_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 128
А.С.Алексишин
Аспирант СибГАУ, г.Красноярск, РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье доказывается, что подвижническая деятельность существенно отличается от спонсорства, благотворительности и пожертвования целью деятельности. Сущность подвижничества заключается в достижении общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно.
Ключевые слова
Подвижничество, подвижник, деятельность, подвиг, созидание, устойчивое развитие общества.
В средствах массовой информации наиболее часто отмечается о таких явлениях как спонсорство, благотворительность, пожертвование и т.п., на фоне которых понятие подвижничества отождествляется с ними, иногда утрачивая свое определение. Тем не менее, спонсор отличается от подвижника тем, что спонсор считает помощь частью бизнес - стратегии с целью получения рекламы и прибыли, в то время как подвижник осуществляет свою деятельность по велению сердца, возможно на протяжении всей жизни. По этой причине результаты подвижнической деятельности не могут быть краткосрочными, мгновенными, а, как правило, раскрываются на протяжении достаточно длительного периода. Подвижники чаще всего находятся в стороне от «народного обожания», которое формируется сегодня по актуальному принципу «спрос рождает предложение». Подвижничество является образом жизни, а потому, в отличие от спонсорской деятельности не нуждается в пиаре и рекламе. Вопреки рыночным идеалам имена подвижников увековечены в истории развития страны. В одном из своих интервью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики — потянут за собой весь народ» [2].
Очевидно, произошло слово «подвижник» от слов «подвиг», «движение». Известный советский языковед, литературовед В.В. Виноградов в труде «История слов» пишет: «Очень интересно изменение значений слова подвиг, которое вошло в древнерусский литературный язык из старославянского. Книжно-славянское происхождение слова подвиг является его смысловым строем и его структурно-морфологическими, словообразовательными, родственными связями (подвизаться, ср. др.-р. подвизалище; подвижник, сподвижник, подвижнический, подвижничество) Правда, способ образования самого слова подвиг от глагола по-двигать— подви(г)-нуть не чужд и живой народной русской речи» [Виноградов, 1994, с.31]. В данном отношении важно, что слова «подвиг» и «подвижничество» возникли именно в русской речь, соответственно, и обозначали они только те явления и действия людей, которые свойственны русскому народу. Интересно, например, в английском языке «подвижник» означает «the ascetic». Однако, в русском языке аскетизм и подвижничество не одно и то же. Аскетизм как явление имеет наибольшую актуальность и распространенность в религии. Целью аскетической деятельности является обретении Царства Божьего через стяжание благодати Духа Святого, а подвижничество выступает как особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божьего. Тем не менее в русской речи и в христианской морали подвижничество раскрывается более широко - как ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование.
Слово «подвиг» в первоначальном значении раскрывается в смысле целенаправленного усилия, стремления к достижению цели. Однако, существенное значение имеет то, какая ставится цель. Достижение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
цели в интересах одной личности, возможно, при определенных условиях, выступает как подвиг, но оно отлично от деятельности подвижнической. Игумент Агафангел (Белых) говорит: «Иногда подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков» [3]. Действительно, целью подвижничества является достижение общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно, при чем это может быть как один, великий поступок, так и весь образ жизни личности. При этом важно, что подвижники, не афишируя свою деятельность, продолжают ее на благо всего общества. Как говорит в одном из своих интервью Протоиерей Александр Ильяшенко, «таких тихих подвижников - миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» - просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах. Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание [4]. Как видно, подвижники действуют не ради самого подвига, особой роли, своего высокого предназначения, а руководствуясь высшей целью, стремятся не привлекать внимания окружающих к своей деятельности.
В современном понимании подвижничество выступает как вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Подвижник - это человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. Очевидно, что деятельность подвижников направлена, прежде всего, на благо всего общества. Принимая тяжелый труд, зачастую в неблагоприятных климатических, географических, социальных и др. условиях, перенося многие лишения и тяготы жизни, человек совершает подвиг. При этом подвижничество - это не только героизм, мужество, но и творчество, заключающееся в создании как созидании.
Земский деятель Д.Н. Шипов пишет: «Общественный прогресс всегда выражается в освобождении от влияния идей, которые человечество переросло в своем духовном развитии, и в возрастающем сознании долга заботиться не столько о своем личном благополучии, сколько стремиться к обеспечению блага общего. Царство истины, добра и высшей правды - конечная цель мира, заключающая в себе смысл мирового прогресса и его разумное основание» [Шипов, 2007, с.161]. В данном отношении, совершенство личности проявляется в её служении обществу, подвижничестве на почве добродетели и высшей правды. Деятельность человечества в целях обеспечения общего блага предстает как созидательная деятельность, детерминирующая общественный прогресс. При чем, при созидательной деятельности создают не то что хочется, а то, что необходимо. В этом и заключается самоотверженность, в отличие от эгоистических целей, когда человек направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей своего эго.
Подвижничество является тектологически организованной практикой, которая основана на стремлении личности к совершенному выполнению собственного долга. Поскольку эта деятельность детерминируется стремлением к организации, упорядочивания, ощущения себя как части не просто общества, а всего мира, постольку эта деятельность выступает в качестве антиэнтропийного процесса. Деятельность, которая направлена на совершенство самого человека и на созидание общества в целом является подвижнической, направленной на гармонизацию человека и общества. Подвижники, реализовывая свою деятельность во всех сферах жизни общества, направляют общественный прогресс к гармоничному развитию общества. Особенно в современных условиях возникает потребность всего общества в подвижниках. В этом отношении Протоиерей Александр Ильяшенко выражает актуальную мысль: «Ведь,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас» [4]. Для эффективного, устойчивого развития общества, и в значительной мере, духовной сферы общественной жизни востребована роль общественного идеала, направленного на укрепление патриотических основ. Для этого необходимы образы героев, которые почитаются во все времена и выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности для всех людей. Важно, что такой образ героя не может быть произвольно выдуман и насаждаться в общество, а должен быть сформирован объективно. Так, издавна на Руси подвижничество было в почете, а подвижники, например, св. Серапион Владимирский, св. Сергий Радонежский и другие причислены к лику святых.
Таким образом, отечественное подвижничество представляется собой уникальное явление, приобретающее наибольшую актуальность в период происходящих событий в истории нашего общества. Список использованной литературы:
1. Виноградов В. В. История слов. М.: Толк. 1994.
2. Подвижники христианства [электронный ресурс] // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2tpzwPyHo
3. Подвижники христианства [электронный ресурс] // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2xj 5xJbDu
4. Там же
5. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН). 2007.
© Алексишин А.С., 2016
УДК 1Ф
Д. А.Маринычев
кандидат философских наук, город Нижний Новгород, Российская Федерация
ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию гносеологической парадигмы виртуального образа в информационной среде современного социума. Раскрывается роль виртуальной информации в познавательном отношении.
Ключевые слова
Виртуальная информация, мышление, образ, познавательное отношение, эвристика.
В современной философской науке складываются технические приемы исследования виртуальной информации. Возрастает роль эвристических приемов в изучении коммуникативных процессов. Виртуальный образ воссоздает нормативную данность порождающей информационной реальности. Н.А. Носов пишет: «Виртуальный образ - психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики, и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует»[3, с. 418]. Технические средства когнитивного моделирования выявляют контуры виртуальных образов в информационном пространстве (например, создание компьютерных моделей). Б.И. Беспалов отмечает: «Понятие «образ предмета» и «слово предмета», а также дополнительные к ним