Научная статья на тему 'Виртуальные логистические провайдеры в системе классификации логистических операторов'

Виртуальные логистические провайдеры в системе классификации логистических операторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS OPERATORS / VIRTUAL LOGISTICS PROVIDERS / LOGISTICS INFORMATIZATION AND VIRTUALIZATION PERFORMANCE / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова П. А.

В данной статье приводятся различные трактовки понятия виртуального логистического провайдера, определяется место виртуальных логистических провайдеров в системе классификации логистических операторов, дается их классификация, а также проводится анализ перспектив их развития в мировой и российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual logistics providers in the system of classification of logistics operators

This article lists the various interpretations of the concept of the virtual logistics service provider, is determined by the place of virtual logistics providers in the system of classification of logistics operators, given their classification, as well as an analysis of the prospects for their development in the world and Russian economy.

Текст научной работы на тему «Виртуальные логистические провайдеры в системе классификации логистических операторов»

Виртуальные логистические провайдеры в системе классификации

логистических операторов

П.А. Ермакова Курганский государственный университет, Курган

Аннотация: в данной статье приводятся различные трактовки понятия виртуального логистического провайдера, определяется место виртуальных логистических провайдеров в системе классификации логистических операторов, дается их классификация, а также проводится анализ перспектив их развития в мировой и российской экономике. Ключевые слова: логистические операторы, виртуальные логистические провайдеры, информатизация и виртуализация логистической деятельности.

В современной учебной и научно-методической литературе многие авторы выделяют логистических провайдеров уровня 5PL (Fifth Party Logistics) как отдельный элемент в классификации логистических операторов [1-8].

Под 5PL провайдером как правило понимают логистического оператора, деятельность которого основана на использовании комплекса современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют вести в интерактивном режиме базу данных грузоотправителей, грузополучателей и транспортных компаний, осуществлять планирование перевозок, диспетчеризацию и мониторинг исполнения заказов в системе виртуальной логистики [1-4, 9, 10].

Многие авторы, и в частности А.В. Иващенко и Д.Г. Пейсахович, понимают под 5PL-провайдером оператора, управляющего в основном потоками информации о заказах, ресурсах, планах и фактическом состоянии транспортной сети в интегрированной цепи поставок [1].

Однако, стоит заметить, что подобное информационное и автоматизирующее управление логистическими бизнес-процессами с использованием самых современных информационных систем и технологий производят логистические операторы любого уровня, заинтересованные в

сохранении своих конкурентных позиций на современном рынке в условиях информационно-сетевой экономики и стремящиеся постоянно сокращать свои внутренние непроизводительные расходы и транзакционные издержки. Следовательно, на каждом уровне логистического сервиса присутствуют названные информационно-коммуникационные решения, и операторы любого уровня используют современные информационные комплексы и виртуальные технологии планирования, диспетчеризации и мониторинга логистических бизнес-процессов.

Если рассматривать 5РЬ-провайдеров с точки зрения интеграционного подхода, как это делают Лишнев К.О., Тараскина Е.П., Заруднев Д.И., Дикинов А.Х., Хончукаева Л.В. и Айтбагина Э.Р., тогда под 5РЬ-провайдингом следует понимать управление уже всеми компонентами интегрированной цепи поставок, а не только информационными потоками. Такое управление подразумевается в рамках единого информационного пространства, с использованием сети Интернет в качестве объединяющей виртуальной платформы [4]. Такую систему еще называют «виртуальная логистика» или «Интернет-логистика» [2, 4, 6].

В данном случае 5РЬ-провайдер определяется уже как «сервисная компания, которая выполняет на основе аутсорсинга комплексные услуги по управлению интегрированными процессами в цепях поставок без применения физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками» [2].

По словам Айтбагиной Э.Р. 5РЬ-провайдер - это логистический оператор, принимающий на себя функции 4РЬ-оператора и обеспечивающий более глубокое и всестороннее взаимодействие и координацию работы обслуживаемых клиентов в режиме реального времени с широким использованием сети Интернет [5].

Однако, такая трактовка 5РЬ-провайдера также не дает возможности выделить его в качестве отдельного, самостоятельного элемента классификации логистических операторов. Это видится невозможным в виду того, что по опыту специалистов практиков сами 3РЬ- и 4РЬ-провайдеры несколько лет назад уже перешли на максимально полную информатизацию и виртуализацию своей деятельности и без отказа от своей материально-технической базы, а наоборот, укрепив её и автоматизировав.

