ВИЗАНТИЙСКАЯ ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА В ГОРОДАХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ПЕРИОДА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - КОНЕЦ XIV вв.)*
© 2012 г. С.Г. Бочаров, А.Н. Масловский
Крымский филиал Института археологии НАН Украины, г. Симферополь; Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, г. Азов
Ключевые слова: города Северного Причерноморья, поздневизантийский керамический импорт, хронологические этапы, техника и технология производства, методика классификации.
Золотоордынские городские центры Северного Причерноморья, такие как Азак (Тана) с его округой в устье Дона, города Крымского полуострова (Солхат, Судак, Каффа, Кырк-Ер, Чембало, Алустон, Херсонес и др.) и устья Кубани, одновременно являлись в мировой торговой системе северовосточной окраиной Средиземноморья (рис. 1: 1). Этот регион длительное время был связан с Византийской империей, частично входя в ее состав, частично поддерживая интенсивные торговые связи с ней. Это не могло не сказаться на многих аспектах материальной культуры этих центров, в том числе и на составе поливной керамики, используемой населением.
* Работа выполнена при поддержке российско-украинского гранта ДФФД Украши (проект № Ф40.5/002 «По-лив'яний посуд Швденно-Схщного Кри-му в системi керамiчного виробництва середньовiчного Причорномор'я») и РФФИ (проект № 11-06-90401 а_Укр «Поливная посуда Юго-Восточного Крыма в системе керамического производства средневекового Причерноморья»).
Для изучения поздневизантийской поливной керамики значение материалов этого региона очень велико. Они позволяют существенно уточнить хронологию ее производства. Многие городские центры в Северном Причерноморье существовали непродолжительное время, причем значительная часть находок происходит из закрытых комплексов. Особенно выделяется их количеством золото-ордынский город Азак, где удалось проследить динамику изменения площади города в течение всего периода его существования (рис. 1: 2).
Большинство таких комплексов в этом городе представляют собой округлые в плане погреба (рис. 1: 3-8), которые, после того как приходили в негодность или при перепланировках усадеб, забрасывались мусором. Их заполнение происходило за очень непродолжительный отрезок времени, как правило, в течение 1-2 лет. Это хорошо фиксируется по завалам глины (рис. 1: 5-6), которые образовывались в дождливые сезоны и по хорошо
сохранившимся следам от землекопных орудий на стенках ям (рис. 1: 7). Благодаря этим комплексам, в нашем распоряжении много археологически целых находок поливных сосудов.
Кроме обильных находок керамики, здесь также часто встречаются медные золотоордынские монеты. Даже если на монете нет года чеканки, на них присутствуют постоянно сменявшиеся эмблемы. Срок обращения медной монеты, в первом приближении, был невелик (Федоров-Давыдов, 2003, с. 36-39). В нумизматике Золотой Орды выделены сотни типов медных монет - пулов, в т.ч. в Азове встречено свыше 200 типов (Фоми-чев, 1981, с. 219-241). Но огромное большинство находок из Азака относится всего к примерно 20 типам (рис. 1: 8-21), которые позволяют выделить среди керамического комплекса следующие хронологические этапы: 1 этап - последняя четверть XIII - первое десятилетие XIV в. (рис. 1: 8-10), 2 этап - 1320-е годы (рис. 1: 11), 3 этап - 1330-1340-е годы (рис. 1: 12-13), 4 этап - 1350-е годы (рис. 1, 14-15), 5 этап - 1360-1370-е годы. (рис. 1, 16-18), 6 этап - 1380-1390-е годы (рис. 1, 19-21). Раскопки недолго существовавшего поселения Семеновская крепость (Кабарди -итальянских портоланов), где найдены византийские монеты, позволили выделить еще один хронологический этап - третья четверть XIII в. (Волков, 2005, с.136-138). Этот этап в Азаке представлен единичными комплексами (Масловский, 2006а. С.268-293).
Таким образом, можно датировать находки керамики из Азака в пределах временных интервалов 10-15 лет. Материалы Азака позволяют уточнить датировку многих материалов
из раскопок городов Крыма, в частности, Херсонеса, где закрытых комплексов значительно меньше, но и они, как правило, содержат примесь более ранних материалов. Находки же из культурного слоя, даже при самых тщательных раскопках, всегда содержат смесь разновременных артефактов. Часто в поздних слоях ранние по времени материалы могут составлять большинство. Так, например, в Азаке в комплексах XVIII в. большая часть находок относится к XIV в. Только в последнее время стали выявляться материалы из недолго существовавших поселений, которые могут быть датированы в пределах коротких хронологических отрезков (Бочаров, 2007, с. 12-17).
