Научная статья на тему 'Типология и функции карикатуры в прессе'

Типология и функции карикатуры в прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10772
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / КАРИКАТУРА / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Айнутдинов Антон Сергеевич

статье рассматриваются типология и функции карикатуры в прессе. Автором предпринимается одна из первых на территории всего постсоветского пространства попыток систематизировать искусство карикатуры в печати. Всего можно выделить шесть категорий карикатур: шаржи и портреты, социально-бытовую, изошутку, «strip», философскую и политическую. Они выполняют семь функций в прессе: информационную, коммуникативную, психологической разрядки, эстетическую, познавательную, эвристическую и воспитательную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология и функции карикатуры в прессе»

educational supplement. - 1984. - Режим доступа :

http://www.phon.ucl.ac.uk/home/estuary/rosen.htm.

19. Scherer, K. Social markers in speech / K. Scherer // Social markers in speech / ed. K. R. Scherer. - Cambridge : Cambridge University Press, 1979. - P. 147-209.

20. Trudgill, P. Accent, dialect and the school / P. Trudgill. - Edward Arnold, 1975 -P. 56-57.

21. Trudgill, P. Sociolinguistics : an Introduction to language and society. 4-th ed. / P. Trudgill. - London : Penguin Books, 2000. - 222 p.

22. Wells, J. C. Accents of English : an introduction / J. C. Wells. - Cambridge : C.U.P., 1982. - 277 p.

23. Wells, J. Longman pronunciation dictionary : introduction / J. Wells. - Barcelona : Pearson Education, 2000. - 870 p.

24. Wilde, O. Fairy Tales / О. Wilde. - M. : Progress Publishes, 1970.

А. С. Айнутдинов ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ КАРИКАТУРЫ В ПРЕССЕ

В статье рассматриваются типология и функции карикатуры в прессе. Автором предпринимается одна из первых на территории всего постсоветского пространства попыток систематизировать искусство карикатуры в печати. Всего можно выделить шесть категорий карикатур: шаржи и портреты, социально-бытовую, изошутку, «strip», философскую и политическую. Они выполняют семь функций в прессе: информационную, коммуникативную, психологической разрядки, эстетическую, познавательную, эвристическую и воспитательную.

Ключевые слова: пресса, карикатура, постсоветское пространство.

Карикатура является абсолютно не изученным явлением в научной литературе ни искусствоведами, ни теоретиками журналистики. Более двух веков прошло с момента появления первых карикатур на страницах отечественных изданий (не говоря уже об искусстве карикатуры как вида графики, не имеющего прикладного значения, уходящего истоками в народные картинки), а систематизация и изучение этого уникального по своей сути элемента печати удивительным образом ещё не начиналась в нашей стране. Хотя публицистический потенциал карикатуры на страницах печатных СМИ всегда оставался крайне высоким. Например, исследователь Н. С. Кожеурова всё-таки проводит различие между публицистическими материалами в газете и остальной содержательной информацией. В её понимании конечным критерием публицистичности материала в СМИ является наличие образа. Однако ведь и в любой газетно-журнальной карикатуре присутствует образ, придуманный художником. Тем не менее, Н. С. Кожеурова отделяет карикатуру, как и информационные жанры, от публицистики. Но если в случае с информационными жанрами это в большинстве случаев справедливо, то в отношении сатирического рисунка, на наш взгляд, ни в коей мере. Ведь карикатура создаётся с использованием тех же творческих механизмов, что и публицистика: «Предметная отнесённость публицистического образа своеобразна. Публициста интересует вся действительность <...> Причём внимание автора может быть направлено не только на факты объективной реальности (действия людей), но и на

