Научная статья на тему 'Витамины для красоты и здоровья'

Витамины для красоты и здоровья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАМИНЫ / ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / БАДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Витамины для красоты и здоровья представлены двумя крупными сегментами лекарственные препараты и БАДы источники витаминов, жирных кислот, аминокислот и минеральных веществ. Первая группа реализуется исключительно через аптечную сеть, а вот БАДы реализуются двумя путями: через аптечную сеть и по системе сетевого маркетинга. Данная статья посвящена динамике продаж ЛС и БАДов, содержащих витамины, по данным аптечных продаж за 2006-2007 гг. Определить объемы продаж БАДов, реализуемых по системе сетевого маркетинга, не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Витамины для красоты и здоровья»

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

Витамины для красоты и здоровья

Витамины для красоты и здоровья представлены двумя крупными сегментами — лекарственные препараты и БАДы — источники витаминов, жирных кислот, аминокислот и минеральных веществ. Первая группа реализуется исключительно через аптечную сеть, а вот БАДы реализуются двумя путями: через аптечную сеть и по системе сетевого маркетинга. Данная статья посвящена динамике продаж ЛС и БАДов, содержащих витамины, по данным аптечных продаж за 2006—2007 гг. Определить объемы продаж БАДов, реализуемых по системе сетевого маркетинга, не представляется возможным.

Объемы продаж витаминов для красоты и здоровья в России за исследуемый период выросли более чем на 21% в долларовом выражении, при этом продажи ЛС увеличились на 45,5 млн. долл., а БАДов на 38,1 млн. долл. (табл. 1). В натуральном выражении прирост продаж произошел только для БАДов, а сегмент ЛС потерял почти 11%, что составило более 26 млн. упаковок.

В рейтинге торговых названий по объему продаж ЛС (табл. 2) продолжает лидировать Мильгамма, объем продаж которой составил 27,9 млн. долл. по итогам 2007 г. Прирост более 50% продемонстрировали Магне В6 и Супрадин, что позволило им подняться на 2 и 6 места, соответственно.

Существенно сдал свою позицию Ас-витол, переместившийся с 6 на 10 место с отрицательным приростом продаж (почти 12%). Максимальный отрицательный прирост (почти 19%) у Аскорбиновой кислоты, однако в рейтинге она опустилась только на одну ступень. В рейтинге торговых названий БАДов произошли крупные изменения (табл. 3).

«Тройка» лидеров снизила объемы продаж. Лидером «десятки» продолжает оставаться Черника форте,

однако доля ее продаж упала почти на 2 пп. Алфавит снизил свои показатели: доля его в объеме продаж упала на 4,6 пп. при отрицательном приросте почти в 25%, что позволило Стриксу переместиться на 2 место. Наибольший прирост (более 1500%) у БАД компании Wyeth Центрум с лютеином, который существенно повысил свой рейтинг, поднявшись с 76 на 6 место. Хорошие показатели (прирост более 290%) пока-

B

eauty and health vitamins sales were increasing throughout the past year, nevertheless lagging behind the overall pharmaceutical retail market by their growth rates. Domestically produced vitamins are in high demand, with the sales volumes growing by more than $15 million and the share exceeding 30%. There is a tendency towards a transition to more expensive brands in the food supplement segment of vitamins, while in ready-prepared vitamins segment there is just an opposite trend: «higher» price segment is leaving the market completely giving way to mid-level priced vitamins.

Victoria SOKOLOVA, RMBC. Beauty and health vitamins.

зали продукты фармкомпании ^со-med — Геримакс Энерджи и Геримакс Премиум. В «десятке» лидеров действие трех БАД (Черника форте, Стрикс и

таблица i| Объемы продаж витаминов в РФ*

Тип продукта Объем продаж, млн. долл. Прирост, % (долл.) Объем продаж, млн. уп. Прирост, % (уп.)

2GG6 г. 2GG7 г. 2GG6 г. 2GG7 г.

