Научная статья на тему 'Изобразительные средства отечественной карикатуры XVII-XX веков'

Изобразительные средства отечественной карикатуры XVII-XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2549
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИЧЕСКОЕ / СМЕХ / САТИРА / КАРИКАТУРА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / SATIRE / CARTOONS / COMIC / ILLUSTRATION / LAUGHTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чепуров Игорь Владимирович

В статье рассматривается процесс развития отечественной карикатуры. Автор исследует истоки зарождения сатирического жанра в обществе и появление первых карикатурных иллюстраций. Также исследуются функциональность, социальная востребованность и смыслообразо-вание сатирических образов отечественной карикатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC ARTS DOMESTIC CARTOONS OF THE XVII-XX CENTURIES

The article considers the process of development of domestic cartoons. The author explores the origins of the origin of the satirical genre in society and the appearance of the first cartoon illustrations. Explore functionality, social relevance, masloobrazovateli satirical images of domestic cartoons.

Текст научной работы на тему «Изобразительные средства отечественной карикатуры XVII-XX веков»

ЧепуровИ.В.

Оренбургский государственный университет,

E-mail: garry_ic@mail.ru

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КАРИКАТУРЫ

XVII-XX ВЕКОВ

В статье рассматривается процесс развития отечественной карикатуры. Автор исследует истоки зарождения сатирического жанра в обществе и появление первых карикатурных иллюстраций. Также исследуются функциональность, социальная востребованность и смыслообразо-вание сатирических образов отечественной карикатуры.

Ключевые слова:комическое, смех, сатира, карикатура, иллюстрация.

Когда мы слышим слово «карикатура», то первое что приходит на ум - это шарж, содержащий некую издевку в изображении его персонажа. В прочем, существует и такое определение данного вида графики: «карикатура обладает тем замечательным свойством, что удачный рисунок, вызывающий веселое одобрение читателя, как бы выражает его собственные чувства и мысли, метко и безошибочно схваченные карикатуристом» [1, с.4].Однако, причислять карикатуру именно к изобразительному искусству будет не совсем правильно, так как люди используют техникукарикатуры в иллюстрировании литературных произведений, в театральном искусстве, в периодической печати и других средствах массовой коммуникации.

Для того, чтобы понять принципы смысло-образования карикатурыи-зобразительными средствами, проведем исторический срез для выявления социальной функции данного явления, определим карикатуру как элемент смехо-вой культуры и рассмотрим момент ее зарождения в социуме. Одним из первых можно считать первобытное, племенное, общество. Первобытные люди объединялись в племена для того, чтобы им было проще выживать в условиях дикой природы. Именно здесь смех стал использоваться целенаправленно и проявил свою первую функцию - регулятивную. Коллективное-осмеяние членов племени, нарушающих племенные законы, являлось своеобразным изгнанием, отлучением человека от общины племенного общества, что для него приравнивалось к смерти, так как вне первобытного племени человек выжить практически не мог.

По мере увеличения численности племен и населенности, между ними начла возникать борьба за территорию. Здесь мы встречаем следую-

щую функцию смеха. В отрядах племенных войск встречались шуты, как определенный вид воинов. Они выступали в начале сражения и нарушали боевой настрой врага шутками и насмешками.-«Из мифов и героической эпики различных фольклорных традиций того периода можно выделить три вида «воинского» смеха: ликующий - от избытка сил; издевательский - над самоуверенностью готовящихся к бою противников; насмешливый - над поверженным врагом после заслуженной победы в тяжелом бою» [2, с.8].

