КАРИКАТУРА НА ОБЛОЖКЕ ИЗДАНИЯ: ТРЕБОВАНИЯ, АНАЛИЗ (THE NEW YORKER, THE WEEK (UK), DER SPIEGEL, THE SPECTATOR)
К.В. Дементьева, М.Л. Кузьмина
Ключевые слова: журналистика, карикатура, этика, сатира,
медиарынок, аудитория.
Keywords: journalism, caricature, ethics, satire, media market,
audience.
DOI 10.14258/fllichel(2020)4-09
Введение
Большая часть современных медиатекстов соединяет в себе не только вербальные, но и визуальные (иллюстративные) элементы, где важность последних часто превалирует, но редко рассматривается в исследованиях. Несмотря на непопулярность иллюстративных жанров в теории медиа, именно они часто становятся «визитными карточками» изданий и получают большой процент лояльности от аудитории. Бесспорным лидером в этой «гонке за внимание» становится сатирическая иллюстрация, в контексте нашего исследования -карикатура. Они преимущественно встречаются в газетных иллюстрациях, поскольку изначально несут в себе полноценный информационный посыл, чтобы конкурировать с текстом.
Актуальность исследования объясняется существующей необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена карикатуры и сатирической иллюстрации, как традиционного и обновленного метода социальной критики в журналистике и формата обложки печатного периодического издания. С точки зрения практической значимости в коммуникациях и на «рынке внимания» аудитории, карикатура отражает явление общественной реакции на резонансные и злободневные события и явления. Метод может применяться в работе широкого круга СМК, поэтому требует детального изучения.
Объект исследования - карикатуры и сатирические изображения как метод социальной критики в современных медиа и формат обложки печатного периодического издания.
Предметом исследования является иллюстрированный формат оформления обложек западных печатных периодических изданий.
Настоящее исследование имеет целью выявить особенности феномена карикатуры и сатирической иллюстрации как традиционного и обновленного метода социальной критики в журналистике и формата обложки печатного периодического издания.
Эмпирическую базу работы составили графические и текстовые материалы, опубликованные в изданиях The New Yorker, The Week (Great Britain), Der Spiegel, The Spectator в период с 2017 по 2019 годы. Общее количество проанализированного материала жанра иллюстрированной обложки - более 100.
Основными принципами отбора материала для работы являются категории целеполагания и оценки художественности, информативности карикатур, их общественный резонанс и оценка профессионального сообщества. К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения:
а) их тематики и содержания;
б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания;
в) жанровых форм;
г) стилевых доминант и обусловленных ими художественных средств их выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных метафорических, гротескных и смысловых приемов оказания заданного воздействия на аудиторию.
Изучение иллюстративной обложки мы начали с теоретического подхода в теории коммуникативистики: междисциплинарность и неоднозначность феномена предполагает теоретический анализ феномена.
При написании статьи нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, сравнительно-сопоставительного, аналитического, невербально-культурологического и семантико-стилистического методов работы с материалом исследования, а также метод компонентного анализа, которые позволили выявить специфику эффективного функционирования феномена иллюстративной обложки в западной прессе.
Система задач реализуется в следующих тезисах:
1. проследить становление карикатуры и сатирической иллюстрации как традиционного и обновленного метода социальной критики в журналистике и формата обложки печатного периодического издания;
2. проанализировать образ адресата и адресанта в данных изображениях;
3. рассмотреть рыночный и социокультурный аспект иллюстраций в журналистике.
Степень изученности проблемы мала, так как в отечественной и западной теории массмедиа карикатура как самостоятельный жанр практически не рассматривается. Это может быть вызвано не только его художественной спецификой, но и неоднозначностью его восприятия в профессиональных кругах, где карикатура часто воспринимается как нечто изначально «низкое», «непрофессиональное», «несерьезное».
