Научная статья на тему 'Одна из форм поливной красноглиняной керамики Селитренного городища'

Одна из форм поливной красноглиняной керамики Селитренного городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ / КЕРАМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КРАСНОГЛИНЯНАЯ ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА / ГРАВИРОВАННЫЙ ОРНАМЕНТ / ЧАША-КУБОК / SELITRENNOYE SITE OF ANCIENT SETTLEMENT / CERAMIC MANUFACTURING / RED CLAY GLAZED CERAMICS / ENGRAVED ORNAMENT / GOBLET CUP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курочкина Светлана Александровна

Статья посвящена изделию необычной формы, которое было найдено на Селитренном городище. Это чаша-кубок, датированная XIV в.Сосуд изготовлен на уровне РФК 6-7. Тулово полусферической формы с вертикальными «ложками»; венчик волнистый; налепленный поддон-ножка конусовидный внутри и с валиком на внешней стороне. Орнамент покрывает всю внутреннюю поверхность чаши-кубка, на внешней поверхности доходит до середины высоты тулова. Орнаментальная композиция сделана в технике гравировки широкими и тонкими линиями по светлому ангобу. Внутренняя и практически вся внешняя поверхности изделия покрыты поливой темно-зеленого цвета. Орнамент на внутренней стороне чаши-кубка имеет концентрическую композицию из 5 орнаментальных поясов. По совокупности технологических и морфологических признаков чаша-кубок относится ко второй группе мастерских, которые делали поливную и неполивную керамику. Мастер, ее сделавший, работал под влиянием византийско-причерноморских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the forms of glazed red clay ceramics of Selitrennoye site of ancient settlement

The article is devoted to a product of unusual shape, which was found on Selitrennoye site of ancient settlement. It is a goblet cup, dated back to the 14th century. The bowl is made at the 6th to 7th level of the pottery circle. The body has a hemispherical form with vertical "spoons"; the crown is undulated; the stuck-on pallet stem is conic inside and has a roller on its outer side. Ornament covers all inner surface of the goblet cup. It reaches the middle part of the body's height. The ornamental design is engraved by wide and thin lines on the bright engobe. Inner and almost all outer sides of earthenware's surface are covered in dark-green glaze. Ornament has concentric composition consisting of five ornamental zones on the outer side of the goblet cup. On the basis of technological and morphological features the goblet cup of Selitrennoye site of ancient settlement is related to the second group of potteries that produced glazed and unglazed ceramics. The master who made it worked under the influence of the Byzantine-Pontic traditions.

Текст научной работы на тему «Одна из форм поливной красноглиняной керамики Селитренного городища»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 902(653)

Курочкина Светлана Александровна

кандидат исторических наук

Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола

[email protected]

ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛИВНОЙ КРАСНОГЛИНЯНОЙ КЕРАМИКИ СЕЛИТРЕННОГО ГОРОДИЩА

Статья посвящена изделию необычной формы, которое бъто найдено на Селитренном городище. Это чаша-кубок, датированная XIV в.

Сосуд изготовлен на уровне РФК - 6-7. Тулово полусферической формы с вертикальными «ложками»; венчик волнистый; налепленный поддон-ножка конусовидный внутри и с валиком на внешней стороне.

Орнамент покрывает всю внутреннюю поверхность чаши-кубка, на внешней поверхности доходит до середины высоты тулова. Орнаментальная композиция сделана в технике гравировки широкими и тонкими линиями по светлому ангобу. Внутренняя и практически вся внешняя поверхности изделия покрыты поливой темно-зеленого цвета. Орнамент на внутренней стороне чаши-кубка имеет концентрическую композицию из 5 орнаментальных поясов.

По совокупности технологических и морфологических признаков чаша-кубок относится ко второй группе мастерских, которые делали поливную и неполивную керамику. Мастер, ее сделавший, работал под влиянием визан-тийско-причерноморских традиций.