реальность духовную, аксиологическую (оценка этих действий и идеальная программа изменения ситуации). Однако обязательным принципом является требование “всеобщности интереса”»1. Таким образом, публицистический потенциал карикатуры очевиден. Правда, в недавнее советское время сатирический рисунок пусть и носил идеологический характер, тем не менее, выполнял, прежде всего, основную - воспитательную - функцию, а сама сатирическая иллюстрация представляла собой по большей части в типологическом плане политическую карикатуру. В этом смысле на сегодняшний день дифференциация карикатуры на отдельные самостоятельные подгруппы, а также исследование её функций в прессе, чрезвычайно важная и в то же время новая задача. Она объясняется тем, что современные российские издания (их издатели и редакционные коллективы) слабо представляют себе, а какие виды карикатур бывают, недооценивают функции сатирических рисунков. Этим они обедняют и внешний облик (общественнополитические печатные СМИ в отношении публикации карикатур незначительно отличаются друг от друга), и содержание газет, журналов (а ведь карикатура может донести до читателей нюансы и детали, которые по каким-либо причинам не указал автор газетного выступления в тексте, наглядно объяснить их, дать оценку им). Кроме того, совершенно очевидно, что жанровая палитра карикатуры в прессе не исчерпывается только политической (как длительный период в советское время), а функции сатирического рисунка в печати крайне разнообразны.

С одной стороны, карикатура является самостоятельным видом графического искусства, не имеющим прикладного значения. С другой стороны, с практической точки зрения, карикатура сегодня в прессе становится одним из составных элементов инфографики, значение которой возрастает в нашу эпоху визуализации информации, вытесняя при этом традиционный сатирический рисунок, имеющий богатую историю в отечественной периодике. Таким образом, карикатура соседствует на полосе с коллажем, фотоиллюстрацией, при этом зачастую теряя свою природную функцию информировать читателей о событиях визуально с комическим эффектом и давать тем самым пищу для размышления.

Цель нашего исследования - выявить типологию карикатуры, определить её функции. Это позволит печатным СМИ, с практической точки зрения, полноценно использовать сатирическую иллюстрацию, наряду с иными нетекстовыми элементами, не только в специализированных юмористических, но также и в общественно-политических изданиях. Для этого мы проанализировали ведущие общественно-политические и юмористические печатные издания Екатеринбурга (например, «Областную газету», «На смену!», журнал «Эксперт», «Красную бурду» и некоторые другие) и газеты, журналы федерального значения («Коммерсант», «Известия», «Новые известия», «Комсомольскую правду», журнал «Новый крокодил» и некоторые другие). При анализе карикатуры в прессе мы не исходили из какого-то определённого временного интервала наблюдения за тем или иным средством массовой информации. Это произошло по причине того, что сатирический рисунок в большинстве случаев, как подтвердила практика, носит случайный, не систематический характер в газете или журнале. Он подвержен риску исчезновения с полосы в любую минуту. Впрочем, точно так же, спонтанно, он может там появиться. Из этого следует вывод о том, что современная карикатура в СМИ случайна. Кроме того, в нашу задачу не входило рассмотрение карикатуры во всех зарегистрированных печатных средствах массовой информации. Это не имеет практического смысла, так как в ряде изданий, в чем мы убедились наглядно, карикатуры как явления нет. Среди них, к сожалению, например, такие из-

вестные газеты, как «Уральский рабочий» и «Российская газета».

Альманах юмора и сатиры народов «Апропо» в одном из номеров даёт весьма схематичное, поверхностное деление карикатуры на «политический комментарий (вступительная карикатура), юмористический рисунок и рассказ в картинках. Где-то в этих трёх категориях находится и портрет - дружеский шарж»2. Х. Мамдух в диссертации «Карикатура в периодической печати» в начале 90-х годов прошлого века предлагает иной взгляд на жанровое разнообразие карикатуры: «Само становление карикатуры произошло на страницах печати, журналистика обеспечила ей широкое распространение, то есть связь карикатуры с журналистикой не является искусственной, она естественна и имеет немалое значение для развития карикатуры»3. Исследователь, как мы видим, подчёркивает прикладной характер сатирической иллюстрации. Исходя из этого вывода, он подразделяет карикатуру на самостоятельное произведение, отражающую газетный или журнальный материал, карикатуру на обложках периодических изданий, карикатуру с заголовком, карикатуру-символ газеты или журнала, карикатуру в рекламе, комикс, карикатуру-сериал, телевизионную карикатуру, карикатуру-коллаж. Однако подобное деление карикатуры, на наш взгляд, не учитывает такой важный аспект, как внутреннее содержание самого рисунка. Ведь карикатура в печати довольно часто является визуальным откликом, художественным осмыслением художника-карикатуриста события или протекающего процесса, явления в обществе. Не случайно в некоторых изданиях есть даже специальная рубрика: «Взгляд художника». Более того, любой «творческий процесс состоит из трёх важнейших звеньев:

4 л

художник - произведение - читатель» . А это означает, что сначала у художника появляется замысел произведения, затем его конкретное воплощение на материальном носителе. В отношении карикатуры творческий процесс протекает точно так же. Сначала у карикатуриста появляется отклик (самостоятельный или по заданию редакции) на то или иное событие (информационный повод). Затем возникает конкретное художественное воплощение карикатуристом (придумывание сюжета, композиции, персонажей и пр., а также процесс рисования карикатуры), и уже по завершении этих двух этапов карикатура тиражируется печатным СМИ.

