Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна, Михалёва Елена Ивановна, Чернышева Ирина Васильевна

В статье анализируются механизмы интегрирования цифровой составляющей в образовательный процесс студентов направлений подготовки укрупненной группы «Социология и социальная работа» Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета. На современном этапе важным является не только интегрирование информационного контента в образовательный процесс самих студентов, но и включение в образовательную программу дисциплин, решающих задачу формирования медиакультуры будущих специалистов. Представлена основная методическая база, принципы и способы организации педагогического процесса, показана значимость и потенциальные возможности программ спецкурсов, ориентированных на овладение и закрепление управленческих, творческих и технологических навыков в области цифровой коммуникации, в целом архитектуры медиапространства. Анализируются изменения, происходящие в системе высшего образования, связанные с ускоренным внедрением цифровых технологий. К цифровым компетенциям студентов высших учебных заведений относятся навыки работы в цифровой среде при сформированной цифровой культуре; владение продуктивными информационно-коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна, Михалёва Елена Ивановна, Чернышева Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ACADEMIC CONDITIONS FOR DIGITAL SKILLS DEVELOPMENT IN UNDERGRADUATE STUDENTS OF UDMURT STATE UNIVERSITY SPECIALIZING IN «SOCIAL STUDIES AND SOCIAL WORK»

The article considers the mechanisms for integrating the digital component into the academic courses developed for the students of the Institute of Social Communications of Udmurt State University getting the degree in «Social Studies and Social work». Modern educational paradigm requires both the integration of digital content into the educational process and the introduction of subjects targeting at the development of media culture of future specialists. The article covers basic methodology as well as methods and techniques of teaching and learning process. The importance and potential advantages of the academic courses aimed at acquisition and enhancement of managerial, creative and technological skills in digital communication as well as in overall media landscape are shown. Changes in the Russian educational system connected with the accelerated digitalization are also analyzed. The authors understand the notion of students’ digital skills as follows: digital environment expertise provided that a digital culture has been established, acquisition of informational and communicative skills necessary for studying and plotting an individual academic path.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА УДК 378.147:004(045)

С.А. Даньшина, Е.И. Михалёва, И.В. Чернышева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье анализируются механизмы интегрирования цифровой составляющей в образовательный процесс студентов направлений подготовки укрупненной группы «Социология и социальная работа» Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета. На современном этапе важным является не только интегрирование информационного контента в образовательный процесс самих студентов, но и включение в образовательную программу дисциплин, решающих задачу формирования медиакультуры будущих специалистов.

Представлена основная методическая база, принципы и способы организации педагогического процесса, показана значимость и потенциальные возможности программ спецкурсов, ориентированных на овладение и закрепление управленческих, творческих и технологических навыков в области цифровой коммуникации, в целом архитектуры медиапространства.

Анализируются изменения, происходящие в системе высшего образования, связанные с ускоренным внедрением цифровых технологий. К цифровым компетенциям студентов высших учебных заведений относятся навыки работы в цифровой среде при сформированной цифровой культуре; владение продуктивными информационно -коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории.

Ключевые слова: цифровизация системы образования, высшее образование, формирование цифровых компетенций, организационно-педагогические условия, студенты.

Б01: 10.35634/2412-9550-2022-32-4-423-430

Введение

Необходимость внедрения цифровой составляющей в процесс обучения студентов высших учебных образовательных учреждений Российской Федерации требует формирования актуальных цифровых компетенций в процессе подготовки востребованных специалистов социальной сферы, сферы экономики. Современные социально-экономические реалии диктуют необходимость быстрой адаптации студентов и профессорско-преподавательского состава к системе электронного обучения, к системе, использующей потенциал современных цифровых технологий, что дает возможность освоения всеми профессиональными цифровыми компетенциями. Данное обстоятельство актуализировало необходимость анализа механизма формирования цифровых компетенций студентов в рамках новых учебных курсов Института социальных коммуникаций (ИСК) Удмуртского государственного университета.

Авторами статьи проанализированы особенности внедрения цифровой компоненты в образовательный процесс студентов-бакалавров направления подготовки «Организация работы с молодежью» Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета.

