Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ В ГРАФИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕЧАТНЫХ СМИ)'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ В ГРАФИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕЧАТНЫХ СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ШАРЖ / ПОРТРЕТ / КАРИКАТУРА / VISUALIZATION / MEDIA ILLUSTRATION / POLITICIAN / CARTOON / PORTRAIT / CARICATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Анастасия Леонидовна

Данное исследование призвано взглянуть на актуальные вопросы мировой политики сквозь призму графической иллюстрации. В статье рассматриваются жанровые особенности, приемы и техники визуализации образа политического деятеля в российских и зарубежных печатных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF A POLITICIAN’S IMAGE IN GRAPHIC ILLUSTRATIONS OF PERIODICALS

The article discusses the genre features, methods and techniques of visualization of a politician’s image in Russian and foreign media. Modern news, socio-political and business media that specialize in political and economic topics pay great attention to the visualization of the images of political figures, which made the study of this topic relevant. Russian magazines prefer individual cartoons and hand-drawn portraits, avoiding political caricatures; foreign media actively print political caricatures and group cartoons, less often using hand-drawn portraits. The main methods of creating the image of a politician in Russian publications are modification and deformation (exaggeration, understatement) of individual features of politicians. The favorite techniques of foreign illustrators are parodying, juxtaposing, contrasting characters, ideas, ideologies, cultures and using grotesque imagery. The visualization of politicians’ images in foreign media is most diverse in terms of genres, methods and techniques presented. The analysis of illustrations in the Russian and foreign press showed that periodicals actively respond to changes in the political climate worldwide, which is reflected in the dynamics of indicators for the visualization of politicians in recent years. The 2016 election campaign in the United States and the 2018 presidential election in Russia changed the subject of graphic illustrations: the number of political ones increased, and the current presidents of the United States and Russia became the most frequently visualized political figures.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ В ГРАФИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕЧАТНЫХ СМИ)»

Визуализация образа политического деятеля в графической иллюстрации

(российский и зарубежный опыт печатных СМИ) Анастасия Свитич

Данное исследование призвано взглянуть на актуальные вопросы мировой политики сквозь призму графической иллюстрации. В статье рассматриваются жанровые особенности, приемы и техники визуализации образа политического деятеля в российских и зарубежных печатных СМИ. Ключевые слова: политический деятель, визуализация, шарж, портрет, карикатура.

© Свитич Анастасия Леонидовна кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]

Современные новостные, общественно-политические и деловые издания в силу характерной для них специализации на политической и экономической повестке дня уделяют большое внимание визуализации образов политических деятелей. Это актуализировало необходимость исследования данной темы.

Традиционно визуальный образ человека рассматривался через призму искусства живописи, графики, скульптуры (Андроникова, 1975; Бесчастнов, 2007). Философски осмыслили образ человека Ю.М. Лотман (2002), Р. Арнхейм (2007), Р. Барт (1989). Некоторые приемы визуализации образа человека определили в своих работах исследователи карикатуры (Артемьева, 2002; Чаплыгина, 2006; Айнут-динов, 2010). К теме визуализации образов политических деятелей обращались авторы работ по имиджу политических персон (Почепцов, 1997, 2006; Гринберг, 2017). Изучали образ политика на обложках мировых СМИ и авторы материалов онлайн-медиа, в частности Н. Хилтон1. Но ни одна из существующих работ не затрагивает особенности визуализации образа политического деятеля в графической иллюстрации периодических изданий. Для изучения данной темы логично использовать метод сравнения используемых

жанров, техник, приемов в графической иллюстрации российской и зарубежной прессы. Основной акцент был сделан на количественном исследовании соотношения частоты появления тех или иных политиков в графической иллюстрации периодических изданий. Единицей анализа стала отдельная графическая иллюстрация2 с изображением политического деятеля, а единицей счета - частота появления публикаций с заданными параметрами. Эмпирическим материалом послужили российские и зарубежные издания за 2000-2018 гг.

Образ политика: жанры, техники, приемы визуализации

Для визуализации образа политика периодические издания используют жанры рисованного портрета3, карикатуры4, шаржа5 и техники коллажа6, ручной и компьютерной графики. Российские журналы отдают предпочтения персональным шаржам и рисованным портретам, избегая политических карикатур, в то время как зарубежные активно включают узнаваемые политические образы в карикатуры и групповые шаржи, реже обращаясь к рисованным портретам.