Золотоордынский Азак является местом, где встречаются изделия очень разных по своему происхождению и традициям гончарных центров - Византии, Юго-Восточного Крыма (Каффа, Солхат, Судак), самого Азака и Нижнего Поволжья, а также более удаленных центров Италии, Ближнего Востока, Средней Азии (Масловский, 2006б, с. 340-461). Анализ этих материалов показал ущербность широко распространенной системы классификации красноглиняной керамики по стилю и технике орнаментации. При такой методике в одном таксоне объединяется продукция самых различных, подчас очень удаленных друг от друга центров, и часто разновременная. В итоге неверные датировки дают основания к неправильным выводам об эволюции и взаимовлиянию гончарных производств.
При исследовании керамики использовались методические разработки А. А. Бобринского (1978), которым разработаны аналитические приемы
Рис. 1.
1. Карта Северного Причерноморья с местами находок византийской поливной керамики. 2. Карта городища золотоордынского Азака с указанием его границ в различные хронологические периоды. 3-7. Закрытые комплексы из раскопок золотоордынского Азака. 8-21. Наиболее распространённые в Азаке типы медных монет, используемые для датировки закрытых комплексов.
выявления признаков использованных древними гончарами технологий, начиная с общего технического уровня до особенностей отбора сырья и режима обжига. Этот анализ позволяет выделять на основе визуально фиксируемых признаков продукцию отдельных гончарных мастерских, а также во многих случаях установить степень генетического родства между этими гончарными мастерскими.
Для дальнейшей классификации керамических материалов используется система с пятью уровнями членения, предложенная в работах И.В. Волкова (2005, с. 131-135). Таксоны первого уровня - «группы» - объединяют продукцию одной или нескольких близкородственных гончарных мастерских. Их выделение происходит на основании анализа технологических особенностей изготовления сосудов, которые могут быть определены визуально. Один гончар для изготовления разных сосудов мог использовать различные технологии, поэтому на втором уровне классификации сосуды, изготовленные в одной мастерской, но с применением различных технологических приемов, группируются в «отделы». Третий уровень классификации - «виды» - объединяет сосуды с одинаковым функциональным назначением, сходные по форме и размерам. Четвертый уровень классификации - «тип» - объединяет изделия с одинаковыми деталями профилировки и размерами. Пятый - «серия» - объединяет изделия с одинаковой орнаментацией.
Поскольку поливная керамика в различных регионах производилась примерно на одном технологическом уровне, то для ее классификации наиболее существенно установить осо-
бенности изготовления поддона чаш, наиболее массового вида поливных сосудов. В отличие от формы сосуда и элементов орнамента, которые могли копироваться по готовым образцам, техника изготовления поддона не копировалась. Эти навыки мастера гончары передавали от учителя к ученику.
Византийские гончары для изготовления поддона использовали массивную заготовку, которую наклеивали на уже готовое изделие. В подошве будущего поддона выбиралась выемка, поверхность которой обычно хорошо заглаживалась мокрой рукой. Образовавшаяся полость имеет в сечении сег-ментовидную, реже трапециевидную со сглаженными контурами форму. На материалах Северо-Восточного Причерноморья хорошо прослеживается постепенная эволюция профилировки поддона (рис. 2: 1-10). Она идет от широкого низкого поддона с мелкой выемкой к более высокому и узкому поддону с более глубокой выемкой, затем выемка становится сложнопро-филированной, а вершина поддона становится заметно тоньше подошвы и, наконец, поддон превращается в низкую ножку с глубокой полостью (рис. 2: 8-10). Многие звенья в этой эволюционной цепи длительное время сосуществовали друг с другом.
Такая технология изготовления поддона могла сохраняться в регионах, «потерянных» Византийской империей, как, например, в Болгарии, но могла и исчезать, сменяясь другими традициями, как это произошло с керамикой стиля «Милет», значительная часть которой производилась в бывшей византийской Никее и, очевидно, в других Малоазийских центрах. Сосуды этой группы XV в. имеют поддон,
изготовленный по очень своеобразной (Тесленко, 2005, с. 386-387), ранее не отмеченной технологии. В этом случае есть основание говорить о разрыве традиций гончарства и о появлении пришлой группы гончаров. Византийская гончарная традиция, конечно же, эволюционировала, но техника изготовления поддона сохранялась.
