Научная статья на тему 'Виртуальные логистические предприятия и технологии'

Виртуальные логистические предприятия и технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / VIRTUAL LOGISTICS / VIRTUAL TECHNOLOGIES AND ENTERPRISES / ELECTRONIC COMMERCE / INTEGRATED INFORMATION AND LOGISTICS SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиливанова Е.К.

В статье рассмотрены виртуальные логистические предприятия и технологии, существующие в настоящее время. Виртуальные технологии информационных систем выступают интегратором логистических систем на макрои мезоуровне. В условиях глобализации данные системы и технологии управления электронными предприятиями являются неотъемлемой частью логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article considers information about virtual enterprices and technologies existing now. Virtual technologies of information systems are the main integrator of logistics systems at the macro and mezzo levels. In the context of globalization such systems and technologies of control of electronic enterprise is the main part of logistic.

Текст научной работы на тему «Виртуальные логистические предприятия и технологии»

Е. К. Пиливанова ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены виртуальные логистические предприятия и технологии, существующие в настоящее время. Виртуальные технологии информационных систем выступают интегратором логистических систем на макро- и мезоуровне. В условиях глобализации данные системы и технологии управления электронными предприятиями являются неотъемлемой частью логистики.

Ключевые слова

Виртуальная логистика, виртуальные технологии и предприятия, электронная коммерция, единая информационная и логистическая система.

E. K. Pilivanova VIRTUAL LOGISTICS ENTERPRISES AND TECHNOLOGIES

Annotation

Article considers information about virtual enterprices and technologies existing now. Virtual technologies of information systems are the main integrator of logistics systems at the macro and mezzo levels. In the context of globalization such systems and technologies of control of electronic enterprise is the main part of logistic.

Keywords

Virtual logistics, virtual technologies and enterprises, electronic commerce, integrated information and logistics system.

В условиях глобализации наблюдается тенденция стремительного развития и совершенствования информационного пространства. Сегодня все большее распространение получают интернет-предприятия, которые посредством Интернета реализуют товары конечным потребителям. В связи с этим актуализируется вопрос преобразования и модификации логистических и информационных систем относительно новым технологиям, существующим как на отечественных рынках, так и в мировом масштабе. Данные процессы трансформации и смены существующих логистических систем возможны за счет виртуализации логистического и организационного пространства.

Сегодня виртуальное предприятие представляет собой «единое информационное пространство, в котором оперативно формируются цепи поставок под конкретный заказ клиента на основе гибкого привлечения ресурсов различных предприятий» [1, с. 178]. Основными стимулирующими факторами появления виртуальных предприятий стали сформированные такие логистические концепции, такие как Wireless Enterprises, Mobile Commerce, Virtual Information Technologies, Virtual Enterprise и др. В целом организационно структуру виртуального торгового предприятия можно представить в виде следующей структурированной схемы организации.

OJ

S H

& с

<D

di o я

л

n

a

£

&

s PQ

Общая база данных

<—>

Система оперативного управления

ERP/ SCM/ APS

поставщик производс тво клиент

Рисунок 1 — Организационная структура виртуального предприятия

Представленный данные рисунка 1 свидетельствует об интеграционном взаимодействии и формирующейся на его основе единой информационно-технологической базы благодаря объединению всех взаимосвязанных форм предприятия. За счет данной схемы работы виртуальные предприятия, основываясь на оперативной координации, способны в минимальные сроки реагировать на изменяющийся спрос и воздействие внешней среды. При этом виртуальные интернет-предприятия обладают основными свойствами, которые характеризуют их как субъект интернет-бизнеса: децентрализованностью, распределенностью, интегративностью, гибкостью, адаптивностью, самоорганизацией и самоконтролем и координацией.

«Для современного бизнеса концепция виртуальных предприятий имеет чрезвычайное значение. Виртуали-

зацию используют как крупные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Участие предприятия в виртуальном пространстве - это один из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках. Д. Рябых указывает на то, что концепции виртуального предприятия на практике могут быть самыми разными: от интернет-площадки до полномасштабной производственной и логистической системы, в которой web-представительство служит связующим звеном между покупателями, продавцами и производителями. На практике концепции виртуальные предприятия отличаются друг от друга как по организационно-функциональному наполнению, так и по видам применяемых информационных технологий» [2].

