Научная статья на тему '«ГРАЖДАНЕ АЛКОГОЛИКИ, ХУЛИГАНЫ, ТУНЕЯДЦЫ»: АЛКОГОЛЬ И ЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ В ЗЕРКАЛЕ СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ'

«ГРАЖДАНЕ АЛКОГОЛИКИ, ХУЛИГАНЫ, ТУНЕЯДЦЫ»: АЛКОГОЛЬ И ЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ В ЗЕРКАЛЕ СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

833
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРИКАТУРА / СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ САТИРА / СОВЕТСКАЯ КАРИКАТУРА / СОВЕТСКИЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / АНТИАЛКОГОЛЬНЫЙ ПЛАКАТ / ИСТОРИЯ АЛКОГОЛЯ / ОБРАЗ АЛКОГОЛИКА / АЛКОГОЛИЗМ В СССР / ЖУРНАЛ «КРОКОДИЛ» / CARTOON / SOVIET HISTORY / VISUAL SATIRE / SOVIET CARTOON / SOVIET VISUAL DISCOURSE / ANTI-ALCOHOL POSTER / ALCOHOL / ALCOHOLISM IN THE USSR / THE MAGAZINE “CROCODILE”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гринько И. А., Шевцова А. А.

Предмет данного исследования - визуализация алкоголя и связанных с ним тем в советской карикатуре. Взяв за основу послевоенный архив самого популярного советского сатирического журнала «Крокодил» и издания «Мастера советской карикатуры», авторы анализируют выбор разрешенных для визуализации тем, частотность и динамику появления различных сюжетов, а также их связь с политическим контекстом и национальной спецификой. Кроме того, особый акцент сделан на «белых пятнах» - алкогольных сюжетах, не попадающих в фокус советской сатиры. Основной вывод исследования: в условиях государственной монополии на алкоголь официальная антиалкогольная карикатура была по большей части имитационной и неэффективной. Как правило, советские карикатуристы показывали даже «чрезмерное употребление» как понятную человеческую слабость, а не как социальное зло, тем самым поощряя алкоголизм как социокультурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CITIZENS ALCOHOLICS, HOOLIGANS, PARASITES”: ALCOHOL AND ITS CONSUMERS IN THE MIRROR OF THE SOVIET CARTOON

The subject of this article is the visualization of alcohol and related topics in the Soviet cartoon. Based on the post-war archive of the most popular Soviet satirical magazine Crocodile and the edition of “The Masters of Soviet Caricature”, the authors analyze the choice of topics allowed for visualization, the frequency and dynamics of the emergence of various subjects, as well as their connection with the political context and national identity. In addition, special emphasis is placed on “white spots” - alcoholic subjects that are not in the focus of Soviet satire. The main conclusion of the study: in the conditions of the state monopoly on alcohol production and distribution, the official anti-alcohol cartoon was mostly imitative and ineffective. As a rule, Soviet caricaturists even showed “excessive use” as a comprehensible human weakness, and not as a social problem, thus encouraging alcoholism as a sociocultural phenomenon.

Текст научной работы на тему ««ГРАЖДАНЕ АЛКОГОЛИКИ, ХУЛИГАНЫ, ТУНЕЯДЦЫ»: АЛКОГОЛЬ И ЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ В ЗЕРКАЛЕ СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ»

АЛКОГОЛЬ В СТРАНЕ СОВЕТОВ

УДК 76.03/.09(470=571)

«ГРАЖДАНЕ АЛКОГОЛИКИ, ХУЛИГАНЫ, ТУНЕЯДЦЫ»: АЛКОГОЛЬ И ЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ В ЗЕРКАЛЕ СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЫ

И. А. Гринько, А. А. Шевцова

Управление музейно-туристского развития ГАУК «МОСГОРТУР»;

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия, iagrinko@yandex.ru

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ash@inbox.ru

Предмет данного исследования — визуализация алкоголя и связанных с ним тем в советской карикатуре. Взяв за основу послевоенный архив самого популярного советского сатирического журнала «Крокодил» и издания «Мастера советской карикатуры», авторы анализируют выбор разрешенных для визуализации тем, частотность и динамику появления различных сюжетов, а также их связь с политическим контекстом и национальной спецификой. Кроме того, особый акцент сделан на «белых пятнах» — алкогольных сюжетах, не попадающих в фокус советской сатиры. Основной вывод исследования: в условиях государственной монополии на алкоголь официальная антиалкогольная карикатура была по большей части имитационной и неэффективной. Как правило, советские карикатуристы показывали даже «чрезмерное употребление» как понятную человеческую слабость, а не как социальное зло, тем самым поощряя алкоголизм как социокультурный феномен.

Ключевые слова: карикатура, советская история, визуальная сатира, советская карикатура, советский визуальный дискурс, антиалкогольная кампания, антиалкогольный плакат, история алкоголя, образ алкоголика, алкоголизм в СССР, журнал «Крокодил».

"CITIZENS ALCOHOLICS, HOOLIGANS, PARASITES": ALCOHOL AND ITS CONSUMERS IN THE MIRROR OF THE SOVIET CARTOON

I. A. Grinko, A. A. Shevtsova

Department for Museum and Tourism Development ("MOSGORTUR"); Institute of Ethnology and Anthropology (Russian Academy of Sciences), Moscow, Russia, iagrinko@yandex.ru Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, ash@inbox.ru

The subject of this article is the visualization of alcohol and related topics in the Soviet cartoon. Based on the post-war archive of the most popular Soviet satirical magazine Crocodile and the edition of "The Masters of Soviet Caricature", the authors analyze the choice of topics allowed for visualization, the frequency and dynamics of the emergence of various subjects, as well as their connection with the political context and national identity. In addition, special emphasis is placed on "white spots" — alcoholic subjects that are not in the focus of Soviet satire.

© Гринько И. А., Шевцова А. А., 2020

Ссылка для цитирования: Гринько И. А., Шевцова А. А. «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы»: алкоголь и его потребители в зеркале советской карикатуры // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2020. № 2. С. 83—97.

Citation Link: Grinko, I. A., Shevtsova, A. A. (2020) «Grazhdane alkogoliki, huligany, tunejadcy»: alkogol' i ego potrebiteli v zerkale sovetskoj karikatury ["Citizens alcoholics, hool i-gans, parasites": alcohol and its consumers in the mirror of the Soviet cartoon], Labyrinth. Teorii i praktiki kul 'tury [Labyrinth. Theories and practices of culture], no. 2, pp. 83—97.