Необходимость учитывать этот фактор при изучении керамики наглядно демонстрируют материалы Азака. Поливные чаши местного азак-ского производства в своем большинстве имеют поддоны, изготовленные путем налепливания готового кольца, и только одна мастерская выпускала чаши с поддоном, полость которого вырезалась косо поставленным резцом. Наиболее многочисленная в XIV в. в Северном Причерноморье керамика производства городов Юго-Восточного Крыма (Каффа, Солхат, Судак) имеет поддоны, изготовленные по разным технологическим схемам. Но ни разу не отмечены поддоны, изготовленные по византийскому образцу. Местные северопричерноморские мастера могли копировать особенности формы сосудов и отдельные орнаментальные элементы византийских образцов. Но никогда они не копировали технологию изготовления поддонов византийских мастеров.
По технике изготовления поддона продукция византийских центров резко отличается от продукции гончарных мастерских не только Крыма и Азака, но и от изделий других центров Золотой Орды, Средней Азии и других регионов. Однако именно по этому признаку очень однородна византийская поливная керамика. И для дальнейшего разделения этого керамического комплекса на продукцию
отдельных центров приходится прибегать к второстепенным признакам: цвету и фактуре черепка, природным примесям, хорошо заметным визуально, цвету и толщине использованных глазурей, толщине гравированных линий орнамента. На основании этих признаков на настоящий момент можно выделить шесть основных групп византийской поливной керамики середины XIII-XIV вв., поступавших в Северное Причерноморье. Еще несколько групп, более малочисленных, специально в данной работе анализироваться не будут.
Первая группа (рис. 2: 11-13). К ней принадлежит значительная часть находок парадных блюд с сюжетными композициями из раскопок Херсоне-са. Эта серия многократно опубликована (Романчук, 2003, табл. 161, 169, 432, 449 и др.), потому не имеет смысла подробно описывать ее орнаментацию. Отдельные находки встречены при раскопках других крымских городов и Азака. Керамика отличается формовочной массой без видимых примесей и серо-коричневым цветом обжига. Глазурь нанесена тонким слоем и имеет очень характерный оливковый оттенок. Для расцветки орнамента использовались размытые пятна и полосы коричневого или зеленого цветов. Гравировка выполнена аккуратно тонкой неглубокой линией, а изображения изобилуют деталями. Среди сюжетов стоящие птицы, борющиеся животные (львы, змеи, фантастические существа), всадники-змееборцы. Наиболее известны большие блюда из раскопок слоя разрушений в Херсонесе. Однако наряду с этими широко известными вещами встречаются изделия более дешевые -чаши обычного размера с сильно сти-
Рис. 2.
1-10. Изменение внутренней полости поддона поливных византийских чаш. 11-13. Керамика 1 группы (11-12 - Херсонес; 13 - Азак). 14-25. Керамика 2 группы (14-22, 24 - Посидима, 23 - Азак).
лизованным растительным орнаментом. Эту керамику включают в группу «Zeuxippus ware» (Megaw, 1968, р. 68). Однако в нее A. Megаw объединил изделия очень разнородные по технологическим приемам. Находки из Азака позволяют уточнить верхнюю границу бытования херсонесских блюд с сюжетными композициями. Подобная керамика поступала в СевероВосточное Причерноморье не позднее конца XIII в. Возможно, даже не позднее начала последней четверти XIII в. И совершенно точно этой керамики нет в XIV в. Но широкого распространения эта группа керамики не получила, очевидно, будучи дорогостоящей.
Вторая группа (рис. 2: 14-24). Представляет собой хронологически первую группу византийской крас-ноглиняной керамики, поступавшую в Северо-Восточное Причерноморье в большом количестве. Формовочная масса красно-оранжевого цвета с большим количеством мелких слюдистых чешуек. Полива интенсивно-желтого, иногда оранжевого цвета. По форме это чаши на кольцевом поддоне с выделенным бортиком, имеющим разную профилировку. Орнаментация очень ограничена. Это концентрические окружности в центре и под бортиком и одиночные волнистые линии, очень редко - сильно стилизованный растительный орнамент. Достаточно характерна роспись ангобом на внешней стороне бортика, как правило, в виде волнистой или зигзагообразной линии. В большом количестве эта керамика встречена на сельских поселениях Северного Приазовья, в наиболее ранних комплексах Азака, а также среди груза корабля, затонувшего в бухте Судака (Зеленко, 1999, с. 229, рис. 13: 1-39). Эта дешевая массовая продук-
ция поступала в большом количестве в середине - третьей четверти XIII в. Но уже к концу XIII в. ее поступление полностью прекращается, причем в этот период она абсолютно преобладает среди поливной керамики, бытовавшей в Северном Причерноморье. К этой группе примыкает продукция еще целого ряда византийских центров, в большинстве встречающихся заметно реже, отличающаяся почти исключительно составом формовочной массы.
