Научная статья на тему 'Социальная сатира современности: к вопросу об утрате морально-этических ценностей (на примере еженедельника Charlie Hebdo)'

Социальная сатира современности: к вопросу об утрате морально-этических ценностей (на примере еженедельника Charlie Hebdo) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1180
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА / CHARLIE HEBDO / ФРАНЦУЗСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КАРИКАТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС / СКАНДАЛ / ТИРАЖ / SOCIAL SATIRE / FRENCH JOURNALISM / ETHICAL STANDARDS / CARTOON / PUBLICITY / SCANDAL / CIRCULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартыненко Е.В., Дерягина С.И.

В статье рассматривается французский еженедельник Charlie Hebdo, позиционирующий себя как издание острой социальной сатиры, направленной на высмеивание политиков, ультраправых, ислама и христианства. Редакционная политика французского журнала строится на том, что для шуток нет запретных тем. Сегодня Charlie Hebdo продается во всех газетных киосках страны. Считается, что популярность журнала связана с традиционной любовью французов к карикатурам и комиксам. Несмотря на возмущение самих французов, размещающих в социальных сетях комментарии, что «картинки» Charlie Hebdo показывают лишь моральное разложение Франции, у журнала немало сторонников, о чем свидетельствуют его резко возросшие тиражи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social satire of today: concerning the loss of moral and ethical values (case study of the satirical weekly magazine Charlie Hebdo)

This article discusses the French weekly Charlie Hebdo, positioning itself as a publication of sharp social satire aimed at ridiculing politicians, right-wing, Islam and Christianity. The editorial policy of the French magazine is based on the fact that there is no forbidden topics for jokes. Today, Charlie Hebdo is sold in all the country's newsstands. It is believed that the popularity of the magazine is associated with the traditional love of the Frenchmen to cartoons and comics. Despite the indignation of the Frenchmen themselves, placing in social media comments that Charlie Hebdo’s “pictures" show a moral decay of France only, the magazine has a lot of supporters, as evidenced by its dramatically increased circulation.

Текст научной работы на тему «Социальная сатира современности: к вопросу об утрате морально-этических ценностей (на примере еженедельника Charlie Hebdo)»

УДК 316.774

Мартыненко Елена Викторовна

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории журналистики

Российского университета дружбы народов Дерягина Светлана Ивановна

доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Российского университета дружбы народов

СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА СОВРЕМЕННОСТИ: К ВОПРОСУ ОБ УТРАТЕ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА CHARLIE HEBDO)

Martynenko Elena Viktorovna

D.Phil. in Political Science, Professor, Head of Journalism Theory and History Department, Peoples' Friendship University of Russia

Deryagina Svetlana Ivanovna

Assistant Professor, Russian Language and Intercultural Communication Department, Peoples' University of Russia

SOCIAL SATIRE OF TODAY: CONCERNING THE LOSS OF MORAL AND ETHICAL VALUES (CASE STUDY OF THE SATIRICAL WEEKLY MAGAZINE CHARLIE HEBDO)

Аннотация:

В статье рассматривается французский еженедельник Charlie Hebdo, позиционирующий себя как издание острой социальной сатиры, направленной на высмеивание политиков, ультраправых, ислама и христианства. Редакционная политика французского журнала строится на том, что для шуток нет запретных тем. Сегодня Charlie Hebdo продается во всех газетных киосках страны. Считается, что популярность журнала связана с традиционной любовью французов к карикатурам и комиксам. Несмотря на возмущение самих французов, размещающих в социальных сетях комментарии, что «картинки» Charlie Hebdo показывают лишь моральное разложение Франции, у журнала немало сторонников, о чем свидетельствуют его резко возросшие тиражи.

Ключевые слова:

социальная сатира, Charlie Hebdo, французская журналистика, этические нормы, карикатура, общественный резонанс, скандал, тираж.

Summary:

This article discusses the French weekly Charlie Hebdo, positioning itself as a publication of sharp social satire aimed at ridiculing politicians, right-wing, Islam and Christianity. The editorial policy of the French magazine is based on the fact that there is no forbidden topics for jokes. Today, Charlie Hebdo is sold in all the country's newsstands. It is believed that the popularity of the magazine is associated with the traditional love of the Frenchmen to cartoons and comics. Despite the indignation of the Frenchmen themselves, placing in social media comments that Charlie Hebdo's "pictures" show a moral decay of France only, the magazine has a lot of supporters, as evidenced by its dramatically increased circulation.