Всего: 395,1 478,7 21,1 284,3 267,6 -5,8

В том числе: ЛС 292,5 338,0 15,5 243,9 217,8 -10,7

БАД 102,6 140,7 37,2 40,4 49,9 23,4

* Здесь и далее объемы продаж приведены в ценах конечного потребления

ТАБЛИЦА 2

Десять ведущих торговых названий ЛС по объему аптечных продаж в РФ

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Мильгамма 8,5 7,9 27,4

2 4 Магне В6 7,5 5,8 52,4

3 2 Компливит 6,8 7,2 11,4

4 3 Аскорбиновая кислота (витамин С) 4,2 6,1 -18,6

5 5 Витрум 4,0 3,7 27,5

6 8 Супрадин 3,4 2,6 55,8

7 9 Элевит пронаталь 2,9 2,5 33,8

8 10 Нейромультивит 2,7 2,4 36,8

9 11 Биовиталь 2,7 2,2 45,6

10 6 Асвитол 2,3 3,1 -11,7

таблица з| Десять ведущих торговых названий БАДов

по объему аптечных продаж в РФ

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Черника форте 9,3 11,1 17,6

2 3 Стрикс 6,1 6,3 35,8

3 2 Алфавит 5,2 9,8 -24,9

4 11 Геримакс Энерджи 5,0 1,8 291,7

5 4 Мумие Алтайское очищенное 3,2 4,9 -10,0

6 72 Центрум с лютеином 2,8 0,2 1579,4

7 7 Чистовит Вэл 2,6 2,8 30,2

8 5 Имедин Время Совершенства 2,2 3,3 -8,0

9 9 Динамизан 1,8 2,4 4,7

10 29 Геримакс Премиум 1,7 0,6 294,8

таблица 4| Десять ведущих торговых названий ЛС и БАДов

по объему аптечных продаж в РФ

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Мильгамма 6,0 5,9 27,4

2 4 Магне В6 5,3 4,3 52,4

3 2 Компливит 4,8 5,4 11,4

4 3 Аскорбиновая кислота (витамин С) 3,0 4,5 -18,6

5 6 Витрум 2,9 2,8 27,5

6 5 Черника форте 2,7 2,9 17,6

7 10 Супрадин 2,4 1,9 55,8

8 11 Элевит пронаталь 2,0 1,9 33,8

9 12 Нейромультивит 1,9 1,7 36,8

10 14 Биовиталь 1,9 1,6 45,6

таблица б| Десять ведущих корпораций по объему аптечных продаж ЛС в РФ

Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Unipharm Inc. 16,4 14,5 34,0

2 2 Фармстандарт, ОАО 13,5 13,4 19,0

3 6 Bayer Healthcare 9,7 5,8 99,6

4 3 Worwag Pharma 8,5 7,9 27,4

5 5 Sanofi-Aventis 7,5 5,8 52,4

6 4 Ferrosan A/G 7,4 7,4 18,8

7 7 KRKA D.D. 4,9 5,1 12,4

8 10 Sagmel Inc. 3,1 2,2 69,4

9 9 Lannacher Heilmittel Gmbh. 2,7 2,4 36,8

10 12 Merz Pharma Gmbh. 2,3 2,1 31,6

Центрум с лютеином) позиционируются в офтальмологическом сегменте, их общая доля составляет более 18%, а объем продаж превысил 22 млн. долл. в 2007 г. «Десятку» лидеров покинули Цы-гапан, Чернега и Звездная очанка. Интересно отметить, что объемы продаж торговых наименований БАДов значительно ниже, чем ЛС (так, объем продаж лидера «десятки» Черника форте составляет всего 13 млн. долл.). Учитывая большую разницу в объемах продаж лидеров ЛС и лидеров продаж БАДов, общий рейтинг торговых наименований витаминов практически полностью соответствует «десятке» лидеров ЛС. Исключение составляет Черника форте, которая, занимая в общем рейтинге 6 место с долей в объеме продаж менее 3%, вытесняет Асвитол.

