ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)
УДК 903.23(471.61)
НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИВНОЙ КЕРАМИКИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ КРЫМУ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV В.
© А.Н.Масловский
В статье анализируются материалы из раскопок Азака, которые позволили осветить становление одного из самых мощных центров по производству поливной керамики на территории Золотой Орды - гончарных мастерских городов Юго-Восточного Крыма (Солхат, Каффа, Судак). Эти находки важны как для изучения наименее исследованного начального периода жизни золотоордынских городов в целом, так и для изучения истории становления гончарного ремесла в них. Датированные монетами закрытые комплексы Азака предоставляют уникальные возможности для этого. Дается описание характерных особенностей данной группы керамики и изменений орнаментации поливных сосудов на протяжении примерно пятидесяти лет. Выделяется две хронологических фазы в этом периоде становления гончарного производства. Делаются предположения о путях его возникновения.
Ключевые слова: Золотая Орда, поливная керамика, гончарное ремесло.
Изучение поливной керамики производства городов Юго-Восточного Крыма (Судак, Солхат, Каффа) имеет важное значение для археологии Восточной Европы золотоордынского периода (ХШ-Х1У вв.). В домонгольское время на этой территории не существовало местного производства поливной керамики. Поэтому за исключением нескольких крымских городов такая керамика была довольно немногочисленна и, очевидно, как и другие заморские диковинки, являлась предметом роскоши. В большинстве своем она относится к производству Византии, Малой Азии или Закавказья. Радикально ситуация меняется в период расцвета золотоордынских городов в XIV в., когда в ряде центров начали работать гончарные мастерские, наладившие массовое производство стандартной столовой керамики. Наиболее мощными производственными центрами стали города Нижнего Поволжья и Юго-Восточного Крыма. И если посуда, изготовленная в Нижнем Поволжье, в своем распространении была ограничена в основном Поволжьем и русскими землями, то изделия крымских гончаров получили повсеместное распространение на всей территории Восточной Европы. И даже в северных регионах их находки не единичны, при этом речь идет о ввозе именно дешевой продукции массового производства [1: 193-195].
На протяжении конца ХШ-Х^ вв. происходило непрерывное изменение состава поливного импорта из городов Юго-Восточного Крыма. При этом мы имеем дело с большими партиями сосудов, производившихся для продажи на рынке и имеющих одинаковый декор. Изменение декора происходило достаточно быстро. Не столь
быстро, но все же происходило и изменение морфологии сосудов. Изменялся состав центров экспортеров и их доли на рынке. Все это делает поливную керамику производства городов ЮгоВосточного Крыма ценным датирующим материалом. Находки из раскопок Азака, сделанные в большом количестве закрытых комплексов, датированных монетами, позволяет выстроить хронологическую колонку этих изменений.
Хотя поливная керамика Юго-Восточного Крыма и в целом опубликована совершенно недостаточно, начальный период ее производства освещен особенно слабо. Между тем именно выделение продукции первых десятилетий функционирования этой группы гончарных мастерских сильно помогло бы в поиске материалов, относящихся к начальному периоду жизни золотоордынских городов. На настоящий момент находки этого хронологического отрезка отдельно рассматривались в единичных публикациях [2: 326-327; 3; 4: 237].
В данной работе мы суммируем те данные, которые имеются на настоящий момент. Хронологические рамки периода определяются следующим образом. Нижней границей является период правления хана Менгу-Тимура (1266-1282 гг.), когда возникают все крупные золотоордынские городские центры, начинает работу ряд монетных дворов. В это время перемещаются массы населения, в том числе и квалифицированных ремесленников. Складывается потенциальный рынок сбыта продукции гончаров и налаживаются торговые пути внутри Улуса Джучи. Верхней хронологической границей является рубеж 13201330-х годов. К этому времени окончательно
складывается система расселения оседлого, прежде всего городского, населения Золотой Орды, его культура и экономика, в т.ч. монетное обращение.
Изделия гончаров Юго-Восточного Крыма имеют ряд характерных особенностей и легко могут быть опознаны. Здесь производилась и неполивная и поливная керамика. Нас прежде всего интересует именно поливная керамика, поскольку именно она в основном вывозилась за пределы Крыма.