Однако же карикатура была предметом исследования многих историков, таких как: А.А. Вагин [Вагин, 1968], А.Г. Голиков [Голиков, 2010], А.С. Айнутдинов [Айнутдинов, 2008], А.В. Дмитриев [Дмитриев, 2005], Л.Р. Варшавский [Варшавский, 1937] и др. Каждым из них выделялись те или иные характеристики и формы изображения [Башаран, 2018, с. 192-203]. Так же, являясь способом социальной критики, публицистическим жанром и методом политической борьбы, она встраивается и в другие медийные, культурологические и филологические исследования [Голянская, Мельник, 2019; Халина, Внучкова, Комиссарова, 2018; Долгова, 2018].
Научная новизна состоит в расширении имеющегося теоретического материала о функционировании карикатур и иллюстрированных обложек в системе журналистики, в формировании авторской классификации обложек, анализе технического и функционального аспекта данной обложки в журналистике, изучении интересов аудитории рассматриваемых изданий.
Место карикатуры как жанра в теории медиа
Слово caricatura происходит от итальянского «caricare» -нагружать, преувеличивать, заводить. И это вполне соответствует актуальному определению карикатуры, которая нагружает и преувеличивает смыслы и формы уже знакомых и обыденных объектов, позволяя воспринимать их в сегменте юмора, а не страха, ужаса и безысходности. Хорошо проработанная и актуальная карикатура способна стать отличной альтернативой антидепрессанта или психотерапии, направленной на массовое восприятие, которое находится в том или ином кризисном состоянии. И чем больше было это напряжение в том или ином государстве, тем популярнее был этот сатирический жанр.
Исследователь Г.В. Кручевская в своей работе определяет карикатуры как «сатирические рисунки с вербальным сопровождением, передающие оценку политических событий, социальных явлений и прочего» [Кручевская, 2015, с. 37]. Карикатура,
согласно Большому энциклопедическому словарю, «изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей» [Большой Энциклопедический словарь, URL].
При всех вышеперечисленных характеристиках на рисунок оказывают влияние и многие другие факторы: тип издания, социально-политическая позиция редакции и учредителя, характерные черты аудитории, эстетические установки редакции, содержание и структура данного номера и определенных его публикаций, с которыми рисунок работает на восприятие читателя и прочее. К тому же, карикатура -междисциплинарный формат подачи информации, который изучается теоретиками многих гуманитарных наук, что также размывает границы жанра и усложняет формулировку его точного и структурированного определения.
Основная задача карикатуры как жанра - снять информационную и эмоциональную нагрузку с текста, сделав его, и мнение автора соответственно, более нейтральным. Согласно исследованиям А.Л. Свитич: «Среди сатирических жанров особое место занимает карикатура - иллюстрация, сатирически изображающая социальные, общественно-политические, бытовые явления. <...> Традиционно сатирические изображения представляли собой самостоятельные произведения графического искусства и зачастую публиковались изданием как отдельные материалы. В современных периодических изданиях они в большей степени включены в вербальный контент, но их значимая роль по отношению к тексту по-прежнему сохраняется. Они несут особый смысл, подчас меняя трактовку текста, эмоционально окрашивая его» [Свитич, 2015, URL].
Сатирические иллюстративные жанры не имеют четких жанровых границ, поэтому в данном исследовании мы будем опираться на их основные характеристики, важные для медиасреды -юмористическая канва, гиперболизация, актуальность затрагиваемой темы для массовой аудитории. Далее нами будут рассмотрены характеристики карикатуры в качестве обложки издания, то есть основной информационной повестки номера, а не отдельного материала.