Анализ официальных документов (Государственного образовательного стандарта, учебного плана, учебных программ дисциплин спецкурсов и т. д.) позволил констатировать тот факт, что обязательный уровень требований к подготовке студентов данных направлений и требований к содержанию, формам, методам и средствам обучения позволяет включить цифровую составляющую в учебный процесс [18].

Теоретические основы

В современных реалиях одним из условий подготовки современных молодых специалистов к работе в области организации работы с молодежью является использование новых образовательных, профессионально-цифровых технологий. Н.Н. Самылкина утверждает, что такие государственные национальные программы, как «Цифровая экономика Российской Федерации», «Развитие образования», национальный проект «Образование», реализуя глобальные задачи переустройства экономики, позволяют образовательным организациям высшего образования получить государственную

поддержку, направленную на возможность формирования цифровых компетенций студентов вузов [13].Ускоренная цифровизация сферы высшего образования и интеграция цифровых компетенций выпускников вузов требует интенсивного и непрерывного развития цифровых компетенций участников образовательного процесса, требует внедрения актуальных форм (офлайн и онлайн) обучения [3]. В сложившихся условиях, по утверждению Н.М. Бадановой, студентам высших учебных заведений необходимо развивать свои профессиональные компетенции, связанные с применением цифровых технологий, в процессе как традиционного обучения, так и электронного обучения, максимально используя потенциал современных технологий [2].

К.Т. Магомедова, рассматривая этапы развития электронного обучения и обучения смешанного типа, проводит обзор истории, показывая взаимосвязь развития технологических стандартов и форм электронного обучения. По утверждению исследователя, проблема внедрения современных технологий в образовательный процесс связана с предоставлением качественных услуг в сфере электронного обучения и актуализации образовательных стандартов, отвечающих требованиям современных тенденций [8].

Т.А. Асташова, анализируя изменения, происходящие в системе высшего образования, выделяет ряд особенностей данного процесса:

- развитие и внедрение в образование электронного обучения, открытых онлайн-курсов, социальных сетей, блогов, развитие мобильного образования;

- необходимость пересмотра принципов и методов обучения с акцентом на индивидуализацию образования и реальные практические навыки с использованием современных цифровых технологий;

- необходимость развития сетевого взаимодействия между несколькими университетами как внутри страны, так и между странами, что в свою очередь требует внедрения электронного обучения с использованием современных педагогических технологий [1].

А.А. Строков в своем диссертационном исследовании, посвященном вопросам цифровой культуры и ценностям российского образования, подчеркивает, что на сегодняшний день цифровая культура не соответствует ценностям российской образовательной культуры, и при всей противоречивости в ее развитии как комплексное и единое явление не сложилась и характеризуется следующими показателями:

- наличием технологической зависимости молодого поколения;

- упрощением форм как социальной, так и личной жизни;

- преобладанием клипового мышления молодежи и т. д. [15].

Исследователь считает, что цифровые технологии, применяемые в современном образовательном процессе, не имея возможности всецело заменить учебно-воспитательную работу со студентами, являются лишь элементом в системе образования. Отсюда следует, что остро стоит вопрос актуализации традиционных базовых ценностей отечественной культуры образования в трансформирующейся цифровой образовательной среде. Процесс актуализации позволит избежать формирования зависимости студентов от технических средств и утраты самостоятельного, творческого подхода при работе с информацией [15].

Вместе с тем важно учитывать и тот факт, что многочисленные современные исследования показывают, что молодое поколение обладает уникальными медиапотребительскими характеристиками. Специалисты сферы образования взаимодействуют с новыми медиапотребителями, которые характеризуются активностью, многозадачностью мышления и способностью обрабатывать информацию. По данным статистических исследований, 80 % студентов являются подписчиками более пяти блогеров, 75 % студентов признаются, что источником новостей для них являются социальные сети, 75 % используют Интернет для чтения книг и журналов, а также для посещения образовательных ресурсов, 100 % студентов - для просмотра сериалов и фильмов, 70 % студентов регулярно смотрят ролики через различные Интернет-ресурсы, 66 % опрошенных студентов работают с информацией, используя одновременно два устройства (чаще всего ноутбук и смартфон) и т. д.