The main conclusion of the study: in the conditions of the state monopoly on alcohol production and distribution, the official anti-alcohol cartoon was mostly imitative and ineffective. As a rule, Soviet caricaturists even showed "excessive use" as a comprehensible human weakness, and not as a social problem, thus encouraging alcoholism as a sociocultural phenomenon.

Key words: cartoon, Soviet history, visual satire, Soviet cartoon, Soviet visual discourse, anti-alcohol poster, alcohol, alcoholism in the USSR, the magazine "Crocodile".

Этикет, выработанный поколениями, придал водке значение олимпийского факела. Пока бутылка стоит на столе, между врагами заключается перемирие. Поэтому и пьют партийные с беспартийными, начальники с подчиненными, палачи со своими жертвами. Алкоголь — великий уравнитель. Как Французская революция он декретирует мир, равенство, братство. И это позволяет советскому человеку сжиться с ложью и насилием, нищетой и бесправием. Более того, ему и не нужно бороться за свои реальные права, так как он легко их получает в иллюзорном мире опьянения.

Как бы ни было омерзительно пьянство в своем каждодневном проявлении, нельзя отрешиться от функций и результатов, привнесенных им в советскую жизнь. Трудно без ужаса представить себе те апокалипсические формы, которые эта жизнь бы приняла, будь она трезвой.

Вайль П. Л., Генис А. А. «Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета», 1983

Цель данной статьи — на основе контент-анализа визуальных и текстовых материалов советской эпохи, а также визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов проследить образ алкоголя и его потребителей в массовом сознании. Для этого нам было важно исследовать следующие аспекты темы:

• статистику и динамику «алкогольных» сюжетов, их связь с политическим и экономическим контекстом, в частности, со статистическими данными о потреблении алкоголя на душу населения;

• «белые пятна» — сюжеты, игнорировавшиеся художниками-карикатуристами;

• круг разрешенных для отображения сюжетов;

• национальную специфику данной темы.

Данное исследование, с одной стороны, продолжает целый ряд публикаций, посвященных роли и функции алкогольного потребления в советской повседневности [Алкоголь в социальном пространстве, 2011; Лебина, 2015; Мамяченков, 2016; Пашин, Богданов, Богданова, 2014], как историографических [Клинова, 2009], так и автоэтнографических материалов [Коротич, 2018; Левинтов, 1997; Окунь, Губер-ман, 2010]. Существует также большое количество исследований, анализирующих отдельные элементы данного вопроса, например, эффекты антиалкогольной кампании в СССР [Ващук, Крушанова, 2014; Дорошенко, 2016], борьбу государства с самогоноварением [Королева, Давыдов, 2016] и негативные демографические последствия советского алкоголизма [Ворошилин, 2012; Немцов, 2010].

С другой стороны, статья продолжает традицию изучения визуального пространства советского мира и репрезентаций в нем реальных, в том числе и негативных,

социокультурных явлений [Ярская-Смирнова, Романов, 2010]. Тема алкопотребле-ния в советский период уже рассматривалась в данном ключе [Карпова, 2008], однако карикатура как источник при этом не использовалась. Авторы уже обращались к советской карикатуре как к источнику по ряду неоднозначных аспектов советского прошлого [Шевцова, Гринько, 2016; Шевцова, Гринько, 2018] и хотели бы развить данную тему.

Для изучения советского антиалкогольного дискурса авторы обратились к не совсем традиционному источнику — официальной карикатуре. Основной объем визуальной источниковой базы содержится в журнале «Крокодил», одном из ведущих советских СМИ, тираж которого во времена расцвета достигал 6,5 млн экземпляров. «Крокодил» выходил с 1922 г., задавая тон всей советской сатире и карикатуре. Начиная с 1933 г., когда по решению Политбюро журнал был передан газете «Правда», он по сути и содержанию становится не столько развлекательно-сатирическим, сколько идеологическим и пропагандистским изданием всесоюзного масштаба.

Анализ 729 номеров журнала, с 1950-го по 1991 г., и ряда более ранних выпусков 1920—1940-х гг., содержащих в общей сложности 19 тыс. графических изображений (иллюстрации, карикатуры), показал, что в среднем четыре из пяти номеров журнала «Крокодил» содержат минимум одно изображение на тему потребления алкоголя и алкоголизма: карикатуру, иллюстрацию к фельетону или рассказу, плакат, изошутку, комикс, рисунок на обложке и т. п.

Важный аспект — эмоциональный градус изображений, алкоголь и его потребители часто изображались не сатирически, а юмористически [Юмор молодых, 1964]; (69/36 — здесь и далее подобным образом отмечаются выпуски журнала «Крокодил» в формате год/номер; 79/05). Мягкий сочувственный юмор в алкосюжетах свойственен, например, Виктору Чижикову в его серии «Веселая история» (70/19; 72/16; 74/25) (рис. 1)1.

В целом такое внимание к теме «под градусом» говорит о том, что сама тема разрешена и поощряема, актуальна, но сами карикатуры малоэффективны и цели своей не достигают.

Дополнили источниковую базу 97 альбомов серии «Мастера советской карикатуры», ретроспективно показывающие лучшие работы корифеев жанра, а также антиалкогольная карикатура, опубликованная в ряде сатирических журналов союзных республик. В качестве сравнительного материала привлекались советские антиалкогольные плакаты разных лет [Виртуальный музей, 2019; Пьянству бой, 2019], выборочно использовались советские издания о культуре застолья и кулинарии [Бабин, 1983; Книга о вкусной и здоровой пище, 1939; Книга о вкусной и здоровой пище, 1969].

Эпикур! Лично мы твое учение уважаем!

Рис. 1. В. Чижиков «— Эпикур! Лично мы твое учение уважаем!» (из серии «Веселая история»),

«Крокодил». 1972. № 16. С. 16

1 Все изображения являются визуальными цитатами.

Анализ визуальных источников позволил выявить в изображениях 15 сюжетных групп на тему потребления алкоголя, неравномерных в количественном и содержательном отношении. Рассмотрим их подробнее.

1. Антиалкогольные кампании. Антиалкогольные карикатуры с зелеными змиями и пьяными халтурщиками нередки и в первое десятилетие существования «Крокодила» [История глазами «Крокодила». ХХ век. События, 2014: 76—79]. Но особенно многочисленными изображения данной сюжетной группы становятся в 1970-е гг. и второй половине 1980-х гг. В 1986—1988 гг. эта сюжетная линия становится настолько актуальной, что регулярно удостаивается обложек номеров, в 1970-х гг. это происходило гораздо реже (70/09). При этом зачастую сами карика -туры подчеркивали всю неэффективность кампанейщины (74/27; 86/13; 89/29). Например, в рисунке Ю. Узбякова «Антиалкогольная кампания и алкогольная компания» (74/27) занудный лысеющий очкарик читает в парковом лектории лекцию «Пьянству бой!» нескольким пенсионерам и бабушке с маленькой внучкой, в то время как вокруг в кустах резвится еще полтора десятка нетрезвых «отдыхающих».