Keywords:

social satire, Charlie Hebdo, French journalism, ethical standards, cartoon, publicity, scandal, circulation.

Социальная сатира является частью французской журналистской традиции, берущей свои истоки во временах Марии-Антуанетты, весьма жестоко высмеянной в публикациях накануне Французской революции. Данная традиция странным образом сочетает в себе воззрения левых радикалов и провокационную сатиру, нередко переходящую границы пристойности. В XVIII в. объектом насмешек и оскорбительных сплетен была королевская семья, для которой на бульварных листках революционного Парижа создавался самый неприглядный образ. В XXI в., по утверждению корреспондента ВВС Хью Скофилда, мастера социальной сатиры своим объектом видят чиновников, политических деятелей, представителей силовых структур и религиозных лидеров. Современная сатира стремится к объективности, не ища «виноватых» только лишь в самых верхних эшелонах власти. Современные журналисты, работающие в этом жанре, стараются не руководствоваться слухами и домыслами, источником насмешек становятся реальные события и личности [1].

Одним из скандально известных сатирических журналов в наши дни является французский еженедельник Charlie Hebdo, чьи провокационные карикатуры вызывают огромный общественный резонанс по всему миру.

Журнал Charlie Hebdo выпустил первый номер в 1969 г., переняв эстафету у газеты L'hebdo hara-kiri, однако уже через год после создания, в 1970 г., был закрыт из-за публикации, суть которой состояла в следующем: 9 ноября 1970 г. скончался президент Франции Шарль де Голль, в этот же день во Франции случился пожар на дискотеке, в результате которого погибли 146 человек. Еженедельник откликнулся на оба события фразой: «В результате бала умер один человек»,

намекая на то, что смерть 146 человек несравнима по масштабу упоминания в СМИ со смертью первого президента Пятой Республики.

Спустя полгода после данной скандальной публикации Charlie Hebdo возобновил свою работу и продержался в этот раз до 1981 г., когда публика потеряла интерес к журналу и из-за низких продаж его пришлось закрыть. В следующий раз выпуск возобновился только в 1992 г.

История журнала Charlie Hebdo во многом совпадает с этапами взлетов и падений левых идей и социалистического движения во всей Европе и во Франции в частности. Последние годы ознаменовались практически полным уходом левых социалистов от обсуждения основополагающих для данного течения общественной мысли вопросов экономического и социального неравенства. Центром притяжения современного левого движения становятся проблемы неравенства гендерного и сексуального, поддержка ЛГБТ-сообщества, феминизма и радикальная светскость, полная антирелигиозность. Все это является причиной нагнетания скандальной обстановки вокруг изданий, поддерживающих левые идеи. Именно по причине разделения этих радикально светских взглядов на счету у Charlie Hebdo - десятки провокационных публикаций, вызывающих негодование представителей как ислама, так и прочих конфессий. Папа Римский, среди прочих, является постоянным объектом их непристойных карикатур [2].

«Безусловно, сатира нужна, ибо она - одна из наивысших проявлений искусства и мысли, -пишет крымско-татарский блогер Мухамед-Али Сулайманов. - Это плеть, пробуждающая наше сознание, холодный душ, пощечина по бессовестному лицу лжи, лицемерия и алчности. Но вырви из нее нравственные принципы, и она превращается в страшное оружие, намного хуже того, что пытается критиковать» [3].

Сентябрь 2015 г. был отмечен для Charlie Hebdo новым скандалом. Все началось с фотографии тела погибшего сирийского мальчика трех лет, сделанной турецкой журналисткой Ни-люфер Демир. Лодка с беженцами, в которой плыли мальчик и его семья, перевернулась от перегрузки. Тело утонувшего ребенка вынесло на побережье Турции. Страшная фотография обошла обложки десятков изданий по всему миру.

Для Charlie Hebdo она стала источником «вдохновения», плоды которого сложно оценить однозначно. Журнал напечатал рисунок, повторяющий сюжет фотографии Нилюфер Демир, с надписью «Так близко к цели», рядом с телом ребенка на карикатуре - реклама ресторана быстрого питания под слоганом «Два детских меню по цене одного».