Положение иллюстративной обложки прессы на западном медиарынке
Обширность и богатая предыстория западного медиарынка позволяет иллюстрированным обложкам вполне комфортно существовать в своей нише. Они не доминируют в иллюстрировании прессы, но часто играют роль обязательной «визитки» издания и рассматриваются как равноправный конкурент текста. Американское Сообщество Издателей Журналов (ASME) в 2014 году объявило обложку The New Yorker - издание, которое уже почти век (с 1925 года) выходит исключительно с иллюстративными обложками - обложкой года. В список 40 лучших обложек на Конференции в Пуэрто-Рико 17 октября 2005 года ASME внесла 4 иллюстративных (рис. 1):
• The New Yorker (29 марта, 1976), изображение Манхеттена под названием «Вид на мир с 9-ой авеню» (4 место);
• The New Yorker (24 сентября, 2001), черная обложка с двумя слабозаметными темно-серыми прямоугольниками, отсылающая к трагедии 11 сентября (6 место);
• The New Yorker (10 декабря, 2001), карта «Нью-Йоркистан» с названиями районов в ближневосточном стиле - отсылка к обложке 1976 года (14 место);
• The Nation (13 ноября, 2000), карикатура на Д. Буша (на момент выхода номера - победитель президентских выборов 2000 года) (23 место) (Fishki.net 2007).
THE ■ "!
NEWMDRKEIl
jr
THE
NEW YORKER
NtWYOilKEil
THI
Рис. 1. Обложки журналов
Данные издания распространены и популярны на территориях западной Европы и США. Der Spiegel (Германия) выходит тиражом в 778 324 экземпляра с немецкой аудиторией в 6,13 миллионов читателей (Der Spiegel, 2020). Тираж The Spectator (Великобритания) в декабре 2013 года составил 71 707 экземпляров (The Spectator, 2020). The New Yorker (США) издается с международной подпиской тиражом в 1 062 310 экземпляров в год (The New Yorker, 2020). The Week UK (Великобритания) вышла тиражом в 206 251 экземпляр за 2016 год (The Week UK, 2020). Все вышеперечисленные издания -еженедельные журналы, регулярно выпускающие номера с иллюстративными обложками (карикатурами).
Коммерческая конкурентоспособность иллюстративных обложек определяется следующим:
• номер выделяется «на прилавке»;
• возможность визуализировать невозможное;
• лучшее восприятие некоторых тем и событий (политика и мода);
• игра на стиле «ретро» как чем-то ностальгическом и проверенном.
Самая благодатная тема для данного типа обложек - политика. Так, Der Spiegel последовательно высказывается относительно деятельности и личности президента США, и в мартовском номере 2017 года задается вопросом: «Сколько Путина в Трампе?», намекая на связи администрации Трампа с Россией (рис. 2).
Рис. 2. Обложка Der Spiegel
На карикатуре В. Путин изображен с прической Д. Трампа (или, наоборот, Трамп изображен с лицом Путина), ниже приведен неологизм «Doppelregent» (нем. «дважды правитель») [Куандыкова, 2017, URL]. Это пример визуализации несуществующего. Благодаря ассоциативности, метафоричности и символичности данного жанра можно внести в существующий инфоповод дополнительные значения и отсылки. Поэтому чаще других к подобному прибегают качественные издания, «важнейшим моментом при восприятии информации в которых является доверие читателей к публикации» [Дементьева, 2016, с. 108]. На их полосах находится аналитика и экспертные оценки, нуждающиеся в дополнительной эмоциональной или информационной нагрузке, которую невозможно включить в текст.
Функциональные и технические характеристики иллюстративных обложек
В ходе исследования нами было выделено несколько функциональных особенностей и технических характеристик карикатурных и иллюстративных современных западных обложек. Функции были определены их взаимосвязью с основным инфоповодом номера:
• обложка-портрет - изображение главной персоны номера (чаще всего встречается у The Spectator и Der Spiegel);
• обложка-«если бы» - гипертрофированное изображение события, которого не было и вероятнее всего не будет (The Week);
• обложка-«арт-объект» - на первое место выносится не инфоповод (не исключается), а узнаваемый стиль издания и эстетика (The New Yorker).
