Научная статья на тему 'Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром'

Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
активизация / младшие школьники / окружающий мир / познавательная деятельность / процесс ознакомления / activation / younger schoolchildren / the world around them / cognitive activity / the process of familiarization

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Белоус Н. Н., Вакулина Е. В., Савченко Е. С.

Статья посвящена проблемам активизации познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования уровня активизации познавательной деятельности младших школьников. По результатам исследования в статье разработаны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Белоус Н. Н., Вакулина Е. В., Савченко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual excursions as a means of activating the cognitive activity of schoolchildren through familiarization with the surrounding world

The article is devoted to the problems of activating the cognitive activity of younger schoolchildren through familiarization with the surrounding world. The article presents the results of an experimental study of the level of activation of cognitive activity of younger schoolchildren. Based on the results of the study, recommendations are developed in the article.

Текст научной работы на тему «Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром»

Белоус Н.Н.

Кандидат п.наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.

Вакулина Е.В.

Кандидат физико-математических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.

Савченко Е.С.

Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.

Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром

Введение в проблему. В настоящее время проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов является особенно актуальной, поскольку важную роль в жизни современного человека играют коммуникативные умения, опыт ведения диалогов, участие в обсуждениях, а также творческая деятельность.

Кроме того, в последнее время отмечается снижение интереса учащихся к учебной деятельности и отсутствие интеллектуальной активности. В связи с этим современные педагоги применяют в своей деятельности такие методы и приемы, которые основаны на активизации мыслительной деятельности школьников, формировании умений сравнивать, обобщать, делать выводы, находить рациональные способы решения, а также корректировать полученные данные.

Краткий обзор исследований (литературы).

Активизация познавательной деятельности является одной из основных задач, которыми занимается психолого-педагогическая литература. Важность данного вопроса обусловлена постоянной необходимостью поиска наиболее эффективных методов и приемов, способствующих успешному усвоению материала учащимися.

Один из первых педагогов, кто подчеркивал важность активного обучения детей и использовал эти понятия в контексте познавательной деятельности, был известный чешский педагог Я.А. Коменский. В его известном труде «Великая дидактика» он указывал на необходимость разжигания жажды знаний и страстного усердия в чтении [2, с 52]. Педагог считал, что желание учиться является основной це-

лью организации учебного процесса, а положительная мотивация к обучению создает благоприятные условия для развития стремления к познанию. В данном случае, активизация означает формирование интереса и мотивации, а познавательная деятельность представляет собой процесс ознакомления, обучения и воспитания, связанный с изучением окружающего мира школьниками младшего возраста.

Таким образом, активизация познавательной деятельности является важной составляющей школьного образования, помогающей ученикам успешно усваивать предметы и повышать их успеваемость.

Таким образом, Я.А. Коменский обратил внимание на то, что активизация имеет эмоциональный, оценочный характер по отношению к познавательной деятельности [2, с 63].

В психолого-педагогической литературе вопрос активизации познавательной деятельности рассматривался такими казахстанскими учеными, как Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Тайшиков С.Б., Павловский А.Л., Рустемов З.Б.. Ж.А. Караев и Ж.У. Кобдикова под активизацией познавательной деятельности понимают «использование методов и приемов обучения, направленных в первую очередь для осуществления мотивационного компонента обучения, самостоятельного получение ориентировочных основ действий учениками».

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что активизация является многогранным понятием. С одной стороны, она рассматривается как деятельность, осуществляемая педагогом или самими учениками в отношении младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. С другой стороны, активизация представляет собой качественную характеристику познавательной деятельности. В данной работе мы будем рассматривать активизацию как управление учителем познавательной активностью учащихся в контексте обучения, образования и воспитания в школе. Она является важным инструментом для повышения успеваемости учеников и эффективности школьного образования в целом [3, с 44].

Младший школьный период характеризуется активизацией познавательной деятельности младших школьников с помощью игры. Игровые моменты позволяют привлечь и удержать внимание учеников, а также способствуют их ознакомлению и запоминанию нового материала. Процесс игры вызывает интерес и активизирует мышление, способствуя развитию младших школьников.