Произошли изменения и в рейтингах корпораций. По объемам про-

даж ЛС (табл. З) лидерство сохранилось за Unipharm Inc. и ОАО «Фармстандарт», при этом разрыв в доле занимаемых сегментов увеличился на 1,8 пп. С высоким приростом (почти 100%), увеличив свою долю на 3,9%, на З место вышла корпорация Bayer Healthcare — объемы продаж выросли по всей номенклатуре витаминов, особенно успешно продавался Су-прадин (который перешел благодаря приобретению BayerHealthcare подразделения безрецептурных ЛС Roche Consumer Health). Повысился рейтинг и Sagmel Inc., которая поднялась на 8 место, в основном за счет увеличения объема продаж витаминов серии Теравит (в 3,2 раза). Также существенные изменения произошли в рейтинге корпораций,

18

ВИТАМИНЫ ДЛЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ

таблица б| Десять ведущих корпораций

по объему аптечных продаж БАДов в РФ

Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Эвалар, ЗАО 14,2 18,З 8,7

2 З Ferrosan A/G 1З,З 1З,0 4З,9

З 2 Аквион, ЗАО 11,0 1З,9 10,7

4 4 Nycomed 9,1 5,0 15З,5

5 З6 Wyeth 4,1 0,З 2158,8

6 8 KRKA D.D. З,4 2,5 91,4

7 6 Экология питания З,З З,8 22,2

8 5 Natur Product З,2 З,9 16,7

9 1З L'Oreal Group 2,5 1,З 170,1

10 7 Планета здоровья 2000 1,8 З,2 -21,1

таблица 7^ Десять ведущих корпораций

по объему аптечных продаж ЛС и БАДов в РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Прирост, % долл.

2GG7 г. 2GG6 г.

2GG7 г. 2GG6 г.

1 1 Unipharm Inc. 11,6 10,7 З4,0

2 2 Фармстандарт, ОАО 10,0 10,0 2З,2

З З Ferrosan A/G 9,1 8,8 28,З

4 8 Bayer Healthcare 6,9 4,З 99,6

5 4 Worwag Pharma 6,2 6,0 27,7

6 7 Sanofi-Aventis 5,З 4,З 52,4

7 6 KRKA D.D. 4,5 4,5 2З,9

8 5 Эвалар, ЗАО 4,1 4,7 8,7

9 9 Аквион, ЗАО З,2 З,6 10,7

10 11 Nycomed З,2 2,0 100,4

реализующих на российский рынок БАДы, содержащие витамины (табл. б). Российская компания ЗАО «Эвалар» продолжает лидировать, несмотря на то что она потеряла более 4% этого сегмента рынка. Максимальный прирост (более 2000%) у корпорации Wyeth за счет увеличения объема продаж (почти в 20 раз, на сумму более 5 млн. долл.) БАДов всей серии Центрум, в первую очередь активно продвигаемого Цент-рума с лютеином. Отрицательный прирост среди участников «десятки» только у компании «Планета здоровья 2000», потерявшей 1,4% рынка за счет резкого снижения продаж БАДов серии Цыгапан, при этом более 90% потерь приходятся на долю основоположника серии.

Поскольку многие корпорации выпускают как ЛС, так и БАДы, интересно оценить рейтинг корпораций по объемам продаж всех витаминов (табл. 7). Общий рейтинг, как и рейтинг корпораций по объему продаж ЛС, возглавляют Unipharm Inc. и ОАО «Фармстандарт», на З место переместилась корпорация Ferrosan A/G, а замыкает «десятку» лидеров компания Nycomed. Кроме того, в «десятку» лидеров попали две российские компании, выпускающие только БАДы — ЗАО «Эвалар« и ЗАО «Аквион».

Около 60% рынка ЛС в изучаемом сегменте аптечного рынка приходится на препараты, производимые

Структура аптечных продаж ЛС и БАДов по ценовым сегментам (розничные цены)

Диапазон цен Доля объема продаж в денежном выражении, долл. Доля объема продаж в натуральном выражении

БАДы ЛС БАДы ЛС

2GG7 г. 2CC6 г. 2GG7 г. 2CC6 г. 2GG7 г. 2CC6 г. 2GG7 г. 2CC6 г.