Приемлема в данном контексте, по нашему мнению, и классификация иллюстраций Б. Карварис и М.Б. Ворошилова:
• доминирующая (иллюстрация > текст);
• равноценная (иллюстрация = текст);
• сопровождающая (иллюстрация < текст);
• декоративная, служащая эстетическим целям [Ворошилова, 2015, с. 111].
Все рассмотренные нами классификации и исследования разделяют данный тип обложек, отталкиваясь от их функций, на две большие подгруппы - одни жестко привязаны к основному инфоповоду, другие -самостоятельный арт-материал. Поскольку из всех нами рассматриваемых изданий к группе обложки-«арт-объекта» мы отнесли только The New Yorker, другие мы можем отнести к карикатурным иллюстрациям, так или иначе взаимосвязанным с текстом.
От функциональной и информационной нагрузки зависят технические характеристики иллюстраций, которые мы разделили на традиционный рисунок (иллюстрация, созданная традиционными средствами живописи), компьютерную графику и смешанный стиль (подражание традиционным стилям письма при помощи графических программ). Популярность их использования показана в таблице 1.
Стиль
традиционный рисунок компьютерная графика смешанный стиль
The New Yorker
The Week
The Spectator
Der Spiegel
Табл. 1. Использование графических стилей
Полученные данные говорят нам об очевидной тенденции на использование компьютерной графики, в том числе подражании традиционным техникам.
Периодичность появления карикатур в западной периодической прессе во второй половине 2010-х Для карикатуристики характерно, что она реагирует наиболее остро и резонансно исключительно на проблемные ситуации крупного масштаба
(страна, мир). Данная реакция проявляется в интерпретации не только какой-то конкретной ситуации, но и медийных личностей, имеющих к ней непосредственное отношение.
Самыми крупными и «популярными» геополитическими событиями мира, которые отразились в карикатурах последних двух десятилетий, можно назвать войны на Ближнем Востоке, присоединение Крыма к России, войну на Украине, серии террористических актов, спорные президентские выборы в ряде западных стран, а также крупные международные неполитические мероприятия (Олимпийские игры, Евровидение, Чемпионат мира по футболу и др.), в информационном поле которых фигурировали политические конфликты.
В данном контексте функции жанра И.Л. Шарапова определяет как частное проявление отдельных функций политического дискурса в целом, а карикатуристы в своих работах используют формы прямых и косвенных отсылок [Шарапова, 2013, с. 163].
Авторы еженедельного сатирического журнала «Charlie Hebdo» (Франция) не обходятся без карикатурных изображений на обложке своих номеров и на полосах. Данное издание обладает международной «дурной славой» из-за публикуемых материалов. Они высмеивают политиков, ультраправых, все мировые конфессии и самые громкие события мирового и европейского масштаба. Так, в 2019 году они выпустили скандальную обложку на тему запланированных реформ президента Франции и пожара в Нотр-Даме. На обложке крупно написано «РЕФОРМЫ», в центре изображен Эмманюэль Макрон с горящим собором на голове; он произносит: «Начну с несущих конструкций» (рис. 3).
Рис. 3. «Charlie Hebdo», от 17.04.2019
В журнале «The New Yorker» (США) чаще других англоязычных изданий представлены карикатуры. Так, на обложке от 6 марта 2017 года изображен Владимир Путин в той же позе, что и Юстас Тилли, однако заголовочный комплекс этого номера журнала был написан кирилицей. «[Автор обложки Барри] Блитт воображает будущее, в котором наш символ превратился в Юстаса Владимировича Тилли, а бабочка, которую тот рассматривает - ни что иное, как потрясенный Дональд Трамп», -объяснил журнал (рис. 4).
Рис. 4. «The New Yorker», от 6.03.2017
Лояльность аудитории к жанру, социальная значимость и реакция на него
А.Г. Голиков в своей статье пишет: «Публикация карикатуры в прессе - это всегда отклик на конкретное событие или явление, создающее информационный повод. Часто уже детали рисунка позволяли зрителю расшифровать замысел художника. Ведь корона и горностаевая мантия -атрибуты власти монарха; пальмовая ветвь - знак мирных намерений; клетка - символ неволи; гильотина - орудие казни; карточный домик -ненадежная постройка <...> Но бывали ситуации, когда карикатурист не хотел или не имел возможности раскрыть свой замысел в рисунке. И тогда на помощь приходила вербальная составляющая произведения» [Голиков, 2011, с. 51].