Среди российских изданий наиболее часто выбирали политических деятелей в качестве объектов графической визуализации деловые журналы «Компания», «Эксперт» (см. рис. 1). В качестве традиционной иллюстрации обложки в журнале «Компания» - шаржи на известных отечественных общественных и политических деятелей, выполненные как с помощью рисованной графики, так и инструментами цифровой визуализации. Ориентация журнала на экономическую тематику накладывает отпечаток и на выбор персонажей для визуализации. Наиболее часто на страницах журнала появлялись изображения Президента РФ В.В. Путина (14%) , премьер-министра Д.А. Медведева (8%),

Рисунок 1. Образы политиков в российской прессе

мэра Москвы С.С. Собянина (5%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), а также российских политиков, оказывающих влияние на принятие важных экономических решений в нашей стране, в частности А. Чубайса (8%). Все шаржи выполнены в едином визуальном стиле, ставшим частью бренда этого издания.

Журнал «Эксперт» создает сложные и насыщенные деталями коллажные иллюстрации из фрагментов рисованной графики с портретами известных политиков, которым посвящен основной материал номера. Среди персонажей встречаются как российские, так и зарубежные политические деятели, в частности Президент России В.В. Путин (23%), премьер-министр Д.А. Медведев (7%), президенты США Д. Трамп (5%) и Б. Обама (5%) , лидер Северной Кореи Ким Чен Ын (2%). При этом жанры, приемы и техники иллюстрирования весьма разнообразны. Помимо свойственной художникам этого издания

коллажной манеры исполнения иллюстраций, с присущей ей гротескностью некоторых образов, встречается и использование классических приемов станковой живописи.

Фирменным знаком журнала «Власть» стали шаржи на известных политиков, дающих оценку текущих событий в рубрике «Вопрос недели», выполненные в перьевой технике. В зависимости от тематики рубрики визуализированы образы как современных, так и исторических персонажей. Среди шаржей этого издания наиболее часто встречаются изображения Президента России В.В. Путина (10%), премьер-министра Д.А. Медведева (13%), Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко (3%), бывшего Президента США Б. Оба-мы (3%), мэра Москвы С.С. Собянина (2%), а также Г.А. Зюганова (4%), И.В. Сталина (3%), М.С. Горбачева (2%), Л.И. Брежнева (1%)

и др. При соблюдении внешнего сходства Рисунок 2. Образы поли™ков

r г в зарубежной прессе изменены и выделены наиболее характерные черты персонажей. Использование ных изданиях становятся политические пародийного сопоставления и преувели- лидеры и главы государств - президен-чения придают остроту иллюстрируемо- ты США Д. Трамп, России В.В. Путин, Тур-му материалу. ции Р. Эрдоган, Сирии Б. Асад, Франции Основными приемами создания обра- Э. Макрон, канцлер Германии А. Меркель, за политика в российских изданиях явля- лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и др. ются видоизменение и деформация (пре- Излюбленными приемами являются увеличение, преуменьшение) отдельных пародирование, гротеск, сопоставление и черт героев публикаций. противопоставление - персонажей, идей, Зарубежная пресса активно использует мировоззрений, культур и т.д. На контрасте инструменты политической сатиры, опе- противоположностей авторы иллюстра-ративно реагируя на злободневные собы- ций в зарубежных изданиях добиваются тия. Политическая карикатура (см. рис. 2) максимального воздействия на целевую занимает одно из основных мест среди аудиторию.

графических иллюстраций обложек жур- Анализ иллюстраций в отечественной

налов и еженедельников Spiegel (Германия), и зарубежной прессе показал, что перио-

Time (США), Economist (Великобритания), дические издания активно реагируют на

Newsweek (США), Week (США), New Repub- изменение политического климата в мире, lic (США), New Statesman (Великобрита- что нашло отражение в динамике пока-

ния), Spectator (Великобритания), Courrier зателей визуализации образов полити-

International (Франция), New Yorker (США), ков за последние годы. Данные показы-

EastWest (Италия). Главными действующи- вают, что предвыборная кампания 2016 г. ми лицами карикатур и шаржей в указан- в США и президентские выборы 2018 г.

