Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос В.Б.

В статье охарактеризована социокультурная функция виртуального музея, которая заключается в возможности приобщения учащихся начальной школы к историко-культурному наследию. Ознакомление младших школьников с музейными экспозициями в онлайн-режиме является эффективным педагогическим средством для формирования таких компонентов социокультурной компетентности учащихся, как образное мышление, речевая и аудиовизуальная культура. Автором описаны разнообразные творческие задания, способствующие социокультурному развитию, на основе просмотра виртуальных экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL MUSEUM EXPOSITIONS AS A MEANS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article describes the socio-cultural function of the virtual museum, which is the possibility of introducing primary schoolchildren to the historical and cultural heritage. Familiarization of younger pupils with museum expositions online is an effective pedagogical tool for the formation of such components of students' sociocultural competence as imaginative thinking, speech and audiovisual culture. The author describes a variety of creative tasks based on viewing virtual excursions as part of classroom and extracurricular activities that contribute to socio-cultural development.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-188-191

Аннотация. В статье охарактеризована социокультурная функция виртуального музея, которая заключается в возможности приобщения учащихся начальной школы к историко-культурному наследию. Ознакомление младших школьников с музейными экспозициями в онлайн-режиме является эффективным педагогическим средством для формирования таких компонентов социокультурной компетентности учащихся, как образное мышление, речевая и аудиовизуальная культура. Автором описаны разнообразные творческие задания, способствующие социокультурному развитию, на основе просмотра виртуальных экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: социокультурное развитие в начальной школе, медиаобразование, цифровая среда, виртуальные музеи, виртуальные экспозиции, виртуальные экскурсии, музейная педагогика.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения одним из условий эффективной оптимизации учебно-воспитательного процесса является использование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

Один из наиболее интересных и доступных для младших школьников компонентов ЭИОС в начальной школе «социокультурный» представляет собой взаимодействие начальной школы с учреждениями культуры посредством интерактивных технологий. Просмотр учащимися виртуальных музейных экспозиций позволяет достигнуть, во-первых, личностных результатов в эстетическом воспитании посредством приобщения к художественной культуре и разным видам искусства; во-вторых, метапредметных результатов в области работы с различными видами информационных источников.

Необходимо отметить, что посещение музеев в офлайн-режиме связано с рядом трудностей практического характера: отсутствие у МБОУ собственного транспортного средства с регистрацией в ГИБДД, эпидемиологическая ситуация, протяжённость во времени, экономические затраты. В связи с чем просмотр экспозиций не только областных, но и крупней-

ших музеев мира в онлайн-режиме является альтернативным и эффективным средством социокультурного развития младших школьников.

Экспозиция виртуального музея представляет собой размещение в мультимедийном пространстве экспонатов с использованием в 3Б графики, сопровождающихся аудио гидом, с помощью которого осуществляется обзор экскурсии [4, с. 305]. Музейные предметы в интерактивном пространстве воздействуют на когнитивную и эмоционально-ценностную сферы личности ребёнка, способствуя приобретению им чувственного и культурного опыта, а также формированию его эстетического вкуса.

Образовательная функция виртуального музея заключается в трансляции ценностного потенциала музейных экспонатов, подлинных свидетелей культуры. Задача учителя начальных классов состоит не только в модерировании ознакомительной экскурсии, но и в организации эвристической беседы, проектировании урочных и внеурочных занятий с использованием методов музейной педагогики. В рамках занятий по русскому языку и литературному чтению посещение музея в онлайн- режиме создаёт условия для развития образного мышления учащихся начальной школы

посредством речетворческой деятельности. Культурно-исторический контекст виртуальной экспозиции позволяет представить адекватные исторической реальности образы, создавая атмосферу «сопричастности» к мировому культурному наследию. Развитие образной сферы также осуществляется посредством ознакомления с произведениями живописи и скульптуры, что позволяет избежать воздействия на младшего школьника стереотипных и обыденных форм, преподносимых в СМИ как подлинные эталоны искусства.

Для формирования полноценной системы образов через ознакомление с онлайн-экспозицией младшим школьникам необходимо выполнять следующие творческие задания в рамках урочной деятельности:

- На уроках русского языка и развития речи: написание сочинений в форме репортажа на краеведческую тему, сочинения-реконструкции (воссоздание в художественной форме определённого исторического события) или сочинения-заметки о посещении виртуального музея. Краеведение - эффективное средство социокультурного развития на ступени начального общего образования. Интеграция русского языка и краеведения в форме подготовительных занятий к написанию самостоятельной письменной работы способствует одновременно формированию этнокультурной и коммуникативной компетентности младших школьников [1, с. 269].

