Белоус Н.Н.
Кандидат п.наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Вакулина Е.В.
Кандидат физико-математических наук. Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Савченко Е.С.
Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского.
Виртуальные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром
Введение в проблему. В настоящее время проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов является особенно актуальной, поскольку важную роль в жизни современного человека играют коммуникативные умения, опыт ведения диалогов, участие в обсуждениях, а также творческая деятельность.
Кроме того, в последнее время отмечается снижение интереса учащихся к учебной деятельности и отсутствие интеллектуальной активности. В связи с этим современные педагоги применяют в своей деятельности такие методы и приемы, которые основаны на активизации мыслительной деятельности школьников, формировании умений сравнивать, обобщать, делать выводы, находить рациональные способы решения, а также корректировать полученные данные.
Краткий обзор исследований (литературы).
Активизация познавательной деятельности является одной из основных задач, которыми занимается психолого-педагогическая литература. Важность данного вопроса обусловлена постоянной необходимостью поиска наиболее эффективных методов и приемов, способствующих успешному усвоению материала учащимися.
Один из первых педагогов, кто подчеркивал важность активного обучения детей и использовал эти понятия в контексте познавательной деятельности, был известный чешский педагог Я.А. Коменский. В его известном труде «Великая дидактика» он указывал на необходимость разжигания жажды знаний и страстного усердия в чтении [2, с 52]. Педагог считал, что желание учиться является основной це-
лью организации учебного процесса, а положительная мотивация к обучению создает благоприятные условия для развития стремления к познанию. В данном случае, активизация означает формирование интереса и мотивации, а познавательная деятельность представляет собой процесс ознакомления, обучения и воспитания, связанный с изучением окружающего мира школьниками младшего возраста.
Таким образом, активизация познавательной деятельности является важной составляющей школьного образования, помогающей ученикам успешно усваивать предметы и повышать их успеваемость.
Таким образом, Я.А. Коменский обратил внимание на то, что активизация имеет эмоциональный, оценочный характер по отношению к познавательной деятельности [2, с 63].
В психолого-педагогической литературе вопрос активизации познавательной деятельности рассматривался такими казахстанскими учеными, как Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Тайшиков С.Б., Павловский А.Л., Рустемов З.Б.. Ж.А. Караев и Ж.У. Кобдикова под активизацией познавательной деятельности понимают «использование методов и приемов обучения, направленных в первую очередь для осуществления мотивационного компонента обучения, самостоятельного получение ориентировочных основ действий учениками».
Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что активизация является многогранным понятием. С одной стороны, она рассматривается как деятельность, осуществляемая педагогом или самими учениками в отношении младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. С другой стороны, активизация представляет собой качественную характеристику познавательной деятельности. В данной работе мы будем рассматривать активизацию как управление учителем познавательной активностью учащихся в контексте обучения, образования и воспитания в школе. Она является важным инструментом для повышения успеваемости учеников и эффективности школьного образования в целом [3, с 44].
Младший школьный период характеризуется активизацией познавательной деятельности младших школьников с помощью игры. Игровые моменты позволяют привлечь и удержать внимание учеников, а также способствуют их ознакомлению и запоминанию нового материала. Процесс игры вызывает интерес и активизирует мышление, способствуя развитию младших школьников.
Родители и воспитатели могут сделать общение с ребенком продуктивным и интересным, используя различные игры и небольшие развивающие задания. Такой подход позволяет создать положительную атмосферу и способствует успешному обучению и воспитанию
учеников в школе. Школьное образование в младшем школьном возрасте играет важную роль в формировании навыков и знаний младших школьников в различных предметных областях.
Особое внимание уделяется процессу ознакомления с окружающим миром, который представляется через игровые ситуации. Такой подход позволяет детям легче усваивать и запоминать информацию о разных явлениях и объектах, что способствует их успешному обучению.
