Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА'

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ТРАДИЦИИ / НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Ксантиниди Татьяна Евгеньевна, Лазарева Галина Юрьевна, Ксантиниди Кирилл Харлампиевич

В статье рассматриваются особые качества и свойства визуально-коммуникативной среды, которые необходимы для формирования корпоративной культуры и имиджа университета; исследованы особенности и принципы разработки визуальных навигационных систем высших учебных заведений на примере концепции локальной системы навигации ЮРГПУ(НПИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Ксантиниди Татьяна Евгеньевна, Лазарева Галина Юрьевна, Ксантиниди Кирилл Харлампиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL COMMUNICATIONS AS ONE OF THE MEANS OF FORMING THE CORPORATE CULTURE OF THE UNIVERSITY

The article discusses the special qualities and properties of the visual-communicative environment, which are necessary for the formation of corporate culture and the image of the university; the features and principles of the development of visual navigation systems of higher educational institutions are investigated on the example of the concept of the local navigation system YRSPU (NPI).

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 659.13:374.32

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА

Лазарева Елена Александровна,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Дизайн» Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (г. Новочеркасск);

Ксантиниди Татьяна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Дизайн» Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (г. Новочеркасск);

Лазарева Галина Юрьевна, младший научный сотрудник кафедры «Управление персоналом» Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (г. Новочеркасск), Ксантиниди Кирилл Харлампиевич,

студент

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (г. Новочеркасск)

Аннотация. В статье рассматриваются особые качества и свойства визуально-коммуникативной среды, которые необходимы для формирования корпоративной культуры и имиджа университета; исследованы особенности и принципы разработки визуальных навигационных систем высших учебных заведений на примере концепции локальной системы навигации ЮР1 ПУ(НПИ).

Ключевые слова: университет, корпоративная культура, фирменный стиль, визуальные коммуникации, традиции, навигационные системы.

Annоtation. The article discusses the special qualities and properties of the visual-communicative environment, which are necessary for the formation of corporate culture and the image of the university; the features and principles of the development of visual navigation systems of higher educational institutions are investigated on the example of the concept of the local navigation system YRSPU (NPI).

Keywords: university, corporate culture, corporate identity, visual communications, traditions, navigation systems.

Постановка проблемы. Университет сегодня - это не просто образовательное учреждение, это образ жизни. Специфика феномена «университет» - свободное и активное производство и воспроизводство знаний, основанное на неформальном общении и соревновании учителя и ученика - предполагает постоянное творческое взаимодействие молодости и зрелости, сочетание целеустремленного интеллектуального накопления и безвозмездной передаче накопленного, перманентного научного поиска, свободы мнений, и все это - в режиме самостоятельной и творческой работы, требующей постоянно меняющегося и самого современного оборудования, собирание и содержание материальных носителей информационных и культурных ценностей.

Единство нововведений и традиций, целей и правил, историческая преемственность и научные школы формируют основы корпоративной культуры университета.

Фирменный стиль является наиболее очевидной, формализованной частью культуры образовательного учреждения. Он непосредственно связан с образом (имиджем) образовательного учреждения, который обращен и адресуется в две стороны: к внутренней жизни учебного заведения и внешней. Фирменный стиль - это основное средство формирования имиджа учебного заведения, в котором участвуют все виды рекламы и PR, который улучшает отношение потребителя к фирме, воспринимается как своего рода гарантия качества услуг, помогает закреплять желательные для

образовательного учреждения потребительские предпочтения, резко повышает эффективность рекламы, позволяет экономить средства [1, 2].

Вопрос о представлении и визуализации информации о вузе является одним из первостепенных. Информация должна быть индивидуальна и должна нести в себе уникальные особенности образовательного учреждения, потому важным аспектом является её визуальное представление. Наличие визуальных средств - знаков и символов, обеспечивающих узнаваемость, при формировании имиджа вуза помогает во взаимодействии с целевыми группами, используя различные культурные коды и инструменты конструирования визуального контента - цвет, форма, сочетание знаков.

Целью данной работы является разработка концепции формирования структуры визуальных коммуникаций внутренней и внешней среды университета, которые налаживают обмен информацией между студентами и преподавателями, кафедрами и подразделениями, обеспечивают креативный дух и стремление к открытиям, творческую атмосферу, принцип свободы и самореализации.