В 1970-е гг. антиалкогольных карикатур становится так много, что «Крокодил» вводит специальную рубрику «Под углом 40°», которая может объединять несколько графических сюжетов и язвительный фельетон (80/25). В конце 1980-х в этой рубрике появляются не карикатуры и шаржи, а антиалкогольные плакаты, более жесткие и эмоционально окрашенные (87/33; 88/30).

В конце 1980-х гг. журнал позволял себе очевидное высмеивание системы «сухого закона». Например, так называемые «безалкогольные свадьбы» то недосчитываются гостей («На свадьбу никто не пришел, пришлось пригласить детский сад», 88/27), то вынуждают заскучавших гостей и молодоженов «хоть песню про вино спеть» (88/30).

2. Виноделие — это хорошо. Может показаться парадоксальным, но даже в годы официальной борьбы с алкоголизмом рисунки с изображением застолий с бутылками, рюмками и графинами отнюдь не были редкостью. Причем это могли быть как изображения семейных торжеств (свадьба, встреча Нового года, 8 марта и т. п.), так и застолий юбилейных, метафорически-официальных, например, пира пятнадцати союзных республик (57/04; 57/30; 72/35), где пирующие изображены с полными бокалами. На «Праздничном столе в складчину» в исполнении В. Добровольского (57/30) рядом с «тортом Московским», «окороком Тамбовским», рижскими кильками и «Украинским хлебом» стоят бутыли грузинского вина и армянского коньяка, а перед веселыми гостями в национальных костюмах — рюмки разной степени наполненности.

Рисунок Г. Валька и В. Добровольского «Союз нерушимый» (52/36) повествует об успехах социалистического строительства в юбилейный для страны год. Среди прочих персонажей на нем смуглянка-молдаванка с огромной корзиной винограда и цитатой из речи тов. Л. И. Брежнева на XIX съезде партии: «Молдавия является крупным районом страны по виноделию и производству консервов», а также красавец-грузин с рогом изобилия, в котором нашлось место чаю, фруктам, табаку и вину.

Создается впечатление, что даже плакаты и изображения формально антиалкогольной направленности выполняют функцию отечественного product placement. На «крокодильской» обложке июньского номера за 1985 г. (85/18) в исполнении Е. Шабельника перед Золушкой — бутылкой минералки стоит роскошная Фея-водка в бальном платье из любовно и со знанием дела прорисованных этикеток «Рябиновой», «Старки», «Русской», «Украинской степной», «Столичной», «Бендерской» и проч. Красочными этикетками портвейна, кагора и вермута обклеен симпатичный зеленый змий в украинском плакате 1972 г. [Пьянству бой, 2019].

Подобно тому, как сказочная скатерть-самобранка без запинки перечисляет винно-водочный ассортимент в фильме «Чародеи» (1982 г., реж. Константин Бромберг):

«Портвейн, плодово-ягодное, «Солнцедар», «Кавказ», «Акстафа», «антиалкогольные» изображения эпохи дают четкое представление о реальных предпочтениях потребителя. Чтобы снизить потребление водки, государством создается достаточно обширный ассортимент крепленых вин: от очень дешевых портвейнов (в пределах 1 руб.) до высококлассных марочных вин [Вся история российского алкоголизма, 2018].

3. Характерно, что качество алкоголя в 1950—1970-х гг. редко становилось объектом для карикатуры, редкое исключение — печальный комикс 1973 г. о разведенном водой «Цинандали» [2]. Две карикатуры на эту тему появляются в 1980 г.: образ Сальери, который собирается отравить Моцарта «Плодово-ягодным» (80/05) (рис. 2), и разбавленное пиво (80/06).

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ Рисунок Е. ШУКАЕВА

Рис. 2. Е. Шукаев «Моцарт и Сальери».

«Крокодил». 1980. № 05. С. 13

4. Советское государство ревностно оберегало акцизные доходы, поэтому самогонщики были объектом постоянной критики весь позднесоветский период (56/01, 67/3); [«Крокодилу» — 60, 1983], но пик этой борьбы приходится на конец 1980-х гг., когда самогонщики и их продукт появляются даже на обложке журнала (88/03; 88/08; 88/09; 88/13; 88/14; 88/15; 88/16; 88/17; 88/22) (рис. 3). В 1988— 1989 гг. появилось множество карикатур, посвященных заменителям запрещенного алкоголя: парфюмерной продукции, сердечным каплям, дрожжам с сахаром и т. п. (88/14; 88/22; 88/26; 88/34; 89/07).

Рис. 3. Г. Огородников «Водка: Дежурство сдала!

Самогон: Дежурство принял!».

«Крокодил». 1988. № 09, обложка

5. Разрешенное («умеренное») потребление алкогольной продукции настолько естественно в советском визуальном дискурсе, что даже декларируемый отказ от алкоголя сам по себе становится поводом для сатирических изображений (81/01; 82/11).

Книга о вкусной и здоровой пище (1969) в числе необходимой посуды для сервировки стола перечисляет «графин для воды, соков или кваса — 1, графин для крепких напитков — 1, рюмки маленькие — 6, фужеры для вина — 6» [Книга о вкусной и здоровой пище, 1969: 42], подробно повествует о свойствах столовых и десертных вин. Более того, контент-анализ классического издания этого труда 1939 г. [Книга о вкусной и здоровой пище, 1939] показывает, что алкоголь упоминается в нем в общей сложности чаще, чем другие напитки, например, чай.

Опубликованное в 1983 г., между двумя пиками антиалкогольных кампаний в позднем СССР, иллюстрированное руководство «Напитки на любой вкус» на 37 страницах введения «Из чего приготавливают смешанные напитки» характеризует особенности разных жидкостей, оптимистично замечая: «Каждый год появляются новые, никому ранее не известные смешанные напитки. Нам бы хотелось надеяться, что овладев основами этой сравнительно молодой области кулинарии, Вы внесете в нее что-то свое, оригинальное» [Бабин, 1983: 5]. Понятно, что безалкогольным напиткам в общей сложности уделено только четыре страницы.