Отсюда следует, что современный преподаватель в первую очередь обязан овладеть навыками работы с цифровыми источниками информации, в вузах необходимо внедрять новые практики работы и выстраивать необходимую коммуникацию со студентами, в том числе в медиапространстве. Информационная компетентность, медиакомпетентность и достаточный уровень медиакультуры самого преподавателя и студента высшей школы, ответственность, связанная с организацией цифровой информации и с созданием информационных объектов с использованием современных и актуальных

цифровых ресурсов, - важнейшая составляющая, характеризующая умение решать профессиональные задачи современного преподавателя и студента (будущего специалиста). На современном этапе важным является не только интегрирование информационного контента в образовательный процесс самих студентов направления подготовки «ОРсМ», но и включение в образовательную программу дисциплин, решающих задачу формирования медиакультуры будущих специалистов.

Отметим, что названные условия являются важной составляющей структуры процесса формирования цифровых компетенций студентов ОРсМ. По этой причине требуется четкое понимание концептуальных значений понятий «Медиакультура» и «Медиакомпетентность».

На сегодняшний день существуют десятки подходов, в рамках которых изучаются медиа и медийная культура. Различия в подходах очевидным образом сказываются на множественности определений понятия «медиакультура». К широким определениям можно отнести такие, где медиакультура практически отождествляется с массовой культурой. К узким определениям мы относим формулировки, в которых медиакультура отождествляется с совокупностью информационно-коммуникационных технологий, использующих машинный способ продуцирования и распространения сообщений. Центральным элементом медиакультуры является медиаграмотность, или медиаком-петентность.

На взгляд авторов статьи, И.Е. Скобелева в своем диссертационном исследовании дает достаточно емкое, но наиболее точное определение медиакультуре как «..части общей культуры индивида, которая характеризуется особым способом взаимодействия с социумом с применением медиасредств, как одним из условий жизнедеятельности современного человека посредством освоения и применения медиатехнологий и цифровых ресурсов» [14]. К педагогическим условиям развития медиакуль-туры в процессе взаимодействия педагога и обучающегося в условиях медиапространства исследователь относит:

- создание медиакультурной образовательной среды в образовательном пространстве ВУЗа с применением электронных образовательных ресурсов и информационных технологий, включение медиа-ориентированных дисциплин и т. д.

- медиакомпетентность и готовность самого преподавателя к овладению навыками работы с цифровыми источниками в медиапространстве [14].

Для сравнения приведем позицию исследователя Н.А. Параниной для определения понятия ме-диакультуры, в котором она обозначила, что «.это особый тип культуры информационного общества, представляющий собой совокупность знаний, чувств, отношений и поведенческих реакций личности в процессе восприятия и взаимодействия с информацией, получаемой из различных источников, которая проявляется в способности искать, исследовать и анализировать информацию, полученную через средства медиа, в умении критически ее оценивать, создавать медиатексты различных жанров» [10]. Н.А. Паранина выделяет следующие организационные формы развития медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий, которым необходимо уделить особое внимание:

- наличие медиа-информационной образовательной среды высшего учебного заведения;

- организация учебного процесса на основе контакта студентов с медиа средствами;

- организация непрерывного общения субъектов образовательного процесса через медиа-информационные каналы связи [10].

Помимо трактовки термина «Медиакультура», в нашем исследовании важно уделить внимание характеристике понятия «Медиакомпетеция». Обратимся к исследованию И.А. Лобанова, посвященному проблеме формирования профессиональной компетентности педагога в современных условиях воздействия медиасреды. Автор определяет медиакомпетенцию педагога как «.интегрированную характеристику готовности и способности использовать современные медиа в качестве источника актуальной социальной информации наряду с учебником.», связанную:

- с необходимостью учета влияния медиасреды на студенческую молодежь по причине ее вовлеченности в современную информационную среду;

- с необходимостью формирования у студентов умений работать с информацией, получаемой, в том числе, из электронных источников;

- с необходимостью обновления учебных дисциплин и расширения проблематики, связанной с современным информационным и медиа-пространством [6].