<1 8,З% 10,7% 16,4% 18,1% 44,8% 41,9% 75,8% 79,6%

>=1 - <2 5,0% 1З,5% 4,6% З,З% 10,1% 21,4% 4,6% З,2%

5 < - 2 = > 29,8% З2,5% 27,8% 2З,9% 28,5% 25,З% 10,5% 9,З%

>=5 - <10 З0,1% 21,9% 51,2% З8,5% 12,1% 8,0% 9,1% 6,5%

>=10 - <20 17,5% 11,9% - 12,9% З,9% 2,6% - 1,2%

>=20 9,2% 9,6% - З,З% 0,64% 0,61% - 0,2%

РИСУНОК 1

Структура аптечных продаж витаминов по странам-производителям

%

2006 г. БАД 2007 г. БАД 2006 г. ГЛС 2007 г. ГЛС

■ — Западная Европа, США, Канада и Япония

□ — Россия

□ — Восточная Европа

□ — Прочие

РИСУНОК 2

Сегментация продаж по стоимости (в долларовом выражении)

2006 г. БАД 2007 г. БАД 2006 г. ГЛС 2007 г. ГЛС

■ — < 1 □ — » 5 АЫ < 10

□ — > 1 АЫ < 2 □ — > 10 АЫ < 20

□ — » 2 АЫ < 5 □ — » 20

в странах западной Европы, США, Канады и Японии. На долю российских производителей приходится чуть более 20% (рис. 1). На рынке БАДов, содержащих витамины, соотношение сил противоположное — основная часть приходится на долю России. В то же время можно отметить, что доля витаминов отечественного производства за исследуемый период упала. Интересно проанализировать сегментацию этого рынка по ценам за рассматриваемый период (табл. 8). За изучаемый период доли объемов продаж в долларовом выражении как ЛС, так и БАДов стоимостью менее 1 долл. снизились (рис. 2).

Доли продаж ЛС стоимостью до 10 долл. возросли, причем максимальный рост приходится на ценовой диапазон от 5 до 10 долл. ЛС дороже 10 долл. исчезли с российского рынка. Иначе обстоит дело с ценовой сегментацией БАДов — возросли доли продаж БАДов стоимостью от 2 до 20 долл. Доли продаж БАДов стоимостью более 30 долл. несколько снизились, но продолжают составлять более 9%. Иная картина ценовой сегментации наблюдается при анализе объемов продаж витаминов в натуральном выражении (рис. 3). Максимальны продажи витаминов стоимостью до 1 долл. Для ЛС доля объема продаж в этом це-

РИСУНОК з

Сегментация продаж по стоимости (в натуральном выражении)

80 70 60 I 50

О

140 ^ зо

20

10

О

Л]ш

■ — < 1

□ — » 1 АЫ < 2

□ — » 2 АЫ < 5

□ — » 5 АЫ < 10

□ — » 10 Аг^ < 20

2006 г. БАД 2007 г. БАД 2006 г. ГЛС 2007 г. ГЛС

новом диапазоне составляет более 75%, однако она упала на 3,8 пп. Увеличились доли продаж в ценовом диапазоне от 1 до 10 долл. БАДы потеряли только в ценовом диапазоне от 1 до 2 долл. (более 11% объемов продаж), в остальных диапазонах наблюдался рост.

Итак, объемы продаж витаминов для красоты и здоровья за прошедший год росли, демонстрируя отставание темпов по сравнению с аптечным рынком в целом. Рост в сегменте витаминов обеспечивался как за счет ЛС, так и за счет БАДов. В натуральном выражении рынок витаминов сократился за счет ЛС. Рынок витаминов представлен огромным количеством торговых названий, поэтому доля в объеме продаж (в долларовом выражении) лидера, ЛС Мильгамма, составляет лишь 6%. Витамины отечественного производства востребованы, объем продаж вырос более чем на 15 млн. долл., а их доля составляет более 30%. В сегменте витаминных БАД наблюдается тенденция перехода к более дорогостоящим маркам, а в сегменте ГЛС фиксируется обратная тенденция — «верхние» ценовые сегменты полностью ушли с рынка, уступив место среднеценовым витаминам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.