Родители и воспитатели могут сделать общение с ребенком продуктивным и интересным, используя различные игры и небольшие развивающие задания. Такой подход позволяет создать положительную атмосферу и способствует успешному обучению и воспитанию

учеников в школе. Школьное образование в младшем школьном возрасте играет важную роль в формировании навыков и знаний младших школьников в различных предметных областях.

Особое внимание уделяется процессу ознакомления с окружающим миром, который представляется через игровые ситуации. Такой подход позволяет детям легче усваивать и запоминать информацию о разных явлениях и объектах, что способствует их успешному обучению.

Использование игр и развивающих заданий в образовательном процессе помогает улучшить успеваемость младших школьников. Такой подход активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию мышления и формированию навыков самостоятельной работы. Все это является важными составляющими качественного школьного образования в младшем возрасте [6, с 74].

Участвуя в подобных занятиях, ребенок пытается выстроить, для себя, стройную картину реальности, понять функции предметов, установить внешние связи, а также назначение предметов. Главным инструментом, помощником в этой работе, выступает его вопрошание.

В федеральном компоненте государственного стандарта образования описывается не только система понятий, изучаемых в начальной школе в курсе «Окружающий мир», но и опыт практической деятельности, который предполагает развитие у младших школьников умения наблюдать природу, проводить простейшие измерения и опыты, оценивать экологическое состояние окружающего мира, т.е. участвовать в познавательной деятельности [1, с 57].

Цель изучения дисциплины окружающий мир, поставленная перед младшими школьниками, заключается в активизации их познавательной деятельности и развитии общественно значимых качеств личности. В процессе обучения и воспитания в школе, школьное образование уделяет внимание не только формированию знаний о природе, обществе и людях, но и развитию ценностных представлений о них.

Методика ознакомления с окружающим миром направлена на достижение данной цели. Она включает в себя различные компоненты, которые предоставляют возможность ученикам активно участвовать в процессе ознакомления, а также формировать положительное отношение к миру и его познанию через решение проблемных ситуаций.

Школьная программа по окружающему миру способствует активизации познавательной деятельности учеников, углублению их знаний о природе, обществе и людях. Она ориентирована на развитие у школьников критического мышления, умения анализировать информацию и принимать обоснованные решения. В результате такого

образовательного процесса ученики формируются в активных и самостоятельных личностях.

Окружающий мир в школе становится не просто одним из предметов в расписании, а важной составляющей образования, которая способствует развитию личности и успешности учащихся. Усилия педагогов, старания учеников и их положительное отношение к изучению окружающего мира отражаются на их успеваемости и общем развитии [2, с 52].

В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:

- привлечение учащихся к целям и задачам урока;

- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

- включение обучающихся в интересную для них форму работы [8, с 90].

Качеством личности, которое является важным для формирования познавательной активности, является устойчивое стремление к познанию. Это личностное качество состоит из потребностей и интересов, которые определяют его содержательную характеристику, а воля является формой его проявления.

Для младшего школьника особенно важными становятся следующие характеристики развития, которые формируются в процессе его обучения:

- Умение применять полученные знания и находить рациональные пути решения учебных задач.

- Стремление к самостоятельности и проявлению инициативы при изучении окружающего мира.

- Навыки сотрудничества в учебной деятельности и умение выбирать наиболее целесообразные способы совместной работы.

- Умение оценивать свои знания и проводить самоконтроль.

Итак, важно активизировать развитие познавательной активности у младших школьников, которое связано с изучением окружающего мира. Это процесс, который направлен на обучение и воспитание учеников, чтобы они стали успешными школьниками, достигли хороших результатов в учебе и развили свои способности наиболее полно [5, с 69].

Младшие школьники активно вовлечены в познавательную деятельность, которая направлена на изучение окружающего мира. В процессе ознакомления с предметами и объектами окружающей среды они приобретают не только большой чувственный опыт, но

и развивают логическое мышление и связную речь. Обучение и воспитание в школе играют важную роль в формировании мотивации учеников к получению знаний.

Познавательная деятельность младших школьников стимулирует активизацию их мыслительных процессов. Ознакомление с окружающим миром создает ситуации, которые вызывают у них удивление, вопросы, предположения, предвидения. В этом возрасте эти мыслительные процессы становятся основой для развития логического мышления и связной речи.

