Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕДИАЖАНРОВ В СОЦИАЛЬНОЙ КРИТИКЕ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА(НА ПРИМЕРАХ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕДИАЖАНРОВ В СОЦИАЛЬНОЙ КРИТИКЕ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА(НА ПРИМЕРАХ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / СМИ / ОБЛОЖКА / МЕДИА / ПРОТЕСТЫ / АУДИТОРИЯ / COVID-19 / КАРИКАТУРА / ОБЩЕСТВО / КРИТИКА / САТИРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Марина Анатольевна, Дементьева Ксения Владимировна

Статья посвящена изменениям в графических медиажанрах (на примере жанра карикатуры), которые во многом вызваны крупными социальными и историческими трансформациями в мире, а частично - техническими совершенствованиями в их исполнении. Установлено, что многие жанры буквально «переродились», «слились» с новыми форматами, пришедшими из социальных сетей, приобрели новые характеристики, но не только не потеряли аудиторию, а приобрели новую популярность. Медиарынок Европы и США периода 2020 года и ранее характеризуется критическим и разносторонним отношением ко многим социально значимым, политическим, кризиснымимеждународныминфоповодам, котороечастовыражаетсяавторамииредакциями иллюстративно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмина Марина Анатольевна, Дементьева Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC MEDIA TRANSFORMATIONIN SOCIAL CRITICISM IN THE CRISIS PERIOD OF 2020 (ON THE EXAMPLES OF THE GENRE OF CARICATURE)

The article is devoted to changes in graphic media genres (for example, the genre of cartoons), which are largely caused by major social and historical transformations in the world, and partly - by technical improvements in their performance. It has been established that many genres have merged with new formats that came from social networks, acquired new characteristics, but not only did not lose their audience, but gained new popularity. In a short period of time, “new” graphic media genres have formed on the media market, which represent the transformation of traditional artistic illustrations, as well as media genres: caricatures, comics, strips, satirical drawings, etc. They found their seriality in long historical contexts, merged with memes, became part of Actionism, a major political and social discourse. The functional features of graphic media genres were highlighted: satirical, reflective, historical, informational, aesthetic, educational. The media market in Europe and the United States in the period of 2020 and earlier is characterized by a critical and versatile attitude towards many sociallysignificant, political, crisis and international news stories, which is often expressed by authors and editors in an illustrative way.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕДИАЖАНРОВ В СОЦИАЛЬНОЙ КРИТИКЕ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА(НА ПРИМЕРАХ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ)»

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 070:316.774

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10202

М. А. Кузьмина

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,

Саранск

К. В. Дементьева

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,

Саранск

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МЕДИАЖАНРОВ В СОЦИАЛЬНОЙ КРИТИКЕ

В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА (НА ПРИМЕРАХ ЖАНРА КАРИКАТУРЫ)

Статья посвящена изменениям в графических медиажанрах (на примере жанра карикатуры), которые во многом вызваны крупными социальными и историческими трансформациями в мире, а частично - техническими совершенствованиями в их исполнении. Установлено, что многие жанры буквально «переродились», «слились» с новыми форматами, пришедшими из социальных сетей, приобрели новые характеристики, но не только не потеряли аудиторию, а приобрели новую популярность. Медиарынок Европы и США периода 2020 года и ранее характеризуется критическим и разносторонним отношением ко многим социально значимым, политическим, кризисным и международным инфоповодам, которое часто выражается авторами и редакциями иллюстративно.

Ключевые слова: пресса, СМИ, обложка, медиа, протесты, аудитория, COVID-19, карикатура, общество, критика, сатира.

Введение

Карикатуры, опубликованные в Интернете, практически не подвержены цензуре и редактуре как их предшественники «печатных эпох». Они вполне «самодостаточны», выражают исключительно позицию автора (который часто скрывается за псевдонимом), а не редколлегии или площадки, на которой опубликован материал, которая также несет и правовую, и материальную ответственность за публикуемый материал.