Третья группа (рис. 3; 4: 1-7). Эта группа византийской поливной керамики наиболее многочисленна в материалах золотоордынского Азака и его округи (Масловский, 2010, с. 231252). Хорошо заметна она даже в материалах такого удаленного от Причерноморья центра Золотой Орды, как Укек1. Продукция эта очень стандартизирована. На рынок поступали большие партии сосудов, идентичных вплоть до деталей орнамента. В крымских городских центрах она не столь заметна, но здесь не столь выражены культурные слои конца XIII - первой половины XIV вв. Формовочная масса содержит примесь мельчайших слюдистых чешуек, очень мелкого песка, рыхлых коричневых частиц размером от 0,5 до 2-3 мм. Как правило, заметны продольные поры от выгоревших органических волокон длиной 1-3 мм, иногда округлые или раковистые поры такого же размера. Цвет черепка колеблется от светло-коричневого до оранжевого. Фактура черепка мелкозернистая, он рыхлый, легко крошится. Цвет глазури колеблется от почти
1 Выражаем благодарность научному сотруднику СОМК Д.А. Кубанкину за возможность ознакомиться с фондовыми материалами.
бесцветного до темно-оранжевого, но преимущественно встречаются сосуды с ярко-желтой глазурью. Зеленая глазурь встречается как очень редкое исключение. Для внешней стороны сосуда использовалась глазурь только светло-зеленого («салатного») цвета. Обычно она покрывает только верхнюю полосу в 2-3 см. Ангоб на внешней поверхности покрывает от 1/3 до 1/2 высоты тулова. Представлены следующие отделы поливной керамики: монохромная, с орнаментом в технике сграффито; с расцветкой пятнами глазури другого цвета; с орнаментом в технике сграффито и расцветкой пятнами глазури другого цвета.
Для орнамента сграффито использовался резец шириной 2-3 мм. Детали орнамента выделялись косой штриховкой. Для этого использовали резец шириной около 1 мм. Встречено небольшое число орнаментальных элементов. Гравировка выполнялась очень небрежно: ширина и глубина линий сильно колеблется, линии не стыкуются между собой, часто перекрывают друг друга, линии штриховки выходят за пределы контуров основных изображений. Рисунок часто асимметричный, как следствие ошибок при его разметке. За единичными исключениями техника сграффито не использовалась на внешней стороне сосуда. Достаточно часта роспись ангобом на внешней стороне сосуда, причем преимущественно это широкие вертикальные полосы (рис. 3: 6, 11) и, как исключение, встречаются другие элементы, например, зигзаг (рис. 3: 14). Для расцветки использовалась глазурь одного цвета и, как редчайшее исключение, двух цветов. Причем, для сложных композиций практически всегда использовалась
зеленая глазурь, контуры которой никогда не согласованы с элементами орнамента.
Ассортимент изделий этой группы, поступавших в Азак, наиболее разнообразен и состоял из шести видов: большие чаши, чаши, малые чаши и кубки, плоскодонные чашечки, блюда, блюдца. Есть также единичные находки обломков сосудов закрытых форм.
№ 1. Чаши. Этот вид является основным и составляет свыше 95% всех изделий. По профилировке тулова и венчика выделяется 7 типов. Наиболее многочисленны чаши с сегментовид-ным туловом с выделенным коротким бортиком, отогнутым наружу и вверх. Их диаметр - 15,4-16,5 см, высота -8,0-9,0 см (рис. 3: 13, 16). Почти столь же многочисленны чаши с нижней частью тулова усечено-конической формы (рис. 3: 6, 11) у которых выделен высокий бортик загнутый внутрь и короткий прямой венчик диаметром 16,3-17,8 см. Высота таких сосудов - 8,3-10,0 см. Остальные типы малочисленны (рис. 3: 4, 5, 14, 23).
