Научная статья на тему 'Натурфилософия Абу Райхана Бируни'

Натурфилософия Абу Райхана Бируни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / натурфилософия / Абу Райхан Бируни / научные идеи / philosophy / natural philosophy / Abu Raikhan Biruni / scientific ideas

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Умарова Рузигул Шералиевна

статья посвящена анализу вклада в историю, философию и науку известного средневекового мыслителя Абу Райхана Бируни. Изучая научные труды мыслителей прошлых эпох, Бируни формировал собственную научную мысль на основе не только исламской науки и культуры, но и древнегреческой, древнеиранской, индийской и др. В своих натурфилософских исследованиях Бируни рассматривал вопросы эволюции и изменений. Бируни стоял у истоков экспериментальной науки, отводя эксперименту весомую роль в развитии не только естественных дисциплин, но и гуманитарных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURPHILOSOPHY OF ABU RAIKHAN BIRUNI

the article is devoted to the analysis of the contribution to the history and philosophy of science of the famous medieval thinker Abu Rayhan Biruni. Studying the scientific works of thinkers of past eras, Biruni formed his own scientific thought on the basis of not only Islamic science and culture, but also ancient Greek, ancient Iranian, Indian and others. In his natural philosophical studies, Biruni considered issues of evolution and change. Biruni stood at the origins of experimental science, assigning an important role to experiment in the development of not only natural disciplines, but also humanitarian ones.

Текст научной работы на тему «Натурфилософия Абу Райхана Бируни»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

НАТУРФИЛОСОФИЯ АБУ РАЙХАНА БИРУНИ Умарова Р.Ш. Email: Umarova682@scientifictext.ru

Умарова Рузигул Шералиевна - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой,

кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена анализу вклада в историю, философию и науку известного средневекового мыслителя Абу Райхана Бируни. Изучая научные труды мыслителей прошлых эпох, Бируни формировал собственную научную мысль на основе не только исламской науки и культуры, но и древнегреческой, древнеиранской, индийской и др. В своих натурфилософских исследованиях Бируни рассматривал вопросы эволюции и изменений. Бируни стоял у истоков экспериментальной науки, отводя эксперименту весомую роль в развитии не только естественных дисциплин, но и гуманитарных.

Ключевые слова: философия, натурфилософия, Абу Райхан Бируни, научные идеи.

NATURPHILOSOPHY OF ABU RAIKHAN BIRUNI Umarova R.Sh.

Umarova Ruzigul Sheralievna - PhD in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, TASHKENT INSTITUTE OF DESIGN, CONSTRUCTION AND MAINTENANCE OF AUTOMOBILE ROADS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the analysis of the contribution to the history and philosophy of science of the famous medieval thinker Abu Rayhan Biruni. Studying the scientific works of thinkers of past eras, Biruni formed his own scientific thought on the basis of not only Islamic science and culture, but also ancient Greek, ancient Iranian, Indian and others. In his natural philosophical studies, Biruni considered issues of evolution and change. Biruni stood at the origins of experimental science, assigning an important role to experiment in the development of not only natural disciplines, but also humanitarian ones.

Keywords: philosophy, natural philosophy, Abu Raikhan Biruni, scientific ideas.

УДК 140.8

Текущее положение в мире характеризуется усилением процессов глобализации и политизации религиозных течений. Очень важно, чтобы развитие современного общества происходило в неразрывной связи с философско-психологическим и историко-педагогическим наследием каждого народа. История философии Востока богата национальными традициями, заложила основы многих современных научных знаний, которые следует изучать, чтобы донести их значимость до общества [1].

Всплеск развития натурфилософии и рациональных знаний в историческом контексте связан с появлением многочисленных трудов по логике, медицине, биологии, философии, химии, геометрии и другим наукам, авторами которых были Мухаммад Закария Рази, Абу Райхан Бируни, Абу Али ибн Сина и др. [2]. Ценность высказанных ими идей, методик исследовательской деятельности, опыта настолько велика, что они остаются актуальными и по сей день. Научно-практическое значение

результатов многолетних исследований и изысканий среднеазиатских мыслителей IX-XI веков ничуть не меньше роли наследия древнегреческих мыслителей или ученых эпохи Возрождения [3].

Показательно, что активное творчество философов и естествоиспытателей среднеазиатского региона пришлось на период обретения расположенными в этом регионе странами, а также Ираном и Бактрией политической и социально-экономической независимости. Это послужило толчком к стремительному развитию науки, философии и культуры здешних народов.

Сам термин "натурфилософия" сформировался еще в древние времена и по своей сути был тождественным рассматриваемому Аристотелем и Сенекой понятию "философия природы", а также встречающимся значительно позже у Шеллинга понятиям "метафизика природы" и "спекулятивная физика". Данное научно-философское направление формировалось как способ познания целостности природы, поиска ее истоков, анализа ее закономерностей, многообразных, но являющих собой единую структуру, поиска принципов, согласно которым все компоненты природы (органический, неорганический и социальный миры) связаны друг с другом. Указанные вопросы подробно исследовались натурфилософами эпохи раннего Средневековья в 1Х-Х века. Натурфилософское учение, представляющее собой единую систему наиболее общих закономерностей естествознания, стало попыткой отыскать основные законы существования природы и мира в целом.