Третья функция «направленного осмеяни-я»выявилась в моментпоявления слоев населе-ния,социального неравенства и политического строя. Одним из первых было античное общество. «Направленный» смех проявил себя в момент перехода общества от мифологического к социально-экономическому и политическому строю. Осознав свою самостоятельность и независимость от мифологических богов, человек стал высмеивать существующий политический строй и иллюзорные общественные идеалы. Поскольку этот период был расцветом театрального искусства в античном обществе, именно через этот вид социальной коммуникации человек стал выражать свою гражданскую позицию посредством смеха. Таким образом, определилась очередная функция смеха - политическая. В какой-то степени она похожа на социально-регулятивную, как в первобытном обществе, однако есть принципиальное различие в направленности «высмеивания». Если в пер-во-бытном обществе это совместное осмеяние отдельных членов общества, как правило, не относящихся к правящим структурам, то для политического смеха характерна обратная направленность, здесь определенные личности либо группы населения выражают свою соци-

альную позицию, высмеиваю сложившиеся устои общества и политическую ситуацию.

Именно политические темы являются наиболее излюбленными для карикатуристов. Можно сказать, что карикатура - это графический способ выражения человеком, или группой людей, своей гражданской позиции. Через сатиру, иронию и сарказм выражали «глас народа» художники-карикатуристы, обличая и высмеивая известные политические персоны, и их деятельность. Родиной графического воплощения данного вида смеховой культуры считается Великобритания. «Еще А.С. Пушкин писал: «Англия есть отечество карикатуры и пародии. Всякое замечательное происшествие подает повод к сатирической картине...» [3, с.7]. Расцвет сатирической иллюстрации в Великобритании приходится на середину XVIII - начало Х1Хвека -время крупных политических перемен не только в стране, но и в Европе в целом.

Это же время является и для нашей страны временем великих перемен, связано это с правлением Петра1.Ранее сатирическими героями были такие персонажи как шуты и юродивые, имевшие популярность в обществе. Театральное представление было их формой сатирического пародирования. В период правления Петра Представления этих пер-сонажей постепенно исчезают, в связи с усилением церковной цензуры, но их образ остается достаточно популярным и находит себе применение впечатной (лубочной) карикатуре. «Одна из самых известных работ «Шут Фарнос на свинье» изображает весьма нелепо одетого «детину». Через образ этого персонажа показано насколько безвкусно и глупо выглядят разодетые дворяне и бояре, в сравнении с простотой внешнего вида крестьян и малообеспеченных горожан» [4, с.90].

Среди карикатур XVIII столетия известны также такие, как «Шемякин суд», «Как мыши кота хоронили» и многие другие, в которых русский художник высмеивает жадность, грубость, воровство со стороны дворян и власти, бездействие и продажность судебных властей. В ответ на петровские перемены, которые не всем пришлись по вкусу, была напечатана карикатура, где в изображении большого полосатого кота прочитывалось портретное сходство с великим русским императором (рис. 1).

Первые лубочные картинки печатались вручную, тираж был небольшим, поэтому этот

вид карикатуры не давал массовой общественной реакции. Однако с начала XVШвека ситуация изменилась в связи появлением печатных мастерских. Но, поскольку офортная печать была «привезена» из Европы великим русским императором, продукция первых Петербургских мастерских чётко отслеживалась цензурой. В то время как печатная продукция московских мастеров была менее ограниченной, что способствовало появлению сатирических листов, особенно после лишения Москвы титула столицы в 1712 году. Карикатуры начала XVШвека носили политический характер, выражая недовольство прогрессивному обществу Петра !как со стороны народа, не принимающего нововведения русского императора, так и со стороны дворянства, лишенного прежней власти. Хотя лубочная карикатура XVIII века отличалась своей наивностью, в ней ясно проявляются основные черты этого жанра - это обличительный характер изображений, высмеивание и критика, выраженная графическим способом. Отсюда можно смело предполагать, что начало отечественной сатирической печати заложено именно в ней.

После смерти Петра I и перенесения столицы обратно в Москву, снизилось количество карикатур, издаваемых в печатных мастерских, так как они были под контролем государственной цензуры. Тем не менее, на-родная карикатура не перестает существовать, так как на смену великому императору пришла Екатерина II, известная своей неординарностью и любвеобильностью. Об этом свидетельствует не только российские, но и европейскиепотешные листы, к при-меру«Имперский прыжок» (рис. 2). Французская карикатура на Екатерину II, обсуждавшую возможность захвата Константинополя и возрождения Византийской империи» [5].