№ 2. Чаши малые и кубки. Второй по численности вид, представленный тремя типами (рис. 3: 7, 9, 12, 10, 17), среди которых многочисленен только один (рис. 3: 6, 9, 12). Тулово полусферическое с невыделенным венчиком. Диаметр венчика - 10,0-12,0 см, высота - 5,5-7,0 см.
Четыре других вида изделий данной группы представлены крайне немногочисленными образцами.
№ 3 - большие чаши. Встречено несколько фрагментов более крупных чаш, которые, вероятно, имели иное функциональное назначение.
№ 4 - плоскодонные чашечки (рис. 3: 15; 4: 5). Известно только два фраг-ментированных экземпляра чашечек,
имеющих колоколовидное тулово. По аналогии с более сохранными сосудами другой группы можно сказать, что диаметр венчика составлял 9-10 см, а высота около 6 см.
№ 5 - блюдца (рис. 3: 1-3). Найдено всего четыре фрагментированных экземпляра относящихся к двум различным типам, несколько различающихся профилировкой бортика. Диаметр 18-19 см.
№ 6 - блюда. Найдено всего несколько фрагментов сосудов значительно более крупного, чем вышеописанные блюдца размера. Полная форма не восстанавливается.
Орнаментация сосудов описываемой группы достаточно однообразна, если не считать немногих исключений. Орнаментальные элементы немногочисленны. Зооморфные сюжеты представлены единичными находками: например, существо, которое более всего напоминающего морского конька (рис. 3: 18) или изображение кошачьего хищника (льва?). Сосуд с изображением льва является репликой с больших парадных сосудов с сюжетными композициями первой группы.
Особняком стоит изображение на кубке (рис. 3: 19). В медальон, выделенный фестончатой линией, вписано квадратное поле, разделенное на мелкие клетки. В три ряда клеток вписаны мелкие окружности. Еще в один вписаны знаки.
На большинстве сосудов в центре чаши двойной линией выделен круглый медальон. Наиболее многочисленна серия сосудов, орнаментация которой этим и ограничена. Достаточно часто изображения дополнены маленькими концентрическими окружностями в центре или вдоль бортика, иногда они дополнены одиночной волнистой линией (рис. 3: 20).
Вторыми по численности сериями представлены сосуды, в которых центральный медальон становится частью более сложной композиции. Во многих случаях медальон ограничивает композицию. 1. Медальон заполняется фестончатыми линиями. 2. В медальон вписаны восьмерковидные фигуры или розетки (рис. 3: 22, 23). 3. Медальон разделен на заштрихованные клетки или клетки со вписанными спиралями (окружностями).
В других случаях композиция располагается вокруг пустого медальона. Наиболее многочисленны следующие серии. 1. Вокруг медальона расположено 3-4 лепестка различных форм и размеров (рис. 3: 21). Часто между ними расположены орнаментальные элементы в виде треугольников с вогнутыми сторонами. В некоторых случаях в них отчетливо проглядывает изображение согнутого стилизованного ростка. Последняя серия наиболее показательна в плане того, настолько велики были партии однотипной продукции поступавшей на рынок Азака. 2. От медальона расходятся ленты с вписанными в них стилизованными изображениями лоз. 3. От центра расходятся восьмерковидные фигуры
Намного реже те же орнаментальные элементы расположены вокруг центра чаши без центрального медальона (рис. 3: 24). Остальные орнаментальные мотивы редки (рис. 4: 5).
Очень многочисленна продукция с расцветкой пятнами марганца, которая относится к двум отделам. Орнамент в технике сграффито, расцвеченный пятнами марганца, всегда ограничивается концентрическими окружностями, иногда только центральным медальоном (рис. 4: 2). Сосуды, относящиеся к отделу с расцветкой пятна-
ми глазури без сграффито почти столь же многочисленны (рис. 4: 3). И в том и в другом случаях использовались преимущественно мелкие округлые пятна более или менее равномерно распределенные по полю. Очень редко выполнялась роспись вертикальными полосами.
В отличие от сосудов с расцветкой пятнами марганца, расцветка пятнами зеленого цвета не связана с определенными орнаментами. Обычно это несколько крупных пятен, как правило, сконцентрированных на одной части сосуда. Крайне редки сосуды, орнаментация которых ограничивается пятнами зеленого цвета.
