Научная статья на тему 'Обзор аптечных продаж поливитаминных препаратов – итоги полугодия'

Обзор аптечных продаж поливитаминных препаратов – итоги полугодия Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
418
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ливанский Станислав

В рассматриваемую группу включены все препараты, имеющие МНН Поливитамин, Поливитамин+Мультиминерал, Поливитамины+прочие препараты, Поливитамин для внутривенного введения (согласно данным «Госу-дарственного реестра лекарственных средств»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор аптечных продаж поливитаминных препаратов – итоги полугодия»

Обзор аптечных продаж поливитаминных препаратов -

2004 октябрь РШШШШ

Станислав ЛИВАНСКИЙ, RMBC

ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ

В рассматриваемую группу включены все препараты, имеющие МНН Поливитамин, Поливитамин+Мультиминерал, Поливитамины+прочие препараты, Поливитамин для внутривенного введения (согласно данным «Государственного реестра лекарственных средств»). Группа «БАД на основе поливитаминов, содержащих минералы»1, представленная в качестве примера конкурентной среды, формировалась на основе наиболее часто встречаемых позиций в аптеках.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Согласно «Государственному реестру лекарственных средств» на начало сентября 2004 г. было зарегистрировано 177 торговых наименований2 поливитаминных препаратов производства 63 различных компаний (18 из которых — отечественные производители). В свою очередь, отечественными компаниями производятся почти четверть (44) торговых наименований, иностранные производители представлены 128 препаратами, остальные 5 препаратов производятся как в России, так и за рубежом. В 2004 году перечень поливитаминов пополнился за счет регистрации 2-х новых отечественных марок и 3-х препаратов западных производителей в рамках уже существующих линий витаминных комплексов этих компаний (табл. 1). По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, осуществляемого компанией RMBC, эти препараты пока не фигурировали в аптечных продажах. В целом сегмент поливитаминных препаратов, как и БАД на основе поливитаминов, содержащих минералы, является достаточно насыщенным с точки зрения количества торговых наименований. Так, сегмент поливитаминных препаратов в I полу-

1 Данная классификация является достаточно условной в связи с отсутствием в настоящее время реестра БАД, содержащих полный перечень предлагаемых на рынке продуктов.

2 Без учета производителя, лек. формы и дозировки.

3 Здесь и далее в расчетах используются оптовые цены, долл.

годии 2004 г. в аптечных продажах был представлен 172 торговыми наименованиями, а сегмент БАД-поливи-таминов — порядка 100. Объем аптечного рынка поливитаминных препаратов в I полугодии 2004 г. вырос по сравнению с соответствующим показателем в 2003 г. на 27% и составил 62,7 млн. долл. в закупочных ценах аптек3. Доля сегмента в общем объеме аптечной реализации лекарственных средств в РФ за анализируемый период сократилась на 0,1 п.п. и составляет 3,9%. Средняя аптечная наценка на поливитаминные препараты составляет 32%, что на 14% выше средней наценки на ГЛС в РФ за тот же период (28%).

Сегмент поливитаминов представлен четырьмя группами препаратов (поливитамины для внутривенного введения практически не присутст-

вуют в аптечных продажах, поэтому далее эта группа не будет рассматриваться), определяемых в зависимости от МНН/группировочное название (рис. 1). Существенных изменений в структуре продаж поливитаминных препаратов за анализируемый период не произошло. Группа поливитаминов с минералами по-прежнему доминирует на аптечном рынке поливитаминных препаратов. Кроме того, в соотношении между продажами зарубежных препаратов (преимущественно производства западных компаний) и отечественной продукции в данной группе сохраняется status quo (79% против 21%). Доля российских препаратов во второй по величине группе, МНН Поливитамин (в которой отечественная продукция имеет наиболее прочные позиции — 42%), также остается неизменной. В группе «Поливита-мин+Прочие препараты» практически 100% составляют продажи препаратов зарубежных производителей. В целом на аптечном рынке поливитаминных препаратов доля отечественных компаний остается стабильной и составляет 25%. Стоит отметить, что в настоящее время на аптечном рынке поливитаминов усиливается конкурентная борь-

таблица i| Регистрация * поливитаминных препаратов 1

| в 2004 г. (исключая перерегистрации)

Торговое наименование Производитель МНН/группировочное название

Витагамма Брынцалов-А, ЗАО Поливитамин

Мульти-табс Актив Ferrosan AG Поливитамин+Мультиминерал

Мульти-табс интенсив Ferrosan AG Поливитамин+Мультиминерал

БиоМакс Щелковский витаминный завод, ОАО Поливитамин+Мультиминерал

Витрум Вижн Umpharm !ПС Поливитамины+ Прочие препараты

* Без учета лекарственной формы. Источник: база данных «Клифар»