В визуальном дискурсе без алкоголя немыслимы заключение брака (71/20; 77/09; 82/14) и его расторжение (77/19), чествование спортивных достижений (69/36), просто дружеские посиделки [Удис Межавилкс, 1983]; (77/21, 82/35), празднование Нового года, в том числе на рабочем месте (51/36; 60/36; 63/36; 69/36; 78/36). На сатирическом рисунке Н. Лисогорского, посвященном 8 марта, за праздничным столом сидят и выпивают именно мужчины, а виновницы торжества обслуживают застолье (63/06).

Алкоголь — регулярный спутник совещаний и заседаний (73/06; 85/18), в том числе научных (79/03), а степень готовности диссертации к защите в изошутке Геннадия Андрианова и вовсе определяется количеством закупленного шампанского [Геннадий Андрианов, 1976].

6. Относительно редкий сюжет в «Крокодиле» — употребление алкоголя за рулем. Чаще речь все же шла о нетрезвых водителях грузовиков (82/34); [У нас в гостях художники татарского..., 1981], но уже с конца 1950-х гг. героями карикатур становятся пьяные владельцы личного автотранспорта, особенно любим этот сюжет грузинскими карикатуристами («Место, где "Волга" сливается с Курой», [Мур-таз Абашидзе, 1989; «"Нианги" смеется», 1959]).

7. Сюжетный блок «Алкоголь как валюта, или Бутыль для водопроводчика» — один из самых обширных в теме, и обаятельный герой фильма «Афоня» (1975 г., реж. Георгий Данелия) тому подтверждение. В размере стоимости того или иного алкоголя работникам выписывались премии («Сколько стоит бутылка портвейна?», 73/05). В советской натуральной экономике за бутылку «беленькой» покупались услуги сантехника и водопроводчика (74/16; 77/09; 80/30), грузчика (80/02; 83/27; 89/03), портного [Юмор молодых, 1964] и слесаря (78/06), сторож склада мог закрыть глаза на «расхитителя социалистической собственности» (74/32); [У нас в гостях узбекский журнал., 1981], водитель бульдозера — уступить гусеницу (69/26), а бездарный художник — протащить свое творение через худсовет [У нас в гостях казахский журнал., 1979].

Дороже стоили услуги мехового ателье (77/06), издательства (78/13), приемной комиссии на стройке (79/05), распределяющего треста / «распределителя дефицитов» (80/16; 80/24): здесь требовались коньяк, икра, деликатесная колбаса, французские духи и наличные. Читателям январского номера «Крокодила» 1971 г. предлагалось угадать, из каких мест прибыли «толкачи» с рисунка И. Семенова

(71/02), вооруженные, среди прочего, зубровкой, бочкой вина, рижским бальзамом, армянским коньяком.

8. Импортный алкоголь в подчеркнуто красивых бутылках был обязательным признаком «дольче вита», маркирующим несоветских элементов, стиляг, папенькиных сынков, несунов, фарцовщиков и т. д. (81/13, 81/25); [Геннадий Андрианов, 1976; Евгений Шукаев, 1965] (рис. 4).

9. Весьма многочисленны сатирические изображения, посвященные общепиту и продаже алкоголя.

Рис. 4. И. Семенов «— И зачем ты меня, мать, на свет родила, если денег на жизнь не даешь?».

«Крокодил». 1981. № 13. С. 5

Всплеск темы отмечен в 1980-е. Карикатуры фиксируют практики повседневности, в том числе через алкогольный цикл: от покупки/продажи или домашнего производства до такой экзотической для современного читателя сюжетной линии, как сдача/прием посуды (74/32); [Без слов, 1978], выручка от которой вновь тратится на алкоголь. Это и чудовищные очереди в винные магазины в конце периода (88/11; 88/33; 88/36), и продажа алкоголя строго в определенные часы (82/20; 85/34), и жульничество официантов, делающих выручку на пьяной клиентуре (69/15; 71/27; 80/13); [У нас в гостях азербайджанский журнал..., 1979; Художники чувашского сатирического журнала., 1985], спекуляция алкоголем водителями такси (88/17). Колоритны экзистенциальные споры вокруг пивного ларька (88/23; 91/36); [Советские карикатуристы., 1976], объединяющего почти все социальные страты советского общества — от расстриженных попов до спортсменов, от интеллигентов до работяг (79/20; 80/05; 91/36). Сами любители пива и более крепких напитков при этом вполне симпатичны [Удис Межавилкс, 1969]; (73/03; 80/13; 88/33; 91/08), даже в «окосевшем» состоянии (56/03); [Юмор молодых, 1964].

Подпись под рисунком Ю. Ганфа (26/16) гласит: «И только в изображении пьяниц художник никогда не ошибается, потому что как пьяниц не нарисуй — в любом костюме, все равно будет правдоподобно. Все пьют» [История глазами «Крокодила». ХХ век. Слова, 2014: 199]. Героем карикатуры Гиви Ломидзе «Изменник» стал очаровательный, но печальный дипломированный инженер, зарабатывающий на жизнь продажей пива [Гиви Ломидзе, 1986].

Традиционные распития «на троих» рядом с винным магазином или в «стоячей» рюмочной были настолько распространенной практикой, что послужили сюжетом для карикатуры на директора точки общественного питания, решившего «стилизовать кафе для постоянных посетителей» в духе излюбленного в СССР «третьего места» [Ольденбург, 2014].

10. Достаточно много сатирических рисунков и иллюстраций к фельетонам, посвященных алкоголю и семейной жизни. Нельзя сказать, что пьянство мужей приводит к распаду семей, — такие сюжеты редки. Гораздо чаще художники упражняются на тему семьи типичной и вполне устойчивой: пьющий, но довольно симпатичный муж («А кто не пьет?») и вечно недовольная жена, то ждущая у проходной, «иначе он пропьет получку», то запрещающая мужу видеться с друзьями, то проверяющая его «на градусы» с хрестоматийным: «А ну, дыхни!» (69/13; 73/07; 83/24; 86/34); [У нас в гостях узбекский журнал., 1981; У нас в гостях туркменский журнал., 1978]. Это типичный сюжет «Кро-кодилинок» (69/14; 80/30) (рис. 5), по сути, острое и масштабное социальное зло, низведенное до сочувственного юмора. Такое впечатление, что сатирики возлагали ответственность за ситуацию именно на женщин. В № 7 журнала за 1922 г. подпись под метафорическим зеленым змием гласит: «Эй, невеста, сестра, эй, жена, дочь

Рис. 5. А. Цветков «— До завтра!».