Затишье отечественной сатирической печати было прервано теми же французами в начале XIXвека. В это время «на арену общественной жизни России вышла профессиональная карикатура, обособившаяся в самостоя-тельный жанр сатирического искусства. Ее расцвет связан с Отечественной войной 1812 года, с борьбой народа за национальную независимость. Сатирические листы И. Теребенева и И. Иванова, высмеивающие завоева-тельскую политику Наполеона и прославляющие подвиг простых русских людей, явились вершиной сати-

Рисунок 1.

l.f'VJ I.VHf.f JiWifH.VH

Рисунок 3.

рической графики той поры» [6, с.4]. Здесь в полной мере выразила себя военно-стратегическая карикатура, вставшая на защиту Российской империи от европейского врага (рис. 3).

Говоря о карикатуре начала Х1Хвека, нельзя не упомянуть А. Венецианова. Именно он создал первое российское сатирическое издание - «Журнал карикатур на 1808 год». «Журнал Венецианова начал выходить одновременно с литературным журналом «Сатирический театр, или зрелище людей нашего света». Издание карикатур подвергалось немедленному запрещению. Да и «Сатирический театр» просуществовал не более года» [7, с.5].

Таким образом, отечественная карикатура Х1Хвека носила в большей мере военно-стратегический характер, поскольку это «оружие» было в руках правящих структур. После применения «сатирической атаки» против Наполеона I, на время вновь возникло затишье в печати сатирических изданий, до начала Крымской войны против Наполеона III и противника России британского министра лорда Пальмерстона. Ряд патриотических карикатур выполнил Н. А. Степанов, который в 1859 году вместе с литератором В.С. Курочкиным основывает журнал «Искра»,тем самым возобновляя выпуск сатирических изданий. Этот журнал стал основным источником политической карикатуры конца Х!Хстолетия. Вместе с другими изданиями («Гудок», «Будильник») «Искра» формировала сообщество новых народных художников, осмелившихся начать массовый выпуск политических карикатур обличающих несоответствие существующей власти процессам протекающим в обществе того периода.

Карикатура конца ХЖвека формировала массово патриотический настрой в обществе, нагнетала революционную обстановку, раскрывая всю правду о политических процессах и царской власти. Острая политическая сатира присутствовала не только в графических работах таких мастеров как В. Тимм, Е. Ковригин,

А. Агин и Н. Степанов, но и в литературных произведениях Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Благодаря этому, к началу ХХ столетия авторитет русского самодержавия выглядел весьма сомнительно, а сила народного волнения достигла предела.

Первая русская революция 1905 года ознаменовала переход направленного действия са-

тиры от формирования информационного пространства к наступательным действиям. Народные восстания развязали руки и мастерам-ка-рикатуристам, так как цензура не успевала подавлять напор общественного протеста. За революционный год в России вышло в десятки раз больше журналов, чем за весь предыдущий век.

«Главное в политической графике той поры — утверждение пафоса революционной борьбы. Если сатирическая графика периода демократического движения XIX столетия, в пору 1860-х годов, носила в основном обличительный характер, опираясь на эстетические концепции русского критического реализма, то изобразительная сатира 1905 года приобретает агитационные черты. И не случайно это новое качество сатиры получило свое дальнейшее развитие уже в советскую эпоху» [6, С.6].

В самом начале ХХстолетия, в момент становления отечественной ка-рикатуры, над сатирическими рисунками (рис. 4) трудились такие русские художники как Б. Кустодиев, И. Бродский, И. Билибин, Н. Фешин, Е. Лансере, В. Серов, М. Добужинский и другие великие живописцы русского модерна. Некоторые из них понимали, что будущее непредсказуемо и та машина, которую они создают, уничтожит то, на чём они были взращены. Отсюда становится понятна особенность карикатуры в том, что она способна критиковать, обличать и разрушать те объекты, против которых направленно её действие, но карикатура не способна создавать. В её основе лежит сатирический смех, а он, как известно из истоков смеховой культуры, носит разрушительный характер.

