Визуализация образа политического деятеля в графической иллюстрации
(российский и зарубежный опыт печатных СМИ) Анастасия Свитич
Данное исследование призвано взглянуть на актуальные вопросы мировой политики сквозь призму графической иллюстрации. В статье рассматриваются жанровые особенности, приемы и техники визуализации образа политического деятеля в российских и зарубежных печатных СМИ. Ключевые слова: политический деятель, визуализация, шарж, портрет, карикатура.
© Свитич Анастасия Леонидовна кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]
Современные новостные, общественно-политические и деловые издания в силу характерной для них специализации на политической и экономической повестке дня уделяют большое внимание визуализации образов политических деятелей. Это актуализировало необходимость исследования данной темы.
Традиционно визуальный образ человека рассматривался через призму искусства живописи, графики, скульптуры (Андроникова, 1975; Бесчастнов, 2007). Философски осмыслили образ человека Ю.М. Лотман (2002), Р. Арнхейм (2007), Р. Барт (1989). Некоторые приемы визуализации образа человека определили в своих работах исследователи карикатуры (Артемьева, 2002; Чаплыгина, 2006; Айнут-динов, 2010). К теме визуализации образов политических деятелей обращались авторы работ по имиджу политических персон (Почепцов, 1997, 2006; Гринберг, 2017). Изучали образ политика на обложках мировых СМИ и авторы материалов онлайн-медиа, в частности Н. Хилтон1. Но ни одна из существующих работ не затрагивает особенности визуализации образа политического деятеля в графической иллюстрации периодических изданий. Для изучения данной темы логично использовать метод сравнения используемых
жанров, техник, приемов в графической иллюстрации российской и зарубежной прессы. Основной акцент был сделан на количественном исследовании соотношения частоты появления тех или иных политиков в графической иллюстрации периодических изданий. Единицей анализа стала отдельная графическая иллюстрация2 с изображением политического деятеля, а единицей счета - частота появления публикаций с заданными параметрами. Эмпирическим материалом послужили российские и зарубежные издания за 2000-2018 гг.
Образ политика: жанры, техники, приемы визуализации
Для визуализации образа политика периодические издания используют жанры рисованного портрета3, карикатуры4, шаржа5 и техники коллажа6, ручной и компьютерной графики. Российские журналы отдают предпочтения персональным шаржам и рисованным портретам, избегая политических карикатур, в то время как зарубежные активно включают узнаваемые политические образы в карикатуры и групповые шаржи, реже обращаясь к рисованным портретам.
Среди российских изданий наиболее часто выбирали политических деятелей в качестве объектов графической визуализации деловые журналы «Компания», «Эксперт» (см. рис. 1). В качестве традиционной иллюстрации обложки в журнале «Компания» - шаржи на известных отечественных общественных и политических деятелей, выполненные как с помощью рисованной графики, так и инструментами цифровой визуализации. Ориентация журнала на экономическую тематику накладывает отпечаток и на выбор персонажей для визуализации. Наиболее часто на страницах журнала появлялись изображения Президента РФ В.В. Путина (14%) , премьер-министра Д.А. Медведева (8%),
Рисунок 1. Образы политиков в российской прессе
мэра Москвы С.С. Собянина (5%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), а также российских политиков, оказывающих влияние на принятие важных экономических решений в нашей стране, в частности А. Чубайса (8%). Все шаржи выполнены в едином визуальном стиле, ставшим частью бренда этого издания.
Журнал «Эксперт» создает сложные и насыщенные деталями коллажные иллюстрации из фрагментов рисованной графики с портретами известных политиков, которым посвящен основной материал номера. Среди персонажей встречаются как российские, так и зарубежные политические деятели, в частности Президент России В.В. Путин (23%), премьер-министр Д.А. Медведев (7%), президенты США Д. Трамп (5%) и Б. Обама (5%) , лидер Северной Кореи Ким Чен Ын (2%). При этом жанры, приемы и техники иллюстрирования весьма разнообразны. Помимо свойственной художникам этого издания
коллажной манеры исполнения иллюстраций, с присущей ей гротескностью некоторых образов, встречается и использование классических приемов станковой живописи.
