Научная статья на тему 'Визуальная модальность в массовых коммуникациях'

Визуальная модальность в массовых коммуникациях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальная модальность языка / фактуры речи / средства массовых коммуникаций / русский жестовый язык / калькирующая жестовая речь / сигнота / Visual Vernacular (VV) / visual modality / speech textures / mass communication / Russian Sign Language / calquing sign speech / signota / Visual Vernacular (VV)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаев М. Г.

В настоящей научной статье поднимаются вопросы коммуникации в социальном взаимодействии. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Реалии жизни общества таковы, что без владения языком нельзя стать его полноправным членом, при этом в обществе могут существовать знаковые системы, которые известны сравнительно небольшим группам людей. Например, правила сигнализации флажками на флоте известны морякам, знаки азбуки Морзе — телефонистам, научная символика — учёным, жестовый язык — неслышащим. Изучение жестового языка находится в самом начале своего пути, при этом потенциал языка, использующего визуальную модальность, развивается вместе с новыми видами массовых коммуникаций. Рассматривая форматы представления информации в визуальной модальности, автор вводит идею сигнот. Фундаментальная идея сигноты заключается в выражении идей в визуальной модальности, иными словами, передаче информации посредством знаков жестового языка. Будущее сигнот и визуального модуса находится в руках тех, кто верит, что инструментарий системы знаков в массовых коммуникациях рождает новый коммуникационный уровень, вносящий огромный вклад в языковую систему в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual modality as a part of mass communication

This article explores communication in social interaction and the importance of mass communication in modern society. Language proficiency is crucial for full membership in society, but there are also sign systems known to smaller groups, such as flag signaling for sailors, Morse code for telephonists. symbolism for scientists, and sign language for the deaf. The study of sign language is in its early stages, evolving alongside new forms of mass communication. The author introduces the concept of signota, which involves expressing ideas visually through sign language. The future of signota and the visual mode depends on those who recognize its potential in enhancing communication and contributing to the language system as a whole.

Текст научной работы на тему «Визуальная модальность в массовых коммуникациях»

Исаев М.Г.

Аспирант по научной специальности 5.12.3 Междисциплинарные исследования языка в ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», Генеральный директор ООО «МАЯС».

Визуальная модальность в массовых коммуникациях*

Язык и коммуникация

Язык — это не только средство для передачи и хранения информации, он является важнейшим средством коммуникации и выражения мыслей. Язык — это инструмент, с помощью которого человек познает мир, с его помощью формируются новые понятия и определяются способы мышления, что прямо влияет на процессы восприятия и воспроизведения действительности.

Когда говорят, что без языка нет общества, а без общества нет языка, прежде всего, имеют в виду язык как форму существования индивидуального и общественного сознания. Идею связи сознания с языком в свое время предложил Л.С. Выготский: понимание сознания как со-знания, т.е. совокупного социального и культурно-исторического опыта определенного исторически сложившегося сообщества людей [Выготский Л.С., 1934].

Иными словами, в человеческом сознании с помощью языка происходит процесс построения особой концептуально-информационной модели действительности. То есть в обществе именно язык способствует созданию картины мира, которая представляет собой целостную, содержательную интерпретацию окружающей действительности. И важнейшую роль при этом играет человеческое общение, языковая коммуникация. Коммуникация в данном контексте определяется, прежде всего, как акт общения, т.е. связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, а также как передача информации одним лицом другому или ряду лиц [Володина М.Н., 2003].

Процессы социального взаимодействия неотделимы от процесса коммуникации — это центральный механизм социального поведения человека в обществе. А всякое взаимодействие - это обмен информацией. С осознанием и принятием единой структуры модальностей, фактур и форм языка, подробно описанных в статье Ярославы Лешковой, расширяется и диапазон человеческого сознания, что позволяет обмениваться большим объемом информации в неизменный промежуток времени.

*

© Исаев М.Г., 2023.

