PEMEOULJM 2008май
Виктория СОКОЛОВА, RMBC
Средства для снижения веса
Средства для снижения веса делятся на две части — лекарственные препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты) или анорексические средства и БАДы к пище для лиц, контролирующих массу тела. БАДы реализуются двумя путями: через аптечную сеть и по системе сетевого маркетинга. Данная статья посвящена динамике продаж лекарственных средств и БАДов, используемых для снижения веса, через аптечную сеть в России за 2006—2007 гг.
Объемы продаж средств для снижения веса за исследуемый период в долларовом выражении выросли почти на 13% за счет существенного роста продаж ЛС (около 30%) (табл 1), в то время как продажи БАДов упали. В натуральном выражении прирост продаж также произошел только для ЛС. При этом следует отметить, что количество продаваемых в аптеках упаковок БАДов в 10 раз больше, чем ЛС.
Анорексическими ЛС, зарегистрированными в настоящее время в России, являются МНН орлистат (торговое название Ксе-никал) и МНН сибутрамин (Меридия и его дженерики Редуксин и Линдакса). Эти синтетические препараты относятся к рецептурным, более того, в 2007 г. по решению Постоянного комитета по контролю наркотиков сибутрамин внесен в Список сильнодействующих веществ, что существенно ограничивает сферу применения этих препаратов. В конце прошлого века был зарегистрирован целый ряд безрецептурных ЛС анорексического действия растительного происхождения, однако ЛС растительного происхождения не могут конкурировать с более дешевыми БАДами. Как результат, в 2008 г. заканчивается регистрация последнего из растительных ГЛС данной группы — Нова фигура Доктор Тайс. Несмотря на это, Нова фигура Доктор Тайс в изучаемый период продолжала реализовываться через аптечную сеть (табл 2).
Лидирующее место в рейтинге торговых названий продолжает занимать Ксеникал (48,5 млн. долл.), на втором месте Меридия (25,7 млн. долл.) с опережающим приростом более 45%. В 2007 г. появились в продаже два новых препарата Линдакса и Ре-дуксин, которые несколько повысили статус МНН сибутрамин. Фактически за ис-
следуемый период в аптечной сети конкурировали два МНН — орлистат и сибутра-мин, прирост последнего составил 55,4%, его доля в объеме продаж ЛС составила 36,1%. В данном сегменте рынка ЛС все корпорации представлены одним торговым названием, и их рейтинг полностью соответствует рейтингу торговых названий.
В рейтинге торговых названий по объему продаж БАДов к пище для лиц, контролирующих массу тела, произошли крупные изменения (табл 3)- Объемы продаж иг-
роков сегмента БАДов значительно ниже, чем брэндов ЛС для снижения веса. Так, объем продаж лидера «десятки» Жуйдэмэ-на для похудения составляет всего 4,7 млн. долл. Кроме того, доля его в объеме продаж упала почти на 8,5 п.п. при отрицательном приросте в 42%. Серьезно повысили свой статус все БАДы серии Турбослим, их суммарная доля в объеме продаж БАД для лиц, контролирующих массу тела, составляет 26%. Среди наиболее успешных БАД можно выделить два: наибольший прирост в «десятке» (более 1000%) продемонстрировали Турбослим и Липрина для похудения, которые существенно повысили свой рейтинг, поднявшись со 150 на 6 место и с 82 на 10 место, соответственно.
In the article the dynamics of sales of medicines and biological active additives used to reduce weight through a network of pharmacies in Russia in 2006—2007 is examined.
Victoria SOKOLOVA, RMBC. Means for losing weight.
Также существенные изменения произошли в рейтинге корпораций, реализующих на российский рынок БАДы для снижения веса (табл 4)- Пекинский центр продажи ЖУЙДЭМЭН уменьшил свою долю продаж почти вдвое (упали объемы продаж по всем торговым названиям) и уступил первое место российской компании «Эвалар», которая с высоким приростом (около 170%) занимает почти 1/3 этого сегмента рынка БАДов. В основном это произошло
за счет значительного повышения объемов продаж БАДов серии Турбослим. Благодаря росту объемов продаж одного из лидеров — Липрина для похудения, а также очень удачного старта на российском рынке Трискалори, который по объему продаж (почти 60 000 долл.) находится на 96 месте (всего более 500 торговых названий), существенно повысился рейтинг американской корпорации ФАРМАЛАЙФ РИСЕЧ — с приростом более 1000% она поднялась с 41 на 8 место. Положительный прирост имеет также компания ДАЛИ, что позволило ей подняться с 14 на 9 место. Остальные корпорации, представленные в «десятке», снизили объемы продаж своих БАД в аптеках.