Рисунок 3. Образ В.В. Путина

в российских изданиях

в России внесли свои изменения в тематику графических иллюстраций - количество политических публикаций увеличилось, а наиболее часто визуализируемыми политическими деятелями стали действующие президенты США и России. И если президент России становился популярным героем иллюстраций в прессе с начала 2000 гг., а эволюция его образа представляет огромный интерес для исследователей, то действующий президент США стал героем политических публикаций относительно недавно, но интерес к его персоне настолько велик во всем мире, что все ведущие СМИ уделяют ему пристальное внимание.

Особенности визуализации образов лидеров России и США в российской и зарубежной прессе

Проследим, как визуализировали образы президентов России и США отечественные и зарубежные СМИ. В российских из-

даниях образ В.В. Путина, выполненный с помощью рисованной графики или коллажа, встречается реже, чем в зарубежной печати. В частности, подобные иллюстрации можно встретить в журналах «Эксперт», «Компания», «Профиль», РБК (см. рис. 3).

В иллюстрациях данных изданий президент России представлен сдержанно и серьезно, среди характерных черт выявлены ум, уверенность, сильная воля, хариз-матичность, целеустремленность, в юмористических шаржах - смекалка, ловкость, находчивость. Используемые приемы визуализации - сопоставление и противопоставление (в парных шаржах и карикатурах), в редких случаях видоизменение и деформация образа (не более 2 %). Но в большинстве случаев образ российского лидера реалистичен, и даже в шаржах и карикатурах портретные черты переданы точно, деформации подвергается лишь фигура, что является устоявшимся

33

художественным приемом в шаржевых изображениях.

Журнал «Эксперт», лидер по разнообразию образов В.В. Путина на своих обложках, использует и реалистичную, близкую к живописи манеру визуализации образа российского лидера (17%), и упрощенную, плоскостную графику с четкой контурной линией (26%), и имитацию трафаретной печати (11%), и коллаж (28%), и смешанную технику (15%). Так, на обложках журнала в № 48 (2007) и № 51 (2014) портрет В.В. Путина - человека года - выполнен в манере станковой живописи (использование широких, характерных для живописи красочных мазков кисти, передающих широкую палитру оттенков цвета), имитирующей парадные портреты.

В других номерах образ российского лидера упрощен, черты лица обведены нарочито грубыми и контрастными контурами, использован минимальный набор фирменных цветов - белый, черный, красный и дополнительный оттенок. Подобная строка В.В. Путина. В ряде иллюстраций манера исполнения иллюстрации удачно президент России изображен в виде ма-передает силу воли, характер, сдержан- ньяка, убийцы, диктатора (см. рис. 4). ность образа. Заголовки материалов, посвя- Так, в польском журнале Uwazam Rze щенных президенту России, вынесенные Historia за 21 марта 2014 г. главный ма-на обложку журнала, в целом корректны. териал называется «Империя контрата-

Журнал «Компания» визуализировал кует». На обложке - коллаж с портретом образ президента в виде традиционных российского лидера, дополненным «вам-шаржей, однако в № 48 за 2011 г. отошел пирскими» клыками. Надпись на облож-от этой традиции, сопроводив ключевой ке «Владимир Грозный» сопровождается материал «Год дракона» карандашным словами: «С кем и за что воевала Россия портретом. Художник изобразил россий- последние сто лет»7. ского лидера снизу вверх, в небольшом Вторит ему и латвийский журнал IR развороте с устремленным вдаль взгля- (12.03.2014): в главном материале но-дом, что отсылает читателя к иконографи- мера Э. Лукас причисляет Путина к «Но-ческому образу «лидера нации». вым оккупантам». Заголовок звучит так:

Западные СМИ склонны подавать образ «Остановить Путина. И как Латвии защи-российского президента более агрессивно. титься?»8. Обложку журнала украшает чер-Наиболее критично к его персоне отно- но-белая фотография российского прези-сятся некоторые издания стран бывшего дента. Латвийское издание IR лишь доба-социалистического лагеря: Польши, Чехии, вило небольшой штрих - слово «Крым» -Прибалтики. Особенно заметно это прояв- к портрету лидера России, чтобы пока-лялось во время третьего президентского зать свое отношение к последним собы-