Так, по словам коммерческого директора ЗАО «Логистическая компания МОЛКОМ» (3РЬ-провайдера) Седрика Амблара, информационные технологии - это фундамент бизнеса, инструмент оптимизации операционных процессов 3РЬ-провайдера и драйвер его развития. Постоянное совершенствование внедряемых информационных технологий позволяет 3РЬ-провайдерам решать все новые и новые задачи, обеспечивать глубокую интеграцию всех бизнес-процессов в единое информационное поле, и требует консолидации в структуре 3РЬ-провайдера функционала логистического комплекса, профессионального логистического оператора, информационно-технической компании, контактного центра, транспортной компании, фулфилмент-оператора и агентства цифрового маркетинга [11, стр. 15].

Виртуализация, информатизация и автоматизация 3РЬ- и 4РЬ-провайдеров на сегодняшний день стала уже обычной и необходимой практикой современного рынка и не вызывает существенного расширения или кардинального изменения спектра логистических услуг провайдеров, целей и процессов осуществления ими своих услуг, следовательно, не изменяет их видовой, процессный или функциональный состав и не позволяет выделить такого рода «виртуальных» или «Интернет-провайдеров» в качестве нового вида логистических операторов.

Это также подтверждают слова Седрика Аламбера о том, что особенности Интернет-торговли и Интернет-логистики на сегодняшний день большей частью связаны с позиционированием продуктов и услуг, а вот бизнес-логистические технологии, наработанные при традиционных форматах продажи, во многом в электронной коммерции просто повторяются [11, стр. 16].

Данная точка зрения впервые была обоснована профессором Сергеевым В.И. в учебнике по управлению цепями поставок [12]. Он отмечает, что изменения, связанные с развитием Интернета и электронным бизнесом, оказывают сильное влияние на различные сегменты рынка логистических услуг, которые в целом развиваются интегративно. Однако, электронная коммерция не является новым сегментом или новым критерием классификации решений по управлению цепями поставок. Она ведет лишь к образованию более широкого спектра предложений интегрированных услуг 3PL- и 4РЬ-уровня в цепях поставок [12, стр. 261].

Существует, однако, еще одна точка зрения на понимание феномена SPL-провайдинга, которой придерживаются такие зарубежные и российские авторы как Koch J., Strube F., Zadek H., Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Стерлигова А.Н., Прокофьева Т., Покараева Н., Курамшин Н.Д., и которая наиболее близка также автору данной статьи.

Данный подход заключается в том, что под SPL-провайдерами понимают стратегических логистических операторов или стратегических логистических консультантов [3, 7, 9-10, 13-14].

На рис.1 представлена схема модели позиционирования сегментов рынка логистического аутсорсинга, принятая в Германии, согласно которой SPL-провайдеры занимают отдельное наивысшее положение в классификации логистических операторов.

Рис. 1. - Модель позиционирования сегментов рынка логистического

аутсорсинга [7, 13-14]

Возникновение указанной концепции связано, в первую очередь, с тем, что стремительное развитие современных информационных систем и технологий дает возможность внедрения самых мощных и прогрессивных технологий в сферу экономики, бизнеса и логистического сервиса, обеспечивающую беспрецедентный, невозможный ранее уровень и масштаб обработки данных, составляющий основу для принятия решений не только операционного уровня, но и стратегического. Данные технологии включают в себя далеко не только внедренные в сферу логистического аутсорсинга Интернет-технологии и технологии электронного документооборота. Изменения в стратегическом логистическом планировании связаны в первую очередь с внедрением интеллектуальных систем, основанных на нейрокибернетических технологиях анализа данных, а также на экспертных технологиях автоматизированного машинного управленческого принятия решений и воздействия на подчинённые объекты.

Автор данной статьи безусловно согласен с мнением аспиранта Казанского национального исследовательского технического университета А.Н. Туполева Курамшина Н.Д., что дальнейшее развитие логистического аутсорсинга в современных условиях будет обусловлено развитием современных сетевых компьютерных технологий и интеллектуального программного обеспечения баз данных [3]. Однако, к этому можно добавить, что развитие экспертных систем и нейрокибернетики, а также всё более широкое и активное использование «облачных» вычислений, распределенных вычислений, удаленных и распределенных баз данных позволит перейти на принципиально новый уровень обработки информации и принятия решений, заключающийся в их автоматизации и осуществлении без какого-либо перманентного вмешательства человека.