Использование игр и развивающих заданий в образовательном процессе помогает улучшить успеваемость младших школьников. Такой подход активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию мышления и формированию навыков самостоятельной работы. Все это является важными составляющими качественного школьного образования в младшем возрасте [6, с 74].
Участвуя в подобных занятиях, ребенок пытается выстроить, для себя, стройную картину реальности, понять функции предметов, установить внешние связи, а также назначение предметов. Главным инструментом, помощником в этой работе, выступает его вопрошание.
В федеральном компоненте государственного стандарта образования описывается не только система понятий, изучаемых в начальной школе в курсе «Окружающий мир», но и опыт практической деятельности, который предполагает развитие у младших школьников умения наблюдать природу, проводить простейшие измерения и опыты, оценивать экологическое состояние окружающего мира, т.е. участвовать в познавательной деятельности [1, с 57].
Цель изучения дисциплины окружающий мир, поставленная перед младшими школьниками, заключается в активизации их познавательной деятельности и развитии общественно значимых качеств личности. В процессе обучения и воспитания в школе, школьное образование уделяет внимание не только формированию знаний о природе, обществе и людях, но и развитию ценностных представлений о них.
Методика ознакомления с окружающим миром направлена на достижение данной цели. Она включает в себя различные компоненты, которые предоставляют возможность ученикам активно участвовать в процессе ознакомления, а также формировать положительное отношение к миру и его познанию через решение проблемных ситуаций.
Школьная программа по окружающему миру способствует активизации познавательной деятельности учеников, углублению их знаний о природе, обществе и людях. Она ориентирована на развитие у школьников критического мышления, умения анализировать информацию и принимать обоснованные решения. В результате такого
образовательного процесса ученики формируются в активных и самостоятельных личностях.
Окружающий мир в школе становится не просто одним из предметов в расписании, а важной составляющей образования, которая способствует развитию личности и успешности учащихся. Усилия педагогов, старания учеников и их положительное отношение к изучению окружающего мира отражаются на их успеваемости и общем развитии [2, с 52].
В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы [8, с 90].
Качеством личности, которое является важным для формирования познавательной активности, является устойчивое стремление к познанию. Это личностное качество состоит из потребностей и интересов, которые определяют его содержательную характеристику, а воля является формой его проявления.
Для младшего школьника особенно важными становятся следующие характеристики развития, которые формируются в процессе его обучения:
- Умение применять полученные знания и находить рациональные пути решения учебных задач.
- Стремление к самостоятельности и проявлению инициативы при изучении окружающего мира.
- Навыки сотрудничества в учебной деятельности и умение выбирать наиболее целесообразные способы совместной работы.
- Умение оценивать свои знания и проводить самоконтроль.
Итак, важно активизировать развитие познавательной активности у младших школьников, которое связано с изучением окружающего мира. Это процесс, который направлен на обучение и воспитание учеников, чтобы они стали успешными школьниками, достигли хороших результатов в учебе и развили свои способности наиболее полно [5, с 69].
Младшие школьники активно вовлечены в познавательную деятельность, которая направлена на изучение окружающего мира. В процессе ознакомления с предметами и объектами окружающей среды они приобретают не только большой чувственный опыт, но
и развивают логическое мышление и связную речь. Обучение и воспитание в школе играют важную роль в формировании мотивации учеников к получению знаний.
Познавательная деятельность младших школьников стимулирует активизацию их мыслительных процессов. Ознакомление с окружающим миром создает ситуации, которые вызывают у них удивление, вопросы, предположения, предвидения. В этом возрасте эти мыслительные процессы становятся основой для развития логического мышления и связной речи.
Школьное образование играет значительную роль в формировании у младших школьников интереса к познанию. Ученики приобретают знания, которые помогают им лучше понимать окружающий мир и успешно справляться с учебными задачами. Кроме того, успеваемость школьников связана с их познавательной активностью и мотивацией к обучению.
Таким образом, взаимодействие младших школьников с окружающим миром и его предметами играет важную роль в их образовании и воспитании. Познавательная деятельность стимулирует развитие логического мышления и способствует формированию мотивации к получению знаний [4, с. 103].