Ключевые слова: Селитренное городище, керамическое производство, красноглиняная поливная керамика, гравированный орнамент, чаша-кубок.

В2010 г. во время земляных работ на территории одного из домов в с. Селитренное (Харабалинский район Астраханской области) было найдено изделие практически целого профиля и весьма необычной формы. Ранее изделия такой формы при раскопках Селитренно-го городища (золотоордынский город Сарай ал-Махруса) не находили1.

Красноглиняное поливное изделие Селитрен-ного городища мы отнесли к сосудам чашевидной формы и назвали «чаша-кубок» (рис. 1).

Изделие имеет следующие размеры: высота общая 9,5 см, диаметр по краю венчика 14 см, мак-

симальный диаметр тулова 13 см, диаметр поддона 6,3 см, высота ножки-поддона 3,5 см, толщина стенки 0,5 см.

Тулово чаши-кубка полусферической формы с вертикальными «ложками». Венчик волнистый, скругленный по верхнему краю, отогнут наружу. Налепленный поддон-ножка конусовидный внутри, на его внешней стороне идет валик.

Орнамент покрывает всю внутреннюю поверхность чаши-кубка, а на внешней поверхности доходит до середины высоты тулова. Орнаментальная композиция сделана в технике гравировки широкими и тонкими линиями по светлому ангобу.

I_I_I

0 2 см

Рис. 1. Красноглиняная поливная чаша-кубок с Селитренного городища (подъемный материал, 2010 г.)

© Курочкина С.А., 2018

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

9

Внутренняя и практически вся внешняя поверхности изделия покрыты поливой темно-зеленого цвета. Гравированные линии рисунка темного цвета.

Орнамент на внутренней стороне чаши-кубка имеет концентрическую композицию из 5 кругов -орнаментальных поясов, контуры которых сделаны толстой врезной линией.

Первый орнаментальный пояс шириной 3 см: самое дно чаши-кубка. Его композиция: с двух сторон, параллельно друг другу, выскоблено в ангобе два овала. На пространстве между ними проведены две тонкие линии, как бы прогибающиеся навстречу друг другу, а затем расходящиеся в противоположные стороны. Между линиями проходит вертикальная линия, составленная из коротких волнообразных отрезков.

Второй орнаментальный пояс шириной 1,5 см: пространство внутри него заполнено 13 фигурами в виде короткой вертикальной линии с завитком на конце. Причем ширина завитков неодинакова, некоторые сделаны довольно небрежно, а их концы почти вплотную примыкают к первому орнаментальному поясу.

Третий орнаментальный пояс шириной 2 см: пространство внутри него заполнено 11 фигурами, каждая из которых представляет собой расходящуюся спираль, которые как бы перетекают друг в друга, «смыкаются» между собой. Свободное пространство между ними заполнено завитками.

Четвертый орнаментальный пояс шириной 0,5 см - пустой.

Пятый орнаментальный пояс доходит до края венчика. Пространство внутри него заполнено 26 фигурами в виде длиной вертикальной линии с завитком на конце. Он идентичен орнаменту второго пояса, только размеры и количество фигур в нем увеличены в 2 раза.

Край волнистого венчика темного цвета.

Орнамент на внешней стороне чаши довольно прост. Под венчиком на расстоянии 0,8 см сделана тонкая врезная линия. Ниже, через 4 см, примерно на уровне третьего орнаментального пояса, сделаны еще 3 врезных линии - две тонких и между ними одна толстая. Еще ниже, ближе к месту присоединения ножки-поддона, сделаны две тонкие врезные линии. Причем сделаны довольно небрежно, они «набегают» друг на друга.

От края волнистого венчика вниз до комбинации из трех линий проходят «ложки», которые придают тулову чаши-кубка «гофрированный» вид. В местах углублений также сделаны тонкие врезные линии.

Такова орнаментация чаши-кубка. Ее ножка-поддон не полностью покрыта ангобом и поливой: только с одной стороны они доходят практически до его края.

