МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас» [4]. Для эффективного, устойчивого развития общества, и в значительной мере, духовной сферы общественной жизни востребована роль общественного идеала, направленного на укрепление патриотических основ. Для этого необходимы образы героев, которые почитаются во все времена и выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности для всех людей. Важно, что такой образ героя не может быть произвольно выдуман и насаждаться в общество, а должен быть сформирован объективно. Так, издавна на Руси подвижничество было в почете, а подвижники, например, св. Серапион Владимирский, св. Сергий Радонежский и другие причислены к лику святых.
Таким образом, отечественное подвижничество представляется собой уникальное явление, приобретающее наибольшую актуальность в период происходящих событий в истории нашего общества. Список использованной литературы:
1. Виноградов В. В. История слов. М.: Толк. 1994.
2. Подвижники христианства [электронный ресурс] // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2tpzwPyHo
3. Подвижники христианства [электронный ресурс] // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2xj 5xJbDu
4. Там же
5. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН). 2007.
© Алексишин А.С., 2016
УДК 1Ф
Д. А.Маринычев
кандидат философских наук, город Нижний Новгород, Российская Федерация
ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию гносеологической парадигмы виртуального образа в информационной среде современного социума. Раскрывается роль виртуальной информации в познавательном отношении.
Ключевые слова
Виртуальная информация, мышление, образ, познавательное отношение, эвристика.
В современной философской науке складываются технические приемы исследования виртуальной информации. Возрастает роль эвристических приемов в изучении коммуникативных процессов. Виртуальный образ воссоздает нормативную данность порождающей информационной реальности. Н.А. Носов пишет: «Виртуальный образ - психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики, и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует»[3, с. 418]. Технические средства когнитивного моделирования выявляют контуры виртуальных образов в информационном пространстве (например, создание компьютерных моделей). Б.И. Беспалов отмечает: «Понятие «образ предмета» и «слово предмета», а также дополнительные к ним
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
обращенные понятия «предметный образ» и «предметное слово» является внутренне предметными, так как им соответствуют не какие-либо внешние предметы в «чистом» виде, но единство предмета и средства»[1, с. 92]. Субъект познавательного отношения стремится выявить критерии постижения виртуальных образов в информационном пространстве. Объективная мера определяется в чувственно-эмоциональной сфере сознания индивида. Виртуальный образ, вовлеченный в научное познание, имеет следующие особенности.
1. Индивид включается в процессы непрерывного информационного восприятия различных фактических данных в виртуальной среде.
2. Полиструктурность виртуального образа, что отражается в различных формах виртуальной информации и инструментов манипуляции.
3. Дискурсивная природа виртуального образа, которая выражается в многочисленных символах и коммуникативных структурах виртуального мира.
4. Разнообразие коммуникативных значений и индикаторов виртуальной среды.
Виртуальная коммуникация способствует повышению ценностной значимости непосредственного знания (эвристика, интеллектуальная догадка, интуиция, экзистенциальное освоение и т.д.). Появляется эмоциональная окраска эвристических (интуитивных) идей в информационном пространстве. В литературе отмечается: «Интеллектуальные эмоции отражают реальные отношения между познавательными мотивами и успешностью или не успешностью реализации отвечающей им мыслительной деятельности»[2, с. 39]. Выявляются когнитивные основания эмоциональных посылок. Противоречивость между сложившимися интеллектуальными оценками свидетельствует о появлении нового знания (суждения) в познавательном отношении. Появление нового опыта (знания) связано с объектными связями в системе интеллектуального восприятия. Разум - основа мировоззренческой иерархии индивида. М. Хайдеггер указывает: «Разум есть способность к «первоначалам», способность заранее представлять то, чем все представимое определяется в своей представленности, - бытие сущего»[4, с. 286]. Сенсорные модальности психической реальности (например, визуальная система) оказывают воздействие на эвристические основы интеллекта. Эмоциональные основы эвристики заложены в структуре активного интеллектуального восприятия (например, научное познание в информационных средах). В литературе отмечается: «Информация, получаемая в скоростном режиме, крайне важна для наблюдателя, так как при этом оценивается степень опасности попавшего в поле зрения объекта. На этом этапе непроизвольного внимания, решая столь важную задачу, зрительная система одновременно оценивает признаки всех модальностей, характеризующих форму, цвет, ориентацию, размеры и местоположение наблюдаемого объекта, оперирует с признаками, являющимися производными от значительного числа простейших характеристик, реализует интегративную оценку зрительной ситуации»[5, с. 38]. Виртуальная технология изменяет качества субъектного осознания в скоростном информационном обмене. Информационная догадка становится отсылочной структурой эвристического мышления. Например, научное моделирование космических феноменов в современной астрофизической лаборатории. Информационная догадка о генезисе физических процессов Вселенной зарождается в системе эвристического описания (дополняется сложным математическим аппаратом). Определяются различные комбинации всеобщего развития материи.
