Научная статья на тему 'DIGITAL-ART КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

DIGITAL-ART КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / DIGITAL-ART / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Лазарева Галина Юрьевна

В статье рассмотрены понятия коммуникации, дизайна в дискурсе коммуникации, коммуникативной парадигмы, цифрового искусства. Также в работе дано авторское определение мультимедийной коммуникации в учреждениях высшего образования и дано понятие Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования. Рассмотрен опыт успешного внедрения Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования на примере межвузовского конкурса студенческих работ «DIGITAL-ART-2021», организованного и проведённого в ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Лазарева Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL-ART AS A COMMUNICATIVE PARADIGM IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the concepts of communication, design in the discourse of communication, the communicative paradigm, digital art. The paper also gives the author’s definition of multimedia communication in higher education institutions and gives the concept of Digital-art as a communicative paradigm in higher education institutions. The experience of successful implementation of Digital-art as a communicative paradigm in higher education institutions is considered on the example of the interuniversity competition of student works «DIGITAL-ART-2021», organized and held at «The South Russian State Polytechnical University (NPI) named by M.I. Platov».

Текст научной работы на тему «DIGITAL-ART КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

35. Shevchenko T., Honchar O. Features of marketing research in the mass media business // Management and entrepreneurship: trends of development. - 2020. - Vol. 4, Issue 14. - P. 114-121.

36. S0rensen O. H., Holman D. A participative intervention to improve employee well-being in knowledge work jobs: a mixed-methods evaluation study // Work & Stress. - 2014. - Vol. 28. - P. 67-86.

37. Tvedt S. D., Saksvik P. 0, Nytra K. Does change process healthiness reduce the negative effects of organizational change on the psychosocial work environment? // Work & Stress. - 2009. - Vol. 23. - P. 80-98.

38. Whitney D. C. Audience. In: Encyclopedia of Journalism, Christopher H. Sterling, general ed. - Thousand Oaks, CA (USA): Sage Publications, 2009. - Vol. 1. - P. 126-131.

39. Куссый М. Ю. Методологические достоинства и проблемы экономико-математического моделирования // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2021. - № 1. - С. 128-134.

40. Куссый М. Ю. Гносеологические аспекты процессов самоорганизации в социально-экономических системах с позиций экономико-математического моделирования: монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 178 с.

41. Куссый М. Ю. Контекстность и ситуативность в процессах познания и их влияние на механизмы формирования и трансформации ожиданий и предпочтений акторов в экономике: габитус vs система индивидуальных парадигм // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды Юбилейной XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Симферополь-Гурзуф, 11-13 ноября 2021). -Симферополь: Издательский дом КФУ, 2021. - С. 109-113.

42. Мицкевич А. И. К вопросу о сущности и истоках политической медиаметрии // Научные труды Республиканского института высшей школы. Серия Философско-гуманитарные науки: сборник научных статей (Минск). - 2017. - Вып. 16. - С. 109-121. - URL: https://elib.bsu.by/Ыtstream/123456789/183624/1/Мицкевич_По-лит_17-109-121^ (Дата обращения: 15.04.2022).

43. Морен Э. Метод. Природа Природы. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 464 с.

УДК: 7:004.9:378.4

DIGITAL-ART КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лазарева Елена Александровна,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Дизайн» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (г. Новочеркасск);

Лазарева Галина Юрьевна, младший научный сотрудник кафедры «Управление персоналом» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (г. Новочеркасск)

Аннотация. В статье рассмотрены понятия коммуникации, дизайна в дискурсе коммуникации, коммуникативной парадигмы, цифрового искусства. Также в работе дано авторское определение мультимедийной коммуникации в учреждениях высшего образования и дано понятие Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования. Рассмотрен опыт успешного внедрения Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования на примере межвузовского конкурса студенческих работ «DIGITAL-ART-2021», организованного и проведённого в ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова».

Ключевые слова: коммуникативная парадигма, цифровое искусство, digital-art, мультимедийная коммуника-

Annоtation. The article discusses the concepts of communication, design in the discourse of communication, the communicative paradigm, digital art. The paper also gives the author's definition of multimedia communication in higher education institutions and gives the concept of Digital-art as a communicative paradigm in higher education institutions. The experience of successful implementation of Digital-art as a communicative paradigm in higher education institutions is considered on the example of the interuniversity competition of student works «DIGITAL-ART-2021», organized and held at «The South Russian State Polytechnical University (NPI) named by M.I. Platov».