Таким образом, как нам представляется, есть шесть категорий карикатур. Причём стоит сразу оговориться, что предлагаемая типология справедлива применительно как к сатирическим рисункам, встречающимся на страницах газет, журналов, так и к самостоятельным карикатурам, не имеющим прикладного значения, поскольку современная карикатура приобрела характер случайности в прессе. Как правило, сегодня в редакциях нет штатных художников и карикатуристов, а сами художники получают «заказы» от СМИ. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

1. Шаржи и портреты.

Под шаржем понимается изображение, чаще всего портрет, в котором характерные черты нарочито преувеличены и изменены в целях создания сатирического или комического образа. Таким способом карикатурист как бы заостряет внимание зрителя на определённых, с его точки зрения, некрасивых внешних и внутренних чертах изображённого персонажа. Но в большинстве случаев карикатурист лишь безобидно обозначает своё отношение к внешности героя, и тогда мы имеем дело с классическим «дружеским шаржем». К примеру, в историю графики вошла серия работ, выполненных знаменитым Леонардо да Винчи. К некрасивому органу человеческого тела у простого человека он подрисовывал омерзительные руки, ноги, носы. Социальный или политический подтекст таких карикатур невы-

сок. Но в печати часто встречаются иные, «злые» шаржи, адресованные конкретным «врагам», противникам. Особенно актуальны они в период предвыборных агитаций, чтобы высмеять образ того или иного политического конкурента. Главная особенность шаржей и портретов в печати - на рисунке всегда должна быть изображена узнаваемая персона из мира политики, искусства, шоу-бизнеса, спорта и т. д. Например, в 1955 году в одном из своих номеров журнал «Крокодил» напечатал милый шарж на Фаину Раневскую, которую карикатурист нарисовал с дымящей трубкой в руке. Этот образ жив уже больше полувека в памяти многих людей. Основное противоречие, которое связано с функционированием шаржей и портретов в прессе заключается в том, что их принято отделять от карикатуры. На наш взгляд, это не оправдано, поскольку карикатура является способом художественной типизации, с использованием в том числе, средств шаржа и гротеска для критически направленного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц. Следовательно, шарж и портрет являются одновременно и способом художественной типизации при помощи шаржирования, и разновидностью карикатуры.

2. Социально-бытовая карикатура.

Наиболее распространённый на данный момент в российской прессе вид сатирического рисунка. Диапазон тем, с которыми он обращается к читателям, крайне широк. Это могут быть проблемы бедности, уровня жизни, экологии и пр. Социально-бытовая карикатура всегда заострена изданием под текущее событие, явление (информационный повод) и вскрывает круг актуальных проблем, характерных для определённых социальных групп (чиновников, интеллигенции, военных, спортсменов и пр.) в конкретном временном интервале. И это её отличает, скажем, от изошутки и философской карикатуры, которые преимущественно фокусируют внимание читателей на вечных парадоксальных вопросах бытия, не всегда имеющих при публикации информационный повод, объясняющий мотив появления той или иной карикатуры в СМИ. Иногда социально-бытовая карикатура вскрывает на рисунках проблемы, связанные не с социальными типами, а с явлениями в обществе: алкоголизмом, проституцией, наркотической зависимостью и пр. Типичным примером социально-бытовой карикатуры сегодня можно считать сатирические рисунки Алексея Меринова в «Московском комсомольце», Валентина Дружинина и Сергея Савилова в «Комсомольской правде».

3. Изошутка.