Язык и массовая коммуникация

С помощью языка можно выразить любое содержание: от информации об окружающем мире до информации о внутреннем мире человека — переживаниях и чувствах. С развитием культуры количество знаков языка растет. А за счет комбинирования старых языковых единиц и создания новых язык может описать явления, которые ранее не были известны человечеству. При этом действует один общий закон: сложившаяся в обществе знаковая система может видоизменяться, но не может исчезнуть [Н.Н. Германова, 2008].

Реалии жизни общества таковы, что без владения языком нельзя стать его полноправным членом. При этом в обществе могут существовать и другие знаковые системы, которые известны сравнительно небольшим группам людей. Например, правила сигнализации флажками на флоте известны морякам, знаки азбуки Морзе — телефонистам, научная символика — учёным, жестовый язык — неслышащим и т.д. Все эти знаковые системы существуют благодаря языку. Дело в том, что язык обладает уникальным свойством, которого нет ни у одной другой семиотической системы. Это свойство заключается в способности языка описывать самого себя, иными словами — это метасемиотическая функция языка. С помощью языка мы можем говорить о языке, формулировать правила и обсуждать его функционирование.

Слово из языка может быть выражено различными материалами речи [Н.Н. Германова, 2008]. Если происходит устная коммуникация, то материалом речи являются колебания воздуха. При письменной коммуникации — это бумага, при общении по электронной почте или в мессенджерах — электромагнитные волны и т.д. Орудия речи [Н.Н. Германова, 2008] обрабатывают слово. Например, при устной коммуникации орудием речи является артикуляция, при письменной — ручка, при общении на жестовом языке — руки и т.д. Обработанное орудием речи материал речи называется фактурой речи [Н.Н. Германова, 2008], в которую входят такие фактуры, как устная, письменная, печатная и фактура массовой коммуникации [Н.Н. Германова, 2008].

Устная фактура [Н.Н. Германова, 2008] речи включает в себя практический диалог, фольклор, молву и ораторское искусство. Далее в процессе развития человечества появляется письменная фактура [Н.Н. Германова, 2008], которая отличается от устной тем, что стало возможным хранить и перемещать тексты в пространстве. Для поддержания письменной традиции общество создает институты письменной речи: школу, канцелярию, почту, библиотеку, архив, музей. С появлением печатной фактуры [Н.Н. Германова, 2008] речи происходит информационный бум: человеку больше не нужно хранить в памяти культурную традицию прошлого, а объемы информации, которой оперирует общество, резко увеличиваются. А в новейшее время получила развитие фактура массовой коммуникации [Н.Н. Германова, 2008], которая использует современные

технические средства для работы с многомиллионной аудиторией.

Массовая коммуникация [Н.Н. Германова, 2008] — это процесс производства и воспроизводства сообщений, рассчитанных на массовое сознание средствами массовой коммуникации и их передачу техническими средствами — периодической печатью, радио, телевидением и другими средствами электронной коммуникации. Средства массовой коммуникации представляют собой орудия производства, хранения и распространения всевозможной информации, рассчитанной на массовое восприятие.

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление Интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в связи с этим как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.

В России понятие массовая коммуникация и, соответственно, «средства массовой коммуникации» — СМК были введены советскими исследователями в 1960-х годах. Но в то время распространение получило другое понятие — «средства массовой информации», что является калькой французского термина «moyens d'information de masse». Позднее во Франции перешли на термин «média de masse», то есть на перевод английского «mass media», то есть «средства массовой коммуникации», отказавшись от «средств массовой информации» как понятия слишком ограниченного, поскольку воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс — от коммуникаторов к массовой аудитории, что принижает значение обратной связи.

Структурно СМК распределяются по трем основным группам:

1. Печатная пресса (газеты, журналы);

2. Аудиовизуальные СМК (радио, телевидение);

3. Информационные службы (информационные агентства, пресс-службы).