Фирменным знаком журнала «Власть» стали шаржи на известных политиков, дающих оценку текущих событий в рубрике «Вопрос недели», выполненные в перьевой технике. В зависимости от тематики рубрики визуализированы образы как современных, так и исторических персонажей. Среди шаржей этого издания наиболее часто встречаются изображения Президента России В.В. Путина (10%), премьер-министра Д.А. Медведева (13%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), бывшего Президента США Б. Оба-мы (3%), мэра Москвы С.С. Собянина (2%), а также Г.А. Зюганова (4%), И.В. Сталина (3%), М.С. Горбачева (2%), Л.И. Брежнева (1%)
и др. При соблюдении внешнего сходства Рисунок 2. Образы поли™ков
r г в зарубежной прессе изменены и выделены наиболее характерные черты персонажей. Использование ных изданиях становятся политические пародийного сопоставления и преувели- лидеры и главы государств - президен-чения придают остроту иллюстрируемо- ты США Д. Трамп, России В.В. Путин, Тур-му материалу. ции Р. Эрдоган, Сирии Б. Асад, Франции Основными приемами создания обра- Э. Макрон, канцлер Германии А. Меркель, за политика в российских изданиях явля- лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и др. ются видоизменение и деформация (пре- Излюбленными приемами являются увеличение, преуменьшение) отдельных пародирование, гротеск, сопоставление и черт героев публикаций. противопоставление - персонажей, идей, Зарубежная пресса активно использует мировоззрений, культур и т.д. На контрасте инструменты политической сатиры, опе- противоположностей авторы иллюстра-ративно реагируя на злободневные собы- ций в зарубежных изданиях добиваются тия. Политическая карикатура (см. рис. 2) максимального воздействия на целевую занимает одно из основных мест среди аудиторию.
графических иллюстраций обложек жур- Анализ иллюстраций в отечественной
налов и еженедельников Spiegel (Германия), и зарубежной прессе показал, что перио-
Time (США), Economist (Великобритания), дические издания активно реагируют на
Newsweek (США), Week (США), New Repub- изменение политического климата в мире, lic (США), New Statesman (Великобрита- что нашло отражение в динамике пока-
ния), Spectator (Великобритания), Courrier зателей визуализации образов полити-
International (Франция), New Yorker (США), ков за последние годы. Данные показы-
EastWest (Италия). Главными действующи- вают, что предвыборная кампания 2016 г. ми лицами карикатур и шаржей в указан- в США и президентские выборы 2018 г.
Рисунок 3. Образ В.В. Путина
в российских изданиях
в России внесли свои изменения в тематику графических иллюстраций - количество политических публикаций увеличилось, а наиболее часто визуализируемыми политическими деятелями стали действующие президенты США и России. И если президент России становился популярным героем иллюстраций в прессе с начала 2000 гг., а эволюция его образа представляет огромный интерес для исследователей, то действующий президент США стал героем политических публикаций относительно недавно, но интерес к его персоне настолько велик во всем мире, что все ведущие СМИ уделяют ему пристальное внимание.
Особенности визуализации образов лидеров России и США в российской и зарубежной прессе
Проследим, как визуализировали образы президентов России и США отечественные и зарубежные СМИ. В российских из-
даниях образ В.В. Путина, выполненный с помощью рисованной графики или коллажа, встречается реже, чем в зарубежной печати. В частности, подобные иллюстрации можно встретить в журналах «Эксперт», «Компания», «Профиль», РБК (см. рис. 3).
