Борисова В.В., Кудряшова П. А.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. В статье рассмотрены современные тенденции развития рынка логистических услуг. Выявлена приоритетная роль виртуальных логистических провайдеров и стремление к информатизации бизнес-процессов в логистических системах разного уровня сложности. Выделены особенности развития российского рынка виртуальных логистических услуг и определены предпосылки для реализации его потенциала. Обозначена роль разработки и практического внедрения национальных программных продуктов и сервисов в развитии российского рынка логистических услуг.
Ключевые слова. Логистические услуги, глобальные логистические провайдеры, виртуальный логистический оператор.
Borisova V.V., Kudryashova P.A.
VIRTUAL LOGISTIC OPERATORS: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE
Abstract. The article considers the current trends in the development of the logistics services market. The priority role of virtual logistics providers and the desire for informatization of business processes in logistics systems of different levels of complexity have been identified. The features of the development of the Russian market of virtual logistics services are highlighted and the prerequisites for the realization of its potential are defined. The role of development and practical implementation of national software products and services in the development of the Russian market of logistics services is indicated.
Keywords. Logistics services, global logistics providers, virtual logistics operator.
Введение
В современной логистической практике сформировалась устойчивая тенденция перераспределения функций: постановка логистических задач остается за логистическими службами предприятия, а практическое осуществление логистических операций передается сторонним специализированным предприятиям. Такое разделение общественного труда стало экономическим основанием для выделения специализированных служб сервиса, информации, транспортно-экспедиторских и т.п. в самостоятельный вид бизнеса. Их посредничество набирает силу и заметно повышает результативность логистики в целом. В отраслях реальной экономики предприятия ежегодно перепоручают до 30% усилий по реализации своих логистических функций сторонним предприятиям-посредникам.
Логистические посредники, операторы (провайдеры, аутсорсеры - в англоязычной литературе) -организационные структуры разного типа, оказывающие посреднические услуги в сфере логистики; выполняющие отдельные операции или комплекс логистических функций, связанных с простран-
ГРНТИ 06.39.41
© Борисова В .В., Кудряшова П.А., 2019
Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Полина Алексеевна Кудряшова - соискатель кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Кудряшова П.А.): 192007, Санкт-Петербург, Прилукская ул., 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: 8 (812) 766-45-83. E-mail: KudryashovaPolina1991@mail.ru. Статья поступила в редакцию 05.02.2019.
ственным перемещением материальных потоков, а также осуществляющие управление интегрированной системой поставок «предприятие - клиенты». Согласно экспертным оценкам, в 2016 году 50 крупнейших логистических операторов мира суммарно заработали около 230 млрд долларов. Комплексные логистические услуги 3РЬ-уровня сложности предоставляли более ста посредников, на долю которых приходилось около одной трети продаж.
По итогам 2017 года 50 крупнейших логистических компаний мира суммарно заработали $253 млрд, что на 10% больше, чем в 2016 году. В лидерах глобальных 3РЬ-операторов, несмотря на некоторое снижение дохода, по-прежнему, как и в 2016 году шесть первых мест занимают DHL, Kuehne&Nagel, DB Schenker, C.H. Robinson, DSV и XPO Logistics. Вторая десятка претерпела некоторые изменения. С 15 на 12 место поднялся китайский логистический оператор Sinotrans, выручка которого выросла на 26,9%. Среди факторов роста эксперты отмечают значительное увеличение активности в сфере слияний и поглощений, а среди тех компаний, чьи высокие темпы роста были обусловлены исключительно органическими факторами, можно выделить следующих лидеров: TQL (+21,8%); Logwin AG (+15,2%); Penske Logistics (+13,3%); DSV (+12,8%); DB Schenker Logistics (+10,9%); Agility Logistics (+9,3%); Kintetsu World Express (+8,8%); Bollore (+7,6%) [4].
Большинство логистических операторов стремится увеличить долю информатизации своих бизнес-процессов и своего присутствия в виртуальной среде, переложив на информационные сервисы решение многих оптимизационных задач с целью сокращения временных и стоимостных затрат на их решение и минимизации негативного влияния человеческого фактора при обработке крупных массивов данных и решении вопросов многокритериальной оптимизации [1, 2, 8].