Рисунок 4. Образ В.В. Путина

в изданиях Польши, Латвии, Чехии

Рисунок 5. В.В. Путин в образе военного Рисунок 6. В.В. Путин в образе игрока,

на страницах зарубежной прессы гроссмейстера, кукловода

тиям. Но местоположение слова над верх- ра державы, обладающей большой воен-ней губой вызывает прямые ассоциации ной мощью (28%). Так, на обложке жур-с устоявшимся образом диктатора. нала New Statesman (06.03.2014) В.В. Путин

Польский Newsweek(№11,2014), наме- изображен в образе советского военного кая на угрозы Западу со стороны Путина, с характерным жестом рук и угрожающим одел российского президента в смири- взглядом, который ему придал иллюстра-тельную рубашку, создав устрашающий тор10. Аналогичные по смыслу иллюстра-коллаж. Заголовок материала - «Импе- ции представлены на обложках Week и рия зла». Подпись под ним не менее зло- Spectator (см. рис. 5). веща: «Если мир не сдержит Путина пря- Интерпретацией идеи сильного лидера мо сейчас, через минуту может быть уже является представление образа В.В. Пути-поздно»9. Но данные издания чаще всего на в зарубежной прессе в виде опытного и используют обработанные в фоторедак- умного стратега либо гроссмейстера, об-торах кадры, создавая коллажи. Графи- думывающего ход игры, игрока в политические иллюстрации встречаются в них ческий покер или кукловода (см. рис. 6). редко. Исключение - шарж на В.В. Пути- В этих иллюстрациях российский прези-на в чешском журнале Reflex (№13, 2014), дент предстает умным и хладнокровным где он предстает в виде Гитлера. противником западным оппонентам.

В отличие от периодики стран бывше- На фоне остальных иллюстраций наи-го социалистического лагеря, немецкие, более многочисленными в западных изда-английские, французские и американские ниях являются воплощения российского издания в основном представляют его как президента в образе революционера или сильного политического оппонента, лиде- тоталитарного лидера (более 30%). Запад-

35

Рисунок 7. В.В. Путин в образе

тоталитарного правителя

ные СМИ ставят его в один ряд с такими политиками, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев. В иллюстрациях используется прием перевоплощения или сопоставления. Портрет российского президента либо вписан в групповое изображение, либо совмещен с чертами лица другого персонажа. Так, на обложке журналов Time (22.01.2001) и Week (08.03.2014) В.В. Путин изображен в характерной для В.И. Ленина позе, а в издании Courrier International (20.09.2017) автор иллюстрации соединил в одном портрете фрагменты лица В.В. Путина и В.И. Ленина. В обоих случаях внешний антураж и исторические детали призваны передать дух советской эпохи. Подобные иллюстрации (см. рис. 7) появились на фоне обвинений В.В. Путина в желании вернуться к тоталитарному режиму.

Периодически западные издания представляют российского президента в образе царя, приписывая ему самодержавные ам-

THE WEEK

Putin the Terrible

Ihr rkr of а Кшшл .nakWt.n

Рисунок 8. В.В. Путин в образе царя

на страницах зарубежной прессы

биции, склонность к единоличной власти и наделяя соответствующими внешними атрибутами - царским венцом, скипетром и державой (см. рис. 8).

Так, к столетней годовщине Октябрьской революции британский журнал Economist (28.10.2017) поместил на обложку иллюстрацию, на которой В.В. Путин изображен в образе царя. На его мундире красуются медали, одна из которых повторяет очертания полуострова Крым. «В то время, когда мир отмечает столетие Октябрьской революции, Россия вновь под властью царя», - говорится в подзаголовке статьи11. По мнению ее автора, Путин заслужил этот титул, когда спас страну от хаоса 1990 гг., но добился этого жесткими методами (подавление оппозиции, агрессивная внешняя политика), что в будущем может сыграть с ним злую шутку. В 2018 г. Путин займет президентское кресло в последний раз, и ему предстоит решать проблему передачи власти, утверждает он.