Технологии распределенных вычислений позволят обрабатывать практически неограниченные по размеру объемы информации и, следовательно, обслуживать логистические цепи и логистические сети любого масштаба, как национальные, межнациональные, так и общепланетарные. Это позволит охватить и интегрировать логистические сети и цепи поставок в каждой стране, экономическом или географическом союзе, а также на разных материках, в перспективе создавая и обслуживая единую общепланетарную экономико-распределительную сеть товарного хозяйства. В свою очередь, технологии искусственного интеллекта позволят автоматизировать процесс принятия решений в логистических сетях такого масштаба, заменив в этом вопросе интеллектуальные способности человека, которые в данном случае будут физически не способны справится с масштабами такой деятельности.

Современной реальностью может стать абсолютная беспристрастность и максимальная оптимальность с точки зрения эффективности функционирования всей логистической сети, жизнедеятельности государств

и экономических союзов. Общество сможет приблизиться к оптимальной продовольственной и товарной обеспеченности народного хозяйства и потребителя, экологической и энергетической безопасности и экономичности. Использование технологий искусственного интеллекта позволит решить проблемы и нивелировать «узкие места», связанные с вопросами межорганизационной логистической координации в цепях и сетях поставок, возникающие за счет противоположности интересов участников сети, а также позволит проводить не только максимально эффективный оперативный учет, контроль и планирование деятельности логистических сетей, но и осуществлять тактическое и стратегическое управление логистическими сетями на основании самообучающихся экспертных систем.

На рассматриваемом этапе 5РЬ-провайдер имеет возможность перейти из рядового звена логистической цепи поставок, исполняющего для неё определенный перечень логистических функций, в полноправный субъект управления логистическими цепями и сетями поставок [15], в субъект политического и экономического управления. На данном этапе изменяется его процессный и функциональный состав, расширяется и кардинально изменяется спектр услуг и целей. 5РЬ-провайдер начинает определять политику развития мирового логистического сервиса, а, следовательно, и политику развития экономики. С использованием названных технологий у 5РЬ-провайдера появляется возможность задавать систему координат деятельности участникам логистических цепей и сетей поставок, выступать интегрирующим фактором, автоматизировано находя очень подвижный и постоянно изменяющийся баланс между разнонаправленными интересами государств, потребителей и коммерческих участников логистических сетей поставок продовольственных и промышленных товаров.

И, можно сделать вывод о том, что в данном контексте именно концептуальные изменения целей, задач, функций и масштаба деятельности,

а также места, роли и предназначения логистического провайдера в сетях поставок, позволяют говорить о действительно новом шаге и новом уровне в классификации логистических операторов. Именно перечисленные возможности самостоятельного определения стратегии развития логистических цепей и сетей поставок исходя из заданной, выбранной политической концепции и автоматизированного принуждения участников цепи поставок к ее исполнению являются основанием для выделения 5РЬ-провайдера в качестве самостоятельного, действительно концептуально нового и отличающегося кардинально принципами работы от всех предыдущих логистических операторов, провайдера наивысшего уровня в классификации операторов логистического аутсорсинга.

Литература

1. Иващенко А.В., Пейсахович Д.Г. Проактивная диспетчеризация ресурсов транспортного оператора 5РЬ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 153-158.

2. Тараскина Е.П., Заруднев Д.И. 5РЬ-провайдеры: миф или реальность? // Сборник: Экономические аспекты логистики и качества работы железнодорожного транспорта. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омский государственный университет путей сообщения. 2016. С. 70-72.

3. Курамшин Н.Д. 5РЬ - новый уровень логистического аутсорсинга // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.3. № 8. С. 54-56.

4. Лишнев К.О. 5РЬ-провайдеры как перспективный этап развития логистического аутсорсинга // Сборник: Россия в современном мире: в поисках инновационной стратегии; новые модели роста. Материалы Международной межвузовской научной магистерской конференции: сборник докладов. Под ред.: Т.Г. Тумаровой, И.Н. Самоновой, Н.С. Славецкой. 2012. С. 244-246.

5. Айтбагина Э.Р. Роль логистических посредников и провайдеров (операторов) // Техника и технологии строительства. 2016. № 2 (6). С. 2.

6. Дикинов А.Х., Хончукаева Л.В. Проблемы развития логистического аутсорсинга в Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. № 4. С. 94-102.

7. Прокофьева Т., Покараева Н. Логистический аутсорсинг и основные направления развития комплексного логистического бизнеса в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 22-28.