Кто владеет большими данными, тот укрепляет свои позиции в цифровой экономике
Ключевым фактором развития рынка логистических посредников становиться способность к сбору, обработке, анализу, хранению и защите данных. Происходит смещение акцента от посредника, владеющего активами, к посреднику, владеющему информацией. Наивысшим уровнем такой трансформации деятельности является полный переход логистических провайдеров в виртуальную среду с полной виртуализацией всех бизнес-процессов и отказом от материально-технической базы для исполнения логистических функций. Можно констатировать факт, что на логистическом рынке обозначилось множество Интернет-сервисов, выступающих в качестве провайдеров логистических услуг, предоставляющих решения логистических задач в виртуальной среде по одной или же комплексно по нескольким функциональным областям логистики [3].
Например, компания XPO Logistics объявила о начале внедрения мобильной платформы компании Drive XPO в Европе (2018 г.), после успешного запуска её в Северной Америке (2017 г.). В США JB Hunt Transport Services объявила о готовности вложить $500 млн в развитие своих информационных систем, облачной инфраструктуры, разработку и внедрение того, что компания объявляет «инновационными и революционными технологиями». Немецкая компания DHL, неоднократно занимающая первое место в ТОП-50 крупнейших 3PL-операторов, внедрила цифровую платформу CILLOX, которая связывает грузоотправителей и перевозчиков в Германии и Европе. В 2017 году компания DB Schenker приобрела за $25 млн долю у компании-оператора платформы онлайн-бронирования грузоперевозок uShip.
Такого рода консолидация активов логистических операторов и ИТ-компаний укрепляет их конкурентные позиции на мировом рынке логистических услуг. Проведенный с использованием Google Trends анализ, частично приведенный на рисунке, показал достаточно высокую востребованность отечественных и зарубежных логистических онлайн-операторов, таких как Перевозки.ру, АвтоТран-сИнфо, Логистик Сервис, OMEGA-M Logistics, White Eagle Hong-Kong Ltd и др. [5, 6, 7]. Основополагающей характеристикой данных сервисов является виртуально-сетевой принцип организации их работы. Многие из них обладают полностью автоматизированным режимом работы, который затрагивает как координационно-управленческие, так и операционные процессы.
Более подробный анализ характеристик указанных систем позволяет выявить организационно-экономические особенности и существенные различия в деятельности логистических операторов, функционирующих в режимах offline и online. Информационные комплексы offline-логистики характеризуют следующие признаки:
1. Программное обеспечение, используемое для автоматизации логистических процессов, является товаром, предназначенным для продажи или передачи во временное пользование (аренду). Программное обеспечение выступает в качестве сопровождения и информационной поддержки основных
видов деятельности коммерческих организаций (заказчиков и логистических компаний-провайдеров). Программное обеспечение (ПО) передается в виде физического модуля неограниченному числу пользователей с правом его установки и использования на аппаратно-технических мощностях клиента. ПО настроено под задачи одной компании-клиента, использует заложенные в нем возможности и работает для нужд только одной компании, являющейся покупателем и владельцем данного ПО. Программное и информационное обеспечение в логистике традиционно считаются вспомогательными видами деятельности, поддерживающими и организационно упрощающими осуществление основных логистических операций в режиме offline. Именно с учетом данной позиции программное обеспечение логистики все чаще передается компаниями на аутсорсинг в ИТ-сферу.
Динамика популярности © 4 < > *С
Рис. Динамика популярности системы АвтоТрансИнфо в России
2. Организационная обособленность и автономность производителя (поставщика) и пользователей программного обеспечения. Для производителя ПО оно является продуктом (товаром), предназначенным для продажи, а не технического оснащения своей деятельности. Производитель не является пользователем ПО, он является его продавцом. Использует ПО компания-покупатель, каждая - в рамках оплаченного ею пакета функциональных возможностей.
3. Программное обеспечение является инструментом повышения эффективности и оптимизации логистической деятельности в рамках одной компании - звена логистической цепи поставок. В данном случае программный комплекс является единицей современного информационно-технического инструментария, используемого для повышения эффективности и оптимизации коммерческой деятельности. В качестве примера можно рассмотреть любые программные комплексы, представленные сегодня на рынке и осуществляющие решение узкого круга специальных задач. Например, программы, обеспечивающие безопасность Интернет-соединения и онлайн-транзакций, такие как Doctor Web и Kaspersky. А также офисные и аналитические программы и их модули, решающие логистические задачи, например, надстройка «Поиск решения» MS Office Excel или надстройка «Решатель» Open Office Calk, позволяющие в автоматизированном режиме произвести решение задачи коммивояжера и в кратчайший период составить оптимальный маршрут движения более чем через 19 пунктов назначения по кольцевому маршруту. Принцип работы данных сервисов одинаков, он требует установки дистрибутива программы на аппаратные мощности пользователя и внесения единоразовой или ежегодной платы за возможность их подключения и лицензионного использования их услуг. Компания-покупатель, приобретая ПО, получает единоличное право использования, владения и распоряжения результатами работы и самим физическим модулем ПО. Она может производить его установку, переустановку, передавать и продавать ключ к его использованию, производить его деинсталляцию, очистку и удаление. Для любой другой компании-участника цепи поставок, даже при наличии связи с компанией-клиентом, необходима установка своего комплекса ПО с целью решения технических задач по оптимизации своей деятельности в цепи поставок.