В иллюстрациях данных изданий президент России представлен сдержанно и серьезно, среди характерных черт выявлены ум, уверенность, сильная воля, хариз-матичность, целеустремленность, в юмористических шаржах - смекалка, ловкость, находчивость. Используемые приемы визуализации - сопоставление и противопоставление (в парных шаржах и карикатурах), в редких случаях видоизменение и деформация образа (не более 2 %). Но в большинстве случаев образ российского лидера реалистичен, и даже в шаржах и карикатурах портретные черты переданы точно, деформации подвергается лишь фигура, что является устоявшимся
33
художественным приемом в шаржевых изображениях.
Журнал «Эксперт», лидер по разнообразию образов В.В. Путина на своих обложках, использует и реалистичную, близкую к живописи манеру визуализации образа российского лидера (17%), и упрощенную, плоскостную графику с четкой контурной линией (26%), и имитацию трафаретной печати (11%), и коллаж (28%), и смешанную технику (15%). Так, на обложках журнала в № 48 (2007) и № 51 (2014) портрет В.В. Путина - человека года - выполнен в манере станковой живописи (использование широких, характерных для живописи красочных мазков кисти, передающих широкую палитру оттенков цвета), имитирующей парадные портреты.
В других номерах образ российского лидера упрощен, черты лица обведены нарочито грубыми и контрастными контурами, использован минимальный набор фирменных цветов - белый, черный, красный и дополнительный оттенок. Подобная строка В.В. Путина. В ряде иллюстраций манера исполнения иллюстрации удачно президент России изображен в виде ма-передает силу воли, характер, сдержан- ньяка, убийцы, диктатора (см. рис. 4). ность образа. Заголовки материалов, посвя- Так, в польском журнале Uwazam Rze щенных президенту России, вынесенные Historia за 21 марта 2014 г. главный ма-на обложку журнала, в целом корректны. териал называется «Империя контрата-
Журнал «Компания» визуализировал кует». На обложке - коллаж с портретом образ президента в виде традиционных российского лидера, дополненным «вам-шаржей, однако в № 48 за 2011 г. отошел пирскими» клыками. Надпись на облож-от этой традиции, сопроводив ключевой ке «Владимир Грозный» сопровождается материал «Год дракона» карандашным словами: «С кем и за что воевала Россия портретом. Художник изобразил россий- последние сто лет»7. ского лидера снизу вверх, в небольшом Вторит ему и латвийский журнал IR развороте с устремленным вдаль взгля- (12.03.2014): в главном материале но-дом, что отсылает читателя к иконографи- мера Э. Лукас причисляет Путина к «Но-ческому образу «лидера нации». вым оккупантам». Заголовок звучит так:
Западные СМИ склонны подавать образ «Остановить Путина. И как Латвии защи-российского президента более агрессивно. титься?»8. Обложку журнала украшает чер-Наиболее критично к его персоне отно- но-белая фотография российского прези-сятся некоторые издания стран бывшего дента. Латвийское издание IR лишь доба-социалистического лагеря: Польши, Чехии, вило небольшой штрих - слово «Крым» -Прибалтики. Особенно заметно это прояв- к портрету лидера России, чтобы пока-лялось во время третьего президентского зать свое отношение к последним собы-
Рисунок 4. Образ В.В. Путина
в изданиях Польши, Латвии, Чехии
Рисунок 5. В.В. Путин в образе военного Рисунок 6. В.В. Путин в образе игрока,
на страницах зарубежной прессы гроссмейстера, кукловода
тиям. Но местоположение слова над верх- ра державы, обладающей большой воен-ней губой вызывает прямые ассоциации ной мощью (28%). Так, на обложке жур-с устоявшимся образом диктатора. нала New Statesman (06.03.2014) В.В. Путин
Польский Newsweek(№11,2014), наме- изображен в образе советского военного кая на угрозы Западу со стороны Путина, с характерным жестом рук и угрожающим одел российского президента в смири- взглядом, который ему придал иллюстра-тельную рубашку, создав устрашающий тор10. Аналогичные по смыслу иллюстра-коллаж. Заголовок материала - «Импе- ции представлены на обложках Week и рия зла». Подпись под ним не менее зло- Spectator (см. рис. 5). веща: «Если мир не сдержит Путина пря- Интерпретацией идеи сильного лидера мо сейчас, через минуту может быть уже является представление образа В.В. Пути-поздно»9. Но данные издания чаще всего на в зарубежной прессе в виде опытного и используют обработанные в фоторедак- умного стратега либо гроссмейстера, об-торах кадры, создавая коллажи. Графи- думывающего ход игры, игрока в политические иллюстрации встречаются в них ческий покер или кукловода (см. рис. 6). редко. Исключение - шарж на В.В. Пути- В этих иллюстрациях российский прези-на в чешском журнале Reflex (№13, 2014), дент предстает умным и хладнокровным где он предстает в виде Гитлера. противником западным оппонентам.