Для того чтобы охарактеризовать это направление карикатуры, воспользуемся цитатой о «:новых художниках» из альбома «Человек в квадрате», посвящённого творчеству одного из самых крупных отечественных карикатуристов двадцатого века Олега Теслера, который редактировал в шестидесятые года прошлого века сатирическую страницу журнала «Смена»: «Новое поколение карикатуристов специально избегает политических тем, их интересуют простые человеческие отношения и слабости. В основном, карикатуры без слов, и их с удовольствием перепечатывают крупные зарубежные газеты и журналы»5. Для нас важно отметить, что такой вид карикатуры, в первую очередь, направлен на изображение человеческих проблем в оптимистичном ключе. В большинстве случаев, авторы подобных рисунков ставят себе задачу создания карикатуры «без слов», которая бы не требовала словесного разъяснения и уточнения. Основной мыслительный процесс должен протекать в сознании зрителя, обращающего внимание на рисунок, а он, в свою очередь, должен говорить читателю до боли знакомые вещи, не требующих комментариев. Правда, кажущаяся лёгкость этого вида карикатуры об-

манчива. Не так-то легко нарисовать настоящую, смешную «изошутку», как, впрочем, не всегда легко разгадать её внутренний смысл. Изошутку можно сравнить со словами омонимами, в которых за похожей звучной конструкцией скрываются разные значения и смыслы.

4. «Strip».

Это подборка нескольких карикатур на полосе, не менее двух и не более пяти рисунков, связанных единым сюжетом или авторской мыслью, общими персонажами. «Strip» (англ. strip cartoon - страничка юмора, колонка в газете, журнале) перекликается с комиксом, но не является им. Комикс - это развёрнутое повествование, своего рода кинематографическая цепь, в которой каждая последующая картинка важна для понимания длинного событийного сюжета, рассказа. Иначе говоря, комикс (англ. gag strip, funny book) - серия рисунков с краткими пояснительными текстами, образующая связное повествование не обязательно с комическим эффектом. Сегодня популярны, например, приключенческие комиксы, «ужастики». Комичный характер носит лишь малая часть из них. Поэтому юмористический окрас для них не является основополагающим признаком. Причём комиксы давно стали самостоятельной индустрией, не имеющей отношения к журналистике, хотя и вышедшей со страниц печатных СМИ. Впрочем, и комментарии к «^й^ькарикатурам не обязательны, в отличие от комикса, в котором без них пострадает сюжет. В годы Гражданской войны и строительства нового советского государства активно к «strip»-карикатурам прибегали в своём творчестве Виктор Дени и Дмитрий Моор.

З. Философская карикатура.

На сегодняшний момент развитие карикатуры пришло к тому, что определённую часть рисунков нельзя отнести ни к одной из уже перечисленных нами групп. Поэтому такую серию рисунков можно назвать абстрактным юмором. Например, питерский карикатурист Виктор Богорад сотрудничает с газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Но в свободное время он рисует карикатуры на картоне масляной пастелью для частных коллекций. И они значительно отличаются и в содержательном, и в исполнительском плане от тех рисунков, которые мы встречаем у него же в прессе. Другими словами, карикатура на сегодняшний день сохраняет традиции не только в публицистическом потенциале, но и приобретает всё больше «выставочный» характер, обращаясь к своим истокам - графике. Время от времени эти уникальные образцы карикатурного творчества просачиваются и на страницы изданий. В этом смысле журнальная периодика выглядит предпочтительнее, чем газетная, поскольку позволяет чаще художнику работать с цветом. Кстати, сам же Богорад подразделяет карикатуристов на художников-эстетов и философов. В его понимании художники-философы стремятся выразить, а лучше - высказать с помощью изобразительных средств суждения, мировоззренческую позицию через обобщения в виде символов. Не пером, а кистью изложить плоды своих размышлений. Художники-эстеты гонятся за содержанием рисунков. Кари-катуристов-философов достаточно много в нашей стране. К ним можно причислить москвича Игоря Смирнова, питерца Виктора Богорада и некоторых других. Философская карикатура чаще всего встречается в качественной прессе. Например, в Екатеринбурге её публиковали несколько лет назад журнал «Эксперт» и газета «Вечерние ведомости».

б. Политическая карикатура.