«Крокодил». 1969. № 14. С. 14

и мать, для себя и Советской России начинайте скорей мужиков отнимать у зеленого цепкого змия!» [История глазами «Крокодила». ХХ век. События, 2014: 78].

11. Важно, что сюжетная линия алкозависимых дам в «Крокодиле» — большая редкость. Тема женского алкоголизма была жестко табуирована, хоть он был не менее серьезной проблемой, отдельные карикатуры с пьющими женщинами стали появляться только в самом конце 1980-х. Так, в карикатуре 1988 г. изображена парочка «дегустаторов» после распития «Сирени», «Ландыша» и «Тройного одеколона», причем джентльмен обращается к своей даме с приглашением потанцевать (88/22).

Обычно в визуальном дискурсе женщины поднимают бокалы на официальных праздничных застольях, но чаще обслуживают их, и почти никогда не изображаются выпившими (на некоторую «распущенность» чаще указывает сигарета). Бытование двух устойчивых моделей потребления алкоголя — «мужской» и «женской» («по праздникам», в кругу семьи) — фиксируется Социологическим центром РАН в 1993—1994 гг. [Шурыгина, 2015: 170—174]: модальная частота алкогольного потребления у мужчин — один-два раза в неделю (38,3 %); среди женщин самая высокая доля тех, кто пьет не чаще одного раза в два месяца (40,0 %), далее следуют респондентки, выпивающие один-два раза в месяц (36,9 %).

При этом советский антиалкогольный плакат фиксировал эту проблему куда жестче. Сюжеты последствий употребления алкоголя и беременности, здоровья и качества жизни ребенка, лишения материнских прав с начала 1980-х гг. поднимаются постоянно: «Променяла», «Мама любит не меня», «Остановитесь!» 1982 года [Виртуальный музей, 2019], «Или, или» 1983 года. Подобные сюжеты в плакатной графике встречались и раньше, например, в 1930 г.: «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна» [Пьянству бой, 2019].

12. Самая уязвимая категория созависимых в антиалкогольных карикатурах и плакатах — дети и подростки. В подборке карикатур 1920—1930-х гг. «Великие Октябрьские социалистические дети» [История глазами «Крокодила». ХХ век. Люди, 2014: 202—218] не менее трети изображений посвящено детям, либо употребляющим алкоголь, либо из семей с пьющими родителями. Можно проследить разные преломления этой сюжетной линии: это и «дурные компании» развязных подростков, за которыми не следят «беспечные мамаши» (56/35; 74/28; 80/28; 83/27), и обычай «проставиться» с первой зарплаты (76/10; 88/06; Художники чувашского сатирического журнала., 1985), и молодежные кафе, куда просачиваются «дети до шестнадцати» и требуют коктейли [Эвальд Пихо, 1989; Юмор молодых, 1964], и продажа алкоголя несовершеннолетним (55/21; 83/27). Родители сами подталкивают ребенка к употреблению алкоголя, например, обильными возлияниями отмечая «окончание четверти без троек» (80/02).

13. Обширна, но несколько однотипна сюжетная линия, давшая название этой статье, — алкоголики, хулиганы и тунеядцы. Очевидная взаимосвязь неумеренного употребления и брака на производстве, тунеядства и прогулов, а также асоциального поведения разрабатывалась художниками-карикатуристами на всем протяжении существования журнала (26/17; 27/12; 36/05; 55/20; 56/01; 56/05; 60/36; 63/11; 77/22; 79/01; 82/02; 82/11); [У нас в гостях азербайджанский журнал., 1979; Художники чувашского сатирического журнала., 1985; Юмор молодых, 1964]. Сюжет с липовыми бюллетенями из-за пьянства и похмелья может считаться бродячим, при этом алкоголизм как болезнь не воспринимается, таким образом, тема снижается и пародируется. Первый лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) открылся в 1967 г.; 1972 г. был ознаменован постановлением № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства» с лозунгом «Пьянству — бой!». В наиболее вопиющих случаях буйные потребители алкоголя оказывались в вытрезвителях или милиции [Генрих Вальк. Карикатуры, 1968]; (71/36; 74/36; 88/17; 88/30).

14. Алкоголь как символ отдыха, отпуска и традиционного мужского досуга — еще одна излюбленная и обширная сюжетная линия. В советской карикатуре одинаково много пьют «организованные отдыхающие» и «дикие» туристы»-походники: рыбалка и охота, посещение футбольного матча, курортный отдых на берегу моря, турпоход на природу и даже поджаривание в адском котле — нет повода не выпить для нашего человека (54/11; 56/15; 66/18; 69/20; 73/19; 75/16; 78/13; 79/05; 79/22; 80/20; 83/06; 86/28); [«"Крокодилу" — 60», 1982]. «Крокодил» предлагает спасать природу от оставляющих за собой битые бутылки пьяных «свинтури-стов»: «Пора таких (они нередки) переселять из леса в клетки!» (74/09).

15. В ряде изображений можно проследить этническую специфику в изображении алкоголя, например, традиционно рог с вином был маркером народов Кавказа (73/04, 76/06, 78/13) — грузин, лакцев и др. В целом журналы крокодильских «братьев» — журналов политической сатиры из традиционно мусульманских республик «Кирпи» («Ёж», Азербайджанская ССР), «Хорпуштак» («Ёж», Таджикская ССР), «Муштум» («Кулак», Узбекская ССР), «Токмак» («Колотушка», Туркменская ССР), «Чаян» («Скорпион», Татарская АССР), «Хэнэк» («Вилы», Башкирская АССР), «Ара» («Шмель», Казахская ССР), «Чалкан» («Крапива», Киргизская ССР) гораздо жестче высмеивали алкоголиков. Так, в этих журналах алкоголь подчеркивал негативную сущность персонажа, а женщины никогда не изображались пьющими алкоголь. Даже в бродячих сюжетах можно проследить национальную специфику. М. Исмаилоглы, копируя карикатуру Бориса Ефимова «Хомутоног дипломированный», добавил главному отрицательному персонажу бокал вина [У нас в гостях азербайджанский журнал., 1979]; (79/12).

Подводя итоги, нельзя не признать, что изображение алкоголя и его потребителей чаще всего было именно юмористическим, а не сатирическим, что в целом далеко не всегда являлось характерным по отношению к другим общественным порокам, бичуемым «Крокодилом». Даже «чрезмерное употребление» в советской карикатуре подавалось как понятная человеческая слабость, характерная почти для всего взрослого мужского населения страны («хоть поутру, да на свои!»), а не как очевидная социальная проблема. Женский алкоголизм при этом вообще был табуи-рован даже в пространстве сатирической визуализации.