Создавалось новое общество, общество крестьян, заводских рабочих и ремесленников, которое строило своё государство на основе отрицания прошлого опыта российского государ-

ства, культурного и интеллектуального наследия нашей страны. Классические виды искусства (театр, живопись, литература), были чужды и непонятны пролетариату, так как требовали более высокого уровня образования и эстетического воспитания. Новому обществу с новым уровнем сознания нужны были иные формы информационного смыслообразования, более простые (примитивные) и четко выражающие заявленную проблему. В связи с этим, отечественное художественное искусство, в том числе и карикатура, претерпело серьезное снижение качественного уровня выполнения иллюстраций-.Графическое исполнение карикатурных зарисовок в журнальном, газетном и плакатном искусстве по стилю стало соответ-ствовать интеллектуальному уровню и более примитивно-мумышлениюцелевой аудитории-рабочих, крестьян, солдат, представителей малого бизнеса, торговли и пр.

Вовремена первой мировой войны и революции на смену художникам русского модерна пришли футуристы, конструктивисты и аван-гардисты.Новая карикатура создавалась профессиональными художниками и литераторами, такими как К. Малевич, В. Родченко, В. Маяковский, Н. Ремизов, А. Юнгер и другие. Их стиль изображения сильно отличался от графики предшествующих авторов. Находясь в поиске изобразительных форм доступных для понимания как рабочему классу, так и вовсе безграмотному населению, художники вновь прибегли к лубочным принципам подачи графической информа-ции.«С началом войны Маяковский, как и Малевич, стал активнейшим сотрудником издательства «Сегодняшний лубок». Маяковский как поэт, Малевич как художник определили стиль и характер выпускаемых лубков. Лаконично-меткие и остро неожиданные подписи-двустишия

Рисунок 4.

Маяковского точно соответствовали повышенной декоративности и ритмике лубков Малевича. Маяковский в своих листах следовал за ним, но ритмика и импульсы стихов поэта в свою очередь сказывались в образных решениях Малевича» [8, с. 164].Найдя подходящую форму подачи, опробовав ее в период первой мировой войны (рис. 5), художники, литераторы и новая власть успешно реализовалинаработанный опыт в подготовке к великой октябрьской революции 1917 года.

Таким образом, для нашей страны наступил XX век - век отечествен-ной карикатуры. «Именно в этот период политическая карикатура стала неотъемлемой частью периодической печати, одним из самых популярных жанров изобразительного искусства» [6, с.7].

Сатирическая графика первой половины ХХ столетия имеет остро-политический характер и стоит «на службе» у советской власти. В.И. Ленин лично просматривает и корректирует некоторые работы сатириков. Задача новой карикатуры - возвеличивание пролетариата на фоне потерпевших поражения меньшевиков. По-прежнему художники часто прибегают к технике лубочной картинки, как в известной ин-терпретацииП. Лепешинским лубочной картинки «Как мыши кота хоронили», где в роли ожившего кота предстал Ленин.

«'«•І» І» ІМІ>а ІаМм ММІ» ІМИ

Рисунок 5.