Выделяется также вопрос о роли и статусе Интернета. Существуют

различные мнения на этот счёт: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется как соответствующая признакам СМК, иногда — как несоответствующая. Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также консервативность сетевых версий СМК: характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой не меняется — просто совершенствуется способ доступа к нему. В результате Интернет обычно рассматривается в российских

79

Ркс1о1оду, О- 'тдшвНсв

исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМК со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане её воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации [Корконосенко С.Г., 2001].

Стоит отметить, что с распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, которые быстро завоевали популярность. Почти все СМК имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация. Также быстро развивается интернет-радио и интернет-телевидение. Благодаря развитию интернет-СМК, количество людей, предпочитающих бумажную прессу, с каждым годом сокращается.

В любом случае наша действительность теперь неразрывно связана с Интернетом. Именно интернет сделал коммуникаторами каждого его пользователя. Язык интернет-СМК становится всё более персонифицированным. Следует отметить, что именно в СМК наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция языка. Сложно переоценить роль СМК в создании стереотипов, формирующих общественное сознание [Куёк Ф.А., Хабекирова З. С., 2016].

Важно отметить, что лингвистика начинает поворачиваться лицом к общекультурным процессам, не ограничиваясь чисто социальными и вну-трилитературными факторами, ощущает необходимость анализа языковых изменений в более широком культурном контексте, а для самих лингвистов важным стало понимание вопроса воздействия языка на человека как непосредственного участника массовой коммуникации.

Визуальная модальность в массовых коммуникациях

Массовые коммуникации начались с ораторов в античные времена, в средневековье эту функцию выполняли глашатаи, затем появились издательства и периодические издания, а современное время мы уже не представляем без телевидения и Интернета. В данной статье будет рассматриваться именно Интернет, как самая прогрессивная и перспективная площадка, в которой идет активный процесс накопления знаний человечества.

Развитие технологий и Интернета с последующей глобализацией привели к тому, что физические границы теперь не ограничивают общение людей. Глухие получили возможность делиться видеоконтентом, который стал наилучшим способом передачи информации на жестовом языке. Люди рассказывают о своей жизни и смотрят, как живут другие глухие. Появилась возможность не только передавать и обрабатывать, но и сохранять информацию на жестовом языке. Именно этот фактор определил невероятные темпы развития жестового языка как лингвистической систем. [Исаев М.Г., 2021].

Для лингвистов, работающих над системным описанием языка, Интернет выступает не имеющим аналога — с точки зрения объема хранимых данных и удобства доступа к ним — источником первичного языкового материала. Существенной особенностью является то, что вербальные тексты представлены вместе с изобразительными и другими произведениями, сопровождающими их в момент коммуникации и составляющими контекст речевого действия. Естественным образом такие платформы представляют собой сложный гетерогенный архив, в котором фиксируются не только вербальные и невербальные составляющие коммуникации, но также метаинформация, такая, например, как история просмотров, отношение других пользователей к просмотренному («лайки»), сведения о месте и времени создания текста. Поэтому есть все основания рассматривать сегодня Интернет как новую среду, в которой впервые массовое информирование переросло в массовую коммуникацию, построенную на превращении индивидуального сообщения в достояние целого сообщества, формируемого по сетевому принципу [В.А. Пищальникова, А.Г. Сонин].

Таким образом у нас появляется возможность исследовать языковые явления и единицы любого языкового уровня и их функционирования в тексте, выявлять закономерности и контекстного употребления, сопоставлять результаты с данными, полученными при исследовании традиционных форм коммуникации.

За более чем 10 лет работы с неслышащими получены следующие статистические данные, которые можно сегментировать по группам:

- 5% — глухие люди с тяжелой потерей слуха, используют нативный русский жестовый язык (РЖЯ);

- 20% — слабослышащие со средней потерей слуха, используют калькирующую жестовую речь (КЖР) или его смесь с РЖЯ;

- 75% — люди с легкой потерей слуха, не знают и не используют ни РЖЯ, ни КЖР, при необходимости обходясь в своей жизнедеятельности слуховыми аппаратами.