В отличие от периодики стран бывше- На фоне остальных иллюстраций наи-го социалистического лагеря, немецкие, более многочисленными в западных изда-английские, французские и американские ниях являются воплощения российского издания в основном представляют его как президента в образе революционера или сильного политического оппонента, лиде- тоталитарного лидера (более 30%). Запад-
35
Рисунок 7. В.В. Путин в образе
тоталитарного правителя
ные СМИ ставят его в один ряд с такими политиками, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев. В иллюстрациях используется прием перевоплощения или сопоставления. Портрет российского президента либо вписан в групповое изображение, либо совмещен с чертами лица другого персонажа. Так, на обложке журналов Time (22.01.2001) и Week (08.03.2014) В.В. Путин изображен в характерной для В.И. Ленина позе, а в издании Courrier International (20.09.2017) автор иллюстрации соединил в одном портрете фрагменты лица В.В. Путина и В.И. Ленина. В обоих случаях внешний антураж и исторические детали призваны передать дух советской эпохи. Подобные иллюстрации (см. рис. 7) появились на фоне обвинений В.В. Путина в желании вернуться к тоталитарному режиму.
Периодически западные издания представляют российского президента в образе царя, приписывая ему самодержавные ам-
THE WEEK
Putin the Terrible
Ihr rkr of а Кшшл .nakWt.n
Рисунок 8. В.В. Путин в образе царя
на страницах зарубежной прессы
биции, склонность к единоличной власти и наделяя соответствующими внешними атрибутами - царским венцом, скипетром и державой (см. рис. 8).
Так, к столетней годовщине Октябрьской революции британский журнал Economist (28.10.2017) поместил на обложку иллюстрацию, на которой В.В. Путин изображен в образе царя. На его мундире красуются медали, одна из которых повторяет очертания полуострова Крым. «В то время, когда мир отмечает столетие Октябрьской революции, Россия вновь под властью царя», - говорится в подзаголовке статьи11. По мнению ее автора, Путин заслужил этот титул, когда спас страну от хаоса 1990 гг., но добился этого жесткими методами (подавление оппозиции, агрессивная внешняя политика), что в будущем может сыграть с ним злую шутку. В 2018 г. Путин займет президентское кресло в последний раз, и ему предстоит решать проблему передачи власти, утверждает он.
вадаг« pi
На обложке журнала EastWest (01.02.2017) В.В. Путин оказался в результате опроса читателей, которые выбрали его человеком года. В анонсе номера редакция данного издания называет российского президента «королем» и пишет: «Мы решили оставить букву W в имени Wladimir [архаичное написание имени на немецком языке. - прим. EastWest], чтобы сделать акцент на имперских амбициях, так напоминающих времена Первого рейха»12.
В отличие от российского лидера, фигура действующего президента США на страницах СМИ выглядит более противоречиво.