Под прицелом пера или кисти художника, на ней, первую очередь, оказываются конкретные политические деятели, размышления о внутренней и внешней

политике государств. Иногда политические карикатуры являются специальным «заказом» тех или иных сил в период предвыборных кампаний. Но встречаются они и в качественной прессе. Газета «Новые известия» на сегодняшний день и с содержательной точки зрения, и с изобразительной стороны является ведущим средством массовой информации, публикующим качественную, в том числе политическую карикатуру. В этой газете печатается известный российский карикатурист Михаил Златковский.

Мы рассмотрели шесть категорий карикатур (шаржи и портреты, социальнобытовую, политическую карикатуру, «strip», изошутку и философскую карикатуру), которые образуют искусство журнально-газетной и проблемной графики.

Всего, на наш взгляд, можно выделить семь функций карикатуры в прессе: информационную, коммуникативную, психологической разрядки, эвристическую, познавательную, эстетическую и воспитательную.

Под информационной функцией карикатуры в прессе следует понимать, прежде всего, то, что вместе с газетными материалами (в качестве иллюстрации) или же в отдельной рубрике (независимо от газетных выступлений) сатирический рисунок сообщает аудитории СМИ в визуальной образно-художественной, публицистической форме информацию о событии, явлении, процессе в обществе. Причём сам рисунок может сопровождаться текстовым комментарием или обходиться без него. Конечно, целью любой карикатуры является сознательное преувеличение, заострение, высмеивание чего-либо или кого-либо. Однако и это тоже является информацией.

Совершенно очевидно, как мы уже сказали, что тот или иной сатирический рисунок на полосе журнала или газеты несёт в себе отклик художника и редакции на определённые события, явления. Он может быть художественно обыгран (с добавлением автором вымышленной информации) или же подаваться читателю прямо в виде социальной, политической карикатуры при сохранении драматургии (иллюстрируя событие), передаче конкретных фактов. Правда, нередко мы имеем дело с такими комичными событиями или их последствиями для общества, что карикатура превращается из сатирического отклика в обыкновенную констатацию тех или иных сюжетов при безусловном сохранении природной комичной сущности рисунка. Кроме того, сама граница между фактом и вымыслом на карикатуре является, по сути, информацией к размышлению для аудитории СМИ, почему же тот или иной человек, ситуация стали предметом осмеяния, внимания со стороны редакционной политики СМИ или же эстетической, гуманистической позиции того или иного художника.

Совершенно ясна и коммуникативная функция карикатур в печати. С помощью рисунков в прессе редакция общается с читателями, а те, в свою очередь, поддерживают отношения с изданием. Стоит ли лишний раз напоминать о том, что любой текст или рисунок создаётся, в том числе для того, чтобы восполнить нехватку общения у человека, вызвать аудиторию на диалог? Более того, в процессе общения и рождаются новые темы и сюжеты для карикатур. Сатирический рисунок, как и другие виды изобразительного искусства, журналистика являются фактором и результатом успешного человеческого общения, обмена необходимой информацией в процессе жизнедеятельности членов социума.

Здесь же возникает и функция психологической разрядки от карикатуры. К примеру, карикатура, выполненная в жанре изошутки, может отвлечь читателя от важных, возможно, драматических событий, снять стресс, заставить улыбнуться. По-другому, эту функцию можно назвать - рекреативной. Вот только саму по

себе изошутку, как мы уже говорили, придумать и нарисовать зачастую бывает затруднительно. Ведь, как известно, всё гениальное - просто, но сначала его надо выдумать. Только звучит привлекательно и просто, что «если собака укусила человека, то это не новость, а вот если человек укусил собаку», то это заслуживает нашего внимания. На самом деле, сначала извольте потрудиться, господин художник, включить на полную катушку свою фантазию и креативные способности, чтобы предоставить на суд аудитории СМИ готовую «изошутку», способную вызвать смех или улыбку на лицах читателей.