Сатирические жанры крайне эффективны. Это обусловлено создаваемым ими образом негативного явления, которое, так или иначе, затрагивает интересы крупных социальных групп и общества в целом. Материалы европейских сатирических изданий обладают значительной постоянной читательской аудиторией из всех слоев и групп населения. На сегодняшний день мы видим, что данные медиа восполняют далеко не все
необходимые потребности своей аудитории, а многие из них и вовсе нарушают многие этические и моральные нормы в адрес потребителей массовой информации.
Наиболее популярными на своих рынках являются издания «The New Yorker» и «Der Spiegel», это подтверждается данными из Таблицы 2 и Таблицы 3. Обложки Der Spiegel в первую очередь несут информационную нагрузку в любом стиле, более подходящему к какому-то конкретному инфоповоду, что позволяет им работать на большую и разнообразную аудиторию. А The New Yorker, напротив, выдерживает фирменный стиль, ориентируясь на лояльную им аудиторию.
Официальный сайт Instagram
Издание адрес место в своей стране (трафик с сервиса «Alexa», 20.11.19) адрес подписчи ки (20.11.19)
The Spectator (Великобритан spectatorlife (новости) 6 155
ия) spectator.co.uk 2 808 spectator1828 (карикатуры и комиксы) 5 918
The New Yorker (США)
*есть канал на youtube (NewYorkerDo tCom | 390 тыс. подписчиков) newyorker.com 732 newyorkmag 3,7 млн
The Week (Великобритан ия) theweek.com 2 206 theweekmag (аккаунт США и Великобритани и) 13,5 тыс.
Der Spiegel (Германия) *есть подкасты на сайте spiegel.de 22 spiegelonline 474 тыс.
Табл. 2. Показатели популярности изданий у аудитории на онлайн-площадках (официальные сайты и Instagram)
Facebook Twitter
Издание адрес подписчики (20.11.19) адрес подписчи ки (20.11.19)
The Spectator (Великобритан ия) OfficialSpectato r 186 271 spectator 155 тыс.
The New Yorker (США)
*есть канал на youtube (NewYorkerDo tCom | 390 тыс. подписчиков) newyorker 4 238 963 NewYorker 8,76 млн
The Week (Великобритан ия) theweekuk 152 438 TheWeekUK 13,4 тыс.
Der Spiegel (Германия) *есть подкасты на сайте spiegelonline 1 590 538 SPIEGELONLI NE 2 578 810
Табл. 3. Показатели популярности изданий у аудитории на онлайн-площадках (Facebook и Twitter)
Заключение
В результате проведенного исследования и полученных в его рамках наблюдений мы пришли к следующим выводам.
- В западной периодической печати иллюстрированная обложка чаще всего посвящена политическим темам, выполнена в жанре карикатуры и нацелена на мощную общественную реакцию.
- Карикатуры и иллюстрации могут выступать как самостоятельный материал, но в основном они являются способом сказать «недосказанное».
- Выявлена очевидная тенденция на использование компьютерной графики даже в формате подражания традиционным техникам в исполнении данных иллюстраций.
- Наиболее популярными у аудитории являются издания, публикующие резонансные обложки в смешанном стиле, политической тематики.
В настоящем историческом контексте карикатура может стать довольно серьезным оружием, которое способно навредить и привести к агрессивным действиям на международной политической арене. Карикатура является отражением действительности, с ее помощью художники пытаются донести до окружающих самые злободневные проблемы современного мира, что не всегда получается «корректно».