Методы (методики).
Базой исследования в работе выступило МБОУ СОШ №6 г. Ново-
Высокий
Средний
Ншшш
Рисунок 1. Результаты исследования детей по методике «Кому чего не достает?» на констатирующем этапе.
зыбкова. Для исследованбия было сформирована группа из 25 человек: ученики 1-го класса. Для определения уровня познавательного развития применялась методика «Кому чего не достает?» (Р.С. Немов).
Для определения уровня познавательного развития у детей младшего школьного возраста применялась методика «Определение времени года по картинкам» (Р.С. Немов).
Результаты и их обсуждение.
Результаты исследования детей по методике «Кому чего не достает?» представлены на рисунке 1.
Данные рисунка 1 показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 8 детей группы; средний уровень - у 9 детей, и низкий уровень - у 8 детей.
Результаты исследования детей по методике «Определение времени года по картинкам» представлены на рисунке 2.
Данные рисунка 2 показывают, что высокий уровень познавательного развития выявлен у 7 детей; очень высокий у 1; средний уровень - у 9 детей, и низкий уровень - у б детей, и 1 ребенок имеет очень низкий.
Таким образом, проведенные исследования детей по двум методикам показали, что в целом было выявлено достаточно большое количество школьников, у которых уровень познавательного развития был определен как низкий, что требует проведения дополнительных занятий и упражнений.
Нгокгш
Очень нтгжгш
Рисунок 2. Результаты исследования детей по методике «Определение времени года по картинкам» на констатирующем этапе.
Выводы и заключение.
В рамках данной статьи предлагается разработка программы кор-рекционной работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста. Программа предназначается как для внеурочной деятельности, так и для домашнего применения.
В современном образовательном процессе важное место занимают цифровые средства и технологии обучения младшего школьника, обладающие не только рядом существенных преимуществ перед традиционными, но и позволяющие с большей эффективностью организовывать образовательную деятельность.
В рамках данного исследования в работе предлагается разработка модели активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности по окружающему миру с использованием виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия является одной из эффективных форм использования информационных технологий. Е.В. Александрова утверждает, что виртуальная экскурсия - это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.
Целевой блок определяет цель педагогического исследования, которая заключается в рассмотрении возможности виртуальной экскурсии как современной формы образовательной деятельности в повышении познавательной деятельности младших школьников
Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир» с использованием виртуальной экскурсии как схематическое воспроизведение взаимосвязей и отношений между элементами исследуемого процесса представлена на схеме.
Виртуальная экскурсия, как и любая форма организации образовательной деятельности на уроках «Окружающий мир», имеет собственную методику организации и проведения.
Техника проведения виртуальной экскурсии должна быть направлена на обеспечение условий восприятия аудиторией экскурсионного материала. К технике ведения виртуальной экскурсии предъявляется ряд требований, в которые входят: знакомство с аудиторией, правильное ее размещение, соблюдение временных рамок экскурсии, предупреждение усталости обучающихся, создание проблемных ситуаций, раскрытие отдельных аспектов экспозиции и фокусировка
С5 |
(и
6 *
а. $
о и
Цель: рассмотреть возможности виртуальной экскурсии как Современной формы общеобразовательной деятельности в повышении познавательной деятельности младших школьников Зоммк
1. Разроботагь и внедрить в учебный процесс начальной школы цикл виртуальных экскурсий, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся,
2. Доказать эффективность виртуальных экскурсий в активизации познавательной деятельности младши* школьников в рамках изучения учебного предмета ¡Окружающий мир»._
Принципы
организации
образовательно
й деятельности
при проведении
виртуальных
экскурсий
Педагогические технология_
Направления Е11ртуальной экскурсии
Этапы рганпзоции
системности, интеграции и дифференциации, учето территориальных особенностей, связи образовательных и воспитательных действий, принцип использования исторического опыта решения задач организации образовательной деятельноста обучающихся, самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе выбора вида познавательной деятельности. принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной и внеучебной деятельности_
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
досугово-
развлекательн
ое
(в группе продленного дня)_
подготовитель ный
научно-
познавательное (во внеклассной и внеурочной деятельности!