Одним из ярчайших представителей восточной натурфиософии был Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад Бируни. Бируни много времени уделял изучению христианских мировоззрений, а также трудов греков, вавилонян, зороастрийцев и манихеев. Одной из важнейших в творчестве Абу Райхана Бируни была книга "Канон Масъуда", которая стала не только величайшим произведением своего времени по астрономии, но также послужила источником для восстановления ряда утраченных научных направлений греков, халдеев и вавилонян.

На протяжении жизни ученый-энциклопедист Бируни во всех своих исследованиях ставил целью формирование теоретической научной картины мира. Его натурфилософские мировоззрения выражались в описании природы и природных явлений, а также попытке их классифицировать. Абу Райхан Бируни рассматривал важнейшие вопросы философского характера, что позволяет считать его идеи одним из ценнейших наследий не только народов Востока, но и Западного мира. Следует отметить и определенную революционность взглядов великого мыслителя, которая заключалась в предположении множественности миров, оспаривании теорий Аристотеля о причинах движения тел и естественных местах, предположении о существовании гелиоцентрической системы и пустоты.

Бируни является автором теории эволюции, которая стала предшественницей аналогичных теорий Дарвина и Мальтуса. В его трудах мы находим исследования, касающиеся естественного отбора, борьбы за место под солнцем, проблематики ограниченных ареалов обитания и недостаточности питательных веществ. В трудах Бируни прослеживается новаторский подход, его размышления о природе остаются значимыми и для современной науки. В одном из сочинений он высказывает мысль о том, что природные процессы не обходятся без ошибок, и необходимо понимать, что природа наделена Богом определенной свободой.

Он изучал и развивал идеи индийских астрономов об изначальных двух движениях: перемещении звезд на запад, а затем назад на восток. В трудах Бируни мы находим глубокий анализ онтологических, гносеологических и натурфилософских идей древних восточных мудрецов, в том числе Мани, Заратустры и др. Огромное значение в истории науки имеет и тот факт, что Бируни задолго до Коперника усомнился в справедливости геоцентрической теории Птолемея. По мнению восточного ученого, вполне вероятным является движение Земли вокруг Солнца, хотя он и считал данный вопрос физическим, а не астрономическим. Тем самым еще за 5

веков до Коперника Абу Райхан Бируни заложил основы гелиоцентрической теории, которую впоследствии развили другие ученые.

Будучи великолепно осведомленным в вопросах математики, истории, астрономии, географии, религий и этнографии, Бируни активно использовал в своей работе методы эксперимента, индукции и испытания. Весомый вклад Бируни в мировую науку, который справедливо ценится и современными учеными, заключается в предложенной им методологии научного познания. Методы чувственного, наблюдательного и экспериментального познания мира, которые признаются и современной наукой, были выделены и подробно описаны именно Бируни [4]. Абу Райхан Бируни занимался исследованиями в сфере естествознания, уделяя внимание таким явлениям, как эволюция и изменение. Его по праву можно считать зачинателем экспериментальной науки, поскольку именно он заложил методологические основы использования эксперимента для развития теории. По мнению Бируни, если нет практического применения теории, то она совершенно бесполезна. Ученый считал, что эксперимент помогает развиваться как естественным дисциплинам, так и общественным.

Актуальность изучения натурфилософских воззрений Бируни очевидна, поскольку современное общество нуждается в развитии научного мировоззрения. Труды восточного мыслителя интересны с точки зрения появления рациональных, демократических и секулярных проектов, динамики изменений философских и культурологических приоритетов современного общества.

Сегодня перед обществом открываются новые перспективы культурологических и историко-философских реконструкций, потому изучение законов науки и природы в трудах Бируни видится как никогда своевременным. Традиции и методы, используемые величайшими мыслителями древности в своих научных изысканиях, необычайно интересны и с точки зрения воспитания молодого поколения [5]. Принимая во внимание значение натурфилософских взглядов Абу Райхана Бируни для развития науки, культуры, философской мысли, то очень важно сегодня открыть широкой общественности труды выдающегося ученого, познакомить с сочинениями, которые до сих пор не были доступны.

С позиции современной научной мысли вклад Бируни в развитие науки, культуры и натурфилософии сложно переоценить. Сегодня этот великий мыслитель может служить примером для нового поколения ученых, а его научное наследие должно использоваться для воспитания современной личности. Ценность идей великого восточного мыслителя Абу Райхана Бируни заключается в том, что они доносят до нас самое значимое, что было в многочисленных трудах древнеиранских, греческих, индийских и других мудрецов прошлого.

Список литературы /References

1. Маджидов Д.Х. Натурфилософия Абу Рейхана Бируни: автореферат диссертации кандидата философских наук. Душанбе, 2015. 22 с.

2. Османов АМ.Истоки и направления развития средневековой арабоязычной философии // Наука, образование и культура, 2016. № 9 (12). С. 34-39.

3. Мохаммадисмаил И. Натурфилософские воззрения Абурайхана Бируни // Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. № 1. Часть 7. С. 81-33.

4. Сафо З. Жизнь и наследие Абурейхана Бируни. Тегеран: Фирдавси, 2000. С. 174.

5. Умарова Р.Ш. Основы духовно-нравственного воспитания молодежи в трудах Абу Райхана Беруни // Проблемы науки, 2019. № 4 (40). С. 56-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.