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

59

ба между лекарственными средствами (ЛС) и БАД. И хотя объем аптечных продаж БАД на основе поливитаминов и минералов составляет немногим более 10 млн. долл., данная группа растет с двукратным опережением по отношению к сегменту поливитаминных препаратов (56% против 27%). При этом доля отечественных БАД-поливитаминов в отличие от сегмента ЛС составляет около 76%. Доминирование отечественной продукции во многом объясняется подходом компаний-производителей к регистрации своего препарата. Так, отечественные компании, в силу целого ряда причин, предпочитают регистрировать свою продукцию в качестве БАД, а не ЛС. Доминирование на аптечном рынке поливитаминных препаратов иностранных производителей (в частности западных компаний) находит свое отражение в перечне наиболее продаваемых торговых наименований (табл. 2). Только 3 отечественных препарата (Компливит, Ревит и Ундевит), которые присутствуют на

рынке уже длительное время, вошли в «десятку» по итогам I полугодия 2004 г. В то же время Ревит и Ундевит улучшили свои позиции в рейтинге, а Компливит сохранил за собой лидирующую позицию, заметно опережая по объему продаж на 71%

РШШи и М 2004 октябрь

препарат Мильгамма, занимающего вторую строчку. Кроме того, Ревит наряду с препаратами Центрум и Мильгамма демонстрирует наиболее высокие темпы роста среди лидеров: объем продаж этих препаратов вырос, соответственно, на 46%, 50% и

таблица 2

Десять ведущих торговых наименований и ведущих брэндов поливитаминных препаратов по объему аптечных продаж в РФ в I полугодии 2004 г.

десять

I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Торговое наименование I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Брэнд

1 1 Компливит 1 1 Витрум

2 4 Мильгамма 2 2 Компливит*

3 2 Витрум 3 3 Мульти-табс

4 6 Центрум 4 6 Мильгамма

5 8 Ревит 5 4 Центрум

6 3 Пиковит 6 9 Ревит*

7 5 Дуовит 7 5 Пиковит

8 10 Ундевит 8 7 Дуовит

9 7 Матерна 9 11 Ундевит*

10 9 Супрадин 10 15 Биовиталь

* Данные препараты могут быть отнесены к брэндам скорее условно, учитывая тот факт, что они выпускаются более чем одним производителем.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

60

ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ

2004 октябрь РШШШШ

73%. Заметный рост продаж этих препаратов не смог пошатнуть позиции первой «тройки» в рейтинге брэндов. Широкая «линейка» поливитаминных комплексов «Витрум» и «Мульти-табс» определяет увеличение объема аптечных продаж этих брэндов на 40% и 32% соответственно. К наиболее заметным изменениям стоит отнести 68%-й рост продаж препаратов под маркой «Биовиталь» и отсутствие существенной положительной динамики в продажах поливитаминных марок компании ЕЖА — «Пиковит» и «Дуовит». Доля первой «тройки» рейтинга торговых наименований в общем объеме аптечных продаж поливитаминных препаратов составляет 21%, доля «десятки» — 45%. В свою очередь, три ведущих брэнда занимают около 34%, а «десятка» аккумулирует 63% аптечных продаж анализируемого сегмента. Как видно из таблицы 3, рейтинг ведущих производителей не претерпел существенных изменений по сравнению с I полугодием 2003 г. Стоит от-

метить появление в «десятке» компании Lannacher за счет 85%-го роста своего препарата Нейромультивит и 2-е место по итогам полугодия отечественного производителя «Фармстан-дарт». Все компании первой «десятки» увеличили свои объемы продаж в абсолютном выражении. В то же время динамика продаж в лидирующей группе неоднородна. Так, Unipharm и Woerwag Pharma увеличили свою долю в сегменте на 1,5 п.п. каждый, в то время как KRKA, напротив, потеряла 2,1 п.п. На долю десяти ведущих производителей приходится около 77% аптечных поливитаминных препаратов в I полугодии 2004 г. Если группу лидеров в сегменте ЛС, в целом, можно охарактеризовать как достаточно стабильную, то рейтинг БАД-поливитаминов имеет намного более динамичную структуру (табл. 4). Только 4 торговых наименования из «десятки» по итогам I полугодия 2003 г. вошли в соответствующий рейтинг год спустя. В группе есть два безусловных лидера — «Алфавит» и «Черника фор-

те» — объем продаж почти в 4,5 раза превышает Динамизан (Novartis), занимающего 3-ю строчку. В целом доля первой «тройки» составляет 72%, доля «десятки» — 83% от общего объема аптечных продаж группы БАД на основе поливитаминов и минералов. Рейтинг брэндов подтверждает лидерство отечественных марок «Алфавит» («Акви-он») и «Черника форте» («Эвалар»). Объемы продаж этих БАД сопоставимы по своим значениям с «линейкой» поливитаминного комплекса «Цент-рум». Десять ведущих брэндов занимают почти 91% группы БАД на основе поливитаминов и минералов в денежном выражении.