4. Повышение резервных мощностей. Для работы в режиме offline-логистики необходима предварительная установка ПО, функциональные возможности которого должны прогнозироваться и проектироваться заранее и создаваться с резервом роста мощности для решения более сложных и масштабных задач коммерческой деятельности.
5. Высокие требования к технической базе. Клиент в о£Шпе-логистике является владельцем серверных и программно-аппаратных средств, необходимых для использования ПО, и в данном случае у него возникает ряд серьезных проблем, требующих профессионального решения: обеспечение необходимого объема и мощности сервера, технологического оборудования и программно-аппаратных средств; техническое обслуживание системы; высокий профессиональный уровень персонала, необходимый для проектирования, внедрения и сопровождения информационной системы; высокий уровень затрат; низкая скорость по обновлению, расширению или свертыванию используемой ИТ-системы и т.д.
6. Фиксированная плата за программное обеспечение. Оплата за программные компоненты ойНпе-логистики взимается фиксированная за право их подключения и использования в течение определенных промежутков времени, а также за обновление и совершенствование программного комплекса. Плата назначается без учета частоты и интенсивности использования программного обеспечения и является простой формой продления права использования пакета, т.е. пролонгации договора аренды или платой за повышение его общего сервисного уровня. Сумма абонентской платы устанавливается также без относительно клиентских параметров работы с программным комплексом.
7. Финансовые ограничения по использованию. Специализированное программное обеспечение о£Шпе-логистики высокого уровня не является общедоступным, оно может приобретаться только крупными игроками на современном рынке, имеющими значительный бюджет на 1Т и логистику.
Особенности виртуального логистического провайдера
Виртуально-сетевой программный комплекс, предназначенный для технического оснащения деятельности виртуального логистического провайдера, имеет ряд отличительных особенностей по сравнению со стационарными программными комплексами о£йте-логистики. Многие из них приведены в таблице. Использование собственного программно-сетевого комплекса является основным и единственным видом деятельности для виртуальных логистических провайдеров (УЬР). Они становятся своего рода универсальными провайдерами, принимая на себя функции как информационной поддержки в цепях поставок, так и решения непосредственно логистических задач. УЬР объединяет эти два направления в рамках единой программно-сетевой платформы, использование которой для решения задач заказчика и является основным видом их деятельности.
Таблица
Сравнительная характеристика организационно-технических особенностей и координирующего потенциала виртуального логистического провайдера и информационного комплекса offline-логистики
Характеристика Информационный комплекс о£Шпе-логистики Виртуальный логистический провайдер (УЬР)
Назначение Программное обеспечение является товаром, предназначенным для продажи/передачи во временное пользование клиенту Виртуально-сетевой программный комплекс предназначен для технического оснащения деятельности УЬР, координации и оптимизации деятельности всех участников цепи поставок, использующих услуги УЬР
Права использования программного обеспечения Организационная обособленность и автономность разработчика и пользователя ПО Организация-разработчик одновременно является владельцем и пользователем ПО
Роль в системе межорганизационной логистической координации ПО - инструмент повышения эффективности и оптимизации логистической деятельности в рамках одной компании - звена логистической цепи поставок, являющегося пользователем программно-информационного комплекса Программный комплекс УЬР является самостоятельным участником цепи поставок, координирующим и повышающим эффективность потоковых процессов всей цепи поставок в целом
Оперативность использования Необходимость предварительного проектирования требуемой и резервной функциональности ПО и его установки, тестирования и сервисного сопровождения Обращение к сервису в момент возникновения потребности
Окончание табл. 1
Характеристика Информационный комплекс о£Шпе-логистики Виртуальный логистический провайдер (УЬР)
Требования к технической базе Клиент является владельцем серверных и программно-аппаратных средств, необходимых для использования ПО, он несет все затраты по их эксплуатации Клиенту для получения услуг УЬР необходимы лишь интернет-портал и браузер общедоступного формата
Доступность Не является общедоступным Широко доступный сервис для малого и среднего бизнеса, территориально удаленных компаний
Стоимость Фиксированная плата Вариативность стоимости сервиса в зависимости от: сложности решаемых задач, требуемой мощности, времени работы и т.д.