Keywords: the communicative paradigm, digital art, multimedia communication.

Постановка проблемы. Развитие коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является одним из приоритетов реализации обеспечения национальных интересов при совершенствовании информационного общества, что закреплено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 [1].

Ряд учёных, таких как О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова, отмечают, что настоящий период можно считать временем, когда особую значимость имеет создание коммуникативного широкомасштабного медиапространства, базирующегося на современных диджитал технологиях, что подтверждает его влияние на многие направления общественно-культурной работы [2, с. 9].

Работа, направленная на прогрессирование процесса информатизации социума, поспособствовала созданию в учреждениях высшего образования современного информационно-коммуникационного микроклимата, базирующегося на современных компьютерных технологиях [2, с. 228].

Х. Шмидт в своей работе, размещённой в журнале «The Journal of Media Literacy Education», доказал фундаментальную и прикладную ценности разработки образовательных программ медиаграмотности в учреждениях высшего образования ввиду того, что компетенции, относящиеся к медиакоммуникации, становятся всё более востребованными на рынке труда [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что совершенствование процесса коммуникации с использованием современных компьютерных технологий является актуальной задачей формирования квалифицированных специалистов в вузах. Решением такой задачи, по нашему мнению, может стать развитие коммуникативной культуры в социокультурном пространстве вуза посредством внедрения digital-art в образовательный процесс.

Данная научная работа создана с целью рассмотрения мультимедийной коммуникации в учреждениях высшего образования, Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования, а также поделиться опытом успешного внедрения Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования в ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова».

Изложение основного материала. Коммуникация - есть действие, в ходе которого люди друг другу сообщают данные, факты, новости, знания, своё психологическое состояние, настроение [4, с. 142].

Одной из коммуникативных практик является дизайн, т.к. внешний облик каждого конкретного предмета несёт собой некое сообщение, а его основным замыслом выступает метод, способствующий доступности понимания, как применить этот предмет [5, с. 111].

М. В. Панкина в своей работе «Основы методологии дизайн-проектирования» определяет дизайн как особый языком коммуникаций, визуальных сообщений, а также способ коммуникации и выражения своего отношения к действительности, осознания своего места в мире, путь к целостному восприятию и пониманию мира [6, с. 7-9].

Дизайн - коммуникативная практика конструирования знакового продукта, способного создавать ситуацию впечатления [7].

Коммуникативная функция дизайна состоит в возможности передавать ясно и выразительно необходимую информацию (есть контекст и адресат), с помощью организации предметно-пространственной среды или цифрового пространства инициировать и облегчать общение людей, преодолевать физические и пространственные ограничения [6, с. 55-56].

Парадигма представляет собой совокупность основополагающих убеждений, обеспечивающую осмысленную, либо неосмысленную направленность мышления исследовать явления в конкретном свете или изучать их в требуемом методологическом ключе [4, с. 147].

К. Э. Разлогов, президент Нового института культурологии, доктор искусствоведения, профессор ВГИК, заслуженный деятель искусств РФ, в предисловии монографии «Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования» отмечает, что именно экранная культура - та новая коммуникативная парадигма, которая дополняет традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную [2].

Принципами коммуникативной парадигмы обеспечивается направленность на диалог и позитивное взаимодействие, закладываются целевые установки на сотрудничество и партнерство [2].

Понятие цифровое искусство можно сформулировать как искусство, изучающее компьютерные, инженерные технологии и зашифрованное в цифре послание, как средства для процесса созидания. Медиаконтент обозначается как информационные данные и может выступить как идентификатор основного замысла, а также передавать информацию [8].

Вследствие особенностей digital art, базирующихся на объединении различных дисциплин, непосредственно дизайн выступил главным проводником такого рода направленности [8].

Таким образом, на основании вышеизложенного, нами сформулировано определение мультимедийной коммуникации в учреждениях высшего образования - это процесс взаимодействия между обучающимися посред-

ством современных технологий цифрового искусства, целью которого является предоставление возможности реализации творческого потенциала молодёжи.