Можно сделать вывод, что в последнее время возросло количество исследований, посвященных проблеме цифровизации образования (Т.А. Асташова, Н.М. Баданова, К.Т. Магомедова, А.А. Строков и другие) и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс (Д.А. Калмыкова, Н.Н. Са-мылкина и другие), введя в научный обиход термины «электронное обучение», «цифровая образовательная среда», «медиасреда» и «медиакомпетенция», но анализ исследований показал, что нет единой трактовки понятия «цифровые компетенции».

А.А. Салахова утверждает, что цифровые компетенции, формируемые в процессе изучения определенных практико-ориентированных учебных дисциплин студентами, можно представить в виде планируемых результатов освоения информационно-коммуникативных технологий, определяющих углубленный уровень образования для их освоения [12].

Автор Н.Д. Козина в своем диссертационном исследовании использует такое выражение, как «цифровые аспекты компетенций», по ее утверждению, построение образовательных взаимодействий в цифровом пространстве и приобретение студентами высших учебных заведений опыта применения цифровой составляющей в процессе освоения универсальными и общепрофессиональными компетенциями повышает качество профессиональной подготовки будущих молодых специалистов [6].

Хочется отметить, что в исследованиях последних лет часто встречается термин «ИКТ-компетентность», определяемая как личностное образование, характеризующееся способностью к свободному применению в образовательном процессе умений и навыков использования цифровых ресурсов и информационных технологий [Плеханова]. К педагогическим условиям формирования ИКТ-компетенций обучающихся и преподавателей можно отнести следующие: саморазвитие ИКТ-компетенций, использование современной электронно-информационной и обучающей составляющей в образовательном процессе [11].

Итак, обратившись к трудам исследователей для обозначения данного термина, авторами был сделан вывод о том, что цифровые компетенции преподавателя - это личностная интегративная характеристика, включающая в себя определенный уровень системных знаний научных исследований и научного опыта, при умении использовать цифровые инструменты для организации поиска и передачи новых знаний студентам [4]. Для понимания характера сути исследуемой авторами проблемы мы акцентируем внимание на том, что для обозначения цифровых компетенций студентов будет принята следующая трактовка: навыки работы в цифровой среде при сформированной цифровой культуре, владение продуктивными информационно-коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории, способность к критическому анализу и объективному использованию информации [17].

На наш взгляд, развитию готовности будущих специалистов (организации работы с молодежью) к владению продуктивными информационно-коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории будет способствовать разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурсов, ориентированных на овладение и закрепление управленческих, творческих и технологических навыков в области цифровой коммуникации, в целом архитектуры медиапространства.

Результаты и их обсуждение

Digital-среда, которая стала естественной средой обитания для современных студентов и школьников, определяет новый облик учебных программ по коммуникационным направлениям. Изменения технологий в медиаобразовании диктуют своевременно пересмотреть необходимые для работодателя навыки выпускников [16].

Образовательная программа студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» предусматривает включение в процесс обучения ряд дисциплин, которые ориентированы на овладение и применение цифровых технологий, формируя цифровые компетенции - способность к сбору, обработке и анализу информации, к проведению информационных кампаний в сфере молодежной политики (ПК-6). Руководство выпускающей кафедры института ставит своей задачей адекватно распределить курсы с цифровым компонентом на протяжении всего периода обучения студентов.

Дидактической целью программ спецкурсов является систематизация знаний, направленных на овладение информационно-коммуникативными технологиями, на развитие цифровых компетенций у студентов ОРсМ.

В целом, рабочие программы спецкурсов, расширяя знания по профильным дисциплинам, интегрируют прикладные знания с целью повышения уровня практической деятельности студентов ОРсМ по следующим направлениям:

- создание эффективной внутренней коммуникации организации, в том числе цифровой коммуникации;

- создание эффективной внешней цифровой коммуникации организации, в том числе и с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации и т. д.;

- организация и проведение маркетинговых и социологических исследований, в том числе и по молодежной проблематике;

- сбор и систематизация научной информации, в том числе и по молодежной проблематике [19].