В целом вся структура программного обеспечения или какие-либо ее части не подлежат продаже, передаче или копированию в интересах частных лиц или организаций. Программное обеспечение используется только владельцем - виртуальным логистическим провайдером, является его ноу-хау и обеспечивает его конкурентное положение на рынке. В данном случае передаче клиентам подлежат только конечные результаты работы программного комплекса и сервисные услуги виртуального логистического провайдера в виде решения поставленной клиентом логистической задачи.
Организация-разработчик одновременно является владельцем и пользователем программного продукта. Программное обеспечение существует в единичном экземпляре, базируется на виртуальном сервере и используется единолично виртуальным логистическим провайдером для осуществления его основных видов деятельности: решения поставленных перед ним логистических задач по требованию клиента. УЬР обладает единоличным правом владения, распоряжения и использования программно-сетевого комплекса, являющегося технической базой провайдера. Кроме того, УЬР обладает всеми юридическими правами на результаты работы своего программного комплекса, что позволяет ему по согласованию с компанией-клиентом передавать результаты работы данного программного комплекса всем взаимосвязанным участникам цепи поставок, что сокращает общие временные и стоимостные затраты в цепи поставок, избавляя всех участников от необходимости приобретения комплексов однотипных программ и повторного, многократного решения одних и тех же задач, например, по составлению сопроводительной документации, оптимизации маршрутов, отслеживанию грузов и т.д.
Программный продукт УЬР работает с целью оптимизации всей цепи поставок. Его пользователями становится множество компаний-участников логистических цепей и сетей поставок. Он является посредником в деятельности участников логистического рынка, в регулировании их интересов, поэтому в рамках его функциональных возможностей происходит моделирование, настройка и оптимизация цепей и сетей поставок, с целью определения максимального уровня эффективности данных структур и оптимизации уровня прибыли каждого из участников логистических цепей поставок.
Программно-сетевой комплекс УЬР - самостоятельный участник логистической цепи поставок, координирующий и повышающий эффективность потоковых процессов во всей цепи. Фактически он является самостоятельным виртуальным логистическим провайдером, самостоятельной коммерческой структурой, предоставляющей клиентам комплексные логистические услуги. Усложнение форм организации логистических потоков приводит к усложнению и повышению уровня интеллектуализации функций виртуального логистического провайдера. Гипотетически программный комплекс УЬР может моделировать, совершенствовать и оптимизировать всю логистическую цепь или сеть поставок, управляя ее структурой, составом ее участников и движением логистических потоков.
Осуществляя свою основную деятельность по решению логистических задач в соответствии с требованиями заказчика, виртуальный логистический провайдер может предоставлять результаты своей деятельности всем заинтересованным звеньям цепи поставок, запрашивая и получая от них необходимую информацию. Например, УЬР может организовать выполнение таких решений как: осуществить изменений условий, исходных данных и конечных результатов в режиме реального времени с учетом всех преобразований в цепи поставок (форс-мажорные обстоятельства, непредвиденные отклонения
параметров поставки и др.); генерировать сервисные потоки; сопровождать финансовые потоки; анализировать оперативные и итоговые результаты, направляемые всем заинтересованным и взаимосвязанным участникам цепи поставок.
Кроме того, виртуальному логистическому провайдеру могут быть переданы полномочия по управлению и реконфигурации обслуживаемых систем поставок; формированию и переналадке потоковых процессов между звеньями системы; генерированию нового потока и выполнению координирующих действий с учетом заданного (разрешенного) уровня полномочий оперативного и стратегического характера.
В транспортно-логистической сфере к базовым виртуальным логистическим провайдерам можно отнести такие сервисы как «ру.трекер», «автотариф» и др. Они реализуют решение одной логистической задачи (операции) по расчету тарифа железнодорожной перевозки, авиа- или автотарифа на заданном промежутке пути, включая расчет сумм таможенных пошлин и платежей. В организации данных сервисов не используется возможности полной автоматизации их взаимодействия с клиентом. Предоставление услуг осуществляется ими исключительно по запросу пользователя. К категории базовых УЬР можно отнести и иные сервисы, осуществляющие оптимизацию маршрутов движения; сервисы по подбору попутных грузов, услуг грузоперевозчиков и экспедиторских услуг; транспортные порталы. Кроме того, на сегодняшний день наметилась тенденция к разработке и внедрению услуг логистических провайдеров более высокого уровня: автоматизированных и когнитивных. Успешной в этом направлении стала цифровая платформа «Перевозки.ру», действующая на виртуальном рынке грузоперевозок России и стран СНГ. В рамках этой платформы происходит автоматизированное получение заявок на грузоперевозки и формирование оптимального варианта их выполнения.