Сложность сбора подобных данных связана с тем, что в обществе до сих пор существует неоднозначное отношение к жестовому языку. Некоторые специалисты считают, что жестовый язык мешает развитию устной речи. В этом вопросе консенсуса нет до сих пор. Это одна из причин маргинализации носителей жестового языка. Многие слабослышащие стесняются того, что они плохо слышат и никак себя не проявляют, а по внешним признакам определить недостаток слуха невозможно.

Учитывая имеющиеся статистические показатели с точки зрения лингвиста, наблюдающего действительность такой, какая она есть, было бы неправомерно называть русский жестовый язык единственно правильно языковой системой людей с недостатком слуха. В дискуссиях с коллегами

родилась идея визуальной модальности русского языка, в которой присутствует и русский жестовый язык, и калькирующая жестовая речь, и другие формы визуальной модальности. С описанием всех форм визуальной модальности языка можно ознакомиться в статье Ярославы Лешковой.

Нашим базовым языком является русский язык. Как ранее было сказано, без владения языком нельзя стать полноправным членом общества, так и без должного знания государственного языка сложно достичь каких-либо жизненных успехов. В предлагаемой евразийской парадигме, описанной в статье Ярославы Лешковой, РЖЯ является не отдельным и независимым языком, а визуальной модальностью государственного языка. Разница в грамматике этих языков обусловлена использованием различных модусов. РЖЯ очень компактен и ёмок в сравнении со звучащим русским, но эта компактность имеет свои недостатки — в языке не развита терминосисте-ма, из-за чего использование РЖЯ имеет свои ограничения. Например, на лекциях в университете или в профессиональной деятельности предпочтительно использовать КЖР, так как в этом случае слова русского языка перекладываются на знаки жестового языка и перевод осуществляется дословно. При этом надо признать, что изучение жестового языка находится в самом начале своего пути. Потенциал языка, использующего трехмерное пространство содержит в себе огромные возможности и развивается вместе с новыми видами массовых коммуникаций. Жестовый язык эволюционирует, становясь полноценным литературным форматом.

Что есть жестовый язык в современных условиях? По сути это высшая форма визуальной модальности языка. Визуальный модус аппелирует к визуальному опыту, где само «чтение» знаков жестового языка может иметь куда более широкий смысл, чем обычно подразумевает это понятие. Том Вольф в статье Harvard Educational Review резюмирует это следующим образом: «Последнее столетие чтение отождествляли непосредственно с грамотностью; <...> научиться читать значило научиться читать слова. <...> Но <...> постепенно чтение расширило свой смысл. Последние исследования показывают, что чтение слов — лишь часть общего процесса активности, включающего расшифровку символов, интеграцию и систематизацию информации <...> И действительно, чтение, в широком смысле, представляется как вид визуальной деятельности. Чтение слов — лишь одно из проявлений, в то время как есть и множество других: чтение изображений, карт, схем, музыкальных нот и так далее [Том Вольф, 1977 г.]. Процессом чтения также можно назвать и процесс «считывания» знаков жестового языка.

Формат визуального модуса требует способностей к визуальной интерпретации. В качестве примера, можно попросить любого человека попросить ручку у другого человека с условием не раскрывать рта. В этом эксперименте так или иначе невольно будут использованы элементы жестового

языка со значениями «дай» и «писать». Подобный прием доступен лишь визуальным форматам и жестовый язык в таком случае как упорядоченная система знаков также становится частью литературного языка.

Знаки жестового языка оперируют двумя основными инструментами коммуникации: знаки дактиля и жесты. Хотя в современной практике общения дактиль и жесты обособляются, все же необходимо заметить, что такое разделение несколько спорно. Обе системы имеют общее происхождение, и умелое сочетание дактиля и жестов лежит в основе выразительного потенциала жестового языка.