Каким образом в мастерских Селитренного городища мог появиться сосуд подобной формы?

По совокупности технологических и морфологических признаков чаша-кубок с Селитренного городища может быть отнесена к той группе поливных красноглиняных изделий, которые делались в мастерских второй местной группы.

Если бы не наличие высокой ножки-поддона, то мы бы отнесли его к сосудам чашевидной формы, которые составляют большую часть ассортимента поливной красноглиняной керамики на золотоор-дынских городищах.

Сосуды чашевидной формы появились в Нижнем Поволжье в золотоордынскую эпоху. В последнее время больше внимания уделяется технологии их формовки, так как в условиях смешения населения субстратные навыки конструирования начина изменяются медленнее всего [1, с. 125130]. Говоря о поливных чашеобразных сосудах на кольцевых поддонах, необходимо обращать внимание на технику изготовления поддона и на последовательность формовки чаши. В золотоор-дынском керамическом производстве выделяются две разные школы. Первая (сосуды с вырезанными поддонами) сложилась на основе среднеазиатских и ирано-закавказских традиций. Аналогии сосудам домонгольского времени найдены в керамике Средней Азии 1Х-Х11 вв., Ирана 1Х-Х вв., Закавказья Х1-Х111 вв. Вторая (сосуды с налепленными поддонами) сложилась на основе византийско-при-черноморских традиций. Аналогии найдены в керамике Византии Х1-Х11 вв. и Причерноморских стран (которые были преемниками византийской культуры) Х11-Х111 вв. [4, с. 102].

По технологическим признакам чаша-кубок с Селитренного городища относится к сосудам с налепленными поддонами, то есть ко второй школе. Тулово чаши-кубка вытянуто из куска глины, кольцевой поддон изготовлен отдельно; затем они были соединены вместе (уровень РФК - 6-7) [8, с. 217].

Венчик полусферического тулова «волнистый». Чаши с таким оформлением края венчика встречены на других золотоордынских городищах. А.Н. Масловский отмечает, что в материалах золотоордын-ского Азака встречаются чаши с гофрированным венчиком [6, с. 351, рис. 17/10]. Также в Азаке найдены поливные чаши с гофрированным венчиком крымского производства [6, с. 362, рис. 21/13].

Чаши с волнистым венчиком встречены в материалах Херсонеса. При раскопках поздневи-зантийского пещерного монастырского комплекса в ближней округе Херсонеса на Гераклейском полуострове (скит на м. Виноградный) была найдена красноглиняная чаша с высокими стенками, слегка отогнутым венчиком, имеющими фестончатый край. Чаша сохранилась фрагментарно. Полива светло-оливкового цвета, орнамент выполнен в технике сграффито. Причем некоторые элементы орнамента, например спираль, встречаются и на золотоордынском образце [11, с. 249, рис. 3/3].

Таким образом, форму тулова чаши-кубка с волнистым венчиком нельзя считать чем-то необычным для золотоордынской поливной керамики.

Вся внутренняя и частично внешняя поверхности чаши-кубка с Селитренного городища покрыты светлым (белым) ангобом, в котором «процарапали» рисунок.

Считают, что гравировка острым инструментом по покрытой ангобом глине является наиболее эффектным приемом орнаментации поливной красно-глиняной керамики. После покрытия изделия прозрачной поливой линии орнамента приобретают темный цвет, контрастирующий с общим зеленым фоном. Этот принцип орнаментации в УШ-1Х вв. распространяется в керамике Ближнего Востока, откуда в 1Х-Х вв. проникает в керамику Средней Азии и Закавказья. С XI в. он появляется на поливных изделиях Византии и Руси. Расцвет керамики сграффито относится к Х1-Х11 вв., но в каждой из названных областей она приобретает свои локально-стилистические особенности [2, с. 85].

Мастер при гравировке чашеобразных сосудов должен учитывать, что они имеют широкие плоскостные внутренние поверхности, на которые нужно нанести линии орнамента. Поэтому внешняя поверхность изделий орнаментировалась редко и только около венчика.