Онлайн-версии многих печатных медиа («The NY Post», «Titanic»), а также сайты библиотек (National Library of New Zealand) каталогизируют опубликованные цифровые карикатуры. На современном этапе карикатура может одновременно существовать как в напечатанном, так и в цифровом виде. В процессе отбора материала для публикации редакции стараются учитывать соответствие изображения повестке дня, собственный вектор ее освещения, а также идеологическую, общественную и политическую позицию издания. На сетевые площадки влияние «редакционных фильтров» оказывается значительно меньше.

«Мощный импульс к развитию карикатур всегда давали войны, на которые кровавый XX век был чрезвычайно богат» [4. C. 68], а сегодня «вспышки» популярности жанра больше привязаны к социально откликающимся событиям. Чем больший общественный резонанс приобрело то или иное событие, тем разнообразнее будет «карикатурный отклик» Интернета на него. Так, пожар в Соборе Парижской Богоматери весной 2019 года разделил неравнодушную аудиторию и онлайн-издания на два противоположных лагеря. Одним из примеров сочувствующих можно назвать австралийского карикатуриста Дэвида Поупа, который изобразил, как пожарный дает пить одной из известных статуй гаргулий с фасада Нотр-Дам, по аналогии с известными фотографиями

об Австралийских пожарах 2009 года, где пожарные поили коал. Это изображение стало почти так же популярно, как и Квазимодо в слезах, обнимающий маленькую копию собора. Но данную скорбь по одному из главных и старых зданий Парижа не разделил один из немецких карикатуристов, на работе которого мы видим стоящих обнявшихся полицейского и представителя желтых жилетов с подписью: «Макрон объединяет нацию».

Тем временем журнал TNY (The New Yorker) 29 апреля 2019 года вышел с обложкой, где фасад Нотр-Дама «охвачен» светом от пожара, а сама композиция напоминает их обложку, приуроченную к крушению башен-близнецов 11 сентября 2001 года. Отличие в пафосе иллюстраций к одному инфоповоду очевидное-свободарисункаиярко выраженное авторское мнение (преимущественно) сохраняют за собой карикатуры в Интернете, а толстые печатные издания (основная площадка размещения публицистических иллюстраций в современных традиционных медиа) стараются сохранять определенное «настроение», приемлемое и соответствующее политике той или иной редакции.

Развитие блогинга делает массовыми и межконтинентальными работы многих карикатуристов, которые сотрудничают как художники со многими медиа и делают иллюстрации на остросоциальные темы. Большой популярностью пользуются кубинский художник-карикатурист Энджел Болиган, испанский художник Луис Квилес, Антон Гудим, Михаил Дзекан, карикатурист Виталий Подвицкий и карикатурист Василий Дубов.

Аудитория данных авторов многочисленна, часто является международной; многие из них сотрудничают с крупными медиа, работая с форматами «новых» графических медиажанров. И если в теории медиа, пусть и в небольшом количестве, но есть исследования в области более традиционных графических жанров (например, карикатур), которыми занимались Е. В. Шустрова, А. П. Кротков, О. А. Воронина, А. Г. Голиков и многие другие, то в связи со своей «свежестью» новые конвергентные жанры, а также трансформировавшиеся привычные еще не рассмотрены. При этом их изучение позволит более точно определить тенденции развития медиапродуктов и медиасреды, проследить важность тех или иных событий, соотнеся то, с каким резонансом они были встречены аудиторией и авторами медиа, и то, как на длительных отрывках времени они сказались в историческом контексте.

Научную актуальность данного феномена сформулировала в своем исследовании О. А. Воронина: «Начало XXI века ознаменовалось всплеском визуальной информации, которая вызвала закономерный интерес лингвистов к паралингвистическим (невербальным) средствам, сопровождающим письменную речь, где произошло перераспределение функций вербальных и невербальных компонентов. В результате увеличения роли паралингвистических средств возникли семиотически осложненные тексты, таким текстам Ю. А. Сорокин и Ю. В. Тарасов дали название ""креол изо ванных". Информационная и прагматическая "емкость" невербальных средств в структуре креолизованных текстов нередко выше, чем у вербальных» [3. С. 14].