Индивид воспринимает образную структуру виртуальной информации, в которой отражаются условные ориентиры и стереотипы поведения. Складывается противоречие между образными представлениями и техническими установками виртуальной реальности. Образ служит путеводной нитью в цепи коммуникационных процессов. Коммуникационная ситуация становится предметом образного представления, где определяются ценностные посылки и оценочные ориентиры. Интуиция способствует раскрытию стихийного смысла иного (инобытийной субстанции), что отражается в образных представлениях. Развитие образного мышления способствует обновлению ценностной иерархии. Мышление индивида активизирует эвристические компоненты в скоростном информационном восприятии. Эвристический дискурс способствует раскрытию мировоззренческой нормы в бытийной многомерности. Индивид выстраивает субъектный порядок в мировоззренческом отношении. Образуется субъектная картина социального бытия, в которой отражаются бытийные константы и мера человека. Норматив социального бытия преобразуется в субъектный императив, который определяет базовые компоненты мировоззренческого отношения. Предметный символ ложится в основу виртуального образа. В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
информационной среде индивид не может преодолеть эстетичности виртуальных образов. Эстетика виртуального образа деформирует объектные формы научного познания в информационном пространстве. Виртуальный образ формирует измененное эмоциональное состояние, в котором эстетическое становится ценностной посылкой. Виртуальная информация - это сложившаяся система психосоциальных конструкций, которая используется в системе виртуально-информационного отношения (например, информационный обмен в сети Интернет). В индивидуальном сознании складывается ценностная фигура коммуникативной структуры, которая способствует развитию символических (образных) форм познания. Возникает необходимость в определении критериев истинности виртуальных образов и информационных концептов. Деконструкция означаемого приводит к безудержной деформации гносеологического смысла виртуального образа. Научное познание в информационной сфере приобретает экзистенциально-субъектный оттенок. Эмоциональная активность индивида направлена на переработку скоростного информационного обмена. Медийная перспектива информационной реальности проявляется в открытой общественной плоскости. Образуется плоскость иного социального общения, где будет происходить конструирование коммуникационной ситуации с учетом публичного регулятивного компонента. Фантазийная субъектная реальность оказывает воздействие на структуры информационного пространства. Зарождается символическая ценность виртуального образа, которая отражается в технологических нормах и диспозитивных конструкциях информационной среды. Информационная данность виртуального образа определяет внешнюю форму символической картины. Техника скоростного информационного обмена способствует достраиванию информационной картины в сознании индивида. Императив информационного восприятия воссоздает медийную картину неустойчивых коммуникативных отношений.
Таким образом, виртуальный образ - это символическая модель ценностного восприятия в информационном пространстве. Субъектная иллюзия становится своеобразным индикатором истинности в информационной среде. Нормативная идея образа находит отражение в различных формах виртуальной информации. Мышление индивида активизирует эвристические компоненты в ценностных иерархиях. Виртуальная технология создает возможность комплексного когнитивного моделирования непредсказуемых онтологических условий. Виртуальный образ участвует в образовании когнитивного смыслового окружения, в котором происходит развитие различных познавательных форм. Список использованной литературы
1. Беспалов, Б. И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления) [Текст] / Б. И. Беспалов -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 192 с.
2. Васильев, И. А., Поплужный, В. Л., Тихомиров, О. К. Эмоции и мышление [Текст] / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 192 с.
3. Носов, Н. А. Виртуальная психология [Текст] / Н. А. Носов - М. : Аграф, 2000. - 432 с.
4. Хайдеггер, М. Ницше и пустота [Текст] / М. Хайдеггер; сост. О. В. Семен. - М. : Алгоритм ; Эксмо, 2006. - 304 с.
5. Шаповал, А. В. Разработка технических и программных средств для количественной оценки формы бинарных изображений [Текст] // Приволжский научный журнал, № 4(4) - Н. Новгород: ННГАСУ, 2007. -С. 38-53.
© Маринычев Д. А., 2016
УДК 159.923.32
Г.М. Музалевская-Жаркова
старший преподаватель ОГУ, г. Орел, РФ
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
На примере основных тенденций развития психолого-религиоведческого знания доказывается