- На уроках литературного чтения: подготовка устного доклада-описания картины, иллюстрирующей произведения, изучаемые в начальной школе (например, за основу могут быть взяты сказочные сюжеты картин Виктора Васнецова). Ознакомление с картиной также является универсальным наглядным материалом для организации речетворческой деятельности -написания письменного сочинения в форме эссе, описания, рассуждения, а также в виде сюжетного рассказа. Учащимся может быть предложен нетрадиционный вариант данной письменной работы в форме экскурсионной речи, где они не как зрители, а как знатоки живописи делятся не только своими впечатлениями от созерцания полотна, но и знаниями, касающимися

выразительных средств изобразительного искусства [5, с. 52]. Описание произведений живописи способствует развитию их аудиовизуальной учащихся начальной школы.

- На уроках окружающего мира: разработка учащимися интеллект карт после изучения соответствующей тематической онлайн-экскурсии (например, учащиеся могут посетить виртуальные выставки в музее космонавтики, естественной истории или биологическом музее).

- На уроках изобразительного искусства и технологии: выполнение исследовательских или творческих проектов с привлечением информационного и иллюстративного материала из виртуальной экспозиции исторического или этнографического музеев, картинной галереи.

Выполнение данных творческих заданий не обязательно ограничивать рамками какой-либо одной учебной дисциплины, поскольку эффективным условием формирования образного мышления и навыков продуцирования устных и письменных высказываний как компонентов социокультурной компетентности младших школьников является интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного цикла.

Внеурочная деятельность, как неотъемлемая составляющая образовательного процесса, наравне с традиционными уроками, обладает потенциалом для социокультурного развития младшего школьника. На внеурочных занятиях ознакомление с виртуальной экспозицией музея может быть обязательным условием для успешного выполнения следующих заданий, направленных на формирование эстетического вкуса, а также умений объединять полученные эстетические ощущения в единое впечатление, яркий образ:

- Ведение «культурного дневника по изобразительному искусству», альбома (в электронном и печатном виде), содержащего задания, выполнить которые младший школьник сможет посредством поиска искусствоведческой, исторической информации в виртуальных экспозициях музеев [2, с. 10].

- Подготовка театрализованных мини-постановок, где для воссоздания исторической атмосферы в качестве декорации-фона может быть использовано изображение виртуальной экспозиции (например, комнаты из музея городского быта или этнографического музея и т.д.).

- Прохождение виртуального квеста, содержащего проблемные задания, для решения которых необходимо посетить в онлайн-режиме музей. Геймификация обучения и воспитания - современный тренд начальной школы.

Таким образом, социокультурное развитие учащихся посредством знакомства с виртуальными музейными экспозициями в рамках внеурочной деятельности предполагает использование разнообразных методов, ведущими из которых являются по-

исково-исследовательский метод и метод театрализации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социокультурное развитие на этапе начального общего образования представляет собой вхождение учащихся в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей через их творческую внутреннюю переоценку [3, с. 13]. Интерактивное пространство музея как социокультурного института, способствующего приобщению к историко-культурному наследию, может быть использовано как эффективное педагогическое средство формирования таких компонентов социокультурной компетентности младших школьников, как образное мышление, речевая и аудиовизуальная культура.

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Методика подготовки младших школьников к написанию сочинения-репортажа // Эпоха науки. - 2021. - №28. - С. 268-271.

2. Арябкина И.В., Спиридонова А.А. «Культурный дневник по изобразительному искусству» как средство педагогической поддержки личностного развития младшего школьника // Педагогика искусства. - 2021. - №1. - С. 7-16.

3. Дормидонтова Л.П., Заббарова М.Г., Березова Н.А. Социокультурное развитие дошкольников и младших школьников: Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2021. -232 с.

4. Мышева Т.П. Музейная педагогика в пространстве виртуального музея // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: Материалы III международной научной конференции, Таганрог, 15 октября 2021 года. - Таганрог - Екатеринбург: [б.и.], 2021. - С. 302-307.

5. Чернышова Т.А. Обучение младших школьников сочинению по картине в жанре экскурсионной речи // Методист. - 2018. - № 7. - С. 52-54.

VIRTUAL MUSEUM EXPOSITIONS AS A MEANS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student Ilya Ulyanov State Pedagogical University (Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article describes the socio-cultural function of the virtual museum, which is the possibility of introducing primary schoolchildren to the historical and cultural heritage. Familiarization of younger pupils with museum expositions online is an effective pedagogical tool for the formation of such components of students' sociocultural competence as imaginative thinking, speech and audiovisual culture. The author describes a variety of creative tasks based on viewing virtual excursions as part of classroom and extracurricular activities that contribute to socio-cultural development.

Keywords: sociocultural development in primary school, media education, digital environment, virtual museums, virtual expositions, virtual excursions, museum pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.