Методология и методы исследования

Цель исследования - рассмотреть особенности развития западного медиарынка карикатур в историческом контексте в 2020 году. Объект - СМИ США и Европы.

Нами были проанализированы крупнейшие издания и интернет-площадки США и Европы, проведен качественный анализ медиаматериалов за 2020 год. В ходе исследования применялись общенаучные методы, такие как системный и структурно-функциональный.

Выбор исторического периода обусловлен беспрецедентными глобальными процессами, произошедшими во всем мире в рамках одного календарного года: пандемия, скандальные президентские выборы в США, протесты в поддержку прав афроамериканцев и др.

«Новые» карикатуры и смежные графические жанры в социальной критике

Очевидная «победа» интернет-площадок в гонке за постоянно дорожающее внимание аудитории в информационном шуме усиливает дихотомию жанра карикатуры не только если рассматривать ее в срезе «традиционные СМИ - новые медиа», но и при мониторинге медиа, находящихся в непосредственной конкуренции, как, например, «журнал - журнал».

Критический уровень конкуренции на западном нецензурируемом медиарынке провоцирует издания и работающих с ними художников совершенствоваться не только в техниках подачи публицистических иллюстраций, но и в их сюжетной, даже исторической канве, создавать изображения, способные стать не только печатной иллюстрацией, но и мультимедийным

лонгридом-инфографикой, размещенным на сайте того же издания, выносить на печать образы и мемы, популярные в онлайн-пространстве, играть на настроениях ностальгии и «забытых» доцифровых вещах и другое. Далее остановимся на каждой из указанных трансформаций и характеристик подробнее.

Крупные издания с долгой историей суще ствования могут позволить себе создавать хронологию крупных социальных и исторических событий критично или максимально безоценочно. TNY в период карантина не прекращал свою активную работу и только наращивал международную подписку отчасти благодаря «серийности» своих обложек на тему COVID-19 (Официальный сайт журнала «The New Yorker», http://www.newyorker.com, дата обращения: 03.12.2020) (рис. 1). Как и с другими инфоповодами редакция журнала придерживалась максимально нейтрального пафоса в содержании иллюстраций, ограничиваясь легкой грустью или иронией, что в своем выступлении отметил Роберт «Боб» Манкофф (американский карикатурист): «The New Yorker -достаточно чувствительная среда, очень легко кого-то обидеть. Можно легко заметить, что это очень необычный контекст» [5].

Рис. 1. Обложки The New Yorker за 2020 г., посвященные пандемии коронавируса

Журнал Der Spiegel также прибегал к использованию «историзма». Издание регулярно критично и категорично выражает свое отношение к политической ситуации в США, особое внимание уделяя их политическим лидерам и выборам президента. Так, с «выдержкой» в три года были опубликованы две карикатуры с центральными образами новоизбранных президентов страны, где в 2017 году агрессивный Трамп держит в руках отрубленную голову Статуи Свободы (одному из фигурирующих символов США), а в 2020-м - Байден аккуратно «возвращает ее на место» (рис. 2).

Рис. 2. Обложки Der Spiegel 2017 и 2020 гг.

В США 25 мая 2020 года в результате действий полицейского умер афроамериканец Джордж Флойд, после чего в стране начались массовые антирасистские протесты под лозунгом «Black Lives Matter» (BLM) (Черные жизни имеют значение). В 2020 Трамп «процитировал» фразу полицейского У. Хедли о протестах 1967 года: «Где грабежи, там и стрельба» («When the looting starts, the shooting starts»), чем спровоцировал реакцию не только у общества, но и у крупных международных медиа. Так Дональд Трамп вновь появился на обложке Der Spiegel от 6 июня 2020 года, на которой написано «Огненный Дьявол» и «президент поджигает свою страну». В контексте тех же протестов чешский еженедельник «Рефлекс» 18 июня 2020 года вышел с