Российские издания визуализируют образ Д. Трампа как фигуру необычную, яркую, способную на спонтанные и импульсивные поступки, но в то же время загадочную. Рисованные иллюстрации с президентом США в российских изданиях встречаются крайне редко. Исключение составляют журналы «Эксперт», «Компания», «Новое время» (см. рис. 9), «Профиль», в которых найдены единичные изображения американского президента. В иллюстрациях журнала «Эксперт» использована не только рисованная графика, но и приемы коллажа, который благодаря своей экспрессивности в большей мере подходит для визуализации образа Д. Трампа, чем обычная фотография. Но общая концепция этих изображений, несмотря на синтетичность получившихся образов, довольно сдержана и лишена очевидной отрицательной коннотации.
В западных СМИ, напротив, образ Д. Трампа подается с острой сатиричностью, зачастую иллюстраторами применяется прием гротеска и травестировки (уничижения и развенчивания образа явлений или людей, заслуживающих уважения). И даже американские издания позволяют себе относиться к нему саркастически. В западных СМИ персона Д. Трампа вызывает настолько острый интерес, что некоторые
Рисунок 9. Образ Д. Трампа
на страницах российских изданий
издания даже сформировали определенный графической стиль для визуализации его образов.
И если Spiegel и Time в карикатуре на обложке периодически используют уплощенные двухмерные композиции из локальных цветовых пятен, отдавая дань моде на флэт-дизайн, то остальные издания придерживаются классической стилистики в рисовании карикатур, в которой основным выразительным средством выступает контурная линия и объемно-пространственное моделирование образа.
Немецкий Spiegel создал обобщенный, но в тоже время выразительный образ американского президента в плоскостной графической манере (см. рис. 10). Образ Д. Трампа обобщен до знака, использовано ограниченное количество цветов, что делает его легкоузнаваемым и дает возможность использовать в лаконичных рисованных иллюстрациях. И если в начале предвыборной гонки персона президента
37
Рисунок 10. Образ Д. Трампа
на обложках журнала Spiegel
и его решения вызывали бурные дебаты сторонников и противников, что нашло отражение в серии обложек, то иллюстрация январского выпуска 2016 г. показывает скопившееся разочарование избирателей и деградацию его политической доктрины. «Конец мира (каким мы его знаем)» -так звучит тема номера, сопровождающая иллюстрацию, на которой изображен огромный астероид с чертами Д. Трампа, настигающий маленькую Землю".
Журнал Time (см. рис. 11) использует похожий обобщенный образ, в котором лицо Д. Трампа изображено также услов-но-плоскостно. Выразительны слоганы, сопровождающие иллюстрации и демонстрирующие отношение редакции кличности законного президента («Крах» и «Полный крах»). Журнал Time представил обложку номера к годовщине инаугурации Д. Трампа 20 января 2017 г., обыгрывая тот факт, что на фоне этого события Белый дом пытался дать отпор нашумевшему
бестселлеру журналиста М. Вульфа «Пламя и ярость» (Fire and Fury). Такой образ политика был выбран неслучайно. Многие избиратели придерживались мнения, что нового президента стоит сдерживать как лесной пожар.
Другие издания создали не менее острые образы Трампа-расиста и националиста. Spiegel, New Yorker и Economist вышли (19.08.2017) с обложками на тему высказываний президента США по поводу конфликта в Шарлоттсвилле (напомним, Д. Трамп заявил, что обе стороны - ультраправые и антифашисты - применяли насилие в разгоревшемся конфликте). В иллюстрациях этих изданий данная тема развилась в использовании узнаваемого атрибута расизма - белого колпака ку-клукс-клана (см . рис . 12).
Другой разновидностью иконографии Д. Трампа (см. рис. 13) является образ самовлюбленного эгоиста, считающего себя отцом нации. В этом случае иллюстрато-
Рисунок 11. Образ Д. Трампа
на обложках журнала Time
ры используют жанр шаржа с элементами гротеска. Характерные черты лица - вытянутая шея, поджатые губы, нависающая прическа подаются гипертрофированно и саркастически.Зачастую образ в целом гиперреалистичен, но с помощью цифровых инструментов визуализации на фотографии деформированы отдельные детали внешности президента США, что создает необходимый сатирический эффект.