1. Формовочные массы - пластичные, очень однородные, без визуально заметных песчанистых примесей. Глина может содержать (но не обязательно) природную примесь вторичных (оолитовых) известковых включений различной концентрации и разных размеров, вплоть до очень крупных (6-7 мм в поперечнике). При расположении этих включений близко к поверхности черепка вокруг него образуется характерный кратерообразный скол.
2. В формовочную массу добавлялся шамот, который может иметь цвет, совпадающий с окраской черепка или более темный. Размеры и концентрация крупиц шамота заметно больше в изделиях мастеров Солхата.
3. Обжиг, как правило, сквозной, различных оттенков: светло-коричневого, розово-коричневого, оранжево-коричневого, иногда кирпичнокрасного цвета. Вместе с тем достаточно часто внешняя поверхность черепка светлее излома. Иногда высветленный слой имеет толщину в доли миллиметра и фиксируется не на всей поверхности сосуда. В других случаях обжиг становится двухслойным. При этом внешний слой бежевого или бежево-коричневого цвета может иметь толщину от 0,5-1 мм до 3-4 мм. Сосуды производства Солхата могут иметь признаки более высокотемпературного обжига и иметь более темную окраску поверхности и излома.
4. Все поливные сосуды изготовлены путем вытягивания из комка глины (РФК - 6, 7) (Развитие функций круга по А. А. Бобринскому [5: 27, 55-64]). Некоторые из крупных неполивных кувшинов изготовлены с использованием скульптурной лепки (РФК - 4). Плоскодонные сосуды срезаны с круга нитью. При анализе технологии поливной керамики особое внимание следует уделять особенностям изготовления поддонов. Именно этот технологический момент можно признать субстратным [6: 135; 7: 33-34]. Рассматривая по этому критерию готовые изделия, можно констатировать, что группа гончаров, работавших в городах Юго-Восточного Крыма, генетически неоднородна.
Представлены оба основных варианта изготовления поддонов. Первый - вырезание полости поддона в монолитной заготовке, изготовленной в процессе формовки самой чаши. Второй - наклеивание кольца поддона, изготовленного отдельно от чаши, формовавшейся на тонком плоском дне. Первый способ наиболее часто фиксируется на сосудах производства Солхата. Если же мы рассмотрим варианты профилировки поддонов, то эта неоднородность станет еще более заметной.
Первые находки, которые свидетельствуют о производстве поливной керамики в городах Юго-Восточного Крыма, можно датировать серединой третьей четверти XIII в. [6: 137; 8: 284, 286]. В это время ее доля составляет 2-5% всего комплекса поливной керамики. Единичность находок не позволяет охарактеризовать особенности производства этого периода. Следующий хронологический этап образуют комплексы с монетами, определение которых вызывает значительные трудности. Среди них типы с надписями, непрочитанными до сих пор, анэпиграфные монеты и монеты с легендой «В добрый час новый пул». В целом эта группа комплексов может быть датирована в пределах последней четверти XIII - начала XIV вв. [9]. В это время доля восточнокрымской продукции среди поливной керамики Азака возрастает до 20-30%. Среди продукции преобладают монохромные неорнамен-тированные чаши, миниатюрные чашечки, тарелки и блюда зеленого, желтого цветов (рис.1 -1, 2, 5, 6; 3 - 2). Однако отмечены и чаши со скудным орнаментом, выполненным в технике сграффито. Среди орнаментальных композиций - концентрические окружности в центре (рис.1 -9), стилизованное изображение растительного побега на бортике (рис.1 - 11), ленты, расходящиеся от центра с вписанными в них одиночными волнистыми линиями (рис.2 - 2). Есть и единичные образцы с более сложной композицией, например, цветочной розеткой (рис.3 - 3). Также единичны образцы с расцветкой орнамента в технике сграффито цветными пятнами (рис.2 -5). Обнаружены чаши с орнаментацией брызгами марганца (рис.1 - 3). По всей видимости, мастера Юго-Восточного Крыма в это время копировали орнамент, наиболее широко распространенный на массовой византийской поливной керамике. Среди продукции есть также кувшины двух типов. Это кувшины со штампованным орнаментом (рис.3 - 6, 8) и сосуды, напоминающие по форме современные кувшины-молочники, с широким горлом и сливом на венчике (рис.2 - 13, 14). Последний тип, по всей вероятности, появился в результате копирования итальянских
протомайоликовых кувшинов, поступавших в это время в Северное Причерноморье [10: 437, 439, рис.52, 1]. Однако в отличие от прототипов, восточнокрымские кувшины не имели поли-хромной росписи. В большинстве своем они были монохромными и реже орнаментировались пятнами марганца.