Гитлером в образе афроамериканца на обложке с подписью: «Встанем на колени перед всеми преступниками, которые якобы хотели улучшить положение?» (Чешский журнал Reflex поместил на обложку темнокожего Гитлера, https://esquire.ru/articles/l 86623-cheshskiy-zhurnal-reflex-pomestil-na-oblozhku-tenmokozhego-gitlera/, дата обращения: 03.12.2020). Она была опубликована на странице главного редактора журнала Марека Стониша в Фейсбуке еще до выпуска тиража журнала, но после жесткой критики подписчиков социальная сеть заблокировала аккаунт на 24 часа, что сам редактор сравнил с коммунистической цензурой. Американская пресса оставалась лояльной к движению: 15 июня журнал Time вышел с обложкой с афроамериканской женщиной и вырезанным образом ребенка, по периметру написаны 35 имен темнокожих, погибших от полицейского насилия (Time выйдет с посвященной Джорджу Флойду обложкой, h11ps://iz.m/1019834/2020-06~04/tim дата

обращения: 03.12.2020) На своей обложке «Произнесите их имена» от 22 июня TNY собрали всех известных жертв «белого насилия», начиная с 1863 года (Kadir Nelson's «Say Their Names», https:// www.newyorker.com/culture/cover-story/cover-story-2020-06-22, дата обращения: 03.12.2020).

Как и в случае с другими резонансными поводами издания, решившиеся на публикацию радикальных или эмоционально-негативных обложек, преимущественно не нашли среди аудитории одобрения как в случае с «Рефлексом», что может достаточно пагубно сказаться на их репутации. Наиболее корректную работу с неоднозначными темами показали крупные международные издания и «толстые» журналы, а «многие журналы, специализирующиеся на карикатурах, переступают ту тонкую грань дозволенности, когда вместо незначительной шутки или язвительного обличения перед нами предстает издевательство над чьим-то горем, потерей» [8. С. 45].

За рамки медиарынка и прямой журналистской работы благодаря своей международной скандальной практике регулярно выходят Charlie Hebdo. После публикации карикатуры на пророка Мухаммеда в 2015 году на редакцию издания напали, а 2 сентября 2020 года состоялся суд над обвиняемыми в пособничестве данному террористическому акту. В день суда журнал вышел с обложкой, состоящей из 12 карикатур (именно столько человек погибли в результате нападения на редакцию; среди них был автор одного из опубликованных изображений) (Официальный сайт журнала «Charlie Hebdo, http://charliehebdo.fr, дата обращения: 03.12.2020) (рис. 3).

Numéro spécial procès des attentats des 7,8 et 9 janvier 2015

CHARLIE HEBDO

T0UTCA

Pue. 3. Обложки Charlie Hebdo от 02.09.2020

В октябре того же года журнал «вышел» еще дальше: карикатуры издания, из-за которых 18-летний чеченец расправился над школьным учителем Самюэлем Пати, спроецировали на стену ратуши в городе Монпелье во Франции. Данная акция поддержки свободы слова охранялась сотрудниками полиции. Так мы можем проследить, как медийный продукт «карикатура» трансформируется в социальном сознании из публицистического жанра и традиционного способа политической и социальной критики злободневных событий в средство политического и общественного акционизма.

Являясь французским изданием, Charlie Hebdo своей деятельностью и резонансностью ее плодов в очередной раз подчеркивает политическую и социальную роль карикатуры в стране, роли, сложившейся исторически и культурно [9].

Благополучно интергрировавшись в Интернете, традиционные медиа постепенно начали объединять в себе продукты социальных сетей и других веб-сообществ. Тенденция

конвергентности в журналистских жанрах отразилась и на карикатурах, к примеру, они часто удачно «срастаются» с популярными мемами (рис. 4), художественные приемы реализации которых подробно рассмотрены в исследованиях, в том числе и в контексте отечественной прессы [10. С. 147].