вадаг« pi

На обложке журнала EastWest (01.02.2017) В.В. Путин оказался в результате опроса читателей, которые выбрали его человеком года. В анонсе номера редакция данного издания называет российского президента «королем» и пишет: «Мы решили оставить букву W в имени Wladimir [архаичное написание имени на немецком языке. - прим. EastWest], чтобы сделать акцент на имперских амбициях, так напоминающих времена Первого рейха»12.

В отличие от российского лидера, фигура действующего президента США на страницах СМИ выглядит более противоречиво.

Российские издания визуализируют образ Д. Трампа как фигуру необычную, яркую, способную на спонтанные и импульсивные поступки, но в то же время загадочную. Рисованные иллюстрации с президентом США в российских изданиях встречаются крайне редко. Исключение составляют журналы «Эксперт», «Компания», «Новое время» (см. рис. 9), «Профиль», в которых найдены единичные изображения американского президента. В иллюстрациях журнала «Эксперт» использована не только рисованная графика, но и приемы коллажа, который благодаря своей экспрессивности в большей мере подходит для визуализации образа Д. Трампа, чем обычная фотография. Но общая концепция этих изображений, несмотря на синтетичность получившихся образов, довольно сдержана и лишена очевидной отрицательной коннотации.

В западных СМИ, напротив, образ Д. Трампа подается с острой сатиричностью, зачастую иллюстраторами применяется прием гротеска и травестировки (уничижения и развенчивания образа явлений или людей, заслуживающих уважения). И даже американские издания позволяют себе относиться к нему саркастически. В западных СМИ персона Д. Трампа вызывает настолько острый интерес, что некоторые

Рисунок 9. Образ Д. Трампа

на страницах российских изданий

издания даже сформировали определенный графической стиль для визуализации его образов.

И если Spiegel и Time в карикатуре на обложке периодически используют уплощенные двухмерные композиции из локальных цветовых пятен, отдавая дань моде на флэт-дизайн, то остальные издания придерживаются классической стилистики в рисовании карикатур, в которой основным выразительным средством выступает контурная линия и объемно-пространственное моделирование образа.

Немецкий Spiegel создал обобщенный, но в тоже время выразительный образ американского президента в плоскостной графической манере (см. рис. 10). Образ Д. Трампа обобщен до знака, использовано ограниченное количество цветов, что делает его легкоузнаваемым и дает возможность использовать в лаконичных рисованных иллюстрациях. И если в начале предвыборной гонки персона президента

37

Рисунок 10. Образ Д. Трампа

на обложках журнала Spiegel

и его решения вызывали бурные дебаты сторонников и противников, что нашло отражение в серии обложек, то иллюстрация январского выпуска 2016 г. показывает скопившееся разочарование избирателей и деградацию его политической доктрины. «Конец мира (каким мы его знаем)» -так звучит тема номера, сопровождающая иллюстрацию, на которой изображен огромный астероид с чертами Д. Трампа, настигающий маленькую Землю".

Журнал Time (см. рис. 11) использует похожий обобщенный образ, в котором лицо Д. Трампа изображено также услов-но-плоскостно. Выразительны слоганы, сопровождающие иллюстрации и демонстрирующие отношение редакции кличности законного президента («Крах» и «Полный крах»). Журнал Time представил обложку номера к годовщине инаугурации Д. Трампа 20 января 2017 г., обыгрывая тот факт, что на фоне этого события Белый дом пытался дать отпор нашумевшему

бестселлеру журналиста М. Вульфа «Пламя и ярость» (Fire and Fury). Такой образ политика был выбран неслучайно. Многие избиратели придерживались мнения, что нового президента стоит сдерживать как лесной пожар.

Другие издания создали не менее острые образы Трампа-расиста и националиста. Spiegel, New Yorker и Economist вышли (19.08.2017) с обложками на тему высказываний президента США по поводу конфликта в Шарлоттсвилле (напомним, Д. Трамп заявил, что обе стороны - ультраправые и антифашисты - применяли насилие в разгоревшемся конфликте). В иллюстрациях этих изданий данная тема развилась в использовании узнаваемого атрибута расизма - белого колпака ку-клукс-клана (см . рис . 12).