Второй хронологический этап образуют комплексы, датированные медными монетами чеканки Крыма 1315 г. и чеканки Сарая 1321, 1325, 1326 гг., т.е. относящиеся к первой четверти XIV в. Несмотря на имеющиеся различия, в данной статье целесообразно рассмотреть эти материалы суммарно. Как ни удивительно, но доля продукции гончаров Восточного Крыма в Азаке, по сравнению с предшествующим периодом, практически не возрастает, составляя по-прежнему 20-30% всей поливной керамики. Возможно, несколько иной была ситуация в городах самого Крыма, но здесь пока не обнаружены закрытые комплексы этого времени. В это время резко возрастает видовое и типовое разнообразие. Представлены чаши разного размера, от миниатюрных до очень больших: тарелки, блюда, кувшины разных типов, аптечные амфоры, афтобы, водолеи самой различной профилировки (рис.1 -4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16; 2 - 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9,
10, 11, 12; 3 - 1, 4, 5, 7, 9, 10). По-прежнему значительную долю составляют монохромные не-орнаментированные сосуды (рис.2 - 7, 8, 9, 10,
11, 12). Представлены все техники орнаментации, которые будут использоваться крымскими мастерами и в дальнейшем: сграффито, сграффито с полихромной расцветкой (рис.1 - 12; 2 - 4), полихромная роспись, расцветка пятнами марганца, роспись ангобом (рис.1 - 8; 2 - 6), штамповка (рис.3 - 5, 7, 9, 10). Среди композиций сграффито по-прежнему отмечаются простейшие орнаменты, заимствованные с византийской продукции - концентрические окружности (рис.2 -3), одиночная волнистая линия между прямых линий (рис.1 - 13; 2 - 1). Однако большее распространение начинают приобретать и цветочные розетки (рис.1 - 7; 2 - 4; 3 - 3), в т.ч. занимающие все орнаментальное поле (как это можно судить по более поздним аналогиям). Именно эти композиции в дальнейшем станут доминировать на поливных чашах восточнокрымского производства.
В целом к концу первой четверти XIV в. складываются все особенности характерные для поливной керамики, производимой в Юго-Восточном Крыму.
Рис.1. Керамика ЮВ Крыма.
1-3, 5-14 - чаши; 4,15,16 - кувшины.
1 - Сп. Р.Люксембург, Р-Н, Я-7 (2001 г.); 2 - Сп.
Р.Люксембург, Р-Н, Я-5 (2001 г.); 3, 5, 6, 9,11 - Сп.
Р.Люксембург, Р-! Я-6 (1992 г.); 4, 7, 8,10,12-16 -Ул. К.Либкнехта 12, Р-Н, Я-2 (2003 г.).
В заключении следует кратко остановиться на генезисе этого производства. Развитое гончарное ремесло в прибрежных областях Крыма, подконтрольных Византийской империи, которое использовало те же глинища и тот же отощи-тель, существовало уже в VIII-X в. Судя по некоторым достаточно специфическим технологическим особенностям (использование для орнаментации неполивных сосудов узкого гребня с частыми зубцами, нижний прилеп ручки, размазанный в стороны), существует определенная преемственность между гончарами золотоордынского времени и периода существования Хазарского каганата. С другой стороны, ясно, что технологии производства поливной керамики были принесены сюда только в золотоордынский период. Сделали это пришлые мастера, тем более что два из трех основных производственных центров -Каффа и Солхат - возникают только в это время. Из числа вероятных центров, откуда могли быть заимствованы данные технологии, следует исключить основные территории Византии. Различия в технике изготовления поддонов указывают на это однозначно.
Рис.2. Керамика ЮВ Крыма.
1-3 - блюда; 4-12 - чаши; 13,14 - кувшины.
1, 4, 6, 7-12 - Ул. К.Либкнехта 12, Р-11, Я-2 (2003 г.); 2 - Сп. Р.Люксембург, Р-11, Я-6 (1992 г.); 3 - Ул. Толстого 41, Я-87 (2003 г.); 5,13-14 - Сп. Р.Люксембург, Р-1, Я-6 (1992 г.).