По росписи внутренних поверхностей чашеобразные изделия делят на сосуды с концентрической композицией в рисунке и сосуды с радиальным расположением орнамента.

По вопросу истоков композиционного построения орнамента в золотоордынских поливных изделиях существует несколько точек зрения.

По мнению Б.А. Шелковникова, концентрическая композиция была широко распространена во всех странах средневековья от Дальнего Востока до Византии, и по этому принципу локализовать происхождение орнамента поливных изделий невозможно [9, с. 176].

Т.И. Макарова полагает, что для Востока и Закавказья характерно радиальное расположение орнамента, а для византийской посуды Х1-Х11 вв. характерна концентрическая композиция [5, с. 50].

Н.М. Булатов считает, в золотоордынской поливной керамике преобладает концентрическая композиция рисунка. Причем гравировка тонкой и толстой линией всегда используются вместе: толстая линия служит для выделения основных деталей орнамента, а тонкая в качестве дополнительного его украшения [2, с. 86].

Итак, исходя из принципа орнаментации - концентрическая композиция расположения рисунка, сделанного в технике гравировки и резерва, - чаша-кубок с Селитренного городища близка к керамике Византии и Крыма.

Рассматривая основные орнаментальные мотивы и фигуры чаши-кубка, мы видим, что они

довольно часто встречаются на поливных чашах и кувшинах из Херсонеса: завитки-спирали; спирали с ответвляющимися усиками; палочка со спиралью; кружочки со стрелками, направленными вниз; бордюры в виде волны, линии или со спиралями и т. п. [10, табл. ХП/51; ХУ1/60-61; ХХ/74 (а, б) - 75, 77; ХХ1/79].

Таким образом, по технике изготовления чаши-кубка и форме ее тулова, по цвету поливы, принципу орнаментации, композиции самого орнамента и его элементов мы можем отнести чашу-кубок с Селитренного городища ко второй школе, мастера которой работали под влиянием византийско-причерноморских традиций.

Но откуда появилась сама кубкообразная форма изделия? Мог ли золотоордынский мастер ее придумать или он ее заимствовал?

Точный центр заимствования определить трудно, так как, несмотря на малочисленность изделий подобной форы, они встречаются в разных центрах средневекового мира.

Если исходить из того, что чашу-кубок делал мастер, работавший в византийско-причерно-морских традициях, то нужно искать аналогии ей именно в тех районах.

В частности, в поливной керамике Болгарии конца 1Х-Х вв. встречен сосуд с мисковидным телом на высокой цилиндрической ножке, расширяющейся книзу. Поверхность стенок покрыта чередующимися волнистыми и прямыми врезанными линиями. Весь сосуд покрыт светло-коричневой поливой. Этот кубок высотой около 14 см был найден в одной из плисковских церквей, где использовался во время богослужений [3, с. 8, рис. 4; 14/5]. У данного сосуда тулово полусферической формы, но высокий поддон-ножка внутри монолитный, не полый. Л. Дончева-Петкова допускает, что изготовление поливной посуды в болгарских землях в конце 1Х-Х вв. могло быть заимствовано у византийских мастеров или производственных центров, где эта традиция продолжала существовать со времен поздней античности [3, с. 10].

При раскопках в северо-восточном районе Херсонеса в 1991 г. в квартале ХСУП был найден комплекс поливной керамики, датированный Х11-ХШ вв. Среди находок, сделанных в помещении 3, присутствует изделие подобной формы. Но чаша-кубок из Херсона внешне несколько отлична от золотоордынского изделия: широкий венчик, скругленный по краю, горизонтально отогнут наружу. Высокий поддон-ножка также внутри не полый, края поддона загнуты вверх. К сожалению, о цвете поливы данного изделия не говорится [7, с. 70, рис. 15/7].