Другой разновидностью иконографии Д. Трампа (см. рис. 13) является образ самовлюбленного эгоиста, считающего себя отцом нации. В этом случае иллюстрато-

Рисунок 11. Образ Д. Трампа

на обложках журнала Time

ры используют жанр шаржа с элементами гротеска. Характерные черты лица - вытянутая шея, поджатые губы, нависающая прическа подаются гипертрофированно и саркастически.Зачастую образ в целом гиперреалистичен, но с помощью цифровых инструментов визуализации на фотографии деформированы отдельные детали внешности президента США, что создает необходимый сатирический эффект.

С точки зрения использования символов и аллегорий в иллюстрации (см. рис. 14) интересна подача образа Д. Трампа как низвергателя идеалов и разрушителя традиционных американских ценностей. Яркий пример - иллюстрации журналов Spectator (05.03.2016) и New Republic (12.2016), на обложке которых помещены практически идентичные изображения Президента США Д. Трампа в образе Статуи Свободы, показывающей неприличный жест. Заголовок на обложке New Republic гласит: «Спасибо, Трамп! Что он верно понял об американ-

Рисунок 12. Образы Д. Трампа-нациста и сторонника гу-клукс-клана

ской демократии». Кроме того, иллюстраторы нередко сатирически сравнивают американского президента с наиболее значимыми политическими фигурами в американской истории - А. Линкольном и Дж. Вашингтоном.

Многие западные издания (в частности, New Statesman, Week, Economist, Spectator) (см. рис 15) брали за основу визуализации президента США образ рискованного и недальновидного политика, ставящего под угрозу безопасность страны. Это ясно выражалось в материалах о недавнем конфликте США и Северной Кореи. Для иллюстрации напряженности этого прецедента и нарастающей угрозы военного и ядерного противостояния иллюстраторы использовали изображение взрыва.

Периодически в западной прессе Д. Трамп предстает в образе шоумена, клоуна, циркача, фокусника (см. рис. 16). Такой имидж президента США передают иллюстрации New Yorker (20.01.2017), Economist (07.03.2016),

39

Ihr

EconomUl ■ I I >i

ст' J

Рисунок 13. Прием гротеска

в визуализации образа Д. Трампа

New Statesman (17.10.2016), Week (19.12.2015), которые отражают общественное отношение к Трампу как политику несерьезному и любящему играть на публику. Поддерживают этот образ узнаваемые аксессуары -клоунский нос, шляпа фокусника, яркий цирковой костюм и др.

Подкрепляют несерьезное отношение к Трампу и его образы в виде шкодливого и капризного ребенка, созданные New Statesman (15.04.2016; 18.11.2016; 12.01.2018), Spiegel (22.04.2017) и Economist (11.01.2018). Инфантильный образ подчеркивают как выражение лица политика, повторяющее разнообразную мимику младенца, так и характерные детали: земной шар в виде леденца на палочке, подгузник, детская коляска и т.д. (см. рис. 17).

Развернувшаяся в США кампания по поиску доказательств политических связей Трампа с Россией и вмешательства последней в президентские выборы в США спровоцировала появление в западной прессе

Рисунок 14. Прием аллегории

в визуализации образа Д. Трампа

иллюстраций, визуализирующих лидеров двух государств в парных (Week,Spiegel) и групповых (Economist, New Statesman) шаржах и карикатурах (см. рис. 18).

На обложке журнала Spiegel от 4 ма рта 2017 г. изображен президент США с лицом В.В. Путина. Автор иллюстрации соединил с помощью цифровых инструментов визуализации два портрета в один, поддерживая основную тему главного материала. «Дважды правитель: сколько Путина в Трампе?» - гласит его заголовок14.