Изложение основного материала. ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова является первым высшим учебным заведением на юге Российской империи и исконно казачьим вузом с развитой совокупностью ценностей корпоративной культуры и высоким потенциалом сохранения исторических традиций. В настоящее время ЮРГПУ (НПИ) -крупнейший на Юге России многопрофильный образовательный научно-инновационный комплекс с широко развитой инфраструктурой и современной материально-технической базой, с научными школами, имеющими столетнюю историю. Данный аспект необходимо учитывать в процессе создания визуального обеспечения фольклорных праздников, студенческих, профсоюзных и других мероприятий, проводимых в университете, поскольку отказ от визуальных и социальных стереотипов "международного стиля" позволяет связать традиции и современность, восстанавливая ключевые социокультурные коды, сохраняя культурную целостность, осуществляя социальную связь прошлого и настоящего. В результате формируется запоминающийся визуальный образ, содержащий значительный воспитательный и образовательный потенциал, основной идеей которого является сохранение и продвижение имиджа университета.

Ежегодно студентами - дизайнерами на уровне внедрения выполняются учебные проекты, посвященные различным мероприятиям и благоустройству университета. Одним из таких направлений является разработка систем навигации университета, которая должна находится в полной согласованности с общей концепцией корпоративного стиля. Комплексный дизайн среды играет важную роль в создании тематической атмосферы, сочетая в себе как элементы фирменного стиля, так и архитектурные особенности объекта. Креативные решения в сочетании с индивидуальным подходом к дизайну конструкций и указателей позволяют в конечном итоге создать комплексный проект визуальной навигации на объекте.

Проектирование навигационных систем является актуальным направлением развития дизайна, т.к. эффективные навигационные системы необходимы в любой социальной сфере, в том числе и в высших учебных заведениях. В связи с организацией потоков достаточно большого количества людей и потребностью быстрого ориентирования на территории учебного заведения, связанных с ведением учебного процесса и приемом абитуриентов, а также деятельности университета по проведению выставок, конференций и других мероприятий необходимо грамотно выстроить систему навигации для выполнения всех этих задач.

Существующие в настоящее время в ВУЗах России навигационные системы редко создают целостную систему ориентирования в результате разновременного характера возведения застройки и длительного освоения университетской территории. Возникают несоответствия между информационным полем среды и ее архитектурной составляющей. Таким образом, разработка визуальной навигационной системы является крайне востребованной и актуальной темой.

Разработка навигационной системы обязательно начинается с выявления целевой группы (посетителей ВУЗа), анализа их возможных и желательных маршрутов по территории, определения ключевых точек интереса, выделения различных функциональных зон, буферных зон (лестниц и переходов), «сердца кампуса», с которого

начинается маршрут любого посетителя; выявления особенностей и проблем университета. Навигационная система должна отражать фирменный стиль, который является основным средством формирования имиджа ВУЗа [3], а также выглядеть органично, стать продолжением архитектуры, так как здания многий учебных заведений являются архитектурными памятниками, местами с историей, традициями и особой атмосферой.

Особенно насущна проблема ориентации в крупных учебных учреждениях, таких как ЮРГПУ(НПИ), что объясняется большим масштабом территорий, сложностью структуры, интенсивностью перемещений, большим количеством приезжих и абитуриентов, наличием зон массового посещения.

Эти особенности не позволяют фрагментарно решать графический материал систем ориентации. Построение локальных систем приводит к разноосновности визуальной интерпретации аналогичных и даже идентичных информационных сообщений, что вызывает разночтение, визуальные перегрузки и потерю времени.

Можно предложить следующую структуру визуальной коммуникации: представляя ЮРГПУ(НПИ) как систему зон активности (зон массового посещения, в которых сосредоточены различные структурные подразделения с высокой ориентировочной активностью) построить взаимосвязанное содержание информации в системе, оптимально распределить ее на территории университета и взаимоувязать визуальное выражение информационных сообщений. Отдельные комплексы информации общеуниверситетской системы ориентации расположенные в местах сосредоточения ориентировочной деятельности можно назвать условно узлами ориентации. В зависимости от местоположения величины территории характера и состава ориентирующей информации подразделяем узлы ориентации на три типа: общеуниверситетский, зональный и объектный.

Общеуниверситетский узел ориентации включает следующие категории информационного материала:

1) информацию обеспечивающую ориентацию по всему комплексу университетского пространства;

2) схемы перемещения между корпусами и структурными подразделениями;

3) примерная удаленность основных точек (объектов) и зон массового посещения;

4) расположение на территории прилегающей зоны остановок и стоянок транспорта, связывающего с другими зонами и объектами города;

5) зональную информацию, обеспечивающую перемещения в прилегающей зоне;

6) информацию, обеспечивающую перемещения внутри объектов.

Система подачи информации должна подчиняться закономерностям ориентировочной деятельности человека. При распределении информации формирующей систему ориентации в границах зоны следует создавать взаимосвязанную систему точек подачи информации сосредотачивая ее по основным маршрутам передвижения в наиболее важных для информирования участках. Укрупнение дозы информации способствует выработке стереотипа ориентирования и экономии времени. Многократность использования знака в цикле ориентации требует однозначности прочтения визуального сообщения в рамках этого цикла, множественность визуальных сообщений в фокусных точках - возможность их быстрого сопоставления.