Двадцатые годы - расцвет советской сатирической публицистики. Одновременно выпускалось более двухсот сатирических журналов. Одним из самых известных и долговечных был «Крокодил», первый номер которого выпустили в 1922 году. Но было и много изданий ограничившихся одним выпуском, но сыгравших не малую роль. Таким был созданный В. Маяковским «БОВ» - один из первых журналов на основе пролетарской идеологии. Он сделал попытку перенести принципы и приемы графического оформления изданий «Окон сатиры РОСТа» в журнальную форму печатных публикаций. Художественный образ новой карикатуры исключал все лишнее, передавая смысл через символическое сочетание линии, пятна и текста, в рисунках часто появлялся плакатный стиль подачи изображения. «То, что начал «БОВ», было продолжено другим изданием, сыгравшим выдающуюся роль в истории сатирической периодики и политической графики. Речь идет о «Крокодиле» — органе «Рабочей газеты». С этим изданием связано творчество почти всех крупных советских карикатуристов и старшего, и последующих поколе-ний»[6, с.12].

«Крокодил» стал одним из наиболее популярных изданий в советском союзе. К. Еремеев, возглавивший это издание, перенес в него основной принцип, применяемый им ранее в дооктябрьской газете «Правда» - это тесная связь с читателем. Такой подход определил как новые тенденции в карикатуре, так и стиль сатирической графики. Критика процессов государственного масштаба все меньше интересовала читателя, да и поводов для критики новая власть не давала, поэтому задачей карикатуриста было выявление отдельных личностей и событий не соответствующих новым правилам и общественной идеологии. Эту задачу Еремеев решил, открыв в первый же год «страничку читателя», в «Крокодиле» стали публиковать работы, присланные в редакцию обычными людьми, а не профессиональными художниками. Это нововведение позволило карикатуре стать более тенденциозной, но не-сколько снизила художественную составляющую сатирических образов. Можно в очередной раз сопоставить отечественную карикатуру с лубочной картинкой, так как она вновь приобретает народный (самобытный) характер. Таким образом, задачей сатирических изданий было постоянное от-

слеживание и высмеивание пороков общества, на первом плане стояла оригинальность жанра и актуальность заявленной автором-карикату-ристом проблемы, нежели художественная выразительность рисунка.В свою очередь, глобализация политической сатиры переросла в критику частных явлений, выполняя регулятивную функцию в социуме, сродни с коллективным осмеянием членов племени нарушающих племенные законы архаического общества.

Логичныйпереход регулятивной карикатуры к военно-стратегической произошел на рубеже тридцатых и сороковых годов ХХ века, когда перед отечеством нависла новая угроза и все средства борьбы были направлены против нацистской Германии.

Мастерство советских карикатуристов на тот момент было признано неоспоримым и являлось неотъемлемым оружием советской власти. Систематически использовали карикатуру в плакатах художники -Б. Ефимов, В. Дени, М. Черемных, Л. Бродаты, Д. Моор, В. Лебедев и др. «Листы «Боевого карандаша», как и «Окна ТАСС», были и героическими и сатирическими, но ведущую роль играли сатирические листы. Их делали Н. Муратов, И. Астапов, В. Курдов, Ю. Петров, В. Гальба и другие» [9, с.57].

Мастера плакатного искусства с новыми силами двинулись в бой. Одними из них были

В. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов назвавшие свое творческое сообщество «Кукрыниксы». Они начали работать вместе в тридцатые годы, как и все боролись с внутренними проблемами госу-дарства: разгильдяйство, воровство, вредительство и воображаемая оппозиция власти. Но с приходом войны «Кукрыниксы» развернули ак-тивную антифашистскую пропаганду: разрушали преувеличенный военный потенциал захватнической Германии своими карикатурами (рис.6); приободряли и поднимали патриотизм советских солдат смешным и уродливым изображениямиГитлера и его союзников. «В эти годы талант и искусство Кукрыниксов поднялись на неизмеримую высоту. День за днем, штрих за штрихом художники созда-ва-ли летопись войны и не просто регистрировали хронику событий, но подключались к борьбе, яростно атакуя врага, находя и беспощадно выставляя на всеобщее обозре-ние его безобразие, слабости, уязвимые места и отвратительно-комические черты. Их рисунки были не толь-

ко на первой линии обороны, но и первыми летели в атаку. И задолго до наших частей и даже разведчиков карикатуры Кукрыниксов оказывались в тылу врага»[10, с.6].