Поскольку карикатура - вид графики, изобразительного искусства, очевидна и её эстетическая функция. Куда приятнее листать газету или журнал с иллюстрациями, к тому же выполненными с высокой степенью художественного мастерства. Особо стоит отметить познавательную и эвристическую функции карикатуры. Под первой следует понимать то, что сатирический рисунок не только высмеивает нечто, но ещё и знакомит читателя с разными знаниями о жизни, даёт широкое представление о ней. К примеру, в 1812 году художник Иван Теребенев нарисовал карикатуру под названием «Русский Сцевола». Поводом к её созданию явился реальный подвиг русского крестьянина, отрубившего себе руку на глазах французских солдат. Крестьянин изображен спокойным и решительным, а вот французы, в противоположность, очень шаржировано, позы их необычайно комичны. Вообще, серия карикатур войны 1812 года, выполненная Венециановым, Теребеневым, Ивановым раскрывает суть и эвристической функции, под которой понимается цикл рисунков, посвящённый одной и той же теме, выполненный разными авторами. Сюда же можно отнести и последний «карикатурный скандал», связанный с именем пророка Мухаммеда. Серия рисунков датского художника Кристофера Цилера вызвала протест всего мусульманского мира, посчитавшего их их оскорблением. А последствия духовного раскола между западным и восточным миром (в том числе в результате небезызвестных карикатур) продолжается и по сегодняшний день. Таким образом, отличительной особенностью эвристической функции карикатуры от остальных является преемственность рисунков в освещении той или иной темы, что вызывает своего рода «волнообразный эффект» карикатуры в профессиональном сообществе художников и в целом по всему миру, для которого сатирические рисунки, собственно говоря, и адресованы.

Наиболее важной остаётся воспитательная функция карикатуры. По крайней мере, в советское время ей уделялось колоссальное внимание в печати. Журнал «Крокодил» на своих страницах в течение многих десятилетий пестрил соц-реалистическими карикатурами, борющимися, пестующими, поучающими... Чего стоят замечания В. Алексеева в книге 1979 года «Оружием политической сатиры», где автор определяет суть карикатуры, заключающейся в следующем: «борьба с агрессивностью империализма, защита дела мира; отпор идеологии антикоммунизма (критика реакционных концепций, догм, теорий); обличение буржуазного (американского) образа жизни, культуры, морали и нравов западного мира»6! Советский образ мысли и жизни на тот момент времени объявлялся единственно верным и правильным, а те, кто от него отступали, подлежали воспитанию, исправлению, должны был раскаяться, понести наказание. Карикатура приобретала особый идеологический смысл. Рисунки пестрили врагами, противниками и пр. Сегодня воспитательная функция в печати важна не меньше (только, возможно, в ином, патриотическом ключе или для порицания определённых негативных явлений в обществе и т. д.), но совершенно очевидно, что прочие функции карикатуры не должны пасть жертвой исключительно ради неё. Ведь та же философская, аб-

страктная карикатура, требующая иных изобразительных, содержательных подходов (как, например, у художника Ролана Топора) пришла только в 70-80-ые годы в СССР, а до этого в нашей стране изобразительное мастерство карикатуры определяли журнал «Крокодил», ведущие юмористические журналы бывших союзных республик и их художники. Но сегодня разнообразные в типологическом плане карикатуры освободились от цензуры и тематического диктата. Следовательно, под воспитательной функцией можно понимать формирование при помощи карикатуры положительных нравственных чувств, убеждений и пр. Высмеивая отрицательные черты и явления, карикатура, тем самым, критически относится к окружающей действительности, бесконечно стремится к идеальному.

Таким образом, впервые более чем за двести лет функционирования карикатуры в обществе в нашей стране мы попытались систематизировать искусство карикатуры. Всего, в нашем понимании, существуют шесть категорий карикатурі шаржи и портреты, социально-бытовая, изошутка, «strip», философская и политическая. Они выполняют семь функций в печати; информационную, коммуникативную, психологической разрядки, эстетическую, познавательную, эвристическую и воспитательную. В условиях повсеместной визуализации информации в печатных СМИ роль иллюстративных элементов постоянно возрастает. Но карикатура, в сравнении с фотоиллюстрациями, коллажем, к сожалению, утрачивает свои позиции в российской прессе. А сами газеты и журналы мало используют публицистический потенциал карикатурного творчества, недооценивая содержательное и изобразительное значение рисунков. Следовательно, карикатура и сама профессия карикатуриста в СМИ становится всё более случайными. Карикатуристы-практики, как показал наш опрос, сходятся во мнении, что сатирическая иллюстрация в России переживает не лучшие времена. В отечественной прессе сегодня не развита политическая карикатура, растёт число развлекательной юмористики (изошутка, социально-бытовая карикатура, предвыборные шаржи и т. д.) Популярность изошуток и социально-бытовых карикатур объясняется, прежде всего, природной оперативностью газет, отсутствием времени у издания на создание качественного в смысловом и изобразительном аспекте продукта. Однако редакторы в подавляющем большинстве случаев прибегаю к заказу карикатур у художников. Следовательно, уязвимым звеном в сотрудничестве изданий с художником оказывается не время, а творческий потенциал конкретного карикатуриста и ограниченность СМИ в тематическом выборе для публикаций той или иной карикатуры. Можно выдвинуть ряд рекомендаций по использованию карикатуры современными печатными изданиями. Они касаются ведения постоянной авторской рубрики карикатуристами (это добавит самостоятельности карикатуры в СМИ, а стандартное выражение, вроде «сатирическая иллюстрация», уйдёт в прошлое, предоставив больше тематических возможностей рисункам), возвращения в периодику карикатуры высокого технологического плана (офортов, литографии, линогравюры). Кроме того, необходимо разнообразить карикатуру в прессе в типологическом плане, урегулировать вопросы, связанные с авторским правом карикатуристов и ряд других.