Монохромная керамика в целом не очень многочисленна. Отдельные разновидности орнамента и глазурей более или менее четко увязываются с определенными формами сосудов. Например, использование бесцветных глазурей и отсутствие орнамента характерно для чаш с горизонтально отогнутым бортиком (рис. 4: 4).
Достаточно характерной чертой поливных чаш этой группы являются граффити на внешней стороне поддона (рис. 4: 6). Ни на одной другой группе керамики они не встречаются так часто.
Начало импорта этой группы относится к концу или третьей четверти XIII в., окончание - примерно к середине XIV в. К концу первой четверти XIV в. она почти полностью вытесняет другую красноглиняную византийскую поливу. В этот период ее доля может достигать свыше 50% всей поливной керамики в комплексе. Длительное время, на протяжении конца XIII - первой трети XIV в., эта керамика составляет серьезную конкуренцию на рынке Азака для куда
более близко расположенных гончарных центров Юго-Восточного Крыма. В комплексах с монетами 1336/7 г. она примерно в два раза уступает последней по численности. К середине XIV в. ее импорт в Азак прекратился, но, разумеется, отдельные сосуды продолжали еще некоторое время использоваться в быту.
В конце XIII - XIV вв. в Северное Причерноморье поступала в небольшом количестве продукция еще ряда центров. По своей орнаментике и морфологии они существенно не отличаются от продукции 2 и 3 групп. Относительно 2 и 3 групп керамики высказано предположение о поступлении их с территории Трапезундской империи (Волков, 2004, с. 289). Данное предположение мы находим наиболее вероятным.
Четвертая группа (рис. 4: 7-11) объединяет светлоглиняную керамику с примесью дресвы в формовочной массе. Керамика очень тонкостенна (3-4 мм) с четкими волнами от вытягивания. Часто изделия имеют двуцветный в изломе черепок - бежевый и розовый. Подавляющее большинство находок относится к двум видам кухонной посуды, покрытой глазурью, нанесенной по черепку на внутреннюю поверхность.
1 вид - горшки разнообразной профилировки и размеров с одной или двумя ручками (рис. 4: 9-10). Целых сосудов склеено немного, но даже по этим образцам можно говорить о большом морфологическом разнообразии сосудов этого вида.
2 вид - низкие котлы с четырьмя симметрично расположенными ручками (рис. 4: 11). В отличие от горшков, сосуды однотипны и встречаются на порядок реже.
Рис. 4.
1-6. Керамика 3 группы (Азак). 7-11. Керамика 4 группы (Азак). 12-15. Керамика 5 группы (12 - Каффа, 13-15 - Азак).
Столовая керамика встречается редко. Она представлена двумя видами кувшинов, которые также покрывались глазурью по черепку. Одноручные кувшины имели слив. Двуручные кувшины имели характерное расширение на средней части горла (рис. 4: 8). Более подробную морфологию из-за малого числа находок дать невозможно. Достаточно характерна орнаментация в виде росписи вертикальными полосами ангоба (рис. 4: 8). Впрочем, такая орнаментация отмечена и на поливных кувшинах других групп византийского производства. В крайне небольшом количестве представлена также керамика отдела сграффито (рис. 4: 7). Она, несмотря на светлый цвет черепка, все же покрывалась ангобом. Встречены кувшины и чаши. При этом профилировка кольцевого поддона чаш точно такая же, как и на изделиях других византийских центров.
Сосуды этой группы поступали в Северо-Восточное Причерноморье на протяжении почти всего золото-ордынского периода, за исключением последней четверти XIV в. Однако динамика ее поступления и ассортимент изделий существенно менялись. Пик ее импорта приходится на первую треть XIV в. В это время на отдельных участках она может составлять до 10-15% всей поливной керамики. За пределами Азака она отмечена в материалах из раскопок Чембало и окрестностей Херсона. Обычно же она из-за фрагментированности остаётся вне пределов публикаций.
Пятая группа по сравнению с тремя предыдущими сравнительно малочисленна (рис. 4: 12-15; 5: 1-2). Это явно более дорогостоящая по сравнению с ними посуда. Тем не менее, она проникала даже на сельские по-
селения. Черепок сосудов однородный, почти без видимых примесей, имеет кирпично-красный цвет, сравнительно толстый - 6-7 мм. Глазурь покрывает сосуды с обеих сторон. На внутренней поверхности глазурь нанесена по черепку, на внешней - по ангобу. Сосуды сплошь покрыты орнаментом сграффито. При этом в орнаментальных схемах присутствует ряд устойчивых элементов - «сельджукская цепь», «шахматная клетка», иногда со штриховкой, вертикальные или косые полосы, круглые спирали в 2-3 оборота, криволинейные заштрихованные треугольники и другое.