В ходе работы на примере отдельных рассматриваемых материалов из различных отечественных и зарубежных медиапродуктов разного периода было определено значение затронутых тем для современности универсальной важности. Для анализа были взяты материалы изданий «Der Spiegel», «The New Yorker», «The Week» и других в период до 2019 года включительно.
Рассмотренные издания иллюстрируются равноценными тексту или самостоятельными изображениями из-за особого места карикатурной иллюстрации в качестве основного визуального компонента номера. Было выявлено, что место данных материалов в прессе стабильно, несмотря на конкурентов. В ряде случаев карикатурные иллюстрации - это важный элемент медиатекста, доминирующий, самостоятельный материал, а также неотъемлемая часть фирменного стиля качественной прессы.
Литература
Айнутдинов А.С. Типология и функции карикатуры в прессе // Вестник ЧелГУ. 2008. № 21. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-i-funktsii-karikatury-v-presse.
Башаран В.И. Карикатура как исторический источник для изучения международных отношений (на примере России и Турции) // Эхо веков. 2018. № 1.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе: Учение о методах: Теория урока. Москва, 1968.
Варшавский Л.Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в. М.; Л., 1937.
Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
Голиков А.Г. Проблемы источниковедческого изучения политической карикатуры (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2011. № 4.
Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. Смех - дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX - XX веков в политической карикатуре. М. , 2010.
Голянская В.А., Мельник Н.В. Стратегии и тактики политической манипуляции в СМИ // Филология и человек. 2019. № 3.
Дементьева К.В., Потапов П.Ф. СМИ и общественное мнение: диалектика взаимодействия. Саранск, 2016.
Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех: социофилософский анализ. М., 2005.
Долгова Е.В. Милитарная метафорика в медийном дискурсе // Филология и человек. 2018. № 1.
Кручевская Г.В. Карикатура в дискурсе печатной российской прессы: функционально-типологический аспект // Журналистский ежегодник. 2015. № 4.
Свитич А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий // Медиаскоп. 2005. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/1777.
Шарапова И.Л. Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы // Вестник Омского университета. 2013. Вып. 3 (69).
Халина Н.В., Внучкова Т.Н., Комиссарова Л.М. Терминологическое сопровождение «визуального поворота» в современной культуре познания // Филология и человек. 2018. № 3.
Список источников
Куандыкова Ж. 10 обложек зарубежных журналов, посвященных Путину // «Esquire». 07.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/articles/35062 -10-putin-covers/#part0.
Лучшие обложки зарубежных журналов // «Fishki.net». 10.09.2007. [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/12974-luchshie-oblozhki-zarubezhnyh-zhurnalov-41-shtuka--tekst.html.
Der Spiegel // «ИноСМИ.РУ». https://inosmi.ru/spiegel_de/.
The New Yorker // Академик. https://dic.academic.ru/dic .nsf/ruwiki/5 87151.
The Spectator // «ИноСМИ.РУ». https://inosmi.ru/spectator_co_uk/.
The Week // «ИноСМИ.РУ». https://inosmi .ru/the_week/.
References
Ainutdinov A.S. Tipologiya i funkcii karikatury v presse [Typology and Functions of Caricature in the Press]. Vestnik ChelGU [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2008. No. 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-i-funktsii-karikatury-v-presse.
Basharan V.I. Karikatura kak istoricheskij istochnik dlya izucheniya mezhdunarodnyh otnoshenij (na primere Rossii i Turcii) [Caricature as a Historical Source for the Study of International Relations (for example, Russia and Turkey)]. Ekho vekov [Echo of Centuries]. 2018. No. 1.
Vagin A.A. Metodika prepodavaniya istorii v srednej shkole : Uchenie o metodah : Teoriya uroka [Methods of Teaching History in High School: The Doctrine of the Methods: Theory of the Lesson]. Moscow, 1968.
Varshavsky L. R. Russkaya karikatura 40-50-h gg. XIX v. [Russian Caricature of the 40-50s. XIX century]. Moscow; Leningrad. 1937.