С точки зрения использования символов и аллегорий в иллюстрации (см. рис. 14) интересна подача образа Д. Трампа как низвергателя идеалов и разрушителя традиционных американских ценностей. Яркий пример - иллюстрации журналов Spectator (05.03.2016) и New Republic (12.2016), на обложке которых помещены практически идентичные изображения Президента США Д. Трампа в образе Статуи Свободы, показывающей неприличный жест. Заголовок на обложке New Republic гласит: «Спасибо, Трамп! Что он верно понял об американ-
Рисунок 12. Образы Д. Трампа-нациста и сторонника гу-клукс-клана
ской демократии». Кроме того, иллюстраторы нередко сатирически сравнивают американского президента с наиболее значимыми политическими фигурами в американской истории - А. Линкольном и Дж. Вашингтоном.
Многие западные издания (в частности, New Statesman, Week, Economist, Spectator) (см. рис 15) брали за основу визуализации президента США образ рискованного и недальновидного политика, ставящего под угрозу безопасность страны. Это ясно выражалось в материалах о недавнем конфликте США и Северной Кореи. Для иллюстрации напряженности этого прецедента и нарастающей угрозы военного и ядерного противостояния иллюстраторы использовали изображение взрыва.
Периодически в западной прессе Д. Трамп предстает в образе шоумена, клоуна, циркача, фокусника (см. рис. 16). Такой имидж президента США передают иллюстрации New Yorker (20.01.2017), Economist (07.03.2016),
39
Ihr
EconomUl ■ I I >i
ст' J
Рисунок 13. Прием гротеска
в визуализации образа Д. Трампа
New Statesman (17.10.2016), Week (19.12.2015), которые отражают общественное отношение к Трампу как политику несерьезному и любящему играть на публику. Поддерживают этот образ узнаваемые аксессуары -клоунский нос, шляпа фокусника, яркий цирковой костюм и др.
Подкрепляют несерьезное отношение к Трампу и его образы в виде шкодливого и капризного ребенка, созданные New Statesman (15.04.2016; 18.11.2016; 12.01.2018), Spiegel (22.04.2017) и Economist (11.01.2018). Инфантильный образ подчеркивают как выражение лица политика, повторяющее разнообразную мимику младенца, так и характерные детали: земной шар в виде леденца на палочке, подгузник, детская коляска и т.д. (см. рис. 17).
Развернувшаяся в США кампания по поиску доказательств политических связей Трампа с Россией и вмешательства последней в президентские выборы в США спровоцировала появление в западной прессе
Рисунок 14. Прием аллегории
в визуализации образа Д. Трампа
иллюстраций, визуализирующих лидеров двух государств в парных (Week,Spiegel) и групповых (Economist, New Statesman) шаржах и карикатурах (см. рис. 18).
На обложке журнала Spiegel от 4 ма рта 2017 г. изображен президент США с лицом В.В. Путина. Автор иллюстрации соединил с помощью цифровых инструментов визуализации два портрета в один, поддерживая основную тему главного материала. «Дважды правитель: сколько Путина в Трампе?» - гласит его заголовок14.
Наиболее интересную иллюстрацию представил Spectator (10.12.2016)15. Изображение (см. рис. 19) отсылает к карикатуре известного британского карикатуриста Дж. Гилроя, который в начале XIX в. изобразил «делящих мир» Наполеона и британского премьер-министра У. Питта. Путин представлен в роли Наполеона, а Трамп -Питта. На рисунке оба лидера сидят за столом и делят лежащий на блюде земной шар - Россия получает Ближний Восток
Рисунок 15. Д. Трамп как угроза
национальной безопасности
Рисунок 16. Д. Трамп в образе циркача, клоуна
Рисунок 17. Д. Трамп в образе
капризного ребенка
Рисунок 18. Образы Д. Трампа и В.В. Путина в совместных иллюстрациях
41
Рисунок 19. Карикатура Дж. Гилроя
и ее современная интерпретация в журнале Spectator
и частично Европу, а США - западное полушарие. Общая композиция дополнена праздничными деталями - бумажными коронами, хлопушками, рождественскими украшениями, что придает иллюстрации новый смысл.