. ■всш.оамй идиом вишкчпишшш п кйкгшзд*

SO FOOT

Рис. 4. Обложка французского футбольного журнала So Foot в период пандемии с изображением ведущих футболистов и заголовком «Футбол не умер. Он танцует на этих страницах», отсылая к мему, появившемуся в Тиктоке в 2020 году

Как пишет О. В. Бокавнева: «Наиболее распространенным стилистическим приемом в невербальном компоненте является метафора. Визуальные метафоры представляют собой графическое изображение какого-либо политически важного события по принципу аналогии, сходства, сравнения. Визуальная метафора в политической карикатуре может иметь вид конкретных предметов живой и неживой природы; это могут быть схемы-рисунки, сюрреалистичные картинки без конкретного содержания - лишь линии, цвета, штриховка» [2. С. 160], поэтому карикатуристы и иллюстраторы публицистических изображений регулярно возвращаются к традициям. Чаще всего это выражается в стилистике изображения: инфоповод изображается при помощи прямого исторического аналога-отсылки из прошлого (рис. 5) или интегрируется полностью или частично (какими-то легко считывающимися элементами) в иллюстрацию, выполненную в стиле той или иной эпохи прошлого (рис. 6).

Рис. 5. Обложка Der Spiegel в период пандемии в 2020 году

Рис. 6. Обложка британского ежемесячного журнала о политике, искусстве и литературе «The Critic» в период пандемии в 2020 году

Жанровые изменения: функции и целенаправленность

Исследователями уже приводились функции некоторых традиционных графических жанров, например, карикатур А. С. Айнутдинова [1. С. 25-26] и иллюстраций А. Л. Свитич [7], однако на данном этапе развития жанров мы считаем их недостаточными. Исходя из новых тенденций в развитии и применении графических медиажанров, считаем, что их функциями можно назвать следующие:

• сатирическая - юмористическое наполнение материалов (карикатуры, сатирические иллюстрации, стрипы, комиксы и пр.) позволяет авторам и редакциям преподнести тот или иной

инфоповод в более «легком» формате, выразить свое критическое отношение через сарказм, иронию, часто «черный юмор»; суть данной функции описана М. В. Мусийчук: «В социальных функциях юмора отражается как объектно-модальное отношение, выражающее объективное соотношение определенных явлений общественной жизни, так и субъектно-модальное отношение, отражающее точку зрения личности на определенные факты или явления» [6. С. 123];

• рефлексирующая - изображение чего-то, часто не существующего, но имеющего отношение к реальности, отражает ту или иную реакцию автора на инфоповод, переосмысление, представление событий в формате «если бы»;

• историческая (познавательная) - новые конвергентные графические медиажанры в контексте постмодерна обретают свойство серийности (сериальности) и позволяют отслеживать крупные и резонансные исторические события на протяжении хронологических отрезков; пластичность реализации авторами задуманного в жанрах позволяет проводить те или иные исторические параллели с любым порогом «взгляда в прошлое»;

• информационная - как и другие медиажанры, графические, становясь медиаматериалами, направлены в первую очередь на информирование аудитории медиа о том или ином инфоповоде;

• эстетическая (художественная) - прежде чем стать медиапродуктом, графические медиажанры исторически находились в сфере искусства, откуда и берут свои художественные характеристики (технику исполнения, художественный жанр, особенности композиции и пр.), которые позволяют их авторам знакомить аудиторию с разными художественными направлениями и течениями, развивать их вкус и насмотренность, а полосы изданий и online-площадки делать более привлекательными с точки зрения дизайна и эстетики;

• воспитательная (формирующая) - благодаря очевидным и «спрятанным» авторами смыслам в той или иной иллюстрации авторы формируют у аудитории мнение о том или ином инфоповоде (особенно, если эти иллюстрации преподносятся серийно).

Выводы и перспективы исследования

Таким образом, за относительно короткий период времени (нами рассматривались материалы с 2015 года) на медиарынке сформировались «новые» графические медиажанры, которые представляют собой трансформацию традиционных художественных иллюстраций, а также медийных жанров: карикатур, комиксов, стрипов, сатирических рисунков и пр. Они обрели свою серийность (сериальность) в продолжительных исторических контекстах, слились с мемами, стали частью (причинами и поводами) акционизма, крупного политического и социального дискурса. Карикатуры и иллюстрации могут выступать как самостоятельный материал, но в основном они являются способом сказать «недосказанное». Выявлена очевидная тенденция на использование компьютерной графики даже в формате подражания традиционным техникам в исполнении данных иллюстраций. Наиболее популярными у аудитории являются издания, публикующие резонансные обложки в смешанном стиле, политической тематики.