Наиболее интересную иллюстрацию представил Spectator (10.12.2016)15. Изображение (см. рис. 19) отсылает к карикатуре известного британского карикатуриста Дж. Гилроя, который в начале XIX в. изобразил «делящих мир» Наполеона и британского премьер-министра У. Питта. Путин представлен в роли Наполеона, а Трамп -Питта. На рисунке оба лидера сидят за столом и делят лежащий на блюде земной шар - Россия получает Ближний Восток

Рисунок 15. Д. Трамп как угроза

национальной безопасности

Рисунок 16. Д. Трамп в образе циркача, клоуна

Рисунок 17. Д. Трамп в образе

капризного ребенка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 18. Образы Д. Трампа и В.В. Путина в совместных иллюстрациях

41

Рисунок 19. Карикатура Дж. Гилроя

и ее современная интерпретация в журнале Spectator

и частично Европу, а США - западное полушарие. Общая композиция дополнена праздничными деталями - бумажными коронами, хлопушками, рождественскими украшениями, что придает иллюстрации новый смысл.

В целом визуализация образов лидеров России и США в зарубежных СМИ наиболее разнообразна по представленным жанрам, образам, приемам и техникам. Российские издания визуализируют образы политиков в юмористически-добродушном ключе, чаще используя жанры рисованного портрета и шаржа. И российский президент, и президент США в общем представлены либо нейтрально, либо положительно.

Иллюстраторы зарубежных изданий более склонны к сатирико-критической манере визуализации выбранных персонажей и в большинстве случаев представляют их или нейтрально, или отрицательно. Наиболее популярными жанрами иллюстрации для визуализации образов политиков в западной прессе являются шарж и карикатура. Образ В.В. Путина западные СМИ склонны подавать агрессивно, но в то же время уважительно, безоговорочно признавая его лидерские качества и способность эффективно управлять государством. Образ Д. Трампа подается саркастически-уничижительно, подвергается сомнению его адекватность и способность управлять государством и занимать пост президента.

Примечания

1 Hilton N. (2018) A Visual History of Trump Magazine Covers. Medium, April 23. Режим доступа: https://medium.com/s/story/a-visual-history-of-trump-magazine-covers-updated-for-2018-7255d632598c.

2 Графическая иллюстрация - это графическое изображение, напрямую либо опосредованно связанное с текстом издания, выполненное с помощью средств рисованной графики или цифровых инструментов визуализации (см.: Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018. С. 6).

3 Портрет (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей (см.: БРЭ. Режим доступа: https://bigenc.ru/fine_art/text/3160387).

4 Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) - способ художественной типизации. Служит для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. (см.: БСЭ. Режим доступа: http://www.big-soviet.ru/396/34787/Карикатура).

5 Шарж (франц. charge) - юмористическое изображение (обычно портрет), в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/71377/).

6 Коллаж (франц. collage, букв. - наклеивание) - 1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике (см.: БЭС. Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/29007/).

7 Uwazam Rze Historia. 2014. № 4 (25). Режим доступа: https://www.wirtualnemedia. pl/jedynki/uwazam-rze-historia/2014-03-20

8 IR. 2014. May 3. Режим доступа: https://ir.lv/2014/03/05/ka-tas-beigsies-2/

9 Newsweek Polska. 2014. № 11.Режим доступа: https://www.newsweek.pl/polska/ buzzfeed-okladka-newsweeka-wladimir-putin-imperium-zla-newsweekpl/lg0dqcr

10 New Statesman. 2014. March 5. Режим доступа: https://www.newstatesman. com/2014/03/weeks-new-statesman-putins-power-game

11 Economist. 2017. October 28. Режим доступа: https://www.economist.com/ printedition/2017-10-28

12 EastWest. 2017. № 7. Режим доступа: https://eastwest.eu/it/eastwest-69

13 Spiegel. 2016. № 46. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/ index-2016-46.html

14 Spiegel. 2017. №10. Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/ index-2017-10.html

15 Spectator. 2016. December 10. Режим доступа: https://www.spectator.co.uk/ issues/10-december-2016/

Библиография

АйнутдиновА.С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010.

Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.

Артемьева Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002.

Барт Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297-302.

Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие. М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2007.

ГринбергТ.Э. Визуальный язык в формировании образа политика // Дизайн СМИ: тренды XXI века. 2017. № 3. С. 26-34.

Лотман Ю.М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Акад. проект, 2002. C. 349-375.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2006.

Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. К.: Адеф-Украина, 1997.

43

Свитич А.Л. Графическая иллюстрация в прессе. М.: ИКАР, 2018. Чаплыгина Ю.С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. Самара: Изд-во Самарск. гос. эконом. ун-та, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.