Совмещение разных форм не ново. С этим экспериментировали с самых ранних времен. А на протяжении XX века проводились попытки разработать международный жестовый язык, который стал бы инструментом выражения комплекса мыслей, действий и идей в движениях рук и пальцев. Он мог бы раздвинуть границы реальности, что дало толчок развитию современной формы нарратива, которое мы называем повествованием на жестовом языке. Это явление предлагается назвать сигнотой.

Фундаментальная идея сигноты — выражать идеи или рассказывать истории посредством знаков жестового языка. Это должно быть логически законченное повествование. Сигноты являются скорее частью творческого процесса, нежели технической единицей измерения.

В лингвистике повсеместно используется понятие текста. В визуальной модальности текст выражается сигнотами. Это не просто видеоролики, это в целом законченное повествование с использованием визуальной модальности языка.

Сигноты могут быть представлены в массовых коммуникациях в различных формах и их комбинациях, используя средства РЖЯ, КЖР, дактиля и других форм визуального модуса русского языка.

Коммуникационное взаимодействие возникает, поскольку коммуникатор оперирует образами, существующими в сознании аудитории. Успех или провал данного способа коммуникации зависит от легкости, с которой аудитория распознает смысл и эмоциональный импульс знаков жестового языка. Стиль и техника коммуникатора становятся частью высказывания, частью языка. В РЖЯ стиль определяется красотой исполнения. Аналогично, балерина исполняет хореографический номер в той же постановке, что и ее предшественницы, но в манере, привносящей в него индивидуальность и особенную экспрессию. В жестовом языке привнесение своего стиля, индивидуальная манера использования знаков может подчеркнуть красоту и смысл высказывания.

Для устной речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу публичной речи составляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (политическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и официально-деловому стилям. Но

83

Рк11о1оду, О-'тдшвНсв

в любом жанре красноречия хорошей можно считать лишь такую речь, которая активно использует элементы публицистического, художественного и даже разговорного стилей. Без этого оратору не достичь эмоциональности и убедительности речи. Эту особенность ораторского искусства отмечал академик В. Виноградов: «такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа...обычно строятся на многообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка. Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возможности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руководствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной [Лекции.ком, 2014].

Помимо непосредственно знаков жестового языка, немануальный компонент, безусловно, самый частый объект коммуникации на жестовом языке. Так же и тело человека, его эмоциональный код, выраженный движениями и позами, — все это накапливается и систематизируется памятью, образуя наравне с вербальным и невербальный лексикон. Все это вкупе и есть информация, и есть сообщение, и есть коммуникация.

Большинство людей владеют жестовым языком даже в большей степени, чем могут предположить. Он тесно связан с инстинктом выживания и развивается в человеке с самого детства. Одним лишь движением мы можем предупредить об опасности или признаться в любви. Например, лицо согласно чьему-то образному выражению, является «зеркалом души». Коммуникативная роль лица заключается в отражении чувств. Это одновременно и часть языка, и его целое. Это визуальная модальность языка.

Владение жестовым языком требует специфических навыков: из-за уникальности языка его требования не всегда совпадают с требованиями других литературных форм. В этом смысле носитель языка выступает как создатель образов. В классической литературной форме, состоящей лишь из текста, автор направляет воображение читателя. А сигноты заменяют воображение. Образ, будучи однажды показанным, становится четким заявлением, почти или вовсе не оставляющим места для иной интерпретации. Визуальный модус несет не столько описательную функцию для образов, сколько функцию передачи звуков, диалогов и связующих элементов, но средствами форм визуального модуса.

Неслышащие — такие же люди, как и остальные. Им так же интересно принимать участие в творческих выступлениях, спектаклях, концертах и прочих видах художественной самодеятельности. Средства языкового выражения у них такие же, как и у слышащих, только используется не аудиальная модальность и звучащий язык, а визуальная модальность и жестовый язык.