Voroshilova M.B. Politicheskij kreolizovannyj tekst: klyuchi k prochteniyu [Political Creolized Text: Keys to Reading]. Ekaterinburg, 2013.
Golikov A.G. Problemy istochnikovedcheskogo izucheniya politicheskoj karikatury (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Problems of Source Study of Political Cartoons
[Электронный ресурс]. URL:
[Электронный ресурс]. URL:
[Электронный ресурс]. URL:
[Электронный ресурс]. URL:
Onnonoraa u HenoBeK. 2020. № 4
(second half of the XIX - XX in the beginning.)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya [Bulletin of Moscow University. Episode 8: History]. 2011. No. 4.
Golikov A.G., Rybachenok I.S. Smekh — delo ser'eznoe. Rossiya i mir na rubezhe XIX - XX vekov v politicheskoe karikature [Laughter - a Serious Matter. Russia and the World at the Turn of the XIX - XX centuries in a Political Caricature]. Moscow, 2010.
Golyanskaya V.A., Melnik N.V. Strategii i taktiki politicheskoj manipulyacii v SMI [Strategies and Tactics of Political Manipulation in the Media]. Filologiya i chelovek [Philology & Human]. 2019. No. 3.
Dementeva K.V., Potapov P.F. SMI i obshchestvennoe mnenie: dialektika vzaimodejstviya [Media and Public Opinion: the Dialectic Interaction]. Saransk, 2016.
Dmitriev A. V. Smekh: sociofilosofskij analiz [Laughter: Sociophilosophical Analysis]. Moscow, 2005.
Dolgova E.V. Militarnaya metaforika v medijnom diskurse [Military Metaphor in Media Discourse]. Filologiya i chelovek [Philology & Human]. 2018. No. 1.
Kruchevskaya G.V. Karikatura v diskurse pechatnoj rossijskoj pressy: funkcional'no-tipologicheskij aspekt [Cartoon Printed in the Discourse of the Russian Press: the Functional-typological Aspect]. Zhurnalistskij ezhegodnik [Journalist Yearbook]. 2015. No. 4.
Svitich A.L. Specifika graficheskoj illyustracii kak komponenta kontenta kachestvennyh izdanij [Specificity Graphic Illustration as a Content Component Quality Publications]. Mediaskop [Mediaskop]. 2005, No. 3. URL:
http://www.mediascope.ru/1777.
Sharapova I.L. Rol' politicheskoj karikatury vo Francii kak katalizatora politicheskoj bor'by [Role of Political Cartoons in France as a Catalyst of Political Struggle]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University]. 2013. No. 3 (69).
Halina N.V., Vnuchkova T.N., Komissarova L.M. Terminologicheskoe soprovozhdenie «vizual'nogo povorota» v sovremennoj kul'ture poznaniya [Terminological Support of the «Visual Turn» in the Modern Culture of Cognition]. Filologiya i chelovek [Philology & Human]. 2018. No. 3.
List of sources
Kuandykova J. 10 oblozhek zarubezhnyh zhurnalov, posvyashchennyh Putinu [10 International Magazine Covers Devoted to Putin]. Esquire. URL: https://esquire.ru/articles/35062-10-putin-covers/#part0.
Luchshie oblozhki zarubezhnyh zhurnalov [Top Cover Foreign Magazines] Fishki.net. URL: https://fishki.net/12974-luchshie-oblozhki-zarubezhnyh-zhurnalov-41-shtuka--tekst.html.
Der Spiegel. InoSMI.RU [Inosmi.ru]. URL: https://inosmi.ru/spiegel_de/.
The New Yorker. Akademik. [Academician]. URL:
https://dic.academic.ru/dic .nsf/ruwiki/5 87151.
The Spectator. InoSMI.RU [Inosmi.ru]. URL: https://inosmi.ru/spectator_co_uk/.
The Week. InoSMI.RU [Inosmi.ru]. URL: https://inosmi.ru/the_week/.