Таким образом, формирующиеся виртуальные предприятия способствуют развитию таким формам электронного бизнеса, как: В2В (business-to-business), В2G (business-to-govemment), В2Е (business-to-economy), В2С (business-to-customers), С2С (consumer-to-consumer) С2В (consumer-to-business).

«Освоение новой сферы экономической деятельности, такой как виртуальная логистика, актуально по причине того, что открывает перспективы для развития и становления современных предприятий, еще не занявших вакантных ниш на рынках, но стремящихся и достойных их занять. Глобализация, все более захватывающая российское информационное пространство, расширение потребностей покупателя, которые необходимо удовлетворять теперь как можно быстрее, — все эти факторы становятся основой виртуальной конкуренции. По сути, развитая структура виртуальной логистики расценивается как основополагающее коммерческое преимущество. Следовательно, электронное предприятие, выходя на рынок, подвластный глобализации и всем ее атрибутам, должно подстраиваться под современные требования и условия внешней среды, то есть среды Интернета. Если раньше предприниматель или компания, выходя на рынок, могли прогнозировать свою прибыльность, ис-

ключительно исходя из затраченного или имеющегося капитала, то в нынешней глобальной экономике успешным и прибыльным становится самый «энергичный игрок». Цикл жизни предприятия уже не тянется десятилетиями, и многие крупные компании, не подстроившись к внешней среде, прекратили свое существование. В современных условиях успеха добиваются компании, разрабатывающие свою стратегию, исходя из временных перспектив, то есть стратегию своевременности» [3].

Сегодня электронная коммерция начинает развиваться весьма стремительными темпами, несмотря на то что основная структура торговли приходится на США и Китай, по прогнозам ряда экспертов с 2017 г. список лидирующих стран дополнится Мексикой, Бразилией, Россией, Италией. По данным аналитических отчетов, представленных на официальных сайтах, в России наибольшую популярность в интернет-магазинах получает электроника и бытовая техника, одежда, обувь, компьютеры, мобильные телефоны, при этом стоит отметить, сравнивая динамику с зарубежными странами, первое место среди лидеров составляют: электроника, товары для офиса и книги. Объем и рост товарных категорий в период 2013-2014 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Товарооборот и рост товарных групп в период 2013-2014 гг. в России*

Товарные группы 2013 г., млрд руб. 2014 г., млрд руб. Рост, %

Электроника и бытовая техника 108 147 37

Одежда и обувь 76 93 21

Компьютер и комплектующие 56 68 22

Автозапчасти 26 38 44

Мобильные телефоны 26 32 24

Товары для дома 19 31 60

Детские товары 24 30 24

Мебель 20 27 35

Оборудование Ь2Ь 19 24 24

Стройматериалы 15 22 44

* Составлена по материалам [4].

Продолжение табл. 1

Товарные группы 2013 г., млрд руб. 2014 г., млрд руб. Рост, %

Товары для спорта, туризма, рыбалки 14 20 36

Продукты питания 13 17 33

Товары для офиса 12 16 28

Косметика и парфюмерия 8,6 10 11

Аксессуары 6,7 9 41

Подарки 4,8 6,8 41

Книги 5,9 6,6 12

Лекарственные средства 3,5 4,6 32

Зоотовары 2,8 3,6 28

Цветы 2,6 2,8 7

Украшения 2,2 2,8 25

Динамика электронной коммерции в период 2010-2015 гг. имела положительную динамику. Ежегодно данный показатель возрастал в среднем на 15-25 %. Экспертами прогнозируется, что к 2016 г.

рост электронной коммерции достигнет показателя более 1 трлн руб., за счет роста отрасли экономики. Текущая динамика, а также прогноз, представленные INSALES, отражены на рисунке 2.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 — Текущая динамика и прогноз до 2017 г. оборота электронной торговли, млрд руб.

Таким образом, обращая внимание на положительную динамику роста и прогноза электронной коммерции в России, следует обратить внимание и на то, как проходило распределение доли покупок в интернет-магазинах по регионам России.

В региональном разрезе, как видно в таблице 2 наибольшая доля приходит-

ся на Центральный федеральный округ, а именно: Москва (40,1 %), Санкт-Петербург (11,5 %). Далее в процентном соотношении динамика составляет менее 5 %, при этом Ростов-на-Дону располагается на 9-м месте из 20, что свидетельствует об активизации данного направления в Южном федеральном округе.