Итак, проанализировав развитие такого жанра изобразительного искусства как карикатура, можно сделать следующие выводы. Карикатура основана на таких видах комического, как сатира, сарказм и ирония. Все эти виды имеют направленное действие, служат для высмеивания, критики, разоблачения, разрушения идеалов и так далее. В связи с этим, мы выявили одно из свойств карикатуры - она способна разрушать, но не создавать. Созидательное свойство смеха характерно для такого вида комического, как юмор.

Хотя мы ассоциируем карикатуру с насмешливым рисунком, первые проявления данного жанра встречаются не в изобразительном искусстве, а в театре, политике и литературе. Также, из исторического развития карикатуры мы выделили три основные функции: регулятивную, военно-стратегическую и политическую. Как правило, функциональность карикатур изменяется по мере развития общества, смены идеалов и возникновения новых социальных процессов. Направленное осмеяние сатирической публицистики является мощным оружием, способным формировать общественное мнение. Но, это оружие может в любой момент быть на-

Рисунок 6.

правленно в любую сторону, как против внешнего врага,так и против внутреннего, а порой и против тех, кто его создавал.

Говоря об отечественной карикатуре, можно сделать выводы, что она имеет определенную художественную специфику. Это выражается в ее истоках (русский лубок) и народной содержательности. Изобразительные средства карикатуры как правило очень просты и наполнены смыслом, явным либо скрытым. Такую графическую форму подачи карикатуры определила

социальная востребованность данного жанра, поскольку часто иллюстрации были рассчитаны на рабоче-крестьянские слои общества, которые в свою очередь не всегда обладали грамотностью и должным уровнем интеллектуального, и культурного развития. Тем не менее, зарождение карикатуры является явным признаком развития общества, так как часто именно она является графическим способов выражения человеком своей гражданской позиции.

14.03.2014

Список литературы:

1. Ефимов, Б. Школьникам о карикатуре и карикатуристах: книга для учащихся / Б. Ефимов. - М.: Просвещение. 1976. -192 с.

2. Дмитриев, А.В. Сычев А. А., Смех: социофилософский анализ / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, 2005. - 592 с.

3. Шестаков В.П. Гиллей и другие... Золотой век английской карикатуры. - М.: Российский государственный гуманитарный университет,2004. - 142 с.

4. Чепуров, И.В.Генезис форм выражения комического в русском лубке и экстраполяция его стилистических особенностей в элементы графического дизайна ХХ-ХХ1 века / И.В. Чепуров //Вестник Оренбургского государственного университета №9(128) -ГОУ ОГУ, 2011. - 178с.

5. Артемьев, А. Женский род, единственное число. 31 спорный вопрос» русской истории: Россия под властью императриц / Артемьев, А.// Lenta.ru - российское новостное интернет-издание, раздел «Наука». - URL: http://lenta.ru/articles/2013/ 12/09/с2агтаз/(09.12.2013).

6. Павлов, Г.Н. Оружия любимейшего род / Г.Н. Павлов. -М.: «Сварог и К»,2002. - 96 с.

7. Осетров, Е.И. Рождение и жизнь «Волшебного фонаря»: приложение к факсимильному изданию ««Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верной кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию» / Е.И. Осетров - М.: Книга. 1988. - 36 с.

8. Музыкант, В.Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: «Эксмо», 2006. - 240 с.

9. Демосфенова Г.Л., Советские плакатисты - фронту / Г.Л. Демосфенова. - М:, «Искусство» -1985. - 280 с.

10. КлависВ., МещеряковаА., МурыгинА., Кукрыниксы. Графика 1941-1945. Альбом / В. Клавис, А. Мещерякова, А. Мурыгин, - М.: Издательский дом Мещерякова, 2006. - 184с.

Сведения об авторе:

Чепуров Игорь Владимирович, ассистент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета.

460013, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 912212, e-mail: gar-ry_ic@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.