В начале 1980-х гг. потребление алкоголя на душу населения в год составляло 10,6 л, однако это только официальные данные, в которые не включались самодельные напитки и спиртосодержащие эрзацы (стеклоочистители, технический спирт и т. д.). Смертность от причин, связанных с алкоголем, составляла до 486,8 тыс. в год (по материалам 1980—2007 гг.; из них — 351,7 тыс. мужчин и 135,1 тыс. женщин), до 2 % всех смертей происходили из-за отравления алкоголем [Немцов, 2010: 67—72]. В начале 1980-х на учете в диспансерах и ЛТП состояло 2 млн алкоголиков [там же]. При этом в семейных бюджетах на алкоголь уходило и продолжает уходить до 5 % всех доходов [Мамяченков, 2011].

Масштабы социальных эффектов не менее впечатляющи: только в 1956 г. в одной Свердловской области было зарегистрировано 12497 преступлений, в том числе 6150 хулиганских проявлений, и 85 % случаев мелкого хулиганства совершались в состоянии алкогольного опьянения [там же].

Прослеживается очевидная динамика присутствия алкосюжетов в общем объеме «Крокодильских» иллюстраций, находящаяся в прямой зависимости от потребления алкоголя на душу населения, в год, в пересчете на спирт: 1960-е — 4,6 л; 1970-е — 8,45 л; начало 1980-х — 10,6 л [Немцов, 2010: 68—71]. Исключение — конец 1980-х и 1990 г., когда официальная статистика, разумеется, не учитывающая потребление домашнего/кустарного алкоголя, спиртосодержащих жидкостей и т. п., рапортовала о снижении потребления алкоголя до рекордных 3,6 л. При этом в 1987—89 гг. фиксируется очевидный всплеск алкосюжетов в визуальном дискурсе.

Очевидно, что в условиях государственной монополии на алкоголь официальная антиалкогольная карикатура не могла быть эффективна, более того, иногда она, наоборот, становилась инструментом product placement. Всё это позволяет сделать вывод, что алкоголь рассматривался советским руководством как предохранительный клапан социального недовольства, и по этой причине его критика в сатире была либо вторичной, то есть алкоголь критиковался вместе с другими, еще более антисоветскими проблемами (коррупция, инфантилизм, тунеядство и т. д.), либо формально-одобрительной, нежели реальной.

Библиографический список

Алкоголь в социальном пространстве советского общества / [В. П. Пашин и др.]; ред. Н. В. Комардина; Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО ЮЗГУ. Курск: ЮЗГУ, 2011. 215 с.

Бабин И. П. Напитки на любой вкус. М.: Экономика, 1983. 160 с.

Без слов. Мастера советской карикатуры. Вып. 4. М.: Советский художник, 1978.

Ващук А. С., Крушанова Л. А. Антиалкогольная политика в СССР в годы перестройки и ее последствия в дальневосточном регионе // Россия и АТР. 2014. № 4 (86). С. 94—108.

Виртуальный музей современной истории России // ГЦМСИР. URL: http://vm.sovrhistory.ru/ sovremennoy-istorii-rossii/ (дата обращения: 02.01.2019).

Ворошилин С. И. Алкогольный фактор среди причин роста самоубийств в СССР и в постсо-ветстких государствах // Суицидология. 2012. № 2 (7). С. 24—33.

Вся история российского алкоголизма в цифрах и фактах // Р^оПа! Всё для общепита в России. URL: https://www.pitportal.ru/new_articles/8593.html (дата обращения: 16.12.2018).

Геннадий Андрианов. Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1976.

Генрих Вальк. Карикатуры. Мастера советской карикатуры. Альбом. М: Правда, 1968.

Гиви Ломидзе. Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1986.

Дорошенко А. В. Борьба с пьянством в СССР в 1970-х — первой половине 1980-х гг.: (на материалах Западной Сибири): дис. . канд. ист. наук. Тюмень, 2016. 219 с.

Евгений Шукаев. Карикатуры. Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Издание «Крокодила», 1965.

История глазами «Крокодила». ХХ век. Люди. 1922—1937 гг. М.: ХХ Сенчури Крокодайл, 2014. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

История глазами «Крокодила». ХХ век. Слова. 1922—1937 гг. М.: ХХ Сенчури Крокодайл, 2014. 224 с.

История глазами «Крокодила». ХХ век. События. 1922—1937 гг. М.: ХХ Сенчури Крокодайл, 2014. 272 с.

Карпова Г. «Выпьем за Родину!» Питейные практики и государственный контроль в СССР // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940—1985 / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова (Из библиотеки Журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008. С. 337—357.

Клинова М. А. Современная отечественная историография потребления алкоголя жителями СССР (1940-е — конец 1980-х гг.) // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 60—63.

Книга о вкусной и здоровой пище / отв. ред. Е. Л. Худяков, ред. д-р биол. наук проф. Б. В. Виленкин, ред. отдела лечебного питания засл. деятель науки проф. М. И. Певзнер, ред. отдела детского питания д-р биол. наук проф. О. П. Молчанова и др. М.: Пищепромиздат, 1939. 368 с.

Книга о вкусной и здоровой пище / гл. ред. акад. А. И. Опарин. М.: Пищевая промышленность, 1969. 448 с.

Королева Л. А., Давыдов А. С. О борьбе с самогоноварением на селе в СССР в конце 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) // Успехи современной науки. 2016. № 10. Т. 7. С. 67—69.

Коротич В. А. Застолье в застой. М.: Центрполиграф, 2018. 286 с.

«Крокодилу» — 60. У нас в гостях «Крокодил». Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1982.

Лебина Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. 488 с.

Левинтов А. Жратва. Социально-поваренная книга. Минск: Элайда, 1997. 366 с.

Мамяченков В. Н.Потребление алкоголя как элемент повседневной жизни населения Свердловской области в 1946—1991 годах // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 23 (238). С. 158—163.

Муртаз Абашидзе. Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1989.

Немцов А. В. Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь // Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции 6—8 апреля 2010 г. / ред.-сост. проф. Л. Л. Рыбаковский, проф. А. Е. Иванова. М.: Экон-Информ, 2010. С. 66—74.

«Нианги» смеется. Библиотека «Крокодила». Вып. № 13. М.: Правда, 1959. 64 с.

Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и здоровой жизни. М.: Эксмо, 2010. 464 с.

Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.