Основой разработки графических систем обозначения формирующих информационный материал систем ориентации является унификация. Значительный объем в графическом обеспечении информации занимают символы, повышающие скорость считывания информации и позволяющие адресовать визуальные сообщения иностранцам. Обозначения, входящие в общеуниверситетскую систему ориентации, представляют собой сложный конгломерат знаков различной принадлежности поскольку в нем представлены объекты всех систем обслуживания и структурных подразделений.

Систематизация, основанная на функциональном разделении объектов, позволяет унифицировать системы графических обозначений. Графическое решение визуальных коммуникаций должно подчиняться иерархической логике, позволяющей соотносить знак с определенной категорией сообщений. Вся система условно делится на подсистемы: администрация - институты -управления. Подсистемы в свою очередь делятся на виды, подвиды, объекты.

Принцип визуальной сопоставимости знаков может быть выражен различными приемами графической визуализации - иерархия уровней путем придания визуальных признаков «высших» уровней последующим «низшим». При таком ранжированном способе задания системы визуальных признаков прочтение сообщения становится постадийным, что способствует четкости выбора нужной группы сообщений из массы других. Соотнесение с подсистемой может быть выражено цветовым кодом, с видом -условной формой знакового поля, с объектом - непосредственно пиктограммой абстрактным символом.

В качестве примера решения задач ориентации в локальном пространстве университетских комплексов приведен комплект пиктограмм для студенческого общежития, разработанных с учетом требований, предъявляемых к цветовому и графическому решению знаков коммуникации и психологического воздействия визуального образа на восприятие человека.

Графическое решение системы визуальных коммуникаций построено на использовании оптимистического образа в виде «смайла» (колобка), призванного повышать настроение и творческий потенциал студентов, проживающих в общежитии, и их гостей. Разработанная система визуальных коммуникаций для студенческого общежития отражает творческий и непосредственный характер комплекса зон активности молодежи.

Выбор цвета обусловлен характером, образом и назначением обозначаемого им помещения, и нацелен на создание в нем необходимого психологического климата. Солнечный желто-оранжевый цвет призван активизировать динамику движения потоков жителей, психологически способствуя повышению активной деятельности студентов, предупреждает образование заторов и пробок, неизбежных в местах скопления значительных масс людей, например, на лестницах и выходах. Оранжевый цвет поднимает самооценку, раскрывает творческий потенциал, способствует хорошему настроению и является отличным антидепрессантом (см. рис. 1-2).

При создании пиктограмм учитывались следующие требования:

- узнаваемость, точная передача смысла;

- новизна;

- стилевое единство знаков;

- соответствие стиля изображения характеру объекта;

- лаконичность, знаки должны быть графически ясными, без излишних мелких деталей;

- ограниченное число масштабов изображения;

- минимум формальных средств (ограниченное число толщин линий, радиусов, фактур);

- контрастность изображения по отношению к фону должна быть не менее 60%, тогда знаки легко считывается;

- относительная равноплощадность всех знаков системы;

- если применяется словесные пояснения, к шрифту предъявляются те же требования - чёткость, простота, легкость восприятия, единство с изображением;

- знак должен быть заметен в среде, не сливаться с ней;

- при размещении в интерьерах, деликатно вмешиваться в архитектурную среду, не нарушать гармонии.

Для достижения стилевого единства знаков использовалась координатная сетка и разработана общая схема, по которой строились знаки.

Рисунок 1. Пиктограмма на модульной сетке

Рисунок 2. Примеры цветографического решения пиктограмм

Выводы. Предлагаемая концепция определяет условное направление разработки визуальных коммуникаций в формировании корпоративной культуры университета. В качестве перспективных проектных разработок в данном направлении следует отметить также обращение к национальным традициям в композиции и декоре предметно-пространственных систем, включение элементов природной среды в структуру пространств комплекса для формирования специфической атмосферы его помещений и территорий, что будет способствовать оптимальной организации главных компонентов комплекса.

Список литературы:

1. Ажгихин, С.Г., Марченко, М.Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности // 21 century: fUndamentalscienceandtechnology. - Vol. 2. - NorthCharleston, 2014. - C. 86-89

2. Марченко, М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// Международный журнал экспериментального образования. -2013. - № 11-13. - С. 201-203

3. Марченко, М.Н., Лапченко, А.К. Фирменный стиль как средство формирования имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1610-1612.

УДК 070

СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Лепина Лада Станиславовна,

старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт работы студенческого мультимедийного журнала на кафедре журналистики и медиакоммуникаций Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Междисциплинарный характер проекта дает возможность взаимодействовать преподавателям различных курсов и профессиональных дисциплин - интернет-журналистики, теле-, радио-,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.