Оперативность использования сервиса и предоставление технологии УЬР по требованию пользователя - ещё одна особенность виртуального логистического посредничества. Применение услуг УЬР обеспечивает возможность обращения клиента к сервису именно в тот момент, когда в этом возникает потребность. Для клиента это обеспечивает актуальный уровень технологий и доступ к современным методикам проектирования цепей поставок, в то время, когда система логистики на предприятии клиента не требует включения в бюджет средств на эксплуатацию и обновление ИТ-инфраструктуры; не вызывает рисков ошибок в проектировании информационной инфраструктуры и ее несоответствия изменившимся условиям деятельности. Обеспечение таких возможностей оперативного изменения (приращения и сокращения) мощности возможно в деятельности УЬР благодаря технологиям «облачных вычислений», удаленного использования хранилищ данных и аренды по требованию удаленных серверных и программно-аппаратных средств. Требования к технической базе пользователей при этом минимальны. Для полноценного использования услуг УЬР клиенту необходим лишь интернет-канал и браузер общедоступного формата.
Сервис УЬР обеспечивает клиентам решение технических проблем, включая сервисное обслуживание, финансовую поддержку и безопасность, утилизацию отработанных мощностей и др., не требуя при этом от клиентов дополнительных аппаратных средств. Стоит обратить внимание также на вариативность стоимости сервиса в зависимости от требуемой мощности, времени работы с сервисом и частоты использования его услуг. Эта особенность находит отражение в гибкости системы оплаты сервисных услуг УЬР, которая формируется исходя из объёма решаемых в рамках сервиса задач, количества обращений, транзакций и операций и, соответственно, от времени работы сервиса, подключения к нему клиента в режиме онлайн для передачи и обработки данных.
На стоимость услуг сервиса влияют и запрашиваемые клиентом параметры мощности работы, скорость решения задач и другие технические характеристики. Конкурентным преимуществом УЬР, обеспечиваемым гибкостью систем оплаты его услуг, является доступность для широкого спектра предприятий малого и среднего бизнеса, включая те, которые расположены в отдалённых регионах нашей страны. Заключение
Цифровые преобразования в зарубежной и российской логистической практике являются закономерным процессом. Они связаны с кардинальной трансформацией материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков в логистических системах; обусловлены зарождением новой цифровой парадигмы логистики [2]. По экспертным оценкам, аудитория интернет-пользователей в 2018 году
в РФ превысила 89 млн человек. А значит, развитие малого и среднего бизнеса на основе виртуальных логистических сервисов имеет основу для роста. В 2018 году российский рынок электронной торговли составил более 1,3 трлн рублей.
Реализация правительственной программы по ликвидации цифрового неравенства территорий страны способствует повышению активности виртуальной логистики и нацеливает логистических операторов на создание и внедрение конкурентоспособных импортозамещающих и импортоопережа-ющих программных продуктов и сервисов. Предпосылки для этого создаёт проникновение мобильного широкополосного доступа интернета в отдалённые регионы страны. Использование услуг УЬР -это современный широкодоступный формат предоставления логистических услуг. Сервисные возможности виртуальных логистических операторов позволяют предоставлять широкий комплекс качественных логистических услуг отдалённым от центра хозяйствующим субъектам, а, следовательно, создают условия для повышения эффективности их коммерческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013. 432 с.
2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика. СПб.: Питер, 2019. 272 с.
3. Логистика, снабжение. Виртуальная логистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_8472.html (дата обращения 02.02.2019).
4. Рейтинг ведущих логистических (3РЬ) операторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logist.today/ dnevnik_logista/2017-04-12/rejting-vedushhih-logisticheskih-3pl-operatorov (дата обращения 03.02.2019).
5. Транспортный бизнес-портал «Перевозки.Ру». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perevozki.ru (дата обращения 03.02.2019).
6. Транспортно-информационный портал «Интернет Логистик Сервис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webweb.ru.rusmarket.com (дата обращения 02.02.2019).
7. Транспортный портал «АвтоТрансИнфо». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ati.su (дата обращения 04.02.2019).
8. Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы Е.О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике. СПб.: Питер, 2016. 464 с.