Пашин В. П., Богданов С. В., Богданова Ю. С. Антиалкогольная кампания 1985—1987 гг. в СССР по советским архивным документам и рассекреченным материалам ЦРУ // Вестник архивиста. 2011. № 4. С. 182—194.

Пьянству бой: антиалкогольные советские плакаты. URL: https://cameralabs.org/11429-pyanstvu-boj-antialkogolnye-sovetskie-plakaty (дата обращения: 02.01.2019).

Советские карикатуристы — лауреаты международных конкурсов. Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1976.

У нас в гостях азербайджанский журнал политической сатиры «Кирпи». Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1979.

У нас в гостях казахский журнал политической сатиры «Ара» («Шмель»). Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1979.

У нас в гостях узбекский журнал политической сатиры «Муштум». Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1981.

У нас в гостях туркменский журнал политической сатиры «Токмак». Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1978.

У нас в гостях художники татарского сатирического журнала «Чаян» («Скорпион»). Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1981.

Удис Межавилкс. Карикатуры. Иллюстрации. Живопись. Шаржи. Альбом «Крокодила». Мастера советской карикатуры. М.: Правда, 1969.

Художники чувашского сатирического журнала «Капкан». Мастера советской карикатуры. Альбом. М.: Советский художник, 1985.

Шевцова А. А., Гринько И. А. Иконография национальных конфликтов в советской сатирической печати (1980—1991 гг.) // Конфликтология / nota bene. 2016. № 3. С. 210—218.

Шевцова А. А., Гринько И. А. Расизм и колониализм в советской карикатуре: визуальный нарратив о своих и чужих // Конфликтология / nota bene. 2018. № 2. С. 36—53. URL: http://e-notabene.ru/knt/article_26626.html (дата обращения: 06.10.2019).

Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социологический журнал. 2015. № 1—2. С. 169—175.

Эвальд Пихо. Мастера советской карикатуры. Альбом сатирических рисунков. М.: Советский художник, 1989.

Юмор молодых. Альбом. М.: Издание «Крокодила», 1964.

Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под общ. ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 289—332.

References

«Krokodilu» — 60. U nas v gostjah «Krokodil» (1982) ["Crocodile" — 60. Our guest is "Crocodile"], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik Publ. W/p.

«Niangi» smeetsja (1959) ["Niangi" laughs], Biblioteka «Krokodila», no. 13, Moscow, Pravda, 64 p.

Alkogol' v social'nom prostranstve sovetskogo obshhestva (2011) [Alcohol in the social space of Soviet society] / V. P. Pashin and others; ed. by N. V. Komardina; Minobrnauki Rossii, FGBOU VPO JuZGU. Kursk: JuZGU, 215 p.

Babin, I. P. (1983) Napitki na ljuboj vkus [Drinks for every taste], Moscow, Ekonomika.

Bez slov (1978) Mastera sovetskoj karikatury [Without words. Masters of Soviet caricature], no. 4, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Doroshenko, A. V. (2016) Bor'ba sp'janstvom v SSSR v 1970-h — pervojpolovine 1980-h gg. (na materialah Zapadnoj Sibiri): Dis. ... kand. ist. nauk [The fight against drunkenness in the USSR in the 1970s — the first half of the 1980s. (based on materials from Western Siberia): Diss. (Cand. Sc.)], Tyumen, 2016, 219 p.

Evgenij Shukaev. Karikatury (1965) [Evgeny Shukaev. Cartoons], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Izdanie «Krokodila».

Gennadij Andrianov (1976) [Gennady Andrianov], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow: Sovetskij hudozhnik.

Genrih Val'k. Karikatury (1968) [Heinrich Valk], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Pravda, W/p.

Givi Lomidze. Karikatury (1986) [Givi Lomidze. Cartoons], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Hudjakov, E. L., Vilenkin, B. V., Pevzner, M. I., Molchanova, O. P. (eds) (1939) Kniga o vkusnoj i zdorovojpishhe [Book about tasty and healthy food], Moscow, Pishhepromizdat, 368 p.

Hudozhniki chuvashskogo satiricheskogo zhurnala «Kapkan» (1985) [Artists of the Chuvash satirical magazine "Kapkan"], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Istorija glazami «Krokodila». XX vek. Ljudi. 1922—1937gg. (2014) [History through the eyes of "Crocodile". XX century. People. 1922—1937], Moscow, XX Senchuri Krokodajl, 288 p.

Istorija glazami «Krokodila». XX vek. Slova. 1922—1937 gg. (2014) [History through the eyes of "Crocodile". XX century. The words. 1922—1937], Moscow, XX Senchuri Krokodajl, 224 p.

Istorija glazami «Krokodila». XX vek. Sobytija. 1922—1937gg. (2014) [History through the eyes of "Crocodile". XX century. Developments. 1922—1937], Moscow, XX Senchuri Krokodajl, 272 p.

Jarskaja-Smirnova, E. R., Romanov, P. V. (2009) Geroi i tunejadcy: ikonografija invalidnosti v sovetskom vizual'nom diskurse [Heroes and Parasites: Iconography of Disability in Soviet Visual Discourse], in: Jarskaja-Smirnova, E. R., Romanov, P. V. (eds), Vizual'naja an-tropologija: rezhimy vidimostipri socializme, Moscow, Variant, CSPGI, pp. 289—332.

Jeval'd Piho (1989) [Ewald Piho], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom satiricheskih risunkov, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Jumor molodyh: Al'bom (1964) [The humor of the young: Album], Moscow, Izdanie «Kro-kodila».

Karpova, G. (2008) «Vyp'em za Rodinu!» Pitejnye praktiki i gosudarstvennyj kontrol' v SSSR. ["Let's drink to the Motherland!" Drinking practices and state control in the USSR], in: Jarskaja-Smirnova, E. R., i Romanova, P. V. (eds), Sovetskaja social'naja politika: sceny i dejstvujushhie lica, 1940—1985: (Iz biblioteki Zhurnala issledovanij social'noj politiki), Moscow, Variant, CSPGI, pp. 337—357.

Klinova, M. A. (2009) Sovremennaja otechestvennaja istoriografija potreblenija alkogolja zhiteljami SSSR (1940-e — konec 1980-h gg.) [Contemporary domestic historiography of alcohol consumption by the inhabitants of the USSR (1940s — late 1980s)], in: Omskij nauchnyj vestnik, no. 2 (76), pp. 60—63.

Koroleva, L. A., Davydov, A. S. (2016) O bor'be s samogonovareniem na sele v SSSR v konce 1950-h gg.: (Po materialam Penzenskoj oblasti) [On the fight against home brewing in

the countryside in the USSR at the end of the 1950s.: (Based on materials from the Penza region)], in: Uspehi sovremennoj nauki, no. 10, vol. 7, pp. 67—69.

