УДК 81'27: [070=811.111]
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРЕССА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОЭКОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «THE WEEK»)
Е. А. Шпомер, Е. С. Седельникова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены материалы британского журнала «The Week» с точки зрения соблюдения / нарушения данным изданием этичности речи и кодекса поведения журналиста. В представленном материале проанализированы креализованные тексты и выявлены нарушения журналистской этики в аспекте какологичности коммуникативного выбора, приводящего к разного рода фрустрациям.
Ключевые слова: лингвоэкология, языковая норма, этичность, неэтичность, агрессия, современная зарубежная пресса.
В последнее время в разных видах СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение) наблюдается, помимо прочего, негативная тенденция, связанная с нарушением требований такого коммуникативного качества речи, как чистота, которое В. П. Антоновым и И. В. Пекарской трактуется в узком смысле как отсутствие в устной речи элементов, чуждых литературному языку (просторечных, жаргонных, арготических, диалектных, фамильярных, канцелярита и пр.), в широком - как свойство речи, не приемлющее не только отвергаемых литературным языком средств, но и таких элементов, наличие которых отрицательно сказывается на благоприятном восприятии звучащей речи (разного рода ангофразические средства, как «заполнители» незапланированных пауз - парафо-нетизмы, паралексемы и пр.; пустословие и его антипод - немотивированное многословие и др.) [1, с. 75-84]. Загрязнение литературного языка вызывает негативные эмоции у читателей печатных СМИ, радиослушателей и телезрителей. К сожалению, частыми стали и случаи нарушения различными СМИ этики. Журналисты отклоняются от норм профессионального поведения, могут публиковать статьи с содержанием или иллюстрациями, вызывающими противоречивые чувства у читателей / зрителей / слушателей и оскорбляющими чьё-либо достоинство.
Небрежные обращения, грубые выражения и вызывающие карикатуры не украшают ни газетную, ни журнальную и ни иную публичную речь. В настоящее время многие учёные исследуют подобного рода негативные средства языка (см., например, об этом: [2], [3], [4] и др.), уделяя особое внимание языку печатных средств массовой информации (см. об этом [5], [6] и др.).
Актуальность выбранной темы исследования определяется в первую очередь злободневностью самой рассматриваемой нами проблемы, насущной необходимостью предотвратить проникновение ненормативного узуса в систему языка с целью избежать негативного влияния на массового потребителя публицистических материалов. Цель настоящей работы - изучить и описать специфику использования языковых и неязыковых средств, которые позволяют журналистам создавать компрометирующие материалы, нарушающие чистоту и этичность речи. Источником сбора эмпирического материала послужило зарубежное журнальное издание «The Week».
Для достижения поставленной цели мы проанализировали выпуски журнала «The Week», издаваемого в Великобритания, обложки которых привлекли наше внимание тем, что они содержат нарушения требований как этики в целом, так и журналистской этики в частности. Приведём наиболее яркие, по нашему мнению, примеры.
В. В. Путина часто изображают в компании с другими политическими лицами. На обложке одного из выпусков «The Week» (The Week, October 2015) Президент Российской Федерации изображён стоящим в обнимку с Президентом Сирии Башаром Асадом. Они, будто довольные своей работой, делают «селфи» на фоне взрывающихся бомб.
Заголовок статьи, который сопровождается названной иллюстрацией, неэтичен, как неэтична и сама карикатура: «Putin's war» («Война Путина» - перевод здесь и далее - наш). Подзаголовок подчёркивает «близость» отношений правителей двух стран: «The cost of propping up Assad» («Цена поддержки Ассада»). Подобная журналистская работа, попадая в руки читателям, воспринимается ими агрессивно, так как в их массовом сознании формируется представление о том, что Россия и Сирия наслаждаются военными действиями.
Выпуск от 6 августа 2016 года (The Week, August 2016) снова выставляет В. В. Путина в невыгодном свете. Его новая роль здесь - роль кукловода, к чьим рукам за нитки прикреплены две марионетки: одна - Дональд Трамп, а другая - Хилори Клинтон (оппоненты в борьбе за президентское кресло США).
Данная иллюстрация сопровождается надписью: «Putin's power play. Is Moscow interfering in US politics?» («Путинская игра во власть. Вмешивается
ли Москва в политику США?»). Делаем вывод, что журналисты «The Week» считают Президента России владыкой мира, который контролирует ситуацию не только в своей стране, но и в чужой («влезает» в политические дела других стран и управляет государственными личностями, руководствуясь собственными прихотями).
Налицо вновь нарушение этических норм и пятого пункта Кодекса о запрете использования недостоверной информации [7]. Кроме того, неэтично и «называние» Трампа и Клинтон марионетками (куклами, не способными самостоятельно принимать решения).
Ещё более ошеломляющая публику визуализация Президента России появляется в августовском номере «The Week» за 2014 год [The Week, August 2014]: взгляд «героя» статьи обречённый, руки его в крови, а из-за его спины торчат ракеты, которые расположены таким образом, что напоминают рога дьявола. Читатель понимает, что Путин - виновник какого-то страшного события. Заголовок «Blood on his hands» («Кровь на его руках») усиливает страх читателя.