Исходя из вышесказанного видно, что данная форма, пусть и с незначительными различиями -оформление закраины венчика, внутренняя часть поддона - существовала в поливной керамике на

рубеже IX-X вв. и продолжала бытовать в визан-тийско-причерноморском регионе до XII-XIII вв.

Но можно предположить и другой источник заимствования данной формы в золотоордынском керамическом производстве.

Вероятно, ее могли заимствовать из комплекса кашинной керамики. В материалах золотоордын-ского Азака есть кашинный кубок на высокой ножке-поддоне, сделанный в технике «минаи». Поддон данного кубка внутри полый, но он заострен кверху. Венчик тулова полусферической формы заострен по краю и загнут внутрь сосуда [6, с. 423, рис. 45/1].

Изделия подобной формы встречены также в Хорезме, но они сероглиняные, украшены лощеным орнаментом. В материалах золотоордынского Азака найден хорезмский кубок на высокой ножке с пролощенным на внутренней стороне орнаментом [6, с. 414, рис. 41/9].

Оба изделия датированы XIV в.

Как видим, источник заимствования данной формы определить сложно. Подобная форма существовала в разных центрах развитого поливного производства. Мастер, изготовивший красноглиня-ную чашу-кубок с зеленой поливой с гравированным орнаментом, мог в качестве образца взять изделия из Хорезма, Ирана, Херсонеса и т. д.

Таким образом, чаша-кубок, найденная на Се-литренном городище, по совокупности технологических и морфологических признаков может быть отнесена к той группе поливных красноглиняных изделий, которые делались в мастерских второй местной группы. Причем мастер, ее сделавший, работал под влиянием византийско-причерномор-ских традиций. Об этом говорят высокий налепленный ножка-поддон, концентрическая композиция рисунка, элементы гравированного орнамента, да и кубкообразная форма изделия также встречается в поливной керамике этого региона.

Находки, подобные чаше-кубку с Селитренного городища, позволяют нам расширить видовой ассортимент изделий, изготавливаемых в керамических мастерских г. Сарай ал-Махруса в XIV в.

Примечание

1 Автор выражает искреннюю признательность Евгению Михайловичу Пигареву, канд. ист. наук, науч. сотр. Института археологии Республики Татарстан, за разрешение на публикацию материала о данном изделии. В настоящее время чаша-кубок хранится в фондах Астраханского краеведческого музея.

Библиографический список

1. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: Источники и методы изучения. - М.: Наука, 1978. - 275 с.

2. Булатов Н.М. Классификация красноглиня-ной поливной керамики золотоордынских горо-

дов // Средневековые памятники Поволжья: сб. статей / отв. ред. А.П. Смирнов, Г.А. Федоров- Давыдов. - М.: Наука, 1976. - С. 73-107.

3. Дончева-Петкова Л. Раннесредневековая поливная керамика в Болгарии // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв.: сб. науч. трудов. Т. 1 / отв. ред. С.Г. Бочаров, В.Л. Мыц. - Киев: Стилос, 2005. - С. 7-14.

4. Зеленеев Ю.А., Курочкина С.А. Золотоордын-ский город Сарай ал-Джедид (результаты археологических исследований на Царевском городище в 1994-2000 гг.). - Йошкар-Ола, 2009. - 264 с.

5. Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. - М.: Наука, 1972. - 19 с.

6. Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака: Краткая характеристика // Историко-археологи-ческие исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. / отв. ред. В.Я. Кияшко. - Азов: Азовский музей-заповедник, 2006. - Вып. 21. - С. 309-473.

7. Ушаков С.В. Поливная керамика из комплексов XIII в. северо-восточного района Херсонеса (квартал XCVII, помещения 1, 3, 11) // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья XXVIII вв.: сб. науч. трудов. Т. 1 / отв. ред. С.Г. Бочаров, В.Л. Мыц. - Киев: Стилос, 2005. - С. 70-92.