По нашему мнению, Digital-art как коммуникативная парадигма в учреждениях высшего образования представляет собой совокупность методов, основанных на применении цифровых технологий, и направлена на вовлечение обучающихся и молодых учёных в творческий процесс на базе университета.

Во исполнение программы развития образования «Приоритет - 2030», с целью привлечения общества к цифровому искусству, в ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова» был организован и проведён межвузовского конкурса студенческих работ «DIGITAL-ART-2021» кафедрой «Дизайн».

Номинациями конкурса были указаны следующие:

1) 3D-моделирование:

- малые архитектурные формы;

- модель объекта функционального назначения;

2) Digital graphic art:

- когнитивный портрет;

- пиксель арт;

- фрактальная графика;

3) анимация:

- компьютерная анимация;

- motion graphics (анимационный дизайн);

4) графический дизайн:

- плакат;

- постер;

- афиша;

- фирменный стиль;

5) цифровой нарратив:

- мультимедийный лонгрид;

- цифровой двойник (с использованием приложения movavi clips);

6) цифровая фотография:

- фотоарт, город в лицах, городская среда, макросъемка.

Для участия в конкурсе студентами были разработаны и поданы 85 работ.

По итогу, каждому конкурсанту вручили дипломы, победителям и призерам - дипломы и ценные подарки, а преподавателям - руководителям конкурсных проектов обучающихся - благодарственные письма.

По итогам конкурса, также сформирован выставочный «Каталог межвузовского конкурса студенческих работ ЮР1ПУ (НПИ) имени М.И. Платова «DIGITAL-ART-2021», где отражены многочисленные работы его участников, в соответствии с номинациями.

Работы одних из победителей межвузовского конкурса студенческих работ «DIGITAL-ART-2021», а именно в номинации «Графический дизайн», Антюшиной В.И. отражена на иллюстрациях 1, 2, 3, в номинации «Digital graphic ART», Дерменжи Е.В. - на иллюстрации 4.

Рисунок 1. Серия плакатов «9 мая»

Рисунок 4. Город золотой

Таким образом, Digital-art как коммуникативная парадигма в ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова представляет собой совокупность методов, основанных на применении цифровых технологий, а именно: SD-моделирование, Digital graphic art, анимация, графический дизайн, цифровой нарратив, цифровая фотография.

Выводы. В статье рассмотрены понятия коммуникации, дизайна в дискурсе коммуникации, коммуникативной парадигмы, цифрового искусства.

В работе дано авторское определение мультимедийной коммуникации в учреждениях высшего образования, что представляет собой процесс взаимодействия между обучающимися посредством современных технологий цифрового искусства, целью которого является предоставление возможности реализации творческого потенциала молодёжи.

Также авторами выведено: Digital-art как коммуникативная парадигма в учреждениях высшего образования представляет собой совокупность методов, основанных на применении цифровых технологий, и направлена на вовлечение обучающихся и молодых учёных в творческий процесс на базе университета.

На примере результатов межвузовского конкурса студенческих работ «DIGITAL-ART-2021», организованного и проведённого в ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» показано успешное внедрение Digital-art как коммуникативной парадигмы в учреждениях высшего образования.

Список литературы:

1. Schmidt H. C. Helping Students Understand Media: Examining the Efficacy of Interdisciplinary Media Training at the University Level. Journal of media Education. 2015. Vol. 7 (2). Р. 53-54.

2. Верещагина А.В. Социология в схемах и таблицах // Ростов н/Д: Феникс. - 2015. - 156 с.

3. Г.Н. Лола Дизайн как коммуникативная практика // Вестник СПбГУ. - Сер.15. - 2012. - Вып. 2. - С. 225230.

4. Григорьев А.Д., Захарченко Т.Ю. Развитие концепций цифрового искусства // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2015. - № 5(180). - С. 16-17.

5. Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива // СПб.: Элмор. - 2011. - 140 с.

6. М.В. Панкина Основы методологии дизайн-проектирования: учебное пособие // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2020. - 166 с.

7. О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / отв. ред. Н. Б. Кириллова // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2019. - 292 с.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.