Следовательно, существующие стили устной фактуры речи визуальной

модальности языка точно такие же, как и стили устной фактуры речи ауди-альной модальности языка: художественный, публицистический, разговорно-бытовой, официально-деловой и научный. А значит, средства языкового выражения в визуальной модальности могут перекликаться со средствами языкового выражения в аудиальной модальности, только в разных формах. В визуальной модальности так же рождается театральное, концертное и ораторское мастерство, которые вбирают в себя разные стили языка. Так же существует повседневное общение между неслышащими в разговорно-бытовом стиле. Так же проходят круглые столы, зачитываются доклады, ведутся рабочие и деловые отношения, проводятся лекции и семинары в официально-деловом и научном стилях. А в последнее время среди глухих стал активно использоваться визуальный язык Visual Vernacular (VV) — форма театрального искусства, сочетающая в себе мимику, язык тела, дей-ксисы и интуитивно понятные жесты. С помощью VV глухие могут очень точно передавать сцены из фильмов практически без слов жестового языка.

Подытоживая вышесказанное, можно обобщить, что сигнота — это текст визуальной модальности и в общих чертах функции сигнот можно разделить на два обширных направления:

- развлечения (новости, рассказы, анекдоты, сценки);

- инструкции (курсы, разъяснения, гайды).

В большинстве своем рассказы и новости ориентированы на развлечение, а курсы и гайды имеют прикладное значение. Тем не менее в сигнотах граница между ними остается размыта, поскольку сам формат жестового языка стремится быть информативным. Например, повествования на же-стовом языке имеющие исключительно развлекательный характер, зачастую используют инструментарий инструкций, чтобы ввести слушателей в курс дела или добавить занимательности.

Выводы

Непрестанное развитие и, как следствие, признание жестовых языков можно связать с тем, что носители языка стали чаще обращаться к широким и глобальным темам. Немалую роль сыграли и исследования языков. С распространением цифровых и электронных технологий развитие жесто-вых языков получило новый импульс. Информацию стало можно сохранять и передавать в исходном виде.

Благодаря международной популярности Интернета и распространению цифровых носителей, сигноты быстрее становятся доступны потребителю, минуя многомесячный период допечатной подготовки и печати в книжной индустрии. Общение между автором и потребителем становится более личным: блоги и интернет-форумы обеспечивают уникальную возможность обратной связи как для авторов, так и для массовой аудитории.

Будущее визуального модуса находится в руках тех, кто верит, что инструментарий системы знаков рождает новый коммуникационный уровень, вносящий огромный вклад в языковую систему в целом. Стиль, особенности подачи информации и технические аспекты повествований на жестовом языке могут быть скомбинированы с другими модальностями языка, что дает неограниченные возможности предоставления информации, используя все возможности языка.

Интернет придал мощнейший импульс развитию лингвистики, позволив работать с объемами данных, на порядки превосходящими прежние. Помимо письменных текстов, играющих сегодня центральную роль в интернет-коммуникации, формируются архивы видеоматериалов. По мере увеличения объема хранимых в Сети архивов создаются и совершенствуются программы, предназначенные для обработки содержащейся в них информации: поиска по разным параметрам, сортировки, количественной оценки, сбора статистики и прочее. Этим надо пользоваться.

Что нас ждет дальше? Какая фактура будет следующей после массовых коммуникаций? Возможно, языки есть «заикающиеся расширения наших пяти чувств, которые имеют разные пропорции и волновые длины», а, следовательно, являются препятствием для расширения коллективного сознания [Маклюэн М., 2007]. По мнению Маклюэна лишь создание электрической симуляции будет способствовать расширению процесса сознания. И как в этих условиях будет использоваться визуальная модальность, нам еще только предстоит узнать.

Библиографический список:

[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Л., 1934.

[2] Володина М.Н. Язык СМИ — основное средство воздействия на массовое сознание, 2003.

[3] Володина М.Н. О специфике языка массовой коммуникации: материалы конф. отделения МАИ. 1999. С. 86.