Примечания

1 Кожеурова, Н. С. Публицистика и философия і коммуникативномировоззренческие аспекты / Н. С. Кожеурова. - М., 1994. - С. 4-5.

2 Ла Пальм, Р. Сверхискусство / Р. Ла Пальм // Апропо. - 1983. - № 1. - С. 83.

3 Мамдух, Х. Карикатура в периодической печати : дис. ... канд. филол. наук / Х. Мамдух ; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 1993. - С. 48.

4 Лейдерман, Н. Л. Теория литературы (вводный курс) : учеб.-метод. пособие для студентов ф-та рус. яз. и лит. / Н. Л. Лейдерман, Н. В. Барковская. - Екатеринбург, 2005. - С. 9.

5 Теслер, О. Олег Теслер. Человек в квадрате / О. Теслер, Л. Тишков. - М., 2002. -6С. 12.

6 Алексеев, В. А. Оружием политической сатиры / В. А. Алексеев. - М., 1979. -С. 22.

Е. Н. Бекасова О СПЕЦИФИКЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И АУТОТРАНСПЛАНТАЦИИ В ТЕКСТАХ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

В статье излагаются основные результаты исследования процессов трансплантации и аутотрансплантации генетически соотносительных рефлексов праславянских сочетаний через призму реципиентных свойств церковнославянских, древнерусских и фольклорных текстов, влияющих на специфику и степень их гетерогенности, а также механизмы отбора и закрепления определённых по происхождению элементов.

Ключевые слова: трансплантация, аутотрансплантация, рефлекс прасла-вянских сочетаний, текст церковнослявянский, текст древнерусский, текст фольклорный, реципиентные свойства, степень гетерогенности.

В настоящее время проблема взаимоотношения исконной и церковнославянской языковых стихий остаётся, как указывал ещё Л. В. Щерба, «актуальнейшей в русской филологии»1. Степень трансплантации2 инославянских рефлексов, а следовательно, и возможности их взаимодействия с исконными элементами определяются прежде всего способностью языковой системы и её страт трансплантировать иноязычные включения. Достаточно показательны в этом плане тексты-реципиенты церковнославянского (русской редакции), восточнославянского и старорусского языков.

I. Трансплантация инославянских элементов в церковнославянский язык ограничивалась стабильностью текстов «священного писания». Однако на фоне генетической однородности, представленной южнославянскими рефлексами сочетаний с плавными, *1], *к!, *§1, выделялись восточнославянские элементы. Как правило, «слабым звеном» становились рефлексы *] которые уже в древнейших датированных списках авторитетных памятников фиксируют две диаметрально противоположные тенденции: то с сохранением исходного рефлекса (89 %) в Остромировом Евангелии 1056 года, то с последовательной его заменой восточнославянскими рефлексами (93,3 %) в Новгородских Минеях 1095-1097 годов3.

В дальнейшем как в рукописных, так и в старопечатных списках наиболее значительных памятников церковнославянского языка (Евангелие, Псалтирь, Апостол) также отчетливо прослеживаются различия в судьбе рефлексов, ярко представляющих старославянскую традицию, и рефлексов *] которые чаще всего нарушают генетическую гармонию текста, например: посрам#т с# ако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.