"Ж
Рис.3. Керамика ЮВ Крыма.
1 - водолей; 2 - чашечка; 3, 4 - чаши; 5-10 - штампованные кувшины.
1, 4, 9 - Ул. Мира 2А, Я-1 (2008 г.);
2, 3, 8 - Сп. Р.Люксембург, Р-1, Я-11 (1992 г.);
5, 7,10 - Ул. К.Либкнехта 12, Р-11, Я-2 (2003 г.);
6 - Сп. Р.Люксембург, Р-1, Я-6 (1992 г.).
Наиболее вероятным представляется налаживание производства поливной керамики выходцами из Закавказья, которые, однако, не налаживали гончарное производство с нуля, а влились в число уже ранее работавших здесь мастеров. Причем эти гончары были уроженцами различных мест и переселялись в города Юго-Восточного Крыма неоднократно. Это и обусловило определенные различия в стилистике и некоторых технологических приемах между мастерами Солхата и Судака с Каффой.
1. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси. ІХ-ХУІІ века / отв. ред. Л.А.Беляев. - М.: Наука, 2010. -269 с.
2. Белинский И.В., Масловский А.Н. Три закрытых
комплекса из раскопок золотоордынского Азака // Средневековые древности Дона: матер. и
исследования по археологии Дона. Вып.11. - М.; Иерусалим: Гешарим, 2007. - С. 325 - 344.
3. Бочаров С.Г. Рубеж ХІІІ-ХІУ вв., по материалам керамического комплекса поселения Посидима (Коктебель) // Поливная керамика Восточной Европы, Причерноморья и Средиземноморья в X-ХУІІІ вв.: ІІ Междунар. науч. конф. (Ялта, 19-23 ноября 2007 г.): тез. - Ялта, 2007. - С. 12 - 17.
4. Дмитриенко М.В., Масловский А.Н. Комплекс 1310-х годов из раскопок Азака // Историкоархеологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. - Вып.22. - Азов, 2006. - С. 231 -257.
5. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: источники и методы изучения. - М.: Наука, 1978.
- 278 с.
6. Волков И. В. Поливная керамика комплекса
Кабарды (1240-1260) // Поливная керамика
Средиземноморья и Причерноморья Х-ХУІІІ вв. Сб. науч. трудов / под ред. С.Г.Бочарова, В.Л.Мыца. - Киев: ИД Стилос, 2005. - Т. І. - С. 122 - 159.
7. Волков И.В. Поливная керамика Маджара // Поливная керамика Восточной Европы, Причерноморья и Средиземноморья в Х-ХУІІІ вв.: ІІ Междунар. науч. конф. (Ялта, 19-23 ноября 2007 г.): тез. - Ялта, 2007. - С. 33 - 42.
8. Масловский А.Н. О времени возникновения Азака // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону. - Вып.22. - Азов. 2006.
- С. 257 - 295.
9. Масловский А.Н. К датировке золотоордынских пулов с легендой В добрый час // Девятая Всерос. нумизмат. конф. Великий Новгород: тез. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. - С. 85 - 86.
10. Масловский А. Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. - Вып.21. - Азов, 2006. - С. 308 - 473.
BEGINNING OF SLIP GLAZE PRODUCTION IN THE SOUTH-EASTERN CRIMEA IN THE LAST QUARTER OF THE XIIIth - THE FIRST HALF OF THE XIVth CENTURY
A.N.Maslovsky
In the article the materials of Azak excavations are analyzed. They reveal the establishment of one of the biggest slip glaze production centers in the area of the Golden Horde - the pottery towns of the SouthEastern Crimea (Solchat, Kaffa, Sudak). These findings are important for studying the initial period of the Golden Horde towns existence as well as the history of the establishment of pottery in particular. Dated by coins the closed complexes of Azak give a unique opportunity for research. The description of characteristic features of this type of pottery and the changes in ornamentation of the glazed vessels during the period of fifty years are given here. Two chronological phases of pottery production are identified. Suppositions about its origin are made.
Key words: Golden Horde, slip glaze, pottery.
Масловский Андрей Николаевич - заведующий отделом археологии ГБУК РО «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник».
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19.12.2011