На другой иллюстрации под заглавием «Доказательство того, что Европа христианская» изображен идущий по воде Иисус и мертвый мальчик, плавающий рядом вниз головой. «Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут» - так подписана карикатура [4].

Интернет-сообщество отнеслось к данным публикациям Charlie Hebdo негативно. Большинство комментировавших задавалось вопросом: «Я все еще Шарли?». Здесь подразумевается слоган «Je suis Charlie», массово использовавшийся сторонниками свободы слова после террористической атаки на редакцию Charlie Hebdo.

Редакция еженедельника отреагировала на очередной шквал критики следующим заявлением: «Нужно уметь правильно читать посыл этой карикатуры, наша аудитория неспособна понимать явление социальной сатиры... Мы выступаем против дискриминации и исключительно за права человека» [5].

На похоронах карикатуриста журнала Бернара Верлака министр юстиции Франции Кристиан Тобира выступила с такой речью: «Мы можем рисовать все что угодно, включая пророка, потому что во Франции Вольтера и непочтительности мы имеем право насмехаться над религией. Да, именно право. Потому что право - это и есть демократия, а демократия - сфера закона» [6]. Напомним, что организаторы террористической атаки на редакцию журнала братья Куаши обосновывали свои действия местью за карикатуры на пророка Мухаммеда на страницах Charlie Hebdo.

Даже среди представителей левых взглядов во Франции и Европе мнение министра поддерживают отнюдь не все. Один из основателей Charlie Hebdo, Анри Руссель, высказывался, что журналисты еженедельника не отдают себе отчета в том, что творят.

«Этот журнал стал чуть ли не государственным журналом страны, - отмечает публицист из Марселя Огюст Кокто. - В реальности он для любителей контркультуры, для ультралевых и для маргиналов. Журнал никогда не пользовался особой популярностью в широких кругах, и чаще всего к нему относились с явной неприязнью. Попыток его закрыть было великое множество, однако священные религиозные символы уже не являются таковыми для Франции. Так что по закону нет никакого основания препятствовать деятельности журнала» [7].

В США крупнейшая газета The New York Times пишет о Charlie Hebdo так: «Если бы журналисты Charlie Hebdo попытались опубликовать такие карикатуры в США, они бы не продержались и 30 секунд. Свобода слова нуждается в ограничении, когда оскорбляет чье-либо достоинство» [8].

Совсем недавно мощный общественный резонанс вызвали карикатуры на тему авиакатастрофы российского лайнера «Когалымавиа» на Синайском полуострове, жертвами которой стали 224 человека. На одном из рисунков изображен череп в солнцезащитных очках, а за ним -обломки разбившегося лайнера А321. Подпись под рисунком гласит: «Опасности российского ло-укостера. Мне стоило выбрать рейс "Эйр Кокаин"». Другая карикатура изображает террориста запрещенной в РФ экстремистской организации ИГИЛ, на которого летят обломки самолета и останки несчастных российских туристов. «Российская авиация усилила бомбардировки» - так подписали иллюстрацию сотрудники французского журнала.

Данные карикатуры вызвали бурную негативную реакцию не только широкой общественности, но и российских представителей власти, которые назвали непозволительным издевательство журналистов над страшной трагедией.

Французское сообщество в своем большинстве склонно оправдывать Charlie Hebdo, придерживаясь мнения, что журнал продвигает идеи равенства и плюрализма, всегда боролся против дискриминации, несправедливости и злоупотребления властей. Однако несложно рассмотреть за призывами и громкими лозунгами простой экономический расчет.

Стоимость одного номера еженедельника Charlie Hebdo доходит на сегодняшний день до 300 евро (именно за такую сумму продается выпуск с карикатурами на пророка Мухаммеда на французском сайте аукциона eBay) [9]. Данная сумма в сто раз превышает его обычную розничную стоимость.

Сразу после расстрела редакции журнала исламскими террористами, во время которого погибло 12 человек, цена свежего номера Charlie Hebdo доходила до нескольких тысяч евро. Три миллиона экземпляров журнала разошлись менее чем за час. К слову, обычный тираж издания -60 тыс. экземпляров. Всякий раз, когда издание планирует опубликовать провокационные материалы, чаще всего оскорбляющие религиозные чувства людей, тираж и стоимость издания резко возрастают.

Налицо деструктивизм ценностных установок французского общества: число желающих приобрести журнал растет одновременно с критикой общественности в адрес еженедельника.