ОСНОВНО! I
учебное
(в рамках
урочной
формы
организации
занятий)_
завершающий
Составляющие познавательной деятельности
Познавательные потребности
методика «Составление расписаниям, методика «Познавательная потребность»_
Познавательный интерес
«Перечень занятийи, методн 1ка отношения к предметам
любимых
изучения учебным
Познавательна я активность
Методика А. А. Горчинекой
Диагносп пески! 1 инструментарии
Уровни ссрормированносги познавательной ¿е^гельносгп
Низкий
(воспроизводящая активность)_
Средний
[интерпретирующая активность)_
Высокий
(творческий,
активный^
Ожидаемым результат - повышение уровня сформированное™ 'о;нователзноп ле;7елвНост11 младом 1х школьников_
Рисунок 3. Модель активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием виртуальных экскурсий (схема).
■ Предложенная модель позволит повысить уровень познаватель-
ной деятельности младших школьников при использовании виртуальной экскурсии, так как последняя не только влияет на познавательную активность и деятельность учеников, но и способствуют более глубокому усвоению программного материала по интегрированному учебному предмету «Окружающий мир», формируют у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать естественнонаучными и обществоведческими знаниями в новых условиях и практически применять их.
Библиографический список
1. Джабагова С.С. Изучение возможностей информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности / С.С. Джабагова, С.М. Ревазова, А.М. Муртазаев // Молодые исследователи. 2023. С. 139-144.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика. 1988. 254 с.
3. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2019. 364 с.
4. Минина Н.Н. Особенности проведения виртуальных экскурсий в школе / Н.Н. Минина, О.Г. Александрова // Научные известия. 2022. № 29.
5. Пидкасистый П.А. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / М.: Пед. Общ. России, 2019. 254 с.
6. Хлюпко Ю.В. Интерактивные методы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Лучший исследовательский проект 2022. 2022. С. 101-107.
7. Шнайдер Е.В. Значение актуализации познавательной деятельности младших школьников на уроке «Окружающий мир» / Е.В. Шнайдер, В.И. Кириллова // Общест-вознание и социальная психология. 2022. № 5 (35). С. 41-47.
8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва: Педагогика, 1971. 352 с.
References
1. Dzhabagova S.S. Studying the possibilities of information and communication technologies in enhancing cognitive activity / S.S. Dzhabagova, S.M. Revazova, A.M. Murtazaev // Young researchers. 2023. P. 139-144.
2. Komensky Y.A. Great didactics / Selected pedagogical works: in 2 volumes - M.: Pedagogy. 1988. 254 p.
3. Krivshenko L.P. Pedagogy: Textbook and workshop for academic bachelor's degree / L.P. Krivshenko, L.V. Yurkina. - Lyubertsy: Yurayt, 2019. 364 p.
4. Minina N.N. Features of conducting virtual excursions at school / N.N. Minina, O.G. Al-exandrova // Scientific news. 2022. № 29.
5. Pidkasisty P.A. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities and pedagogical colleges / M.: Ped. General Russia, 2019. 254 p.
6. Khlyupko Yu.V. Interactive methods as a means of enhancing the cognitive activity of junior schoolchildren // Best research project 2022. 2022. P. 101-107.
7. Schneider E.V. The importance of updating the cognitive activity of junior schoolchildren in the lesson "The World Around us" / E.V. Schneider, V.I. Kirillova // Social science and social psychology. 2022. № 5 (35). P. 41-47.
8. Shchukina G.I. The problem of cognitive interest in pedagogy. - Moscow: Pedagogy, 1971. 352 p.
jftRJ_