Подзаголовок данной публикации раскрывает её лаконичное название: «Will a passenger plane's destruction turn Putin into to international pariah?» («Станет ли Путин международным изгоем после уничтожения пассажирского самолета?»). Этот материал также не соответствует Кодексу поведения журналиста Великобритании (Code of Conduct, United Kingdom // http://ethicnet.uta.fi/united_kingdom/code_of_conduct), а именно второму его пункту: «A journalist strives to ensure that information disseminated is honestly conveyed, accurate and fair» («Журналист стремится к тому, чтобы распространяемая информация была передана честно, точно и справедливо»). Этим самым автор публикации и журнал в целом нарушают этические нормы (несправедливо считать, что кровь всех погибших на руках лишь у Путина, и что трагедия остаётся только на его совести). Нецелесообразное использова-иие языковых средств в данном случае ведёт к нарушению норм этики.
Ещё одну иллюстрацию, характеризующую неэтическое отношение к политическим деятелям, можно встретить в выпуске «The Week» за июль 2015 года [The Week, July 2015]. Президент России В. В. Путин зовёт в лужу с грязью Президента США Барака Обаму. Засучив рукава, Обама стремится к грязному, но довольному Путину.
Данное изображение вызывает неприятное чувство брезгливости у читателя, но использование нецензурной лексики в названии «Into the muck. Obama's decision to dip the U.S.'s toe into Syria's quagmire» («В дерьмо. Решение Обамы втянуть США в трясину в Сирии») шокирует читателя еще больше, заставляя его задуматься, а в лужу ли так усердно завлекает Путин Барака Обаму.
Данная публикация вызывает у читателя как минимум смятение. И, несмотря на то, что в английском языке (в 1366 г.) впервые зафиксирована лексема «rude» в значении «ignorant, uneducated» (невежественный, необразованный, неотёсанный), британские журналисты часто пренебрегают вежливостью, тем самым нарушая этические нормы, не замечая порой границ дозволенного.
Наряду с использованием образа Президента РФ В. В. Путина в оскорбительного типа изданиях, «The Week» представляет и Дональда Трампа (в то время - кандидата в Президенты США) в невыгодном свете [The Week, May 2016]. Иллюстрация на первой странице этого номера неоднозначна и фривольна: довольный Трамп держит за руку мужчину, вызывая тем самым негодование аудитории (читатель начинает подозревать данного государственного деятеля в нетрадиционной сексуальной ориентации). А публикация такой карикатуры в сочетании с названием данной статьи: «Sweet surrender. The republican debate over whether to get in bed with Tramp» («Сладкая капитуляция. Республиканские дебаты по поводу того, лечь ли в постель с Трампом») констатирует отсутствие этических принципов у создававших подобный материал журналистов.
Обложка выпуска журнала «The Week» за октябрь 2016 года вновь не вызывает сомнений по поводу своей неэтичности [The Week, October 2016]. Цель данного материала - сформировать у читателя негативное, презрительное отношение к кандидату в Президенты США. Не приемлемы, с точки зрения этики, как заголовок «Tramp's disgrace. Is his campaign doomed?» («Постыдный поступок Трампа. Его кампания обречена?»), так и неприличное, даже вульгарное, изображение Дональда Трампа, с ехидной гримасой трогающего за грудь Статую Свободы, которая шокирована происходящим.
Таким образом, приходим к выводу, что журналисты периодического издания «The Week» с каждым выпуском всё чаще и в более смелой и грубой форме используют заглавия и иллюстрации, нарушающие этические нормы, принятые в цивилизованном обществе.
Важно отметить, что нецелесообразное использование языковых средств, отрицательно воздействующих на читателя, формирует у него необъективный взгляд на происходящие события.
Журналисту следует избегать нарушений этики, не позволять себе пренебрегать такими коммуникативными качествами, как содержательная правильность, целесообразность, уместность, эстетичность и др., а также строить свою речь и использовать креализованные тексты в соответствии с Кодексом профессиональной этики журналиста.
Библиографический список
1. Антонов, В. П. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине: в 7 частях. Ч. 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная коммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под общ. ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 320 с.
2. Матяшевская, А. И. Сниженная лексика в СМИ: классификация, употребление, этнокультурные различия (на материале российских и британских газет): автореф. дисс. ... канд. филол. наук / А. И. Матяшевская. - Саратов, 2014. - 23 с.
3. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
4. Стернин, И. А. Общественные процессы и развитие современного русского языка. Очерк изменений в русском языке конца ХХ века / И. А. Стернин. - Воронеж, 2004. - 93 с.
5. Матяшевская, А. И. Сниженная лексика в британских и российских печатных СМИ (на материале газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «The Observer», «The Sun», «The Daily Star») / А. И. Матяшевская // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2012. - Вып. 4. - С. 106-111.
6. Петрова, Н. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии / Н. Петрова, Л. Рацибурская. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 160 с.
7. Code of Conduct, United Kingdom. - URL: http://ethicnet.uta.fi/united_kingdom/code_of_conduct (дата обращения: 13.03.2017).
© Шпомер Е. А., Седельникова Е. С., 2017