Ссылки:

1. Charlie Hebdo and Its Place in French Journalism [Электронный ресурс] // BBC News. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-15551998 (дата обращения: 18.12.2015).

2. Владимир Сапунов, профессор: «У Charlie Hebdo было очень много откровенно пошлых картинок» [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати. URL: http://www.gipp.ru/opennews.php?id=52147 (дата обращения: 18.12.2015).

3. «Высокая сатира» Шарли Эбдо, или Однополые браки, хотя это разные вещи, но через призму общеевропейских ценностей... [Электронный ресурс] // Басырет. URL: http://basiret.info/vyisokaya-satira-sharli-ebdo-ili-odnopolyie-braki-hotya-eto-raznyie-veshhi-no-cherez-prizmu-obshheevropeyskih-tsennostey/ (дата обращения: 18.12.2015).

4. Журнал Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на утонувшего сирийского мальчика [Электронный ресурс] // Euronews. URL: http://ru.euronews.com/2015/09/15/charlie-hebdo-criticised-for-cartoon-mocking-drowned-syrian-boy/ (дата обращения: 18.12.2015).

5. Поворазнюк С., Федотова А. «Это ведь душераздирающий символ»: Почему карикатуристы Charlie Hebdo готовы рисовать то, что другие не решаются [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/articles/2015/09/16/carica-ture/ (дата обращения: 18.12.2015).

6. Глава французского минюста: во Франции можно насмехаться надо всеми религиями [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1700065 (дата обращения: 18.12.2015).

7. Зубов А. На что опять нарывается Charlie Hebdo? [Электронный ресурс] // 365Info : информ.-аналит. портал. URL: http://365info.kz/2015/09/na-chto-opyat-naryvaetsya-charlie-hebdo/ (дата обращения: 18.12.2015).

8. NYT: после Charlie Hebdo надо «соблюдать стандарты уважения» в СМИ [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20150109/1041909831.html (дата обращения: 18.12.2015).

9. Журналы Charlie Hebdo подорожали в сто раз [Электронный ресурс] // Вести.ru. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2275068 (дата обращения: 18.12.2015).

References:

1. 'Charlie Hebdo and Its Place in French Journalism' 2015, BBC News, retrieved 18 December 2015, <http://www.bbc.com/news/world-europe-15551998>.

2. 'Vladimir Sapunoff, professor: "The Charlie Hebdo was frankly a lot of vulgar images"' 2015, Guild of Press Publishers, retrieved 18 December 2015, <http://www.gipp.ru/opennews.php?id=52147>.

3. '"High satire" of Charlie Hebdo or gay marriage, although they are different things, but through the prism of European values' 2015, Basyret, retrieved 18 December 2015, <http://basiret.info/vyisokaya-satira-sharli-ebdo-ili-odnopolyie-braki-hotya-eto-raznyie-veshhi-no-cherez-prizmu-obshheevropeyskih-tsennostey/>.

4. 'The magazine Charlie Hebdo published cartoons of drowned Syrian boy' 2015, Euronews, retrieved 18 December 2015, <http://ru.euronews.com/2015/09/15/charlie-hebdo-criticised-for-cartoon-mocking-drowned-syrian-boy/>.

5. Povoraznyuk, S & Fedotova, A 2015, 'It's heartbreaking symbol" Why Charlie Hebdo cartoonists are ready to paint what others do not dare', Lenta.ru, retrieved 18 December 2015, <http://lenta.ru/articles/2015/09/16/caricature/>.

6. 'The head of the French Ministry of Justice in France, you can taunt all religions' 2015, Russian news agency TASS, retrieved 18 December 2015, <http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1700065>.

7. Zubov, A 2015, 'In which again run up Charlie Hebdo?', 365Info: inform. analyt. Portal, retrieved 18 December 2015, <http://365info.kz/2015/09/na-chto-opyat-naryvaetsya-charlie-hebdo/>.

8. 'NYT: After Charlie Hebdo have to "comply with the standards of respect" in the media' 2015, RIA Novosti, retrieved 18 December 2015, <http://ria.ru/world/20150109/1041909831 .html>.

9. 'Magazines Charlie Hebdo went up a hundred times' 2015, BBC News, retrieved 18 December 2015, <http://www.vesti.ru/doc.html?id=2275068>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.