В первый год обучения на данном направлении предусмотрены дисциплины «Информационные технологии и базы данных прикладных коммуникаций», «Цифровая культура и цифровой профессионализм». В рамках данных курсов формируются навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением.

На 2 курсе реализуются дисциплины по направлениям:

- «Цифровые коммуникации». Целью освоения дисциплины является овладение методологией, принципами и средствами цифровых (digital) коммуникаций для их эффективного использования в профессиональной сфере;

- «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Цель курса - формирование и развитие компетенций студентов в области современных информационно-коммуникационных технологий, используемых в организации работы с молодежью.

Далее, в рамках 3 курса студенты ОРсМ изучают дисциплины в области цифровых коммуникаций и технологий, которые позволяют сформировать и совершенствовать профессиональные компетенции обучающихся, например, при проектировании и разработке медиапродукта, разработке визуального образа, фирменного стиля для коммерческой и социальной рекламы, в том числе средствами цифрового дизайна, в процессе овладения технологиями фото- и видеосъемки, при формировании и продвижении рекламных кампаний и ПР-проектов в молодежной среде.

При распределении курсов по семестрам присутствует логика изучения дисциплин, например, студенты в рамках дисциплины «Визуальные коммуникации в рекламе» овладевают теоретическими знаниями в области основ композиции, цвета, рекламной графики. Параллельно при изучении курса «Цифровой дизайн» знакомятся и осваивают графические редакторы, необходимые для творческой работы создания выразительного рекламного образа. Digital-составляющая присутствует в дисциплине «Реклама и ПР-сопровождение молодежных проектов» (направления ОРсМ), в которой применяются практические аспекты работы в цифровой среде. В целом, в рамках данных курсов студентам предлагают участие в решении профессиональных кейсов и конкретных проектов.

Авторы заостряют внимание на том, что уделять особое внимание проектной деятельности, как профессиональной компетенции, необходимо на старших курсах обучения студентов направления подготовки ОРМ, так как, по мнению теоретиков и практиков, это время наиболее благоприятно для активной студенческой работы в рамках учебных дисциплин. И связано это в первую очередь с тем, что к старшим курсам студенты уже достаточно адаптированы к образовательному процессу и учебной нагрузке[8]. В рамках дисциплины «Проектная деятельность в молодежных инициативах» (3 курс ОРсМ) реализуется разработка проектов по разным темам. Основным подходом при организации занятий по курсам является пошаговая реализация проекта студентов с использованием цифровых компетенций.

В процессе занятий студенты получают проектные кейсы от органов государственной и муниципальной власти, предприятий, коммерческих организаций, социальных учреждений, общественных организаций Удмуртской Республики.

Рассмотрим ключевые цифровые проектные кейсы, в которых студенты принимают участие. В рамках проектных заданий от отдела по работе с электронными обращениями Управления по работе с обращениями граждан Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики студенты реализуют ПР-проект «Формирование лояльности власти в Удмуртской Республике». Проект направлен на совершенствование профессиональных компетенций граждан с использованием цифровых технологий, их эффективную интеграцию в цифровое пространство. Проектные задания от Агентства печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики в области продвижения

электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности позволяют студентам познакомиться с работой на медиаплатформах Информационного агентства «Удмуртия», общественно-политического журнала «Республика».

Цифровые задания от Молодежной организации «Атмосфера» и Центра интернет-проектов «Арксис» формируют навыки использования цифровых технологий при реализации проектов молодежных и детских общественных организаций Удмуртии. Проект «Цифровая трансформация молодежных организаций Удмуртии» реализуется на безвозмездной основе обучения команд тридцати детских и молодежных некоммерческих общественных организаций Удмуртской Республики.

В процессе учебных занятий студенты приняли участие в разработке информационного сервиса «Цифровая трансформация НКО» и создании современных сайтов для некоммерческих организаций. В рамках проекта сформированы цифровые компетенции по пяти блокам:

- создание сайта на платформе Тильда для некоммерческих организаций (НКО);

- интернет-маркетинг для некоммерческих организаций (НКО);

- социальные сети для некоммерческих организаций (НКО);

- цифровые инструменты для управления проектами;

- автоматизация бизнес-процессов НКО и др.