ТАБЛИЦА 1 | Объемы продаж средств для снижения веса*
Тип препаратов Объем продаж, млн. долл. Прирост, долл. % Объем продаж, млн. уп. Прирост, уп. %
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
Всего: 112,3 126,8 12,9 11,9 11,7 -1,6
в т.ч.: ЛС 58,5 75,9 29,6 1,1 1,3 22,5
БАДы 53,7 50,9 -5,3 10,8 10,4 -4,1
*Здесь и далее объемы продаж приведены в ценах конечного потребления.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
21
май 2008 PEMEÜUUM
таблица 2| Рейтинг торговых названий, МНН и корпораций по объему продаж ЛС лечения ожирения
Место в рейтинге Торговое наименование, МНН, корпорация Доля в объеме продаж, % Прирост, долл. %
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
1 1 Ксеникал, орлистат, F.Hoffmann-La Roche 69,8 63,9 18,6
2 2 Меридиа, сибутрамин, Abbot Laboratories 30,1 33,8 45,6
- 3 Линдакса, сибутрамин, Zentiva a.s. 1,3
- 4 Редуксин, сибутрамин, Озон ООО 1,0
4 5 Нова фигура Доктор Тайсс, Dr. Theiss Naturwaren GmbH 0,06 0,001 -97,0
ТАБЛИЦА 3 | Рейтинг торговых названий по объему продаж БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в объеме продаж, % Прирост, долл.
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. %
1 1 Жуйдэмэн для похудения 20,7 12,4 -41,9
7 2 Турбослим день 2,9 7,9 165,0
9 3 Турбослим ночь 2,7 7,7 176,2
24 4 Кофе Турбослим 0,9 5,4 498,1
2 5 Идеал 5,7 5,1 -13,6
150 6 Турбослим 0,04 5,0 10922,3
4 7 Чай Канкура 3,7 3,2 -16,0
10 8 Гарциния-форте 2,6 2,3 -14,6
15 9 Чай Летящая ласточка экстра 1,8 2,1 9,7
82 10 Липрина для похудения 0,2 1,9 1055,0
ТАБЛИЦА 4| Рейтинг корпораций по объему продаж БАД к пище для лиц, контролирующих массу тела
Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Прирост, долл. %
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
2 1 Эвалар, ЗАО 11,0 30,4 169,4
1 2 Пекинский центр продажи ЖУЙДЭМЭН 27,8 15,0 -47,8
3 3 ЕЛАНДА 6,9 7,0 -1,7
5 4 ЛЮЙШАНЬЦЗЮ Чайная фабрика 6,4 6,1 -8,3
6 5 САРИ СЕХАТ П. ДЖ. 5,7 5,1 -13,6
7 6 ТАЙ ПИНГ ТРЕЙДИНГ КО ЛТД 3,7 3,2 -16,0
4 7 Курортмедсервис 6,6 3,0 -56,3
41 8 ФАРМАЛАЙФ РИСЕЧ 0,2 2,0 1136,1
14 9 ДАЛИ 1,5 1,8 18,7
9 10 УОРЛД ТЯНЬЦЗИНЬ НУТРИШН & ХЕЛС ФУД КОМПАНИ 3,0 1,7 -46,4
Рынок средств для снижения веса очень разнообразен. При довольно невысокой насыщенности сегмента ЛС впечатляет количество реализуемых БАД, а положение торговых наименований БАД в продажах очень динамично. Количество БАДов для лиц, контролирующих массу тела, превышает 500, за последний год про-
явилось более 60 новых БАД и около 50 ушли с нашего рынка. При этом продажи средств для снижения веса за прошедший год выросли только за счет ЛС, их доля в этом сегменте рынка превысила 60%. В то же время ЛС представлены всего двумя МНН, и до сих пор Меридиа постепенно вытесняла с рынка Ксеникал, все ближе
«подбираясь» к лидирующей позиции по объему продаж. Но учитывая, что МНН сибутрамин внесен в Список сильнодействующих веществ, следует ожидать снижения объемов его продаж, что, вероятно, приведет к повышению доли продаж БАДов.
Ф