Подавляющее большинство находок - кувшины со специфической профилировкой нижней части тулова (рис. 4: 12). Редки кувшины других форм (рис. 4: 15). Единичны фрагменты фигурных водолеев (рис. 4: 13) и блюдец. Изделия явно подражают металлической посуде, что хорошо заметно по наличию псевдозаклепок и фигурных налепов (рис. 4: 14-15). Иногда ручка действительно крепилась на пробой и фиксировалась на внутренней стороне глиняной заклепкой (рис. 5: 2). Также очевидно, что форма водолея копировала металлические образцы. Исследователи связывают эту керамику с палеологовским стилем и влиянием латинских образцов (Крамаровский, 1996, с. 102-103, рис. 2: 3). В Северном Причерноморье эта керамика широко распространена (Кравченко, 1986, с. 113-114, рис. 41: 9, 10; Романчук, 2003, с. 89-93, табл. 73-78) и поступает с конца XIII в. до 40-х годов XIV в.
Шестая группа (рис. 5: 3-13) - последняя по времени появления группа византийской керамики в Северо-Восточном Причерноморье.
Она отличается тонкостенностью сосудов - 3-4 мм. Черепок, как правило, кирпично-красного цвета. Единственной заметной устойчивой примесью в формовочной массе являются очень редкие частицы мелкой дресвы. Ассортимент представлен пятью видами. 1 вид - чаши на низкой ножке (рис. 5: 12-13). 2 вид - небольшие чашечки с сегментовидным туловом на низкой ножке (рис. 5: 5-10). Диаметр венчика 10-12 см. Высота - 5-6 см. 3 вид -плоскодонные чаши колоколовидной формы. Диаметр венчика - 15-16 см. Высота - 8 см. 4 вид - плоскодонные чашечки колоколовидной формы (рис. 5: 3-4). Диаметр венчика около 10 см. Высота - 6 см. Диаметр дна - 4,0-4,5 см. 5 вид - небольшие блюда (рис. 5: 11). Диаметр венчика около 23 см.
Орнаментация изделий достаточно стандартна и тщательно выполнена. Причем с разными видами изделий связаны свои орнаментальные схемы. Число серий ограничено. На маленьких питьевых чашечках на ножке встречаются изображения барса (льва?) в резерве (рис. 5: 5-6), птицы, шахматный орнамент (рис. 5: 8), монограммы (рис. 5: 10), разнообразные розетки, реже человеческие фигуры. Отмечено изображение корабля. Ко-локоловидные чашечки на внешней стороне также имеют стандартный орнамент в виде лепестков цветка. На внутренней стороне монограммы, мелкие розетки, древо кипариса, редко брызги марганца. Сосуды большего размера встречаются крайне редко. Орнамент на них выполнен в той же стилистике (рис. 5: 12-13), за исключением крупных колоколовидных чаш, которые все монохромны.
Эта группа керамики много раз описана в литературе (François, 2005,
с. 195-208; Бочаров, 2005, с. 306-323). В результате недавних исследований ее производство можно надежно связывать с Константинополем (Waks-тап, БгЬап, Eskalen, 2009, с. 457-467). Данная группа начала поступать в Северо-Восточное Причерноморье около середины XIV в., практически одновременно с исчезновением почти всех других групп византийской поливы. Число находок невелико, но их география очень широка. Время прекращения их поступления установить сложнее. Во всяком случае, она поступала до самого конца XIV в. Следует отметить, что в Азаке все чаши с изображением барса встречены в комплексах с монетами 1367-1369 гг.
Византийская керамика в СевероВосточном Причерноморье золотоор-дынского периода составляет заметную долю керамического комплекса, количественно уступая только местному производству. Это была продукция, поступавшая на рынок большими партиями. Во второй половине XIII в. она доминировала абсолютно. С рубежа веков ее стала постепенно вытеснять продукция городов Юго-Восточного Крыма (Солхата, Каффы, Судака). Но окончательно этот процесс завершился только к середине XIV в. После этого в Северо-Восточное Причерноморье поступает только та керамика, которая по своим характеристикам не имела конкуренции среди местной продукции. К таким относится жаропрочная кухонная посуда 4 группы и дорогие тонкостенные сосуды 6 группы. В это время она составляет доли процента всего комплекса поливной керамики. При этом византийская полива получила очень широкое географическое распространение и проникала даже на сельские поселения, включая и более
Рис. 5.