Korotich, V. A. (2018) Zastol'e v zastoj [The feast during the Brezhnev stagnation], Moscow, Centrpoligraf, 286 p.

Lebina, N. B. (2015) Sovetskaja povsednevnost': normy i anomalii. Ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilju [Soviet everyday life: norms and anomalies. From military communism to the «big style»], Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie, 488 p.

Levintov, A. (1997) Zhratva: Social'no-povarennaja kniga [Food: Social cookbook], Minsk: Jelajda, 366 p.

Mamjachenkov, V. N. (2011) Potreblenie alkogolja kak jelement povsednevnoj zhizni naselenija Sverdlovskoj oblasti v 1946—1991 godah [Alcohol consumption as an element of everyday life of the population of the Sverdlovsk region in 1946—1991], in: Vestnik Cheljabinskogo universiteta, no. 23 (238), pp. 158—163.

Murtaz Abashidze. (1989) [Murtaz Abashidze], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Nemcov, A. V. (2010) Alkogol'naja smertnost' v Rossii i puti snizhenija alkogol'nyh poter' [Alcohol mortality in Russia and ways to reduce alcohol losses], in: Rybakovskij, L. L., Ivanova, A. E. (eds), Demograficheskie perspektivy Rossii i zadachi demograficheskoj politiki: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii 6—8 aprelja 2010 g., Moscow, Jekon-Inform, pp. 66—74.

Okun, A., Guberman, I. (2010) Kniga o vkusnoj i zdorovoj zhizni [The book about tasty and healthy life], Moscow, Eksmo, 2010. 464 p.

Oldenburg R. (2014) Tret'e mesto: kafe, kofejni, knizhnye magaziny, bary, salony krasoty i drugie mesta «tusovok» kakfundament soobshhestva [Third place: cafes, coffee shops, bookstores, bars, beauty salons and other places of "hangouts" as the foundation of the community], Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 456 p.

Oparin, A. I. (ed.) (1969) Kniga o vkusnoj i zdorovoj pishhe [Book about tasty and healthy food], Moscow, Pishhevaja promyshlennost', 1969, 448 p.

P'janstvu boj: antialkogol'nye sovetskie plakaty [Drunkenness battle: anti-alcohol Soviet posters], avalaible from https://cameralabs.org/11429-pyanstvu-boj-antialkogolnye-sovetskie-plakaty (accessed: 02.01.2019)

Pashin, V. P., Bogdanov, S. V., Bogdanova, Ju.S. (2011) Antialkogol'naja kampanija 1985— 1987 gg. v SSSR po sovetskim arhivnym dokumentam i rassekrechennym materialam CRU [Anti-alcohol campaign 1985—1987 in the USSR according to Soviet archival documents and declassified materials of the CIA], in: Vestnik arhivista, no. 4, pp. 182—194.

Shevcova, A. A., Grin'ko, I. A. (2016) Ikonografija nacional'nyh konfliktov v sovetskoj sa-tiricheskoj pechati (1980—1991 gg.) [Iconography of national conflicts in the Soviet satirical press (1980—1991)], in: Konfliktologija /nota bene, no. 3, pp. 210—218.

Shevcova, A. A., Grin'ko, I. A. (2018) Rasizm i kolonializm v sovetskoj karikature: vizual'nyj narrativ o svoih i chuzhih [Racism and colonialism in Soviet caricature: a visual narrative about friends and foes], in: Konfliktologija / nota bene, no. 2, pp. 36—53. avalaible from http://e-notabene.ru/knt/article_26626.html (accessed: 06.11.2019).

Shurygina, I. I. (2015) Razlichija v potreblenii alkogolja muzhchinami i zhenshhinami [Differences in alcohol consumption by men and women], in: Sociologicheskij zhurnal, no. 1—2, pp. 169—175.

Sovetskie karikaturisty — laureaty mezhdunarodnyh konkursov (1976) [Soviet cartoonists — laureates of international competitions], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

U nas v gostjah azerbajdzhanskij zhurnal politicheskoj satiry «Kirpi» (1979) [Our guest is the Azerbaijani journal of political satire "Kirpi"], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

U nas v gostjah hudozhniki tatarskogo satiricheskogo zhurnala «Chajan» («Skorpion») (1981) [Our guests are the artists of the Tatar satirical magazine "Chayan" ("Scorpio")], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

U nas v gostjah kazahskij zhurnal politicheskoj satiry «Ara» («Shmel'») (1979) [Our guest is the Kazakh magazine of political satire "Ara" ("Bumblebee")], in: Mastera sovetskoj kari-katury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

U nas v gostjah turkmenskij zhurnal politicheskoj satiry «Tokmak» (1978) [Our guest is the Turkmen magazine of political satire "Tokmak"], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

U nas v gostjah uzbekskij zhurnal politicheskoj satiry «Mushtum» (1981) [Our guest is the Uzbek magazine of political satire "Mushtum"], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom, Moscow, Sovetskij hudozhnik.

Udis Mezhavilks. Karikatury. Illjustracii. Zhivopis'. Sharzhi (1969) [Udis Mezhavilks. Cartoons. Illustrations. Paintings. Grotesque], in: Mastera sovetskoj karikatury: Al'bom «Krokodila», Moscow, Pravda.

Vashhuk, A. S., Krushanova, L. A. (2014) Antialkogol'naja politika v SSSR v gody perestrojki i ee posledstvija v dal'nevostochnom regione [Anti-alcohol policy in the USSR during the years of «perestroika» and its consequences in the Far East region], in: Rossija i ATR, no. 4 (86), pp. 94—108.

Virtual'nyj muzej sovremennoj istorii Rossii [Virtual Museum of Contemporary History of Russia], in: GCMSIR (State Center for Contemporary Art), avalaible from http://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/ (accessed: 02.01.2019).

Voroshilin, S. I. (2012) Alkogol'nyj faktor sredi prichin rosta samoubijstv v SSSR i v postso-vetstkih gosudarstvah [Alcohol factor among the reasons for the growth of suicides in the USSR and in the post-Soviet states], in: Suicidologija, no 2 (7), pp. 24—33.

Vsja istorija rossijskogo alkogolizma v cifrah i faktah (2018) [The whole history of Russian alcoholism in figures and facts], in: Pitportal: Vsjo dlja obshhepita v Rossii, avalaible from https://www.pitportal.ru/new_articles/8593.html (accessed: 16.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.