Таблица 2 — Распределение долей электронной коммерции по регионам России

№ Город Доля покупок, %

1 Москва 40,1

2 Санкт-Петербург 11,5

3 Екатеринбург 4,6

4 Новосибирск 3,1

5 Краснодар 2,3

6 Самара 2,0

7 Нижний Новгород 2,0

8 Челябинск 2,0

9 Ростов-на-Дону 1,8

10 Уфа 1,6

11 Казань 1,6

12 Пермь 1,5

13 Воронеж 1,3

14 Саратов 1,1

15 Красноярск 1,0

16 Ижевск 1,0

17 Тюмень 0,9

18 Омск 0,9

19 Кемерово 0,9

20 Ярославль 0,9

Можно отметить, что по итогам анализа статистического материала интернет-торговля сегодня в России развивается динамично, на рынке остаются только сильные игроки, малые компании исчезают, в связи с нестабильной ситуацией курса валют, санк-ционными ограничениями на товары со стороны западных стран. При этом крупные интернет-магазины, оставшиеся в интернет-пространстве, разрабатывают новые информационные технологии для обеспечения конкурентоспособности их в рамках электронного бизнеса.

Еще одним примером являются транспортно-экспедиционные предприятия уровня 5PL-провайдера. Операторы данного уровня осуществляют свою деятельность на основе аутсорсинга логистических услуг, а именно предоставляют компаниям комплекс услуг по управлению интегрированными процессами в рамках макро- и мезологистиче-ских систем, без использования физического распределения материального и сопутствующего ему информационного

потока. Данный уровень логистических операторов ориентируется, в отличие от 3PL- и 4PL-провайдеров, на создание виртуального пространства (в рамках представленного на рисунке 1 виртуального предприятия), реализация услуг которого происходит за счет созданного в нем единого информационного поля.

В связи с этим появляется необходимость использования современных информационных технологий в электронном бизнесе, которые осуществляли полный сбор, обработку, накопление и систематизацию данных для обеспечения эффективной и бесперебойной работы виртуальных предприятий. В настоящее время актуальными технологиями информационного обеспечения являются: ERP (Enterprise Resource Planning), VP (Virtual Production), VS (Virtual Screening), CLS (Concurrent Logistics System), CSRP (Consumer Synchronized Resource Planning), CRM (Customer Relationship Management), ECR (Efficient Consumer Response). Выбор технологии зависит главным образом от

сферы деятельности предприятия, будет оно ориентироваться на потребителя либо на производственные процессы.

Таким образом, виртуальные предприятия — это не только осуществление коммерческих операций по продаже товаров и услуг, но также интеллектуальная логистическая система, направленная на интеграцию элементов логистической системы с такими элементами, как отслеживание движения товаров в цепи поставок в режиме реального времени и применения информационных и коммуникативных технологий.

Библиографический список

1. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок. — СПб. : изд-во Политехи. ун-та, 2010.

2. Иванов, Д. Виртуальные предприятия: оперативная кооперация в логистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.cfin.rn/ management/manufact/virtual.shtml (Дата обращения: 21.03.2016).

3. Кизим, А. А., Игнатова, В. О. Виртуальная логистика как инструмент интеграции субъектов международного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнеса // Теория и практика общественного развития. — М., 2012. — С.443-448.

4. Аналитический бюллетень INS ALES 2015: Рынок интернет-торговли в России в 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.insales.ru/blog/2015/05/20/ana lytical-bulletin-insales-2015.

Bibliographic list

1. Ivanov, D. A. Supply chain management. — SPb. : Publishing house of Polytechnic University, 2010.

2. Ivanov, D. Virtual enterprises: operate cooperation on logistic [Electronic resource], — Mode of access: http://www.cfin.ru/management/manufact/ virtual.shtml (Date of access: 21.03.2016).

3. Kizim, A. A., Ignatova, V. O. Virtual logistic as an integrated instrument of international business // Theory and practice of social development. — 2012. — P. 443-448.

5. Analytical bulletin of INS ALES 2015: market of internet commerce in 2014 [Electronic resource], — Mode of access : http://www.insales.ru/blog/2015/05/20/ana lytical-bulletin-insales-2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.