1-2. Керамика 5 группы (Азак). 3-13. Керамика 6 группы (3, 5, 10 - Каффа, 4, 6-9, 11-13 - Азак).
дорогие ее образцы. На протяжении большей части периода середины XIII - XIV вв. византийская поливная керамика количественно превосходила все другие импорты, поступавшие в регион Северо-Восточного Причерноморья.
За крайне редкими исключениями византийская поливная керамика не оказала никакого воздействия на местное производство ни в технологии, ни в формах сосудов, ни в стилистике орнаментации. Развитие мест-
ного производства происходило под воздействием иных влияний, о чем свидетельствует, в первую очередь, иная техника изготовления поддона. Исключением стали поливные кухонные горшки производства Азака, имитирующие по форме византийские образцы. Причем в этом случае можно говорить о том, что местное производство не вытеснило византийскую керамику, а попыталось заместить его после прекращения импорта.
ЛИТЕРАТУРА
Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. - М., 1978.
Бочаров С.Г. Группа византийских поливных чаш второй половины XIV в. // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. - Киев, 2005.
Бочаров С.Г. Рубеж XIII-XIV вв., по материалам керамического комплекса поселения Посидима (Коктебель) // Поливная керамика Восточной Европы, Причерноморья и Средиземноморья в X-XVIII вв. - Ялта, 2007.
Волков И.В. Надпись тушью на чаше из Азова // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2006 г. Вып. 19. - Азов, 2004.
Волков И.В. Поливная керамика комплекса Кабарди (1240-1260) // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. - Киев, 2005.
Зеленко С.М. Итоги исследований подводно-археологической экспедиции Киевского университета им. Тараса Шевченко на Черном море в 1997-1999 гг. // Vita Antiqua. - 1999. - № 3.
Кравченко А.А. Средневековый Белгород на Днестре (конец XIII - XIV вв.). -Киев, 1986.
Крамаровский М.Г. Три группы поливной керамики из Северного Причерноморья // Византия и византийские традиции. - СПб., 1996.
Масловский А.Н. О времени возникновения Азака // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2005 г. Вып. 22. - Азов, 2006а.
Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Вып. 21. - Азов, 2006б.
Масловский А. Н. Об одной группе византийской поливной керамики конца XIII - первой половины XIV в. из раскопок золотоордынского Азака // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 8. - Донецк, 2010.
Романчук А.И. Глазурованная посуда поздневизантийского Херсона. Портовый район. - Екатеринбург, 2003.
Тесленко И.Б. Турецкая керамика с росписью кобальтом в Крыму (проблемы хронологии) // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья XXVIII вв. - Киев, 2005.
Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. - М., 2003.
Фомичев Н.М. Джучидские монеты из Азова // СА. - 1981. -№ 1.
François V. Elaborate incised ware: un tÈmoin du rayonnement de la culture byzantine a l'Èpoque palèologue // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. - Киев, 2005.
Megaw A. «Zeuxippos Ware» // The Annual of the British Shool of Archaeology at Athens. Vol. 63. - L., 1968.
Waksman S.Y., Erhan N., Eskalen S. Les ateliers de ceramiques de Sirkeci (Istanbul): resultats de la campagne 2008 // Anatolia Antiqua. Vol. XVII. - Istanbul, 2009.
THE BYZANTINE GLAZED CERAMICS IN THE CITIES OF THE NORTHERN BLACK SEA REGION OF THE GOLDEN HORDE PERIOD (the second half of the XIII - the end of the XIVth cc.)
S.G. Bocharov, A.N. Maslovsky
Key words: cities of the Northern Black Sea Region, ceramic import of the PostByzantine Period, chronological stages, production methods and technology,
classification methods.
Glazed ceramics of the Byzantine origin which came from the Northern Black Sea region in the period of the Golden Horde cities (the second half of the XIIIth - the end of the XIVth cc.) is characterized in the article. Method principles of ceramics classification formation are described. 6 main groups are represented. Morphology, ornamentation techniques are described for every group, chronological frames of inflow into the region are specified. Conclusion is made about the place and importance of the Byzantine glazed ceramics in the Northern Black Sea cities.