8. Мамаев, Э. А., Чеботарева Е. А. Логистические провайдеры в транспортных системах / Рост. н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. 2011. 123 с.

9. Дзреян А.Х. Институциональное развитие современных цепей поставок потребительского рынка: логистический аспект // Инженерный вестник Дона, 2012, № 3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/975.

10. Зырянов В.В., Еремина Л.В. Оценка эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия // Инженерный вестник Дона, 2012, № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/728.

11. Амблар С. Для успеха бизнеса e-commerce необходим единый провайдер // Логистика. 2016. № 2. С. 14-17.

12. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров. М.: Издательство Юрайт, 2015. 479 с.

13. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. Полный курс МВА. М.: Эксмо, 2013. 944 с.

14. Дыбская В.В. Провайдеры логистических услуг - кто они? // Логистика и управление цепями поставок. 2004. № 1. С. 51-63.

15. Ермакова П.А. Объектное моделирование и проектирование новой когнитивной формы виртуальных логистических провайдеров //

Инженерный вестник Дона, 2016, № 2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3577.

16. Koch J. Logistik im Wandel; In: Andersen; DEG; FAZ-Institut; Manager-Magazin (Hrsg.): Chancen in Emerging Markets - Logistik - Fokus Mitten - und Osteuropa/Asien; Frankfurt am Main; 2003; ss. 10-15.

17. Strube F.; Zadek H. Mit E-Logistics zum End-to-End im E-Business; in: Technologie und Management (t&m); 49. Jahrgang; 2000; Heft 7/8; ss. 24-28.

References

1. Ivashhenko A.V., Pejsahovich D.G. Intellekt. Innovacii. Investicii. 2013. № 3. pp. 153-158.

2. Taraskina E.P., Zarudnev D.I. Sbornik. Jekonomicheskie aspekty logistiki i kachestva raboty zheleznodorozhnogo transporta. Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Omskij gosudarstvennyj universitet putej soobshhenija. 2016. pp. 70-72.

3. Kuramshin N.D. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija. 2016. T.3. № 8. pp. 54-56.

4. Lishnev K.O. Sbornik: Rossija v sovremennom mire: v poiskah innovacionnoj strategii; novye modeli rosta. Materialy Mezhdunarodnoj mezhvuzovskoj nauchnoj magisterskoj konferencii: sbornik dokladov. Pod red.: T.G. Tumarovoj, I.N. Samonovoj, N.S. Slaveckoj. 2012. pp. 244-246.

5. Ajtbagina Je.R. Tehnika i tehnologii stroitel'stva. 2016. № 2 (6). pp. 2-3.

6. Dikinov A.H., Honchukaeva L.V. Vestnik Mordovskogo universiteta. 2014. T. 24. № 4. pp. 94-102.

7. Prokofeva T., Pokaraeva N. RISK. Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2012. № 3. pp. 22-28.

8. Mamaev, Je. A., Chebotareva E. A. Logisticheskie provajdery v transportnyh sistemah. [Logistics service providers in transport systems]. Rost. n/D: Rost. gos. un-t putej soobshhenija. 2011. 123 p.

9. Dzrejan A.H. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/975.

10. Zyrjanov V.V., Eremina L.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/728.

11. Amblar S. Dlja uspeha biznesa e-commerce neobhodim edinyj provajder. Logistika. 2016. № 2. pp. 14-17.

12. Sergeev V.I. Upravlenie cepjami postavok: uchebnik dlja bakalavrov i magistrov [Supply Chain Management]. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2015. 479 p.

13. Dybskaja V.V., Zajcev E.I., Sergeev V.I., Sterligova A.N.Logistika. Polnyj kurs MVA. [Logistics. MBA Full Course] M.: Jeksmo, 2013. 944 p.

14. Dybskaja V.V. Logistika i upravlenie cepjami postavok. 2004. № 1. pp. 51-63.

15. Ermakova P.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, № 2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3577.

16. Koch J. Logistik im Wandel; In: Andersen; DEG; FAZ-Institut; Manager-Magazin (Hrsg.): Chancen in Emerging Markets Logistik Fokus Mitten und Osteuropa/Asien; Frankfurt am Main; 2003; pp. 10-15.

17. Strube F.; Zadek H. Mit E-Logistics zum End-to-End im E-Business; in: Technologie und Management (t&m); 49. Jahrgang; 2000; Heft 7/8; pp. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.