В процессе учебной дисциплины «Проектная деятельность в молодежных инициативах» студентами 3 курс ОРсМ под руководством преподавателей кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций был разработан проект «Всероссийский студенческий форум «Цифровые компетенции», который был поддержан в рамках грантового Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования от Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Целью Форума является формирование цифровых компетенций студентов сетевого сообщества вузов РФ, ведущих обучение по направлениям подготовки «Организация работы с молодежью», «Социальная работа», и повышение уровня медиакультуры студентов. Инициативная группа студентов, являясь разработчиками и организаторами Форума, предлагают реализовать ряд мероприятий:

- мастер-классы на 4-х образовательных площадках («Социальные сети для студенческого Ме-диацентра»; «Медиаобразование для всех»; «Личный бренд в социальных сетях»; «Цифровизация и региональный телеканал»; «Как делать цифровой контент»);

- конкурс студенческих команд (решение кейсов от спикеров);

- курсы повышения квалификации для преподавателей до 35 лет «Информационно -коммуникационные технологии в работе со студентами»;

- круглый стол «Реализация деятельности сетевого сообщества кафедр ОРМ и социальной работы вузов РФ». В рамках обсуждения будет проведен анализ деятельности сетевого сообщества кафедр ОРМ и социальной работы вузов РФ, подготовлены предложения по ее совершенствованию;

- студенческие Онлайн-Митапы («Информационная компетентность и медиакомпетентность специалиста по работе с молодежью», «Социальные сети как информационный ресурс для современной студенческой молодежи», «Профилактика агрессивного поведения молодежи в социальных сетях» и др.).

Помимо учебных занятий, в Институте социальных коммуникаций в рамках образовательно-профориентационного проекта «Взлетная полоса» проводятся для студентов мастер-классы ведущих специалистов коммуникационной отрасли УР и РФ.

Хочется отметить, что создание медиакультурной образовательной среды в образовательном пространстве Института социальных коммуникаций посредством программ спецкурсов, направленных на овладение информационно-коммуникативными технологиями, посредством цифровых проектных кейсов и применения электронных образовательных ресурсов и информационных технологий, дает возможность формировать у будущих молодых специалистов ответственность, связанную с организацией цифровой информации и с созданием информационных объектов с использованием современных и актуальных цифровых ресурсов.

И важнейшей задачей на ближайшее время является необходимость усиления цифровой составляющей в большинстве практических разделов дисциплин, формирующих профессиональные компетенции студентов направления подготовки ОРсМ, особенно связанные с технологией и разработкой цифрового медиапродукта в области коммуникации (коммерческой и некоммерческой).

Заключение

Таким образом, в статье проанализированы основные приемы формирования цифровых компетенций студентов направления «Социология и социальная работа» Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета. Процесс развития готовности к разработке стар-тапов, медиапроектов будет эффективным, если он осуществляется в условиях педагогической интеграции, включающей в себя комплекс образовательных, психологических, социальных, цифровых технологий. На наш взгляд, основой эффективной методики организации обучения и воспитания станет активизация цифровой проектной деятельности и развитие познавательной самостоятельности студентов. Важную роль в процессе формирования цифровых компетенций играет практико-ориентированные учебные дисциплины, вовлечение студентов в работу научного сообщества и меди-ацентра Института социальных коммуникаций. Разработка и внедрение в образовательный процесс таких медиа-ориентированных спецкурсов дает будущим специалистам (организации работы с молодежью) возможность овладения продуктивными информационно-коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташова Т.А. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2022. - 190 с.

2. Баданова Н.М. Цифровая реальность как вызов человечеству // Философия и общество. Выпуск №4 (101) / 2021 - С. 66-74.

3. Беркович Л.М. Развитие рынка услуг высшего образования в условиях цифровизации (на материалах Челябинской области): дис. ... канд. эконом. наук. Симферополь, 2020. - 247с.

4. Калмыкова Д.А. Формирование готовности преподавателя когнитивного университета к управлению знаниями: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2020. - 216 с.

5. Коваль Т.В., Лобанов И.А. Функциональное взаимодействие школьного учебника и масс-медиа//Ценности и смыслы. - 2018. -№ 5 (57) - С. 86-96.

