям человека, поскольку полезность наук - в получении необходимых, а не избыточных вещей. Он первый обосновал необходимость выделения в самостоятельные области науки Геодезию, Математическую географию и Минералогию. Как учёный-практик, Беруни считал метод измерения залогом осознания сути бытия, поскольку точные измерения помогали определять силу природы [3].

Произведения Беруни проработаны как в главных положениях, так и в тонкостях. В «Геодезии» Беруни подробно изложил эффективные методы определения азимута.

В переписке с Ибн Синой Беруни затрагивал базовые понятия геометрии, связанные с дискретностью и непрерывностью пространства, в определении «времени» стоял на атомистических позициях, создал теорию о неравномерном движении Солнца [4].

Анализируя философию греков и индийцев, Беруни интересовался материалистическими и социально-культурными аспектами, отмечал их прогрессивные стороны [5]. Беруни полагал, что помимо природной среды человека окружает мир второй природы - социум, благоприятный в бытовом аспекте, и агрессивный, как правило, на уровне взаимоотношений с другими племенами и странами. В результате складываются два типа отношений человека и окружающей среды, о которых рассуждал Аль Беруни в переписке с Авиценной: человеку необходимо то, что его защищало бы, и то, что удовлетворяло бы его нужды [6].

На фоне развития общественных институтов XXI века второй тип отношений человека к природной среде находится в упадке. Вместо рационального использования среды, о котором упоминал Беруни, мы наблюдаем глобальное уничтожение природных ресурсов, не связанное с элементарным жизнеобеспечением. А первый тип взаимоотношений приобретает гипертрофированные формы: военная индустрия из средства защиты перерастает в средство обогащения и политического манипулирования, даже ценою уничтожения элементов социума, которые по Беруни формируют мир второй природы. Взгляды средневекового философа перекликаются с мнением академика Вернадского, допускающего присутствие в биосфере великой, поистине космической силы - разума и воли человека «как существа общественного» [4].

Бесценные рукописи и сочинения Абу Райхана Беруни и других учёных-энциклопедистов оказали влияние на процесс Ренессанса в Европе:

• способствовали ускоренному развитию науки,

• заложили основу ряда новых научных дисциплин.

Когда Беруни говорил о силе разума и человеческой деятельности сообразно географической среде, его идеи не касались глобальной для нас проблемы -отторжения человечества как ненужного элемента окружающей среды. Тем важнее становится роль гуманистического мышления в рациональном человеко-средовом воспитании, необходимость которого признавал Беруни и благодаря которому в современном обществе ширится движение инвайроменталистов, связывающее идею развития человеческого общества с новой стадией развития биосферы - ноосферой.

Список литературы

1. Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни: 973-1048. Общество с ограниченной ответственностью УРСС, 2014.

2. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44).

3. Умарова Р.Ш. Натурфилософия Абу Райхана Бируни // Вестник науки и образования, 2020. № 4-1 (82).

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // В кн. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1988. 520 с. ISBN 5-02-003325-1.

5. Умарова Р.Ш., Абдукаримова Г.Б., Тухтабоев Э.А. Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки // Проблемы науки, 2019. № 12 (48).

6. Материалы по истории прогрессивно-общественной мысли в Узбекистане. Под ред. И.М. Муминова. Ташкент, 1957 («Переписка Бируни с Ибн Синой»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.