В целом визуализация образов лидеров России и США в зарубежных СМИ наиболее разнообразна по представленным жанрам, образам, приемам и техникам. Российские издания визуализируют образы политиков в юмористически-добродушном ключе, чаще используя жанры рисованного портрета и шаржа. И российский президент, и президент США в общем представлены либо нейтрально, либо положительно.
Иллюстраторы зарубежных изданий более склонны к сатирико-критической манере визуализации выбранных персонажей и в большинстве случаев представляют их или нейтрально, или отрицательно. Наиболее популярными жанрами иллюстрации для визуализации образов политиков в западной прессе являются шарж и карикатура. Образ В.В. Путина западные СМИ склонны подавать агрессивно, но в то же время уважительно, безоговорочно признавая его лидерские качества и способность эффективно управлять государством. Образ Д. Трампа подается саркастически-уничижительно, подвергается сомнению его адекватность и способность управлять государством и занимать пост президента.
Примечания
1 Hilton N. (2018) A Visual History of Trump Magazine Covers. Medium, April 23. Режим доступа: https://medium.com/s/story/a-visual-history-of-trump-magazine-covers-updated-for-2018-7255d632598c.
2 Графическая иллюстрация - это графическое изображение, напрямую либо опосредованно связанное с текстом издания, выполненное с помощью средств рисованной графики или цифровых инструментов визуализации (см.: Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018. С. 6).
3 Портрет (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей (см.: БРЭ. Режим доступа: https://bigenc.ru/fine_art/text/3160387).
4 Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) - способ художественной типизации. Служит для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. (см.: БСЭ. Режим доступа: http://www.big-soviet.ru/396/34787/Карикатура).
5 Шарж (франц. charge) - юмористическое изображение (обычно портрет), в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/71377/).
6 Коллаж (франц. collage, букв. - наклеивание) - 1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/29007/).
7 Uwazam Rze Historia. 2014. № 4 (25). Режим доступа: https://www.wirtualnemedia. pl/jedynki/uwazam-rze-historia/2014-03-20
8 IR. 2014. May 3. Режим доступа: https://ir.lv/2014/03/05/ka-tas-beigsies-2/
9 Newsweek Polska. 2014. № 11.Режим доступа: https://www.newsweek.pl/polska/ buzzfeed-okladka-newsweeka-wladimir-putin-imperium-zla-newsweekpl/lg0dqcr
10 New Statesman. 2014. March 5. Режим доступа: https://www.newstatesman. com/2014/03/weeks-new-statesman-putins-power-game
11 Economist. 2017. October 28. Режим доступа: https://www.economist.com/ printedition/2017-10-28
12 EastWest. 2017. № 7. Режим доступа: https://eastwest.eu/it/eastwest-69
13 Spiegel. 2016. № 46. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/ index-2016-46.html
14 Spiegel. 2017. №10. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/ index-2017-10.html
15 Spectator. 2016. December 10. Режим доступа: https://www.spectator.co.uk/ issues/10-december-2016/
Библиография
АйнутдиновА.С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010.
Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.
Артемьева Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002.
Барт Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297-302.
Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие. М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2007.
ГринбергТ.Э. Визуальный язык в формировании образа политика // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2017. № 3. С. 26-34.
Лотман Ю.М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Акад. проект, 2002. C. 349-375.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2006.
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. К.: Адеф-Украина, 1997.
43
Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018. Чаплыгина Ю.С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. Самара: Изд-во Самарск. гос. эконом. ун-та, 2006.