Среди ведущих производителей по объему аптечных продаж БАД-поли-витаминов (табл. 5) наиболее динамично росли продажи компаний Novartis (рост в 173 раза), Nycomed (в 13 раз), «Алтайвитамины» (в 14 раз) и «Люми» (в 12 раз). Кроме того, компания Ferrosan AG со своим продуктом «Бьюти-табс Шарм», который не фигурировал в аптечных продажах в I

ПЕРСОНАЛ

для

КОМПАНИЙ

мы кп производим

И llli ПРОДАЕМ ЛЕКАРСТВА, МЫ НАХОДИМ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЭТО

ЛУЧШЕ ВСЕХ

Орган и зацинм-работодателя мг занятым в сфере производства и сбыта фармацевтической продукции и медицинской техники, компании GRP предлагает следующие услуги:

ф Поцбар парсснапа а Москве.

региона* Росшйсроой Федерации, странах СНГ

♦ Кадровое исмсуг =тиров=1- пе ф Маркетинговые исследования Ф Допопниттапьные услуги L W082.Месим, ул. RuhjHнпщл. 71,гтр-10. Ты.: ((№■}J|S0 Jii], ISO34ii. фни-: «fflfЯ! 10 www.ягр-«мпряи).гм

таблица 3

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж поливитаминных препаратов в РФ в I полугодии 2004 г.

I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Производитель

1 1 Unipharm Inc.

2 3 Фармстандарт

3 2 KRKA D.D.

4 4 Ferrosan AG

5 5 Wyeth-WhitehaLL

6 6 F. Hoffmann-La Roche Ltd.

7 7 Woerwag Pharma GmbH & Co.KG

8 8 SagmeL Inc.

9 9 Nycomed

10 15 Lannacher HeiLmitteL GmbH

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 5 Десять ведущих производителей

по объему аптечных продаж БАД-поливитаминов

с минералами в РФ в I полугодии 2004 г.

I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Производитель

1 1 Аквион

2 2 Эвалар

3 22 Novartis

4 7 Nycomed

5 3 Pharma-Med Inc.

6 4 Фитора

7 5 Woerwag Pharma GmbH & Co.KG

8 - Ferrosan AG

9 15 Алтайвитамины

10 14 Люми

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 4

Десять ведущих торговых наименований и десять ведущих брэндов БАД-поливитаминов с минералами по объему аптечных продаж в РФ в I полугодии 2004 г.

I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Торговое наименование I пол. 2004 г. I пол. 2003 г. Брэнд

1 1 Алфавит 1 1 Алфавит

2 2 Черника форте 2 2 Черника форте

3 48 Динамизан 3 24 Динамизан

Витамины для боль- 4 8 Сана-Сол

6 ных диабетом

5 - Бьюти-табс Шарм 5 4 Оковит

6 - Витабс 6 3 Фарма-мед Ледис формула

7 58 Сана-Сол для беременных 7 7 Витамины для больных диабетом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 28 Кальций-ДЗс витаминами 8 - Бьюти-табс Шарм

9 5 Оковит с черникой 9 - Витабс

10 41 Сана-Сол для тинейджеров со вкусом клубники 10 15 Кальций-ДЗ с витаминами

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок 1

Структура аптечных продаж поливитаминных препаратов по МНН/группировочное название

120 100 9 9

80 - 26 28

60 -

40 - 65 64

20 -

О 1 1 1 1

■ Поливита-

мин+Мульти-

минерал

Поливитамин

Поливита-

мины+Прочие

препараты

I пол. 2003 г.

I пол. 2004 г.

полугодии 2003 г., заняла 8-ю строчку рейтинга. Десять ведущих производителей занимают почти 95% объема аптечных продаж группы, при этом 2/3 всех продаж обеспечивают два лидера — «Аквион» и «Эвалар».

ВЫВОДЫ

Анализируемый сегмент характеризуется достаточно высокой насыщенностью торговыми наименованиями препаратов и большим количеством присутствующих в нем производителей. Объем аптечных продаж поливитаминных препаратов растет несколько медленнее по отношению ко всему аптечному рынку. Динамика структурных изменений носит умеренный характер, позиции основных лидеров пока достаточно стабильны. В сегменте по-прежнему наблюдается доминирование продукции западных производителей, которое во многом базируется на разрыве в возможностях по продвижению зарубежных компаний и отечественных производителей. Наиболее продаваемыми на рынке отечественными марками пока по-прежнему остаются относительно недорогие препараты с многолетней историей. В настоящее время на аптечный рынок поливитаминных препаратов, зарегистрированных как ЛС, усиливается давление со стороны группы БАД, где наибольшую активность проявляют российские производители.

Ф

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.