8. Цетлин Ю.Б. Древняя керамика. Теория и методы историко-культурного подхода. - М.: ИА РАН, 2012. - 430 с.

9. Шелковников Б.А. Поливная керамика Сарке-ла - Белой Вежи // Материалы и исследования по археологии СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. -№ 75. - 307 с.

10. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) // Материалы и исследования по археологии СССР. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -№ 17. - 256 с.

11. Яшаева Т.Ю. Поливная керамика из загородных пещерных монастырей Херсона // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв.: сб. науч. трудов. Т. 1. - Киев: Стилос, 2005. - С. 247-256.

References

1. Bobrinskij A.A. Goncharstvo Vostochnoj Evropy: Istochniki i metody izucheniya. - M.: Nauka, 1978. - 275 s.

2. Bulatov N.M. Klassifikaciya krasnoglinyanoj polivnoj keramiki zolotoordynskih gorodov // Srednevekovye pamyatniki Povolzh'ya: sb. statej / otv. red. A.P. Smirnov, G.A. Fedorov-Davydov. - M.: Nauka, 1976. - S. 73-107.

3. Doncheva-Petkova L. Rannesrednevekovaya polivnaya keramika v Bolgarii // Polivnaya keramika Sredizemnomor'ya i Prichernomor'ya X-XVIII vv.: sb. nauch. trudov. T. 1 / otv. red. S.G. Bocharov, V.L. Myc. - Kiev: Stilos, 2005. - S. 7-14.

4. Zeleneev YU.A., Kurochkina S.A. Zolotoordynskij gorod Saraj al-Dzhedid (rezul'taty

агЬео^кЬеБкШ 1$51е^уапу па Сагеу8кош Я0Г0а18ЬсЬе V 1994-2000 §&). - 1о8Ькаг-01а, 2009. -264 8.

5. Мака1^а Т.1. Po1ivnaya кегаш1ка V Drevnej - М.: Майка, 1972. - 19 8.

6. Ма8^8ку Л.К Keraшicheskij кошр1ек8 Л7ака: Кга1кауа harakteristika // Istoriko-arheo1ogicheskie iss1edovaniya V g. Лzove i па Nizhnem Donu V 2004 g. / otv. red. У.УЛ. Kiyashko. - Azov: Лzovskij шuzej-zapovednik, 2006. - Уур. 21. - 8. 309-473.

7. Ushakov 8.У. Po1ivnaya keramika iz koшp1eksov ХШ v. severo-vostochnogo rajona Hersonesa (kvarta1 ХСУ11, pomeshcheniya 1, 3, 11) // Po1ivnaya keraшika Sredizeшnoшor'ya i Prichernoшor'ya Х-ХУШ vv.: 8Ь. nauch. trudov. Т. 1 / otv. red. 8.в. Bocharov, У.Ь. Myc. - Kiev: Sti1os, 2005. - 8. 70-92.

8. Cet1in Уи.В. Drevnyaya кегаш1ка. Teoriya i шetody istoriko-ku1'turnogo podhoda. - М.: 1Л ЯЛ^ 2012. - 430 8.

9. 8Не1к^шк^ В.Л. Po1ivnaya keraшika 8аЛе1а - Ве^ Уezhi // Materia1y i iss1edovaniya po arheo1ogii 888Я. - М.: Izd-vo ЛМ 888Я, 1959. -№ 75. - 307 8.

10. YAkobson Л.Ь. Srednevekovyj Hersones (Х11-Х1У vv.) // Materia1y i iss1edovaniya po arheo1ogii 888Я. - М.; Ь.: Ы-то ЛМ 888Я, 1950. - № 17. -256 8.

11. YAshaeva Т.Уи. Po1ivnaya keraшika iz zagorodnyh peshchernyh шonastyrej Hersona // Po1ivnaya keraшika 8redizeшnoшor'ya i Prichernoшor'ya Х-ХУШ vv.: 8Ь. nauch. trudov. Т. 1. - Kiev: 2005. - 8. 247-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.