События 2020 года раскрыли их социально значимый и критический потенциал: многие инфоповоды, существующие в реальности, оказалось невозможно полноценно и емко проиллюстрировать при помощи фотографий, но это стало возможно сделать путем конвергенции уже существующих иллюстративных жанров с относительно новыми медийными жанрами, а также их отдельными характеристиками. Все это также несколько скорректировало их функциональные особенности, среди которых мы выделили сатирическую, рефлексирующую, историческую, информационную, эстетическую и воспитательную.

Рассмотренные издания иллюстрируются равноценными тексту или самостоятельными изображениями из-за особого места карикатурной иллюстрации в качестве основного визуального компонента номера. Было выявлено, что место данных материалов в прессе стабильно, несмотря на конкурентов. В ряде случаев карикатурные иллюстрации - это важный элемент медиатекста, доминирующий, самостоятельный материал, а также неотъемлемая часть фирменного стиля качественной прессы.

Все это позволяет говорить об этих жанрах в контексте теории медиа как о направлении, нуждающемся в более внимательном изучении и структуризации, как о жанрах с большим социальным, критическим и теоретическим потенциалом.

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40) Список литературы

1. Айнутдинов, А. С. Типология и функции карикатуры в прессе / А. С. Айнутдинов. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 21. -С. 20-28.

2. Бокавнева, О. В. Стилистические приемы в изобразительном компоненте карикатуры / О. В. Бокавнева. - Текст : непосредственный // Концепт: философия, религия, культура. - 2018. -С.156-164.

3. Воронина, О. А. Анализ карикатуры как вида креолизованного текста / О. А. Воронина. -Текст : непосредственный // Вестник ЦМО МГУ. - 2010. - № 2. - С. 11-15.

4. Кротков, А. П. Карикатура. Непридуманная история / А. П. Кротков. - Москва : АСТ, 2015. - 263 с. - Текст : непосредственный.

5. Манкофф, Б. Анатомия карикатур журнала «The New Yorker» / Б. Манкофф. - Текст : электронный. - URL: https://www.ted.com (дата обращения: 09.02.2021).

6. Мусийчук, М. В. Социальные функции механизмов юмора в политической карикатуре / М. В. Мусийчук, С. В. Мусийчук. - Текст : непосредственный // Общество: политика, экономика, право. - Москва ; Краснодар : ИД «Хорс», 2015. - № 4. - С. 123-143.

7. Свитич, А. Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А. Л. Свитич. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2005. - № 3. - URL: http://www.mediascope.ru/177 (дата обращения: 09.02.2021).

8. Сидорова, М. С. Карикатура XXI века - пародия на искусство (этические аспекты) / М. С. Сидорова. - Текст : непосредственный // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2016. - № 1 (17). - С. 42-47.

9. Шарапова, И. Л. Роль политиче ской карикатуры во Франции как катализатора политиче ской борьбы / И. Л. Шарапова. - Текст : непосредственный // Вестник Омского университета. -2013. - Вып. 3 (69). - С. 162-164.

10. Шурхаев, А. И. Сатирическая и позитивная карикатуры как внелингвистические формы комического в современной публицистике / А. И. Шурхаев. - Текст : непосредственный // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - Москва ; Казань: Казанский Федеральный Университет. - 2010. - № 5. - Т. 152. -С. 578-694.

GRAPHIC MEDIA TRANSFORMATION IN SOCIAL CRITICISM IN THE CRISIS PERIOD OF 2020 (ON THE EXAMPLES OF THE GENRE OF CARICATURE)

Kuzmina M. A., National Library. A. S. Pushkin of the Republic of Mordovia, [email protected]

Dementieva K. V., Mordovia State University named after N. P. Ogarev, Saransk,

[email protected]

The article is devoted to changes in graphic media genres (for example, the genre of cartoons), which are largely caused by major social and historical transformations in the world, and partly - by technical improvements in their performance. It has been established that many genres have merged with new formats that came from social networks, acquired new characteristics, but not only did not lose their audience, but gained new popularity. In a short period of time, "new" graphic media genres have formed on the media market, which represent the transformation of traditional artistic illustrations, as well as media genres: caricatures, comics, strips, satirical drawings, etc. They found their seriality in long historical contexts, merged with memes, became part of Actionism, a major political and social discourse. The functional features of graphic media genres were highlighted: satirical, reflective, historical, informational, aesthetic, educational. The media market in Europe and the United States in the period of2020 and earlier is characterized by a critical and versatile attitude towards many socially

significant, political crisis and international news stories, which is often expressed by authors and editors in an illustrative way.