6. Козина Н.Д. Цифровая среда поддержки проектной деятельности в подготовке будущих педагогов технологического образования: дис.канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2022. - 224 с.

7. Лобанов И.А. Формирование профессиональной компетентности учителя обществознания в условиях усиления воздействия медиасреды: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2020. - 199 с.

8. Магомедова К.Т. Технологические стандарты как средство обеспечения качественных услуг в сфере электронного образования // Статистика и Экономика. - 2015(4). - С. 179-183.

9. 9.Максимова Е. Б. Развитие у студентов информационной культуры средствами современных коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 4. - С. 35-39.

10. 10.Паранина Н.А. Развитие медиакультуры средствами дистанционных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. - 20 с.

11. Плеханова М.В. Формирование общепедагогической ИКТ-компетентности будущего учителя на основе си-стемно-деятельностного подхода: дис...канд. пед. наук. Москва, 2021. - 310 с.

12. Салахова А.А. Методика обучения основам искусственного интеллекта и анализа данных в курсе информатики на уровне среднего общего образования: дис.канд. пед. наук. Москва, 2022. - 250 с.

13. Самылкина Н.Н. Методическая система углубленного обучения информатике на основе интегративного подхода: дис. ...докт. пед. наук. М., 2021. - 391 с.

14. Скобелева И.Е. Педагогические условия развития медиакультуры студентов СПО в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2020. - 188 с.

15. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: дис. канд. философ. наук. Н. Новгород, 2021. - 165 с.

16. Трубникова Н.В., Малыгина О.П. Цифровая трансформация образования в вузе: вызовы для коммуникационных направлений// XXII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений / Сб. материалов: под общ. ред. Евстафьева В.А. - М.: Экон-Информ, 2019. -267с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Шаухалова Р.А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: дис. .канд. пед. наук. Грозный, 2021. - 216 с.

18. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения: 06.04.2022).

19. Сайт Института социальных коммуникаций УдГУ. - URL: https://f-isc.udsu.ru/abiturientu/bakalavriat-42.03.01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu (дата обращения: 06.04.2022).

Поступила в редакцию 23.09.2022

Даньшина Светлана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории, теории и практики социальных коммуникаций E-mail: delo.18@mail.ru

Михалёва Елена Ивановна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций

E-mail: mihlen75@mail.ru

Чернышева Ирина Васильевна, кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций

E-mail: iva-0306@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

S.A. Danshina, E.I. Mikhaleva, I.V. Chernysheva

ORGANIZATIONAL AND ACADEMIC CONDITIONS FOR DIGITAL SKILLS DEVELOPMENT IN UNDERGRADUATE STUDENTS OF UDMURT STATE UNIVERSITY SPECIALIZING IN «SOCIAL STUDIES AND SOCIAL WORK»

DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-4-423-430

The article considers the mechanisms for integrating the digital component into the academic courses developed for the students of the Institute of Social Communications of Udmurt State University getting the degree in «Social Studies and Social work». Modern educational paradigm requires both the integration of digital content into the educational process and the introduction of subjects targeting at the development of media culture of future specialists. The article covers basic methodology as well as methods and techniques of teaching and learning process. The importance and potential advantages of the academic courses aimed at acquisition and enhancement of managerial, creative and technological skills in digital communication as well as in overall media landscape are shown. Changes in the Russian educational system connected with the accelerated digitalization are also analyzed. The authors understand the notion of students' digital skills as follows: digital environment expertise provided that a digital culture has been established, acquisition of informational and communicative skills necessary for studying and plotting an individual academic path.

Keywords: digitalization of the educational system, higher education, digital skills development, organizational and academic conditions, students.

Received 23.09.2022

Danshina S.A., Candidate of History, Associate Professor,

Head of Department of History, Theory and Practice of Social Communications

E-mail: delo.18@mail.ru

Mikhaleva E.I., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of History, Theory and Practice of Social Communications E-mail: mihlen75@mail.ru

Chernysheva I.V., Candidate of History, Associate Professor at Department of History, Theory and Practice of Social Communications E-mail: iva-0306@yandex.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.