Школьное образование играет значительную роль в формировании у младших школьников интереса к познанию. Ученики приобретают знания, которые помогают им лучше понимать окружающий мир и успешно справляться с учебными задачами. Кроме того, успеваемость школьников связана с их познавательной активностью и мотивацией к обучению.

Таким образом, взаимодействие младших школьников с окружающим миром и его предметами играет важную роль в их образовании и воспитании. Познавательная деятельность стимулирует развитие логического мышления и способствует формированию мотивации к получению знаний [4, с. 103].

Методы (методики).

Базой исследования в работе выступило МБОУ СОШ №6 г. Ново-

Высокий

Средний

Ншшш

Рисунок 1. Результаты исследования детей по методике «Кому чего не достает?» на констатирующем этапе.

зыбкова. Для исследованбия было сформирована группа из 25 человек: ученики 1-го класса. Для определения уровня познавательного развития применялась методика «Кому чего не достает?» (Р.С. Немов).

Для определения уровня познавательного развития у детей младшего школьного возраста применялась методика «Определение времени года по картинкам» (Р.С. Немов).

Результаты и их обсуждение.

Результаты исследования детей по методике «Кому чего не достает?» представлены на рисунке 1.

Данные рисунка 1 показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 8 детей группы; средний уровень - у 9 детей, и низкий уровень - у 8 детей.

Результаты исследования детей по методике «Определение времени года по картинкам» представлены на рисунке 2.

Данные рисунка 2 показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 7 детей; очень высокий у 1; средний уровень - у 9 детей, и низкий уровень - у б детей, и 1 ребенок имеет очень низкий.

Таким образом, проведенные исследования детей по двум методикам показали, что в целом было выявлено достаточно большое количество школьников, у которых уровень познавательного развития был определен как низкий, что требует проведения дополнительных занятий и упражнений.

Нгокгш

Очень нтгжгш

Рисунок 2. Результаты исследования детей по методике «Определение времени года по картинкам» на констатирующем этапе.

Выводы и заключение.

В рамках данной статьи предлагается разработка программы кор-рекционной работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста. Программа предназначается как для внеурочной деятельности, так и для домашнего применения.

В современном образовательном процессе важное место занимают цифровые средства и технологии обучения младшего школьника, обладающие не только рядом существенных преимуществ перед традиционными, но и позволяющие с большей эффективностью организовывать образовательную деятельность.

В рамках данного исследования в работе предлагается разработка модели активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности по окружающему миру с использованием виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия является одной из эффективных форм использования информационных технологий. Е.В. Александрова утверждает, что виртуальная экскурсия - это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.

Целевой блок определяет цель педагогического исследования, которая заключается в рассмотрении возможности виртуальной экскурсии как современной формы образовательной деятельности в повышении познавательной деятельности младших школьников

Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» с использованием виртуальной экскурсии как схематическое воспроизведение взаимосвязей и отношений между элементами исследуемого процесса представлена на схеме.

Виртуальная экскурсия, как и любая форма организации образовательной деятельности на уроках «Окружающий мир», имеет собственную методику организации и проведения.

Техника проведения виртуальной экскурсии должна быть направлена на обеспечение условий восприятия аудиторией экскурсионного материала. К технике ведения виртуальной экскурсии предъявляется ряд требований, в которые входят: знакомство с аудиторией, правильное ее размещение, соблюдение временных рамок экскурсии, предупреждение усталости обучающихся, создание проблемных ситуаций, раскрытие отдельных аспектов экспозиции и фокусировка

С5 |

6 *

а. $

о и

Цель: рассмотреть возможности виртуальной экскурсии как Современной формы общеобразовательной деятельности в повышении познавательной деятельности младших школьников Зоммк

1. Разроботагь и внедрить в учебный процесс начальной школы цикл виртуальных экскурсий, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся,

2. Доказать эффективность виртуальных экскурсий в активизации познавательной деятельности младши* школьников в рамках изучения учебного предмета ¡Окружающий мир»._

Принципы

организации

образовательно

й деятельности

при проведении

виртуальных

экскурсий

Педагогические технология_

Направления Е11ртуальной экскурсии

Этапы рганпзоции

системности, интеграции и дифференциации, учето территориальных особенностей, связи образовательных и воспитательных действий, принцип использования исторического опыта решения задач организации образовательной деятельноста обучающихся, самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе выбора вида познавательной деятельности. принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной и внеучебной деятельности_

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

досугово-

развлекательн

ое

(в группе продленного дня)_

подготовитель ный

научно-

познавательное (во внеклассной и внеурочной деятельности!