[4] Германова Н.Н. Язык в социокультурном контексте, 2008.

[5] Корконосенко С.Г. Основы журналистики, 2001.

[6] Куёк Ф.А., Хабекирова З.С., Характерные особенности языка массовой коммуникации, Вестник АГУ, 2016.

[7] Исаев М.Г. Международный жестовый язык — иллюзия или реальность, МГЛУ, 2021.

[8] Пищальникова В.А., Сонин А.Г., Общее языкознание. Часть 3.

[9] Парадигмы современной науки о языке. // URL: https://lektsia.com/6x7f3.html

[10] Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

Reference

[1] Vygotsky L.S. Thinking and speech. M.: L., 1934.

[2] Volodina M.N. The language of the media is the main means of influencing mass consciousness, 2003.

[3] Volodina M.N. On the specifics of the language of mass communication: materials of the conference. MAI

departments. 1999. P. 86.

[4] Germanova N.N. Language in sociocultural context, 2008.

[5] Korkonosenko S.G. Fundamentals of Journalism, 2001.

[6] Kuyok F.A., Khabekirova Z.S., Characteristic features of the language of mass communication, Bulletin of ASU, 2016.

[7] Isaev M.G. International sign language - illusion or reality, Moscow State Linguistic University, 2021.

[8] Pishchalnikova V.A., Sonin A.G., General linguistics. Part 3.

[9] Paradigms of modern science of language. // URL: https://lektsia.com/6x7f3.html

[10] McLuhan M. Understanding Media: External Extensions of Man. M.: Hyperborea; Kuchkovo field, 2007.

Исаев М.Г.

Магистр,

Аспирант по научной специальности 5.12.3 Междисциплинарные исследования языка в ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», Генеральный директор ООО «МАЯС».

Визуальная модальность в массовых коммуникациях Аннотация. В настоящей научной статье поднимаются вопросы коммуникации в социальном взаимодействии. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Реалии жизни общества таковы, что без владения языком нельзя стать его полноправным членом, при этом в обществе могут существовать знаковые системы, которые известны сравнительно небольшим группам людей. Например, правила сигнализации флажками на флоте известны морякам, знаки азбуки Морзе — телефонистам, научная символика — учёным, жестовый язык — неслышащим.

Изучение жестового языка находится в самом начале своего пути, при этом потенциал языка, использующего визуальную модальность, развивается вместе с новыми видами массовых коммуникаций. Рассматривая форматы представления информации в визуальной модальности, автор вводит идею сигнот. Фундаментальная идея сигноты заключается в выражении идей в визуальной модальности, иными словами, передаче информации посредством знаков жестового языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будущее сигнот и визуального модуса находится в руках тех, кто верит, что инструментарий системы знаков в массовых коммуникациях рождает новый коммуникационный уровень, вносящий огромный вклад в языковую систему в целом.

Ключевые слова: визуальная модальность языка, фактуры речи, средства массовых коммуникаций, русский жестовый язык, калькирующая же-стовая речь, сигнота, Visual Vernacular (VV).

Isaev M.G.

Graduate student in the scientific specialty 5.12.3 Interdisciplinary Language Studies at the Federal State Educational Institution of Higher Education "Moscow State Linguistic University", General Director of LLC "MAYAS".

Visual modality as a part of mass communication Abstract. This article explores communication in social interaction and the importance of mass communication in modern society. Language proficiency is crucial for full membership in society, but there are also sign systems known to smaller groups, such as flag signaling for sailors, Morse code for telephonists. symbolism for scientists, and sign language for the deaf. The study of sign language is in its early stages, evolving alongside new forms of mass communication. The author introduces the concept of signota, which involves expressing ideas visually through sign language. The future of signota and the visual mode depends on those who recognize its potential in enhancing communication and contributing to the language system as a whole.

Key words: visual modality, speech textures, mass communication, Russian Sign Language, calquing sign speech, signota, Visual Vernacular (VV).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.