Key words: press, media, cover, media, protests, audience, COVID-19, caricature, society, criticism, satire.

References

1. Ajnutdinov, A. S. (2008). Tipologiya i funkcii karikatury v presse [Typology and functions of cartoons in the press]. Vestnik CHelGU [Bulletin of ChelSU]. 21. pp. 20-28. (in Russ.).

2. Bokavneva, О. V. (2018). Stilisticheskie priemy v izobrazitel'nom komponente karikatury [Stylistic devices in the visual component of caricature]. Koncept: filosofiva, religiya, kul'tura [Concept: philosophy, religion, culture]. Pp. 156-164. (in Russ.).

3. Voronina, O. A. (2010). Analiz karikatury как vida kreolizovannogo teksta [Analysis of caricature as a type of creolized text], Vestnik CMO MGU [Vestnik TsMO MGU], 2. pp. 11-15. (in Russ).

4. Krotkov,A. P. (2015). Karikatura. Nepridiimannava istoriya [Caricature. An unthinkable story], Moscow: AST, 263 p. (in Russ.).

5. Mankoff, B. (2020). Anatomiya karikatiir zhiirnala «The New Yorker» [Anatomy of The New Yorker Cartoons], available at: https://www.ted.com (accessed 03.12.2020). (in Russ.).

6. Musijchuk, M. V. (2015). Social'nye funkcii mekhanizmov yumora v politicheskoj karikature [Social functions of humor mechanisms in political caricature]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law]. 4. pp. 123-143. (in Russ.).

7. Svitich,A. L. (2005). Specifikagraficheskoj illyustraciikakkomponentakontentakachestvennyh izdanij [Specifics of Graphic Illustrations as a Content Component of Quality Publications]. Mediaskop [Mediaskope]. 3, available at: http://www.mediascope.ru/177 (accessed 03.12.2020). (in Russ.).

8. Sidorova, M. S. (2016). Karikatura XXI veka - parodiya na iskusstvo (eticheskie aspekty) [XXI century caricature - a parody of art (ethical aspects)]. Giimanitarnve vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo [Humanitarian vedomosti TSPU im. L. N. Tolstoy]. 1 (17). pp. 42-47. (in Russ.).

9. SHarapova, I. L. (2013). Rol' politicheskoj karikatury vo Francii как katalizatora politicheskoj bor'by [The Role of Political Cartoons in France as a Catalyst for Political Struggle]. Vestnik Omskogo universiteta [Omsk University Bulletin], 3 (69). pp. 162-164. (in Russ.).

10. SHurhaev, A. I. (2010). Satiricheskaya i pozitivnaya karikatury как vnelingvisticheskie formy komicheskogo v sovremennoj publicistike [Satirical and positive cartoons as non-linguistic forms of the comic in contemporary journalism], Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriva Giimanitarnve nauki [Scientific notes of Kazan University. Humanities Series]. 5. T. 152. pp. 578-694. (in Russ.).

Кузьмина Марина Анатольевна - магистр кафедры журналистики филологического факультета, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск.

the .marina.kuzmina@gmail .com

Дементьева Ксения Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики филологического факультета, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск.

dementievakv@gmail .com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Кузьмина М. А., Дементьева К. В. Трансформация графических медиажанров в социальной критике в кризисный период 2020 года (на примерах жанра карикатуры) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 17-24. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10202.

Kuzmina М. A., Dementieva К. V. Graphic media transformation in social criticism in the crisis period of2020 (on the examples of the genre of caricature) //Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 17-24. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.