ОСНОВНО! I

учебное

(в рамках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

урочной

формы

организации

занятий)_

завершающий

Составляющие познавательной деятельности

Познавательные потребности

методика «Составление расписаниям, методика «Познавательная потребность»_

Познавательный интерес

«Перечень занятийи, методн 1ка отношения к предметам

любимых

изучения учебным

Познавательна я активность

Методика А. А. Горчинекой

Диагносп пески! 1 инструментарии

Уровни ссрормированносги познавательной ¿е^гельносгп

Низкий

(воспроизводящая активность)_

Средний

[интерпретирующая активность)_

Высокий

(творческий,

активный^

Ожидаемым результат - повышение уровня сформированное™ 'о;нователзноп ле;7елвНост11 младом 1х школьников_

Рисунок 3. Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием виртуальных экскурсий (схема).

■ Предложенная модель позволит повысить уровень познаватель-

ной деятельности младших школьников при использовании виртуальной экскурсии, так как последняя не только влияет на познавательную активность и деятельность учеников, но и способствуют более глубокому усвоению программного материала по интегрированному учебному предмету «Окружающий мир», формируют у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать естественнонаучными и обществоведческими знаниями в новых условиях и практически применять их.

Библиографический список

1. Джабагова С.С. Изучение возможностей информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности / С.С. Джабагова, С.М. Ревазова, А.М. Муртазаев // Молодые исследователи. 2023. С. 139-144.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика. 1988. 254 с.

3. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2019. 364 с.

4. Минина Н.Н. Особенности проведения виртуальных экскурсий в школе / Н.Н. Минина, О.Г. Александрова // Научные известия. 2022. № 29.

5. Пидкасистый П.А. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / М.: Пед. Общ. России, 2019. 254 с.

6. Хлюпко Ю.В. Интерактивные методы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Лучший исследовательский проект 2022. 2022. С. 101-107.

7. Шнайдер Е.В. Значение актуализации познавательной деятельности младших школьников на уроке «Окружающий мир» / Е.В. Шнайдер, В.И. Кириллова // Общест-вознание и социальная психология. 2022. № 5 (35). С. 41-47.

8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва: Педагогика, 1971. 352 с.

References

1. Dzhabagova S.S. Studying the possibilities of information and communication technologies in enhancing cognitive activity / S.S. Dzhabagova, S.M. Revazova, A.M. Murtazaev // Young researchers. 2023. P. 139-144.

2. Komensky Y.A. Great didactics / Selected pedagogical works: in 2 volumes - M.: Pedagogy. 1988. 254 p.

3. Krivshenko L.P. Pedagogy: Textbook and workshop for academic bachelor's degree / L.P. Krivshenko, L.V. Yurkina. - Lyubertsy: Yurayt, 2019. 364 p.

4. Minina N.N. Features of conducting virtual excursions at school / N.N. Minina, O.G. Al-exandrova // Scientific news. 2022. № 29.

5. Pidkasisty P.A. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities and pedagogical colleges / M.: Ped. General Russia, 2019. 254 p.

6. Khlyupko Yu.V. Interactive methods as a means of enhancing the cognitive activity of junior schoolchildren // Best research project 2022. 2022. P. 101-107.

7. Schneider E.V. The importance of updating the cognitive activity of junior schoolchildren in the lesson "The World Around us" / E.V. Schneider, V.I. Kirillova // Social science and social psychology. 2022. № 5 (35). P. 41-47.

8. Shchukina G.I. The problem of cognitive interest in pedagogy. - Moscow: Pedagogy, 1971. 352 p.

jftRJ_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.